Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия icon

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия



НазваниеТема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия
Дата конвертации10.03.2013
Размер1.22 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Часть 1. Основные положения ППФП студентов. Часть 2. ППФП студентов отдельного факультета


Основные понятия

  • Профессионально-прикладная физическая подготовкаэто специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

  • Формы (виды) труда – условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.

  • Условия труда – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.

  • Характер труда – определяется степенью и особенностями нагрузки в течение трудового процесса, разнообразием умений и навыков, применяемых им в процессе труда.

  • Прикладные знания – приобретаются в процессе занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности.



Основные понятия

  • Прикладные умения и навыки – необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.

  • Прикладные физические качества – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), которые имеют наибольшее значение для эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

  • Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы в процессе занятий физической культурой.

  • Прикладные специальные качества – способность человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаток кислорода и др.).

  • Прикладные виды спорта – те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.



Историческая справка об использовании физических упражнений для подготовки к труду

  • На начальных стадиях развития человеческого общества использовалось простое копирование физических нагрузок и технических приемов труда в простейших играх, ритуальных состязаниях. В дальнейшем люди перешли к более широкой тематике игр с определенными правилами, к созданию спортивно-игровых снарядов. Это был один из способов совершенствования трудовых навыков.

  • При рабовладельческом и феодальном строе получила широкое развитие военно-прикладная физическая подготовка для определенных слоев общества.

  • В позднем средневековье начали разрабатываться системы воспитания молодежи, где присутствуют элементы ППФП. Это системы Ф.Рабле, Д.Локк, И.Песталоцци и др. Именно здесь зародилось направление ППФП.

  • XIX-XX вв. в США получила развитие система организации труда («тейлоризм»), в основе которой было применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум прибыли за счет использования функциональных возможностей человека.

  • 20-30 е гг.XX в. в нашей стране опубликованы работы, где рассматриваются вопросы использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда.

  • Сегодня разрабатывается самостоятельное направление – специальная психофизическая подготовка человека к конкретному виду труда или ППФП.



Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях. Это обусловлено:



Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека

  • Медики обращают внимание на основные факторы, отрицательно влияющие не только на здоровье человека, но и на его профессиональную работоспособность:

  • Детренированность организма из-за недостаточной двигательной активности;

  • Напряженное эмоциональное состояние в условиях повседневного труда;

  • Неблагоприятное влияние внешней среды.

  • Профилактикой негативных факторов занимаются в том числе и специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения работоспособности (напр., изучают высокий уровень подготовленности космонавтов, выдающиеся достижения спортсменов). Этот опыт применения средств физической культуры важно использовать при подготовке молодежи к современному труду.



Изменение места и функциональной роли в современном производственном процессе

  • Современное производство изменило структуру труда:

  • Уменьшило долю простого физического труда;

  • Темп, ритм труда задает теперь не сам человек, а технология производства;

  • Объектом усилий человека становятся все усложняющиеся машины, автоматизированные системы;

  • Значительно повышена ответственность работника;

  • Повышена требовательность к чувствительно-двигательной сфере (устойчивость внимания, быстрота и точность реакции и др.);

  • Специалисты высокой квалификации руководят высококвалифицированными людьми (по статистике, именно работа с людьми утомляет больше всего).



Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста обусловлено двумя факторами:

  • Постоянным преобразованием производства, изменением ориентиров в экономике и политике нередко требует изменить профессию.

  • Такая смена требует как разносторонних способностей, так и хорошей физической подготовленности, которую можно достичь в процессе ППФП.



Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов

  • Физиологические границы интенсивности труда человека весьма эластичны и могут изменяться под влиянием средств физической культуры.

  • У занимающихся физической культурой и ведущих активный образ жизни уровень функциональных возможностей организма, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Эти люди обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.



Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда

  • Слабая физическая подготовленность неблагоприятно

  • влияет как на учебный труд студента, так и на выполнение требований учебной и производственной практики, таких выпускников вуза часто нельзя использовать по специальности на разных участках производства, проявляется также их недостаточная профессиональная «отдача», вынужденная смена профессии, что приводит к экономическим и моральным издержкам.

  • Проблема ППФП является наиболее актуальной именно в вузе. Студент должен заблаговременно подготовить себя к избранной профессии, развить те физические и психические качества, которые определят его психофизическую надежность и успех в будущей профессии.



Цель и задачи ППФП

  • Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Она достигается, когда создана готовность:

  • К ускоренному профессиональному обучению;

  • К достижению высокопроизводительного труда;

  • К обеспечению профессионального долголетия;

  • К использованию активного отдыха для восстановления работоспособности



Место ППФП в физическом воспитании студентов

  • ППФП осуществляется на базе ОФП, которая является основой дисциплины «Физическая культура» в вузе. Соотношение ОФП и ППФП может меняться в зависимости от профессии (рис). Напр., для гуманитариев (1 вариант) хорошая ОФП почти достаточна для подготовки к профессии, в др. случаях – летный состав авиации и др. (2 вариант) – ОФП не может обеспечить подготовку к профессии, необходима специальная ППФП.

  • Уровень ППФП контролируется специальными нормативами. Обычно, эти нормативы отличаются у студентов разных факультетов, курсов.

  • Оценка уровня ППФП входит в комплексную оценку по дисциплине «Физическая культура» наряду с оценкой за теоретические знания и ОФП.



Основные факторы, определяющие содержание ППФП

  • Для определения ППФП составляется профессиограмма специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.



Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП

  • Дополнительные факторы:

  • Индивидуальные особенности будущих специалистов;

  • Географо-климатические условия региона, где предстоит работать.

  • Успешность подготовки к профессии зависит от физиологической и психологической пригодности к профессии, т.е. от индивидуальных способностей, поэтому усилия и время для освоения ППФП у каждого свои.

  • Важно ориентироваться и на возрастные изменения организма человека. Наиболее продуктивный возраст для ППФП от 18 до 35лет (рис.).

  • Продуктивную работу в географо-климатических условиях можно достичь повышенной устойчивостью к холоду, жаре, солнечной радиации, температурным колебаниям и т.д. средствами закаливания, выполнением гигиенических мероприятий.



Средства ППФП студента можно подразделить:

  • Важен и опосредованный практический опыт занятий отдельными видами спорта. Так, штангист никогда не станет «тянуть» вес вверх путем разгибания спины



Организация и формы ППФП в вузе

  • Организация ППФП на учебных занятиях определяется программой по «Физической культуре», программа отражает особенности будущей профессии студентов каждого факультета. Для расширенной ППФП в основном отделении организуются группы по ППФП, в спортивном отделении – группы по прикладным видам спорта.

  • ППФП проводится в форме теоретических, практических и контрольных занятий. Цель теоретических занятий – дать прикладные знания в области выбранной профессии, практических – прикладные умения, навыки, психофизические и специальные качества.



Контроль ППФП студентов

  • Кафедры физического воспитания разрабатывают специальные требования, нормативы по ППФП.

  • Нормативы и требования являются обязательными для каждого студента. В каждом семестре рекомендуется выполнять не более 2-3 зачетных тестов (студенты специального отделения выполняют тесты по ППФП, доступные им по состоянии здоровья). Студенты должны выполнить тесты по ППФП не ниже «удовлетворительно».

  • Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса, включающая и вопросы раздела ППФП.



Часть 2. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускников факультета

  • Материал темы студент готовит самостоятельно, в зависимости от специфики своей будущей профессии. Конкретные материалы можно найти в литературе по:

  • Теории и методике физического воспитания студентов;

  • Физиологии и психологии труда;

  • Эргономике (изучает условия и характер труда, чтобы организация производства соответствовала возможностям человека);

  • «Технике безопасности»;

  • Организации производства.



Основные факторы ППФП выпускника включают вопросы:

  • Сегодня имеется материал, характеризующий особенности труда многих профессий, напр. на рис. представлены особенности труда в с/х.

  • Используя эти материалы, студент будет знать, какие качества и умения необходимо в себе развивать, что нужно для обеспечения профессионального долголетия.



Литература

  • Обязательная:

  • Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М.: Высшая школа, 1989.

  • Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

  • Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. – М.: Высшая школа, 1985.

  • Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. Ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 1999.

  • Дополнительная:

  • Профессионально-прикладная подготовка студентов: Учнбное пособие/Т.Н.Михонина и др.. – СПб., СПбГУ, 1997. – 48 с.

  • Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Коваленко. – М.: Изд. АСВ, 2000. – 432 с.



Контроль знаний






Похожие:

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconПрофессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия icon1 год обучения тема 1 физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (1 часть)
Тема 1 физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (1 часть)
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconУчебное пособие по английскому языку для студентов II курса факультета мэо часть 2 Уровень в 1
Мэо нацелено на развитие профессионально значимых для будущего экономиста-международника компетенций. В пособии также учитываются...
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconПрограмма учебной языковой практики для студентов гуманитарного
Учебная языковая практика – важная составная часть учебного плана профессиональной подготовки студентов специальности «Регионоведение»....
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconПрограмма дисциплины Гражданское право для студентов третьего курса
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconПрограмма дисциплины Гражданское право для студентов третьего курса
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconПрограмма по курсу "правовая документалистика " предназначена для студентов 4 ого курса мп факультета
Студенты должны знать: основные законодательные и другие правовые акты, регламентирующие работу с документами и делопроизводство;...
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconП л а н лекций по молекулярной фармакологии для студентов IV курса медико-биологического факультета на осенний семестр 2011-12 уч года n п/п Дата Тема лекции
Фармакология: предмет, цели, задачи, методы исследования, основные понятия, история
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconВопросы к экзамену по физвоспитанию
Основные понятия физической культуры физическое воспитание, физическая подготовка
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия iconСамостоятельная работа студентов-18 Форма итогового контроля: Зачет. (Семестр Дисциплина по выбору студента) для студентов Факультета «Математических методов в экономике и анализа рисков»
Концепции системы 1С: Предприятия: Программная часть, Информационная база и Конфигурация 8
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы