Психология межличностного воздействия содержание icon

Психология межличностного воздействия содержание



НазваниеПсихология межличностного воздействия содержание
Дата конвертации02.02.2013
Размер322.21 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 4

1.1. Межличностные отношения. 4

1.2. Структура общения в системе межличностных отношений. 9

2. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 13

2.1. Особенности межличностного взаимодействия. 13

2.2. Субъект, объект и процесс психологического воздействия. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования: Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

^ Степень научной разработанности. Проблема межличностного взаимодействия рассматривается в трудах отечественных психологов (Агеев В.С., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев А.А. Круглова Н.Г., Ломов Б.Ф., и др.). В работах данных авторов межличностное взаимодействие воспринимается в качестве составной части общения. В зарубежной психологической науке (Адлер Р., Аргайл М., Вердербер Р.; Вердербер К. и др.) основное внимание уделяется поведенческим аспектам феномена «интеракция», его структурным компонентам и механизмам. Е.И. Головаха, С.П. Иванова, Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына и другие авторы выделяют критерии или условия успешного межличностного общения.

^ Целью курсовой работы является изучить психологию межличностного воздействия.

Итак, на основе вышеизложенного, объектом нашего исследования является: специфика общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей.


^ Предмет исследования: место общения в структуре межличностного взаимодействия людей.

Поставленная цель определила ряд конкретных задач исследования:

1. изучить процесс межличностных отношений;

2. рассмотреть понятие общение, его структуру в системе межличностных отношений;

3. проанализировать особенности межличностного взаимодействия;

4. определить объект, субъект и процесс психологического воздействия в психологии.

^ Методологической основой и научно-теоретической базой исследования послужили теоретические разработки в области психологии социальной психологии, психологии общения, а также труды известных исследователей, таких как Андреева Г. М., Бодалев А. А., Гозман Л.Я., Доценко Е.Л., Ковалев Г. А., Леонтьев А. А., Обозов Н. Н., Чалдини Р., Тернер Дж. и др.

^ Структура работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


^

1. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ




1.1. Межличностные отношения.



Межличностные отношения – система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения1.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы – чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы2:

1) конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.

Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Конвенциональные проявления эмоций и чувств в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в межличностные контакты, могут, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования – равенства – подчинения и зависимости – независимости3.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктивным межличностным отношениям (во властных отношениях их до 52%, а в равностатусных – до 33%), а затем и к конфликтам4.

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные). По нашему представлению, данное понятие подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.

Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр5. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат – появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости – это несовместимость, а чувства, вызываемые ею – антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление. Для определения межперсональной совместимости используются аппаратурно-технические методики и гомеостат.

Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д. Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н. Н. Обозова6. В научной литературе часто используется такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» – способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно – к: сопереживанию с ним. Последнее, (способность к сопереживанию) проявляется в отзывчивости чувств на различные состояния партнера. По нашему мнению, межличностная привлекательность недостаточно изучена в научном плане. Вместе с тем с прикладных позиций это понятие исследуется как феномен формирования определенного имиджа.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения7. Другие полагают, что аттракция – это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент8.

В.Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (степенью выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения)9.

Как видно из изложенного, многозначность понятия «аттракция» и перекрываемость его другими феноменами затрудняет использование этого термина и объясняет недостаточную исследованность в отечественной психологии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и перекрывается отечественным термином «межличностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным использовать названные термины как равнозначные. Под понятием «притяжение» понимается потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому человеку.

Притяжение может быть одно- и двунаправленным. Противоположное понятие «отталкивание» (негация) связано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенностями, которые воспринимаются и оцениваются негативно; поэтому партнер вызывает отрицательные эмоции.

^

1.2. Структура общения в системе межличностных отношений.



Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности10. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1)11.




^ Рис. 1. Структура общения


Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная12.

Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон, или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований.

Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности, при изучении психологии больших групп и массовых движений.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть аффективное «понимание»13. Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширенное толкование – в него включаются процессы понимания как чувств, так и мыслей партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности партнера. Это означает наличие: принятия личности этого человека в целостности; собственной эмоциональной нейтральности, отсутствия оценочных суждений о нем.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции – как формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента14.

Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга, можно предлагать и другие варианты. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление.
^

2. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ




2.1. Особенности межличностного взаимодействия.



Межличностное взаимодействие – контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фатического общения, эмоционально насыщенную или в этом плане нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.

Помимо этого, в социальной психологии термином "взаимодействие" описывают систему взаимовстречных действий, поступков, деяний, которые характеризуются причинно-следственным характером подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте: по сути дела, любое проявление активности одного из участников взаимодействия оказывается одновременно и стимулом очередного поведенческого акта другого и своего рода реакцией на предшествующие действия партнера или оппонента15.

Именно так подобное "широкое" и "узкое" видение взаимодействия традиционно описывается специалистами в социально-психологической литературе: "Широкая трактовка используется, как правило, для указания на непосредственную взаимосвязь каким-либо образом воздействующих друг на друга индивидов (в результате межличностного взаимодействия они по меньшей мере отдают себе отчет во взаимном существовании); узкая – для обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, а, следовательно, взаимного согласования и координации индивидуальных действий"16.

Важнейшими характеристиками межличностного взаимодействия как интерактивной стороны общения являются предметность, эксплицированность, рефлексивная неоднозначность и ситуативность. Предметность взаимодействия в данном случае предполагает наличие какого-либо объекта или задачи, по поводу которых и реализуется межличностный контакт. Правда, здесь необходимо оговорить артефактный случай, который в социальной психологии описывается с помощью такого термина, как "фатическое общение". Это, по сути дела, беспредметное общение, когда целью межличностного контакта выступает сам контакт.

Другими словами, это ситуация, когда общение из формы субъект – объект – субъектных отношений превращается в субъект – субъектный акт, который в повседневной жизни на уровне обыденного сознания определяется как "беспредметный разговор". Что касается эксплицированности, то есть возможности стороннего наблюдения, то и в этом плане могут быть приведены артефактные случаи, когда внешняя регистрация процесса и результатов взаимодействия практически невозможна или возможна лишь в "отсроченном режиме" (например, опосредствованное взаимодействие, интимное взаимодействие и т. д.).

Рефлексивная неоднозначность как один из содержательных признаков межличностного взаимодействия выражается в том, что этот тип контактов в реальности может проявляться и как осознанный, и как неосознанный результат крайне сложно организованной совместной деятельности, ее распределения между участниками. Ситуативность как неизменный признак межличностного взаимодействия отражает содержательную временно-пространственную конкретность осуществляемого контакта субъектов активности, позволяющую четко оценить продолжительность взаимодействия, его интенсивность, степень и характер его нормативности, ценностной насыщенности и т. д.

Как правило, различают два основных вида взаимодействия – кооперацию, протекающую в форме подлинного партнерства, или сотрудничества, когда активность всех участников взаимодействия является необходимым условием достижения целей личностно значимых для каждого, и конкуренцию, когда в ходе скрытого или прямого соперничества каждый из участников взаимодействия пытается достичь свою цель, сам факт достижения которой как необходимое условие успеха предполагает неудачу других участников взаимодействия.

Из сказанного ясно, что взаимодействие является одним из наиболее широких понятий в социальной психологии, а сам процесс взаимодействия зависит от множества переменных как собственно психологического, так и иного порядка. Поэтому непосредственное экспериментальное исследование взаимодействия как такового в полном объеме представляется не только чрезмерно сложным, но и вообще малореальным. Еще более проблематичными выглядят анализ и оценка всех значимых в контексте взаимодействия переменных в ходе практической социально-психологической работы, особенно в ситуациях, требующих принятия достаточно быстрых решений, направленных на изменение установок и модификацию поведения субъектов взаимодействия.

Психологическое воздействие – это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Транслируемая информация может быть как в вербальной, так и невербальной форме. Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. Роль психологического воздействия на практике весьма значительна (например, с его помощью можно в реальной жизни управлять людьми).

В этом плане психологическое воздействие часто может являться конечной целью общения, предполагающей сформировать у партнера по межличностному контакту определенные убеждения и мотивацию. В содержательном плане психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д.

В последнее время в социально-психологической литературе стали использоваться близкие понятия «личное влияние» и «личностное влияние». Интересное определение личному влиянию дает В. М. Погольша, которая интерпретирует его не как процесс, а как «способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер»17.

Личностное влияние, по ее мнению, практически проявляется в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в социуме, когда удовлетворяются потребности в безопасности, любви, власти и самоуважении. Когда же реализуются высшие потребности (в самоактуализации, мотивации роста и помощи, служении людям), то проявляется способность личного влияния. Оно может быть ненаправленным (например, влияние авторитетного человека) и направленным. В последнем случае оно совпадает с психологическим воздействием.

В России исследование проблемы психологического воздействия традиционно рассматривалось в теоретическом плане как изучение методов воздействия (Поршнев Б.Д. , Куликов В.Н., Парыгин Б.Д., Кабаченко Т.С.), а в прикладном – в педагогической и идеологической деятельности18. В последнее время особенности акмеологического воздействия в профессиональной деятельности были рассмотрены А. В. Кириченко. За рубежом наиболее известны эмпирические Йельские исследования К. Ховланда, которые посвящены комплексному изучению различных условий, влияющих на принятие человеком воздействующей на него информации19. Кроме того, в зарубежной психологической литературе исследуются тактики влияния и манипулирования, их эффективность в зависимости от статуса и должности личности, психологических особенностей взаимодействующих людей, ситуации и пр. (Чалдини Р.20, Зимбардо Ф. и Ляйппе М.21).

Психологическое воздействие может быть направлено на других людей и на самого себя (психическое самовоздействие – самоубеждение, саморегуляция, самопрограммирование и т. д.). Психологическое воздействие может осуществляться на разные уровни психики: на осознаваемый и неосознаваемый.

^

2.2. Субъект, объект и процесс психологического воздействия.



Системный подход к психологическому воздействию аналогичен межличностному восприятию. В него входят субъект, объект и процесс психологического воздействия22. Выделение названных выше элементов необходимо для глубокого и обстоятельного анализа. В реальной жизни инициатива воздействия может переходить от субъекта к объекту и наоборот. Тот, кто первый начал серию воздействий, может называться субъектом (инициатором), а тот, кто испытал его влияние, – объектом (адресатом влияния, реципиентом).

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и исследователя своего процесса воздействия. В роли субъекта может выступать один человек или группа.

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса, материальных и информационных ресурсов и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на своего партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие; выбирает стратегию, тактику и средства воздействия; учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности – неуспешности воздействия (обратную связь); организует противодействие объекту (при его возможном контрвоздействии) и т. д. В том случае, если реципиент (объект воздействия) не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манилулятивного воздействия23.

В объекте психологического воздействия часто выделяют предмет воздействия, то есть те явления, на которые направлено психологическое воздействие. К ним относятся убеждения, мотивы, ценностные ориентации и пр., а в группе людей – психологический климат, межгрупповая напряженность и т. д. Объект, будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях и осуществлять контрвоздействие на коммуникатора, т.е. сам выступать в роли субъекта24.

Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решение К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся его пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия и коммуникационном обмене информацией и другие особенности. В роли объекта иногда может выступать не только один человека, но и группа. В последнем случае процесс оказания воздействия становится более сложным.

Процесс психологического воздействия (влияния) – система, которая включает стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия25.

Стратегия – это способы действии субъекта по достижению главной цели психологическою воздействия на реципиента. Два основных типа стратегии психологического воздействия можно обозначить как монологический и диалогический. Субъект воздействия, руководствующимся монологической стратегией, ведет себя таким образом, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины, а реципиент – лишь объектом влияния. Он сам, как правило, безотносительно к предпочтениям реципиента, устанавливает цель воздействия Что же касается процесса воздействия, то часто субъект вынужден для обеспечения его результативности учитывав особенности реципиента. В рамках монологического типа стратегии выделяются два полтипа императивный и манипулятивный26.

При императивной стратегии желаемый результат воздействия прямо указывается субъектом, на понимание и исполнение предписании которого должна быть направлена активность реципиента. При манипулятвной стратегии цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством формирования субъектом воздействия активности реципиента таким образом, чтобы она разворачивалась в желательном для него направлении

В.М. Погольша определяет манипуляцию как вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша27. К признакам манипулятивного воздействия относятся стремление поставить партнера по общению в определенную зависимость, легко или трудно фиксируемый обман и лицемерие (навязчивость, стремление угодить, ощущение недоговоренности и пр.) и призыв к объединению против кого-то (Дружить против кого-то!). Для этих целей используется интрига и стремление поссорить партнера с третьим лицом. При общении с манипулятором рекомендуется придерживаться логико-выжидательной позиции (чтобы выиграть время, выявить манипулятивную стратегию и найти адекватное решение), сохранять самообладание и такт, совершать нестереотипные действия, не соответствующие ожиданиям оппонента, предложить манипулятору совместное решение проблемы и пр. В целом, основным фактором сопротивления внешнему давлению и манипулированию является личностный потенцией, представляющий собой устойчивость к внешнему влиянию и одновременно силу воздействия на людей.

В отличие от манипулятивной стратегии, диалогическая (развивающая) стратегия исходит из признания субъективном полноценности и принципиального равноправия взаимодействующих партнеров и поэтому стремится абстрагировался от всевозможных различий между ними.

Тактика – это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Тактика воздействия обуславливается его задачами. Все тактики можно подразделить на две основные группы кратковременного и длительного эффекта.

При адекватной интенсивности, воздействие может более или менее фиксировать на себе сознание реципиента, затрагивать его эмоции и побуждать к корректировке своего поведения.

Средства воздействия могут быть вербальными и невербальными (паралингвистическими и экстралингвистическими). По сравнению с другими элементами процесса средства влияния являются наиболее вариативными. При их адекватном подборе они могут обеспечить эффективность оказания воздействия. Основой успеха является выбор системы аргументации, убедительной для реципиента, базирующейся на реальных условиях жизни и учитывающей психологические особенности объекта. Система аргументации может включать мировоззренческие доказательства, сведения, характеризующие образ жизни, и пр. Что же касается использования невербальных средств воздействия, то в целом они должны быть адекватны объекту, субъекту и условиям воздействия.

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Убеждение (в психологической и педагогической литературе понятие «убеждение» используется в трех планах, во-первых, как знания, являющиеся частью мировоззрения; во-вторых, как основной метод психологического воздействия на сознание личности, в-третьих, как процесс воздействия) применительно к психологическому воздействию может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную28. В зависимости от личности объекта значимость их различна.

Информационная функция зависит от степени информированности реципиента по предмету (проблеме, вопросу) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов ценностных ориентации объекта. Особенно важна роль данной функции в спорах, дискуссиях и пр., т. е. в процессе переубеждения реципиента. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок. Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок.

В связи с этим коммуникатору приходится затрачивать значительно больше психологических и иных ресурсов на процесс воздействия. «В переубеждении людей требуется большая осторожность, терпимость, доброжелательность и такт, ведь расстаться человеку со своими убеждениями довольно трудно даже тогда, когда он понял их несостоятельность и ошибочность».

Принуждение как метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы и нами не будет рассматриваться. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Метод принуждения, с психологических позиций, по сути совпадает с методом убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора заключается в том, чтобы реципиент принял его предложение. Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств.

Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат о себе негативные санкции для объекта. Последний соотносит возможные отрицательные последствия со своей системой ценностных ориентации. Практически это интерпретируется объектом как определение субъективного смысла значений. И только в том случае, когда основания, с помощью которых реципиенту доказывается целесообразность принятия предложений, субъективно представляются ему как имеющие возможность разрушить существующую у него иерархию ценностей, объект принимает решение, которое ему предлагают,

В последнее время с использованием метода принуждения получили распространение тренинги с негативным подкреплением или наказанием, в основе которых лежат различные предупреждения, порицания и штрафы за нежелательное поведение (например, в целях сдерживания непроизвольных поведенческих актов используются наказания рвотными лекарствами и даже слабыми ударами электрошока). Такие аверсионные процедуры и техники достаточно спорны: они имеют как сторонников, так и оппонентов.

Под внушением (суггестией) понимается целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Данный метод уже давно привлекает внимание ученых, в связи с чем по нему проводилось большое количество исследований, Активно используется внушение в педагогической и врачебной практике, в военном деле, в средствах массовой информации и пр. Действенность внушения зависит от особенностей субъекта и объекта и особенно от складывающихся между ними взаимоотношений29.

Наличие позитивной установки у объекта по отношению к субъекту способствует оптимизации воздействия. Эффективность внушающего воздействия можно осуществить за счет повышения престижности субъекта (например, выступает не представитель партии, а ее лидер), повторения воздействия в различных модификациях и подкрепления содержания логически продуманными и убедительными (с точки зрения реципиента) доказательствами. Это объясняется тем, что существующая настороженность у объекта к внушаемой информации будет разрушаться вескими аргументами. Если сопротивление реципиента высокое, то доказательства должны быть более убедительными и затрагивать его чувства.

Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы (например, в фашистской Германии членов гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и распевать нацистские песни), вторая связана со снятием психической напряженности.

Экспрессивная функция заражения ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Влияние метода заражения можно наблюдать и при удачной шутке говорящего (выступающего). В этом случае улыбки, смех, веселое настроение живо передаются среди присутствующих людей, создавая у них мажорный настрой. Заражение имеет разную эффективность в зависимости отличных и деловых качеств объекта (таких, например, как сдержанность, высокий уровень самоконтроля и пр.). Заражение всегда с успехом использовалось руководителями различных религиозных течений и конфессий. Определенного рода эмоциональное состояние легко распространяется в массе пришедших на религиозное собрание людей. Это делает их более внушаемыми и управляемыми.

Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.

На основе методов подражания, заражения и внушения в нейролингвистическом программировании разработаны техники «зеркалирования» и «синхронии». Процедура «зеркалирования» (отзеркаливания) заключается в заимствовании и копировании (в процессе тренинговых упражнений) у партнера по общению (или у ведущего тренера) телодвижений, поз, жестов, мимики, тона голоса, произношения слов и предложений (данное упражнение активно используется во многих тренинговых программах). Эффект «синхронии» проявляется в трудно наблюдаемой связи между телесными ритмами слушающего и говорящего. В межличностном взаимодействии говорящий как бы «подтанцовывает» телом в такт своей речи, а слушатель двигается в такт говорящему, обеспечивая тем самым обратную невидимую, но ощущаемую эмоциональную взаимосвязь.

«Синхрония максимальна, когда общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой. Она минимальна при споре и конфликте между ними». Использование названных выше игровых и других техник способствует развитию у личности способности оказывать влияние и устанавливать взаимосвязь с другими людьми30.

Формы межличностного воздействия могут быть речевыми (письменными и устными), наглядными и демонстрационными. Выделение названных форм необходимо для научного анализа и выработки конкретных рекомендаций по оптимизации психологического воздействия в практической работе. Легче всего воспринимаются устные (речевые), наглядные и особенно демонстрационные формы. Выбор форм определяется многими факторами: задачами воздействия, личными и деловыми качествами объекта и субъекта, материально-финансовыми ресурсами субъекта и пр.

Система аргументации предполагает абстрактные доказательства и сведения конкретного характера. Как показывают исследования, наиболее эффективной является фактическая и цифровая информация, которая легче запоминается и сопоставляется. В качестве критерия эффективности довода (величины его вклада в конечный продукт взаимодействия) может являться мера сближения позиций участников беседы. Косвенным свидетельством эффективности аргумента считается улучшение отношений между собеседниками, возрастание их доверия друг к другу. Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации (доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта), а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и пр.).

Критерии эффективности воздействия могут быть стратегическими (отсроченными в перспективе, например, мировоззренческими) и тактическими (промежуточными), которыми руководствуется субъект в процессе воздействия на партнера (к примеру, речевыми высказываниями, мимикой и пр.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта.

Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их интенсивность и частоту проявления. Условия воздействия включают место и время общения, количество участников общения, на которых оказывается воздействие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Общение начинается с восприятия человека человеком, часто с одновременным формированием межличностных отношений, включающим и психологическое воздействие31. В прикладном плане эффективность формирования межличностных отношений и оказание психологического воздействия на партнера по общению может быть затруднено, если межличностное познание не было успешным.

Межличностные отношения – система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Важнейшая черта межличностных отношений – их эмоциональная основа. Основа межличностных отношений - групповая деятельность.

Межличностное взаимодействие – это процесс оказания взаимовлияний субъектами совместной деятельности друг на друга для достижения определенного практического результата, формирования межличностных отношений между ними, и, как следствие этого, развития личности взаимодействующих. Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов позволил сделать вывод о том, что для формирования личности необходимо ее включение в межличностное взаимодействие с другими людьми, в ходе которого будут устанавливаться межличностные отношения32.

Рассматривая взаимосвязь межличностных отношений, межличностного общения и межличностного взаимодействия, можно утверждать, что именно человеческие отношения, в которые вступают индивиды в процессе совместной деятельности, являются важным условием для развития самой личности и ее характерологических особенностей.

В структуре личности как субъекта межличностного взаимодействия выделяются следующие сферы: мотивационно-потребностная, коммуникативная, межличностных отношений, как наиболее актуальные для характеристики данного процесса. Составляющие компоненты данных сфер (стиль межличностного взаимодействия, ценностные ориентации, коммуникативные и организаторские склонности), а также благоприятный психологический климат и высокая групповая сплоченность являются критериями межличностного взаимодействия в группе.

^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 234 с.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  3. Андреева Г.М., Богомолов Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. – М.. 2001.

  4. Бодалев А. А. Психология общения. – Москва-Воронеж, 1996.

  5. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношении. – М.: МГУ, 1987.

  6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000.

  7. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М.: 2006. – 656 с.

  8. Журавлев А.Л., Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2006. – 416 с.

  9. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: 2001. – 448 с.

  10. Ишбутани Т. Социальная психология. – М.: 2000. – 128 с.

  11. Ковалев Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. – М., 1995.

  12. Красильников М.Е. Введение в социальную психологию / Лекция. – М.: Российский открытый университет, 2001.

  13. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983.

  14. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., 2001.

  15. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону. 1999.

  16. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. – М. Наука, 1975.

  17. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

  18. Mайерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

  19. Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

  20. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: 2000. – 312 с.

  21. Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти томах. – М., 2005.

  22. Тернер Дж. Социальное влияние. – М.: Концентрированная психология, 2003. – 256 с.

  23. Чалдини Роберт. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.




1 Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти томах. – М., 2005.


2 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.


3 Ишбутани Т. Социальная психология. – М.: 2000. – 128 с.


4 Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: 2000. – 312 с.


5 Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.


6 Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: 2000. – 312 с.


7 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.


8 Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношении. – М.: МГУ, 1987.


9 Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., 2001.


10 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.


11 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.


12 Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.


13 Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М.: 2006. – 656 с.


14 Красильников М.Е. Введение в социальную психологию / Лекция. – М.: Российский открытый университет, 2001.


15 Журавлев А.Л., Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2006. – 416 с.


16 Ковалев Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. – М., 1995.


17 Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., 2001.


18 Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983.


19 Андреева Г.М., Богомолов Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. – М.. 2001.


20 Чалдини Роберт. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.


21 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: 2001. – 448 с.


22 Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 234 с.


23 Тернер Дж. Социальное влияние. – М.: Концентрированная психология, 2003. – 256 с.


24 Журавлев А.Л., Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2006. – 416 с.


25 Журавлев А.Л., Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2006. – 416 с.


26 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000.


27 Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., 2001.


28 Чалдини Роберт. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.


29 Mайерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.


30 Журавлев А.Л., Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2006. – 416 с.


31 Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. – М. Наука, 1975.


32 Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: 2000. – 312 с.






Похожие:

Психология межличностного воздействия содержание iconПрограмма дисциплины Психология межличностного взаимодействия для направления 030300. 62 – «Психология»
«Психология межличностного взаимодействия» является дисциплиной по выбору программы подготовки бакалавра
Психология межличностного воздействия содержание iconПрограмма дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах
Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения....
Психология межличностного воздействия содержание iconМосковского района города казани
Учащиеся же воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего изменяются содержание и форма дальнейшего воздействия...
Психология межличностного воздействия содержание iconВопросы к экзамену по теории и практике общения (преподаватель Каракулин С. А.)
Общие закономерности понимания людьми друг друга. Содержание и эффекты межличностного восприятия
Психология межличностного воздействия содержание iconКонтрольная работа по деловому общению на тему №4: Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых
Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения
Психология межличностного воздействия содержание iconСодержание введение Психические процессы в рекламе и психологические воздействия Эмоциональный аспект рекламного воздействия Заключение Список литературы Введение
В психологии рекламы сегодня эти процессы изучаются главным образом для того, чтобы создавать психологически и коммерчески более...
Психология межличностного воздействия содержание iconНазвание темы и ее содержание
Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии. Психология и социальные науки, психология и естествознание, психология...
Психология межличностного воздействия содержание iconВопросы для междисциплинарного экзамена специальности 140309 Безопасность и нераспространение ядерных материалов
Основные эффекты воздействия облучения на людей. Механизмы воздействия излучения на людей (пути воздействия)
Психология межличностного воздействия содержание iconМежэтнический конфликт как фактор межличностного общения содержание
Для нашей страны чрезвычайно актуальна проблема оптимизации межэтнического общения. В связи с этим существует насущная необходимость...
Психология межличностного воздействия содержание icon«Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева» Кафедра практической психологии и педагогики Программа дисциплины Клиническая психология Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
Методы выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных с различными формами психических заболеваний. Психосоматика....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы