Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) icon

Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)



НазваниеПримерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)
Дата конвертации02.12.2012
Размер262.21 Kb.
ТипПримерная программа
скачать >>>


проект


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОП.09 Органическая химия


2012 г.

Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 060301 Фармация.


Организация– разработчик:

ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский фармацевтический техникум».


Разработчик:

Якубаускене И.В., преподаватель химии.


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №________ от «____» ___________20__г.

СОДЕРЖАНИЕ














стр.

1

^ ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




3

2

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4

3

^ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




13

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




13



^ 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Органическая химия


1.1 Область применения программы:

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация.

^ 1.
2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


Дисциплина Органическая химия входит в состав дисциплин профессионального цикла.


^ 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической природы, в том числе лекарственных;

  • идентифицировать органические вещества, в том числе лекарственные, по физико-химическим свойствам;

  • классифицировать органические вещества по кислотно – основным свойствам;

  • составлять формулы органических соединений и давать им названия.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • теорию А.М. Бутлерова;

  • строение и реакционные способности органических соединений;

  • способы получения органических соединений.


^ 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.


^ 1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Органическая химия


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:



^

Вид учебной работы


Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

В том числе:




лабораторные занятия

13

практические занятия

27

контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:




домашняя работа (упражнения, решение задач)

30

работа с учебником, конспектирование

10

Итоговая аттестация в форме экзамена




^ 2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Органическая химия



^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающегося, курсовых работ(проект) (если предусмотрено).

Объем часов

^ Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Теоретические основы органической химии

4




Тема 1.1.

Введение

^ Содержание учебного материала

2

1

Предмет и задачи органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений.


2

2

Понятие о функциональных группах. Основные классы органических соединений. Теория строения А.М. Бутлерова.

3

Электронная структура атома углерода и химические связи. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

История развития органической химии.

2

Раздел 2.

Углеводороды

26

Тема 2.1

Алканы

Содержание учебного материала

4

1

Гомологический ряд алканов. Номенклатура и изомерия. Радикалы алканов. Способы получения (из солей карбоновых кислот, реакция Вюрца).

2

2

Тетраэдрическое строение атома углерода. Образование  - связей. Реакции свободнорадикального замещения, окисление алканов.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Алканы

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Природные источники алканов. Отдельные представители: вазелин, вазелиновое масло, парафин.

Упражнение в номенклатуре и по составлению формул алканов, цепочки превращений.

2

Тема 2.2.

Алкены

^ Содержание учебного материала

4

1

Гомологический ряд, номенклатура алкенов. Строение на примере этилена. Образование  - связи.

2

2

Структурная и пространственная изомерия. Способы получения – реакции элиминирования.

3

Химические свойства (реакции присоединения, реакции окисления). Правила А.М. Зайцева и В.В. Марковникова.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Алкены

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Природные источники алкенов. Отдельные представители алкенов. Понятие о полимерах и их применение.

Упражнения в номенклатуре алкенов. Упражнения по выполнению цепочек переходов.

2

Тема 2.3.

Алкины.

^ Содержание учебного материала

4

1

Гомологический ряд, номенклатура, изомерия. Строение на примере ацетилена.

2

2

Образование  и  - связей. Способы получения. Химические свойства алкинов (реакции присоединения, окисления, восстановления, кислотные свойства).

^ Лабораторные работы

Алканы. Алкены. Алкины

1




Практические занятия

Алкины

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Отдельные представители алкинов, их применение.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов.

2

Тема 2.4.

Ароматические углеводороды.

^ Содержание учебного материала

6

1

Классификация, номенклатура и изомерия аренов. Строение бензола, признаки ароматичности, правило Хюккеля. Реакции электрофильного замещения.

2

2

Электронодонорные (I рода) и электроноакцепторные (II рода) заместители, их направляющее действие в реакциях SE­ ­, Реакции окисления, восстановления, боковой уепи. Применение бензола, толуола, фенантрена в синтезе лекарственных веществ.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Арены

4

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов.

2

Раздел 3.

Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения.

67

Тема 3.1.

Галогенопроизвод-ные углеводородов.

^ Содержание учебного материала

4

1

Классификация. Номенклатура: радикало – функциональная и заместительная. Зависимость свойств галогеналканов от строения радикала и галогена.

2

2

Реакции нуклеофильного замещения (гидролиз, аммонолиз, взаимодействие с солями циановодородной кислоты). Реакции элиминирования. Реакции ароматических галогенопроизводных.

^ Лабораторные работы

Галогеналканы

1




Практические занятия

Галогеналканы

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Хлорэтан, хлороформ, йодоформ. Применение в медицине и фармации.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов.

2

Тема 3.2.

Кислотно – основные свойства органических соединений.

^ Содержание учебного материала

1

1

Современные представления о кислотах и основаниях. Теория Бренстеда - Лоури. Основные типы органических кислот и оснований. Сопряженные кислоты и основания.

2

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по кислотным и основным свойствам органических соединений (в том числе и лекарственных препаратов).

2

Тема 3.3.

Спирты

^ Содержание учебного материала

5

1

Классификация спиртов. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Радикало –

функциональная и заместительная номенклатура спиртов. Способы получения одноатомных спиртов.

2

2

Межмолякулярная водородная связь. Химические свойства: кислотно – основные свойства, реакции нуклеофильного замещения, дегидратации, окисления, восстановления. Сравнительная характеристика одноатомных и многоатомных спиртов. Этанол, глицерин.

^ Лабораторные работы

Спирты

1




Практические занятия

Спирты

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов.

2

Тема 3.4.

Фенолы

^ Содержание учебного материала

4

1

Классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства одноатомных фенолов в сопоставлении со спиртами.

2

2

Кислотные свойства. Реакции нуклеофильного замещения (взаимодействие с галогенопроизводными). Качественные реакции на фенолы.

^ Лабораторные работы

Фенолы

1




Практические занятия

Фенолы

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Фенол, резорцин, пирокатехин, гидрохинон, применение в медицине.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов

2

Тема 3.5.

Оксосоединения

^ Содержание учебного материала

5

1

Электронное строение оксо – группы. Номенклатура, способы получения альдегидов.

2

2

Реакции нуклеофильного присоединения (взаимодействие с цианидами металлов, спиртами, производными аммиака; окисление, восстановление.

^ Лабораторные работы

Альдегиды

1




Практические занятия

Альдегиды

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Формальдегид, гексаметилентетрамин. Применение в медицине, фармации.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов


2

Тема 3.6.

Карбоновые кислоты.

^ Содержание учебного материала

4

1

Классификация карбоновых кислот. Номенклатура. Способы получения монокарбоновых и дикарбоновых кислот. Строение карбоксильной группы.

2

2

Химические свойства. Кислотность, реакции этерификации, образование галогенангидридов, амидов по одной и двум карбоксильным группам. Специфические реакции дикарбоновых кислот.

^ Лабораторные работы

Карбоновые кислоты

1




Практические занятия

Карбоновые кислоты

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Муравьиная кислота, ее отличие от других карбоновых кислот. Уксусная кислота. Щавелевая кислота. Малоновая кислота. Янтарная кислота. Применение в медицине.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов

2

Тема 3.7.

Амины

^ Содержание учебного материала

4

1

Классификация аминов. Номенклатура. Способы получения. Физические свойства.

Взаимное влияние атомов в аминах. Основность. Анилин. Химические свойства алифатических аминов.

2

^ Лабораторные работы

Амины

1




Практические занятия

Амины

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Сульфаниловая кислота. Применение сульфаниламидных препаратов.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов

2

Тема 3.8.

Азо - диазосоединения

^ Содержание учебного материала

4

1

Реакции диазотирования первичных ароматических аминов. Строение солей диазония, их реакции азосочетания с фенолами.

2

2

Реакции замещения диазокатиона на другие функциональные группы в солях диазония.

^ Лабораторные работы

Азо – диазосоединения

1




Практические занятия

Азо – диазосоединения

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой о роли и применении азокрасителей.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов

2

Тема 3.9.

Гидроксикислоты.

^ Содержание учебного материала

4

1

Классификация гидроксикислот. Номенклатура. Оптическая активность, изомерия. Энантиомеры. Диастереомеры. Рацематы. Мезоформы.

2

2

Химические свойства гидроксикислот как бифункциональных соединений. Отношение к нагреванию.

^ Лабораторные работы

Гидроксикислоты

1




Практические занятия

Гидроксикислоты

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Молочная кислота. Винная кислота. Сегнетова соль. Лимонная кислота. Применение.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов

2

Тема 3.10.

Фенолокислоты.

^ Содержание учебного материала

4

1

Кислотность, химические свойства, реакции карбоксильной группы, реакции фенольного гидроксила, декарбоксилирование. Качественные реакции фенолокислот.

2

^ Лабораторные работы

Фенолокислоты

1




Практические занятия

Фенолокислоты

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Салициловая кислота. Эфиры салициловой кислоты: ацетилсалициловая кислота, фенилсалицилат.

Применение в медицине, фармации. Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов.


2

Тема 3.11

Аминокислоты

^ Содержание учебного материала

6

1

Классификация аминокислот. Номенклатура. Строение. Химические свойства: реакции карбоксильной группы, реакции аминогруппы. Отношение к нагреванию. Пептидная связь.

2

^ Лабораторные работы

Аминокислоты

1




Практические занятия

Аминокислоты

3

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Медико – биологическое значение аминокислот. ГАМК. ПАБК и ее эфиры: анестезин, новокаин. Применение в медицине, фармации.Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов.

2

Раздел 4.

Природные органические соединения.

23

Тема 4.1.

Углеводы

Содержание учебного материала

4

1

Классификация. Номенклатура. Строение. Цикло – оксо – таутомерия.

Оптическая изомерия моносахаридов. Формулы Фишера и Хеуорса.

2

2

Химические свойства моносахаридов. Реакции полуацетального гидроксила, реакции спиртовых гидроксилов, окисления, восстановления. Дисахариды: сахароза, лактоза.

^ Лабораторные работы

Углеводы

1




Практические занятия

Углеводы

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Биологическая роль углеводов. Применение в медицине.

Упражнения: выполнение заданий, цепочек переходов.

2

Тема 4.2.

Жиры.

^ Содержание учебного материала

3

1

Классификация. Номенклатура. Общая характеристика строения жиров. Физические свойства жиров.

2

2

Химические свойства. Кислотный и щелочной гидролиз, гидрогенизация жидких жиров.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Жиры

1

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Окисление жиров. Биологическая роль жиров. Применение в фармации.Упражнения: выполнение заданий.

2

Тема 4.3.

Белки.

^ Содержание учебного материала

1

1

Строение. Пептидная связь. Пептидная цепь. Первичная и вторичная структура белков. Денатурация белка. Качественные реакции на белки.





2

^ Самостоятельная работа обучающихся

Физиологически активные пептиды (некоторые гормоны). Биологическое значение белков.

Работа с учебной литературой.

2




^ Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Тема 4.4.

Гетероциклические соединения

^ Содержание учебного материала

7

1

Классификация. Номенклатура. Строение. Ароматичность. Пиррольный и пиридиновый атомы азота - зависимость между их строением и свойствами соединений.

2

2

Химические свойства: кислотно – основные, реакции электрофильного замещения, восстановление. Фуран. Тиофен. Пиррол. Диазолы. Азины. Диазины.

^ Лабораторные работы

Гетероциклические соединения

1




Практические занятия

Гетероциклические соединения

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Фурацилин, Антипирин. Амидопирин. Анальгин. Дибазол. Никотиновая кислота. Барбитураты. Теофиллин, Теобромин, Кофеин. Применение в медицине.Упражнения: выполнение заданий.

2

Всего

120



Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


^ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Органической химии. Он же может являться и лабораторным кабинетом для выполнения практических занятий.


Оборудование учебного кабинета:

  1. Доска классная

  2. Стол и стул для преподавателя

  3. Столы и стулья для студентов

  4. Шкаф для реактивов

  5. Шкаф для инструментов и приборов

  6. Шкаф вытяжной

  7. Стол кафельный для нагревательных приборов


Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийная установка


Оборудование лабораторий и рабочих мест лаборатории:

        1. Стенды

        2. Таблицы

        3. Микротаблицы

        4. Органические вещества, реактивы, индикаторы согласно программы учебной дисциплины

        5. Пробирки

        6. Воронка лабораторная

        7. Колба коническая разной емкости

        8. Палочки стеклянные

        9. Пипетки глазные

        10. Стаканы химические разной емкости

        11. Стекла предметные

        12. Цилиндры мерные

        13. Чашки выпарительные

        14. Штатив для пробирок

        15. Баня водяная

        16. Кружки фарфоровые

        17. Спиртометры

        18. Термометр химический

        19. Сетки металлические асбестированные разных размеров

        20. Штатив металлический с набором колец и лапок

        21. Штатив для пробирок

        22. Спиртовки

        23. Электрическая плитка

^ 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Н.А. Тюкавкина. Органическая химия.- М.: «ГЭОТАР Медиа»,2011


Дополнительные источники:

  1. Ю.М. Ерохин, Химия, Москва, Издательство центр "Академия", 2007


Интернет-ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:

  1. www.chem.msu.su


^ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

^ Освоенные умения:




  • доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической природы, в том числе лекарственных.

Выполнение практической и лабораторной

  • идентифицировать органические вещества, в том числе лекарственные, по физико-химическим свойствам.

Выполнение практической и лабораторной работы.

Решение тестовых заданий. Решений задач.

  • классифицировать органические вещества по кислотно – основным свойствам.

Выполнение практической работы.

Решение тестовых заданий.


  • составлять формулы органических соединений и давать им названия.

Выполнение практической работы.

Решение тестовых заданий.

Решений задач.

Усвоенные знания:




  • теории А.М. Бутлерова.

Решение тестовых заданий.Решение задач.

  • строения и реакционных способностей органических соединений.

Выполнение практической и лабораторной работы.

Решение тестовых заданий. Решений задач.

  • способов получения органических соединений.

Выполнение практической и лабораторной работы.

Решение тестовых заданий.






Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПримерная программа учебной дисциплины «Ботаника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)
Примерная программа учебной дисциплины «Ботаника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 10 Аналитическая химия
Примерная программа учебной дисциплины аналитическая химия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПримерная программа учебной дисциплины История
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПримерная программа учебной дисциплины основы философии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПроект примерная программа учебной дисциплины основы философии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины «Органическая химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы