О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике icon

О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике



НазваниеО. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике
Дата конвертации05.02.2013
Размер124.97 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

105




Запевалина О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике (в контексте медиаобразования) // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.105-111.

О.В. Запевалина (Иркутск)

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

(В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ)

В последнее время научный интерес к медиаобразованию значительно возрос в связи с расширением культурных взаимосвязей в мире, процессами междуна­родной интеграции и мировой глобализации. Современное состояние научного знания, с одной стороны, и объективные условия изменяющегося мира, с дру­гой, требуют нового подхода к осмыслению проблем медиаобразования, столь актуальных для нового времени.

Парижская конференция ЮНЕСКО 21-22 июня 2007 года признала факт крайней необходимости консолидации международного сообщества для рас­пространения медиаобразования. Определив медиаобразование как приоритет­ную область культурно-педагогического развития XXI века, медиапедагогика, по мнению А.В Федорова, имеет сегодня большие перспективы. «В России на-

106

ступил момент обостренного интереса к медиаобразованию. Ведь это педагоги­ческое направление, имеющее богатую историю и широкую географию, оказа­лось необыкновенно актуальным в современной российской ситуации» [1:5].

Одним из основоположников медиаобразования в России можно считать А.В. Федорова, который указывал на трудности, с которыми сталкивается медиаобразование в России.

Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных психологов, педа­гогов позволяет заключить, что вопросы медиаобразования рассматривались с разных позиций и в различных аспектах. Отсутствие единого понимания сущ­ности медиаобразования, единой концепции медиаобразования вызывает раз­личия в целеполагании. Нам представляется необходимым, сопоставляя раз­личные точки зрения по поводу цели, определить собственную позицию в этом вопросе и наметить пути и средства его решения. Существуют различные точки зрения относительно ведущей цели медиаобразования, что отражает различные подходы к медиаобразованию в мире: медиаграмотность, медиакультура, медиакомпетентность, информационная культура, информационная грамотность, критическое мышление.

Прежде чем перейти к понятию «медиакомпетентность», нам необходимо определить свои позиции в отношении понятий «компетенция» и «компетент­ность». В «Кратком словаре иностранных слов» находим следующие определе­ния: «Компетентный - знающий, сведущий в определенной области: имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [М., 1952].
В «Большом энциклопедическом словаре» находим: «Компетенция: 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области» [М., 1997, с.557]. В «Словаре понятий и терминов чита­ем»: «Компетентность - способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного простран­ства» [Лебедев, Эксперимент 12, с. 157].

Сравнивая определения «компетентный» и «компетенция» в «Кратком сло­варе иностранных слов» и в «Большом энциклопедическом словаре», обнару­живаем их сходство и близость:

1) знания в определенной области;

2) предоставленные полномочия делать или решать что-либо, то есть эти
понятия, судя по их определению в приведенных словарях, являются взаимоза­меняемыми.

Однако с нашей точки зрения, эти понятия не синонимичны. Не претендуя на полный анализ всех определений, компетенция и компетентность, приведем лишь некоторые характерные мнения на этот счет.

Понятие «компетентность» впервые стало употребляться в США в 60-е годы XX века в контексте деятельностного образования (performance-based education), целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Было предложено различать два понятия: «ком­петентность» и «компетенция» (competence and competencies). Компетентность

107

стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили «анатомию» компетентности [2].

Компетенции нередко используются для характеристики потенциальных возможностей специалиста получить работу на рынке труда. Для этого нужно обладать «ключевыми компетенциями». В современном мире они включают «грамотный» уровень владения языком (literacy), компьютерную грамотность (information technology skills), владения способом решения проблем (problem-solving skills), гибкое и инновационное мышление (flexibility and adaptability), склонность и способность к непрерывному образованию (life-long learning) [3:31]. Компетентность можно представить как комплекс компетенций, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности.

Рассмотрим некоторые точки зрения на определения компетентность и ком­петенция.

Например, по определению СВ. Тришиной и А.В. Хуторского, компетенция - это «заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере. В отличие от компетенции компетентность, по их мнению, это владение субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, то есть компетент­ность это уже состоявшееся личностное качество или совокупность качеств специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере» [4:136].

Л.Ю. Степашкина определяет компетентность как «интегральный показатель качеств личности. Важным компонентом является не сумма полученных зна­ний и умений, а умение специалиста мобилизовать в конкретной ситуации по­лученные знания и опыт» [5:129].

Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин считают, что компетенция - это предметная об­ласть, о которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готов­ность к выполнению деятельности, таким образом, компетенция связана с со­держанием области будущей профессиональной деятельности. Компетентность, по их мнению, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность - это ситуативная категория, по­скольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях [6].

По мнению В.Д. Шадрикова, термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Компетентность, как считает В.Д. Шадриков, это вла­дение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать, или решать что-либо [7].

Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность в широком пла­не как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимания ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают на-

108

личие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализи­ровать социальные последствия своих действий [8].

По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализи­ровать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в про­цессе реализации своих профессиональных функций [9].

В.А. Болотов и В.В. Сериков определяют компетентность «как способ суще­ствования знаний, умений, образованности, способствующий личностной само­реализации». По их мнению, компетентность представляет собой «сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта». Обу­чить компетентности невозможно, поскольку она не является суммой знаний, умений и навыков. Компетентность проявляется в способности, готовности (желание и мотивация) в полном объеме выполнять профессиональную дея­тельность [10].

А. Дахин приводит различие между понятиями компетенция и компетент­ность. Он рассматривает «образовательную компетенцию», которая связана с уровнем развития личности, с качественным освоением содержания образова­ния. «Образовательная компетентность», по его мнению, это способность осу­ществлять сложные виды деятельности, то есть это уже сложившееся личност­ное качество. Таким образом, в понятие образовательная компетенция входит моделирование свойств личности, основанное на реальных изучаемых предме­тов, объем знаний и формирование умений и навыков. Образовательная компе­тентность, в свою очередь, это не только и не столько объем полученных зна­ний и сформированных умений и навыков, но способность и готовность приме­нить их в будущей профессиональной деятельности, в социально-экономических и межличностных отношениях [11].

В.А. Сластенин Рассматривает понятие профессиональной компетентности педагога и раскрывает структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения. «Понятие профессиональной компетентности пе­дагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовно­сти к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его про­фессионализм» [12]. На наш взгляд, данное понятие компетентности содержит очень важный компонент-готовность к осуществлению деятельности, то есть данное понятие, если абстрагироваться от педагогической деятельности, при­менимо и к любой другой деятельности специалиста. Таким образом, понятие профессиональной компетентности специалиста можно определить как единст­во его теоретической и практической готовности к осуществлению соответст­вующей деятельности.

И.А. Зимняя отмечает, что сложившаяся ситуация в образовании предполага­ет соотношение компетенции/ компетентности с общей культурой человека. По ее мнению, между общей культурой человека и его социально-профессиональной компетентностью существует нерасторжимая связь.

В основе понятия компетенция/компетентность лежит, по мнению И.А. Зимней, потенциальное-актуальное, когнитивное-личностное. Компетент-

109

ность, по И.А. Зимней, это актуальное, формируемое личностное качество, это социально-профессиональная характеристика человека, основанная на знаниях.

Говоря о компонентной структуре компетентности, И.А. Зимняя включает в ее состав такие компоненты как: а) мотивационный аспект, б) когнитивный ас­пект, в) поведенческий аспект, г) ценностно-смысловой аспект, г) эмоциональ­но-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [13].

Таким образом, во всех приведенных выше определениях компетентность понимается как владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом. Компетентность выступает в качестве категории, интерпретирующей результат образования, а компетенция связана с содержанием области будущей профессиональной деятельности. Исходя из сказанного, полагаем, что компе­тентному специалисту, необходимы знания как «ключевые сущности, отра­жающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия», развитие обобщенных умений, навыков и личностного опыта в различ­ных областях.

При всем сходстве определений «компетентность» и «компетенция» мы склонны согласиться с Ю.В. Фроловым, Д/А. Махотиным, Дж. Равеном, что компетенция это более узкое понятие, ограниченное какой-то одной предмет­ной областью, в которой индивид готов и способен к выполнению деятельно­сти. Вместе с тем, термин компетентность видится нам более широким и более емким, и многозначным по отношению к знаниям и умениям человека.

Итак, рассмотрев различные подходы к определению «компетентность», мы вслед за И.А. Зимней, считаем, что компетентность - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность его мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность. Однако для успешной профессиональной деятельности личности в информа­ционном обществе необходимо использование как традиционных, так и новых информационных технологий: прием, переработка, преобразование информа­ции, владение электронной почтой и Интернет-технологиями. Итак, совокуп­ность знаний, умений и навыков, методика владения всеми видами информа­ции являются важными составляющими компетентной личности в современном информационном обществе.

Рассмотрев различные точки зрения на определение понятий «компетент­ность» и «компетенция», перейдем к понятию медиакомпетентность. Как ука­зывалось выше, современный компетентный специалист должен владеть как традиционными, так и современными информационными технологиями.

В первых работах по медиаобразованию зарубежные медиапедагогики широ­ко используют термин «Медиаграмотность» (Media Literacy).

Б. Дункан рассматривает «Медиаграмотность» (media literacy) как умение общаться с медиа под критическим углом зрения, понимать значимость медиа. Медиаграмотная (media literate) личность способна критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям. В обучении медиаграмотности, по мнению Б. Дункан, необходимо:

110

-развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа спо­собов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;

-получать знания социального, культурного, политического и экономическо­го значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;

-развивать уровень оценки (appreciation) и эстетического восприятия медиатекстов;

-декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценно­сти, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;

-распознавать, анализировать и применять разнообразие технического ис­пользования и создания медиатекстов;

-осознавать, что те, кто создают (конструируют) медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (контроль, давление и др.) - экономических, по­литических, организационных, технических, социальных и культурных;

-понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов. Этот процесс и связанные с ним смыс­лы/значения зависят от психологических, социальных и природных факторов [14: 7].

Понятие «медиаграмотность» по Дункан, по нашему мнению, включает раз­личные знания и способности, умения оценивать медиатексты и осознавать, что создатели медиатекстов манипулируют сознанием личности, исходя из своих интересов. Поэтому, с нашей точки зрения, оно выходит за рамки медиаграмотности и предполагает более широкое и глубокое определение.

Ауфдерхайд и Фирестоун рассматривают «Медиаграмотность» (media literacy) как движение, которое поможет людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмот-ной личностью может стать каждый человек, который способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты» [15:1].

Р. Кьюби определяет медиаграмотность (media literacy) уже, чем Дункан, то есть, как способность использовать, анализировать, оценивать и передавать со­общения (messages) в различных формах» [16:2].

Определение понятия «Медиаграмотность» (media literacy) у К. Ворснопа в основном совпадает с определением Р. Кьюби. К способности осваивать, ин­терпретировать/анализировать К. Ворнсноп добавляет умение создавать медиатексты [17].

В Международной энциклопедии социальных наук «Медиаграмотность» (media literacy) определяется как процесс подготовки медиаграмотного челове­ка, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контек­ста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью» [International Encyclopedia of the So­cial & Behavioral Sciences, 2001, p.9494]. Данное определение, как нам кажется, переросло понятие «медиаграмотность». Оно более широко определяет суть имеющихся у индивида умений. Понимание социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире это не просто медиа-

111

грамотность, а с нашей точки зрения, данное понятие можно считать медиакомпетентность.

На современном этапе развития общества, когда потоки информации, иду­щие из различных медиаисточников настолько многолики, что никакая критика и анализ со стороны профессионалов не всегда могут быть услышаны. Поэтому сегодня мало быть медиаграмотным, то есть обладать умением и способностью анализа и создания медиатекстов. Мы соглашаемся с мнением А.В. Федорова, что термин медиакомпетентность гораздо шире и является более емким.

Понятие медиакомпетентность имеет многокомпонентную структуру, в ко­торой опыт, активное приложение умений в сфере медиа и готовность к самообразованию являются, на наш взгляд, основными компонентами в процес­се формирования медиакомпетентной личности.

В заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, что «медиакомпетентность личности это совокупность ее мотивов, знаний, умений, спо­собностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах, жанрах, анализу сложных процессов формирования медиа в социуме» [19: 40].

Необходимо отметить, что А.В. Федоров разработал классификацию показа­телей медиакомпетентности, которая включает мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, оценочный, практико-операционный и креа­тивный показатели. Причем каждый показатель имеет три уровня развития: вы­сокий, средний и низкий [19 : 23].

Библиографический список

  1. Шариков, А. В. Предисловие [Текст] // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка / под ред. А. В. Шарикова. - М. : Изд-во ЮНПРЕСС, 1994. - С.5.

  2. Velde Ch. Crossing borders: an alternative conception of competence [Text] / Ch. Velde, -27 Annual SCUTREA conference: P. 27-35. - 1997.

  3. Милъруд, P. П. Компетентность в изучении языка [Текст] / Р. П. Мильруд // Иностран­ные языки в школе. — 2004. - № 7. — С. 18-22.

  4. Тришина, С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С. В. Тришина. - Интернет-журнал «Эй-floc»..http://www.eidos.ra/journal/2005/0910-1 l.htm.

  5. Степашкина, Л. Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой обра­зовательной компетенции [Электронный ресурс] / Л. Ю. Степашкина.- Интернет- журнал «Эйдос».. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-l l.htm.

  6. Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки спе­циалистов [Текст] / Ю. В. Фролов, Д. А Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004.-№8. - С.34-44.

  7. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетент-ностный подход [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - №8. -С.26-34.

  8. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе [Текст] / Дж Равен. - М. : Кош-то-Центр, 2002. - 132 с.

19. Федоров А..В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. 616 с.




Похожие:

О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconПлеханова М. В. ст преподаватель каф. Ня ияк тпу
К вопросу о роли и месте межкультурной компетенции в структуре общей компетентности студентов технического вуза
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconК вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект
Хлызова Н. Ю. К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т....
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconИтоги областной студенческой олимпиады по педагогике – 2010 10 декабря 2010 года
Поволжской государственной социально-гуманитарной академии состоялась Областная студенческая олимпиада по педагогике, посвященная...
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconДипломная работа по теме: «Письменная коммуникативная компетентность»
Определение понятий коммуникативной компетентности, компетенции
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconПрограмма «Развитие профессиональной компетентности учителя»
Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconСписок научно-методических трудов плехановой марины викторовны
Роль и место межкультурной компетенции в структуре общей компетентности студентов технического вуза
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconПорядок рассмотрения конституционным судом РФ дел по спорам о компетенции
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным Законом “О конституционном суде” Конституционный...
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconОценка компетентности школьников в области использования икт 03 февраля 2006 г
Цель тестирования по информационно-коммуникационно-технологической компетентности состоит в получении информации, которая поможет...
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconЦентр языковой подготовки
Целью программы является формирование иноязычной коммуникативной компетенции ппс, сотрудников и аспирантов ПетрГУ, в том числе способности...
О. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике iconПроект повышения профессиональной компетентности педагогов в поликультурном образовательном пространстве
Российской Федерации возникла необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов в области поликультурного образования....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы