Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова icon

Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова



НазваниеЛ. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова
Дата конвертации23.04.2013
Размер131.11 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>




Л.Л.Портянская,

заместитель начальника

Северного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы, к.п.н.,

О.В.Гончарова,

методист ГОУ МЦ Северного учебного округа


Инновационные подходы к школьному экономическому образованию

в школах Северного учебного округа города Москвы


В сентябре 2008 года Северное окружное управление образования приступило к реализации программы «Инновационные подходы к школьному экономическому образованию и создание экономической практико-ориентированной образовательной среды в школах Северного учебного округа города Москвы» на 2009-2011 годы.

Эта программа разработана в соответствии с главной целью Программы «Столичное образование-5» – создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона, призвана способствовать реализации приоритетного национального проекта «Образование» и дальнейшему развитию проекта «Строим Школу Будущего», а также усилить практическую составляющую образовательного процесса, повысить уровень экономической, финансовой грамотности и культуры разумного потребления школьников.

Предпосылки для разработки программы «Инновационные подходы к школьному экономическому образованию и создание экономической практико-ориентированной образовательной среды в школах Северного учебного округа города Москвы» на 2008-2011 годы складывались в округе на протяжении последних лет.

На фоне положительных изменений, происходящих в России в 2000-2008 годах, ведущих к экономическому росту, стабильности, социальному благополучию, формированию новых ценностей в общественном сознании, в молодежной и ученической среде резко вырос интерес к экономическим процессам, происходящим в стране. В условиях нынешнего мирового экономического и финансового кризиса этот интерес возрос многократно.

Начиная с 2000 года, в Северном округе в три раза выросло количество выпускников школ, поступающих на экономические факультеты ВУЗов. Начиная с 2006 года, повысился спрос учащихся старших классов на наличие в образовательных учреждениях экономического и социально-экономического профиля обучения.

Начиная с 2007 года, появилась необходимость расширять рамки предмета экономика прикладными аспектами экономических знаний – основами предпринимательской деятельности, финансовой грамотности и потребительских знаний.


Сегодня остро стоит вопрос о необходимости преподавания в средней школе дисциплины, которая позволяла бы нашим детям обучиться реальным финансовым практикам потребителей финансовых услуг, грамотно работать с финансовыми организациями, адекватно воспринимать все риски, присущие финансовой среде, а также вырабатывала у них ответственное отношение к личным финансам.

Как же современная школа, как один из важнейших социальных институтов, оказывает помощь учащимся в адаптации к сегодняшним непростым экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности, выполняет социальный заказ детей и их родителей.

Инициированный округом и поддержанный кафедрой экономики МИОО, НФ «Центр инвестиционного просвещения» эксперимент по теме «Разработка и апробация экспериментальной учебной программы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» стал ответом на очевидный социальный заказ. И многие школы округа, не взирая на нехватку часов в учебном плане, активно включились в процесс его реализации.

В марте 2008 года при поддержке Всероссийской политической Партии «Единая Россия» в Северном административном округе города Москвы стартовала Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России». Старт Программы был дан на Первой практической конференции «Финансовое образование школьников-2008». Конференция была организована Северным окружным управлением образования, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам РФ, Некоммерческим фондом «Центр инвестиционного просвещения». Это сразу придало окружной инициативе статус общенациональной программы в поддержку экономического образования.

На этой конференции впервые удалось собрать вместе политических и научных деятелей, работников образования, профессиональных участников финансового рынка и членов предпринимательского сообщества для очень серьезного разговора о финансовой безопасности наших детей.

На базе 9 образовательных учреждений – школ №№152, 213, 238, 725, 1112, 1125 и 1383, лицея №1575 и гимназии №1583, вошедших в экспериментальную площадку, отрабатывается методика преподавания прикладных экономических курсов. Кроме того, округ принимает активное участие в работе городской экспериментальной площадки занимающейся аналогичной работой с экспериментальной учебной программой «Основы предпринимательской деятельности» для московских школ и колледжей.

Курсы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» и «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся II и III ступени требуют реализации в рамках экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС). Создание ЭПОС в школе предполагает кардинальное изменение подхода к обучению школьников экономике, предпринимательству и основам финансовой грамотности. В образовательное пространство входят профессиональные участники финансового рынка, представители регулирующих, общественных и некоммерческих организаций, предприятия – социальные партнеры образовательных учреждений. Усиливается также взаимодействие школ с профильными ВУЗами.

Для Северного округа такими партнерами стали:

  • Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации;

  • Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы;

  • Российский Биржевой союз;

  • Национальное содружество бизнес-инкубаторов России;

  • Национальная ассоциация участников фондового рынка;

  • Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности;

  • Московская ассоциация предпринимателей;

  • Фондовая биржа «ММВБ»;

  • Фондовая биржа «РТС»;

  • Бизнес-парк "УНИКУМ" Государственного университета управления;

  • Центр инноваций и молодежного предпринимательства Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана;

  • Молодежный центр изучения финансовых операций;

  • Центр по энергосбережению Мосэнергосбыта;

  • Некоммерческий фонд «Центр инвестиционного просвещения»;

  • Центр образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство»;

  • ГОУ Центр «Экономика. Культура. Образование»

  • Группа компаний «Алор»;

  • Банк «Уралсиб»;

  • Управляющая компания «Регионгазфинанс»;

  • Издательство «Вита-Пресс»;

  • Издательство «Интеллект-Центр»;

  • Электронное издательство «Кордис & медиа»

  • Общественная организация Молодых экономистов и финансистов России;

  • Музей акционерного дела и финансовой истории;

  • Институт Фондового Рынка и Управления;

  • Институт независимых финансовых и инвестиционных советников;

  • Институт развития финансовых рынков;

  • Московский институт открытого образования;

  • Государственный университет Высшая школа экономики;

  • Финансовая академия при Правительстве РФ;

  • Международная академия менеджмента и рынка;

  • Московская финансово-промышленная академия;

  • Московский независимый эколого-политологический университет;

  • Портал «Медиабиржа Starmoney» (www.starmoney.ru);

  • Консультационный Центр "ФИНЭК";

  • Производственные предприятия:

  • ^ ООО "АЭРО";

  • ООО "СТАЛЬСТРОЙ-М";

  • Российско-германское предприятие «Meffert AG Farbwerke» («МЕФФЕРТ ПРОДАКШН»), крупнейший производитель лакокрасочных материалов Mattlatex концерна «Dufa».

Важным направлением, инновационной оставляющей проведения эксперимента стало проведение открытых окружных Финансовых недель Московского открытого образовательного марафона «Личная финансовая безопасность» в марте 2008 и апреле 2009 года совместно с Московским институтом открытого образования и Центром образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство».

Важнейшей задачей проведения таких мероприятий является содействие формированию у школьников стандартов новой финансовой и потребительской культуры, предусматривающей активное освоение и применение ими современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов.

Отличительная особенность мероприятий Финансовых недель – активное использование разнообразных форм работы, в том числе прямого взаимодействия специалистов финансового рынка с потребителями финансовых услуг – со школьниками, их родителями и учителями.

Участниками окружных «Финансовых недель» стали члены финансовых команд из 19-ти образовательных учреждений: 15-ти образовательных учреждений САО – ГОУ ВСОШ №90, ГОУ СОШ №№152, 213, 238, 662, 725, 727, 1112, 1125, 1383, ГОУ лицея №1575, ГОУ гимназии №№1576, 1583, ГОУ ЦО №№1409, 1679 и 4-ех образовательных учреждений СЗАО – ГОУ СОШ №№769, 1985, ГОУ лицея №1517, ГОУ гимназии №1571, включая директоров школ, учителей экономики и родителей учащихся (более 500 человек).

Во время открытых окружных «Финансовых недель» во всех школах округа проводились уроки экономики, математики, истории и обществознания, английского языка с элементами финансовой грамотности.

Участники финансовых команд посетили Фондовую биржу «ММВБ», группу брокерских компаний «Алор», Музей акционерного дела и финансовой истории, производственные предприятия, финансовые семинары, приняли участие в работе окружной «Школы брокера» на базе ГОУ ВСОШ №90, Центра энергосбережения Мосэнергосбыта, посетили финансовые мастерские НФ «Центр инвестиционного просвещения», ознакомились с игровыми финансовыми практиками. Участвовали в конкурсах:

1. Первый игровой молодежный конкурс «Звездный управляющий» в рамках проекта Медиабиржа Starmoney (www.starmoney.ru).

Идея конкурса заключалась в обучении школьников основам биржевого дела при помощи близких и понятных реалий мира литературы и музыки, а также в предоставлении возможности самостоятельно попробовать свои силы на игровой торговой площадке. Цель конкурса для участников состояла в том, чтобы,  управляя портфелем виртуальных акций, показать лучший финансовый результат – доходность. В конкурсе приняли участие более 200 учащихся школ САО и СЗАО.

Победителями конкурса в командном первенстве стали:

I место – ГОУ СОШ №1383

II место – ГОУ СОШ №1112

III место – ГОУ лицей №1575

В личном первенстве победили пять учащихся из ГОУ ЦО №1679, ГОУ лицея №1575, ГОУ СОШ №1112.


2. Конкурс в форме сетевой компьютерной «Корпорация».

Цель проведения данного конкурса – расширение интереса школьников к экономиче­ским знаниям, приобретение ими практических навыков управления предпринимательскими ресурсами. Основные задачи конкурса: изучение методов управления предприятием и развитие предпринимательской культуры, приобретение опыта анализа результатов деятельности предприятия, навыков управления им в условиях рыночной экономики, воспитание у обучающихся инициативы и самостоятельности в принятии решений, ранняя профилизация обучающихся, а также повышение профессионального мастерства педагогов.

Победителями и призерами конкурса стали команды:

I место – ГОУ СОШ №1583

II место – ГОУ СОШ №725

III место – ГОУ ЦО №1679.


3. Открытый окружной конкурс проектно-исследовательских работ по экономике, финансам и предпринимательству «Это наша Россия, а мы её будущее», на котором ежегодно представляются итоги всей экспериментальной работы по экономике. А поскольку с прошлого учебного года этот конкурс стал открытым, к нему присоединились авторы проектов из школ СЗАО. Среди победителей и призеров конкурса учащиеся образовательных учреждений САО: ГОУ СОШ №№152, 213, 739, 1112, 1125, 1164, 1252, 1383, ГОУ гимназии №1583, ГОУ ЦО №1679 и СЗАО: ГОУ СОШ №№769, 1985, ГОУ лицея №1517, ГОУ гимназии №1571.

Образовательные мероприятия в рамках «Финансовых недель» проходили в форме бизнес-тренингов, интерактивных теоретических занятий, практических занятий с использованием IT-технологий, деловых компьютерных игр, конкурсов, круглых столов, мастер-классов, открытых уроков, экскурсий, встреч с профессиональными участниками финансового рынка, с известными предпринимателями.

Именно в процессе участия в вышеперечисленных мероприятиях, в процессе прямого общения с профессиональными участниками финансового рынка, с предпринимателями школьники получают ответы на волнующие их вопросы. Узнают об особенностях и рисках предпринимательской деятельности, об особенностях и рисках того или иного финансового инструмента, осознают ответственность за экономическое и финансовое благополучие свое и своей страны.

Так как получение навыков предпринимательской деятельности и основ финансовой грамотности вызывает огромный интерес у школьников и их родителей, а изучить эти вопросы только в рамках предмета на уроках экономики практически невозможно (не хватает часов в учебном плане), руководство округа пошло на ещё один эксперимент. Второй год, в июне, совместно с кафедрой экономики, Центром образовательного аутсорсинга Московского института открытого образования, НФ «Центр инвестиционного просвещения» и колледжем предпринимательства №11 на базе ГОУ СОШ №213-й проводится тематическая лагерная смена «Основы предпринимательства и финансовой грамотности».

Образовательная среда в лагере организовывается так, что теоретическая и практическая составляющие обучения формируются во взаимодействии с профессиональными участниками финансового рынка, с представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций, членами предпринимательского сообщества, предприятиями – социальными партнерами образовательных учреждений.

В программе лагеря теоретические и практические занятия по подготовке предпринимательских проектов; мастер-классы лучших учителей экономики САО, известных предпринимателей, профессиональных участников финансового рынка; занятия по экономической теории, предпринимательству, финансовой грамотности и основам потребительских знаний; конкурс «Лучший трейдер StarMoney», сетевая компьютерная игра «Корпорация»; бизнес-тренинги под руководством д.п.н., профессора кафедры экономики Московского института открытого образования, А.С.Прутченкова; лекции вице-президента Института независимых финансовых и инвестиционных советников, к.э.н., А.В.Кочеткова; заместителя директора Центра инноваций и молодежного предпринимательства МГТУ им. Баумана, В.Л.Малинина; руководителя "Бизнес-парка "УНИКУМ" Государственного университета управления, д.э.н., профессора, В.В.Масленникова; занятия в «Школе брокера» на базе ГОУ ВСОШ №90 и в Центре по энергосбережению Мосэнергосбыта; экскурсии, включающие образовательные лекции, на две крупнейшие московские фондовые биржи ММВБ и РТС, в управляющую компанию «Регионгазфинанс», брокерскую компанию «Алор»; экскурсии в "Бизнес-парк "УНИКУМ" Государственного университета управления и в Центр инноваций и молодежного предпринимательства МГТУ им. Баумана; посещение музеев и производственных предприятий; спортивные соревнования.

Специальную программу для лагеря подготовил и Молодежный центр изучения финансовых операций. В ней – мастер-класс президента Российского биржевого союза, А.Г.Гавриленко; встреча с директором национального содружества бизнес-инкубаторов России, проректором Академии менеджмента и рынка, В.Н.Мартынюком и генеральным директором Молодежного центра изучения финансовых операций, О.В.Сухаревым; круглые столы с участием молодых предпринимателей и инвестров на тему «Малый бизнес: проблемы и перспективы», «Коллективное инвестирование. Паевые инвестиционные фонды» и многое другое.

В течение всего учебного года регулярно проводятся практические занятия в «Школе брокера» на базе вечерней сменной общеобразовательной школы №90 Северного учебного округа. Эти занятия ведут директор школы, Кузнецов В.М. и учитель экономики Болов В.М., которые сами являются инвесторами на финансовом рынке и не только дают теоретические знания ребятам, а в режиме реального времени анализируют ситуацию на Российских и мировых биржевых площадках и совершают сделки с принадлежащими им ценными бумагами. Ребята же пробуют свои силы на виртуальной фондовой бирже. Занятия в «Школе брокера» транслируются в Интернете, и все школы округа, имеющие IP-адреса, принимают участие в этих занятиях

В рамках всех проводимых мероприятий для учителей, учащихся и их родителей работают финансовые мастерские, организованные совместно с НФ «Центр инвестиционного просвещения». В ГОУ лицей №1575 создан детско-взрослый финансово-предпринимательский клуб, куда входят учителя, учащиеся и их родители, а также известные предприниматели и финансисты. Ребята и взрослые не только вместе обсуждают проблемы экономического развития страны, учатся анализировать сегодняшнюю ситуацию на финансовом рынке, решают проблемные задачи, но и с удовольствием вместе играют в гольф на базе гольф-клуба лицея.

В 2007 году в округе появилась новая форма работы. В качестве эксперимента учителям и учащимся было предложено выйти за рамки своего учреждения и поучаствовать в межшкольных проектах для объединения интеллектуальных и материальных ресурсов. Был создан своеобразный мини бизнес-инкубатор.

В октябре 2008 года в округе стартовал Первый открытый окружной конкурс трейдеров, организованный Управлением образования САО совместно с Московским институтом открытого образования, Молодежным центром изучения финансовых операций и Центром инвестиционного просвещения, как всегда, при активной поддержке Фондовой биржи «ММВБ», группы компаний «Алор», Национальной ассоциации участников фондового рынка, банка «Уралсиб». В конкурсе приняли участие 15 команд трейдеров из образовательных учреждений Северного округа и 5 команд из школ, гимназий и лицеев СЗАО, СВАО, ЮВАО и ЮАО. Таким образом, по факту конкурс стал городским.

Конкурсанты получили практические навыки работы с торговым терминалом Alor-Trade, торговли на Фондовой бирже «ММВБ», а также проверили свои способности адаптироваться к сложным условиям кризиса, поразившего мировые финансовые рынки.

Учащиеся Северного округа показывают высокие результаты участия в городских и всероссийских олимпиадах по экономике, предпринимательству и финансовой грамотности.

В 2008-2009 году в округе было 15 победителей и призеров олимпиад городского уровня. Учащийся 11 класса ГОУ СОШ №1951, Одинцов Александр, стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады по экономике.

В конкурсах и состязаниях по экономической проблематике принимаю участие не только школьники , но и их наставники - учителя. В декабре 2008 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса методических разработок по финансовой грамотности, организованный Некоммерческим фондом «Центр инвестиционного просвещения», Московским институтом открытого образования и издательством «Вита-Пресс».

В конкурсе приняли участие учителя и методисты из Москвы, Пскова, Новосибирска, Владивостока, Томской, Мурманской и Самарской областей, Красноярского и Пермского края, Калмыкии и Чувашии.

Победителем конкурса с вручением диплома и премии в размере 50 000 рублей стала Васильева О.Е., учитель экономики ГОУ СОШ №739 Северного округа г. Москвы.

Из 10 лауреатов и призеров конкурса – четыре учителя из Северного округа города Москвы.

Среди лауреатов конкурса, получивших дипломы и премии – Ермакова С.Н., ГОУ СОШ №238; Дмитриева Е.Н., ГОУ СОШ №1125.

Среди призеров конкурса – Зайцева Н.Э., ГОУ СОШ №№1112, 213.

В Северном округе и в дальнейшем будет уделяться большое внимание проблеме формирования у обучающихся экономической, финансовой грамотности, навыков предпринимательской деятельности и деловой активности. Педагоги и предприниматели высказывают мнение о том, что потенциальные возможности школьного образования и воспитания в решении этой проблемы еще не использованы до конца.







Похожие:

Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconДепартамент образования города москвы
Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы(Приложение 1)
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconОтветственный
Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconПлан основных мероприятий Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы ко Дню Города 1-2 сентября 2012 года
Празднично-конкурсная игровая программа, посвященная Дню города «А у нас во дворе…»
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconПриложение 2 к приказу Департамента образования города Москвы от 03. 04. 2008г. №141 оргкомитет
Лисов Василий Иванович первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconПолезные ссылки
Официальный сайт Центрального окружного управления Департамента образования города Москвы
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconДепартамент образования города москвы восточное окружное управление образования департамента образования города москвы
Городского социально-образовательного проекта «Ученик, автомобиль и дорога» планируется проведение Конкурса мультимедийных проектов...
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconДепартамент образования города москвы юго – Восточного окружного Управления
Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 666-пп "Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению новых...
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconДепартамент образования города москвы восточное окружное управление образования департамента образования города москвы
Правительства Москвы, Главного управления внутренних дел по городу Москве, Московского городского совета общественных пунктов охраны...
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconОб изменении сети городских экспериментальных площадок в 2009 – 2010 учебном году
Городского экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности (Протокол от 20 мая 2009 года №9) и представлений...
Л. Л. Портянская, заместитель начальника Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, к п. н., О. В. Гончарова iconОб изменении сети городских экспериментальных площадок в 2010 – 2011 учебном году
Городского экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности (Протокол от 10 июня 2010 года №6) и представлений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы