Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии icon

Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии



НазваниеПроект примерная программа учебной дисциплины основы патологии
Дата конвертации02.12.2012
Размер198.19 Kb.
ТипПримерная программа
скачать >>>


ПРОЕКТ


Примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы патологии


по специальности 060604. 51 Лабораторная диагностика


2012




Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

среднего профессионального образования (СПО) 060604. 51 «Лабораторная диагностика», квалификация медицинский лабораторный техник


Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Разработчик:

Моисеенко Римма Евгеньевна, преподаватель патологии высшей квалификационной категории



СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. ^

    СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации программы учебной дисциплины


11
  1. ^

    Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12




  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы патологии


1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 060604. 51 «Лабораторная диагностика» среднего профессионального образования, квалификация – медицинский лабораторный техник.


^ 1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


Учебная дисциплина Основы патологии является частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 060604.51 «Лабораторная диагностика».


^ 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оценивать показатели организма с позиции «норма – патология»


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- этиологию, механизмы развития и диагностику патологических процессов в

органах и системах;

- роль структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов

лабораторных показателей;

- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических

процессов;

- сущность типовых патологических процессов на молекулярно-

биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;

- патогенетические основы неотложных состояний, их клинические

проявления и основные принципы лабораторной диагностики.


^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.


^ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

^ Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:




практические занятия

32

^ Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

Работа с учебником, составление конспекта,

работа с дополнительной литературой по написанию рефератов, подготовке докладов, сообщений,

разработка мультимедийных презентаций,

составление словаря медицинских терминов, кроссвордов, графических диктантов, ситуационных задач, тестовых заданий

таблиц.

2

4


4

2

2

Итоговая аттестация в форме зачета





^

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы патологии







^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся

^ Объем часов

Уровень освоения




1

2

3

4




Раздел 1. Общая патология




75







Тема 1.1.

Предмет и задачи патологии. Нозология.

Содержание учебного материала

2




1.


2.

Предмет и задачи общей патологии, ее связь с медико-биологическими и клиническими дисциплинами. Методы патологической анатомии и патологической физиологии. Значение дисциплины для формирования профессионального мышления специалиста в области лабораторной диагностики.

Основные положения учения о болезни. Причины и механизмы возникновения болезней. Понятие об этиологии и патогенезе. Значение внешних и внутренних факторов в возникновении, развитии и исходе болезни.. Основные закономерности патогенеза, его фазы и составные части.




1


1


1


1




3.


4.



Нозология как основа клинической патологии. Здоровье и болезнь как формы жизнедеятельности организма. Определение понятий: патологический процесс, патологическое состояние, патологическая реакция. Симптомы и синдромы болезней.

Периоды болезни, формы, течение, исходы. Смерть, виды, стадии, признаки.

Специфика общепатологических процессов. Роль лабораторной медицины в современном диагностическом

процессе.




Тема 1.2.

Компенсаторно-приспособительные реакции организма

Содержание учебного материала

10


1


2


2

2


1

2




1.


2.


3.

4.


5.

6.

Понятие о приспособлении и компенсации. Общее представление об особенностях приспособления в условиях физиологии и патологии. Механизмы и стадии компенсаторно-приспособительных реакций. Изучение гипертрофии и гиперплазии, их виды и характеристика. Причины и механизмы развития гипертрофий, морфологические проявления.

Изучение регенерации тканей, определение, виды, условия, влияющие на регенерацию тканей.

Изучение реактивности, как внутреннем факторе организма. Виды и формы реактивности. Роль реактивности организма в возникновении, течении и исходе болезней.

Понятие о конституции, ее типы. Значение конституциональных особенностей в возникновении болезней. Изучение роли наследственности в патологии. Причины и виды наследственной патологии.







^ Практическое занятие:

1. Изучение компенсаторно-приспособительных реакций организма

4







^ Самостоятельная работа обучающихся:

работа с дополнительной литературой по подготовке докладов на темы: «Роль гипертрофии в патологии»,

«Наследственные и хромосомные болезни»;

составление ситуационных задач;

составление словаря медицинских терминов.

4




Тема 1. 3.

Повреждение.


Дистрофии. Некроз.

Содержание учебного материала

14




1.


2.


3.


4.

5.

6.


7.

Понятие об альтерации (повреждении), определение, основные причины и виды повреждений.


Дистрофии: определение, сущность, механизмы развития, классификация дистрофий.

Изучение паренхиматозных дистрофий: (белковые, жировые, углеводные) – виды, причины, морфологические проявления, исходы.

Изучение мезенхимальных дистрофий (белковые, жировые, углеводные) – виды, причины, морфологические проявления, исходы.

Выявление смешанных дистрофий: виды, причины, клинико-морфологические проявления, исходы.

Изучение минеральных дистрофий: нарушение обмена кальция, натрия, калия.

Выявление нарушений водного обмена. Гипо- и гипергидратация. Механизмы образования отеков, виды отеков. Роль структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей.

Определение понятия некроз, причины, признаки, формы, исходы.




1





2


2


2


2


2


2




^ Практическое занятие:

1. Изучение повреждений, дистрофий, некроза.

8







^ Самостоятельная работа обучающихся:

составление ситуационных задач;

работа с дополнительной литературой по написанию реферата на тему: «Причины и механизмы образования камней. Методы диагностики и лечения»;

разработка мультимедийной презентации по теме: «Повреждение. Дистрофии»;

составление словаря медицинских терминов.

4




Тема 1. 4.

Расстройство микроциркуляции и местного кровообращения.

Содержание учебного материала

9


1


2


2


2


2


2


2





1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.



Понятие о микроциркуляторном русле. Основные причины и механизмы нарушения микроциркуляции:

внутрисосудистые, сосудистые и внесосудистые. Понятие о сладже, стазе и ДВС – синдроме.

Изучение нарушения периферического кровообращения: артериальная гиперемия, определение, причины, виды, механизмы возникновения. Клинико-морфологические проявления, исходы.

Определение понятия венозная гиперемия, местные и общие причинные факторы, механизмы развития. Особенности развития и проявления венозной гиперемии в разных органах ( легкие, печень), значение для организма.

Изучение ишемии, инфаркта – определение понятий, их причины и механизмы развития, клинико-морфологические признаки, исходы, функциональное значение для организма.

Определение понятия тромбоз, причины и стадии тромбообразования, виды тромбов, значение и исходы тромбоза.

Определение понятия эмболия, причины, виды, клинико-морфологическая характеристика, пути перемещения эмболов, исходы.

Выявление признаков кровотечения, причины, виды, исходы. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при расстройствах местного кровообращения.







^ Практическое занятие:

1. Изучение расстройств микроциркуляции и местного кровообращения.

4







^ Самостоятельная работа обучающихся:

составление ситуационных задач;

работа с дополнительной литературой по написанию реферата на тему: «Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови, диагностика, лечение и прогноз»;

по подготовке доклада на тему «Виды кровотечений и способы их остановки. Первая помощь при кровотечениях»;

составление словаря медицинских терминов.


3






Тема 1. 5.

Воспаление.

Лихорадка.

Содержание учебного материала

12


1


2


1

2


2


2


2





1.


2.


3.

4.


5.


6.

7.


Общая характеристика воспаления, определение понятия, причины и условия возникновения воспаления.

Воспаление и реактивность организма. Общие и местные признаки воспаления.

Изучение основных стадий воспалительного процесса (альтерация, экссудация, пролиферация) их механизмы развития.

Классификация воспаления.

Выявление форм воспаления: альтернативное, экссудативное, продуктивное, их клинико-морфологическая характеристика. Исходы воспаления и функциональное значение для организма.

Изучение специфического воспаления, отличие его от банального. Основы диагностики

воспалительных заболеваний, клинико-лабораторные исследования.

Определение понятия лихорадка, причины, стадии, типы температурных кривых.

Изучение влияний лихорадки на функции органов и систем. Значение лихорадки для организма.










^ Практическое занятие:

1.Изучение воспаления. лихорадки.

4







^ Самостоятельная работа обучающихся:

составление ситуационных задач;

работа с дополнительной литературой по подготовке докладов на темы:

«Заболевание туберкулезом в Омске и Омской области»;

«Особенности течения клещевого энцефалита в Омской области. Техника лабораторных исследований»;

разработка мультимедийной презентации по теме: «Воспаление»;

составление словаря медицинских терминов.

4







Тема 1. 6.

Опухоли

Содержание учебного материала

10







1.


2.


3.


4.

5.

6.

7.

Опухоли, определение понятия, роль в патологии человека. Общая характеристика опухолей. Теории возникновения опухолей.

Изучение особенностей строения опухолей, свойства (атипизм, анаплазия) и виды роста опухолей.


Выявление признаков доброкачественных и злокачественных опухолей. Метастазирование и рецидивирование опухолей. Патогенные влияния опухолей на организм человека.


Современная классификация опухолей.

Эпителиальные опухоли: доброкачественные (папилломы и аденомы) и злокачественные (рак и его виды).

Опухоли мезенхимального происхождения (доброкачественные и злокачественные).

Опухоли меланинообразующей ткани (невусы, меланомы).




1


2


2


1

1


1


1







^ Практическое занятие:

1. Изучение опухолей.

4







Самостоятельная работа обучающихся:

составление ситуационных задач;

составление кроссвордов;

работа с дополнительной литературой по написанию реферата на тему:

«Современные методы диагностики и лечения доброкачественных и злокачественных опухолей»;

разработка мультимедийной презентации по теме «Опухоли»;

составление словаря медицинских терминов.

4







Тема 1.7.

Общие реакции организма на повреждение

Содержание учебного материала

8







1.


2.


3.


4.



Стресс – общая характеристика стресса как неспецифической реакции организма на действие различных факторов. Стадии, механизмы развития и проявления стресса. Структурно-функциональные изменения. Приспособительное и повреждающее значение стресса.

Коллапс как форма острой сосудистой недостаточности. Причины, механизмы развития и основные проявления

Шок, общая характеристика, виды шока в зависимости от причины, патогенез и стадии. Роль нарушений центральной нервной системы в патогенезе шока. Понятие о шоковых органах. Клинические проявления и основы диагностики шоковых состояний. Отличие шока от коллапса.

Кома, общая характеристика, причины и виды коматозных состояний. Основные патогенетические факторы развития коматозных состояний. Клинические проявления различных ком, их значение для организма. Роль клинико-лабораторных исследований в диагностике различных видов ком: диабетической, уремической, печеночной.




1


1


1


1








^ Практическое занятие:

1.Изучение общих реакций организма на повреждение.

4







^ Самостоятельная работа обучающихся:

составление ситуационных задач;

составление таблицы: «Сравнительная характеристика коматозных состояний»;

работа с дополнительной литературой по подготовке доклада на тему:

«Диагностика и оказание первой медицинской помощи при разных видах шока»;

составление словаря медицинских терминов.

2







Тема 1. 8.

Патология иммунной системы

Содержание учебного материала

10







1.


2.


3.


Иммунитет, определение понятия, центральные и периферические органы иммунной системы. Понятие о гуморальном и клеточном иммунитете.

Изучение иммунопатологических процессов, виды, общая характеристика. Иммунологическая толерантность, механизмы и значение в патологии.

Определение видов иммунодефицита. Аллергические реакции, виды, стадии и механизмы развития аллергических реакций. Анафилактический шок, сывороточная болезнь, структурно- функциональная характеристика, значение.




1


2


2




^ Практическое занятие:

1. Урок – конференция по теме «Синдром приобретенного иммунодефицита». Итоговое занятие.

4







^ Самостоятельная работа обучающихся:

работа с дополнительной литературой по подготовке сообщений, рефератов, докладов на темы:

«Аллергические реакции»;

«Врожденные иммунодефициты, методы диагностики»;

«СПИД: этиология, эпидемиология, группы риска, клиника, профилактика».

разработка мультимедийной презентации на тему: «СПИД – чума ХХ века»

4







Итого: 75


^

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лекционной аудитории и учебного кабинета патологии, оборудованного на 10 посадочных мест.

^ Оборудование учебного кабинета:

- классная доска;

- рабочее место преподавателя;

- столы и стулья для студентов;

- стол для макропрепаратов.

^ Технические средства обучения:

- телевизор;

- видеомагнитофон,

- DVD – плеер

- DVD фильмы: «Воспаление», «Опухоли».

- компьютер;

- негатоскоп.

^ Оборудование практических аудиторий и рабочих мест:

- таблицы и макропрепараты по разделу «Общая патология»;

- стенд: «Дистрофии»;

- схемы: «Развития воспалительной реакции», «Направления движения

эмболов (по Рапопорту)», «Образование инфарктов».

- микроскопы и микропрепараты по разделу «Общая патология»;

- методические указания для студентов и преподавателей для практических

занятий.
^

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Ремизов И.В., Дорошенко В.А. Основы патологии. – Ростов на /Д.: «Феникс», 2008.-180 с.

2. Аверьянов П.Ф. Чиж А.Г., Основы общей патологии. – Ростов на/Д.: «Феникс», 2008.-230с.

3. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. Патология – М.; Медицина, 2004.-345 с.

5. Патоморфология (http://ihc. Ucor.ru/)

6.Сайт морфологов alexmorph.narod.ru

7. Sait patomorphology.htm (http://w.w.w.patolog.ru)

8. Архив патологии (http://w.w.w. Medlit.ru/ medrus/arhpat,htm)

Дополнительные источники:

1. Горелова Л.В. Основы патологии в таблицах и рисунках. – Ростов на/Д.:

«Феникс», 2011.- 312с.

2. Пальцев М.А., Пауков В.С., Патология в 2 томах – М., Медицина, 2010.-642с.

3. Фролов В.А., Билибин Д.П., Дроздова Г.А., Общая патологическая

физиология. – М.: ИД «Высшее образование и наука», 2009.-587с.

4. Ефремов А.В., Самсонова Е.Н. – Патофизиология. – М.: ГЭОТАР -Медиа 2008.- 365с.

5. Михайлов В.П. Общая патология. – Ростов на/ Д.: «Феникс» – 2008.- 437с.

8. Маянский Д.Н. Лекции по клинической патологии. –М.: ГЭОТАР - Медиа 2007.- 480с.
^

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.





^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

^ Освоенные умения:

- оценивание показателей организма с позиции «норма – патология»



- оценка устного опроса по оцениванию показателей организма с позиции «норма –патология»;

- оценка правильности и точности

письменного описания показателей организма с позиции «норма – патология» в соответствии с алгоритмом,

- оценка контроля выполнения

заданий по составлению таблиц, словаря медицинских терминов;

- оценка решения ситуационных задач;

^ Усвоенные знания:

- этиологии, механизмов развития и диагностики патологических процессов в органах и системах;

- роли структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;

- общих закономерностей возникновения, развития и течения патологических процессов;

- сущности типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;

- патогенетических основ неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики.


^ Оценка в рамках контроля:

- результатов усвоения этиологии, механизмов развития и диагностики патологических процессов в органах;

- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий по составлению графических диктантов, кроссвордов;

- правильности составления таблиц и графологических структур;

- результатов тестирования;

- правильности определения понятий медицинских терминов;

- результатов усвоения основных принципов лабораторной диагностики неотложных состояний;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

Итоговая аттестация в форме зачета





- -




Похожие:

Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины оп. 03 Основы патологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины основы философии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины основы деловой культуры
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины основы технического черчения
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины основы технического черчения
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПримерная программа учебной дисциплины основы микробиологии, гигиены и экологии человека 2011г. Примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины экономические и правовые основы производственной деятельности
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины основы патологии iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы