Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем icon

Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем



НазваниеТема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем
Дата конвертации04.12.2012
Размер341.96 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Тема. Распад СССР

Примаков Е.М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. – С. 55-56. Причины распада СССР – баланс достижений и проблем.

Глубинные экономические причины краха Советского Союза проявились в структурном кризисе административно-командной системы. В советский период было достигнуто очень многое – СССР стал индустриальной державой, освоены богатейшие нефтяные месторождения в Западной Сибири (и сегодня вся добыча нефти России осуществляется с этих месторождений), совершен прорыв в космос, установлен ракетно-ядерный паритет с США. Все это было достигнуто при административно-командной экономической модели, которая сделала возможным концентрацию мобилизационных усилий и всего потенциала страны на этих важных прорывных участках. Большие достижения обозначились у советского высшего образования, возведено в закон получение среднего образования для всех детей, развивалась система профессионально-технической подготовки. Но одновременно в упадок приходили целые отрасли, предназначенные для удовлетворения повседневных потребностей человека. Куда ни глянь, образовывались дефициты, пустели полки магазинов. И все это происходило уже тогда, когда, казалось бы, трудности должны были быть преодолены: позади остались годы разорения села ради такой важной цели, как индустриализация страны, бесправного положения колхозников, которые, не имея паспортов, не могли покинуть предписанное им место работы. Уже позади было и поистине героическое восстановление страны, пережившей страшные жертвы и разрушения во время Второй мировой войны. Народ все это вынес, пережил, уповая на то, что такой трудный путь ведет к счастливому будущему. А оно не наступало…


ВОПРОСЫ:

Какие успехи в развитии СССР отмечает автор документа?

Какие проблемы были наиболее острыми и привели к распаду СССР?

О каких трудностях исторического развития СССР упоминается в документе? Что Вы знаете об этих событиях?

Что такое административно-командная система и каковы ее основные характеристики?

В чем автор видит причины распада СССР? Согласны ли Вы с его позицией?

Какие еще факторы могли бы быть названы при анализе причин распада СССР?


ЗАДАНИЯ:

Дайте определение следующим понятиям из документа: административно-командная модель, паритет, индустриальная держава, структурный кризис, мобилизационные усилия, повседневная жизнь человека.

Сформулируйте несколько вопросов, которые могли бы задать автору документа.

Предложите название для данного отрывка.

Назовите несколько проблем, которые поднимает Е.М. Примаков.


^ Тема. Распад СССР

Р.И. Хасбулатов «Так разбивали Советский Союз» (из беседы)

Самая большая опасность возникла, когда появилась идея заключения нового Союзного договора. Идея совершенно пагубная. Первый Союзный договор, объединивший Российскую Федерацию, Украину, Закавказье, был заключен в 1922 году. Он послужил основой первой советской Конституции в 1924 году. В 1936 году была принята вторая, а в 1978 – третья Конституция. И Союзный договор в них окончательно растворился, о нем помнили только историки. И вдруг он возникает вновь. Своим появлением он ставил под сомнение все предыдущие конституции, как бы признавал СССР нелегитимным. С этого момента дезинтеграция начала набирать силу.


ВОПРОСЫ:

Какова роль автора документа в событиях 1991 года?

В чем автор видит причину распада СССР?

С какого года, по мнению Р.И. Хасбулатова, «дезинтеграция начала набирать силу»?

Что Вы знаете об отражении в советских конституциях идеи Союза между республиками?

Согласны ли Вы с автором?


ЗАДАНИЯ:

Узнайте основные вехи в биографии Р.И. Хасбулатова. Определите его политические взгляды.

Были ли проблемы при создании СССР? Если «да», то назовите основные из них. Если «нет», то объясните, почему СССР так быстро распался.

Определите понятие «дезинтеграция». Назовите исторические события, которые могут быть отнесены к процессу дезинтеграции республик СССР.


Тема. Распад СССР. Кризис в СССР к 1991 году.

Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. Перестройка и крах СССР. 1985-1993. – СПб.: Норма, 2010. С. 129.

Прилавки магазинов окончательно опустели, дефицит продовольствия стал тотальным. Провинция давно привыкла к карточкам. В декабре 1990 года нормированное распределение некоторых продуктов было введено и в Москве, которая до этого снабжалась по иным нормам.

В декабре 1990 года М.С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира, что спровоцировало в широких слоях населения всплеск недовольства проводимой политикой. Стал очевидным разрыв между триумфом президента за рубежом и результатами его реформ внутри страны. В 1991 год СССР вступил без плана и бюджета. Все 15 республик последовательно продвигались к своему суверенитету. Произошло размежевание политических сил, осознаны развилки «рынок или план», «демократия или авторитаризм», «одна партия-государство или многопартийность», «плюрализм или единая идеология». М.С. Горбачев, выступая с позиций центризма, стремился стоять над политической схваткой. Это был опасный выбор. Но президент СССР все еще возглавлял партийно-государственный аппарат и оставался главнокомандующим вооруженными силами СССР».

ВОПРОСЫ:

Какие направления политики в годы перестройки были успешными, а какие – проблемными?

Какую позицию занимал М.С. Горбачев по отношению к переменам в стране? Что в этой позиции было положительным, а что – отрицательным?

Согласны ли Вы с позицией авторов, что к началу 1991 года произошло размежевание политических сил и пройдены названные развилки?


ЗАДАНИЯ:

Найдите информацию о введении карточек в годы перестройки на продукты и некоторые товары. На что были введены карточки? Какие нормы отпуска товаров и продуктов существовали? С чем было связано нормативное распределение именно этих продуктов и товаров?

Почему М.С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира? Какие действия во внешней политике СССР получили такую высокую оценку? Приведите конкретные примеры.

Объясните суть тех развилок, которые представлены в документе.


^ Тема. Распад СССР. Августовский путч 1991г.

Полный текст обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 г.

Соотечественники! Граждане Советского Союза!

В тяжкий, критический для судеб Отечества и наших народов час обращаемся мы к вам! Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М.С. Горбачева политика реформ, задуманная как средство обеспечения динамичного развития страны и демократизации общественной жизни, в силу ряда причин зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и отчаяние. Власть на всех уровнях потеряла доверие населения. Политиканство вытеснило из общественной жизни заботу о судьбе Отечества и гражданина. Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства. Страна по существу стала неуправляемой.

Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества. Циничная спекуляция на национальных чувствах - лишь ширма для удовлетворения амбиций. Ни сегодняшние беды своих народов, ни их завтрашний день не беспокоят политических авантюристов. Создавая обстановку морально-политического террора и пытаясь прикрыться щитом народного доверия, они забывают, что осуждаемые и разрываемые ими связи устанавливались на основе куда более широкой народной поддержки, прошедшей к тому же многовековую проверку историей. Сегодня те, кто по существу ведет дело к свержению конституционного строя, должны ответить перед матерями и отцами за гибель многих сотен жертв межнациональных конфликтов. На их совести искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев. Из-за них потеряли покой и радость жизни десятки миллионов советских людей, еще вчера живших в единой семье, а сегодня оказавшихся в собственном доме изгоями. Каким быть общественному строю, должен решать народ, а его пытаются лишить этого права.

Вместо того, чтобы заботиться о безопасности и благополучии каждого гражданина и всего общества, нередко люди, в чьих руках оказалась власть, используют ее в чуждых народу интересах, как средство беспринципного самоутверждения. Потоки слов, горы заявлений и обещаний только подчеркивают скудость и убогость практических дел. Инфляция власти, более страшная, чем всякая иная, разрушает наше государство, общество. Каждый гражданин чувствует растущую неуверенность в завтрашнем дне, глубокую тревогу за будущее своих детей.

Кризис власти катастрофически сказался на экономике. Хаотичное, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма - регионального, ведомственного, группового и личного. Война законов и поощрение центробежных тенденций обернулись разрушением единого народнохозяйственного механизма, складывавшегося десятилетиями. Результатом стали резкое падение уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и теневой экономики. Давно пора сказать людям правду: если не принять срочных и решительных мер по стабилизации экономики, то в самом недалеком времени неизбежен голод и новый виток обнищания, от которых один шаг до массовых проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями. Только безответственные люди могут уповать на некую помощь из-за границы. Никакие подачки не решат наших проблем, спасение - в наших собственных руках. Настало время измерять авторитет каждого человека или организации реальным вкладом в восстановление и развитие народного хозяйства.

Долгие годы со всех сторон мы слышим заклинания о приверженности интересам личности, заботе о ее правах, социальной защищенности. На деле же человек оказался униженным, ущемленным в реальных правах и возможностях, доведенным до отчаяния. На глазах теряют вес и эффективность все демократические институты, созданные народным волеизъявлением. Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо попирая Основной Закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной диктатуре. Префектуры, мэрии и другие противозаконные структуры все больше явочным путем подменяют собой избранные народом Советы.

Идет наступление на права трудящихся. Права на труд, образование, здравоохранение, жилье, отдых поставлены под вопрос. Даже элементарная личная безопасность людей все больше и больше оказывается под угрозой. Преступность быстро растет, организуется и политизируется. Страна погружается в пучину насилия и беззакония. Никогда в истории страны не получали такого размаха пропаганда секса и насилия, ставящие под угрозу здоровье и жизнь будущих поколений. Миллионы людей требуют принятия мер против спрута преступности и вопиющей безнравственности.

Углубляющаяся дестабилизация политической и экономической обстановки в Советском Союзе подрывает наши позиции в мире. Кое-где послышались реваншистские нотки, выдвигаются требования о пересмотре наших границ. Раздаются даже голоса о расчленении Советского Союза и о возможности установления международной опеки над отдельными объектами и районами страны. Такова горькая реальность. Еще вчера советский человек, оказавшийся за границей, чувствовал себя достойным гражданином влиятельного и уважаемого государства. Ныне он - зачастую иностранец второго класса, обращение с которым несет печать пренебрежения либо сочувствия. Гордость и честь советского человека должны быть восстановлены в полном объеме.

Государственный комитет по чрезвычайному положению и СССР полностью отдает себе отчет в глубине поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу Родины и преисполнен решимости принять самые серьезные меры по скорейшему выводу государства и общества из кризиса.

Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и определиться по нему, ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины.

Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра.

Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родины, к ее экономическому и социальному процветанию, которое позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций. Развитие страны не должно строиться на падении жизненного уровня населения. В здоровом обществе станет нормой постоянное повышение благосостояния всех граждан.

Не ослабляя заботы об укреплении и защите прав личности, мы сосредоточим внимание на защите интересов самых широких слоев населения, тех, по кому больнее всего ударили инфляция, дезорганизация производства, коррупция и преступность. Развивая многоукладный характер народного хозяйства, мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг.

Нашей первоочередной заботой станет решение продовольственной и жилищной проблем. Все имеющиеся силы будут мобилизованы на удовлетворение этих самых насущных потребностей народа.

Мы призываем рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший срок восстановить трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства, чтобы затем решительно двинуться вперед. От этого зависит наша жизнь и будущее наших детей и внуков, судьба Отечества.

Мы являемся миролюбивой страной и будем неукоснительно соблюдать все взятые на себя обязательства. У нас нет ни к кому никаких притязаний. Мы хотим жить со всеми в мире и дружбе, но мы твердо заявляем, что никогда и никому не будет позволено покушаться на наш суверенитет, независимость и территориальную целостность. Всякие попытки говорить с нашей страной языком диктата, от кого бы они ни исходили, будут решительно пресекаться.

Наш многонациональный народ веками жил исполненный гордости за свою Родину, мы не стыдились своих патриотических чувств и считаем естественным и законным растить нынешнее и грядущее поколения граждан нашей великой державы в этом духе. Бездействовать в этот критический для судеб Отечества час - значит взять на себя тяжелую ответственность за трагические, поистине непредсказуемые последствия. Каждый, кому дорога наша Родина, кто хочет жить и трудиться в обстановке спокойствия и уверенности, кто не приемлет продолжения кровавых межнациональных конфликтов, кто видит свое Отечество в будущем независимым и процветающим, должен сделать единственно правильный выбор. Мы зовем всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени. Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса.

Конструктивные предложения общественно-политических организаций, трудовых коллективов и граждан будут с благодарностью приняты как проявление их патриотической готовности деятельно участвовать в восстановлении вековой дружбы в единой семье братских народов и возрождении Отечества.

18 августа 1991 года. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ В СССР".


ВОПРОСЫ:

Как в документе оценивается сложившаяся в стране ситуация?

Кого авторы документа обвиняют в экстремизме?

Как авторы выступления определяют патриотизм? Согласны ли Вы с их позицией?

Согласны ли Вы с утверждением, что демократические институты потеряли свой вес к моменту выхода данного обращения? Аргументируйте свою позицию.

Каковы программные положения, сформулированные в данном обращении?


ЗАДАНИЯ:

Назовите проблемы, о которых упоминают авторы документа.

Определите исторические факты, которые упоминаются в документе.

Выпишите понятия, которые называются в документе. Определите, какие из них Вам известны, а какие – нет. Найдите информацию о незнакомых для Вас понятиях.

Обратите внимание на следующие термины и словосочетания: демократизация общественной жизни, политиканство, экстремистские силы, спекуляция на национальных чувствах, политический авантюризм, конституционный строй, межнациональные конфликты, беженцы, инфляция власти, война законов, центробежные тенденции, спекуляция, теневая экономика, демократические институты, антиконституционный переворот, реваншистские нотки, коррупция, дезорганизация производства, многоукладный характер народного хозяйства, суверенитет, патриотическая готовность.

Назовите цели, которые, на Ваш взгляд, преследовало ГКЧП. Расставьте их в порядке приоритетности – от главной до наименее важной.

Сделайте вывод об исторических последствиях, которые были бы в случае прихода к власти ГКЧП. Поясните свою позицию с учетом сложившейся исторической обстановки.

Назовите приемы пропаганда и убеждения, которые используют авторы обращения.

Сформулируйте два-три вопроса, которые Вы могли бы задать членам ГКЧП.


Тема. Распад СССР. Августовский путч 1991г.

Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985-1999. – СПб.: Норма, 2010. С. 204-205.

Как ни парадоксально звучит, вопрос о том, быть ли Советскому Союзу, в августе 1991 г. вообще не являлся актуальным. Сегодня сытые и имеющие работу люди полагают, будто проблема сохранения державы не может не существовать по определению. Но в тот момент она действительно не существовала в сознании десятков миллионов граждан России. Точно так же, как не существует проблема наполнения магазинных прилавков, скажем, в тот момент, когда на вас охотится тигр. Угроза безопасности всегда вытесняет заботу о пропитании, а забота о пропитании – любые мысли о державности.

Российские женщины хотели, чтобы им было чем накормить детей, а мужчины не желали краснеть перед женщинами из-за того, что приносимые ими в качестве зарплаты деньги становились уже почти что бесполезными фантиками. Поэтому ликвидация договора об СССР не вызвала никаких сколько-нибудь серьезных протестов. И это при том, что общество не было пассивным. Люди интенсивно обсуждали вопрос о готовящейся в стране экономической реформе, а затем – после ее начала – реально, с горящими глазами и перекошенными от злобы на врага лицами выступали либо против реформаторов, либо против коммунистов (в зависимости, естественно, от своих взглядов). Вопрос же о сохранении Союза в тот момент никаких серьезных эмоций не вызывал.

Формально СССР просуществовал с августа до декабря, до момента подписания лидерами России, Украины и Белоруссии так называемых беловежских соглашений: Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич росчерком пера устранили то, что и так уже не существовало с августа. Крайне наивно считать, будто «три заговорщика» могли бы похоронить великую страну, если бы она уже не распалась к тому времени на 15 отдельных государств. Можно жалеть о судьбе СССР или относиться к демонтажу империи спокойно (это вопрос личного выбора каждого), но объективно сохранить Союз не имелось никакой возможности. Легче, пожалуй, было бы сшить из обрывков лопнувший воздушный шарик.


ВОПРОСЫ:

В чем автор документа видит причину распада СССР?

Согласны ли Вы с высказанными взглядами? Почему? Какие аргументы или контраргументы Вы могли бы привести?

Что Вы знаете об исторических деятелях, которые упоминаются в документе?


ЗАДАНИЯ:

Сформулируйте в одно предложение главную мысль автора по поводу распада СССР.

Перечислите основные понятия, которые используются в тексте. Дайте их определения.

Сформулируйте два-три вопроса, которые могли бы задать автору документа.

Дополните названные причины распада СССР.


^ Тема. Перестройка и отношение к компартии.

А.И. Солженицын «Как нам обустроить Россию» Специальный выпуск. Брошюра к газете "Комсомольская правда" от 18 сентября 1990 г.

…А на что ушло пять, скоро шесть лет многошумной "перестройки"? На жалкие внутрицекашные перестановки. На склепку уродливой искусственной избирательной системы, чтобы только компартии не упустить власть. На оплошные, путаные и нерешительные законы.

Нет, не откроется народного пути даже к самому неотложному, и ничего дельного мы не достигнем, пока коммунистическая ленинская партия не просто уступит пункт конституции - но полностью устранится от всякого влияния на экономическую и государственную жизнь, полностью уйдет от управления нами, даже какой-то отраслью нашей жизни или местностью. Хотелось бы, чтоб это произошло не силовым выжиманием и вышибанием ее - но ее собственным публичным раскаянием: что цепью преступлений, жестокостей и бессмыслия она завела страну в пропасть и не знает путей выхода. Вот чему пора, а не состраивать теперь для позорной преемственности новую РКП, принимать всю кровь и грязь на русское имя и волочиться против хода истории. Такое публичное признание партией своей вины, преступности и беспомощности стало бы хоть первым разрежением нашей густо-гнетущей моральной атмосферы.

А еще высится над нами - гранитная громада КГБ, и тоже не пускает нас в будущее. Прозрачны их уловки, что именно сейчас они особенно нужны - для международной разведки. Все видят, что как раз наоборот.

Вся цель их - существовать для себя, и подавлять всякое движение в народе. Этому ЧКГБ с его кровавой 70-летней злодейской историей - нет уже ни оправдания, ни права на существование…


ВОПРОСЫ:

Как оценивает автор политические итоги перестройки? В чем он видит ее политическую сущность?

О каком пункте конституции идет речь в документе?

Какие требования к коммунистической партии выдвигает автор?

В чем А. Солженицын видит основные опасности политического развития страны?


ЗАДАНИЯ:

Определите проблемы политического развития, на которые указывает автор.

Перечислите основные идеи автора о политическом развитии страны. С какими из них Вы согласны, а с чем могли бы поспорить.

Проанализируйте предложения автора с точки зрения их реалистичности.

Сформулируйте два-три вопроса, которые могли бы задать автору документа.


^ Е. Стариков «Перед выбором» (1991)

…Человек, которого ежедневно и ежечасно отлучают от чувства собственного достоинства, стремится к самоутверждению, к тому, чтобы сохранить самоуважение, сознание, что ты – далеко не последний в этом обществе. Достичь этого можно двумя путями: путь трудный – оказать сопротивление подавляющей тебя силе; иной путь – наименьшего сопротивления: уступив сильнейшему, найти кого-то, кто слабее тебя, и уж на нем отыграться, унизить так же, как унизили тебя. Это, как говорил Кант, «скорее сатанинский, чем человеческий образ действий», - сознательно выбранное зло как способ утверждения своей «самости». Нарушение моральных норм возможно ради достижения прагматической цели. Но даже если никакой выгоды для подобного типа личности нет, она все равно творит зло – «бескорыстно», а порой даже и в ущерб собственным материальным интересам. Перед нами сформированный казарменной системой активный и сознательный носитель морального зла: зло как путь самореализации, садизм как способ развлечения. На первый план здесь выступает иррациональная воля к власти. Так же, как и зависть, садизм превращается в некий принцип бытия. Мощь и власть вызывают у авторитарной личности безусловное преклонение, независимо от того, принадлежат ли они отдельному человеку или целой организации. «Власть зачаровывает его не какими-то ценностями, за которые специфическая власть может выступать, но просто потому, что она власть, - пишет западный исследователь Э. Фромм. – И как его «любовь» автоматически порождается властью, так бессильные люди или институции автоматически вызывают его презрение. Сам вид беспомощного индивида вызывает в нем стремление к нападению, доминированию, унижению этого индивида». Социальный характер такого типа отлично вписывается в структуру поголовного рабства: холоп и холуй по отношению к вышестоящим, одновременно разнузданный угнетатель-самодур по отношению к подчиненным…


ВОПРОСЫ:

Как соотносятся человек и власть в понимании автора?

Что в тексте говорится о путях сохранения человеком самоуважения?

Что понимается в тексте под «иррациональной волей к власти»?

Согласны ли Вы с позицией автора о путях сохранения человеком самоуважения?

Как соотносятся власть и мораль?

С какими из высказанных автором взглядов Вы согласны, а с какими – нет?


ЗАДАНИЯ:

Перечислите черты авторитарной личности.

Найдите информацию о философах, которые упоминаются в тексте.

Назовите примеры из истории, показывающие разные соотношения власти и морали.

Сформулируйте главную мысль автора.


^ В. Афанасьев «Человек и власть» (1991)

Любая форма власти ведет к принуждению, к ограничению свободы человека. А ограничение свободы приводит в той или иной мере к потере личной ответственности. В этой связи чрезвычайно важно отыскать оптимальное сочетание власти, свободы и ответственности…

Власть сопряжена с ответственностью ее предержащих, ответственностью перед подвластным человеком, коллективом, а верховная власть – перед страной, обществом. Чрезмерная концентрация власти приводит к изоляции наделенного властью человека от рядового человека, коллектива, общества. Она порождает безответственность как держателя власти, так и подвластных. Со стороны власть имущих безответственность проявляется в пренебрежении, попрании прав, свобод и интересов по отношению к подвластным, а нередко, при тоталитарном режиме, к жестокому принуждению, насилию над ним. Со стороны подвластного, подвластных – в апатии, безразличии к проблемам коллектива, общества, падению их политической культуры и активности. «Наша хата с краю», поскольку все решает «хата» в Центре…


ВОПРОСЫ:

Каким автор видит соотношение власти и свободы?

В чем заключается ответственность имеющих власть людей?

Как проявляется ответственность подчиненных?

Почему ответственность важна для властных отношений?


ЗАДАНИЯ:

Найдите информацию об авторе документа. Какова его роль в политических событиях 1990-х годов?

Назовите, какие понятия, связанные с властными отношениями, встречаются в тексте. Дайте их определения.

Сформулируйте два-три вопроса, которые могли бы задать автору текста.


^ Тема. Вооруженный конфликт на территории Чеченской республики.

ОБРАЩЕНИЕ к народу и Верховному Совету Чечено-Ингушской Республики. Принято 2 сентября 1991 г. на собрании деятелей мусульманской религии, мулл мечетей, хадж, представителей общественности в г. Грозном

Десять дней, как в центре Грозного, перед зданием Верховного Совета под видом митинга происходят беспорядки. Захвачено здание правительства республики, затруднена работа государственного транспорта, испорчены несколько автобусов и троллейбусов. Люди, творящие эти бесчинства, выдают себя за представителей чеченского народа в лице Исполкома Общенационального съезда и Вайнахской демократической партии (ВДП). Эти две организации, являющиеся организаторами беспорядков, грубо попирают Конституцию республики, советские законы и ни в коей мере не представляют миллионный чеченский народ. Действия этих людей не вписываются в традиции, культуру и обычаи чеченского народа, который никогда не уполномочивал их противопоставлять себя избранному всеми гражданами республики Верховному Совету и органам власти.

Требование лидеров Чеченского исполкома и Вайнахской демократической партии распустить Верховный Совет и передать им государственную власть является не только антиконституционным, но и глубоко аморальным актом.

Власть может принадлежать только избранному народом, на основе Конституции, Верховному Совету. Созданный 1 сентября 1991 года Чеченским съездом комитет — антиконституционный орган. Он не имеет под собой никаких юридических оснований. Наша республика состоит из многих народов, которые имеют равные права.

Мы, деятели мусульманской религии, муллы мечетей, хаджи, представители общественности, глубоко обеспокоены сложившейся в республике обстановкой. Откровенно незаконная попытка лидеров Чеченского исполкома и ВДП узурпировать власть неминуемо может привести к кровопролитию. В создавшейся ситуации мы видим только два выхода: немедленное прекращение беспорядков и объявление Верховным Советом всенародных выборов Президента республики.

Верховному Совету Чечено-Ингушской Республики обеспечить безопасность граждан и нормальное функционирование органов власти. Во имя сохранения мира и согласия в нашем доме, избежания кровопролития и национальной трагедии призываем лидеров Чеченского исполкома и ВДП к благоразумию, роспуску организованных ими групп. В противном случае все политические последствия начатого ими дела тяжким проклятием лягут на их совесть. Чеченский народ никогда не простит им такого злодеяния. Ни один истинный мусульманин не выйдет на их похороны, ни один мулла не прочтет над ними ясин!1

Именем Аллаха, его пророка, ваших матерей и отцов, сестер и жен, детей заклинаем вас услышать голос разума, найти в себе силы отказаться от пагубного для всех нас дела и разойтись по домам.


ВОПРОСЫ:

Как авторы обращения описывают сложившуюся ситуацию?

На каких принципиальных позициях находятся авторы документа? Каковы их ценности?

Кто называется виновником сложившейся конфликтной ситуации?

В чем была причина конфликта?


ЗАДАНИЯ:

Определите историческую обстановку, которая сложилась к моменту появления данного обращения. Назовите основные события.

Перечислите понятия, которые упоминаются в документе. Дайте определения и найдите информацию о них в случае необходимости.

Получите дополнительную информацию о деятельности Вайнахской демократической партии.


^ Тема. Вооруженный конфликт на территории Чеченской республики.

Из обращения Президента РСФСР Б.Н. Ельцина к лидерам Исполкома Общенационального Конгресса чеченского народа (ОКЧН) от 19 октября 1991 года.

На протяжении последних недель мирная земля Чечено-Ингушетии превратилась в арену массовых беспорядков и вооруженных столкновений, сопровождающихся захватом государственных учреждений, погромами, бесчинствами и гибелью людей. Причина этого — в откровенно противоконституционных, противозаконных действиях Исполкома Общенационального конгресса чеченского народа и его лидеров, которые стремятся дестабилизировать ситуацию в республике и взять власть в свои руки путем использования организованных ими вооруженных отрядов так называемой “национальной гвардии”.

Все предпринятые в рамках политических переговоров меры не привели к восстановлению спокойствия и гражданского согласия. Напротив, обстановка становится все более непредсказуемой и чреватой самыми серьезными последствиями для настоящего и будущего республики. Такое положение не может быть терпимо.

Исходя из интересов обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя Чечено-Ингушской Республики, на основании предоставленных Конституцией и законами РСФСР полномочий и лежащей на мне ответственности за судьбы народа и жизнь людей, требую от лидеров Исполкома Общенационального конгресса чеченского народа и поддерживающих их группировок прекращения противоправных действий и безоговорочного подчинения закону.

Предлагаю в течение трех суток:

а) выполнить Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О политической ситуации в Чечено-Ингушской Республике» № 1723-1 от 8 октября 1991 г. и Постановление Верховного Совета РСФСР «О положении в Чечено-Ингушской Республике» № 1733-1 от 10 октября 1991 г.;

б) освободить все захваченные здания и помещения, принадлежащие государственным органам и общественным организациям;

в) сдать все имеющееся оружие органам внутренних дел республики;

г) распустить незаконно созданные вооруженные формирования.

17 ноября 1991 года совместно с Временным Высшим Советом Республики провести демократические выборы Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики, референдум о государственном устройстве Чечено-Ингушской Республики согласно действующему законодательству РСФСР.

Предупреждаю, что, в случае невыполнения этих требований, будут приняты все предусмотренные законами РСФСР меры в интересах нормализации обстановки, обеспечения безопасности населения и защиты конституционного строя.


ВОПРОСЫ:

Кого обвиняет Б.Н. Ельцин в сложившейся ситуации?

Что Вы знаете о деятельности Исполкома Общенационального конгресса чеченского народа?

Какие цели преследовали стороны конфликта?

Насколько выполнимыми представляются требования Президента РСФСР?


ЗАДАНИЯ:

Дайте характеристику ситуации, сложившейся на территории Чечено-Ингушетии к осени 1991 года.

Проанализируйте требования, выдвинутые в обращении с точки зрения их соответствия сложившейся ситуации, своевременности и жесткости. Выскажите свое мнение, насколько они были полными и адекватными. Можно ли предложить еще какие-то меры по преодолению сложившегося конфликта.

Выпишите основные понятия, которые Вы встретили в документе. Дайте им определения и характеристики.


^ Тема. Вооруженный конфликт на территории Чеченской республики.

Указ президента самопровозглашенной Чеченской Республики генерала Д. Дудаева

В соответствии с Законом “О президентской деятельности” в целях дальнейшего совершенствования организованной структуры и оперативности управления Вооруженными Силами Чеченской Республики постановляю:

1. Все вооруженные формирования на территории Чеченской Республики подчинить Президенту Чеченской Республики.

2. Создать Штаб Вооруженных Сил при Президенте Чеченской Республики для управления частями и подразделениями регулярной армии и частями народного ополчения.

3. В порядке реализации Указа Президента Чеченской Республики “О национальной гвардии” от 23 ноября 1991 г., Министерству юстиции совместно со Штабом Вооруженных Сил в срок до 15 декабря 1991 г. разработать проект устава, структуру и штатное расписание национальной гвардии.

4. Наделить национальную гвардию правами юридического лица. Установить для национальной гвардии гербовую печать с текстом по окружности: “Национальная гвардия Чеченской Республики” с латинским шрифтом на чеченском языке.

5. Кабинету министров произвести расчет финансирования национальной гвардии в соответствии со штатным расписанием и определить штатно-должностные оклады для личного состава национальной гвардии.

6. Министерству промышленности товаров народного потребления и услуг совместно со штабом Вооруженных Сил разработать и приготовить форму одежды для гвардейцев в летнем и зимнем исполнении, парадную и повседневную, в количестве, заявленном штабом Вооруженных Сил, в срок до 15 января 1992 г.


ВОПРОСЫ:

Что Вы знаете об авторе документа?

Какова цель данного указа?

Какие выводы могут быть сделаны на основе анализа данного документа?


ЗАДАНИЯ:

Назовите несколько причин выхода данного указа.

Сформулируйте два-три вопроса, которые могли бы задать Д. Дудаеву.


^ Сахаров А.Д. Выступление на I съезде депутатов СССР 9 июня 1989г.

Мы получили в наследство от сталинизма национально-конституционную структуру, несущую на себе печать имперского мышления и имперской политики “разделяй и властвуй”. Жертвой этого наследия являются малые союзные республики и малые национальные образования, входящие в состав союзных республик по принципу административного подчинения. Они на протяжении десятилетий подвергались национальному угнетению...

Но жертвой этого наследия стали и большие народы, в том числе русский народ, на плечи которого лег основной груз имперских амбиций и последствий авантюризма и догматизма во внешней и внутренней политике. Необходимы срочные меры. Я предлагаю обсудить переход к федеративной горизонтальной системе национально-конституционного устройства. Эта система предусматривает предоставление всем существующим национально-территориальным образованиям вне зависимости от их размера и нынешнего статуса равных политических, юридических и экономических прав с сохранением теперешних границ. Со временем, возможно, будет необходимо уточнение границ.

Председательствующий (М.С.Горбачев). Все-таки заканчивайте, Андрей Дмитриевич. Два регламента уже использованы.

Сахаров А.Д. Я заканчиваю. Опускаю аргументацию. Я пропускаю очень многое.

Председательствующий. Все Ваше время, два регламента истекло. Прошу извинить меня. Все.

Сахаров А.Д. Я настаиваю.

Председательствующий. Все, товарищ Сахаров. Товарищ Сахаров, вы уважаете съезд? Хорошо. Все.


ВОПРОСЫ:

Каково Ваше отношение к федеративной горизонтальной системе? Были ли сделаны шаги в этом направлении в России?

Насколько актуальны были мысли автора в момент их произнесения и сохранилась ли их значимость для сегодняшнего дня?

Как Вы относитесь к позиции Председательствующего во время выступления?

Согласны ли Вы с позицией А.Д.Сахарова?


ЗАДАНИЯ:

Найдите информацию об общественно-политической деятельности А.Д. Сахарова.

Перечислите особенности территориально-государственного устройства СССР с точки зрения федерализма.

Назовите основные понятия в документе. Дайте их определения.

Сформулируйте два-три вопроса к автору выступления.


^ Тема Отношения с США. Окончание холодной войны.

Д О Г О В О Р

между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991г.

Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами,

сознавая, что ядерная война имела бы опустошительные последствия для всего человечества, что она никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей,

будучи убежденными, что меры по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений и другие обязательства, изложенные в настоящем Договоре, будут способствовать уменьшению опасности возникновения ядерной войны, а также упрочению международного мира и безопасности,

признавая, что интересы Сторон и интересы международной безопасности требуют укрепления стратегической стабильности …

Настоящий Договор остается в силе в течение 15 лет, если только он не будет заменен ранее этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Не позднее чем за один год до истечения 15-летнего срока Стороны проводят встречу для рассмотрения вопроса о том, будет ли настоящий Договор продлен. Если Стороны примут такое решение, настоящий Договор будет продлен на пятилетний срок, если только он не будет заменен до истечения этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Настоящий Договор продлевается на очередные пятилетние сроки, если Стороны примут такое решение, в соответствии с процедурами, регулирующими его первоначальное продление, и остается в силе в течение каждого согласованного пятилетнего срока продления, если только он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.


ВОПРОСЫ:

Какие причины подписания договора называются в тексте?

Что Вы знаете о сложившейся на момент заключения договора международной ситуации?

Какие цели преследовали СССР и США, заключая данный договор?


ЗАДАНИЯ:

Назовите общие принципы, на которых заключен данный договор.

Найдите в интернете полный текст документа и определите, какие вооружения сокращались.

Оцените роль данного договора в истории. Предположите аргументы его сторонников и противников.


^ Тема. Распад социалистического лагеря

Будапештское заявление государств-участников Варшавского Договора от 25 февраля 1991 года

Страны Европы освобождаются от наследия прошлого, связанного с эрой конфронтации и раскола континента. Парижская хартия провозгласила новую эпоху демократии, мира и единства в Европе. Государства — участники общеевропейского процесса строят дружественные отношения при уважении десяти принципов хельсинского Заключительного акта и на основе общей приверженности демократии, верховенству права и правам человека.

Двадцать два государства, подписавшие договор об обычных вооруженных силах в Европе, заявили в совместной декларации, что они больше не являются противниками, будут строить новые отношения партнерства и сотрудничества. Было подтверждено, что каждое государство имеет право быть или не быть участником Союзного договора. Прекращение раскола Европы открывает историческую возможность придать новое качество отношениям в сфере безопасности при полном уважении сохраняющейся за каждым государством свободы выбора.

С учетом происходящих в Европе глубоких перемен и в осуществление решений Московского совещания ПКК2 от 7 июня 1990 года государства — участники Варшавского Договора, действуя как суверенные и равноправные государства, решили упразднить его военные органы и структуры к 31 марта 1991 г.

Участники совещания отметили, что это решение призвано способствовать дальнейшему снижению военных потенциалов в Европе и переходу от блоковых к общеевропейским структурам безопасности в духе договоренностей, достигнутых на Парижской встрече СБСЕ3 на высшем уровне.

В новой обстановке развитие отношений между государствами, представленными на совещании, будет последовательно переводиться на двустороннюю основу - это отвечает как взаимной заинтересованности в партнерских, дружественных отношениях, так и современном европейским реалиям.


ВОПРОСЫ:

Какие принципы провозглашаются в данном заявлении?

Что Вы знаете о создании организации Варшавского договора (дата его создания, цели и задачи)?

Что Вы знаете о Заключительном акте в Хельсинки?

Как в документе определяется возможность дальнейшего сотрудничества стран?


ЗАДАНИЯ:

Назовите исторические события, непосредственным участником которых была организация Варшавского договора.

Найдите десять принципов, провозглашенных в Заключительном акте Хельсинского договора. Определите наиболее значимые с Вашей точки зрения положения.

Охарактеризуйте внешнеполитическую ситуацию на момент появления данного заявления.

Определите следующие понятия из документа: конфронтация, раскол, Парижская хартия, общеевропейский процесс, Заключительный акт в Хельсинки, блоковые структуры, СБСЕ, двусторонняя основа.


^ Тема. Новое мышление во внешней политике. Нормализация отношений с Японией

Из выступления М.С. Горбачева на сессии Верховного Совета СССР. «Правда» от 27 апреля 1991г.

Готовясь к поездке, мы исходили из того, что процесс перемен в двусторонних отношениях нельзя насильно форсировать, оказывать давление на саму историю. Но и дожидаться, что все образуется само собой, автоматически, уходить от существующих проблем, какие бы они ни были, тоже нельзя. Раз они есть, их надо обсуждать, рассматривать, искать пути преодоления.

На протяжении десятилетий мы с Японией доказали друг другу, что, в общем-то, можем жить друг без друга. Но ущерб от этого - политический, интеллектуальный, экономический - продолжал накапливаться. И от этого никому не становилось лучше.

Переговоры с премьер-министром Кайфу мы оба охарактеризовали как открытые и конструктивные. Но все заметили, что они были очень непростыми, порой принимали драматический оборот.

Трудности, которые мы, разумеется, предвидели, связаны с наследием войны. Это - проблема территориального размежевания или, как называют японцы, "северных территорий".

Мы долгое время делали вид, что такой проблемы вообще не существует. Но она никуда не делась. И это становилось все более ясным по мере того, как мы стали объективно в ней разбираться, изучая историю вопроса, юридические, политические, психологические ее аспекты.

Наш подход состоял в следующем. Надо искать взаимопонимание на путях движения к мирному договору, который стал бы документом окончательного послевоенного урегулирования, включая территориальное размежевание.

Переговоры, повторяю, были трудными. Каждый настойчиво и аргументированно отстаивал свои позиции, государственные интересы своей страны.

В конце концов все-таки мы вышли на совместное политическое заявление, в котором зафиксировано согласие по широкому кругу вопросов.

Премьер Кайфу настаивал на том, чтобы декларация 1956 г. была названа в заявлении. Мы на это не пошли. И вот почему: в ней говорится не только об окончании состояния войны и восстановлении дипломатических отношений, но и о передаче Японии двух островов после заключения мирного договора. Мы считаем, что следует опираться только на ту часть документа, которая стала исторической реальностью, имела международно-правовые и физические последствия. А то, что последующая история как бы "стерла", невозможно, спустя 30 лет, просто так реанимировать. Шанс тогда был упущен. С тех пор возникли новые реальности. Из них и надо исходить.


ВОПРОСЫ:

В чем суть проблемы «северных территорий»? Почему она остается острой до сегодняшнего дня?

Какова позиция М.С. Горбачева по проблеме отношений с Японией? Поддерживаете Вы ее или нет? Почему?

Что Вы знаете о декларации 1956г., которая упоминается в документе?

Согласны ли Вы с тем, что историческая реальность должна определять отношения между странами?


ЗАДАНИЯ:

Проанализируйте исторический контекст территориального спора между нашей страной и Японией. Назовите ключевые исторические события в этих отношениях.

Сформулируйте свою точку зрения по проблеме «северных территорий».

Сделайте собственные предложения по решению проблемы отношений между нашей страной и Японией.

Предложите два-три вопроса, которые Вы могли бы задать автору документа.


^ Тема. Внешнеполитические просчеты СССР

А.И. Солженицын «Как нам обустроить Россию» Специальный выпуск. Брошюра к газете "Комсомольская правда" от 18 сентября 1990 г.

А до каких же пор мы будем снабжать и крепить - неспособные держаться тиранические режимы, насаженные нами в разных концах Земли, - этих бездонных расхитчиков нашего достояния? - Кубу, Вьетнам, Эфиопию, Анголу, Северную Корею, нам же - до всего дело! и это еще не все названы, еще тысячами околачиваются наши "советники", где ни попало. И столько крови пролито в Афганистане - жалко и его упустить? Гони деньги и туда?.. Это все - десятки миллиардов в год.

Вот кто на это даст отрубный единомгновенный отказ - вот это будет государственный муж и патриот.

А до каких пор и зачем нам выдувать все новые, новые виды наступательного оружия? да всеокеанский военный флот? Планету захватывать? А это все - уже сотни миллиардов в год. И это тоже надо отрубить - в одночас. Может подождать - и Космос.

А еще - льготное снабжение Восточной Европы нашим на все страдательным сырьем. Пожили "социалистическим лагерем" - и хватит. За страны Восточной Европы - радуемся, и пусть живут и цветут свободно, - а платят за все по мировым ценам.


ВОПРОСЫ:

Какие проблемы внешнеполитического курса СССР называются автором? Согласны ли Вы с его позицией?

Можно ли отказаться от направленности на международное влияние ради внутреннего развития страны?

Что Вы знаете о военных действиях в Афганистане и их результатах?


ЗАДАНИЯ:

Сформулируйте два-три вопроса, которые могли бы задать автору документа.

Выделите направления внешней политики СССР, которые критикует автор. Назовите аргументы и контраргументы по каждой позиции.

Найдите информацию по тому, как Советский Союз поддерживал «дружественные страны». Определите, что было обоснованным, а что оказалось неэффективным.



1 Одна из важнейших сур в Коране. Считается, что ее чтение прощает грехи, выполняет все повседневные нужды человека, облегчает боль и изгоняет страх.

2 Политический консультативный комитет.

3 Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconРаспад СССР лунегов С. В. ученик 10 «Б» кл
Влияние проблем, сопутствующих образованию ссср, на его распад
Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconКак изменилось эгп россии после распада СССР
Снг), целью образования которого являлось восстановление в новых экономических условиях, культурно – исторических связей и общей...
Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconСсср: причины образования и распада

Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconОглавление последствия распада СССР 3
Советского Союза. Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества...
Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconМ. С. Горбачев, начавший перестройку, скорее всего не имел определенного плана действий
Ссср, развалилась в 1991 году, оставив после себя десяток стран с разваленной экономикой, сложными национальными отношениями и миллионы...
Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconВ 1991 году был завершён процесс распада Советского Союза. Распад СССР окружён целым рядом мифов, некоторые из которых я и попытаюсь рассмотреть

Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconРаспад ссср: причины и последствия
Ссср, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории...
Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconСсср: причины образования и распада
Ссср, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории...
Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем iconРеферат на тему: «Распад ссср: причины и последствия» Работу
Ссср, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории...
Тема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем icon7. Основные принципы международного сотрудничества в окр среде
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных и экологических проблем. Будучи правопреемником ссср, Российская...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы