Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание icon

Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание



НазваниеЕстествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание
Дата конвертации02.02.2013
Размер226.79 Kb.
ТипРешение
скачать >>>


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, ЭКОЛОГИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

1.Экология, человек и общество. Глобальные проблемы человечества. 4

2. Учение о биосфере и ноосфере как формах взаимоотношения Человека и Природы. 8

3. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. 11

4. Экологическая безопасность и решение экологических проблем. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ВВЕДЕНИЕ




Актуальность проблемы исследования: Среди глобальных проблем современности экологическая проблема по своей остроте в конце XX – начале XXI века вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Антропогенное воздействие на природную среду приводит к нарушению биосферного равновесия, необратимым деградационным изменениям, радикальной трансформации традиционных природных условий, что ставит под сомнение дальнейшее существование самого человека. Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей из них выступает сама жизнь в планетарном масштабе.

Кроме того, приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности гармоничного развития человека и природы, отказа от иерархической картины мира.

Решение глобальной экологической проблемы обусловлено способностью людей вырабатывать качественно новые формы миропонимания и деятельности.

Таким образом, глобальные проблемы ставят на повестку дня вопрос выживания человечества, требуют обобщенных подходов и интеграции, которые подразумевают пересмотр комплекса национальных приоритетов и инфраструктур, уступку части национального суверенитета в пользу мировых структур ради более прочного экономического и политического единства, эффективных объединенных действий с целью поиска путей к устойчивому развитию и решения проблем.

В ХХ в. человечество предпринимало попытки к признанию глобальной взаимозависимости. Лига Наций, сформировавшая концепцию коллективной безопасности, была первым шагом в этом направлении. Вторым шагом стала ООН, продемонстрировавшая способность человечества к объединенным действиям в области безопасности, а также здравоохранения, сельского хозяйства, образования, защиты окружающей среды, охраны детства. Отдельного упоминания заслуживают вопросы широкого признания международных договоров по правам человека и усилия по сохранению и укреплению мира1.

Взаимосвязанный, взаимозависимый характер современного мира выступает как противоречие между объективной необходимостью и субъективной неготовностью различных государств, народов и регионов сотрудничать друг с другом в силу имеющихся цивилизационных, этно-конфессиональных, идеологических барьеров.


  1. ^

    Экология, человек и общество. Глобальные проблемы человечества.



Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Географическая среда – это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само изменялось под ее воздействием. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. Человечество является частью биосферы.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой, наука, исследующая структуру, динамику и историческое развитие надорганизменных систем, видов, биогеоценозов и биосферы в целом. Следовательно, предметом современной экологии правомерно считать изучение закономерностей взаимодействия надорганизменных систем (популяций, видов, биогеоценозов и биосферы в целом) с окружающей средой, изучение энергетики данных макросистем, их развитие во времени и пространстве2.

Экология – комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического развития системы “общество – природа”. Осуществление воздействия человека на природу не может происходить вопреки ее законам, в противном случае это оборачивается непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе. В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания – экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении с природой.

Глобальные проблемы человечества – и среди них экологическая как важнейшая – становятся достоянием общечеловеческого, массового сознания во многих странах. Все глобальные проблемы делятся на три большие группы3.

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток-Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

Особенности современного положения влияют на характер интерсоциальных проблем.

Во-первых, на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе и не имеющих отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена полностью. 

Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. Она связана с неравномерностью мирового развития.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства. 

Вторая группа глобальных проблем, связанная с взаимодействием общества и природы, может быть в свою очередь подразделена на несколько подгрупп.

Это, во-первых, экологические проблемы; во-вторых, проблемы, связанные с освоением обществом природы, т.е. проблемы сырьевых и энергетических ресурсов; в-третьих, проблемы, связанные с относительно новыми глобальными объектами - космическим пространством и Мировым океаном.

Под экологическими проблемами (первая подгруппа) понимают меры против загрязнения окружающей среды. Они включают в себя охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. 

От собственно экологических проблем следует отличать проблему ресурсов (сырьевых и энергетических), т.е. вторую подгруппу. Последняя выступает в качестве относительно самостоятельной, хотя и имеет тесную связь с экологическими проблемами. В России и других странах СНГ экологические проблемы стоят в ряде случаев исключительно остро.

Вторая подгруппа проблем, относящаяся к группе «общество-природа» – проблемы ресурсов. Речь идет о таких ресурсах, как воздух и вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетические и сырьевые ресурсы.

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид-общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.

Третья большая группа проблем непосредственно связана с человеком, с его индивидуальным бытием. Это проблемы «человеческих качеств» – развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития.

Социальная неоднородность человечества не исключает общности целей и интересов, так как перед человечеством стоит цель – выжить в качестве биологического вида. Человечество для своего выживания нуждается в формировании принципиально новой идеологии, которая может быть рождена его Коллективным Разумом. Поэтому представляется целесообразным для скорейшего выхода из глобального кризиса современности использование экологической идеологии.

Экологическая идеология – система взглядов, помогающая людям объединяться во имя общих целей сохранения не только природной среды обитания, но и выживания человечества как вида4. Ее новизна и специфика заключается в том, что она преодолевает классовые, национальные и религиозные разногласия, а также свойственные всем существующим идеологиям антропоцентризм, ориентируясь не только на общечеловеческие ценности разума, духа, совести, но и на общежизненные ценности, единые для человека и природы. Согласно им человеку необходимо отказаться от доминанты частных потребностей.

Экологическая идеология рассматривается как организующая сила в решении глобальных проблем. Основным принципом экологической идеологии является учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения, деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.

^

2. Учение о биосфере и ноосфере как формах взаимоотношения Человека и Природы.



Биосферой названа область жизни на Земле Э. Зюссом в 1875 г. Но она была указана, как особое реальное явление на нашей планете – естественное тело, много раньше, в конце XVIII – начале XIX в. Биосфера Зюсса есть лик нашей планеты, как образно он выразился, в отражении планеты во внеземном космическом пространстве.

Первым начал разрабатывать эту тему учитель Вернадского В.В.Докучаев. Он же обратил внимание на единство материальной и духовной культуры людей с окружающей природной средой. Но если Докучаева волновали в первую очередь практические аспекты этой проблемы, то Вернадский постарался создать теоретически стройную концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате разумных преобразований человеком – на основе науки – среды жизни.

С понятием биосферы В.И. Вернадский связывал пленку жизни, возникшую на поверхности планеты, способную поглощать энергию космоса и трансформировать с ее помощью земное вещество5. Сравнение Земли и Луны позволяет наглядно демонстрировать эффективность живого вещества – биосферы. Сама биосфера как пленка жизни, окружившая внешнюю оболочку Земли, многократно усилила и ускорила эволюционные процессы за счет способности утилизировать солнечную энергию. Живое вещество выступило в качестве катализатора процесса развития. На протяжении всей истории Земли количество живого вещества, согласно выводам Вернадского, было практически постоянным благодаря так называемым геохимическим циклам, или круговоротам веществ в природе.

С появлением человека возник еще один могучий фактор природных взаимодействий. В связи с чем можно было поставить вопрос о месте и роли человека в едином планетарном развитии. Ноосфера – это сфера разума. Можно встретиться с суждением, что ноосфера для второй половины XX в. – такая же премудрая и туманная область, вызывающая трепет, как и теория относительности для первой половины XX в.

Понятие ноосферы было введено Э. Леруа для обозначения оболочки Земли (включая человеческое общество) в 1927 г6. Он предложил рассматривать ноосферу как закономерный этап развития биосферы, на котором произошло вмешательство человеческой деятельности во все природные процессы.

Под влиянием Э. Леруа В. Вернадский использовал понятие ноосферы для обозначения будущего этапа в развитии биосферы, когда станет возможным объединение всего человечества на основе гуманистических принципов, когда коллективный разум человечества будет выступать доминирующим фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с природой.

В расширении понятия «окружающая среда» немалую роль сыграло учение французского философа, теолога Тейяра де Шардена, разделяющего три качественно отличные стадии эволюции: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера), «феномен человека» (ноосфера).

В едином эволюционном потоке понятие "ноосфера" фиксирует появление и использование новых средств и факторов развития, имеющих духовно-психическую природу. По мысли Тей-яр-де-Шардена, с появлением ноосферы завершается после более чем шестисот миллионов лет биосферное усилие церебрализации развития нервной системы. Это огромный эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии, сравнимый разве что с явлением витализации материи, т.е. с возникновением самой жизни.

Появление человека, способного к свободному изобретению и к рефлексии, осознанию своих действий и мыслей – это с логической точки зрения и новое, перспективное развитие предыдущей – биологической – формы движения материи, и фактор, оформляющий перед лицом неодушевленной материи "новый порядок реальности"7.

Это действительно инициативный системообразующий фактор, создающий новую сферу, которая не могла бы возникнуть вне и без человечества. Кроме того, по своей "физической внедренности" он выступает не как внешний, инородный элемент, а как нечто равнозначное, но превосходящее все существующее8.

При рассмотрении биосферы и ноосферы как форм взаимоотношения Человека и Природы (цивилизация и культура) может быть предложено понимание биосферы и ноосферы как различных форм единства человека и природы, которое является основополагающим отношением в рамках планеты.

В современной научной литературе соотношение понятий биосферы и ноосферы – как представлений об интегральных формах существования Человека и Природы – исследуется, прежде всего, в контексте экологической проблематики. Несмотря на всю закономерность такого подхода, он остается односторонним и, следовательно, ограниченным.

Методологические акценты должны сместиться с экологической на более комплексную проблематику – проблематику ноосферы, ибо только в процессе формирования ноосферы возможно становление новой формы единства человека и природы, а тем самым и снятие остроты экологической проблематики.

Понятие ноосферы в данном контексте раскрывает принципиальное единство указанных проблем в аспекте дальнейших путей развития общества (проблема «канализирования» свободы этого развития).

Противостояние нарастающим тенденциям не может быть ограничено стремлением их компенсировать, уходом от катаклизма. Необходимым остается осознание того положения ноосферы, к которому общество в результате сознательных усилий должно будет перейти, опосредованное пониманием того, почему и как это возможно.

^

3. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.



Осознание необходимости различения условий, позволяющих гарантированно осуществить и реализовать имеющийся план экономических действий, приводит к требованию различения проблем и перспектив современной цивилизации  как условия  философского  выделения  процессуальности экономических действий, адекватных процессам глобального масштаба.

Ныне, на рубеже двух тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «globus - шар», относится к Земле, земному шару и с 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом9. Это совокупность таких острейших жизненных проблем на исходе нашего века, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.

Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”. Десять тысяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн., в 1960 г – 3 млрд., в 1975 – 4 млрд., в 1987 - 5 млрд., в 2000 г на Земле будет более 6 млрд. человек, а к концу XXI века в два раза больше.

В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглощать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее.

Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7 раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает численность населения Земли в 7-8 млрд. человек, то биосфера – всего 1-2 млрд10.

Возрастание темпов прироста населения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние тридцать лет на одну треть. Если в начале XX века на 1 человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6га, а в настоящее время около 3 га.

Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре.

Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе11.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы.

В этой связи особую остроту приобретает распространение в окружающей среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окружающей среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические.

Главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интеллигентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стремящихся к безудержному обогащению, а, наоборот, к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов, которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.

Таковы наиболее важные и настоятельные глобальные проблемы современной эпохи, перед лицом которых оказалось человечество на пороге нового тысячелетия своей истории. Список глобальных проблем, конечно, не исчерпывается перечисленными выше; многие ученые как в нашей стране, так и за рубежом с определенным основанием включают в него и другие: международный терроризм, распространение наркомании и алкоголизма, распространение СПИДа и другие проблемы здравоохранения, а также проблемы образования и социального обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей и т.д.

Принципиальное значение, впрочем, имеет не составление сколько-нибудь исчерпывающего списка глобальных проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное – поиски научно обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связан целый ряд общетеоретических, социально-философских и методологических вопросов в их изучении, которые к настоящему времени сложились в последовательную концепцию глобальных проблем современности, опирающуюся на теоретическое наследие основоположников научного мировоззрения,  на достижения современной науки и  философии,  творчески разрабатываемой применительно к современным условиям.

Фиксация вероятностного характера исследования возможного направления развития экономических отношений и процессов требует доуточнения его с различных позиций с использованием различного инструментария. Оценить возможность реализации плюющегося сценария развития позволяет и философский инструментарий, о чем свидетельствуют футурологическая и прогностическая функции философии12.

Посредством философского анализа определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых и формируется рациональное отношение к возникающим в жизни человека и общества проблемным ситуациям. Иначе говоря, философский анализ позволяет выразить на языке понятий и, следовательно, сделать предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность самими собой и тем, что нас окружает, в общем, все то, что побуждает нас действовать, и действовать так, а не иначе. Именно на этой основе и может вырабатываться, обосновываться и осуществляться рациональный курс действий.

^

4. Экологическая безопасность и решение экологических проблем.



В настоящее время масштабы проблемы экологической безопасности, ее серьезность и срочная необходимость практических действий определяются размахом и глубиной экологического кризиса.

Экологическая безопасность – составная часть национальной и международной (глобальной) безопасности, связанная с состоянием окружающей среды (природных ресурсов, воды, атмосферы, почвы, растительного и животного мира), исключающим возникновение экологических кризисов и катастроф (как естественного, так и антропогенного характера), угрожающих существованию общества, здоровью и нормальной жизнедеятельности человека. Обеспечение экологической безопасности носит зачастую общемировой характер13.

Строгий научный анализ существующего положения показывает, что мировая цивилизация уже движется к планетарной климатической и экологической катастрофе без всякого ядерного катаклизма, под воздействием лишь антропогенных факторов. Трагедия заключается в том, что отравление биосферы уже сейчас представляет угрозу здоровью и жизни каждого человека на земном шаре, а это оказывает непосредственное влияние на общество.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природо-охранительной деятельности: ограничительную, стратегию оптимизации, стратегию замкнутых циклов14.

Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и соответственно потребления. С этой точки зрения всякий рост производства чреват увеличением нагрузки на природную среду. Следовательно, сама по себе тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность.

Сторонники ограничительной стратегии настаивают на «нулевом росте», требуют немедленного закрытия экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень, разумеется, должен не превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.

Наконец, стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества.

Последние вновь могут быть использованы для создания полезных человеку продуктов. Названные три стратегии не являются альтернативными: в зависимости от конкретных обстоятельств может быть применена та или другая стратегия. Две последние (оптимизации и замкнутых циклов) сильно зависят от технологического совершенства производственного процесса. Первая же (ограничительная) не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки.

Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого.

Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Говоря о времени появления глобальных проблем, почти каждый скажет, что это –XX век. Почему? Что же породило глобальные проблемы в наше время? Ответ на этот вопрос достаточно прост: глобальные проблемы, с одной стороны, явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, а с другой – способности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Человечество, развиваясь по пути прогресса, создавало всё большее количество материальных и духовных ресурсов для удовлетворения своих потребностей, но, тем не менее, ему никогда не удавалось избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Но, что печально, попытки решения этих проблем не выходили за пределы границ отдельных государств.

С течением времени росло взаимодействие между народами, обмен продуктами, духовными ценностями и т.д., и вместе с тем некое позитивное объединение народов, их стремление к интеграции сопровождались острейшими военными конфликтами. Мировые войны во всей истории человечества и обозначили превращение многих проблем, в том числе и проблему войны и мира, в глобальные. Во второй половине XX века наблюдается наиболее активным воздействие человека на природу, в результате которого природа утрачивает способность к само регенерации.

Несмотря на то, что за последние десятилетия все интенсивнее развиваются экологические исследования, ускоряется процесс формирования экологического права, создаются целые отрасли по защите окружающей среды, быстро растущая концентрация населения, высокие темпы экономического развития в развитых странах и экономическая отсталость в развивающихся не позволяют своевременно решать данные проблемы.

Сегодня человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого. Огромные и все более возрастающие масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы нашей планеты. Стоит проблема надежного обеспечения человека энергией, хотя глобальной энергетической опасности (абсолютной нехватки энергоресурсов) нет. Человеком наносится огромный ущерб лесным ресурсам мира в результате чрезмерных масштабов вырубки, традиционного использования древесины как топлива, преобладания экстенсивных форм ведения лесного хозяйства, увеличения числа пожаров и их силы. Это является одной из предпосылок сокращения биологического разнообразия земли.

Мы забрали в новый век и весь комплекс глобальных проблем современности, которые пока еще не решены. Сейчас речь идет о выживании человечества. Но человек – не властелин природы, он ее органическая часть, и его цель должна состоять не в том, чтобы преобразовывать природу, а приспосабливаться к ней. На протяжении всей истории человечество все больше и больше поглощает природу, заставляет ее подчиняться себе. Если катаклизмы ХХ века будут продолжаться в том же нарастающем темпе, XXI век может действительно стать "концом истории".

Что же позволяет нам выделить ту или иную проблему как глобальную? Во-первых, эти проблемы носят планетарный, общемировой характер, отражают интересы всех народов. Во-вторых, угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. В-третьих, нуждаются в неотложных эффективных решениях. И, наконец, в-четвертых, требуют коллективных усилий всех государств.

Глобальные проблемы – это вызов всему человечеству. Уйти от них невозможно, их можно только преодолеть, причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны ради сохранения возможности жить на Земле. Практически каждый международный форум предупреждает об опасностях мировых проблем, но кто из нас всерьез задумывался над ними? Мы должны помнить, что все мы дети одной планеты – Земля!
^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Вернадский. В.И. Избранные произведения/ Под ред. акад. А.П. Виноградова. – М. Изд-во АН СССР, 1954-1960. Т.1-5.

  2. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. – Ростов н/Д, 1996.

  3. Гвишиани Д. М. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. – 2002, № 3.

  4. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. – М.: Аспект Пресс, 2000., 257 с.

  5. Жданова Н.Л. Взаимоотношение понятий ноосфера и биосфера // «Академия Тринитаризма». – М., 2003, Эл № 77-6567.

  6. Иванов Н.П. Глобализация и проблемы изменения парадигмы развития цивилизации // Глобальный мир. Клуб ученых. – 2001.

  7. Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000., 356 с.

  8. Концепции современного естествознания. / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов /нД: “Феликс”, 2002. – 448с.

  9. Лешкевич Т.Г. Философия. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 239 с. – (Сер.: Высшее образование).

  10. Лукашук И.И. Глобализация, государство, ХХI век. – М., 2000.

  11. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  12. Православие и экология. – М., 1997.

  13. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. – М., 1994.

  14. Философия ХХ века (Разделы 3.3. «Философия глобальных проблем» и 3.4. «Экофилософия»).

  15. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. – М.: Знание, 2002. – 48 с.

  16. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. – М.: Международные отношения, 2002. – 238 с.

  17. Энгельгардт В.А. Наука в современном мире // Наука и жизнь. – М.: 2003, № 6.




1 Иванов Н.П. Глобализация и проблемы изменения парадигмы развития цивилизации // Глобальный мир. Клуб ученых. – 2001.


2 Концепции современного естествознания. / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов /нД: “Феликс”, 2002. – 448с.


3 Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. – М.: Международные отношения, 2002. – 238 с.


4 Иванов Н.П. Глобализация и проблемы изменения парадигмы развития цивилизации // Глобальный мир. Клуб ученых. – 2001.


5 Вернадский. В.И. Избранные произведения/ Под ред. акад. А.П. Виноградова. – М. Изд-во АН СССР, 1954-1960. Т.1-5.


6 Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. – Ростов н/Д, 1996.


7 Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. – М.: Аспект Пресс, 2000., 257 с.


8 Жданова Н.Л. Взаимоотношение понятий ноосфера и биосфера // «Академия Тринитаризма». – М., 2003, Эл № 77-6567.


9 Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. – М.: Знание, 2002. – 48 с.


10 Энгельгардт В.А. Наука в современном мире // Наука и жизнь. – М.: 2003, № 6.


11 Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000., 356 с.


12 Лешкевич Т.Г. Философия. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 239 с. – (Сер.: Высшее образование).


13 Лукашук И.И. Глобализация, государство, ХХI век. – М., 2000.


14 Гвишиани Д. М. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. – 2002, № 3.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconДокументи
1. /Лукьяненко_Экономическая интеграция и глобальные проблемы современности КНЕУ/Literatura.doc
Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconУрок по обществознанию в 11 классе (научно-практическая конференция) по теме: «Глобальные проблемы общества»
Ведущий: Здравствуйте. Я рада видеть вас на научно-практической конференции «Глобальные проблемы современности». Цель конференции:...
Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconГлобальные проблемы мира и пути их решения содержание
Глобальные проблемы человечества проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное...
Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconГлобальные проблемы современности

Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconГлобальные проблемы современности

Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconГлобальные экологические проблемы современности

Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconГлобальные проблемы современности и экологии

Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconБиология и глобальные проблемы современности

Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconГлобальные проблемы современности и комплексный подход к их решению

Естествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание iconПрограмма подготовки специалиста по специальности «Регионоведение» Дисциплина : Глобальные проблемы современности и Азиатско-Тихоокеанский регион Семестр
Содержание дисциплины. Предмет, цели и задачи курса. Глобализация как тенденция современного развития. Страны атр и Россия в глобализирующемся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы