Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) icon

Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет)



НазваниеОбучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет)
Дата конвертации01.07.2013
Размер49.4 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Обучение мерам пожарной безопасности:
Младший школьный возраст (7-10 лет)


В этом возрасте мотивами поджогов могут быть игра со спичками и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребёнка, чтобы она приучала его контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если дома ребеёнку разрешают разогревать себе обед, он должен усвоить, как правильно зажигать газовую плиту, знать, что нельзя оставлять зажжённую плиту без присмотра, и проверять, не забыл ли её выключить.

В процессе учёбы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нём учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Например, в сельской школе детям можно рассказать об опасности пользоваться спичками для освещения сарая с сеном, в то время как для городских школьников эта проблема будет не столь уж актуальна. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т.д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе усвоения ребёнок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения.

Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребёнка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребёнка. Оно усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими безобидными на первый взгляд палочками.
Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно "не видно" в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т.д.

Ещё до школы ребенок привыкает к мысли о необходимости получения знаний, требующихся в будущем. При этом он не представляет их конкретного состава. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, неодолимый интерес к окружающему. И очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не забывали о занятиях по пожарной безопасности. Ведь те азы, которые впитают младшие школьники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь. В первое время школьник ещё не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще. Интуитивное принятие ребёнком ценности знания необходимо поддержать и развивать с начала школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета. А ведь огонь всегда привлекал детей любого возраста: маленьких – спички, подростков – костры, старшеклассников – различные опыты. Тем более, что раздел "Пожарная безопасность" неразрывно переплетается и с другими предметами (химия, физика), и с бытом, и с отдыхом. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно, что ребёнок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:

  • Огонь – друг и враг человека;

  • Опасность шалости с огнём;

  • Спичка – не для игры;

  • Безопасный газ;

  • Электричество в доме;

  • Что делать при пожаре;

  • Отчего возникают пожары и их предупреждение;

  • Труд пожарных.

При преподавании раздела "Пожарная безопасность" учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было интересно на проводимых занятиях. Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребёнка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить "насыщение" предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:

Кроме того, необходим показ имеющихся кино-, диа-, видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?" и т.д.
^

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:


  • существование явления "пожар", его опасность и последствия;

  • источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

  • наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

  • элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).
^

Учащийся должен уметь:


  • грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

  • сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

  • спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

  • тушить костёр, выключать электроприборы.





Похожие:

Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconОбучение мерам пожарной безопасности: Средний школьный возраст (11-15 лет)
Значительное влияние оказывает стиль взаимоотношений детей с родителями, который отчасти обусловлен их социальным положением
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconОбучение мерам пожарной безопасности: Старший школьный возраст (16-18 лет)
В то же время потенциальную опасность с точки зрения возможности возникновения пожара представляет проведение опытно-экспериментальных...
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconФедеральное агентство по образованию казанский государственный университет
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычаным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий...
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconСодержание Введение Понятие кризиса Различные подходы к кризису развития Кризис середины жизни Заключение Список использованной литературы Введение
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconЗакон технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в...
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconПриказ мчс РФ от 8 июля 2002 г. N 320 "Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности"
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"* и Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309...
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconИнструкция по пожарной безопасности №073 2004 Общие требования безопасности 1
Инструкция устанавливает правила по пожарной безо­пасности для всех работников учреждения. Инструкция разработана в соответствии...
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconПсиходиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание
Особенности диагностики детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 24
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconТехнический регламент о требованиях пожарной безопасности
Статья Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности
Обучение мерам пожарной безопасности: Младший школьный возраст (7-10 лет) iconПлан основных мероприятий Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2012 год
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы