Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана icon

Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана



НазваниеГородская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана
Дата конвертации17.03.2013
Размер278.25 Kb.
ТипОбзор
скачать >>>


Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 52»


ГОРОДСКАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ


Создание рабочей тетради по литературе Зауралья

для учащихся 5,6 классов

МОУ города Кургана

«Средней общеобразовательной школе №52»


Секция: ЛИТЕРАТУРА


Автор: Ряскина Алёна Владимировна,

ученица 11 «А» класса МОУ города

Кургана «СОШ №52»

Научный руководитель:

Штырля Татьяна Андреевна,

учитель русского языка и литературы МОУ города Кургана «СОШ №52»


Курган

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………………3

  1. ^ Обзор литературы

    1. . Значение изучения произведений писателей Зауралья для формирования нравственности ребёнка: собиратели зауральского фольклора: А. Н. Зырянов, В. П. Бирюков, В. П. Фёдорова, М. Г. Екимов……………………………………………………………………..5

    2. . Писатели – сказочники: Л. И. Куликов, М.С. Керченко………………8

    3. . Писатели-реалисты 19 -20 веков: К. Д. Носилов, В. Ф. Потанин, В. И. Юровских………………………………………………………………….9

    4. . Поэты, реализующие в своём творчестве тему Родины и родной природы: А. Ф. Мерзляков, К. К. Худяков, А. Н. Еранцев, А.М. Виноградов и другие…………………………………………………….11

    5. . Отображение учебного материала в Программе «Фольклор и литература Зауралья» (5, 6 классы)……………………………………13

    6. . Использование компьютерных технологий для оформления тетради……………………………………………………………………15

  1. Практическая часть

    1. . Рабочая тетрадь «Фольклор и литература Зауралья», 5 класс………16

    2. . Рабочая тетрадь «Фольклор и литература Зауралья», 6 класс………18

    3. . Анкетирование учащихся 5 классов…………………………………..20

  2. Заключение (предложения по улучшению)………………………………….22

Список литературы…………………………………………..…………………….24


Введение

Зауралье… Край хлебородных пашен и тенистых лесов, камышовых озёр и просторных степей. Это наша Родина. Населяют её добрые и душевно богатые люди. Именно их жизнь отражается в произведениях зауральских писателей. В их творчестве глубокая связь с жизнью земли, слитность с миром природы. Литература открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к природе родного края. На уроках литературы в школе обязательно должны звучать произведения зауральских писателей и поэтов.
Знать свои исторические корни, понимать, что этими корнями ты крепко привязан к окружающему миру, - основа стабильности в современном обществе. Как зеленые растения усваивают солнечную энергию, питаясь, цветут, приносят плоды и семена, так и человек, воспринимая нравственные богатства своей малой родины, сумеет прожить жизнь с пользой для себя и общества. Велико значение литературы в жизни человека, и очень важно, какие произведения он прочитает в детстве.

Изучение литературы Зауралья должно обогатить духовно – нравственный опыт учащихся, расширять эстетический кругозор, формировать умение соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья.

В Программе четко оговорено, что в результате изучения курса «Фольклор и литература Зауралья» обучающиеся должны знать\ понимать:

- жанровое и тематическое своеобразие литературного Зауралья;

- содержание изученных литературных произведений;

- историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для

создания связого текста (устного или письменного) на необходимую тему.

Реализовать данные задачи поможет рабочая тетрадь по литературе Зауралья. Целью нашей работы является создание дополнительного учебного пособия, позволяющего углубить полученные в результате чтения хрестоматии знания. Мы ставили следующие задачи:

1. Познакомиться с основными произведениями, включенными в программу и хрестоматию.

2. Подобрать задания, поставить конкретные вопросы к изучаемым текстам и сделать это как можно интереснее, разнообразить эти задания.

3. Подобрать соответствующее оформление для страниц тетради.

4. Провести анкетирование и проанализировать, как воспринимается наша работа учащимися, которым и адресована рабочая тетрадь «Фольклор и литература Зауралья»


Обзор литературы

1.1. Значение изучения произведений писателей Зауралья для формирования нравственности ребёнка: собиратели зауральского фольклора: А.Н. Зырянов, В.П. Бирюков, В.П. Фёдорова, М.Г. Екимов.

Изучать литературу нужно с познания её фольклорных традиций, народного творчества. Народные загадки, пословицы, сказки, созданные и записанные в Зауралье, говорят нам, сегодняшним читателям, о своеобразии мышления, обычаев жителей родного края. И здесь не обойтись без того, чтобы не отдать дань уважения и признательности первым собирателям фольклора Александру Никифоровичу Зырянову и Владимиру Павловичу Бирюкову.

А.Н. Зырянов – этнограф, археолог, метеоролог, экономист, писатель и историк. Он оставил значительный след в культурной жизни родного края. Наблюдательность, начитанность Зырянова проявляются в его творчестве: умных и добрых очерках о жизни простых людей прошлого века. Как горячо говорит он о необходимости приобщения к книге крестьянских детей, о нравственной ответственности старших за судьбы молодого поколения. Как талантливо рассказывает об обычаях старины: рекрутских наборах, далматовских ярмарках, о народных бедствиях от пожаров и неурожая.

А насколько широка тематика произведений другого зауральского краеведа В. П. Бирюкова, всю свою жизнь защищавшего самобытность, талантливость простого человека. Человек высокой чуткости, он помогал людям, в которых замечал талант, желание послужить этим родному краю. Он считал, что «через познание родного края» идёт «воспитание человека, воспитание любви к Отечеству». Много времени и сил отдавал В. П. Бирюков собирательскому делу, считая эту работу серьёзной для создания научной истории страны. «Находясь все годы на Урале, я старался наблюдать и записывать всё, что могло представить интерес для историка, лингвиста, фольклориста»(1964год.) К собирательскому делу В. П. Бирюков старался привлечь и школьников. А его внимание к живому русскому слову, особенно местному, позволяет его назвать зауральским В. Далем. Неслучайно, что и в Программе «Фольклор и литература Зауралья» (5 класс., автор Ступина В.Н, 6 – 11 класс, автор Шаврина О.Г.,) изучение деятельности этих ученых-фольклористов занимает важное место. Фрагменты их произведений помещены в хрестоматии по курсу «Фольклор и литература Зауралья».

При изучении литературы к теме мы ещё раз убедились в том, что большое значение для формирования нравственного здоровья ребёнка имеет знание мифологических сюжетов и образов, бытующих в Зауралье. Мифология пронизывает всю жизнь русского народа: вера в главное божество Солнце отразилась в убранстве жилища, в украшении одежды, в обрядах русских ритуальных праздников, даже в пище – русские блины напоминают формой своей Солнце. Оно везде, верный страж, оберегающий жизнь. И в фольклоре Зауралья отражается эта вера. В учебном пособии «Фольклор и литература Зауралья» мы прочитали легенду, записанную в Шатровском районе, о причинах смены дня и ночи. Удивительно, как поэтично соединены в нём мифологический образ Солнца и ангелы, герои христианской религии, мифологические образы и реальный петух. Вообще, среди мифологических сюжетов немало тех, что отражают реальную жизнь, поэтому так часто обращаются зауральцы к месяцу - ночному Солнцу, к отцу Солнца, богу огня Сварогу, с просьбами о сохранении здоровья. Много бытует в Зауралье закличек, заговоров, и было бы жаль потерять накопленный народом этот пласт языка. Огромная работа по изучению фольклора Зауралья в этом плане проделана Валентиной Павловной Фёдоровой. Её книга «Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец 20 века» - настоящий научный труд, позволяющий сохранить для потомков неповторимый облик человека прошлых веков, значит, наших предков. Зауралье отличается стабильностью старинных крестьянских традиций, что, как считает В.П.Фёдорова, способствует «живучести заговоров», в основе которых вера в могущество слова – хорошего и дурного. «От матерного слова женщины, говорят, вздрагивает земля и падает Богородица. Оно отнимает счастье у детей и рушит хозяйство» Значит, мифологические сюжеты и образы до сих пор служат делу формирования нравственности. Ведь если ребёнок крепко усвоит, что «плохие слова и дела должны вернуться на того, кто сказал или сделал что-то плохое», то, став взрослым, поостережется говорить и творить злые дела. «Добро скажется добром, а зло возвратится злом. Не бери чужого - своё потеряешь. Не смейся над бедой и не делай беды близким. Вернётся той же бедой…» Работая с материалами о бытовании мифологических существ, живущих рядом с человеком, поражаешься поэтичности сказаний, узнаёшь много нового о прошлой жизни, понимаешь, насколько крепко связаны мы с нашими предками песнями, сказками, обычаями и суевериями. Ведь мы до сих пор верим в домовых, порчу, сглаз, мифологических богов и богинь: Чура, Ладу, Маремьяну. Поэтому введение данной темы в программы и в хрестоматии оправдано и закономерно, а мы не могли не ввести эту тему в рабочую тетрадь. Вместе с тем В.П. Фёдорова - автор нескольких небольших рассказов о жизни. Её рассказы «Первый день из детства», «После войны» повествуют о первых впечатлениях ребёнка, столкнувшегося с ужасом всенародного бедствия, помогают ценить нашу непростую, но всё-таки мирную жизнь.

Известным современным курганским фольклористом является и Михаил Григорьевич Екимов, занимавшийся сбором фольклора в южных сёлах по левую сторону Тобола («бывшие сторожевые посты конечной пограничной линии, относящейся к крепости Звериноговской, Озёрное, Редуть»). Материалы фольклорного фонда, собранного М. Г. Екимовым, позволяют сохранить и донести до последующих поколений традиционную народную культуру жителей нашей области, услышать старинные песнопения наших предков, манеру исполнения народных музыкальных произведений, увидеть, как проводили праздники и обряды наши деды и прадеды. Вся работа носила название «Целевой комплексной программы совершенствования работы по собиранию, сохранению, пропаганде, использованию и развитию фольклора в Курганской области». Человек исключительной порядочности, верности и преданности своему делу, он предстаёт как специалист «чрезвычайно высокого уровня, достигший его путём упорного и систематического самообразования, сумевший подняться до постановки и осмысливания глубинных проблем сохранения и развития народной культуры». «Я собираю всё, а потом уже разберутся, что кому нужно, то и возьмут», поэтому записал и фольклорные праздники «Каргатуй» и «Сабантуй».

^ 1.2. Писатели – сказочники: М.С. Керченко, Л. И. Куликов.

Главная тема творчества Михаила Степановича Керченко – жизнь живой природы, о ней он пишет с душевной болью, очень трепетно, по-сыновьи, считая её родной матерью, наставницей. «Как негорящая свеча загорается от горящей, так и мы черпаем у природы свои душевные силы, нашу надежду и веру», - пишет М.С.Керченко. И эта мысль пронизывает его сборник стихов «Я встретил Вас», вышедший в 1990 году. Именно из этого сборника стихотворения «Начало весны» и «Летний рассвет». В каждом стихотворении есть прекрасные метафоры, эпитеты, порой неожиданные и вместе с тем изящные. А книга «Жизнь золотого роя» признана лучшей книгой года (1995год). «Волнующей и солнечной книгой, кладовой солнца, живого, благодатного, дарующего жизнь», - назвал В.П. Потанин другую книгу М.С.Керченко «Чудесные сказки Чародея».(1997год)

Леонид Иванович Куликов известен в основном как детский писатель, автор детских сказок. У Куликова их немало: «Как ёжик стал колючим», «Белочка-умелочка», «Хитрая сорока», «Золотая бабочка» и другие. Герои сказок борются со злом и непременно его побеждают. Перед нами добрые, веселые и очень симпатичные зверушки. А в сказке «Золотая бабочка» Л.И. Куликов показал нам, читателям, не просто судьбу простого человека, его нравственную силу, но и истоки, откуда эта сила почерпнута. Эти истоки – живая природа, помогающая людям труда жить, преодолевать обиды и боль несправедливости. Несмотря на тяжелую болезнь, сказки Л.И. Куликова – солнечные, светлые и очень оптимистичные. Недаром в отзывах современников звучат слова: «Он нам дорог книгами, в которых/ Доброта /Могущественней зла!» (А. Пляхин).


^ 1.3. Писатели-реалисты 19 -20 веков: К.Д. Носилов, В.Ф. Потанин, В.И. Юровских.

Литературное наследие Константина Дмитриевича Носилова велико и имеет большую познавательную ценность. Как наблюдательный художник, он правдиво отобразил жизнь и быт народов царской России. Он хорошо знал народы Севера, где подолгу жил в становищах вогулов, ханты, манси, подчеркивал в людях Севера природный ум, художественную одаренность, смелость и мужественность. В очерках и рассказах «Волки», «Пожар», «Бродяга» Константин Дмитриевич знакомит читателя с родным Зауральем, с родными местами. В своём творчестве он касался многих тем, но главных можно выделить три: первая – воспоминания деревенского детства, вторая – рассказы бывалого человека, много повидавшего на своём веку, третья – охотничьи рассказы. Рассказ «Волки», помещенный в хрестоматии, - это одновременно трогательные воспоминания деревенского мальчика, любящего своих родных, и размышление о единстве всего живого на Земле.

Проза Виктора Фёдоровича Потанина самобытна, глубоко трогает читателя своей непосредственностью, доверительностью интонаций, обращением к самым затаённым уголкам человеческого сердца, честными и мужественными характерами, бескомпромиссными, неподкупными. Обостренное чувство малой родины, память отчего дома, ощущение своих корней – основа творчества писателя. Сюжет своих произведений строит на конфликте людей разных жизненных представлений. Его герои живут напряжённо, заняты духовными поисками выхода из создавшегося положения, стараясь объяснить и себе и другим, почему наступил и разразился этот неожиданный конфликт. Они мучаются, и в это время проявляют свои истинные черты характера. Рассказ «Боря - маленький и другие» о человеческой духовной глухоте, которой страдает подрастающее поколение. Автор выступает не только, как рассказчик, но и как действующее лицо, персонаж, герой. Он активно вмешивается в судьбу других людей, даёт оценку их поведения, открыто выражает своё отношение к происходящим событиям. Он живёт радостями и горем своих героев, их заботами и страстями, болями и надеждами. Доброе участие человека в судьбе других творит чудеса. Твёрдо становятся на землю люди, прощавшиеся с жизнью, подобно старому Закомалдину, герою рассказа «Когда прошли дожди», но и сам человек, творящий добро, становится выше, светлее, прекраснее, и ещё сильнее хочется «сделать людям что-то хорошее, доброе».

В многолетнем и разнообразном творчестве Василия Ивановича Юровских тема детства является одной из главных: «Журавлиные корни», «Хлебушко», «Тальянка» повествуют о трудном детстве деревенского мальчишки военного поколения. В книгах писателя – любовь к родной земле , к речушкам, лесам к людям, дорогим его сердцу: семье, старой бабушке. А это, несомненно, пример для анализа собственного отношения к близким людям. Читая рассказы Василия Ивановича, понимаешь, что у ребят, были свои радости, несмотря на трудное и голодное время. Какое-то тёплое чувство полнит душу. Такое искусство, действительно, радостно «как пастуший костёр на ветру по зябкой осени, как внезапно объявившийся за окном снегирь на голой ветке». Очень трогательно звучат слова, обращённые к автору: «Береги себя, ты ещё много сделаешь удивительного своим необыкновенным пером и сердцем, тебя будут всегда любить дети и простые люди земли за твою искренность и веру в добро». В рассказе «Смородина», предложенном для самостоятельного чтения в хрестоматии для учащихся 6 класса, речь о чувстве ответственности рабочего человека за порученное дело. Обидно писателю, что постепенно уходит из жизни сельского человека желание сделать работу качественно... Пропадает чувство «хозяина» у колхозников: общее, значит, ничьё. И сочные ягоды смородины, только что собранные автором, не радуют, ведь пропадает, сгниёт сено, скошенное колхозниками.


^ 1.4. Поэты, реализующие в своём творчестве тему Родины и родной природы: А.Ф. Мерзляков, К.К. Худяков, А.Н. Еранцев, А.М. Виноградов и другие.

Поэтические страницы на тему «Родная природа в произведениях писателей Зауралья» содержат разнообразные произведения А.Ф. Мерзлякова, А.М. Еранцева, И.П. Ягана, В. Меньшикова, В. Ступиной, Н. Рождественской, В. Гилёва, А. Худякова и других. Хочется сказать несколько добрых слов об их творчестве, ведь именно стихи в силу их небольшого объёма лучше всего понимают дети, говорю это из собственного опыта открытия окружающего мира.

Имя нашего земляка А.Ф. Мерзлякова знакомо читателям всей России. Один из его шедевров по первой строчке называется «Среди долины ровныя…», в нем образ одинокого дуба ассоциируется с образом одинокого человека. Он могуч, силён, но вдали от родины отчаянно тоскует по родным просторам, по отсутствующей милой девушке. Готов отдать всё золото, все почести за возможность видеть Родину, за взгляд милой.

Содержание программы направлено на развитие читательской компетентности учащихся в этом направлении. В программе, хрестоматии, в рабочей тетради эту тему раскрывают стихи Алексея Никитовича Еранцева, стихи полны жизни в её многообразных проявлениях и формах. Под его пером оживает мост, он видит, как «в поле сыплются скворцы из надвигающейся тучи». Поэт сопричастен всему сущему, что встречает его взор, чувствует сердце. Родина - вокруг нас: она в трепете листьев, в разливе хлебов, в колыхании рек, в том близком и повседневном, что окружает человека, в « подснежнике на тонкой ножке», в старой корове. Лирический герой поэта неотделим от живой многоцветной природы, входящей в жизнь человека теплыми дождями, подснежником, пьющим «весенний медовый настой», «седыми хлопьями» озимок. В ярких, неповторимых деталях раскрывается этот мир: звуки, краски, запахи – всё сливается воедино, создавая трогающие душу картины.

Через все сборники Алексея Михайловича Виноградова проходит мотив единства с Отчизной, ей лирический герой обязан всем – даром поэта, пониманием нерасторжимой связи со своим народом. А. Виноградов видит и слышит природу, находит такие выразительные средства, что читатель отчетливо видит и Марков луг, и речку Тобол, и Юровскую поскотину. Как тонко умеет поэт описать все живое, по нескольким признакам, данным в стихотворении, мы узнаем птиц, животных («Снегири», «Соловей», «Дятел»). Стихи Виноградова взывают к разуму и сердцу человека, они предупреждают о том, что бездумное, эгоистичное отношение к природе нарушает устойчивость мира.

Поэт Виктор Константинович Гилёв в стихах своих чтит трудовые традиции российской деревни, закон предков – делать всё «по-людски», легко, весело, добротно. Поэта интересуют надёжные основы бытия: работа, хлеб, земля, любовь, природа. Деревня – в её радостях и печалях, в трудах и веселье,- вот жизненный материал Гилёва, знакомый ему не понаслышке. Родному краю посвящает поэт Кондратий Кузьмич Худяков свою пейзажную лирику. И пусть красота родного края проста, но она полна спокойствия и раздолья, она степенна и величава. Тобол такой кроткий и безобидный летом, но буйный и коварный весенней порой, летом радует свежестью («На Тобол»). В поэзии издавна времена года означают нечто большее, чем период времени. Они связаны с настроениями радости и веселья, грусти и печали. Всё идёт своим чередом в природе. Поэт приглашает нас бродить утрами по росистой траве, дышать горьковатым запахом полыни, слушать звуки пробуждающейся природы.

Проза Валерия Сергеевича Меньшикова учит народному ладу, народной нравственности, народной жизни. Они прочитываются с душевным трепетом. Герои живут в природе, она источник творческого вдохновения. Ребёнок любуется цветком, зелёным кустиком. И чудо цветка соединяет маленького человека с окружающим миром. Ребёнок чувствует ответственность за красоту, понимает себя как частицу мира.

В 5 классе рассматривается также тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей. В уже упоминавшихся очерковых рассказах В. Фёдоровой – правдивое эхо войны. «Боря – маленький и другие» В. Потанина передаёт впечатление автора от встречи с пятиклассниками, которых совершенно не интересует прошлое своих предков, переживших Великую Отечественную войну. Сергей Чингин в рассказе «Жернова» повествует о тяготах военного лихолетья в жизни двенадцатилетнего мальчика. Этой же теме посвящены стихи А. Худякова «Проводы», «На занятиях», К. Сульдина «У вечного огня».

Школьная тема в творчестве зауральских писателей представлена рассказами Веры Ступиной «Петька Рыжий» и Виталия Есетова «Мстители». К этим произведениям можно отнести слова, сказанные В. Ступиной о себе: «Я в душе человеческой люблю разбираться, для меня человек – это тайна Вселенной». Особенностью программы 5 класса является наличие раздела «Литературная гостиная», в ней предлагается встреча с одним из зауральских писателей. В своей рабочей тетради мы предлагаем ещё и работу со стихами интересных писателей Зауралья 20 века.

^ 1.5. Отображение учебного материала в Программе «Фольклор и литература Зауралья» (5, 6 классы).

Одним из важнейших направлений в образовательной политике Курганской области является усиление роли патриотического воспитания, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, глубокое изучение исторического и культурного наследия своей малой родины. В содержание программы для 5 классов «Фольклорное и литературное Зауралье. Региональный компонент федеральной программы по литературе для общеобразовательных учреждений» вошло творчество зауральских писателей, имеющих профессиональный статус и авторитет в читательской и творческой среде, являющихся авторами разного уровня публикаций; от местных изданий до публикаций на федеральном уровне. Названные в программе произведения внесены в хрестоматию для 5 класса. Они вполне доступны пониманию пятиклассников. Некоторые из вошедших в программу тем носят сквозной характер, повторяясь на разных ступенях обучения литературе: «Тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей», «Родная природа в произведениях местных авторов» и другие. Хрестоматия соответствует программе, включая отчасти материал для самостоятельного чтения. Создавая рабочую тетрадь, мы стремились не отступать от программы, только несколько расширив поэтическую гостиную. Цели, задачи, требования к теоретическим и практическим навыкам пятиклассников оговорены в программе и приняты во внимание при составлении рабочей тетради. По учебному плану общеобразовательной школы 2008 – 2009 года на данный курс отводится 35 часов, в рабочей программе, составленной учителем, 20 часов отводится на теорию, 10 часов на практику, 5 часов на экскурсии. Результатом обучения детей по данной программе названо зачетное мероприятие – урок-концерт. Однако в настоящее время количество часов на изучение данного курса увеличилось вдвое и, по нашему мнению, можно изменить суть и форму зачетного мероприятия, учитывая уровень подготовки учителя и класса. Представляемый в 6 классе курс является составной частью литературного образования в средней школе. Программа Шавриной О. Г. составлена на основе ранее действующей программы коллектива авторов, под научным руководством доктора филологических наук Фёдоровой В.П. Необходимость создания новой программы в 2008 году обусловлена изменениями учебного плана. Главной идеей программы 6 класса является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней. Программа «Фольклорное и литературное Зауралье создаёт основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, их интерпретации. Объём времени для изучения этих произведений определён региональным базисным учебным планом. В 6 классе это 17 часов. Материал в рабочей тетради соответствует содержанию программы и хрестоматии.

^ 1.6. Использование компьютерных технологий для оформления тетради

В последние годы мир меняется так быстро, что нам, ученикам, никак нельзя отставать от стремительного развития общества, науки и техники. Учителя не только учат детей, но и всю жизнь учатся сами. Появляются новые предметы, новые учебники. На всё это уходит огромное количество времени и сил. Развиваются новые компьютерные технологии, которые могут прийти нам на помощь. Мы хотим предложить вашему вниманию две рабочих тетради. Для их создания мы использовали программу MS Office Word. Самым сложным, оказывается, найти иллюстрации для оформления страниц тетради. Весь материал мы находили в Интернете, используя поисковые системы, в учительской газете, на лазерных дисках, в литературе и др. Фотографии из книг сканированы. Нашей целью было организовать найденный материал рационально, не нарушив требований СанПиНа, сделать наглядным, понятным и интересным.

Составляя макет рабочей тетради, мы использовали Постановление Главного государственного врача РФ от 20 ноября 2002 года №38 «О введении в действие санитарных правил и нормативов». Настоящие санитарные правила рекомендуют размер бумаги А4; формат набора 11,5 на 17 см.; шрифт Times New Roman Cyr; размер 14 пт.; межстрочный интервал 1,5; поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, снизу и сверху – 20 мм. Для создания презентации мы использовали программу MS Office Power Point.


^ 2. Практическая часть

В результате изучения творчества зауральских писателей, программы и хрестоматии по данному курсу литературы мы разработали рабочие тетради «Фольклор и литература Зауралья» для 5, 6 классов. В каждой из тетрадей определили разделы, соответствующие содержанию программ и хрестоматий. (Авторы программ и хрестоматий: 5 класс - В.Н. Супина; 6 класс - О.Г.Шаврина, Е.А. Сергеева).

Мы стремились создать тетради компактные, поэтому количество заданий минимальное, но, стараясь привлечь внимание школьников, задания подбирали нестандартные. Приложения к данной работе дадут вам представления об объеме рабочих тетрадей, заданиях к разным темам, творческих заданиях, связывающих литературу Зауралья с другими видами искусства, что дает возможность развивать творческие способности учащихся.

^ 2.1 Рабочая тетрадь «Фольклор и литература Зауралья», 5 класс (Приложение 1)

Тетрадь для 5 класса содержит следующие разделы: изучение фольклора; основы собирательской деятельности; литературная сказка в творчестве Л.Куликова; родная природа в произведениях местных авторов; тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей; школьная тема в творчестве писателей Зауралья.

Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела и его разработку в рабочей тетради.

Раздел 1.

«Без живого слова – нет языка народа». В этом разделе помещены материалы о А.В.Зырянове, В. П. Бирюкове - учёных, писателях, краеведах. Для закрепления знаний подобрали отрывки из произведений, подготовлены кроссворды, отражающие фрагменты из автобиографических очерков писателей. А также местные слова, дающие понятия об особенностях говора в Зауралье. В этом же разделе под девизом «Учись основам собирательства фольклора», поместили Паспорт фольклорной записи «Моя семейная родословная»


Раздел 2.

Следующий раздел - «Устное поэтическое творчество Зауралья». В нем примеры колыбельных песен, потешек, прибауток. Все очень просто и то же время нацеливает на собирательскую деятельность. Кроме того, в данном разделе имеются примеры других жанров устного народного творчества.

Раздел 3

Раздел «Русские народные сказки Зауралья» содержит материалы о распространенных в нашей местности сказках. Поскольку в хрестоматии имеются тексты некоторых сказок для чтения, то имеются и задания для письменного ответа, задания для творческой работы.

Раздел 4.

Раздел «Литературная сказка» - творчество Л.Куликова и М. Керченко. Страницы тетради, посвященные Л. Куликову, содержат вопросы викторины и задания по содержанию сказки «Золотая бабочка», среди которых работа над изобразительно- выразительными средствами в произведении, особенностями языка литературной сказки. М. Керченко писал стихи и прозу о природе: сказки о цветах, пчелах, обо всем живом. Мы подобрали задания, требующие знаний по теории литературы. Отрывки из произведений М. Керченко дают возможность оценить поэтические приёмы, используемые автором для создания выразительности текста.

Раздел 5.

Раздел «Родная природа в произведениях местных поэтов» позволяет отработать употребление тропов в стихах зауральских авторов (сравнение, метафора, олицетворение, инверсия) В стихах В. Гилёва, Н. Аксёнова, Н. Рождественской, В. Ступиной, А. Еранцева, Б. Черемисина находим изобразительно – выразительные средства языка.

Раздел 6.

В разделе тетради «Тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей» поставлены вопросы к рассказам, В. Фёдоровой, А. Худякова, Н. Балашенко, С.Чингина, сокращенный вариант текстов которых помещён в хрестоматии.

Раздел 7.

В разделе «Школьная тема в творчестве писателей Зауралья» подобраны стихи на школьную тему В. Лаухтина, Л. Блюмкина. После прочтения рассказов В. Ступиной «Петька Рыжий», В. Есетова «Мстители», В. Потанина «Боря маленький и другие» выполняется письменная работа, помогающая акцентировать внимание учащихся на интересных деталях повествования.

Раздел 8.

Материалы литературной гостиной содержат стихи Л. Могильниковой, М. Миргородской, Р. Филимонова, Б. Новикова, Л. Тумановой, К. Сульдина, Н. Рождественской, дающие образцы поэтического творчества. Нами предложено задание по анализу понравившегося стихотворения.

^ 2.2. Рабочая тетрадь «Фольклор и литература Зауралья», 6 класс (Приложение 2)

Когда мы закончили работу над рабочей тетрадью для 5 класса и выпустили её в свет, мы поняли, что у нас осталось ещё много неиспользованных материалов. И мы решили, применив полученные в результате работы над первой тетрадью навыки, создать подобную же тетрадь для 6 класса.

Рабочая тетрадь «Фольклор и литература Зауралья содержит разделы: русский фольклор. Мифологические образы в фольклоре Зауралья; исследователи и собиратели фольклора; моё знакомство с фольклором местности, где я живу; литература 20 века, творчество К. Носилова; тема природы в творчестве зауральских писателей: В. Юровских, В. Потанина, К.Худякова, А. Виноградова.

Каждый раздел содержит свои задания, вопросы, требует от учащихся при выполнении этих заданий знания текста.

Раздел 1.

В разделе «Русский фольклор. Мифологические образы в фольклоре Зауралья» представлены различные задания к образцам текстов по русской мифологии, бытующей в нашей местности: обряды, коляды, заговоры.

Раздел 2.

Раздел тетради об исследователях и собирателях фольклора пополнили сведениями о В. П. Фёдоровой, с фрагментом её очерка о русской мифологии.

Раздел 3.

«Мое знакомство с фольклором местности, где я живу», - так называется следующий раздел нашей тетради. В нём странички для собирателей фольклора, в том числе «Детский фольклор»

Творчество Алексея Фёдоровича Мерзлякова нам должно быть знакомо, ведь он наш земляк. Он воспитавший целую плеяду русских писателей, оставил нам в наследство несколько стихотворений, которые стали народными песнями. «Среди долины ровныя…», «Чувства в разлуке» - самые известные из них. Вопросы и задания к стихам дают возможность оценить более глубоко творчество поэта.

Раздел 4

Русская литература ХХ века. Имя Носилова Константина Дмитриевича среди писателей-реалистов. В данном разделе рабочей тетради вопросы к его рассказу «Волки», к этому же рассказу составлен кроссворд.

Раздел 5.

Тема природы в творчестве зауральских писателей тесно переплетается с темой детства. И это неслучайно. Именно в детские годы она воспринимается открытой душой, способной вбирать в себя всё прекрасное. Этот раздел самый обширный в нашей тетради. Василий Иванович Юровских в рассказе «Журавлиные корни» показывает нам пример такого единения с природой. К этому рассказу мы подготовили не только кроссворд, помогающий проверить знание текста, но и минитест, способствующий пониманию нравственной направленности рассказа. Кроме того, в этом разделе имеются задания к другим рассказам писателя: «Тальянка», «Смородина», в которых прослеживается та же проблема формирования нравственности подрастающего человека. Рассказ В. Потанина «Когда прошли дожди» сопровождается не только вопросами, но и несколькими творческими работами. Разнообразные задания подготовлены и к стихам К. Худякова, и к стихам А. Виноградова.

Раздел 6.

«Проверь себя» - так мы назвали последний раздел нашей тетради. В нем занимательные задания, проверяющие знание текстов.

^ 2.3 Анкетирование учащихся 5 классов

Применение этой тетради мы начали в своей школе. Был создан приказ директора школы о создании школьной экспериментальной площадки по теме «Использование рабочей тетради, созданной в МОУ г. Кургана «СОШ № 52» по литературному краеведению» (см. приложение №3,4)

Затем мы провели анкетирование среди учащихся 5 классов. Ниже приведены подробная анкета, таблица, отражающая результаты анкетирования.

Анкета

Оцените, пожалуйста, степень согласия (несогласия) с предложенными утверждениями.

4 - совершенно согласен

3 - скорее согласен

2 - трудно сказать

1 - скорее не согласен

0 - совершенно не согласен

  1. Я работаю с тетрадью с удовольствием

  2. Содержание тетради соответствует моим знаниям

  3. Задания в тетради логичны и последовательны

  4. Я много нового и интересного узнал, работая с тетрадью

  5. В тетради много интересных и необычных заданий


 

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

1 ученик

3

4

3

4

4

2 ученик

3

4

4

4

3

3 ученик

4

4

1

4

4

4 ученик

4

4

4

4

4

5 ученик

4

3

3

4

4

6 ученик

4

4

2

4

4

7 ученик

3

4

4

4

4

8 ученик

3

3

4

4

4

9 ученик

2

3

4

4

4

10 ученик

3

3

4

3

2

11 ученик

4

3

3

4

4

12 ученик

4

4

4

3

3

13 ученик

4

3

4

4

4

14 ученик

3

4

4

3

4

15 ученик

4

4

3

4

4

^ Средний балл

3,47

3,60

3,40

3,80

3,73






Заключение

Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего каждый человек должен знать, чем богата его земля, чем интересна культура местности, где он родился. Опыт многих сотен поколений свидетельствует о важности связи человека с его малой Родиной. Только знания позволяют лучше разглядеть свой край, найти своё место в нем. Зауралье известно богатством народной культуры. Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач: обогатить духовно-нравственный опыт учащихся; расширить эстетический кругозор; сформировать умения соотносить нравственные идеалы классической литературы и литературы Зауралья. Преподавание регионального компонента связано с рядом трудностей. Это объясняется недостатком литературных источников, критических публикаций, полноценных биографических справок. До настоящего времени нет учебников, поэтому появление новых программ и хрестоматий очень своевременно, хотя не решает полностью всех проблем, связанных с изучением данного курса. Таким образом, создание рабочей тетради для учащихся 5, 6 классов в какой-то степени восполняет этот недостаток. В рабочей тетради «Фольклор и литература Зауралья» отражены все темы, предложенные авторами в программе и в хрестоматии. Выполняя свою работу, мы стремились расширить знания учащихся. Тетрадь содержит занимательные материалы, конкретные вопросы, задания разного уровня сложности. Анкетирование, проведённое среди учащихся 5 класса, показало, что ребята с интересом воспринимают задания. Значит, мы сделали определённый шаг, чтобы приблизить учащихся к пониманию культуры родного края, шаг к воспитанию человека и гражданина.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Поэтому в наши ближайшие планы входит разработка электронной версии тетради. Мы полагаем, что детям с компьютером работать будет намного интереснее, а следовательно они получат больший объем знаний. И содержание программы «Фольклор и литература Зауралья» будет усвоено более глубоко.

^ Список литературы:

  1. Программа регионального курса «Фольклор и литература Зауралья».5 класс. Ступина В. Н. , Курган, 2006 г.

  2. Программа курса «Фольклорное и литературное Зауралье». 6 - 11 классы, Шаврина О.Г., Курган, 2008 г.

  3. «Фольклор и литература Зауралья», часть 1 и 2, учебное пособие для учителей и учащихся (5 – 11классы)

  4. Хрестоматия к региональному курсу «Фольклор и литература Зауралья». 5класс. Автор – составитель Ступина В. Н., Курган, 2006 г.

  5. Хрестоматия по курсу «Фольклорное и литературное Зауралье». 6 класс, Авторы-составители: Шаврина О. Г. , Сергеева Е. А., Курган, 2008 г.

  6. Фёдорова В. П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец 20 века. Курган, 2003 г.

  7. .Яган И. П. Многоликая и самобытная. Куртамыш, 2007 г.

  8. Сборник стихов «Глаголом жечь сердца людей». Куртамыш, 2003 г.

  9. Зайцева Л.Ю., Окунев Ю.А., Паюсова Н..А., Шмелькова Л.В. «Литераторы Зауралья». Учебно-методическая лаборатория «Ритм 03», Курган, 2001 г.

  10. Фольклорное и литературное Зауралье. Региональный компонент федеральной программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией В.П. Фёдоровой. Курган, 1999

  11. Янко М.Д. Элементы краеведения на уроках литературы. Курган, 1974г.

  12. Виктор Потанин. Собрание сочинений. Курган, 2007, «Зауралье»

  13. Д. С. Лихачев Заветное М, 2006 Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность»

  14. Иван Яган Перекаты. Повести. М, 1980, Современник

  15. Тобол. Курган, «Парус - М», 1998, 1999, 2000

  16. Огни Зауралья. Куртамыш, 2005 №1, №2; 2008 №4, №5





Похожие:

Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconНаучно-практическая конференция учащихся «Мир науки» 16 марта школьники города собрались на научно-практическую конференцию «Мир науки»
Казани уже в 16 раз. Особое значение научно-практическая конференция приобретает в настоящее время, когда реализуется национальная...
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconПоложение о городской научно-практической конференции
Научно- практическая конференция школьников общеобразовательных учреждений города Казани «Ломоносовские чтения» проводится в феврале...
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconЛицейская научно-практическая конференция учащихся 9-11-х классов мау шили «Золотые россыпи». Секция: литературоведение
Лицейская научно-практическая конференция учащихся 9-11-х классов мау шили «Золотые россыпи»
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconГородская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Ориентировочная основа действия как один из способов формирования познавательных компетенций учащихся при усвоении понятий в курсе...
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconГородская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Зарождение и значение Свенской ярмарки для формирования российской экономики
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconГородская научно-практическая конференция школьников
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconГородская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconГородская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconРешение Об итогах проведения VI румянцевских чтений в апреле 2008г
Международная научно-практическая конференция «Экономика, государство и общество в XXI веке», Международная научно-практическая конференция...
Городская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана iconТворческие работы школьников Оформление
Девятая городская научно-практическая конференция школьников «Поиск и творчество»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы