Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. icon

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им.



НазваниеФормирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им.
Дата конвертации23.10.2012
Размер63.43 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков

на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе.

Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С.Ф. Романова»

В настоящее время образование строит на пути инновационного развития. С каждым годом наращивается научно-технический потенциал, возникает потребность в возрождении духовных и исторических традиций. Век компьютеризации и инновационных технологий требует от сегодняшних выпускников не только прочных знаний, но способности к самообразованию и саморазвитию; умения хорошо ориентироваться в потоке информации, работать с ней; способности жить в социуме.

Все эти новшества требуют от учителей новых подходов к обучению и воспитанию, применению развивающих образовательных технологий, активных методов, которые позволяют выпускникам овладевать социальным опытом, получить навыки практической деятельности в современном обществе. Поэтому целью образования в начальной школе становится формирование личности:

1) самостоятельной, познающей (компетентность решения проблем)

2) информационно-грамотной ( информационная компетентность)

3) умеющей жить среди людей ( коммуникативная компетентность)

Эти ключевые компетентности стали основными. Над ними работают творческие группы учителей Жуковского района.

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков при изучении темы «Корень слова» происходит эффективнее, если использовать компетентностно-ориентированные задания.

Наряду с решением учебных задач перед учащимися ставятся задачи, которые способствуют формированию определенных ключевых компетентностей, формируют умения планировать свою деятельность, работать с информацией, общаться друг с другом, объективно оценивать свою деятельность.

На этапе объяснения нового материала учащимся предлагается текст. В однокоренных словах пропущены безударные гласные в корне. Возникает проблема: какие буквы нужно вставить и что для этого нужно сделать. При разрешении данной проблемы дети делают вывод о единообразном написании корня в однокоренных словах. (Приложение 1)

Полученные знания учащимися применяют уже на другом материале. А именно предлагается другой текст и к нему несколько компетентностных заданий. Выполнение этих заданий позволяет закрепить полученные знания по нахождению корня, выделению его в слове, подборе однокоренных слов.

В ходе выполнения задания учащиеся учатся распознавать однокоренные слова и не путать их с формой одного и того же слова, работать с информацией, оценивать себя самостоятельно. На примере таких заданий у детей воспитывается интерес к своему родному языку, они учатся замечать его красоту и необычность, учатся смотреть в глубину слова, пробуждается желание узнать новое. (Приложение 2.)

Работа над формированием надпредметных умений и навыков продолжается на этапе закрепления. Детям предлагается задание, в котором нужно подобрать однокоренные слова. В словах для справок есть слова-ловушки. Дети хорошо справляются с заданием. Им очень нравиться их выполнять, они не боятся таких заданий.

^ Проверка и самооценка проводится в форме игры. На этом этапе подводится итог проделанной работы по теме. Детям предлагается план, по которому они должны составить рассказ о корне и привести свои примеры. Здесь формируются навыки составления связного текста. Кроме того ученики учатся общаться друг с другом, слушать и слышать собеседника. (Приложение 4)

Результатами трехлетней работы по систематическому применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках стали сформированность определенных умений и навыков: учащиеся умеют поставить цель при решении проблем, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты; ребята не боятся публичных выступлений, продуктивно работают в группах, парах сменного состава; приобретают навыки работы с информацией, то есть умеют пользоваться справочниками, энциклопедиями, электронными ресурсами, переводят текстовую информацию в графическую, символическую и наоборот.

Данное направление работы является актуальным, отвечающим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Литература

  1. А.Г. Асмолов и др. Формирование универсальных учебных действий : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

  2. Гурин Ю.В. Школа занимательных наук. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 400 с.

  3. Комплексный проект модернизации образования в Калужской области: инвестиции в будущее: из опыта работы/ под ред. Н.С.Вощенковой- Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2008. – 252 с.

  4. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 3 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.

  5. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 2 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.



Приложение 1.


За грибами.

Наша дача стоит на опушке гр…бного леса. Вчера день был дождливый. Появилось много гр…бов. Обязательно надо идти в лес!

Мы шагаем по узенькой тропинке. А вот и первые гр…бочки! Срезать их нужно осторожно, чтобы не повредить гр…бницу. Мы выходим на лесную опушку. А вот и крепкие подберёзовики! Наши корзинки становятся тяжёлыми.

Вот какие мы гр…бники!


Приложение 2.

Случай в лесу

Л…сник Фёдор Иванович шёл через перел…сок. На берегу л…сного ручья, в зарослях черники и голубики, он увидел утёнка. Утёнок лежал и не шевелился. Других уток поблизости не было. Видно, утиную стаю спугнули охотники. Фёдор Иванович взял утёнка и понёс домой. Там он отогрел и накормил птенца. Через неделю утенок окреп.


  • ^ Найдите в тексте ещё одну группу однокоренных слов.

  • Выделите в этих словах корень.


Ключ:

утёнка (1балл)

утиную (1балл)

уток (1балл)


Найдите в тексте названия растений.

- По названию растений догадайтесь об их особенностях и напишите об этом по образцу.


Образец:

Кислица – это растение с кислыми на вкус листьями.


Черника – это растение с чёрными ягодами. (2 балла)


Голубика – это растение с голубыми ягодами. (2 балла)


Приложение 3.

Подбери к каждому слову однокоренные слова. Используй слова для справок. Запиши их.

Сказка –

Гора –

Мороз –

Гореть –

Холод-

Слова для справок: горочка, морозный, горелый, пригорок, заморозки, подсказка, подгорел, морозить, сказочный, холодильник, гороховый, снежный, холодный, пожар.


Приложение 4.


- В таблице, используя слова для справок составьте план рассказа о корне слова.

- Закройте последний столбик (левый) и расскажите друг другу о корне.

- Приведите свои примеры.


План рассказа о корне.



1.


Корень ………………………….


часть слова

2.


……………………………………


основное значение слова

3.


……………………………………




4.


……………………………………


подобрав однокоренные слова

и выделив их общую часть.

5.


…………………………………


В слове зимний корень - зим - :

зимний, зима, озимые.



Слова для справок:

это, выражает, например, обозначается, можно найти.


Примеры компетентностно - ориентированных заданий.

1.






















5. Соедини стрелками каждое словосочетание с его значением. Составь предложение с одним из словосочетаний. Запиши его.


Корень зла прочно обосноваться где-то, прижиться


Смотри в корень уничтожить полностью, вместе с причинами


^ Вырвать с корнем причина зла


Пустить корни ищи причину


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


6. Догадайся по какому принципу распределены слова. Приведи свои примеры. Запиши их.


дома заезд домик


звёзды выход замок


леса взгляд турист

………….. …………. …………..

…………. …………. …………..

………….. ………….. ……………




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconГрафическое структурирование учебного материала как один из методов формирования ключевых компетентностей Хритошина Юлия Николаевна, учитель истории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова»
Хритошина Юлия Николаевна, учитель истории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С. Ф. Романова»
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconХабина Елена Николаевна учитель начальных классов высшей категории
...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconМетодические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале химии. Дмитриева Екатерина Николаевна, учитель химии муниципального образовательного учреждения «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им.
Дмитриева Екатерина Николаевна, учитель химии муниципального образовательного учреждения «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconМетодические приемы работы над сочинением- рассуждением в 9 классе при подготовке учащихся к гиа. Ткачева Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. Кременки»
...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconМезенцева Елена Викторовна, учитель начальных классов моу журавлевская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района «Школа России». Математика. Моро. 1 класс. Тема урок
Учитель: Мезенцева Елена Викторовна, учитель начальных классов моу журавлевская средняя общеобразовательная школа Каргапольского...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconРазработал учитель начальных классов высшей категории Ананьина Елена Юрьевна Оборудование: Презентация «Насекомые»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconПроект «Формирование учебной деятельности младших школьников»
Автор: учитель начальных классов Шибаева Марина Николаевна моу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Чебоксары»
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconЗиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная школа №49 города Кургана» конспект урок
Автор: Зиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная...
Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconДосова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Черногорска Республики Хакасия

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе. Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. iconОсетрова Людмила Николаевна, учитель начальных классов моу «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3»
Формировать представления о возможном составе (строении) основы слова. Уточнить представления о корне слова как о главной части основы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы