Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. icon

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им.



НазваниеФормирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им.
Дата конвертации23.10.2012
Размер63.43 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков

на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе.

Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С.Ф. Романова»

В настоящее время образование строит на пути инновационного развития. С каждым годом наращивается научно-технический потенциал, возникает потребность в возрождении духовных и исторических традиций. Век компьютеризации и инновационных технологий требует от сегодняшних выпускников не только прочных знаний, но способности к самообразованию и саморазвитию; умения хорошо ориентироваться в потоке информации, работать с ней; способности жить в социуме.

Все эти новшества требуют от учителей новых подходов к обучению и воспитанию, применению развивающих образовательных технологий, активных методов, которые позволяют выпускникам овладевать социальным опытом, получить навыки практической деятельности в современном обществе. Поэтому целью образования в начальной школе становится формирование личности:

1) самостоятельной, познающей (компетентность решения проблем)

2) информационно-грамотной ( информационная компетентность)

3) умеющей жить среди людей ( коммуникативная компетентность)

Эти ключевые компетентности стали основными. Над ними работают творческие группы учителей Жуковского района.

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков при изучении темы «Корень слова» происходит эффективнее, если использовать компетентностно-ориентированные задания.

Наряду с решением учебных задач перед учащимися ставятся задачи, которые способствуют формированию определенных ключевых компетентностей, формируют умения планировать свою деятельность, работать с информацией, общаться друг с другом, объективно оценивать свою деятельность.

На этапе объяснения нового материала учащимся предлагается текст. В однокоренных словах пропущены безударные гласные в корне. Возникает проблема: какие буквы нужно вставить и что для этого нужно сделать. При разрешении данной проблемы дети делают вывод о единообразном написании корня в однокоренных словах. (Приложение 1)

Полученные знания учащимися применяют уже на другом материале. А именно предлагается другой текст и к нему несколько компетентностных заданий. Выполнение этих заданий позволяет закрепить полученные знания по нахождению корня, выделению его в слове, подборе однокоренных слов.

В ходе выполнения задания учащиеся учатся распознавать однокоренные слова и не путать их с формой одного и того же слова, работать с информацией, оценивать себя самостоятельно. На примере таких заданий у детей воспитывается интерес к своему родному языку, они учатся замечать его красоту и необычность, учатся смотреть в глубину слова, пробуждается желание узнать новое. (Приложение 2.)

Работа над формированием надпредметных умений и навыков продолжается на этапе закрепления. Детям предлагается задание, в котором нужно подобрать однокоренные слова. В словах для справок есть слова-ловушки. Дети хорошо справляются с заданием. Им очень нравиться их выполнять, они не боятся таких заданий.

^ Проверка и самооценка проводится в форме игры. На этом этапе подводится итог проделанной работы по теме. Детям предлагается план, по которому они должны составить рассказ о корне и привести свои примеры. Здесь формируются навыки составления связного текста. Кроме того ученики учатся общаться друг с другом, слушать и слышать собеседника. (Приложение 4)

Результатами трехлетней работы по систематическому применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках стали сформированность определенных умений и навыков: учащиеся умеют поставить цель при решении проблем, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты; ребята не боятся публичных выступлений, продуктивно работают в группах, парах сменного состава; приобретают навыки работы с информацией, то есть умеют пользоваться справочниками, энциклопедиями, электронными ресурсами, переводят текстовую информацию в графическую, символическую и наоборот.

Данное направление работы является актуальным, отвечающим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Литература

  1. А.Г. Асмолов и др. Формирование универсальных учебных действий : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

  2. Гурин Ю.В. Школа занимательных наук. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 400 с.

  3. Комплексный проект модернизации образования в Калужской области: инвестиции в будущее: из опыта работы/ под ред. Н.С.Вощенковой- Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2008. – 252 с.

  4. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 3 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.

  5. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 2 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.



Приложение 1.


За грибами.

Наша дача стоит на опушке гр…бного леса. Вчера день был дождливый. Появилось много гр…бов. Обязательно надо идти в лес!

Мы шагаем по узенькой тропинке. А вот и первые гр…бочки! Срезать их нужно осторожно, чтобы не повредить гр…бницу. Мы выходим на лесную опушку. А вот и крепкие подберёзовики! Наши корзинки становятся тяжёлыми.

Вот какие мы гр…бники!


Приложение 2.

Случай в лесу

Л…сник Фёдор Иванович шёл через перел…сок. На берегу л…сного ручья, в зарослях черники и голубики, он увидел утёнка. Утёнок лежал и не шевелился. Других уток поблизости не было. Видно, утиную стаю спугнули охотники. Фёдор Иванович взял утёнка и понёс домой. Там он отогрел и накормил птенца. Через неделю утенок окреп.


  • ^ Найдите в тексте ещё одну группу однокоренных слов.

  • Выделите в этих словах корень.


Ключ:

утёнка (1балл)

утиную (1балл)

уток (1балл)


Найдите в тексте названия растений.

- По названию растений догадайтесь об их особенностях и напишите об этом по образцу.


Образец:

Кислица – это растение с кислыми на вкус листьями.


Черника – это растение с чёрными ягодами. (2 балла)


Голубика – это растение с голубыми ягодами. (2 балла)


Приложение 3.

Подбери к каждому слову однокоренные слова. Используй слова для справок. Запиши их.

Сказка –

Гора –

Мороз –

Гореть –

Холод-

Слова для справок: горочка, морозный, горелый, пригорок, заморозки, подсказка, подгорел, морозить, сказочный, холодильник, гороховый, снежный, холодный, пожар.


Приложение 4.


- В таблице, используя слова для справок составьте план рассказа о корне слова.

- Закройте последний столбик (левый) и расскажите друг другу о корне.

- Приведите свои примеры.


План рассказа о корне.



1.


Корень ………………………….


часть слова

2.


……………………………………


основное значение слова

3.


……………………………………




4.


……………………………………


подобрав однокоренные слова

и выделив их общую часть.

5.


…………………………………


В слове зимний корень - зим - :

зимний, зима, озимые.



Слова для справок:

это, выражает, например, обозначается, можно найти.


Примеры компетентностно - ориентированных заданий.

1.






















5. Соедини стрелками каждое словосочетание с его значением. Составь предложение с одним из словосочетаний. Запиши его.


Корень зла прочно обосноваться где-то, прижиться


Смотри в корень уничтожить полностью, вместе с причинами


^ Вырвать с корнем причина зла


Пустить корни ищи причину


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


6. Догадайся по какому принципу распределены слова. Приведи свои примеры. Запиши их.


дома заезд домик


звёзды выход замок


леса взгляд турист

………….. …………. …………..

…………. …………. …………..

………….. ………….. ……………




Похожие:

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconГрафическое структурирование учебного материала как один из методов формирования ключевых компетентностей Хритошина Юлия Николаевна, учитель истории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова»
Хритошина Юлия Николаевна, учитель истории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова»
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconХабина Елена Николаевна учитель начальных классов высшей категории
...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconМетодические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале химии. Дмитриева Екатерина Николаевна, учитель химии муниципального образовательного учреждения «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им.
Дмитриева Екатерина Николаевна, учитель химии муниципального образовательного учреждения «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconМетодические приемы работы над сочинением- рассуждением в 9 классе при подготовке учащихся к гиа. Ткачева Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. Кременки»
...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconМезенцева Елена Викторовна, учитель начальных классов моу журавлевская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района «Школа России». Математика. Моро. 1 класс. Тема урок
Учитель: Мезенцева Елена Викторовна, учитель начальных классов моу журавлевская средняя общеобразовательная школа Каргапольского...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconРазработал учитель начальных классов высшей категории Ананьина Елена Юрьевна Оборудование: Презентация «Насекомые»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconПроект «Формирование учебной деятельности младших школьников»
Автор: учитель начальных классов Шибаева Марина Николаевна моу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Чебоксары»
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconЗиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная школа №49 города Кургана» конспект урок
Автор: Зиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconДосова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Черногорска Республики Хакасия

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconОсетрова Людмила Николаевна, учитель начальных классов моу «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3»
Формировать представления о возможном составе (строении) основы слова. Уточнить представления о корне слова как о главной части основы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы