Предложение icon

Предложение



НазваниеПредложение
страница1/10
Дата конвертации06.07.2013
Размер1.58 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Билет № 1


  1. Рынок – 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которого формируются спрос, предложение и цена.

Спрос – подкрепленное денежной стоимостью желание, намерения покупателей, потребителей приобрести данный товар. С. характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура с. зависят от цен на товар, от доходов потребителей, от цены на другие товары. Спрос в медиаэкономике выражает совокупную общественную потребность в разнообразных медиатоварах, складывающуюся из множества индивидуальных требований аудитории, которые отличаются большим разнообразием и непостоянством.

Предложение – 1) стремление, желание производителя предложить к продаже свои товары. Количественно измеряется величиной, объемом предложения. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может, способен продать по данной цене в определенный период времени. Величина п. зависит от цены.; 2) заявление о желании заключить договор, продать товар. Предложение в медиаэкономике, напротив, представляет собой заявление предприятий СМИ о намерении продать товар (содержание) и услуги (доступ к аудитории) на определенных условиях.

СМИ – средство распространения информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, корпоративным характером производства и распространения информации.

Масс-медиа – это массовая информация. Предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.


  1. ^ Современный рынок масс-медиа в России: общая характеристика, структура, финансовые показатели по сегментам, особенности

О динамичном развитии российского медиарынка свидетельствует факт того, что в 2006 г. объем инвестиций портфельных инвесторов в сектор вырос почти на треть (до 55 млрд руб.) по сравнению с показателем предыдущего года. Львиная доля этих средств была освоена в рамках диверсифицированных медиахолдингов, которых в России более десятка (с общей стоимостью активов свыше 13,5 млрд руб.). По данным «Новости СМИ», только за 2007 г. в российском медиасообществе были заключено крупных сделок на общую сумму $ 2 млрд.

  • Телевидение

Наиболее популярные СМИ по-прежнему находятся в сегменте телевидения. Они обладают самой большой аудиторией и, соответственно, имеют наибольшие рекламные сборы. Однако наибольший рост сейчас демонстрируют СМИ другого сегмента - интернета.
Рекламные сборы у этих медиа увеличиваются быстрее всего, что объясняется как традиционными рыночными факторами (быстрый рост аудитории), так и принципиально новыми тенденциями нескольких последних лет, одной из которых является развитие так называемой «гражданской журналистики». Достоверных данных о количестве телезрителей в России нет, но очевидно, что речь идет об аудитории, сравнимой с общим населением страны. Подавляющее большинство россиян - 85% - предпочитают получать информацию из передач центрального телевидения. Главная тенденция в этом сегменте связана со стремлением государства установить контроль над всеми более-менее серьезными СМИ, имеющими выход на федеральную аудиторию. Наиболее рейтинговые телеканалы (Первый канал, РТР, НТВ и другие) находятся под прямым или опосредованным контролем государства, частному же бизнесу здесь оставлена развлекательная сфера. Российские телезрители все больше становятся похожи на западных: их свободное время сокращается, а доходы увеличиваются. Смотреть телесериалы каждый день им некогда. Кинопроизводители пытаются перейти на еженедельные сериалы, хотя они и менее конкурентны. К примеру, пятая часть сериалов, над которыми работает российская компания «Амедиа», занимающаяся производством сериалов - еженедельные. Такой продукт качественнее и дороже: серия ежедневной мелодрамы стоит от $40 000 до $120 000. Еженедельной - от $160 000 до млн. Такие фильмы будут храниться в видеотеках телеканалов и выйдут в эфир не один раз, в отличие от дешевых. Качественные программы необходимы большим телеканалам, чтобы удержать аудиторию. В условиях жесткой конкуренции телеканалы стараются сохранить свое «особое лицо» обращаясь к узкой, подходящими именно для их, аудитории. Денег у каналов для этого хватает: рынок телерекламы продолжает расти на 25-30% в год. Растет число потребителей платных ТВ-услуг. При этом усиливается конкуренция среди операторов платного ТВ, в особенности среди кабельщиков. О запуске собственных телеканалов объявили Русская медиагруппа, АФК Система, Нафта-Москва, издательский дом Эксперт и еще с десяток менее известных компаний. Долгосрочный прогноз: В будущем (лет через 20) аналоговое телевидение исчезнет и будет полностью заменено цифровым. Зритель будет иметь дело с универсальным электронным устройством, сочетающим в себе, как минимум, функции телевизора, компьютера и телефона. Телевидение превратится в инструмент индивидуального пользования - для обучения, развлечения, получения новостей и т.д. Зрители-пользователи будут сами выбирать в интернете нужный ресурс в удобное им время. При этом сохранится власть телевидения и усилится власть интернета над умами. В 2007 г. лишь 4% телезрителей были способны отделить реальный мир от телевизионного, то есть критически оценить увиденное. Когда TV станет настолько интерактивным, что с героями на экране можно будет «общаться», отличить картинку от реальности станет еще труднее.

  • Радио

Суммарная аудитория радиостанций в России несколько ниже: 61,3% во II кв. 2007 г. При этом она относительно стабильна: годом ранее показатель составлял 60,7%. Из всех видов СМИ больше всего времени люди тратят на радио. При оценке этого обстоятельства нужно принимать во внимание музыкальную направленность большинства российских радиостанций. В 2007 г. активно реформировались все радиоактивы ВГТРК (Маяк, Юность, Эхо Москвы, Культура), начала вещание радиостанция Business FM. В радийном сегменте СМИ особенно явно проявилась тенденция к привлечению «звезд» в качестве руководителей медиапроектов.

  • ^ Печатные и электронные СМИ

Наиболее количественно и жанрово разнообразный сегмент медиа-рынка - печатные и электронные периодические издания. Всего в России на начало 2007 г., по данным Росхранкультуры, было зарегистрировано 71 954 тысячи таких СМИ (за 2006 г. это число выросло на 10,7%). Однако какое число из этих СМИ функционируют в действительности, достоверно неизвестно. Эксперты считают оправданным говорить о том, что их не более половины от числа зарегистрированных СМИ. В 2006 г. в России на приобретение газет было потрачено $1,5 млрд., а затраты рекламодателей в этом сегменте выросли на 19% и составили $345 млн. Ожидается, что рынок газетной рекламы будет расти в среднем на 6,4% в год. На покупку журналов в 2006 г. было потрачено $286 млн., при этом прогнозируется, что среднегодовые темпы роста затрат составят всего 4,4%. Благодаря изменениям в рекламном законодательстве, рост российского рынка журнальной рекламы будет расти неплохими темпами: с $700 млн. в 2006 г. до $800 млн. в 2007 г. Одновременно с ростом числа изданий в сфере печатных изданий наблюдается другой вектор: сокращение читательской аудитории, особенно среди молодой возрастной группы 18-35 лет. Россияне стали меньше читать федеральные ежедневные газеты (за 2006 г. у восьми из наиболее популярных из них аудитория, в среднем, сократилась на 14,1%). При этом наиболее массовыми тиражами обладают СМИ, существующие в «облегченном» формате (газеты объявлений, сборники кроссвордов, издания о телевидении и ТВ-звездах). Наиболее бурный рост наблюдается в сегменте интернет-СМИ. Новости в интернете на конец 2006 г. читало около 13% населения России, тогда как годом ранее - 10%. Каждый будний день в российском интернете появляется около 27 000 новостей, в выходной - около 6 000. Увеличение аудитории привело к тому, что только в этом сегменте ежегодный оборот рекламы вырос практически вдвое - до $100 млн. Для сравнения, в сегменте ТВ он увеличился в 1,3 раза (естественно, по абсолютным показателям рекламных сборов лидирует телевидение).

Крупные печатные медиакомпании инвестируют в новые интернет проекты (примеры: деловой портал Rb.ru (деловая сеть) финского издательского дома Independent Media Sanoma Magazines и женский портал Wday.ru одного из крупнейших в России издательских домов «Hachette Filipacchi Shkulev»). В 2007 г. был запущен канал интернет-телевидения «Клик ТВ», позволяющий пользователю выбирать, что и в какое время смотреть и активно заработал Rutube - российский online-сервис для обмена, показа и трансляции видео. Интересной особенностью этого сегмента является появление так называемой «гражданской журналистики». Интернет оказался удачной средой для налаживания обратной связи между СМИ и аудиторией - настолько, что читатели теперь имеют возможность выступать в роли авторов полноценных медийных сообщений. Другой важный тренд в сегменте электронных СМИ - усиление роли контента, создаваемого пользователями.


Билет № 2


  1. Медиа – (от лат. medium – промежуточное, посредствующее, посредник) – средства осуществления коммуникации между различными группами, индивидуумами и (или) доставки любых содержательных продуктов аудитории. М. многочисленны и включают в себя СМИ (газеты, журналы, книги, телевидение, кабельные сети, радио, кинематограф), отдельные носители информации и данных (письма, аудио- и видеозаписи на любых носителях, компакт-диски), а также коммуникационные системы общества (телеграф, телефон, почта, компьютерные сети).

Медиапредприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает или реализует медиапродукцию, либо оказывает информационные услуги. Общественно-политические предпосылки - это предварительные условия, влияющие на формирование общественно-политической ситуации (предпосылка - это предварительное условие, исходный пункт).

Трансформация - преобразование структур, форм и способов экономической деятельности, изменение ее целевой направленности.

Эволюция - процесс непрерывного постепенного изменения, развития экономических параметров, в отличие от революции - коренной, резкой смены, качественных изменений.


  1. ^ Условия и факторы становления рынка масс-медиа в современной России.

(никакой нужной информации не нашла. Думаю, что здесь надо говорить о финансовой зависимости, о погоне за западными вкусами + тяжелое советское наследие)


Билет № 3


  1. Институт - 1) совокупность устойчивых формальных и неформальных правил, норм, обычаев взаимосвязи, взаимодействия между людьми, организациями, государственными органами, имеющими место в экономике и обществе; 2) организация или орган, осуществляющие определенный вид деятельности.

^ Проблема институциональной регрессии – зависимость одного института от другого, т.е. как они взаимодействуют друг с другом.

Свобода СМИ - деятельность СМИ, не подлежащая ограничениям и цензуре и предполагающая независимость и плюрализм мнений.

^ Юридическое лицо – фирма, предприятие, организация, отвечающая следующим признакам экономических отношений: 1) независимость существования юр.лица от входящих в его состав отдельных лиц, которые могут меняться; 2) наличие у него своего имущества, обособленного от имущества его участников; 3) право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; 4) право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже; 5) самостоятельная имущественная ответственность. Юр.лицо действует на основании учредительных документов, зарегистрированных государством. Редакция СМИ - физическое лицо либо творческий коллектив, являющиеся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск СМИ. Р. осуществляет подготовку и выпуск (выход в эфир) СМИ по поручению собственника. Р. руководит главный редактор (редактор). Отношения между собственником и редакцией регулируются уставом и договором.


2. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации»

Авторы: три ученых-юриста: Ю.М. Батурин, В.Л. Энтин, М. Федотов.

Время принятия и введение в действие: 12 июня 1990г., 01.08.1990г. Главное - «Цензура массовой информации не допускается».

^ О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР «О ПЕЧАТИ И ДРУГИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» Постановление Верховного Совета СССР 1. Ввести в действие Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» с 1 августа 1990 года. 2. Установить, что положения о регистрации средств массовой информации, предусмотренные статьями 8 и 9 названного Закона, распространяются на средства массовой информации, созданные до введения в действие настоящего Закона. Данные средства массовой информации подлежат регистрации в срок до 1 января 1991 года. При этом средство массовой информации не подлежит регистрации по основаниям, предусмотренным статьей 11 настоящего Закона. 3. Совету Министров СССР: до 1 августа 1990 года определить круг органов, регистрирующих средства массовой информации, рассчитанные на общесоюзную аудиторию, а также порядок взимания и размеры сборов за выдачу свидетельств о регистрации соответствующих средств массовой информации; в течение 1990 года: подготовить и внести в Верховный Совет СССР проекты законов, регулирующих вопросы охраны государственных и иных тайн, деятельности отдельных средств массовой информации, включая телевидение и радио; внести в Верховный Совет СССР предложения по вопросам совершенствования издательской деятельности; разработать дополнительные меры по материально-техническому обеспечению выпуска и издания печатной продукции и защите интересов подписчиков; привести решения Правительства СССР в соответствие с Законом СССР «О печати и других средствах массовой информации». 4. Комитету Верховного Совета СССР по вопросам гласности, прав и обращений граждан, Комитету Верховного Совета СССР по науке, народному образованию и воспитанию подготовить и внести в Верховный Совет СССР до 1 января 1991 года проект Закона, регулирующего право граждан на информацию. 5. Верховным Советам союзных и автономных республик привести законодательство союзных и автономных республик в соответствие с Законом СССР «О печати и других средствах массовой информации». Председатель Верховного Совета СССР А. ЛУКЬЯНОВ. Москва, Кремль. 12 июня 1990 г.

 Структура: закон содержит: 7 глав, 39 статей

Глава 1. Общие Положения.

Статья 1. Свобода печати

Статья 2. Средства массовой информации

Статья 3. Язык средств массовой информации

Статья 4. Производственно-хозяйственная деятельность

Статья 5. Недопустимость злоупотребления свободой слова

Статья 6. Законодательство Союза ССР, союзных и автономных республик о печати и других средствах массовой информации

Глава 2. Организация деятельности СМИ

Статья 7. Право на учреждение средства массовой информации

Статья 8. Регистрация средства массовой информации

Статья 9. Заявление о регистрации средства массовой информации

Статья 10. Случаи распространения информации без регистрации

Статья 11. Отказ в регистрации средства массовой информации

Статья 12. Регистрационный сбор

Статья 13. Прекращение выпуска или издания средства массовой информации

Статья 14. Порядок обжалования отказа в регистрации средств массовой информации, а также решения о прекращении его деятельности

Статья 15. Учредитель, редактор, редакция и издатель средства массовой информации

Статья 16. Редакционный устав средства массовой информации

Статья 17. Производственные, имущественные и финансовые отношения учредителя, редакции и издателя средства массовой информации

Статья 18. Выходные данные

Статья 19. Контрольные и обязательные экземпляры

Статья 20. Хранение материалов теле- и радиопередач

Глава 3. Распространение массовой информации

Статья 21. Порядок распространения продукции средств массовой информации

Статья 22. Разрешение на распространение массовой информации

Статья 23. Официальные сообщения

Глава 4. Отношения СМИ с гражданами и организациями

Статья 24. Право на получение информации через средства массовой информации

Статья 25. Использование авторских материалов и писем

Статья 26. Право на опровержение и ответ

Статья 27. Рассмотрение судом заявления о публикации опровержения либо ответа

Статья 28. Особые случаи неразглашения информации

Глава 5. Права и обязанности журналиста

Статья 29. Журналист

Статья 30. Права журналиста

Статья 31. Аккредитация журналистов

Статья 32. Обязанности журналиста

Глава 6. Международное сотрудничество в области массовой информации

Статья 33. Международные договоры и соглашения

Статья 34. Деятельность представителей иностранных средств массовой информации, дипломатических и других представительств зарубежных государств в СССР

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о печати и других СМИ

Статья 35. Основания ответственности за нарушение законодательства о печати и других средствах массовой информации

Статья 36. Недопустимость вмешательства в деятельность средств массовой информации

Статья 37. Ответственность за незаконные изготовление и распространение массовой информации

Статья 38. Случаи освобождения от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности

Статья 39. Возмещение морального вреда

Основные положения:


Статья 1. Свобода печати

Печать и другие средства массовой информации свободы.

Цензура массовой информации не допускается.

^ Статья 7. Право на учреждение средства массовой информации

Право на учреждение средства массовой информации принадлежит

Советам народных депутатов и другим государственным органам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, кооперативным, религиозным, иным объединениям граждан, созданным в соответствии с законом, трудовым коллективам, а также гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Не допускается монополизация какого либо вида средств массовой информации (печати, радио, телевидения и других).

^ Статья 20. Хранение материалов теле и радиопередач

Редакции теле-, радиовещания обязаны хранить материалы передач в течение одного месяца после выхода в эфир, вести журнал регистрации передач, идущих в эфир без предварительной записи, в котором фиксируются тема передачи, дата, время ее начала и окончания, фамилия и имя ведущего. Журнал регистрации таких передач хранится в течение года со дня последней записи в нем.

^ Статья 21. Порядок распространения продукции средств массовой

информации

Распространение продукции средств массовой информации осуществляется издателем непосредственно либо на договорных или иных законных основаниях предприятиями связи, другими организациями, а также гражданами. Распространение продукции средств массовой информации без указания выходных данных запрещается.

^ Статья 23. Официальные сообщения

Средства массовой информации, учрежденные органами государственной власти и управления, обязаны публиковать официальные сообщения этих органов.

^ Статья 29. Журналист

Журналист в соответствии с настоящим Законом - лицо, занимающееся сбором, созданием, редактированием или подготовкой материалов для средства массовой информации, связанное с ним трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающейся такой деятельностью по его уполномочию.

^ Статья 30. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, получать и распространять информацию;

2) быть принятым должностным лицом в связи с осуществлением профессиональных журналистских обязанностей;

3) производить любые записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники кино и фотосъемку, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4) по предъявлению удостоверения журналиста присутствовать в районах стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях;

5) обращаться к специалистам при проверке фактов и обстоятельств связи с поступившими материалами;

6) отказаться от создания материала за своей подписью, противоречащего его убеждениям;

7) снять свою подпись под материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки;

8) оговорить сохранение тайны авторства.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему в соответствии с настоящим Законом.

^ Статья 32. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) осуществлять программу деятельности средства массовой информации, с которым он состоит в трудовых отношениях; руководствоваться редакционным уставом;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании их авторства, если такая информация оглашается впервые;

4) отказаться от данного ему редактором (главным редактором) или редакцией поручения, если оно связано с нарушение закона;

5) уважать права, законные интересы, национальное достоинство граждан, права и законные интересы организации.

Журналист несет также иные обязанности, вытекающие из настоящего Закона.

^ Статья 33. Международные договоры и соглашения

Международное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основании международных договоров, заключенных Союзом ССР и союзными республиками. Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора. Средства массовой информации, профессиональные организации журналистов, иные творческие союзы участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации и могут в этих целях заключать соглашения с иностранными гражданами и организациями. Граждане СССР имеют право доступа к информации через зарубежные

источники, включая прямое телевизионное вещание, радиовещание и прессу.


^ Статья 36. Недопустимость вмешательства в деятельность средств

массовой информации

Воспрепятствование со стороны должностных лиц государственных и

общественных органов законной профессиональной деятельности журналистов, принуждение журналистов к распространению либо отказу от распространения информации влекут уголовную ответственность и наказываются штрафом до пятисот рублей.

^ Статья 38. Случаи освобождения от ответственности за

распространение сведений, не соответствующих действительности

Редактор (главный редактор), а равно журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности:

1) если эти сведения содержались в официальных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств или пресслужб государственных и общественных органов;

3) если они являются дословным воспроизведением выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов, делегатов съездов, конференции, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных и общественных органов;

4) если они содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом.


Достоинства и недостатки:

«+» - после принятия 12 июня 1990 года Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», у граждан появилась возможность в судебном порядке оспаривать распространенные в печати сведения и защищать свои честь, достоинство и репутацию.


Билет № 4


  1. Учредитель СМИ – физическое или юридическое лицо, которое создает данное СМИ самостоятельно или совместно с другими лицами (ст. 7 Закона «О СМИ»). У. также может быть гражданин, объединение граждан, государственный орган (документы: заявление о регистрации, постановление, приказ и т.д.).

^ Издатель СМИ – физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

^ Главный редактор СМИ – возглавляющий издание, который определяет редакционную политику печатного органа и руководит всей редакционной работой органа.

^ Распространитель СМИ – физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях.

^ Редакция СМИ – организация, учреждение, предприятие, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ.


  1. Закон РФ «О средствах массовой информации»


Авторы: три ученых-юриста: Батурин Ю.М., Федотов М.А., Энтин В.Л.

Время принятия: 19.12.1991г.

Введение в действие: 27.12.1991г. (Ельцин Б.Н.)

Структура: 7 глав, 62 статьи.

Основные положения:

Новые редакции закона:


24. 12. 1991 – Верховный Совет Российской федерации принял закон о печати. Батурин, Энтин, Федотов – авторы. Он носил радикальный демократический характер он превратил все российские СМИ в предприятия. Появились главбухи. До 1991 года не было никакой индустриальной культуры, но была могучая творческая. Финансовое Государственное управление партийных советских органов – все денежные вопросы к ним. Структура в новой России возникла одномоментно, собрав специалистов из других индустрий. Это была модель дружественного серпентария. Скандалы в СМИ, конфликты журналистов и менеджеров. У каждого была собственная культура труда, каждый блок требовал собственной системы оплаты.

В неделю в Москве выходило 700 подзаконных актов, руководивших работой журналистов, и они никуда не попадали. С 1993 года СМИ оказались вне правового поля. История экономики не знала больше такого – целая отрасль вне правового поля. Правительство дало льготы –отменило для прессы налог на прибыль, на добавочную стоимость, отменило таможенные пошлины. Такие льготы были только у инвалидов 1 группы.

В 1998 году лишение льгот со введением бюджетно-налогового кодекса. Экономическая суть была полностью атрофирована. В эти годы можно было не заниматься экономическим развитием, такие были льготы. Скепсис к экономике. КП – получила субсидию в 100 млрд рублей от правительства. Орт – 100 млн долларов. Зачем экономика, если есть субсидии? С момента введения бюджетно-налогового кодекса – экономическая история СМИ!!! Через 6-8 лет – появляются состоятельные издательские дома.

Принятие союзного закона о печати следует принимать за отправную точку отсчета, говоря о генезисе современного российского законодательства о СМИ. Союзный закон проработал в России около полутора лет. 27 декабря 1991 г. ему на смену пришел Закон РФ "О средствах массовой информации", ставший средством его конкретизации и дальнейшей демократизации. Как и союзный, российский закон родился из инициативного авторского проекта. Хотя оба текста создавались одними и теми же людьми, однако произошедшие в стране перемены были столь разительны - развал Союза ССР, запрет КПСС,- что "республиканский вариант" оказался значительно радикальнее.

Если союзный закон явился документом, с одной стороны, демократического романтизма, а с другой - исполненным неминуемых компромиссов с защитниками старых тоталитарных порядков, то российский - результатом почти лишенного политического противоборства поиска оптимальных технологий правового регулирования организации и деятельности СМИ.

Если союзный закон декларировал свободу печати, то российский - презюмировал ее как естественное состояние прессы, требующее недвусмысленных и разумных ограничений, позволяющих свободу одних гармонично сочетать со свободой всех прочих.

Если союзный закон имел многочисленные и, увы, в тех политических условиях неизбежные, пробелы и двусмысленности (например, в вопросах о собственности, о статусах учредителя, редакции, издателя, учредителя), то при создании российского горький опыт пресловутой "войны законов" заставил пойти по пути заполнения этих пробелов, "дописывания", "нормотворчества от достигнутого", применения других методов "юридической микрохирургии". Причем, многое из того, что содержалось в первом инициативном авторском проекте, но оказалось отвергнутым союзным парламентом, было использовано при выработке республиканского варианта.

В союзном законе принципиальное значение имели две неприметные нормы, одна из которых наделяла трудовые коллективы правом учреждать СМИ, а другая устанавливала обязательность для редакции быть юридическим лицом. Хотя все это не вполне соответствовало Основам гражданского законодательства, однако опиралось на Конституцию СССР, закон о трудовых коллективах и т.п. В результате почти сразу же начался распад взаимозависимых издательских империй КПСС, ВЦСПС, ВЛКСМ и пр.

Поскольку задачи российского закона заключались в создании комплекса правовых технологий, опирающихся, с одной стороны, на закрепленные в союзном законе наиболее общие стандарты свободы массовой информации, а с другой - на реальную практику функционирования СМИ в переходном обществе, постольку в нем была предусмотрена многовариантная модель: редакция может (но не обязана) быть юридическим лицом.

Правда, члены Верховного Совета РФ также решили кое-чем дополнить закон. В период между первым и вторым чтениями было внесено 79 поправок, 26 из которых были учтены, а 27 сняты их авторами. На стадии окончательного принятия, 19 декабря 1991 г. получили одобрение еще несколько поправок, в том числе две, резко снижающие демократический потенциал закона и представлявшие реальную угрозу свободе прессы.

Примечательно, что обе поправки были предложены депутатами-юристами: одна - прокурором (Степанков В.Г.), другая - адвокатом (Веремчук В.Р.). Первая касалась статьи 41 "Конфиденциальная информация" и обязывала редакции СМИ раскрывать источник по требованию следственных органов. Обосновывая свое предложение, Степанков заявил: "Предоставлять журналистам такое исключение, считаю, нет необходимости, потому что это выпадает из общих принципов уголовного процесса, когда все материалы представляются следствию". И это при том, что парламентом ранее уже были сделаны исключения для депутатов, священнослужителей и т.д.

Вторая поправка изменяла содержание статьи 50 "Скрытая запись" с точностью "до наоборот". Предлагая установить запрет на использование журналистами скрытой видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, Веремчук объяснил: "На сегодняшний день существуют уголовно-процессуальные нормы, где даже следователь, когда ведет допрос, спрашивает согласия у преступника, допускать запись или не допускать. А пресса сама себе решила присвоить то, чего мы не позволяем даже и следственным органам, органам безопасности и т.д.".

Принятые поправки вызвали мощную кампанию в прессе, начатую Открытым письмом, в котором авторы законопроекта обращались "ко всем, кому дорога свобода печати - один из наиболее важных и хрупких элементов правового государства" с призывом добиться пересмотра закона до его подписания Президентом. Причем, в этой кампании в равной мере участвовали журналисты как демократической, так и коммунистической ориентации. Бурные протесты звучали и с других сторон. "Мы считаем недопустимым, - говорилось в Обращении Президиума Московского Совета к парламенту, - чтобы российский закон о печати был менее демократичным, чем союзный". На встрече с журналистами местных газет Президент Б. Ельцин даже пригрозил наложить вето на принятый закон, если антидемократические поправки не будут устранены.

Попытку урезонить Верховный Совет предприняли и некоторые парламентские фракции: "Демократическая Россия", "Радикальные демократы", "Свободная Россия", "Левый центр" и др., использовав в своем обращении аргументацию Открытого письма. Говоря о последствиях поправки к статье 41, они предупреждали: "Вызовы журналистов в прокуратуру и милицию, обыски в помещениях редакций могут теперь стать, к сожалению, обыденной практикой. Во всем мире конфиденциальность доверенной журналисту информации имеет самые высокие гарантии".

Что касается поправки к статье 50, то в обращении фракций отмечалось: "Дело в том, что с принятием данной поправки пресса лишается не только эффективного инструмента журналистского расследования, спасшего немало человеческих судеб, - даже фотокорреспонденты теперь не смогут запечатлевать жанровые сценки на улицах, т.к. в смысле настоящего Закона это и есть скрытая съемка. Буквальное толкование принятой нормы позволяет запретить показ любого телерепортажа (митинг, демонстрация, очередь у магазина и т.д. и т.п.), если о съемке не были предварительно оповещены все попавшие в кадр люди. Тем самым телевидение обречено либо ежечасно нарушать данную норму закона, либо вообще не выходить в эфир".

Совместными усилиями удалось добиться того, что Верховный Совет включил в повестку дня последнего перед новогодними каникулами заседания вопрос о пересмотре поправок. Из-за того, что накопилось множество и других вопросов, до Закона о СМИ дошли лишь в девятом часу вечера. Уставшие депутаты практически без дискуссий отменили обе поправки, вернувшись к первоначальной редакции закона. Вот почему Закон о СМИ, принятый 19 декабря 1991 г., датируется 27 декабря 1991 г.

Столь подробно излагать все перипетии создания закона о СМИ меня заставляют реальные потребности правоприменительной практики. Дело в том, что в некоторых случаях для адекватного толкования той или иной нормы закона о СМИ может потребоваться обращение к конкретным обстоятельствам принятия данного нормативного акта. Как отмечал Е.Н. Трубецкой в своей классической "Энциклопедии права", "выяснение духа закона, намерений и целей, имевшихся в виду законодателем, - вот истинная цель и основная задача всякого толкования", которые, в свою очередь, предполагают необходимость познакомиться с происхождением самого закона, "вникнуть в потребности, вызвавшие его появление". Характерна в этой связи реплика депутата И.Ф. Залевской при обсуждении одной из поправок в ходе второго чтения проекта закона о СМИ: "Меня удовлетворяет уже то, что в стенограмме это пройдет. И если у кого-то возникнет судебная коллизия, я бы предложила обратиться к стенограмме". Действительно, в поисках толкования, адекватного воле законодателя, каждая деталь прохождения законопроекта может иметь решающее значение.


Билет № 5


  1. Олигархия - политическое и экономическое господство небольшой группы людей, как правило, наиболее экономически могущественной, правящих государством и экономикой.

^ Финансово-информационная группа – это олигархи, т.е. люди экономически могущественные.

Корпоративные войны (корпорация – это объединение) – войны конкурентов. Средство конкурентной борьбы, имеющей цель получить производственные мощности, товарную марку конкурента для расширения своего бизнеса.

PR (общественные отношения) - это продолжительные, планируемые усилия, которые направлены на создание и поддержку взаимопонимания и доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью. Под термином «общественность компании (организации)» понимают некие группы, которые в той или иной мере затрагивают деятельность компании. Самые крупные – это работники компании, партнеры, потребители (клиенты), СМИ, конкуренты.

Черный PR - методы и технологии pr, противоречащие закону и не соответствующие этическим и моральным нормам общества; направленные на намеренный подрыв репутации конкурента; использующие подкуп журналистов, компромат или собранную незаконными методами информацию.


2. ^ Состояние рынка масс-медиа в России в 1993-1998 годах: общая характеристика, структура, основные игроки, основные источники доходов

- Борьба за читателя, рекламные деньги и деньги олигархов

К 1993 г. рынок печатных СМИ обрел более-менее ясные очертания. Газеты заняли определенные читательские ниши и никого на свою территорию не пускали.
«МК» успешно вытеснил со столичного рынка городских газет «Московскую правду» и «Вечернюю Москву». «Независимая газета», несмотря на многочисленные внутренние конфликты и отсутствие денег, закрепилась как политическое элитарное издание. «Коммерсант» раз и навсегда стал эталоном отечественной деловой прессы. «Комсомольская правда» и «Известия» уверенно завоевывали провинцию, отодвигая «Труд».
Намного хуже обстояли дела на телевидении. Здесь даже для обычного поддержания техники в рабочем состоянии требовались огромные инвестиции. У государства таких средств не было.
Кое-как держались только первый и второй каналы, день и ночь транслировавшие мексиканские сериалы и производя дешевые передачи типа «Поля чудес».
Деньги от рекламы разлетались по многочисленным агентствам, оккупировавшим Останкино. Редкие попытки систематизировать и централизовать этот процесс заканчивались трагически. Яркий пример - убийство Владислава Листьева.
Однако в силу охвата аудитории и огромного влияния на массы людей долго оставаться беспризорником телевидение не могло. Первым попытать счастья в телевизионном бизнесе решил хозяин «МОСТ-банка» Владимир Гусинский.
В 1993 г. у петербургского канала, вещавшего на пятой кнопке, отобрали вечерний эфир и отдали новорожденной компании НТВ. В этот проект Гусинский привлек деньги банков «Столичный» и «Национальный кредит». Последний занимался обслуживанием счетов Национального фонда спорта, который, в свою очередь, обладал беспрецедентными льготами по ввозу в страну табака и алкоголя. Меньше чем через год НТВ перебралось с пятого канала на четвертый.
Гусинский в новом бизнесе доверился профессионалам и не вмешивался в технологический процесс. Через короткий срок телекомпания выбилась в лидеры информационного вещания. Денег, как своих, так и чужих (в основном чужих), Гусинский для НТВ не жалел. Здесь, да еще, пожалуй, в «Коммерсанте», был изменен сам подход к журналистскому труду. Творческим работникам стали платить хорошие деньги. Причем в валюте и конвертах.
Чтобы избежать утечки кадров, другим владельцам СМИ приходилось подтягиваться к этой поднятой достаточно высоко планке. Но не все смогли. На этот период приходится первая волна миграции лучших журналистов из отсталых редакций в успешно развивающиеся.
Информационный бизнес стал приоритетным направлением в деятельности группы «МОСТ». Гусинский занялся созданием медиа-холдинга. Почти одновременно с НТВ создается газета «Сегодня», в которую, подстрекаемая Михаилом Леонтьевым, уходит едва ли не половина коллектива «Независимой газеты». Затем Гусинский в обмен на крупные кредиты приобретает контрольный пакет акций радиостанции «Эхо Москвы». В холдинг вливаются журналы «Семь дней», «Итоги», а чуть позже «Караван историй».
От прежних соучредителей НТВ Гусинский ловко избавляется, но при этом наживает себе кучу врагов на самом верху, что заставляет его обзавестись мощнейшей службой безопасности.
В журналистской среде потихоньку начинает происходить классовое расслоение. Труженики пера уже не хотят митинговать на баррикадах и бескорыстно бороться за светлое будущее. Они хотят получать большие зарплаты, отдыхать за границей, иметь хорошие квартиры и дачи. Благ, естественно, на всех не хватает. Но поиск упорно продолжается. Слова «независимость», «свобода слова» превращаются в декларацию. Журналисты в большинстве своем мечтают лечь хоть под самого захудалого олигарха, лишь бы улучшить личное благосостояние.
Вслед за Гусинским наверстывать упущенное бросился Березовский. Борис Абрамович замахнулся на телевидение. Он решил заняться первой общенациональной программой, избрав любимый метод «пришел, увидел, победил». Зачем тратиться и создавать канал с нуля, когда можно присосаться к неистощимой государственной кормушке. Процесс покупки Березовским акций первого канала длился слишком долго и утомительно - почти год. В отличие от хозяина «МОСТа», Березовскому телевизионные профессионалы только мешали. Ему не нужен был качественный канал. Ему нужны были рупор с большой зоной покрытия и возможность контролировать движение рекламных денег.

Новая телекомпания под названием «ОРТ» была зарегистрирована в день убийства Влада Листьева, 1 марта 1995 года.
Расставив своих людей на ключевые посты в компании, Борис Абрамович стал ее полноценным владельцем. Верный слуга Бадри Патаркацишвили в качестве заместителя генерального директора занялся финансами ОРТ. Не менее преданная Ксения Пономарева возглавила информационное вещание. Государство же, как держатель контрольного пакета акций ОРТ, исправно оплачивало его многомиллионные долги. На ОРТ воцарились хаос и бардак. Более-менее талантливые журналисты регулярно просили убежища у соседей и при первой возможности уходили. Не было денег на новую технику и содержание зарубежных корпунктов.
Тем не менее, бывший математик продолжал преумножать свою медиа-империю. Березовский приобрел 29 процентов акций ТВ-6 и финансировал создание «Нашего радио».
Президентские выборы 1996 г. собрали олигархов в единый, мощный кулак, который должен был сокрушить всех противников действующего президента. Командовать кулаком был поставлен А. Чубайс. Работа закипела. СМИ неожиданно подружившихся Гусинского и Березовского превратились в настоящие PR-компании и принялись поднимать рейтинг Ельцина с тем же рвением, с каким раньше его опускали.
Ельцин победил, заработав, правда, очередной инфаркт и окончательно утратив способность самостоятельно руководить государством. Пресса же радовалась, что в очередной раз отстояла свободу слова в лице президента. Банкиры оценили силу ее влияния, но одновременно сделали вывод, что журналисты легко приручаемы. Их надо только баловать время от времени.

- Скупка СМИ олигархами. Тотальная скупка каналов и газет олигархами. Война за собственность. После выборов НТВ полностью завладело четвертым каналом, а в начале 1997 г. Гусинский окончательно переквалифицировался в медиа-магната, возглавив новую структуру - «Медиа-МОСТ» - и сложив с себя полномочия генерального директора группы «МОСТ» и президента «МОСТ-банка».
Различные медиа-холдинги начали расти как грибы после дождя, а их владельцы стали относиться к избранной касте неприкосновенных.
Березовский приумножил свою империю значительным пакетом акций ТВ-6, Смоленский путем щедрого кредитования установил контроль над издательским домом «Коммерсант», Газпром купил «Рабочую трибуну» и «Труд». Не отставали и самостоятельные структуры. «Совершенно секретно» Артема Боровика прибавил к одноименным газете, телепередаче и журналу «Лица» еженедельник «Версия», одолжив денег у американцев. «МК» Павла Гусева расширил свою базу журналом «Деловые люди», региональными проектами, питерской газетой «Час пик» (затея эта потом провалилась), а также многочисленными профильными охотничьими изданиями. 
Каждый месяц появлялись новые газеты. Дошло до того, что все приемлемые оригинальные названия для них оказались исчерпаны. Лучшие умы ломали головы, но ничего нового придумать не могли. Например, в Москве и по сей день насчитывается три совершенно одинаковые по направленности и содержанию газеты с названием «Время».
В борьбу за «Комсомольскую правду» и «Известия» включился ОНЭКСИМбанк, спонсировавший ранее журнал «Эксперт». Впереди маячил аукцион по продаже «Связьинвеста», и ОНЭКСИМ нуждался в накапливании информационных ресурсов для успешного участия в предстоящих торгах.
С «Комсомолкой» люди Потанина разобрались довольно легко. До этого контроль над ней пытался установить «Газпром», вложивший в издание 9 млн долларов и имеющий в управлении около 20 % акций. Однако, на одном из собраний акционеров, было решено продать акции ОНЭКСИМу. Главный редактор Валерий Симонов и часть коллектива, не согласившаяся с этим решением, покинули газету. С «Известиями» Потанину пришлось повозиться и пережить довольно крупный скандал. С осени 1996 г. основным инвестором «Известий» выступала нефтяная компания «ЛУКойл». Редакция во главе с Игорем Голембиовским этим сотрудничеством не тяготилась. Однако в какой-то момент известинцы заигрались в свободу слова. 
В начале 1997 г. газета перепечатала заметку из французского журнала «Монд», в которой утверждалось, что тогдашний российский премьер В. Черномырдин обладает состоянием в пять миллиардов долларов.
Вагит Алекперов, активно друживший с Черномырдиным, прочитав публикацию, пришел в ярость и потребовал немедленной отставки Голембиовского. Попутно был отдан приказ скупать акции «Известий» по завышенным ценам с целью приобретения контрольного пакета.
Однако за Голембиовского вступились интеллигенция и журналистское сообщество. Поднялся большой шум. И вот здесь появляется ОНЭКСИМ, который якобы встает на сторону коллектива и тоже начинает скупать акции у журналистов.
Больше всех в этой истории выиграл собкор газеты в Америке Надеин. У него оказался маленький (менее одного процента), но решающий пакет. После долгих торгов он уступил его Потанину едва ли не за четверть миллиона долларов.
В итоге Владимир Потанин смог подчинить себе газету. А Голембиовскому после очередного собрания акционеров и нескольких драк в коридорах редакции с представителями Потанина все равно пришлось уйти.

Видимо, из чувства мести к главе ОНЭКСИМа Березовский приютил Голембиовского и его команду, поручив им новый проект под названием «Новые Известия». Он, наверное, рассчитывал, что Голембиовский в кратчайший срок сделает качественную цветную газету и уберет старые «Известия» с рынка.
Березовский снабдил редакцию новейшей техникой и назначил журналистам неслыханное прежде жалованье. Средняя зарплата в «Новых Известиях» приближалась к двум тысячам долларов. К грандиозному проекту были притянуты лучшие журналисты со всей Москвы.
Планка оплаты журналистского труда в очередной раз поднялась. В редакциях вновь начались брожения. Талантливых журналистов перекупали, словно хоккеистов. Это заставило главного редактора «Независимой газеты» Виталия Третьякова выступить с наивной инициативой и призвать хозяев СМИ не платить журналистам свыше одной тысячи долларов в месяц. Естественно, предложение не нашло поддержки среди коллег.
Обозначилась и еще одна тенденция. Пишущая братия очень быстро рассталась со своей принципиальностью. Прежде чем предложить тот или иной материал к публикации, каждый корреспондент думал, не задевает ли он прямым или косвенным образом интересы хозяина. А интересы эти простирались во все области.
В это время был зафиксирован последний, предсмертный, взлет «Медиа-МОСТа». Гусинский строил буквально космические планы, которые реализовывались с помощью льготных кредитов Внешэкономбанка (благодарность за помощь в победе Ельцина) и «Газпрома», купившего на выгодных для Гусинского условиях часть акций холдинга. «Медиа-МОСТ» запустил спутник и активно начал развивать проект НТВ+, приобрел несколько радиостанций и забрался в Интернет.
После выборов банкиры и олигархи, еще недавно работавшие сплоченной командой, насмерть передрались и переругались друг с другом. Боевые действия самых толстых кошельков страны между собой возобновились с новой силой. Началась война компроматов.
Журналистам стало проще работать. Добычей информации занимались службы безопасности олигархов, а также прикормленные источники в госструктурах. Газетчикам же оставалось литературно обрабатывать фактуру и ставить ее на полосы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Предложение iconЛото при контроле знаний по теме «Сложное предложение» ( русский язык, 9 класс)
Задание: распредели предложения соответственно клеткам в карточке (знаки препинания не расставлены). Сбп – сложное бессоюзное предложение,...
Предложение iconВопросы для подготовки студентов 4 к. Рял (ДО) к экзамену по синтаксису (простое предложение", "сложное предложение")
Простое предложение в отношении к другим синтаксическим единицам русского языка. Способ определения простого предложения в рг-80....
Предложение iconПредложение как экономическая категория, функция предложения, факторы, определяющие предложение

Предложение iconПереведите предложение
«Wie ist dein Name?» Вставь пропущенное слово в предложение: а ich hei?e … Kati … um die Wette
Предложение iconТест. Сложноподчиненное предложение
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним
Предложение iconВопросы к экзамену по экономике для специальности «Технология брожения»
Предложение в механизме рынка. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения
Предложение iconТаблица памятка «находи свои ошибки»
Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение
Предложение iconПроверочная работа по теме «Синтаксис» 5 класс
Определите, какое предложение: простое, ссп,спп,бсп. Постройте схемы предложений (списывать предложение не нужно)
Предложение iconТема: «Предложение». «Осень» в произведениях русских поэтов
Прочитайте предложение. Называются по цели высказывания (точка), по интонации (!). С восторгом, восхищением писали поэты, писатели...
Предложение iconНемецкая грамматика: Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы и союзные слова
Сложносочиненное предложение состоит из двух или нескольких грамматически равноценных предложений, которые могут соединяться между...
Предложение iconТема «предложение и его типы». Количество уроков -2
Тема «Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание» -1урок
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы