Министерство общего и профессионального образования icon

Министерство общего и профессионального образования



НазваниеМинистерство общего и профессионального образования
страница1/2
Дата конвертации27.03.2013
Размер415.86 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2


Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации


проект


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

____________________В.Д. Шадриков


10 марта 2000 г.

Номер государственной регистрации

99 ЕН / СП


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности

013100 – Экология


Квалификация Эколог


Вводится с момента утверждения


Москва 2000 г.


1. Общая характеристика специальности

013100 – Экология


1.1 . Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.


1.2. Квалификация выпускника – Эколог.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки эколога по специальности 013100 – Экология при очной форме обучения – 5 лет.


1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Эколог по специальности 013100 – Экология может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 г. /М., 1999 г./ № 22446), экономиста (№ 27728), экономиста-природопользователя, инженера по охране окружающей среды (№ 22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика (№ 20603), научного редактора (№ 26039), инженера-исследователя (№ 22488) и другие.

При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля эколог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - № 25814, 25813, 25812).


1.3.1. Сфера профессиональной деятельности:

Сферой профессиональной деятельности выпускника по специальности 013100 - Экология являются:

  • проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.

  • органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений).

  • общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.


1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности эколога являются: организмы, популяции, сообщества, экосистемы, человек и взаимоотношения со средой; экологический мониторинг, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.


1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Специалист по специальности 013100 – Экология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:

  • научно-исследовательская,

  • проектно-производственная,

  • контрольно-экспертная,

  • педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).


Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.


1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника

  1. Научно-исследовательская деятельность:

  • Эколог подготовлен к научным исследованиям в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах;




  1. Проектно-производственная деятельность:

Эколог подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на окружающую среду,

  • проектированию типовых мероприятий по охране природы;

  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;

  • обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;

  • проведению экологической экспертизы различных видов проектного анализа;

  • разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;

  • контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту.


3.Педагогическая деятельность:

Эколог может быть подготовлен для:

  • педагогической работы в вузах;

  • учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля.


1.4. Возможности продолжения образования.

Эколог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013100 – Экология, подготовлен:

  • к обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным данному направлению: 11.00.11 – охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 11.00.14 – географическая экология и другим смежным специальностям.

  • к обучению в магистратуре по направлениям 511100 – Экология и природопользование, 510800 – География и другим смежным направлениям.


2. Требования к уровню подготовки абитуриента


  1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.


2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3.Общие требования к основной образовательной

программе по специальности 013100 – Экология


3.1. Основная образовательная программа эколога разрабатывается на основании настоящего государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы эколога, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.


3.3. Основная образовательная программ эколога формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки эколога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ – Гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – Математические и естественнонаучные дисциплины:

цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД – Специальные дисциплины;

ФТД – Факультативы.


3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы эколога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.


4.Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы

эколога по специальности 013100 – Экология

Индекс

Наименование дисциплин и их основных разделов

Всего часов

ГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1608

ГСЭ.Ф.01

^ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

^ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

^ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России-неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

100

ГСЭ.Ф.04

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.




ГСЭ.Ф.05

ПОЛИТОЛОГИЯ

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Эксп ертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.




ГСЭ.Ф.06

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.




ГСЭ.Ф.07

^ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

П с и х о л о г и я: предмет,объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы,приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

100

ГСЭ.Ф.08

^ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нориы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковх факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.




ГСЭ.Ф.09

СОЦИОЛОГИЯ

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования




ГСЭ.Ф.10

ФИЛОСОФИЯ

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философкие и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

150

ГСЭ.Ф.11

ЭКОНОМИКА

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы обственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

110

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный компонент, включая

дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом (факультетом)

192

ЕН


Общие математические

и естественнонаучные дисциплины

1900

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

1600

ЕН.Ф.01

Математика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; дифференциальное и интегральное исчисления; ряды; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятностей.


350

ЕН.Ф.02

Информатика

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; методы защиты информации; компьютерный практикум.

200

ЕН.Ф.03

Физика

физические основы механики, физика колебаний и волн, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, квантовая физика

200

ЕН.Ф.04

Химия

химические системы, химическая термодинамика и кинетика, реакционная способность веществ, их идентификация.

250

ЕН.Ф.05

Биология

сущность жизни; происхождение и эволюция; уровни организации живых систем; биологическое разнообразие; функционирование организмов; гомеостаз; охрана биологических объектов.

250

ЕН.Ф.06

Геология

состав и строение Земли и земной коры; геологические процессы; развитие земной коры во времени; этапы геологической истории земной коры; эволюция органического мира прошлого; стратиграфическая шкала; геологическая деятельность человека и охрана геологической среды.

100

ЕН.Ф.07

География

система географических наук; географическая оболочка, ее пространственные подразделения (структура) и динамика; закономерности эволюции; компоненты географической оболочки и их взаимосвязь; территориальные социально-экономические системы; территориальная организация общества; типы заселения и хозяйственного освоения территории.

150

ЕН.Ф.08

Почвоведение

выветривание и почвообразование; понятие о почве, факторы почвообразования; состав и свойства почв; организация почвенной массы; тепловой, водный и воздушный режимы почв; процессы почвообразования и генезис почв; классификация почв; география почв.

100

ЕН.Р.00

Региональный компонент

200

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом (факультетом)

100

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины направления

3300

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2500

ОПД.Ф.01

Общая экология

организмы и среда, лимитирующие факторы; динамика популяций, сообщества, формы биологических отношений в сообществах; структура и функционирование экосистемы; основные типы экосистем и их динамика; биосфера; основные виды антропогенного воздействия на экосистемы

200

ОПД.Ф.02

Учение об атмосфере

радиационный и тепловой режим атмосферы; атмосферная цир- куляция и климатообразование; классификация климатов; из- менение климата

150

ОПД.Ф.03

Учение о гидросфере

гидросфера; круговорот воды в природе; химические и физические свойства природных вод; гидрология рек, ледников, озер, океанов и морей; подземные воды

150

ОПД.Ф.04

Учение о биосфере

Биосферная концепция В.И. Вернадского; пределы биосферы; источники биосферных представлений; организованность биосферы; эволюция биосферы; биогенный круговорот элементов; биогеохимические циклы; понятие о ноосфере

200

ОПД.Ф.05

Ландшафтоведение

природно-территориальные комплексы; их структура, функцио- нирование, динамика и эволюция; природные и природно-антропогенные ландшафты; прикладное ландшафтоведение.

150

ОПД.Ф.06

Прикладная экология

Инженерные решения экологических проблем. Экологические основы рационального ведения промысла растений и животных. Сельскохозяйственная экология. Медицинская экология. Рекреационное воздействие на природу. Радиоэкология. Создание искусственных экосистем.

100

ОПД.Ф.07

Экология растений

Особенности взаимодействия окружающей среды и растений, влияние абиотических факторов; жизненные формы растений, световое довольствие, световой и водный режим растений, устойчивость к температуре; химическое и механическое воздействие воздуха; орографические факторы среды местообитания растений; роль биотических факторов, почвенные экологические факторы, взаимодействие и взаимовлияние почв, растений и растительности; методы исследования параметров жизнедеятельности растений; влияние антропогенного фактора на фенотипическом и популяционном уровнях.

100

ОПД.Ф.08

Экология животных

Роль абиотических факторов в поведении, формообразовании, географическом распространении животных; совокупное действие абиотических и биотических факторов; морфофизиологические и популяционные механизмы адаптации животных; роль нервной системы и высшей нервной деятельности во взаимодействии животных со средой, экологическая пластичность – возрастные половые, социальные, видовые особенности.

100

ОПД.Ф.09

Экология микроорганизмов

Таксономия и эколого-физиологические особенности микроорганизмов, распределение в среде обитания, классификация по типам питания; методы исследования экологических функций микроорганизмов; влияние водно-термического режима, физико-химических свойств почв, климата на микроорганизмы; сезонные и несезонные изменения численности почвенных микроорганизмов; участие микроорганизмов в превращении веществ и энергии в экосистемах; закономерности функционирования микробных популяций, взаимоотношения микроорганизмов с растениями, биотические сообщества в зональных типах почв; влияние антропогенных факторов.

100

ОПД.Ф.10

Биогеография

среда жизни и ее подразделения; биоценоз и его свойства; представления об ареале; структура живого покрова суши, флористическое и фаунистическое районирование материков, основные биомы суши; биогеография океана, пресных вод, островов; география и проблемы сохранения биологического разнообразия.

100

ОПД.Ф.11

Экология человека

экология и здоровье человека; физиологические основы адаптации; факторы экологического риска; эндемические заболевания; приспособленность человека для жизни в разных средах; демография.

100

ОПД.Ф.12

Основы природопользования

Изменение природной среды и эволюция человечества; природно-ресурсный потенциал; возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы, принципы и методы их рационального использования и воспроизводства; размещение производства; проблема отходов; экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования; охраняемые природные территории; экономика природных ресурсов; сохранение биологического разнообразия; концепция устойчивого развития.

150

ОПД.Ф.13

Экологическая токсикология

Источники появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде. Основные классы токсичных веществ. Ксенобиотики. Превращения токсичных веществ в окружающей среде. Поступления токсичных веществ в организмы. Влияние факторов среды и свойств организма на степень токсического эффекта. Понятия: дозы; концентрации; времени действия; токсического эффекта. Адаптация к воздействию. Токсикологическое нормирование. Понятия: предельно допустимой концентрации, LD50. Процедура нормирования в разных странах.

100

ОПД.Ф.14

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

концепция взаимодействия общества и природы; экологическое законодательство; право природопользования и правовой механизм охраны окружающей среды; юридическая ответственность за экологические правонарушения; национальное законодательство.

100

ОПД.Ф.15

Техногенные системы и экологический риск

техногенные системы, их взаимодействие с окружающей средой; оценка экологического риска; технические аварии и катастрофы; меры по ликвидации их последствий.

150


ОПД.Ф.16

Экологический мониторинг

назначение мониторинга и классификация видов мониторинга; система методов наблюдения и наземного обеспечения; обратные связи и управление; методы контроля; биомониторинг в оценке качества окружающей среды; мониторинг состояния водных ресурсов, лесного фонда, сельскохозяйственных земель, геологической среды, биологических ресурсов.

100

ОПД.Ф.17

Экологическая экспертиза

методы и принципы оценки воздействия на окружающую среду

100




(ОВОС); государственная экологическая экспертиза, ее статус, уровни; методы проведения экспертиз




ОПД.Ф.18

Радиационная экология

Виды ионизирующего излучения. Поглощение и рассеивание излучения. Нормирование облучения. Индивидуальные и коллективные дозовые пределы облучения. Расчет индивидуальных доз облучения. Санитарные правила работы с радиоактивными веществами. Методы радиационного контроля. Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики. Типы ядерных энергетических реакторов. Добыча и переработка ядерного топлива. Переработка и захоронение ядерных отходов. Снятие АЭС с эксплуатации.

100

ОПД.Ф.19

Экологическая эпидемиология

Становление санитарной эпидемиологии. Понятие эпидемии и пандемии. Инфекционные заболевания. Пути передачи инфекционных заболеваний. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Меры борьбы с эпидемиями. Экологические заболевания. Методы оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг. Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Диоксины. Понятия риск для здоровья и экологический риск. Управление риском. Международные и национальные программы в области экологической эпидемиологии.

100

ОПД.Ф.20

Геоинформационные системы

представление пространственной экологической информации в ЭВМ; векторное и растровое представление объектов, слои, легенда карты; пространственная и описательная (атрибутивная) информация об объектах; представление моделей поверхностей; способы ввода информации в ПЭВМ; электронные карты и атласы, автоматизация создания тематических карт; поиск информации с учетом пространственной компоненты; геоинформационные средства анализа и прогноза.

150

ОПД.Р.00

Региональный компонент

700

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом (факультетом)

100

СД

Специальные дисциплины

1244

ФТД

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

ФТД.02

Цикл психолого-педагогических дисциплин

450
  1   2




Похожие:

Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования российской федерации (Минобразование России)
...
Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования российской федерации

Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 03. 2000 г. №686
Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования РФ татарский институт содействия бизнесу

Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования РФ тверской государственный технический университет

Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования российской федерации
Об утверждении положения о подготовке научно педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования...
Министерство общего и профессионального образования iconМинистерство общего и профессионального образования РФ
Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства 33
Министерство общего и профессионального образования iconУтверждаю заместитель Председателя комитета по
Колледжа является подготовка специалистов среднего профессионального уровня образования на основе реализации основных профессиональных...
Министерство общего и профессионального образования iconПлан финансово-хозяйственной деятельности на 20 12-2014 год
Колледжа является подготовка специалистов среднего профессионального уровня образования на основе реализации основных профессиональных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы