Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" icon

Описания психологических тестов. Тест "Рисунок семьи"



НазваниеОписания психологических тестов. Тест "Рисунок семьи"
Дата конвертации05.05.2013
Размер63.18 Kb.
ТипИнструкция
скачать >>>
1. /методики подготовки к школе/дом дерево человек.doc
2. /методики подготовки к школе/занимательные задачки.doc
3. /методики подготовки к школе/методики на зрелость.doc
4. /методики подготовки к школе/мотив к школе.doc
5. /методики подготовки к школе/на окружающий мир.doc
6. /методики подготовки к школе/нелепицы.doc
7. /методики подготовки к школе/несуществующее животное.doc
8. /методики подготовки к школе/память.doc
9. /методики подготовки к школе/программа подготовки к школе.doc
10. /методики подготовки к школе/рисунок семьи.doc
11. /методики подготовки к школе/совершенствование речевого аппарата.doc
12. /методики подготовки к школе/чем залатать коврик.doc
Описания психологических тестов. Тест "Дом-Дерево-Человек"
Тренинги >> Подготовка ребенка к школе. Занимательные задачи в стихотворной форме
Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс
Методика "Отношение ребенка к обучению в школе"
Тесты >> Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний"
Тесты >> Методика "Нелепицы"
Описания психологических тестов. Тест Несуществующее животное
Вводные замечания
Программа подготовки детей к школе
Описания психологических тестов. Тест "Рисунок семьи"
Совершенствование речевого аппарата
Тесты >> Методика "Чем залатать коврик?"

Описания психологических тестов. Тест "Рисунок семьи"

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?1', следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".

Инструкция 4: " Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".

Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь .... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:



Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка




2

Кол-во членов семьи




3

Соответствующие размеры членов семьи







мать







отец







сестра брат







дедушка бабушка и т.д.




4

Расстояние между членами семьи

Наличие каких-либо признаков между ними




5

Наличие животных




6

Вид изображения:

схематическое изображение

реалистическое

эстетическое в интерьере,

на фоне пейзажа и т.д.

метафорическое изображение в движении, действии




7

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)







Степень аккуратности исполнения






При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок СЕМЬИ"

На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность обра-

зов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обла-

дает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.




Похожие:

Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconПсихологическое тестирование
В последнее время при приеме на работу нового сотрудника крупные фирмы все чаще прибегают к услугам психологов. Наряду с заполнением...
Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconK Рисунок 5 Использование принтера в автономной среде Рисунок 6 Использование принтера в сетевой среде Рисунок 7 Локальная вычислительная сеть(лвс) Рисунок 8
Рисунок 15 Отправка сообщения от компьютера 0020afl51d8b компьютеру 02608с 133456
Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconКачество оформления портфолио
Умение оценивать себя (так же учитывая данные различных психологических и профессиональных тестов)
Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconПрограмма дисциплины Конструирование психологических тестов Для направления 030300. 62 «Психология»
Знания в объеме дисциплин «Общая психология», «Организационная психология», «Психодиагностика»
Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconПлан урока Тема урока : «Решение задач на построение сечений и вычисление их площадей»
Отборочный тур игры. Выполнение тестов «Тест куб» «25 очков» и «50 очков» (Базовый уровень)
Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconДокументы
1. /Обобщающий тест. Линейная функция.7-9 кл/Варианты тестов.docx
2. /Обобщающий...

Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconВставка, рисунок выполнением команды Формат, рисунок
Чтобы сохранить текстовый файл (документ) в определенном формате, необходимо задать
Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconРисунок 1 курс 2 семестр
Задачи: Сделать линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 3-4 гипсовых геометрических тел с частичным введением тона
Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconОрганизация опытной педагогической деятельности по вопросам психолого-педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки ребенка к школе
Ирина Анатольевна Церковная, кандидат психологических наук, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе мдоу...
Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconСемья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто

Описания психологических тестов. Тест \"Рисунок семьи\" iconГрафик контроля за самостоятельной работой студентов по дисциплине «Рисунок»
Линейно-конструктивный рисунок простых по форме предметов быта в ракурсе с легким введением тона
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы