Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



НазваниеОсобенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Мантуленко Валентина Вячеславовна
Дата конвертации26.06.2013
Размер339.57 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>


На правах рукописи


Мантуленко Валентина Вячеславовна


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИА

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


13.00.01общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Самара – 2007

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»


Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Михаил Дмитриевич Горячев


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Валерий Исакович Пугач

кандидат педагогических наук, доцент

Оксана Николаевна Беришвили


Ведущее учреждение – Башкирский государственный педагогический университет


Защита состоится «27» февраля 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.216.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора/кандидата педагогических наук при Самарском государственном педагогическом университете (443099, г. Самара, ул. М.Горького, д. 65 – 67).


^ С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет».


Автореферат разослан «17» января 2007 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Л.В. Вершинина

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования. Термин «медиа» (от лат. «media» – средство) используется в современном мире в качестве аналога понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК), куда входят печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет. При этом электронные медиа рассматриваются как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).


Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств передачи информации и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления, навыков самостоятельной работы, творческих способностей и т.д. Особую ценность приобретает способность ориентироваться в личном информационном поле и в существующем медиамире. Информатизация образования предполагает пересмотр традиционно сложившихся систем, содержания и методов обучения в контексте использования различных медиасредств.

Время, затрачиваемое детьми на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже превосходит время, проводимое в школе. А.А. Журин отмечает, что информация из различных медиа-источников обладает рядом привлекательных для школьников свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания. Воспроизведения её от ученика не требуется, в отличие от материала, переданного учителем или содержащегося в учебнике. Это делает медиа, как источник знаний, более привлекательным, чем школьные уроки. Воздействие медиа на детей и подростков имеет свои особенности: оно «неорганизованно и опосредовано через социальное окружение, друзей, родителей, учителей…» (М.Д. Горячев).

Являясь активными пользователями различных медиа, школьники, однако, не всегда понимают подлинный смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания, могут сознательно избегать необходимых, но сложных образовательных программ.

Исследования Л.С. Зазнобиной, А.А. Журина, А.В. Федорова показывают, что с помощью средств массовой информации подростки не ищут знания, которые им «не додали в школе», – на первое место выходит желание развлечься. Однако многие медиа выполняют обучающие, просветительские, воспитательные функции. Сюда относятся, в частности, телевизионные программы, Интернет-сайты, посвященные школьным дисциплинам. Но этот образовательный потенциал используется недостаточно, его воздействие стихийно и бессистемно.

Анализ теоретического материала показывает, что проблема использования медиа в образовательном процессе рассматривается в общем контексте реформирования современной системы образования, и позволяет выделить следующие направления исследований в данной области:

  • исследования философско-педагогического характера, в которых рассматриваются общие вопросы информатизации образования (Н.В. Апатова, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, Е.С. Полат, О.И. Пугач, И.В. Роберт и др.), сущность, функции медиа (Я.Н. Засурский, А. Саркисян, Л.Н. Федотова, И.Д. Фомичева и др.) и перспективы их использования в образовании (В.А. Возчиков, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, А.А. Новикова, В.А. Осин, С. Ауфенангер, Д. Бааке и др.);

  • психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям восприятия информации, дидактическим и воспитательным возможностям медиа (Н.В. Апатова, М.Д. Горячев, А.Е. Войскунский, Л.С. Зазнобина, И.Г. Захарова, Г.И. Дацюк, M. Хайнманн и др.), способы и средства их использования (Н.В. Василенко, О.В. Даниленко, Г.И. Дацюк, Ю.Н. Егорова, А.А. Журин, Е.А. Локтюшина, А.В. Федоров, С. Ауфенангер, Д. Бааке и др.);

  • психофизиологические исследования, в которых предметом внимания является охрана здоровья учащихся в условиях информатизации образования (Т.А. Баумштейн, Л.С. Белгородский, М.С. Сандомирский, Е.Л. Скворцова и др.);

  • специальные исследования, рассматривающие использование медиа в преподавании конкретных учебных дисциплин (Л.М. Баженова, Д.М. Гуревич, В.В. Егоров, В.К. Кириллов, М.Н. Морозова, Л.П. Прессман, А.В. Шариков, Е.В. Якушина, Л. Иссинг, М. Кирмайер, П.Й. Климс, Х. Maндл и др.);

  • исследования по проблемам дистанционного обучения (М.П. Демин, Е.С. Полат, В.В. Семенов, Э.Г. Скибицкий, А.В. Хуторской и др.).

Одной из причин переживаемого нашей страной кризиса образования является недооценка социальной роли информационных ресурсов общества. Интерес к применению современных информационных средств в процессе обучения обусловлен несколькими факторами, в частности возможностью использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной и других функций медиа. Несмотря на многочисленные исследования в данной области ряд проблем остаётся нерешенным. На современном этапе развития отечественного образования выявляются противоречия: между существующим социальным запросом на ориентирующихся в информационном мире выпускников образовательных учреждений и недостаточным медиаоснащением педагогического процесса; между необходимостью изменения содержания и методов обучения в соответствии с условиями современного информационного пространства и неготовностью учителей к данным преобразованиям; между ожидаемой эффективностью учебно-воспитательного процесса благодаря медиа и отсутствием научно обоснованных средств и способов их применения в образовании.

Данные противоречия обусловливают проблему исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования образовательных особенностей медиа и возможностей их применения в учебно-воспитательном процессе, в практическом плане – проблема определения средств эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

^ Объект исследования – учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в условиях информатизации образования.

Предмет исследования – средства использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

^ Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе школы.

^ Гипотеза исследования. Электронные медиа имеют большой образовательный потенциал, при их использовании значительно меняется роль учителя и учащегося, характер самого обучения, его методы и содержание. Однако на практике попытки внедрения новых медиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы не дают желаемого результата. Использование электронных медиа в учебно-воспитательном процессе школы будет эффективным, если:

  • выявлены сущность, функции и образовательные возможности электронных медиа;

  • учтены педагогические аспекты применения электронных медиа в образовании;

  • определены структурные компоненты готовности педагогов к применению электронных медиа в своей работе;

  • разработаны средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

  • экспериментально проверена эффективность выявленных средств использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность, функции, дидактические и воспитательные возможности электронных медиа.

  2. Выявить педагогические аспекты применения электронных медиа в образовании.

  3. Определить структурные компоненты готовности педагогов к применению электронных медиа в своей работе.

  4. Разработать средства использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

  5. Экспериментально проверить эффективность выявленных средств применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе.

^ Научная новизна исследования:

  • раскрыты сущность электронных медиа (они рассматриваются как комплексное средство освоения человеком окружающего мира) и их основные функции (информационная, аналитическая, идеологическая, познавательно-просветительская, воспитательная, гедонистическая и др.) в контексте информатизации образования;

  • выявлены педагогические аспекты применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе (улучшение восприятия и запоминания материала, использование новых возможностей для реализации дидактического принципа наглядности, детальный учет эргономических требований к учебным материалам, индивидуализация обучения, богатый воспитательный потенциал, ориентированность на формирование у учащихся познавательных мотивов);

  • определены структурные компоненты готовности педагогов к использованию электронных медиа в своей работе (целевой, мотивационный, информационный, деятельностный) и их содержание;

  • квалифицированны виды функциональной нагрузки электронных медиа, позволяющие использовать их в качестве педагогических средств (как средств получения и обработки информации в специальной форме; помощников в учении; средств коммуникации; средств моделирования действительности);

  • разработаны методические рекомендации по применению электронных медиа в учебной и профессиональной деятельности.

^ Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем обоснована роль современных средств массовой информации и коммуникации в сфере образования, выявлены основные направления информатизации образования, медиапедагогические теории, функции существующих электронных медиа и виды медиапродуктов учебного назначения. Результаты исследования расширяют научные представления о специфике использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, позволяют более эффективно решать задачи переподготовки педагогов, что, в свою очередь, значительно повысит их готовность к применению современных технических средств в своей работе.

^ Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование использования современных медиасредств в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Это выражается в выявлении средств эффективного применения электронных медиа в образовательном процессе, в разработке методических рекомендаций и пакета дидактических материалов, обеспечивающих практический курс по использованию электронных медиа в учебной работе.

^ Методологической основой исследования явились: философская концепция диалектического познания как основа научной педагогики; теории системно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений; концепция интеграции науки, образования, техники и производства.

^ Источниками исследования являются педагогические идеи, касающиеся информатизации образования (А.А. Журин, В.А. Осин, Е.С. Полат, К. Поппер, А.И. Ракитов, И.В. Роберт, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.), создания и использования средств обучения (А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, Е.С. Полат и др.), особенностей восприятия информации детьми и подростками, дидактических и воспитательных возможностей электронных медиа (Н.В. Апатова, В.С. Гершунский, М.Д. Горячев, Г.И. Дацюк, Л.С. Зазнобина, И.Г. Захарова, Е.И. Машбиц, С.Б. Цымбаленко, Й. Хазебрук, M. Хайнманн и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

  • основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, В.М. Полонский, Т.И. Руднева);

  • современные концепции гуманизации образования (В.П. Бездухов, А.Л. Бердичевский, В.С. Библер, Ю.Н. Кулюкин, А.А. Мелик-Пашев и др.);

  • теории личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, М.Д. Горячев, Л.В. Куриленко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

  • исследования по проблемам использования медиасредств в учебно-воспитательном процессе (С. Ауфенангер, Д. Бааке, О.В. Даниленко, Г.И. Дацюк, Ю.Н. Егорова, И.Г. Захарова, Л. Иссинг и др.);

  • современные концепции охраны здоровья учащихся в условиях информатизации образования (Т.А. Баумштейн, Л.С. Белгородский, А.М. Большаков, М.С. Сандомирский, Е.Л. Скворцова и др.).

^ База исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения г. Самары средние школы № 37, 76, 116, 158, 44, Самарский государственный университет, а также самарский филиал Федерации Интернет-образования. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 320 человек, из них 240 школьников, 30 учителей общеобразовательных школ, 10 преподавателей вуза и 40 студентов СамГУ.

Исследование поводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2002-2004 гг.) изучалась степень разработанности проблемы использования электронных информационных средств в образовательной среде в философской, психологической и педагогической литературе, осуществлялось знакомство с зарубежным опытом медиапедагогической работы, готовилась программа констатирующего эксперимента. К концу этапа были определены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза работы.

На втором этапе (2004-2005 гг.) целенаправленно изучались педагогические аспекты применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе; проводилась экспериментальная работа по определению уровня заинтересованности и готовности школьников и педагогов к использованию электронных медиа в учебной и преподавательской деятельности; были проанализированы полученные данные и сформулированы выводы. На основе результатов диагностической работы определены и экспериментально проверены средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) изучались результаты опытно-экспериментальной работы; осуществлялись анализ, обобщение и систематизация полученных данных; разрабатывались методические рекомендации по использованию мультимедийных средств в учебной и профессионально-педагогической деятельности; проводилась проверка положений гипотезы, оформлялись результаты исследования.

^ Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические методы (констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности).

^ Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, её соответствием проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных предмету исследования, возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на методических семинарах аспирантов в Самарском государственном университете с 2003 по 2006 г., представлялись в докладах на научно-практической конференции «Традиции и инновации в социальной педагогике» (Самара, 2004); в рамках научной сессии докторантов, аспирантов и соискателей Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (Москва, 2005); на международной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (Ярославль, 2005); на конференциях «Современные подходы к решению проблем неблагополучия в семье» (Самара, 2005) и «Мониторинг качества образования» (Самара, 2006); на всероссийской научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы развития» (Самара, 2006). Материалы диссертации отражены в статьях, опубликованных автором.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в рамках разработанного факультативного курса для учащихся 8-х и 9-х классов общеобразовательной школы № 37 г. Самары, в процессе преподавания педагогических и психологических дисциплин в Самарском государственном университете.

^ Положения, выносимые на защиту:

  1. Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит перед образовательной системой задачу воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем медиамире. Одним из путей достижения этого является целенаправленное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Электронные медиа выступают как комплексное средство освоения человеком окружающего мира, а такие их специфические черты, как мультимедийность, интерактивность, способность к моделированию, коммуникативность и продуктивность, в образовательном процессе получают функциональную нагрузку и позволяют разрабатывать на этой основе медиапродукты учебного назначения, информационные технологии обучения.

  2. Современные информационные и коммуникационные технологии дают возможность индивидуализировать и активизировать образовательный процесс в рамках групповой работы. Медиа вносят принципиальные изменения в содержание и методы обучения, позволяют использовать особый тип задач, рассчитанных на рефлексивную деятельность учащихся, саморегуляцию. Электронные медиа благодаря своим специфическим характеристикам способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала, строгому учету эргономических требований к предлагаемым заданиям, обладают богатыми воспитательными возможностями. Их использование в учебно-воспитательном процессе ориентировано на формирование у школьников познавательных мотивов. Активизация педагогических аспектов использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе является исключительно важным для перестройки системы образования в соответствии с требованиями современного информационного общества.

  3. Действующая в России программа компьютеризации школ в целом пока не изменила существующую ситуацию, характерными чертами которой остаются стихийное использование медиа школьниками и отсутствие грамотного медиапользования в процессе преподавания различных учебных дисциплин. Данная ситуация во многом объясняется неготовностью педагогов к использованию в своей работе тех или иных медиасредств. Формирование у преподавателя мотивации, адекватного представления относительно роли, которую он будет играть в постоянно меняющихся информационных условиях, а также четкого понимания сущности возникающих в связи с этим новых проблем является сегодня ключевым моментом профессионально-педагогической переподготовки. Наряду с мотивационным компонентом в структуре готовности педагога к использованию электронных медиа в учебно-воспитательном процессе важное значение имеют и другие: целевой, информационный, деятельностный.

  4. Благодаря своим образовательным возможностям электронные медиа могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы в качестве следующих средств: инструменты для работы с учебными материалами (средства добывания учебного материала и обработки имеющейся информации); помощники в учении; средства коммуникации; средства моделирования действительности. При реализации данных средств на практике необходимо соблюдать следующие требования: целесообразность использования электронных медиа; максимальное приближение к потребностям, возможностям и особенностям учащихся; приоритет гуманистического подхода перед аппаратно-технологическим; минимизация внепредметной информации; практическая ценность знаний и обязательного использования продуктов учебной деятельности; интегративность и вариативность; доверительные отношения между участниками учебного процесса; компьютерная безопасность.

  5. Эффективность выявленных средств использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе проявляется в таких показателях, как повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся, улучшение их успеваемости, положительное отношение к учебному процессу и школьной жизни в целом. Изначальная заинтересованность учащихся в использовании электронных медиа в учебной работе представляет собой важный мотивационный компонент, дальнейшая реализация которого строилась с учетом того, что основными источниками повышения познавательной активности являются содержание учебного материала, сам процесс обучения и личность учителя. Высокая познавательная активность, в свою очередь, ведет к улучшению успеваемости школьника и оказывает позитивное влияние на отношение учащегося к учебной деятельности.

^ Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы; определяются цель, объект, предмет исследования; формулируются гипотеза и задачи; раскрываются теоретико-методологические основы и методы исследования; обозначаются новизна, теоретическая и практическая значимость работы; приводятся сведения об экспериментальной проверке и достоверности результатов работы; излагаются положения, выносимые на защиту.

^ В первой главе «Теоретические основы использования электронных информационных средств в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы» раскрыта сущность информационных средств, их роль в обществе, культуре, образовании, конкретизировано понятие «информатизация образования», выделены цель и основные направления информатизации в контексте развития российского образования на современном этапе; рассмотрены основные виды и функции образовательных медиа и медиапродуктов; выявлены и проанализированы педагогические аспекты применения электронных медиа в образовании.

^ Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование эффективности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы» представлены результаты диагностического исследования готовности школьников к использованию электронных медиа в учебно-воспитательном процессе, выявлены основные тенденции в области взаимодействия детей с современными информационными ресурсами; на основе данных эмпирического исследования определены структурные компоненты готовности педагогов к использованию электронных медиа в профессиональной деятельности; дана характеристика средств использования медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, приведены и проанализированы результаты эксперимента, подтверждающие гипотезу исследования и доказывающие эффективность разработанных средств.

^ В заключении обобщены результаты исследования, констатируется выполнение поставленных задач, формулируются основные выводы, определяющие направления дальнейшего научного поиска.

^ В приложениях представлены результаты анализа теоретических источников; анкеты для констатирующего и формирующего экспериментов; комплекс занятий в рамках факультативного курса по использованию электронных медиа в учебной работе для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы, разработанный в процессе экспериментальной работы. Общий объем диссертации – 175 страниц. Список литературы включает 205 наименований.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Медиа играют важную роль в развитии современного российского общества. В связи с этим образование, как и многие другие социальные институты, не должно игнорировать особенности глобального процесса информатизации. Постоянно растущий поток информации, получаемой школьниками, не регулируется ни родителями, ни учителями и обладает дезориентирующим эффектом. Необходимость решения возникших проблем, в первую очередь подготовки подрастающего поколения к полноценной жизни в информационном обществе, обусловила появление специальных направлений в педагогической науке, призванных создать информационно-образовательную среду с целью интеграции медиа в процесс обучения, обеспечивающую построение и развитие единого образовательного информационного пространства.

А.В. Федоров и А.А. Новикова отмечают, что включение информационных и коммуникационных средств в образовательные процессы целесообразно осуществлять на основе трех подходов: интегрированного (на материале имеющихся учебных предметов); факультативного (посредством создания сети факультативов, кружков); специального (путем введения новой дисциплины). Реализация специального подхода, на наш взгляд, невозможна вне связи с двумя другими. В свою очередь последние могут быть осуществлены органичным целеполаганием, нахождением точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков.

Принципиальное значение для нашего исследования имеет конкретизация научного представления о сущности, видах и функциях электронных медиа. Разработка данного аспекта базируется на анализе исследований В.Н. Агеева, Л.С. Зазнобиной, Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, А. Саркисяна, А.В. Федорова, Л.Н Федотовой, И.Д. Фомичевой, И. Хмары. Под электронными понимаются цифровые медиа, которые наряду с общими для всех средств массовой информации свойствами – коммуникативностью и производительностью – наделены комплексом дополнительных качеств – мультимедийностью, интерактивностью и способностью к моделированию. Эти характеристики максимально обеспечивают коммуникативные потребности современного общества, позволяют говорить о новом учебно-воспитательном предназначении информационных средств. Традиционные функции средств массовой информации и коммуникации (информационная, познавательно-просветительская, нравственно-воспитательная, гедонистическая и др.) применительно к электронным медиа в образовании преобразуются в информационные технологии обучения. На основе этих принципиально новых возможностей разрабатываются новые способы передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения, в целом, способы разностороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А.В. Осин отмечает, что электронные медиа позволяют создавать специальные медиапродукты учебного назначения, среди которых сегодня различают электронные издания и электронные ресурсы.

На основе анализа литературы в рамках данного исследования сделано заключение о том, что современные средства массовой информации и коммуникации, разрабатываемые на их основе информационные технологии обучения и медиапродукты учебного назначения, как правило, рассматриваются в качестве средства повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе (С.З. Алборова, Н.В. Василенко, О.В. Даниленко, Г.И. Дацюк, Ю.Н. Егорова, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, И.Г. Захарова, Е.А. Локтюшина, Е.В. Якушина, Е.Н. Ястребцева). Электронные медиа, объединяя в себе все возможности, присущие информационным средствам, реализуют целый комплекс воздействий на школьную аудиторию. Эта многофункциональность открывает новые пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем значительно меняется роль учителя и учащегося, характер самого обучения, его методы, формы и содержание.

Для эффективного использования электронных медиа в новых условиях актуальными являются знания о существующих медиапродуктах учебного назначения, умение создавать собственные материалы такого типа, находить точки пересечения школьных и внешкольных информационных потоков, учитывать педагогические аспекты использования медиа в учебно-воспитательном процессе. Среди последних выделены следующие:

  • улучшение восприятия и запоминания материала через создание оптимальных функциональных состояний, повышающих способность мозга к усвоению информации;

  • активизация новых возможностей для реализации дидактического принципа наглядности обучения (мультимедиа позволяют задействовать все органы чувств, технология гипертекста активизирует полученные ранее знания, способствует развитию логического мышления и т.д.);

  • более строгий учет эргономических требований к учебным материалам (учащийся сам определяет наиболее эргономичные для него характеристики изучаемой информации);

  • ориентированность на индивидуализацию обучения в рамках единого учебно-воспитательного процесса;

  • использование богатых воспитательных возможностей: электронные медиа приучают к аккуратности, развивают внимание, гибкость мышления, умение планировать свою деятельность, стимулируют творческие способности;

  • формирование у обучаемых познавательных мотивов.

Учет перечисленных аспектов позволяет оптимально использовать дидактический и воспитательный потенциал электронных медиа. Однако вопросы глобальных изменений личности под влиянием электронных медиа в полной мере еще не изучены. В работах Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, И.Г. Захаровой отмечается, что новообразования, которые возникают в процессе взаимодействия с медиа, переносятся в условия живого межличностного общения, и наоборот: особенности традиционной деятельности становятся присущи компьютеризированной. Данные взаимно-направленные воздействия формируют сложную структуру видов деятельности, которая требует дальнейшего тщательного изучения. Электронные медиа, действительно, позволяют сделать процесс обучения более интересным, наглядным, однако нецелесообразное использование этих технических средств может привести к серьёзным потерям.

В ходе теоретического анализа проблемы сделано заключение, что относительно образовательных возможностей электронных медиа существуют различные мнения, как позитивные, так и негативные. Современные информационные средства облегчают доступ к самой разнообразной информации. Задача педагога состоит в том, чтобы направить учащихся на самостоятельное получение знаний, грамотно, целесообразно, взвешенно организовать взаимодействие школьников с медиа, обеспечить реализацию воспитательного и дидактического потенциала применяемых педагогических средств.

Помимо определения сущности, функций, образовательных возможностей электронных медиа и изучения педагогических аспектов их использования в учебно-воспитательном процессе, в задачи нашего исследования входило выявление степени заинтересованности и готовности школьников и педагогов к применению новых медиа в своей детяельности, разработка и экспериментальная проверка использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе в качестве педагогических средств.

Для получения объективной картины отношений детей к электронным медиа было проведено диагностическое исследование, представляющее собой анкетирование школьников 7 – 14 лет, в основу которого положена разработанная в 1999 г. методика Медиапедагогического исследовательского центра федеральной земли Баден-Вюрттемберг (С. Файерабенд, В. Клинглер, Исследование «Дети и медиа» – 2003, ФРГ). В целом опрос касался следующих тем: способы проведения свободного времени, тематические интересы, наличие собственных медиасредств, активность в их использовании, виды выполняемой на компьютере деятельности, включая Интернет.

Анализ результатов опроса (выборка составила 200 человек) показал, что 7 – 14 летние школьники имеют уже достаточно большой опыт взаимодействия с различными медиа:

  • среди наиболее распространенных способов проведения свободного времени оказались просмотр телевизионных программ, видео и DVD, прослушивание музыки, радио; почти половина опрошенных организует свой досуг чаще всего с помощью компьютера;

  • увлечения школьников варьируются в зависимости от возраста, пола; однако в целом компьютеру, телевидению отдают предпочтения более 50% опрошенных; популярностью пользуется Интернет; интерес к различным медиа и медиапродуктам с возрастом возрастает;

  • многие дети растут в хорошо медийно оснащенных условиях, что предоставляет широкие возможности для самостоятельной работы с различными электронными медиа;

  • почти 90% школьников знакомы с компьютером, при этом большинство использует его каждый или почти каждый день, чаще всего дома или у друзей, и лишь 2,5% – в школе. Как правило, компьютер служит школьникам для игр, просмотра фильмов, слушания музыки. Учебная деятельность с помощью компьютера и сети Интернет недостаточно популярна (по сравнению с теми же показателями у немецких школьников);

  • с возрастом число пользователей Интернет среди школьников увеличивается, так называемая «Интернет-социализация» большинства из них происходит при участии родителей, которые, однако, недостаточно интересуются и контролируют в дальнейшем, что их дети делают на компьютере и в глобальной компьютерной сети. Чаще всего в Интернет школьники ищут какую-либо информацию для развлечения (музыку, игры и др.) или материал к школьным заданиям. Довольно часто Интернет используется как средство коммуникации (электронная почта, чаты), 10% опрошенных регулярно посещают сайты для взрослых и молодежи.

Несмотря на наличие опыта общения с электронными медиа и стремления использовать эти технические средства в учебе, у детей отсутствуют четкие знания о широких образовательных возможностях медиа, конкретных способах их применения в учебных целях. Для решения этой проблемы важное значение имеет не только хорошая техническая оснащенность школ, но и готовность, желание преподавателей различных учебных дисциплин использовать электронные медиа и их дидактический потенциал в своей работе.

Современные информационные условия предъявляют новые требования к личности педагога, его профессиональным качествам, меняют его роль в образовательном процессе. Электронные медиа благодаря своим специфическим характеристикам в определенном объеме могут моделировать деятельность учителя, однако полностью заменить его, отдав ему лишь роль наблюдателя-консультанта, они вряд ли смогут в обозримом будущем. Однако по мнению А.В. Федорова, Т.А. Шумилиной, педагог не может и не должен игнорировать влияние информационных и коммуникационных средств на образовательный процесс: потребность в гармонизации, корректировке, многочисленных информационных потоков, направленных на современных школьников, наличие образовательного потенциала медиа и необходимости его использования в педагогических целях.

А.В. Осин считает, что учитель сегодня должен уметь не просто грамотно использовать имеющиеся медиапродукты учебного назначения, привлекать к своей работе те или иные информационные ресурсы, но и самостоятельно разрабатывать собственные учебные продукты, эффективно применять электронные медиа как на этапе подготовки к занятиям, так и непосредственно в процессе преподавания, а также с целью повышения собственной квалификации. Гибкость педагога, его ангажированность, творческая активность в использовании медиа является одним из определяющих условий успешного использования современных информационных и коммуникационных средств в рамках учебно-воспитательного процесса.

Изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей позволило представить готовность педагога к использованию электронных медиа в своей работе как некоторую интегративную характеристику, складывающуюся из информационного, мотивационного, целевого и деятельностного компонентов.

Эмпирическое исследование, проведенное среди слушателей курсов самарского представительства федерации Интернет-образования (30 человек), дало следующие результаты:

  • многие педагоги имеют в распоряжении достаточно технических средств, чаще всего используют телевизор, видеопроигрыватель, магнитофон для того, чтобы повысить познавательную активность школьников, сделать занятия более интересными;

  • большинство преподавателей узнают о новых медиапродуктах учебного назначения и их возможностях на курсах повышения квалификации;

  • однако половина педагогов на завершающем этапе переподготовки указали, что не намерены использовать в своей работе те или иные технические средства; у тех, кто использует медиа в преподавании своей дисциплины, доминируют репродуктивные виды работы.

Анализ приведенных данных позволяет считать, что сегодня в структуре готовности педагога к использованию электронных медиа в учебно-воспитательном процессе наибольшего внимания требует именно мотивационный компонент, акцент на который и должен быть сделан на этапе переподготовки учителей. Учет данного аспекта, наличие хорошей технической базы позволили организовать на базе кафедры педагогики Самарского государственного университета обучение студентов с активным использованием электронных медиа. Опрос 10 преподавателей и 40 студентов показал, что диапазон использования медиа достаточно широк, при этом реализуются познавательные, нравственные, терапевтические функции медиа, особо отмечаются их возможности для коммуникации и эстетического воспитания. Педагог выступает на таких занятиях как информатор, референт, координатор: его роль не только остается традиционно важной, но и приобретает ряд новых функций. Заинтересованность студентов, высокая мотивация и активность преподавателей, продуманное педагогическое руководство позволяют осуществлять адекватную современным информационным условиям подготовку педагогов, эффективно использовать электронные медиа в процессе профессионального обучения.

Теоретическая разработка вопроса использования электронных медиа в образовании и собственное диагностическое исследование легли в основу классификации медиа в качестве следующих средств использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы:

  1. Инструмент, с помощью которого традиционные задания обрабатываются в специальной форме (прежде всего, это охватывает область переработки текста, например, подготовка сообщений, докладов, мультимедиа-презентаций и т.д.).

  2. Помощник в учении (работа с электронными словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным предметам).

  3. Средство коммуникации (благодаря соединению компьютеров в локальную сеть или по всему миру, чаще всего в форме электронных писем (e-mails), либо видеоконференций (videoconferencing) дети и преподаватели могут общаться, преодолевая любые границы и расстояния).

  4. Инструмент моделирования действительности (электронные медиа посредством конструирования искусственных миров открывают новую плоскость в исследованиях; в рамках разработанного нами курса данный аспект нашел свое отражение в виде виртуальных экскурсий в музеи).

Проверка эффективности перечисленных средств проводилась в условиях естественного педагогического эксперимента в виде факультативного курса, включающего 20 занятий в течение учебного года. В эксперименте приняли участие 40 школьников, из них 20 посещали факультативные занятия и составляли, таким образом, экспериментальную группу, 20 учащихся входили в контрольную группу. Все занятия проводились с использованием таких электронных медиа, как персональные компьютеры с доступом в Интернет, телевизор, видеомагнитофон, а также медиапродуктов: обучающих программ, электронных энциклопедий, справочников, познавательных видеофильмов и телепередач.

Разработанный курс не повторял школьную программу предмета «Информатика». Исходя их того, что в 8-9-х классах учащиеся имеют уже достаточный опыт взаимодействия с различными медиа, мы не ставили своей целью познакомить школьников с персональным компьютером, научить их работе с ним. Однако во вводном блоке курса учащимся была предоставлена возможность поупражняться в использовании основных программ, чтобы вспомнить их функции и систематизировать свои знания.

Основная цель курса состояла в том, чтобы научить детей эффективным способам использования электронных медиа в процессе своей учебной работы. Для достижения желаемого результата были поставлены следующие задачи:

  • познакомить учащихся с образовательными возможностями электронных медиа, изданиями и ресурсами;

  • показать школьникам различные способы использования этих возможностей;

  • посредством творческих заданий способствовать формированию у детей умений использования электронных медиа и медиапродуктов в учебе.

Принципиальным отличием программы предлагаемого курса от программы школьного предмета «Информатика» было то, что работа учащихся с различными электронными медиа и медиапродуктами изначально предполагала тесную взаимосвязь с различными школьными гуманитарными и естественно-научными дисциплинами.

При этом мы исходили из того, что эффективность выявленных средств будет проявляться в тесно взаимосвязанных показателях, ключевым из которых, ведущим за собой остальные, является повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся. Данный показатель активизирует два других – улучшение успеваемости и развитие положительного отношения школьников к учебному процессу и школьной жизни в целом.

При решении основных задач экспериментальной работы мы руководствовались тем, что современная школа призвана вооружать учащихся не только определенным объемом учебной информации, но и формировать у них умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими, стремление углубляться в область изученного, имея стойкие познавательные мотивы, основным из которых является познавательный интерес.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что электронные медиа занимают важное место в повседневной жизни школьников, прежде всего в области досуга. Однако учащиеся выражают также готовность к использованию современных технических средств на школьных уроках, при подготовке домашних заданий. Такая изначальная заинтересованность представляла для нас мощный мотивационный компонент, дальнейшая реализация которого строилась с учетом того, что основными источниками повышения познавательной активности являются содержание учебного материала, сам процесс обучения и личность учителя.

^ Содержание учебного материала. Все информационные ресурсы, используемые в рамках нашего факультативного курса, по сути, являлись внешкольной (внепредметной) информацией. В связи с этим мы руководствовались определенными принципами отбора информации для использования на занятиях, так как далеко не все оригинальные медиасообщения пригодны для применения в учебно-воспитательном процессе (дидактические принципы наглядности, научности, актуальности, доступности, систематичности; а также принципы избыточности, комплементарности, изоморфизма).

^ Процесс обучения выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. Новые дидактические средства диктуют новые формы и методы обучения. На протяжении всего курса использовались индивидуальные и групповые формы работы. Предлагаемые учащимся задания и упражнения – игры, занимательные тесты, творческие задания, метод проектов – были направлены на развитие их творческой активности, самостоятельности.

^ Личность учителя. Основные способы влияния педагога на познавательную активность школьников – подбадривание, укрепление веры в свои силы, возможности, объяснение учащимся целей каждого задания, контроль за выполнением работы. При этом учитель выступает не столько в роли основного передатчика знаний, сколько с позиций наставника, консультанта, готового помочь, поделиться собственным опытом.

В процессе включенного и невключенного педагогического наблюдения, анализа результатов деятельности учащихся, документации, посредством метода экспертных оценок, анкетирования школьников в экспериментальной группе были зафиксированы высокие показатели эффективности разработанных средств использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе по всем трем аспектам:

  • повышение познавательной активности и самостоятельности выражалось в задаваемых учащимися экспериментальной группы вопросах, стремлении участвовать в обсуждении различных тем, высказывать собственную точку зрения, выполнять дополнительные творческие задания, желании применять полученные знания в различных ситуациях, поделиться приобретенным опытом работы с другими, участвовать в организации занятий;

  • об улучшении успеваемости позволяет говорить то, что школьники из экспериментальной группы смогли повысить свои оценки к концу года по большему количеству изучаемых предметов, чем их ровесники из контрольной группы;

  • об удовлетворенности учащихся школьной жизнью свидетельствуют данные анкетирования, в частности, в экспериментальной группе называется большее количество дисциплин, относимых учащимися к группе «любимых» предметов, пользуется популярностью работа над индивидуальными заданиями, умело используются и чаще привлекаются к учебе различные медиа.

Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы выявлены средства использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе с учетом их специфических характеристик и педагогических аспектов использования в образовании; разработан факультативный курс для учащихся общеобразовательной школы, включающий занятия по различным школьным дисциплинам с использованием электронных медиа; экспериментально проверена эффективность выделенных средств в ходе практической реализации разработанного факультативного курса; проанализированы результаты педагогического эксперимента.


Выводы

1. На основе анализа литературы конкретизировано понятие о сущности современных информационных средств (медиа выступают как комплексное средство освоения человеком окружающего мира), их основных видах и функциях (выделены специфические черты электронных медиа: интерактивность, мультимедийность, способность к моделированию, коммуникативность, производительность, которые позволяют говорить о новых образовательных функциях этого вида информационных и коммуникационных средств).

2. В ходе исследования выявлены педагогические аспекты использования электронных медиа в образовании, которые являются важными для перестройки системы образования в соответствии с требованиями современного информационного общества: более строгий учет эргономических требований к учебным материалам, индивидуализация обучения, новые воспитательные возможности, ориентация на познавательные мотивы учащихся.

3. Опытно-экспериментальная работа позволила определить готовность школьников и педагогов к использованию медиа в своей деятельности. Особенности организации школьниками собственного свободного времени, специфическая направленность их тематических интересов, идеалов, готовность и заинтересованность к использованию медиа на уроках позволяют говорить, с одной стороны, о наличии у них большого опыта взаимодействия с различными техническими средствами и, с другой стороны, отсутствии четких знаний, касающихся широких образовательных возможностей этих средств, а также о недостаточном контроле за детским медиапользованием со стороны родителей и учителей. Опрос учителей показал, что многие из них имеют в распоряжении достаточно большое количество технических средств, однако используют их в своей работе редко или не используют вообще; у тех, кто использует медиа в процессе преподавания своего предмета, доминируют репродуктивные виды работы. В структуре готовности педагога к использованию электронных медиа в учебно-воспитательном процессе выделены мотивационный, целевой, информационный, деятельностный компоненты.

4. Для реализации опытно-экспериментальной части исследования были выявлены средства использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: инструмент обработки традиционных заданий в специальной форме; помощник в учении; средство коммуникации; инструмент моделирования действительности.

5. Проверка эффективности выделенных средств проводилась в условиях естественного педагогического эксперимента на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 37 г. Самары. В результате экспериментальной работы было подтверждено, что использование выявленных средств применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе эффективно, так как способствует: повышению познавательной активности и самостоятельности учащихся; улучшению их успеваемости; развитию положительного отношения школьников к учебному процессу и школьной жизни в целом.

Исследование не претендует на полное и всестороннее рассмотрение проблемы. Оно сосредоточено на теоретических и методических вопросах использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе современной российской школы. Изучение этих аспектов позволило выделить ряд актуальных проблем, требующих отдельного исследования; среди них: особенности влияния медиа на личность учащихся; перспективы развития медиапедагогики в нашей стране; формирование медиакомпетенции школьников в рамках преподавания различных дисциплин; проблемы подготовки и переподготовки педагогов к использованию медиа в профессиональной деятельности и др.


^ Материалы исследования отражены в следующих публикациях:

    1. Мантуленко В.В. Медиаобразование в современном мире // Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно-практической конференции / Отв. за вып. М.Д. Горячев. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – С. 114 – 116.

    2. Мантуленко В.В. Образовательные возможности новых медиа // Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 5. Сборник науч. статей / Под. ред. М.Д. Горячева. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – С. 86 – 93.

    3. Мантуленко В.В. Электронные медиа в жизни современных школьников // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной конференции (6 – 8 декабря 2005 г.): В 2-х т. Т.2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – С. 25 – 26.

    4. Мантуленко В.В. К вопросу об использовании электронных медиа в учебно-воспитательном процессе // Вестник Учебно-методического совета Самарского государственного университета: Мониторинг качества образования. – Труды конференции 17 февраля 2006 г.. – Самара: «Универс-групп», 2006. – С. 185 – 189.

    5. Мантуленко В.В. Принципы отбора информации масс-медиа для использования в учебно-воспитательном процессе // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Самара: издательство СГПУ, 2006. – С. 135 – 141.

    6. Мантуленко В.В. Становление познавательного интереса школьников в условиях информатизации образования // Вестник Самарского государственного университета. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – №5/2. – С. 36 – 44 (Публикация в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки для публикации основных научных результатов диссертации).

    7. Мантуленко В.В. Электронные медиа в жизни современных школьников // Социальная педагогика в развитии / Науч. ред. Б.З. Вульфов, – М.: Изд-во Института социально-педагогических проблем сельской школы, 2006. – Серия «Школа молодых исследователей». – Выпуск 5. – С. 39 – 44.

    8. Мантуленко В.В. Образовательные возможности Интернет // Современные подходы к решению проблем неблагополучия в семье: Материалы городской научно-практической конференции 22 – 23 ноября 2005 г. – Самара: СМИУ, 2006. – С. 32 – 34.

    9. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности: Учеб. пособие для студентов специальности «Социальная педагогика» / Сост. В.В. Мантуленко. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. – 36 с.

    10. Wirtschaftliche Artikel im Internet: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей / Сост. В.В. Мантуленко. – Самара: СМИУ, 2006. – 26 с.



Подписано в печать 20 декабря 2006 г.

Формат60х84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная.

Объем 1 п.л. Тираж 110 экз. Заказ 1331

443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Отпечатано УОП СамГУ





Похожие:

Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon«Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» Индекс
Рабочая программа предназначена для аспирантов третьего, четвертого курса обучения по основной образовательной программе послевузовского...
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconДовузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена на кафедре педагогики с курсом методики преподавания математики Государственного образовательного учреждения высшего...
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconСтановление исследовательской компетентности старшеклассников в процессе информатизации образования 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования
Становление исследовательской компетентности старшеклассников в процессе информатизации образования
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История педагогики и образования Специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программой по специальности...
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПродуктивность деятельности детей в летнем оздоровительном лагере как условие их самореализации 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена на кафедре общей педагогики и теории и методики обучения математике гоу впо «Арзамасский государственный педагогический...
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУрок «История развития вычислительной техники»
Большой вклад в развитие современного общества вносят информационно-коммуникационные технологии (икт). В связи с этим возникает необходимость...
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма государственного экзамена «теория, история и методика социальной педагогики»
Педагогика (магистерская программа Социальная педагогика), одобренного учебно-методическим советом по направлению Педагогика и утвержденного...
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconОпыт работы по теме: Метод проектов в учебно-воспитательном процессе. Метод проектов в учебно воспитательном процессе
Учитель творец, позволяющий каждому быть самим собой, не подавляет того, кто хочет быть другим, сберегает «неповторимую прелесть...
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconОсновные этапы развития медиаобразования в россии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Защита состоялась на заседании диссертационного совета Воронежского государственного педагогического университета в декабре 2002
Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 07 История педагогики и образования ( указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью изучения курса «История педагогики и образования»
Целью изучения курса «История педагогики и образования» является формирование профессиональной компетентности педагога в вопросах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы