Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение icon

Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение



НазваниеСодержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение
Дата конвертации02.02.2013
Размер95.99 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>

Содержание


Введение 3

1. Этническая идентичность 4

2. Этническая идентификация русских 7

Заключение 10

Список литературы 11


Введение


Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражаются среди прочего и в постепенном стирании культурной самобытности. Особенно это очевидно для молодежной культуры, которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется одним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Однако со стороны более старших поколений естественной реакцией на этот процесс стало стремление сохранить существующие особенности и отличия своей культуры. Поэтому сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.

Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

Тема реферата актуальна, поскольку необходимость в идентификации вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре.


^ 1. Этническая идентичность


Интенсивное развитие межкультурных контактов делает актуальной проблему не только культурной, но и этнической идентичности. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, в современных условиях, как и раньше, культурные формы жизнедеятельности с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической общности. Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными являются устойчивые во времени этносы. Благодаря этому этнос является для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую безопасность и поддержку в жизни.

Во-вторых, следствием бурных и разносторонних культурных контактов становится ощущение нестабильности окружающего мира. Когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск того, что помогло бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитило бы от трудностей.
В этих обстоятельствах все больше людей (даже молодых) начинают искать поддержку в проверенных временем ценностях своего этноса, которые в данных обстоятельствах оказываются самыми надежными и понятными. Результатом становится усиление чувства внутригруппового единства и солидарности. Через осознание своей принадлежности к этносам люди стремятся найти выход из состояния социальной беспомощности, почувствовать себя частью общности, которая обеспечит им ценностную ориентацию в динамичном мире и защитит от больших невзгод.

В-третьих, закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться. Это во все времена происходило внутри этносов путем связи между поколениями. Если бы этого не было, то человечество не развивалось бы.

Содержание этнической идентичности составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами данной этнической группы. Эти представления формируются в процессе внутрикультурной социализации и во взаимодействии с другими народами. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности. В этносоциальных представлениях отражаются мнения, убеждения, верования, идеи, которые получают свое выражение в мифах, легендах, исторических повествованиях, обыденных формах мышления и поведения. Центральное место среди этносоциальных представлений занимают образы собственной и других этнических групп. Совокупность этих знаний связывает членов данной этнической группы и служит основой ее отличия от других этнических групп.

Этническая идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства1. Она также означает построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. С ее помощью человек определяет свое место в полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.

Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Однако этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Эти возможности опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней.

Этническая идентичность очень важна для межкультурной коммуникации. Общеизвестно, что нет личности в неисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и его жизненный путь проходит в ней. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. В процессе повседневной жизнедеятельности он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами.


^ 2. Этническая идентификация русских


В неустойчивой ситуации “переходного общества” этническая принадлежность является способом вновь ощутить себя частью некоего социального целого, найти психологическую подружку в традиции. В связи с этим не случайным представляется повышенное внимание к этнической идентификации и выдвигается тезис, что включение себя в тот или иной этнос зависит от принятия индивидом мифологических по своей природе посылок и оснований.

Согласно современной теории аффилиации, каждому человеку в той или иной степени присуща потребность принадлежности к группе2. Для большинства людей в неустойчивой ситуации переходного общества семейная и этническая принадлежность (восприятие себя членом “семьи” – маленькой или большой) становится наиболее приемлемым способом вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиции. Отсюда – повышенное внимание к этнической идентификации, потребность консолидации этнической общности, попытки выработки интегрирующего национального идеала в новых социальных условиях, “охранение” и обособление своей национальной мифологии, культуры, истории.
      Личность ощущает себя репрезентантом этнической группы в результате процедуры идентификации, то есть определения критериев и границ общности.

Индивид идентифицирует себя не только с этнической общностью, поэтому этничность может иногда находиться и на периферии личностной мотивации. На значимость этнической принадлежности влияют не только объективная социальная реальность (“переходность” общества, этнические конфликты, миграции и т. п.), но и ряд субъективных факторов – уровень образования индивида, например. Значение этнической идентификации ситуативно. Как правило, этническое сознание групп и индивида не актуализировано при условиях стабильных этнических отношений или в моноэтнической среде. Фактором, увеличивающим возможность этнических конфликтов и, соответственно, повышающим роль этнической идентификации, являются миграции. Еще одной закономерностью является тот факт, что чувство этничности обычно выше у недоминирующих общностей. В советское и даже в постсоветское время самосознание русского населения на территории России не являлось и не является значительным фактором обыденной жизни индивида. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты широко используемого “теста Куна” (когда респонденты несколько раз отвечают на один и тот же вопрос: “Кто я?”), проведенного в России. Упоминание о “русскости” в местах, где русские доминировали, встречалось нечасто. Но ситуация менялась в иноэтническом окружении – в Казахстане, например. Тем не менее, даже в центральной части России этнические признаки играют все большую роль в жизни русского населения3.

В случае с русским этносом национальная идентичность используется как инструмент для политической “мобилизации” самыми разными силами: от попыток адаптировать “русскую идею” к государственной идеологии до версий консервативно-националистических течений (от сталинистов до православных монархистов). Нормальная идентичность замещается гиперпозитивной (этноцентричной, этнодоминирующей или даже фанатичной), этнос консолидируется через самоутверждение и проповедь исключительности. По сути, национальная идентификация становится своеобразным следствием “национальной агитации”, когда интеллектуалы не ограничиваются теоретическими штудиями, а пытаются активно формировать национальное самосознание. Идеологи находят в этнической идентификации тот ритуал, который выражает солидарность больших анонимных общностей и является катализатором социальной активности.

Многие факты современной жизни говорят о том, что в России предпринимаются попытки сделать национализм политическим проектом. Идеализация “великой страны”, концентрация на тенденциозно истолкованных образах прошлого и будущего рассматриваются как средство для решения политических и экономических задач. По сути, национализм становится своеобразной оболочкой для различных идеологических конструкций, способствующей их адаптации к массовому сознанию. И здесь речь может идти не только о Национал-большевистской партии Э. Лимонова или “Русском Национальном Единстве” А. Баркашова, но и о более респектабельных “Отечестве”, КПРФ или “Единстве”. Единого лидера общенационального масштаба русская национал-протестная среда пока не выдвинула, что делает ее “ресурсом” как для радикалов разных окрасок, так и для “центристов” и “партии власти”.

При рассмотрении процесса этнической идентификации можно заметить достаточно интересную закономерность: основным способом этнической идентификации является выработка и усвоение мифов. Именно миф может быть рассмотрен как основная форма упорядочивания сложной социальной реальности. А если учесть, что спецификой мифологического мышления является неразличение реального и идеального, то становится очевидным, почему мифологическое восприятие своей этнической общности является ведущим в переходные социальные эпохи: в мифологии оппозиция “должного” и “сущего” стирается, общность абсолютизируется, что является эффективным психологическим стабилизатором сознания. Идентификация происходит в сравнении, в отталкивании от “соседей”, в выработке общих стереотипов восприятия, причем именно миф становится основой для интерпретации происходящих социальных событий.


Заключение


Вторая половина XX века ознаменовалась серьезными политическими потрясениями и изменениями, причем уже сейчас ясно, что возникшие в последние десятилетия этнополитические тенденции и предрассудки получили устойчивую теоретико-методологическую базу, ставшую для них вполне гарантированным условием для сохранения в будущем.

Генерация людей, живущая в настоящее время, является свидетелями и активными участниками того, как на обломках последних империй возникли новые государства. Вследствие этого процесса, динамично меняется установившийся баланс экономических и политических интересов между странами, веками стоявшими “за спинами” “основных игроков мировой истории”. Все отчетливее становятся голоса этнических меньшинств, требующих признания своего политического права на самостоятельное существование в качестве государственных субъектов (Чечня-Ичкерия, этнические албанцы, боснийцы, хорваты, черногорцы и македонцы Югославии, уйгуры Западного Китая, курды, проживающие в Турции, Иране и Ираке, кашмирцы на севере Индии, испанские баски, ольстерские ирландцы, французские корсиканцы и пр.).

На фоне усиливающейся глобализации, отменяющей национально-государственные границы, все эти процессы, с нарастающим ускорением, начинают все более решительно влиять, как на взаимоотношения между этническими группами, так и на проблемы их политического статуса, приобретая неожиданные правовые зигзаги и аспекты.


^ Список литературы


  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева   Л.М., Сусоколов А.А.  Этносоциология. Учебное пособие для вузов.  М., 2001

  2. Богоявленский Д.Д. Этнический состав населения России //Социологические исследования. 2001. № 10

  3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

  4. Малахов Л.Х. Россия в третьем тысячелетии. М. 1999

  5. Национальная политика России: история и современность. М., 2003

1 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с

2 Национальная политика России: история и современность. М., 2003

3 Богоявленский Д.Д. Этнический состав населения России //Социологические исследования. 2001. № 10 с. 86







Похожие:

Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание введение вопрос №1 вопрос №2 вопрос №3 заключение тесты список литературы введение
В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание введение Творчество на уроках литературы Театрализация и инсценировка Фрагмент сценария Заключение Список литературы введение
«Чтение прежде всего – сотворчество» писала М, Цветаева. Значит, более глубоко постичь идейно художественную ценность произведения...
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание Введение Программа маркетинга в хозяйственной деятельности предприятия, её основные блоки Торговая марка: сущность и измерения Тест Заключение Список используемой литературы Введение
В первой части контрольной работы следует раскрыть понятие и содержание маркетинговой программы, её основные блоки
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание Введение Теоретическая часть Практическая часть Заключение Список использованной литературы Введение
...
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание Введение Понятие и признаки права Объективные свойства права заключение Список литературы Введение
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание Введение 3 Место сервиса в товарной политике 4 Сущность прямого маркетинга 9 Тест 12 Заключение 14 Список используемой литературы 15 Введение
Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание Введение Назовите основные виды искажений бухгалтерской отчетности Что представляет собой заведомо ложное аудиторское заключение Заключение Практическая часть Список использованной литературы Введение
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка...
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание Введение регистрация автотранспортного средства анализ судебной практики Заключение Список литературы Введение
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды...
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание Введение 3 Теоретическая часть 4 Заключение 13 Тесты 15 Список литературы 18 Введение
Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления...
Содержание Введение 3 Этническая идентичность 4 Этническая идентификация русских 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение iconСодержание I. Введение Жизненный цикл товара а Маркетинговые стратегии Методы маркетинговых исследований Тест Заключение Список использованной литературы Введение
Возросшая конкуренция вынуждает предприятия изготовителей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы