Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 icon

Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4



НазваниеВведение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4
Дата конвертации02.02.2013
Размер133.68 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


Муниципальные внебюджетные фонды и источники их формирования


содержание


введение 3

1. внебюджетные фонды и их классификация 4

2. муниципальные внебюджетные фонды и их формирование 8

заключение 14

список литературы 16



введение



Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлага­тельного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; реше­нии экологических проблем и т. п1.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогно­зируемого на длительный период источника денежных средств, ис­пользуемых для финансирования конкретных социальных потребно­стей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных ре­гиональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление до­ходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.
^

1. внебюджетные фонды и их классификация



Внебюджетные фонды являются важным звеном и системе публичных финансов во всех развитых странах мира.

Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством.

В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью зашиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера1.

Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран.
Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

  • выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;

  • формирование фондов с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидии и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов (федерации); вторые — в распоряжении органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (их иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в голы мирового экономического кризиса (1929—1933) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания воины действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и социального развития. В США существует Фонд перестройки и развития экономики1.

С начала 60-х годов в развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов. Для формирования доходной части этих фондов используются как бюджетные средства (поступления из бюджетов, ссуды государства, бессрочные авансы, субсидии и т. п.), так и средства крупных компании, взносы университетов и другие источники. Средства указанных фондов направляются па финансирование программ в области фундаментальных исследований, строительство научных центров, подготовку кадров и т. п.

В последнее десятилетие в промышленно развитых странах значительно возросли (в 5—8 раз) фонды социального назначения, что позволяет государственным властям проводить активную социальную политику. В образовании этих фондов, как правило, используются: (а) страховые взносы застрахованных лиц; (б) страховые взносы предпринимателей; (в) субсидии и беспроцентные ссуды государства2.

Состав социальных внебюджетных фондов, так же как и ставки взносов, размеры субсидий, весьма дифференцирован по странам.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего, на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать Государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного «кредитора» государственных бюджетов.

К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федерации относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития Они создаются на федеральном уровне но решению органов Федерального Собрания России, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне — по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.
^

2. муниципальные внебюджетные фонды и их формирование



Правовой статус внебюджетных фондов на муниципальном уровне четко не урегулирован федеральным законодательством до принятия закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в новой редакции и закона о финансовой основе местного самоуправления. Однако основные подходы к регулированию этой сферы финансовой деятельности частично определены в законодательном и нормативном порядке на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации1.

Порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и контроль за использованием средств этих фондов до введения в действие Бюджетного кодекса РФ (до 1 января 2000 г.) определялись Законом РФ от 15 апреля 1993 г. №4807-1 «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».

Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за использованием средств этих фондов. Во многих регионах РФ вопросы формирования и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти. В то же время есть регионы, например Петрозаводск, где проекты сметы доходов и расходов внебюджетных фондов, отчеты о ее исполнении рассматриваются представительными органами аналогично тому, как рассматривается и сам бюджет. В ряде субъектов Федерации, например в Новгородской и Ярославской областях, внебюджетные фонды экономического назначения отсутствуют, хотя у отдельных органов местного самоуправления Ярославской области они имеются1.

В последние годы наметилась тенденция по ликвидации муниципальных внебюджетных фондов. Хотя можно отметить, что это происходит на всех уровнях бюджетной системы и касается всех видов внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения.

На региональном уровне количество внебюджетных фондов так же сокращается. Так, в Москве с 2000 г. в состав бюджета в вид целевых бюджетных фондов введены: фонды развития территорий административных округов и районов; жилищно-инвестиционный фонд; фонд пожарной безопасности г. Москвы; фонд безопасности дорожного движения; фонд борьбы с преступностью; фонд рекламы и городской информации.

Среди внебюджетных фондов Москвы самым крупным был и остается Валютный фонд. Он существует с октября 1995 г., когда Московская городская Дума утвердила Временное положение о его формировании и расходовании валютных средств Фонда, которые предназначены, прежде всего, для финансирования крупных инвестиционных программ города и обеспечения импортных закупок оборудования.

В связи с расширением для местных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий стало образование муниципальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.

Муниципальные внебюджетные фонды могут формироваться за счет следующих источников2:

  • добровольных взносов юридических и физических лиц;

  • доходов от аукционов;

  • штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;

  • штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;

  • штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства Российской Федерации.

Муниципальные внебюджетные фонды создаются на основании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решением исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом может создаваться коллегиальный орган, состоящий из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды средства могут быть направлены на расходы, связанные:

1) со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения;

2) с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также для финансирования плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;

3) с перерасходами установленных смет и нормативов. Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание муниципальных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействует1:

  • концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;

  • усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;

  • укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;

  • более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;

  • усилению экономической связи местных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;

  • освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства;

  • расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и диспропорции внутри инфраструктуры;

  • росту влияния местных органов власти на развитие отдельных отраслей инфраструктуры, повышение технического уровня подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития;

  • повышению уровня обслуживания и совершенствования услуг, оказываемых населению.

Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды.

Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается соответствующим органом местного самоуправления. Средства внебюджетных и валютного фондов находятся на специальных счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением, которое определяется утвержденным положением о фонде.

В орган управления внебюджетного фонда в случаях, в порядке и на условиях, определяемых положением о фонде, могут входить представители различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные физические лица.

Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

К основным задачам указанных фондов относятся1:

  • предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

  • выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

  • долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

  • финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

  • финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью указанных фондов;

  • проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе проведение конкурсов, аукционов, выставок, лотерей, а также совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

  • организация сбора, обработки правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;

  • осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах в области малого предпринимательства.

заключение



Внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (их иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за использованием средств этих фондов. Вопросы формирования и использования средств внебюджетных фондов в зависимости от того или иного региона России могут находиться полностью в ведении исполнительных органов власти, либо рассматриваться представительными органами аналогично бюджету, либо вовсе отсутствовать.

Муниципальные внебюджетные фонды могут формироваться за счет добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от аукционов; штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб; штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства Российской Федерации.

^

список литературы





  1. Финансы / Под ред. Ковалева В.В. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640с.

  2. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. Тихомирова Ю.А. – М.: Издательство «Норма», 2006.

  3. Финансы / Под ред. Ковалевой А.М. – М.: «Финансы и статистика», 2002. - 263c.

  4. Артемов Н.М., Горбунова О.Н., Денисова И.Г. и др. Финансовое право. — М.: Юристь, 2003.

  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ЮНИТИ, Финансы, 2005.

  6. Налоги и налоговое право: Учебн. пос. / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 2004.

  7. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н.И. Химичева. — М.: Юристь, 2002.

  8. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 606с.

  9. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М. В. Романовского. - М.: ЮНИТИ, 2004.

  10. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 340 с.

  11. Государственный бюджет / Под ред. М. И. Ткачука. - Минск: Высшая школа, 2000.

  12. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002.

1 Финансы / Под ред. Ковалева В.В. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.

1 Финансы / Под ред. Ковалевой А.М. – М.: «Финансы и статистика», 2002. – С. 102.

1 Артемов Н.М., Горбунова О.Н., Денисова И.Г. и др. Финансовое право. — М.: Юристь, 2003. – С. 289.

2 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ЮНИТИ, Финансы, 2005. – С. 67.

1 Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. Тихомирова Ю.А. – М.: Издательство «Норма», 2006. – С. 124.

1 Налоги и налоговое право: Учебн. пос. / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 2004. – С. 135.

2 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н.И. Химичева. — М.: Юристь, 2002. – С. 174.

1 Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 543.

1 Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. Тихомирова Ю.А. – М.: Издательство «Норма», 2006. – С. 128.




Похожие:

Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconСодержание введение внебюджетные фонды. Фонды социального назначения
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconГосударственные внебюджетные фонды
Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов
Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconВнебюджетные фонды как составная часть финансовой системы рф…
Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные...
Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconСпециальные внебюджетные фонды в современной России
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении...
Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconФонд обязательного медицинского страхования
Главенствующие положение среди них по размеру мобилизуемых средств занимали внебюджетные социальные фонды. Внебюджетным социальным...
Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconПереход к рынку ознаменован в России рядом кардинальных изменений в организационной структуре хозяйства
Главенствующие положение среди них по размеру мобилизуемых средств занимали внебюджетные социальные фонды. Внебюджетным социальным...
Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconГосударственные внебюджетные фонды

Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconВнебюджетные страховые фонды в РФ

Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconВнебюджетные фонды и единый социальный налог

Введение 3 внебюджетные фонды и их классификация 4 iconНалоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы