История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса icon

История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса



НазваниеИстория экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса
страница1/10
Дата конвертации18.01.2013
Размер2.51 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Н.Н. Говрякова


История

экономических учений







ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

«История экономических учений»

Цель изучения курса «История экономических учений» - дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений, понять сущность экономических теорий и выявить значимость для практики хозяйственной жизни наследия экономистов, способствовавших возникновению и развитию теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.

В процессе изучения курса «История экономических учений» необходимо решение следующих задач: формирование, углубление и расширение системы знаний о мировой и отечественной экономической мысли, о сущности основных категорий и понятий; сравнение и выявление отличительных признаков методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли; вырабатывание системного подхода к анализу влияния историко-экономических ситуаций на формирование теоретических основ хозяйственной жизни;- формирование навыков самостоятельных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли и выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики; обоснование вариантов хозяйственной политики

^ В результате изучения дисциплины каждый

Студент должен знать: место истории экономических учений в системе экономических наук; основные этапы развития экономической мысли (начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.

^ Студент должен уметь: свободно ориентироваться в основных концепциях и направлениях современной экономической теории; применять полученные теоретические знания об эволюции экономической мысли и многообразии теоретических подходов к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ; использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.



^ Методические указания к изучению истории экономических учений

В процессе изучения экономических учений эпохи дорыночной экономики основное внимание надо уделить историко-экономической характеристике главных этапов и специфических особенностей натураль­но-хозяйственной идеологии. Начало этой эпохи знаменует экономи­ческая мысль философов и правителей Древнего Востока и античного мира. Следующий этап очевиден в проявлениях схоластики и догмати­ческих постулатах экономических воззрений религиозных лидеров сред­невековья в исламских арабских регионах и западноевропейских регио­нах католического христианства. Завершающим этапом эволюции эко­номической мысли эпохи дорыночной экономики является мерканти­лизм, ставший первой теоретической концепцией зарождающихся в недрах натурального хозяйства рыночных экономических отношений. Центральное место в тематике лекционных и семинарских заня­тий, «круглых столов», коллоквиумов по этому раз­делу дисциплины занимают такие проблемы, как:

• приверженность авторов экономических идей древнего мира и средневековья ограниченным масштабам товарно-денежных от­ношений;

• преобладание эмпиризма и принципов морально-этической оценки экономических категорий и явлений;

• главенствующая роль государства и общенациональных интере­сов в хозяйственной политике;

• отсутствие целостной методологической базы и теоретической концепции экономической науки.

^ Темы, посвященные изучению экономических учений эпохи нерегулируемых рыночных отношений, связаны с изучением многообразных и порой ди­аметрально противоположных теоретических положений и концепту­альных позиций представителей различных направлений, течений и школ либеральной экономической мысли. Последним — классикам и неоклассикам, безоговорочно разделявшим смитовскую доктрину «не­видимой руки» и так называемый «закон рынков Сэя», весьма серьез­но противостояли их оппоненты — социалисты-утописты и экономис­ты-романтики. Причем противники либеральной экономической мыс­ли не только критиковали принципы полного laissezfaire, но и выдви­гали оригинальные проекты социальных реформ, включая меры не­циклического (бескризисного) развития экономики. Однако более взве­шенной и аргументированной критикой теоретико-методологических основ либеральной экономической мысли является научное наследие немецких авторов — предшественников социально-институциональ­ного направления экономической мысли, доказывавших недопусти­мость исследования проблем экономического роста в отрыве от факто­ров социальной среды и национально-исторических особенностей.

К числу важнейших при изучении данного раздела дисциплины от­носятся следующие проблемы:

• приоритет метода классового анализа экономических процессов;

• приверженность авторов классической политической экономии и неоклассической экономической теории принципам laissezfaire, «чистой» экономической науки и совершенной конкуренции;

• бескомпромиссность теоретико-методологических позиций и сторонников и противников либеральной экономики;

• отсутствие системного (комплексного) анализа и учета всей совокупности обеспечивающих экономический рост общественных факторов (факторы экономической и неэкономической среды).

^ Изучение экономических учений эпохи регулируемых рыноч­ных отношений, как и предыдущих двух, неразрывно связано с позна­ниями в области дисциплин «Экономическая теория» и «История эко­номики». Тематика данного раздела позволит более четко осмыслить сущ­ность и взаимообусловленность экономических процессов XX столетия с учетом возникших накануне и после мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. принципиально новых экономических доктрин. В их числе важнейшими являются теории социального контроля общества над экономикой так называемых американских институционалистов, теории рынка с «монополистической» и «несовершенной» конкуренци­ей и, конечно, альтернативные друг другу кейнсианские и неолибе­ральные концепции государственного регулирования экономики.

Особое внимание здесь следует обратить на процесс постепенного сближения непримиримых и полярных прежде позиций теоретических школ, течений и направлений экономической мысли, названный П. Самуэльсоном процессом «неоклассического синтеза». Именно в этом ключе очевидна эволюция экономической мысли на современном эта­пе, о чем убеждают также достижения выдающихся ученых-экономи­стов в период последней трети XX в., в течение которого осуществля­ются присуждения Нобелевских премий по экономике.

Основополагающими проблемами при изучении завершающего раз­дела дисциплины могут быть названы:

• отказ от ортодоксальных концепций «классового анализа», «чи­стой» экономической науки и совершенной конкуренции;

• приоритет социально ориентированных теоретических концеп­ций экономического роста;

• сближение полярных позиций школ и направлений экономичес­кой мысли как следствие процесса «неоклассического синтеза»;

• популяризация и мировое признание достижений лучших уче­ных-экономистов современности (награждение Нобелевскими премиями).

Подготовка к семинарским занятиям должна осуществляться в стро­гом соответствии с планом. К каждому семинарскому занятию рекомендуется краткое конспек­тирование отдельных разделов (глав) из первоисточников. Количество конспектируемых источников и объем такой работы определяются студентом самостоятельно либо согласо­вываются с преподавателем. Подготовленный таким образом материал может быть использован при выступлении на семинаре. Конспектирование, кроме того, развивает навыки рабо­ты с научной литературой, квалифицированного устного и письмен­ного изложения собственных мыслей.


Раздел 1. Введение в историю экономической науки

Тема 1. Предмет, методология и структура курса истории экономических учений


    1. Предмет истории экономических учений



ИЭУ изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.

История экономических учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, концепций.

Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет понять взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникно­вения, потребностями экономической практики, интересами различ­ных социальных групп, стран, народов.

Изучение истории экономической мысли способст­вует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы; пониманию относительности экономических знаний, необходимости их постоянного уточнения, углубления, совершенство­вания.

Как считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «сидят в прошлом». И эти представления и идеи про­шлого не принадлежат исключительно истории, они несут элементы наших сегодняшних и нередко завтрашних, будущих взглядов.

Мы обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков про­шлого уже потому, что хотим глубже понять и осмыслить наши сегод­няшние проблемы.

^ Взгляды и концепции экономистов формируются и эволюционируют под влиянием разных факторов, среди которых наиболее существенные:

  • объективные условия, потребности экономической практики. К примеру, своей популярностью, возникшей во второй половине 70-х гг., монетаризм обязан обострившейся инфляции, проблему которой стремились разре­шить представители этой школы.

  • труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

  • взаимовлияние национальных школ;

  • развитие смежных разделов экономической науки — статистики, математики, демографии, социологии и др.;

  • совершенствование методов научного исследования;

  • расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет эконо­мической науки;

  • взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.




    1. ^ Методология исследования экономических теорий


Метод истории экономических учений, как и метод ис­следований вообще, состоит в своем ядре из ряда приемов, способов, инструментов, применяемых в системе опреде­ленной «философии истории» (методологии) с целью вы­членения из объекта исследования (т. е. экономической жизни прошлого и настоящего и ее отражения в головах ученых и политиков) своего «рамочного поля», т. е. своего собственного предмета: исторического видения развития экономических теорий. При этом сам предмет может су­жаться только до истории политической экономии, или только до истории «Экономикс», а может расширяться, ох­ватывая экономические представления доиндустриальной эпохи, вкрапленные в государственные документы, религи­озные воззрения, манифесты тех или иных движений, при­меняемое хозяйственное законодательство, проводившиеся специальные реформы, требования различных восстаний, программы политических партий и движений, т. е. до ис­тории экономической мысли.

Метод включает ряд принципов и конкретных исследо­вательских приемов.

^ Принцип историзма состоит в последовательном и воз­можно более широком охвате взглядов, доктрин, концеп­ций в течение исторического времени, с фиксацией хроно­логически появляющихся источников и их авторов. Этому методу свойственны некоторая описательность, а также фиксация того нового, что вносит каждый выдающийся ученый в экономическую теорию. В русле этого принципа анализируются типичные школы и направления, которые порой получали свое наименование по географическому признаку (австрийская школа, например) или по лидеру, по комплексу идей, по методологии (марксизм, кейнсианство, институционализм и т. п.).

^ Логический принцип состоит в фиксации развития внут­ренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа (теории фирмы, теории эко­номического роста и т. д.).

^ Принцип сравнения, или компаративный метод, состоит в сравнении теорий как друг с другом, так и с действитель­ностью, с помощью чего можно увидеть достижения той или иной теории или ее специфичность.

Распространен эклектический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теорий, их непро­тиворечивого толкования. Яркий пример — теория А. Мар­шалла или «Великий неоклассический синтез» П. Самуэльсона. Этот подход в значительной степени популярен и для постсоветской экономической мысли (особенно в попыт­ках соединения трудовой теории стоимости и теории полез­ности).

В последнее время все шире используется метод эконо­мико-математического моделирования для анализа работ, ранее написанных их авторами исключительно вербальным способом (см., например, учебник М. Блауга).

Обычно, излагая историю экономической мысли, авто­ры используют многие методы, создавая, по возможности, системное видение формирования и развития экономичес­кой мысли.


    1. ^ Основные этапы развития экономической мысли


Экономические учения эпохи дорыночной эко­номики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и сред­невековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйствен­ные общественные отношения и воспроизводство было преимуще­ственно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достиг­нутый ими уровень систематизации экономических идей и концеп­ций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления тео­ретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют перио­дом первоначального накопления капитала и зарождения капита­лизма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трак­туется также двояко; в марксистском варианте — как период зарож­дения первой школы экономической теории капитализма (буржу­азной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней тор­говли и осмысления развития экономики в условиях формирую­щейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет сво­его времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу. В частности, на заре своего исторического восхождения эконо­мическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирую­щего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наиме­нование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства.

^ Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охваты­вают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного «laissez faire» — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и тоже, принцип экономического либерализма. В данную эпоху экономика благодаря промышленному перево­роту совершила переход от стадии мануфактурной к так называе­мой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйст-вования также подвергся качественной модификации и обрел при­знаки монополизированного типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные пре­обладанием идеи саморегулируемости экономики свободной кон­куренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической на­уке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

^ Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки3. Ее лидеры, во мно­гом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основа­тельно противостояли антирыночным реформаторским концепци­ям первой половины XIX в. в трудах"своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливос­ти на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывав­ших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего. Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловлен­ности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемос­ти принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую эконо­мию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Глав­ным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий эконо­мического анализа базирующихся на математическом «языке» мар­жинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклас­сической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

^ Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономи­ки. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических уче­ний — берет свое начало с 20—30-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа laissez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупнос­ти факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление эко­номической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретиче­ские обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкурен­ции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолибе­ральное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории – макроэкономике.

Самостоятельная работа

1. Написать эссе на тему (по выбору студента):

  • Влияние условий на развитие и содержание экономической науки

  • Влияние идей прошлого на наши современные представления.

  • Использование различных методов при оценке хозяйствующих субъектов

2. Составить конспекты следующих статей:

Львов Д. Экономическая наука и экономическая политика. // Экономист, 1998, № 6, с. 10 – 13

Афанасьев В. Метод экономической двойственности// Вопр. экономики. 2005.№ 8

3. Выполните задание: верно или неверно высказывание?

  • История экономических учений занимается выявлением взаимосвязей между экономическими процессами и явлениями

  • История экономических учений исследует развитие производительных сил и производственных отношений




  • Концепции экономистов формируются под влиянием существующих проблем в экономике

  • Взглядам экономистов не характерна преемственность

4. Написать реферат на тему (по выбору студента)

1. Методологические подходы современных научных направлений экономической мысли.

2. Методология анализа рыночного поведения потребителей

3. Феномен экономической двойственности

4. Методология экономической науки при переходе к рынку

5. Роль экономического эксперимента на микро- и макроуровне

^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Бартенев С. Л. История экономических учений. –М.: Юрист, 2001.Введение

    2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Введение

    3. История экономических учений (современный этап) Учебник /Под общ. Ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 16.-17

    4. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 41-42.

    5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 1-2.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гребнев Л. О предмете экономической науки // Вопр. экономики.. 2007. №8.

  2. Либман А. Современная экономическая теория: основные тенденции//Вопр. экономики. 2007. № 3.

  3. Доу Ш. Математика в экономической теории: исторический и методологический анализ// Вопр. экономики. 2006. № 7.

  4. Ольсевич Ю. Экономическая теория и природа человека: становится ли тайное явным? // Вопр. экономики . 2007. № 12.

  5. Черковец В. Первый элемент системы экономических наук// Рос. экон. журнал. 2005. № 3, №4.

  6. Шлиссер Э. Экономическая теория и эксперимент: Исаак Ньютон, Милтон Фридмен и Вернон Смит // Вопр. экономики.. 2007. № 3..

  7. Экономическая теория: исторические корни, современная роль и перспективы развития (итоговый документ международного симпозиума в МГУ им. М. В. Ломоносова) // РЭЖ. 2004. № 5 – 6. С. 50 – 56.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconУчебники: Сурин А. И. История экономики и экономических учений
Ядгаров Я. С. История экономических учений А. В. Холопов История экономических учений и др
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconНациональный исследовательский университет Высшая школа экономики примерная программа наименование дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
...
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconСодержание: Введение 3 Предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconТемы рефератов по разделу курса «история и философия науки» история экономических учений (2012 г зима ) ( Заявки на темы следует присылать по адресу: methistory@hse ru
Темы рефератов по разделу курса «история и философия науки» история экономических учений (2012 г. – зима)
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconКарагандинский экономический университет казпотребсоюза учебно-методический комплекс история экономических учений караганда – 2007-2008 Авторский коллектив
Целью курса «История экономических учений» является формирование научного мировоззрения у студентов, будущих специалистов экономической...
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconИстория экономических учений учебно-методические материалы
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным...
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconПрограмма дисциплины История экономических учений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconПрограмма дисциплины История экономических учений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconТемы рефератов по разделу курса «история и философия науки» история экономических учений (2012 г зима )
Темы рефератов по разделу курса «история и философия науки» история экономических учений (2012 г. – зима)
История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса iconКурс лекций по истории экономических учений
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы