Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. icon

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А.



НазваниеКомитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А.
страница1/3
Мартынова А.В
Дата конвертации04.01.2013
Размер0.71 Mb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2   3

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Ленинградский областной институт развития образования


МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ (ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ)


Автор – составитель:

Мартынова А.В., канд. пс. наук,

доцент каф.педагогики ЛОИРО;

Редакция:

Васютенкова И.В., канд. пед.наук,

доцент каф. педагогики ЛОИРО;

Рецензия;

Маркина Л.Н., канд. пед. наук,

доцент каф. педагогики ЛОИРО


^ Санкт – Петербург

2008


Аннотация


Практикоориентированое пособие посвящено проблеме эффективного взаимодействия институтов социализации детей: семьи и школы.

В работе использованы материалы, представленные Орловой Л.Ю. и Пономаревой О.В. – директора МОУ «Рассветовская СОШ» Лодейнопольского района Ленинградской области.

В пособии представлены рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения взаимодействия ребенка, родителя и социума.

Пособие предлагает вариативные формы сотрудничества педагогов и родителей, методики их организации и проведения, а так же технологии интерактивных форм сопровождения.

Особое место в пособии отведено материалам из опыта деятельности ОУ по организации психолого-педагогического сопровождения семьи.

Пособие адресовано специалистам по воспитанию, классным руководителям, специалистам сопровождения; оно может представлять интерес для родителей и студентов педагогических учебных заведений.


Маркина Л.Н., доцент, канд.пед.наук

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4 - 6

Раздел 1. Организация психолого – педаогического сопровождения семьи. (Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей) 6 - 18


Раздел 2. Методики организации и проведения различных форм сопровождения семьи силами педколлектива ОУ. 18 - 50


Раздел 3. Из опыта деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения семьи (МОУ «Рассветовская средняя общеобразовательная школа» МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, директор О.В. Пономарева) 50 - 56


Заключение.

Родительская общественность в процессе создания воспитательного пространства ОУ. 56 - 61


^ Рекомендуемая литература 61 - 62

«Именно семейное воспитание во многом определяет,

каким станет человек. Ни государство, ни даже

лучшие педагоги, дай им Бог здоровья, заменить ребенку

семью не могут».

В. Путин.

Введение

15 июня 2007 года

Указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи»

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, постановляю:

  1. Провести в 2008 году в Российской Федерации Год семьи.

  2. Образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года семьи.

Назначить председателем организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А.

  1. Председателю организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года семьи в 2-месячный срок утвердить состав организационного комитета.

  2. Правительству Российской Федерации в 2- месячный срок утвердить разработанный организационным комитетом по проведению в Российской Федерации Года семьи план основных мероприятий с указанием объемов и источников их финансирования.

  3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года семьи, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

  4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


24 декабря 2007 года в России официально стартовал Год семьи. Преемственность семейных и нравственных традиций необходима для формирования гуманного общества в России, заявил Президент Росси Владимир путин на торжественной церемонии открытия Года семьи в Государственном Кремлевском дворце. «Думаю, вы согласитесь, что преемственность таких традиций очень нужна современной России. И чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильнее они скреплены общими целями и нравственными началами, тем гуманнее все наше общество», - сказал Президент. Он добавил, что «когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан». Все эти качества берут свои истоки в семье, отметил В. Путин. По его словам, безучастие общества, недооценка роли семьи порождают недостойные человеческого общества явления: брошенные дети и забытые родители, что «в целом негативно влияет на демографические процессы в семье». Приветствуя собравшихся в зале многодетных матерей и отцов, членов молодых семей и представителей старшего поколения, которые уже вырастили внуков, президент сказал: «Вы все по собственному опыту знаете, как непросто даются достаток, уют и тепло в доме и в каждой из ваших семей – прочные семейные устои подкреплены огромными ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью. И чрезвычайно важно, чтобы наступающий Год семьи помог возрождению именно такого ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям".


В 2008 году надо сделать так, подчеркнул первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев, курирующий нацпроекты, «чтобы это был не просто перечень каких-то мероприятий – красивых, интересных, а чтобы Год семьи ознаменовался важными переменами в жизни каждой российской семьи». Для этого планируется осуществить ряд новых проектов, принять законы, привести семейное законодательство в целом в соответствие с требованиями времени….Готовится переход к новой модели здравоохранения и образования, во многом определяющей благополучие семей. По сути, В России появилась взаимоотношений между семьей, государством и обществом, считает Дмитрий Медведев.

Необходимо отметить, что ранее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул, что Год семьи должен стать временем, когда общество должно обратить особое внимание на нравственное воспитание подрастающего поколения. «Когда мы вступаем в Год семьи, мы должны помнить о важности духовного воспитания, которое начинается в семье и должно продолжаться в школьные годы».


«В Год семьи предстоит большая работа…»

Губернатор Ленинградской области В. Сердюков

«Укрепление авторитета института семьи, базовых семейных ценностей - главная цель проведения в Ленинградской области Года семьи», - отметил губернатор Валерий Сердюков.  Глава региона также утвердил план мероприятий по проведению Года семьи в Ленинградской области в 2008 году. Согласно утвержденному документу, органам исполнительной власти региона в рамках Года семьи поручено провести целый ряд мероприятий, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей.
Также, в Ленинградской области предполагается проведение современных исследований в области экономики, права, образования, посвященных семье. Итоги исследований позволят к концу 2008 года сформировать перспективные направления совершенствования законодательства и в дальнейшем выработать эффективную региональную политику.   Глава Ленинградской области отметил необходимость создания полноценных планов по проведению года семьи всеми 222 муниципальными образованиями Ленинградской области. По словам Валерия Сердюкова, эти документы должны содержать не только праздники, приуроченные к Дню семьи, но, в первую очередь, конкретные шаги по улучшению социального положения семей Ленинградской области. 

^ Раздел 1. Организация психолого – педаогического сопровождения семьи.

Методические рекомендации

о взаимодействии образовательного учреждения с семьей

(Приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16 )


С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В Иванове и Москве, Саранске и Петрозаводске созданы и действуют городские советы родительской общественности; практически в каждом районном центре Ленинградской области — общественные родительские организации; в Магаданской, Саратовской и других областях — областные родительские комитеты; в Тверской области — Тверская родительская общественная организация. Разнообразная практика работы с семьей складывается в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском и Красноярском краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, г. Санкт-Петербурге и Москве, других регионах России.

Так, с 1998 г. в Нижегородской области разработана и действует межведомственная программа «Семья», объединяющая различные направления деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, дополнительное образование детей, поддержка одаренных детей, профилактика безнадзорности.

Правительством Республики Саха (Якутия) в 1992 г. утверждена «Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия)». Большая роль в организации процесса воспитания отведена общественной организации «Открытая школа», которая объединяет учителей, родителей, учащихся во всех 35 улусах (районах) Республики. Основная задача этой организации — консолидация сил по воспитанию детей и молодежи. Важно подчеркнуть, что данное направление деятельности активно поддержано Президентом и Правительством Республики. Их указы и постановления обеспечивают необходимую нормативную правовую поддержку реализации названных программ, обеспечивая приоритетность воспитания в образовательной политике Республики.

В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. В Республике Татарстан разработана эффективная региональная модель содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, получившая одобрение коллегии Минобразования России в декабре 2000 года. В Ставропольском крае проведен конкурс здоровьесберегающих образовательных проектов. При краевом ИПК создается лаборатория «Образование и здоровье», что позволит оперативно диагностировать состояние здоровья обучающихся в школах районов края. Повышается активность родительской общественности, создан Попечительский совет.

В г. Волжске Республики Марий-Эл большое внимание в совместной работе семьи и школы уделяется проблеме предупреждения употребления психоактивных веществ. Важными условиями успеха родители и педагоги считают «воспитание всем миром», поддержку на городском уровне задачи создания единого образовательного пространства города. Городским собранием принята целевая программа воспитания на 2001—2004 гг., предусмотрено ее бюджетное финансирование.

В общеобразовательной школе с. Соболевка Каменского района Пензенской области большое внимание уделено координации усилий семьи и педагогических коллективов по социальной защите детей.

В Кировской области при активном участии кабинета воспитательной работы областного ИУУ успешно исследуется проблема «Духовно-нравственное возрождение личности на традициях народной культуры». Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители и классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

^ Основные направления организации работы
образовательного учреждения с семьей


  • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

  • Организация диагностической работы по изучению семей.

  • Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

  • Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

  • Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

  • Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Основы семейного воспитания»).

  • Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

  • Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

  • В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;

  • неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

  • семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

  • систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

  • традиционные встречи многодетных семей;

  • благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

  • встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

  • семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.

^ Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

^ Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: »Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. (см. «Методические рекомендации по организации службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ Ленинградской области», ЛОИРО, СПб – 2007)

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др. (см. «Модели и технологии реализации гендерного подхода к воспитанию в ОУ» - электронная версия, 2007 г., «Гендерный подход в семейном воспитании» - электронная версия, 2008 г.).

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

^ Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

^ Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

^ Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).

^ Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

^ Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

^ Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

^ Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

^ Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах — единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, — сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

^ Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

^ Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

^ Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Примечание. В рекомендациях использованы материалы д.п.н. М.И. Рожкова (г. Ярославль), к.п.н. Л.И. Маленковой (г. Москва), специалистов Минобразования Республики Татарстан Л.В. Дарьевой, ГМ. Шагиевой (г. Казань) и Департамента образования Самарской области (В,В. Комарова, г. Самара)

Раздел 2. Методики организации и проведения различных форм сопровождения семьи силами педколлектива ОУ.

^ 2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕОБУЧА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Ситуация сегодняшнего дня с необходимостью ставит вопрос о том, что только совместными усилиями семьи и специалистов ОУ можно добиться существенных результатов в работе с ребенком. Совместная работа должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка.

Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. На помощь родителям должны прийти специалисты ОУ. Установив доверительные отношения с родителями, они должны наладить конструктивное взаимодействие с ними, помочь им освоить родительскую «профессию»:

  • просветить по психолого-педагогическим проблемам воспитания,

  • организовать лекторий, школу или университет для родителей,

  • рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;

  • научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;

  • консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;

  • составить программу совместных действий родителей и специалистов службы сопровождения;

  • поддержать родителей в кризисных ситуациях.

Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим «трудным» ребенком.

Непременным условием взаимодействия родительской общественности и педагогического коллектива является:

- согласование воспитательных позиций, ценностей, целей, задач, норм на разных этапах развития детей;

- выработка единых подходов и требований в воспитании детей с учетом потребностей и особенностей их возраста, ключевых задач развития на каждом возрастном этапе развития, пола, здоровья, темперамента и т.д.

Важнейшим начальным этапом сотрудничества учреждения и семьи является полная информация о социально-экономической, психолого-педагогической ситуации жизни ребенка.

В стратегию деятельности педагогов на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограниченны. И традиционных полуформальных родительских собраний недостаточно. Действенной может оказаться форма так называемого университета для родителей, организация которого находится в прямой зависимости от творческого отношения педагогов и врачей, работающих с детьми и от взаимной готовности родителей и педагогов к конструктивному диалогу. Очевидно, на этапе адаптации родителей к коллективу сотрудников учреждения и родителям других детей, следует большее внимание уделять лекционной форме работы университета, преследующей цель ознакомления родителей с базовыми принципами взаимодействия с детьми. В процессе упрочения отношений и установления взаимопонимания (проведение первых занятий целесообразно доверить психологу) приобретает смысл постепенный переход к беседам, дискуссиям, семинарам и другим формам работы. Кульминацией развития университета может считаться момент установления межличностных контактов, взаимная психологическая поддержка, обмен воспитательного опыта. Такое развитие отношений педагог – родитель – родитель позволяет перейти от формального отношения к проблемам ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии. На этом этапе психологу и педагогам отводится роль направляющей, регулирующей и консультирующей силы.

Считается, что кратковременные беседы педагогов с родственниками вне плана, так называемые разговоры на ходу, по мере возникновения проблем, являются педагогически более целесообразными, чем заранее подготовленные выступления и сообщения.

Интересно зарекомендовали себя беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов разных направлений или одних родителей.

Как уже было отмечено, установление факта проблем в развитии ребенка является для его родителей чрезвычайно сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются завышенные или даже гипертрофированные ожидания особой одаренности ребенка. В этом случае реакция родителей на этот факт не всегда может быть адекватной.

Уже на начальном этапе работы с родителями необходимо профилировать возможную степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий и т. Д.); оценивать степень их готовности к сотрудничеству со специалистами разного профиля. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе работы выражают полную готовность к совместной работе, но, столкнувшись с необходимостью систематических и весьма трудоемких занятий с ребенком в течение длительного времени, прекращают их. Поэтому родителей с первой встречи необходимо психологически готовить к сотрудничеству со специалистами, причем не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач.

Многие родители не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются далеко не сразу, и на определенном этапе может возникнуть ощущение без­надежности и бесполезности прилагаемых усилий.


Ожидаемыми результатами взаимодействия специалистов образования с родителями являются

  • - реабилитация ребенка;

  • - повышение уровня психологической компетентности;

  • - расширение навыков диалогического общения;

  • - повышение степени осознанности своего поведения;

  • - выработка эффективных моделей семейного взаимодействия;

  • - привлечение к сотрудничеству со школой.

Предлагаем примерный перечень тематических родительских собраний для родителей разных возрастных категорий обучаемых. Данные собрания могут быть адресованы слушателям на общешкольных родительских собраниях, классных мероприятиях. Формы проведения возможны самые разнообразные, как традиционные, так и в более современном формате: семинары – практикумы, дискуссии, круглые столы, научно – практические конференции и т. П.

Кроме того, предлагаются примерные сценарии проведения подобных мероприятий для специалистов сопровождения.
  1   2   3




Похожие:

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconИнновационные модели школы
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области ленинградский областной институт развития образования совет...
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconПоложение об областной Ярмарке инноваций в образовании
Ярмарка проводится по инициативе комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Организаторами Ярмарки являются...
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconПоложение об областном конкурсе «Ярмарка инноваций в образовании»
Ленинградской области. Организаторами конкурса являются комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградский...
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconПоложение об областном мероприятии «Ярмарка инноваций в образовании-2010»
Ленинградской области. Организаторами конкурса являются комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградский...
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconЛенинградский областной институт развития образования
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области ленинградский областной институт развития образования
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconКомитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Факультет естествознания и математики Информационное письмо №2
Приглашаем Вас принять участие в Конкурсе педагогического мастерства «Современный урок»
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconКомитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Факультет естествознания и математики Информационное письмо №2
Приглашаем Вас принять участие в Конкурсе педагогического мастерства «Современный урок»
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. icon10. 00-11. 00 – регистрация участников 11. 00-11. 45
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и Ленинградский областной институт развития образования
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области ленинградский областной институт развития образования. Ниц социологическое исследование
Социологическое исследование хода апробации комплексного учебного курса «основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) в ленинградской...
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания) Автор – составитель: Мартынова А. iconКомитет общего и профессионального образования Ленинградской области ленинградский областной институт развития образования программ а семинара
Приглашаем к взаимодействию со школой, методической службой района и кафедрой управления и экономики в образовании лоиро
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы