«Прикладное программное обеспечение» icon

«Прикладное программное обеспечение»



Название«Прикладное программное обеспечение»
страница1/3
Дата конвертации22.04.2013
Размер479.64 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
  1   2   3

Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Санкт-Петербургский филиал


Факультет Социологии


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Прикладное программное обеспечение»


Для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра


Курс 1


Авторы программы дисциплины:

Старший преподаватель Валентина Андреевна Королева

e-mail: vkoroleva@hse.spb.ru

Доцент каф. гуманитарных наук, Алексей Валерьевич Куприянов, канд. биол. н.,

e-mail: alexei.kouprianov@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры бизнес-информатики «__» __________ 2012 г.

Зав. кафедрой Л. А. Керов _____________________________


Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой Ж. В. Кормина


Согласовано УМО «____»__________________ 2012 г.

Начальник УМО ____________________________


Утверждено Советом факультета «____»__________________ 2012 г.

Председатель ____________________________


Санкт-Петербург 2012



^

Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Прикладное программное обеспечение».


Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО по направлению подготовки 040100.62 «Социология» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Минобрнауки от 29 марта 2010 г. N 230 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2010 г. N 17438);

Образовательной программой направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 040100.62 «Социология» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным в 2010г.

^

Цели освоения дисциплины


Целями изучения дисциплины «Прикладное программное обеспечение» являются:

  1. Развитие компетенций в области применению информационных технологий при решении профессиональных задач социолога.

  2. Выработка у студентов специальных компетенций по проведению компьютерной обработки информации, применение методов анализа и моделирования социологических данных, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

  3. Практическое освоение приемов работы с компонентами программного комплекса Microsoft Office



^

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины «Прикладное программное обеспечение» студент должен:

Знать

современное состояние и направления развития вычислительной техники, основные подходы к применению информационных технологий при решении профессиональных задач социолога;

основные методы и модели прикладной статистики, применяемые в социологии;

Уметь

использовать современные информационные технологии для создания баз данных, проведения компьютеризованных опросов,

применять методы математического анализа и моделирования социальных процессов

Создавать презентации целей и результатов проектной деятельности

^ Иметь навыки (приобрести опыт)

Применения основ автоматизации решения задач вычислительного характера в области социологии;

применения прикладного статистического анализа социологической информации

работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;

работы с компонентами программного комплекса Microsoft Office 2007


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по

^ ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность создавать, редактировать тексты профессионального назначения и создавать презентации целей и результатов проектной деятельности


ПК- 3

ПК-7

Владение приемами создания и редактирования текстов профессионального назначения с использованием средств редактора MS WORD

Умение создавать презентации в MS Power Point

Практические занятия, самостоятельная работа, публичное представление презентаций, созданных в PowerPoint 2007 на основе материалов доклада на заданные темы

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях,

способность к ведению деловой переписки


ОК-14



Использовать современные информационные технологии –

Веб- технологии

Практические занятия, самостоятельная работа, доклады на заданные темы


Способность применять математические методы анализа к социальным, политическим и экономическим явлениям,

обработка данных прикладных исследований для последующего социологического анализа

ПК-5

ПК -11

Владение базовыми навыками работы с табличным процессором Excel при обработке информации и анализе данных социологических исследований

Практические занятия, самостоятельная работа


Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

ОК-13

Владение базовыми навыками создания баз данных средствами СУБД Access для социологических исследований

Практические занятия, самостоятельная работа



^

Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин математических и естественно научных и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку специалиста по направлению 040100.62 «Социология» (квалификация (степень) «бакалавр»),

Для эффективного освоения данной учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Обладать знаниями и умениями в области информатики в объеме программы средней школы (в объеме материала, изложенного в учебниках профессора Н. В. Макаровой [13-15])

Иметь навыки владения математическим аппаратом в области теории вероятности и статистики.


^ 5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела, темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Информационные технологии (ИТ)
















1

Тема1. Основные понятия программного обеспечения

8

0




2

6

2

Тема2.Тенденции в развитии ППО. Инновационная информационная технология - Облачные вычисления.

26

0




6

20

3

Тема 3. Веб технологии

24

0




4

20

Раздел 2.Реализация электронного документооборота средствами WORD
















4

Тема 4. Работа с документом. Шаблоны

10

0




4

6

5

Тема 5. Работа с таблицами и графикой

10

0




4

6

6

Тема 6. Форматирование текста большого объема типа реферат

16

0




6

10

Раздел 3. Методы обработки и анализ данных социологических исследований средствами табличного процессора Excel
















7

Тема 7. Основные инструменты моделирования в EXCEL.

18

0




8

10

8

Тема 8. Методы анализа и расчетов на основе баз данных EXCEL

16

0




6

8

9

Тема 9 Статистический анализ в EXCEL.

16

0




6

10

10

Тема 10. Интеграция методов Data Mining в офисные пакеты

6

0




2

4

Контрольная работа 1 Компьютерный тест (Online – тестирование (MS Excel 2007))

7







1

6

Раздел 4. Создания баз данных средствами СУБД Access для социологических исследований. .
















11

Тема 11. Общие сведения о БД.

8

0




1

6

12

Тема 12. Создание БД. Типы данных. Основные свойства таблиц

10

0




4

6

13

Тема 13. Понятие запросов. Запросы на выборку. Запросы на изменение

10

0




6

6

14

Тема 14. Редактирование форм Создание отчетов

10

0




4

6

15

Тема 15. Создание приложений с базами данных

14

0




6

8

Контрольная работа 2

7







2

6

Итого:

216







72

144


Примечание. Для проведения практических занятий группа студентов разбивается на подгруппы из расчета 1 студента за компьютером

^

Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1 мод.

2 мод.

3 мод

Текущий

(неделя)


Решение практических задач на ПК










Самостоятельная подготовка к каждому практическому занятию составляет в среднем по 6,5 часов.

Контрольная работа 1


Контрольная работа 2





16





25

Тест из 20 вопросов на 40 мин

Компьютерный тест (Online – тестирование) по тематике «Пользователь Excel 2007». самостоятельная подготовка – 6 часа.

(СУБД Access)письменная работа 90 минут, самостоятельная подготовка – 6 часа.

Итоговый

Зачет





*

27

письменная работа 90 минут, самостоятельная подготовка – 10 часов.



^

Содержание дисциплины




1.1Раздел 1. Информационные технологии(ИТ)




Тема 1. Основные понятия программного обеспечения



Основные понятия программного обеспечения(ПО). Классификация программно-

го обеспечения. Характеристики программного обеспечения. Жизненный цикл программного продукта. Правовые основы использования программного обеспечения.
Патентование и лицензирование программных продуктов. Обзор прикладного программного обеспечения.

^ Количество часов аудиторной работы: 2 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 6 часов


Литература

  1. Шапорев С.Д. Информатика: Теоретический курс и практические занятия. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008



^

Тема 2. Основные тенденции в развитии прикладного программного обеспечения(ПП0). Инновационная информационная технология - Облачные вычисления



Современные проблемы информатизации и их влияние на стиль, и методологию работы социологов. Тенденции в развитии прикладного программного обеспечения(ПП0).

Понятие информационной технологии (ИТ). Основные тенденции в развитии ИТ.

^ Облачные вычисления (cloud computing) – как инновационная информационная технология. Причины появления. Преимущества облачных вычислений. Три главных направления облачных вычислений: Типы Облаков. Достоинства и недостатки, развитие облачных вычислений в мире и России. "Киты" индустрии облачных вычислений.

Использование облака Google для организации совместной работы в виртуальном офисе и организации социологических интернет опросов.


^ Количество часов аудиторной работы: 6 часов – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 20 часов

Литература

  1. Шапорев С.Д. Информатика: Теоретический курс и практические занятия. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008

  2. Королева В.А. Инновационные технологии современного офиса (Облачные вычисления). Учебное пособие – СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург, 2011.-100 с.

  3. Фингар П. DOT.CLOUD: бизнес-платформа XXI века. - Аквамариновая Книга; 2011.- 256 с



^

Тема 3. Веб технологии



Ресурсы Интернета для социологов - важнейшие информационные сайты.

Российские базы и банки социологических данных.

Социальные технологии в Интернете – Web 2.0. Блоги и Wiki. Социальные сети

Сведения о пользователях сетей как важный источник социологической информации о жизнедеятельности общества.

Создание Web-сайта с использованием шаблонов, публикация данных на WEB- серверах.

Создание презентаций в PowerPoint и дальнейшая публикация на WEB- серверах


^ Количество часов аудиторной работы: 4 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 20 часов


Литература

  1. Дьяконов В.П. Интернет. Настольная книга пользователя. - М.: СОЛОН-Р, 2002.- 656 с.

  2. Долженков, В.А., Стученков А.Б. Microsoft Office 2007.- СПб.:БХВ-Петербург, 2007.-1200с

  3. Королева В.А. Инновационные технологии современного офиса (Облачные вычисления). Учебное пособие – СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург, 2011.-100 с.

  4. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернета 2010. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640 с



^

1.2Раздел 2. Реализация электронного документооборота средствами WORD




Тема 4. Работа с документом. Шаблоны


Создание и редактирование документа. Создания и использования шаблонов, организация почтовых рассылок. Контекстный поиск. Понятие списка. Создание маркированных, нумерованных и иерархических списков.


Количество часов аудиторной работы:, 4 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы:
^

Тема 5. Работа с таблицами и графикой


Создание и форматирование таблиц. Добавление границ и заливки к таблицам. Изменение структуры таблицы (объединение ячеек, изменение их высоты и ширины)

Связывание и внедрение графических объектов. Обтекание графических объектов текстом. Использование объекта в качестве фона


^ Количество часов аудиторной работы:, 4 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы:

^

Тема 6. Форматирование текста большого объема типа реферат


Использование стилей. Параметры страницы. Установка колонтитулов. Нумерация страниц. Ссылки. Сноски. Использование перекрестных ссылок. Создание оглавления


^ Количество часов аудиторной работы:, 6 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 10ч


Литература по разделу

  1. Стоцкий Ю., Васильев А., Телина И. Office 2007. Изучаем самостоятельно. - СПб.: Питер, 2008. - 524 c.

  2. Королева В.А.  Подготовка к сдаче экзамена на сертификат Microsoft Office Specialist Word (Базовый уровень). Учебное пособие.-СПб:Издательство "Ютас", 2008.-108 с.

Дополнительная литература

  1. Долженков, В.А., Стученков А.Б. Microsoft Office 2007.- СПб.:БХВ-Петербург, 2007.-1200с

  2. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернета 2010. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640 с



^

1.3Раздел 3. Методы обработки и анализ данных социологических исследований средствами табличного процессора Excel

Тема 7. Основные инструменты моделирования в EXCEL.



Обзор ППО статистической обработки данных. Возможности Excel.

Основные приемы работы в Excel. Ввод расчетных формул. Мастер функций. Адресация. Формулы массива. Специальные функции в Excel.

Поиск решения. Подбор параметров. Таблицы подстановки. Диспетчер сценариев

^ Количество часов аудиторной работы: 2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы:

^

Тема 8. Методы анализа и расчетов на основе баз данных EXCEL



Ввод таблиц БД. Сортировка данных. Установка фильтров. Структурирование и группировка данных, формирование Итогов.

Консолидация таблиц. Решение задач анализа средствами Свободных таблиц

^ Количество часов аудиторной работы: 6 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 10 ч
^

Тема 9. Статистический анализ в EXCEL



Основные задачи решаемы математической статистикой в социологии:

Дескриптивная (описательная) – поиск статистических закономерностей для выборки, описание и поиск взаимосвязей;

Индуктивная – обобщение полученных результатов не генеральной совокупности: статистическая оценка параметров; проверка статистических гипотез.

Встроенных функций EXCEL для статистических расчетов.

Средства Пакета анализа для статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный и регрессионный дисперсионный анализ.

^ Количество часов аудиторной работы:, 6 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 10ч

^

Тема 10. Интеграция методов Data Mining в офисные пакеты



Предпосылки внедрения интеллектуального анализа данных(ИАД). Основные термины и определения, история возникновения Data Mining. Обзор основных задач, методов и областей применения. Классы систем Data Mining

Прикладной интеллектуальный анализа данных(Программы STATISTICA, SPSS, EXCEL).

Надстройки интеллектуального анализа данных Microsoft SQL Server 2008 для Microsoft Office 2007. Data Mining Add-Ins for Office 2007 для Excel 2007. Алгоритмы ИАД

Применение и исследование различных алгоритмов Data Mining на примерах


^ Количество часов аудиторной работы: 2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы:


Литература по разделу

  1. Стоцкий Ю., Васильев А., Телина И. Office 2007. Изучаем самостоятельно. - СПб.: Питер, 2008. - 524 c.

  2. Уэйн Л. Винстон Microsoft Office Excel 2007 Анализа данных и бизнес-моделирование Пер. с англ. - М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция"; СПб.: БХВ – Петербург, 2008.-608с


Дополнительная литература

  1. Долженков, В.А., Стученков А.Б. Microsoft Office 2007.- СПб.:БХВ-Петербург, 2007.-1200с

  2. Роберт Э.Уолтерс, М.Коулс, Р.Рей, Ф.Феррачати, Д.Фармер SQL Server 2008: ускоренный курс для профессионалов -Apress, 2009

  3. Дж Макленнен. Чж Танг Б. Криват Microsoft SQL Server 2008: Data Mining - интеллектуальный анализ данных. Пер. с англ.СПб.: БХВ – Петербург, 2009. -720 с.

  4. Дюк В.А., Самойленко А.П. Data Mining: учебный курс. — СПб.: Питер, 2001.



^

1.4Раздел 4 Создание базы данных средствами СУБД Access для социологических исследований.




Тема 11. Общие сведения о БД.


Современные концепции хранения и анализа корпоративных данных: хранилища данных, или Склады данных (Data Warehouse); оперативная аналитическая обработка (On-Line Analytical Processing, OLAP) ;интеллектуальный анализ данных - ИАД (Data Mining)

Применение баз данных(БД) в социологии.

Особенности сетевой, иерархической и реляционной баз данных. Понятие отношения в базах данных и их свойства. Реляционные базы данных, их недостатки и преимущества перед другими моделями.

СУБД Access. Основные объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты.

^ Количество часов аудиторной работы: 1 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 6 часов

^

Тема 12. Создание БД. Типы данных. Основные свойства таблиц



Создание новой базы данных. Формирование структуры таблицы. Определение имен полей и их типов. Ввод и редактирование данных. Обработка данных, созданных в других приложениях. Импортирование и связывание данных.

Основные приемы работы с таблицами. Ввод данных в таблицу различными способами. Условия на значения. Значение по умолчанию. Подстановки.

Задание Свойств таблиц. Понятие ключевого поля. Ключевые поля: простые и составные. Понятие Нормализации. Первая и вторая форма нормализации.

^ Количество часов аудиторной работы: 4 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 6 часов


^

Тема 13. Понятие запросов. Запросы на выборку. Запросы на изменение



Извлечение информации из базы данных с помощью запросов. Типы запросов. Создание запросов вручную и с помощью Мастера. Средства визуального проектирования запросов. Создание запросов с параметрами, используя построитель выражений.

Создание запросов на изменение, используя Мастера. Изменение и удаление информации в базе данных с помощью запросов. Создание таблиц, используя запросы. Добавление данных в таблицы, при помощи запросов.


^ Количество часов аудиторной работы: 6часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 6 часов

^

Тема 14. Редактирование форм и создание отчетов



Использование форм для создания и управления данными. Построение формы с помощью Мастера форм. Добавление в форму календаря для упрощения ввода в таблицу даты. Создание многотабличной пользовательской формы. Использование панели элементов при редактировании формы. Создание в форме полей со списком. Добавление в форму изображения.

Различные типы отчетов. Построение отчетов самостоятельно и с помощью Мастера. Источники формирования отчетов. Редактирование отчета и его печать.

^ Количество часов аудиторной работы: 4 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 6 часов

^

Тема 15. Создание приложений с базами данных


Примеры создания профессионально–ориентированных приложений с базами данных. Построение отчетов.

Количество часов аудиторной работы: 6 часа – практическое занятие.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы: 8 часов


Литература по разделу

  1. Стоцкий Ю., Васильев А., Телина И. Office 2007. Изучаем самостоятельно. - СПб.: Питер, 2008. - 524 c.

  2. Когаловский М. Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: «Финансы и статистика», 2008.


Дополнительная литература

  1. Барсегян А., Куприянов М., Холод И., Степаненко В. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining. - БХВ – Петербург, 2004. -13-26 с.

  2. Долженков, В.А., Стученков А.Б. Microsoft Office 2007.- СПб.:БХВ-Петербург, 2007.-1200с

  3. Диго С. М. Базы данных. Проектирование и создание.Учебно-методический комплекс. М.:Изд. Центр УАОИ, 2008

  4. Роберт Э.Уолтерс, М.Коулс, Р.Рей, Ф.Феррачати, Д.Фармер SQL Server 2008: ускоренный курс для профессионалов -Apress, 2009



^

Образовательные технологии



При реализации различных видов учебной работы (лекций и практических занятий) используются следующие образовательные технологии:

тесты на выбор правильного ответа, разбор практических заданий на компьютере, выполнение практических заданий.

^ Все требования к практическим заданиям находятся на сервере в общем каталоге преподавателя. Тесты берутся с сайта Online тестирование и сертификация SPECIALIST по ссылке: http://tests.specialist.ru/tests.asp

^

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.5Тематика заданий текущего контроля




Тематика заданий для практических занятий



Раздел 1. Информационные технологии(ИТ)


Тема 1. Основные понятия программного обеспечения.

Тема 2. Тенденции в развитии ППО. Инновационная информационная технология- Облачные вычисления

Использование «облачных» технологий. Работа с онлайновых сервисов компании Google: почтовый клиент Gmail, онлайновый редактор Документов Google, онлайновый табличный сервис.

^ Задание 2-1 Технология работы с Gmail

Задание 2-2 Использование Google Calendar


Задание 2-3 Служба Google Docs

  1. Создание текстового документа, содержащего рисунок, коментарий и ссылку, сохранение его в облаках и на настольном ПК.

  2. Создание таблицы и ввод формул для вычисления, построение диаграммы.

  3. Создание презентации.

  4. Предоставление доступа к созданным документам одногрупнику, совместное редактирование документов и таблиц.

  5. Публикация документа и таблицы и презентации на свой сайт.


Задание. 2-4 Инструментарий создания опросных листов от Google

  1. Создайте анкету (Создание форм);

  2. Осуществите рассылку анкет по электронной почте согруппникам;

  3. Проанализируйте результаты опроса:

  • просмотр сводной таблицы результатов ответов;

  • быстрый просмотр автоматически создаваемых статистических характеристик и диаграмм;

  • ввод статистических функций и построение диаграмм с использованием панели инструментов;

  1. сохраните результаты опроса на настольном ПК



Тема 3. Веб технологии

  1. Интернет для социологов - важнейшие информационные сайты (самостоятельная работа).

  2. Публично представить презентацию, созданную в PowerPoint 2007 на основе материалов доклада на темы:

  • Веб 2.0

  • Блоги

  • Социальные сети и мобильные коммуникации

  • Social Media

  • Электронное правительство.

  • Электронная коммерция.

  • Аналитика и Статистика Интернета.

  • Google Analytics.

  • Социология Интернета.

  • Электронное голосование.

  • Модерация сообществ.

  1. Разработка и размещение в сети Интернет персонального Web-сайта студента.

Использование Google Sites и Google Analytics

Сайт должен содержать: 2-4 страницы; 2-3 гиперссылки; 2-3 рисунка, таблицу и анкету для опроса.


Раздел 2.Реализация электронного документооборота средствами WORD


Целью выполнения практического задания по данной теме является выработка практических навыков использования WORD

Проводится цикл практических работ по следующим тематикам:

^ Тема 4. Работа с документом. Шаблоны

Тема 5. Работа с таблицами и графикой

Тема 6. Форматирование текста большого объема типа реферат


^ Пример практического задания:


Подготовить документ, включающий в себя текст, таблицу, рисунок, оглавление, список иллюстраций. Установить необходимые параметры страницы

В Интернет студент находит и выбирает фрагменты информации в соответствии с тематикой своего варианта, форматирует текст в соответствии с образцом, подготавливает автоматически собираемое оглавление, включает в документ таблицу или рисунок, сноски со ссылкой на источники информации в Интернет.


Раздел 3. Методы обработки и анализ данных социологических исследований средствами табличного процессора Excel


Целью выполнения практического задания по данной теме является выработка практических навыков использования Excel для анализа социологических данных и моделирования. Проводится цикл практических работ по следующим тематикам:

^ Тема 7. Моделирования в EXCEL: поиск решения, подбор параметров, таблицы подстановки, диспетчер сценариев.

Тема 8. Методы анализа и расчетов на основе баз данных EXCEL: сортировка данных, установка фильтров, структурирование и группировка данных, формирование итогов, консолидация таблиц Свободные таблицы.

^ Тема 9. Статистический анализ в EXCEL: встроенные функции EXCEL для статистических расчетов: КОВАРИАЦИЯ, КОРРЕЛЯЦИЯ, ТЕНДЕНЦИЯ, ПРЕДСКАЗ, НАКЛОН и др.

Средства ^ Пакета анализа для статистической обработки данных:

описательная статистика, корреляционный и регрессионный и дисперсионный анализ.

Тема 10. Интеграция методов Data Mining в офисные пакеты

Установка надстройки интеллектуального анализа данных Microsoft SQL Server 2008 для Microsoft Office 2007. Data Mining Add-Ins for Office 2007 для Excel 2007 и знакомство с интерфейсом. Проведение интеллектуального анализа данных результатов социологических исследований средствами Data Mining Add-Ins for Office 2007 для Excel 2007.

Раздел 4. Создания баз данных средствами СУБД Access для социологических исследований

Тема 12. Создание БД.

^ Тема 13. Запросы на выборку. Запросы на изменение

Тема 14. Создание и редактирование форм и отчетов

Тема 15.Цикл практических работ по созданию приложения с базами данных.

^

Тематика контрольных работ



Контрольная работа 1: Компьютерный тест( Online – тестирование )по тематике «Пользователь (или специалист) Excel 2007». Максимальная оценка за выполнение задания 10 баллов. Оценка определяется в соответствии с процентами правильных ответов на вопросы теста, указанных на персональной Web-странице студента на сайте WWW.SPECIALIST.RU


Контрольная работа 2 Создания баз данных средствами СУБД Access


Пример Контрольная работа 2

Задание1. Создать БД в файле с именем ^ ФИРМА ААА, которая состоит из 2 таблиц, заданного вида

    1. Создать таблицу «АДРЕСАТЫ» в режиме МАСТЕР


Таблица 1. АДРЕСАТЫ


Имяорганизации

Адрес

Телефон (раб)

ГУ ВШЭ

Москва

661-44-66

АРСЕНАЛ

СПб

356-77-81

АСКОН

СПб

315-55-77

ИНФСИСТ

Москва

453-77-98

ВЕСТЬ

Москва

887-55-33

РЕАЛ

Москва

543-77-88



1.2. Создать таблицу «ДОКУМЕНТЫ» в режиме КОНСТРУКТОР.

Скопировать столбец данных «Имяорганизации» из табл. «АДРЕСАТЫ»


Таблица 2. ДОКУМЕНТЫ

тип документа

дата

Имя организации

регистрац номер

распоряжение

25.01.10

ГУ ВШЭ

в-3/11

письмо

7.02.10

Арсенал

в-3/12

письмо

11.02.10

АСКОН

в-3/13

приказ

23.02.10

ИНФСИСТ

в-3/14

письмо

14.03.10

ВЕСТЬ

в-3/15

письмо

11.04.10

РЕАЛ

в-3/16


1.3. Создать связь между таблицами «ДОКУМЕНТЫ» и «АДРЕСАТЫ» по типу «один к одному» через ключевое поле.


Задание 2 ЗАПРОСЫ

2.1. Создать запрос на выборку из двух таблиц «ДОКУМЕНТЫ» и «АДРЕСАТЫ», включающий все поля этих таблиц и сохранить его с именем – ЗАПРОС1.

2.2. Создать ЗАПРОС2 на выборку по полю «ДАТА» для ЗАПРОСА1, используя ПОСТРОИТЕЛЬ ВЫРАЖЕНИЙ ( оператор сравнения Between And )

Отобрать документы с датой 02.10


Задание 3 Формы

Создать форму для ввода и корректировки записей таблицы «АДРЕСАТЫ» содержащую поле выпадающего списка Адрес(город:СПб,Москва)


Задание 4 Отчеты

Создать отчет по ЗАПРОС1 содержащий:


Заголовок^ ДОКУМЕНТООБОРОТ ФИРМЫ «ААА»

Область данных сгруппировав данные по полю Адрес

Заголовок группы город

Примечание подсчитать колличество документов

^

Тематика заданий для самостоятельной работы студентов



Задание №1. Используя электронное учебное пособие «Компьютерные технологии офисной деятельности» и Интернет-ресурс HTTP://WWW.SPECIALIST.RU, подготовиться к тестированию по тематике «Пользователь (или специалист) Word 2007». Результатом выполнения задания является сертификат международного образца, полученный студентом в результате ONLINE-тестирования в МГТУ им. Баумана. Сертификат предъявляется преподавателю. Максимальная оценка за выполнение задания 5 баллов. Оценка определяется в соответствии с процентами правильных ответов на вопросы теста, указанных на персональной Web-странице студента на сайте WWW.SPECIALIST.RU

Задание №2. Используя электронное учебное пособие «Компьютерные технологии офисной деятельности» и Интернет-ресурс HTTP://WWW.SPECIALIST.RU, подготовиться к тестированию по тематике «Пользователь (или специалист) PowerPoint 2007». Результатом выполнения задания является сертификат международного образца, полученный студентом в результате ONLINE-тестирования в МГТУ им. Баумана. Сертификат предъявляется преподавателю. Максимальная оценка за выполнение задания 5 баллов. Оценка определяется в соответствии с процентами правильных ответов на вопросы теста, указанных на персональной Web-странице студента на сайте WWW.SPECIALIST.RU

^

1.6Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Прикладное программное обеспечение. Какие классы прикладных программ вы знаете? Перечислите их основные характеристики.

  2. Использование «облачных» технологий

  3. Достоинства и недостатки «облачных» технологий

  4. Организации совместной работы в виртуальном офисе с использованием облака Google

  5. Организации социологических интернет опросов. Инструментарий создания опросных листов от Google

  6. Интернет для социологов. Российские базы и банки социологических данных.

  7. Социальные технологии в Интернете – Web 2.0. Блоги и Wiki

  8. Назначение и основные режимы PowerPoint

  9. Оформление слайдов. Управление слайд-фильмом

  10. Структура письма, посылаемого по электронной почте

  11. Тестовые редакторы. Назначение и основные функции.

  12. В чем различие режимов просмотра документа MS Word?

  13. Использование автозамены, автокоррекции и орфографической проверки.

  14. Повтор и отмена команд.

  15. Возможности выделения фрагментов текста, копирования и вставки.

  16. Вставка специальных символов.

  17. Поиск по документу, в том числе специальных символов.

  18. Форматирование стилями.

  19. Использование стилей для сбора оглавления и указателей.

  20. Типы объектов, включаемых в офисные приложения. Вставка объектов в колонтитулы.

  21. Разметка страниц текстовых документов.

  22. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.

  23. Работа с формулами в Excel.. Формулы массива

  24. Обзор функций табличного процессора. Статистические и математические функции. Применение в формулах логических функций. Определение медианы, моды, среднего арифметического

  25. Методы анализа и расчетов на основе баз данных EXCEL

  26. .Понятие фильтрации и сортировки. Основные технические приемы использования фильтрации и сортировки

  27. Работа со структурами и группами

  28. Понятие сводных таблиц. Использование сводных таблиц.

  29. .Пакет анализа Назначение и структура пакета анализа. Примеры задач, решаемых с помощью пакета анализа

  30. Поиск решения, подбор параметров.

  31. Статистический анализ в EXCEL: статистические функции и Описательная статистика

  32. Модели прогнозирования: регрессионный анализ в EXCEL

  33. Корреляционный и дисперсионный анализ в EXCEL

  34. Что такое Data Mining? Интеграция методов Data Mining в офисные пакеты

  35. Современные концепции хранения и анализа корпоративных данных.

  36. Запуск Microsoft Access и открытие базы данных. Основные объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты

  37. Создание БД. Типы данных. Основные свойства таблиц

  38. Изменение таблицы в режиме Конструктора: добавление поля в режиме Конструктора

  39. Связывание таблицы с базой данных: взаимосвязь данных, установление взаимосвязей, размещение таблицы в окне Relationships (Схема данных), создание связи между таблицами

  40. Понятие запросов. Запросы на выборку. Запросы на изменение. Создание запроса с помощью Мастера. Модификация запроса в режиме Конструктора. Использование условий отбора в запросе.

  41. Редактирование форм Ввод и корректировка данных. Использование списков для эффективного ввода данных. Поиск записей. Корректировка записей

  42. Создание отчетов



^

Порядок формирования оценок по дисциплине



Формы текущего контроля

  • Оценка работы студента в аудитории (оценка за текущую успеваемость): по каждой теме за работу на практических занятиях выставляется в рабочую ведомость оценка 0 или 1 балл.

Рассчитывается интегральная оценка текущей работы студента (Оаудиторная) как процент оценок «зачтено» за проверочные работы, приведенная к 10-балльной оценке

  • Оценка выполнения заданий для самостоятельной работы студентовсам. работа): в первом модуле выполняется задание №1, во втором модуле – задание №2; максимальная оценка выполнения каждого задания 5 баллов



^ Форма промежуточного контроля

  • Промежуточный контроль проводится в форме 2 контрольных работ; максимальная оценка за выполнение контрольной работы 10 балловконтрольная)



Форма итогового контроля

  • письменный зачет (максимальная оценка 10 баллов)


^ Методика формирования накопительной оценки текущего контроля знаний и умений


Накопительная оценка текущего контроля знаний и умений студентов рассчитывается как среднее арифметическое четырех 10-балльных оценок: оценки работы студента в аудитории, оценки выполнения заданий для самостоятельной работы и оценки за контрольные работы.


^ Методика формирования результирующей оценки итогового контроля знаний и умений


Изучение дисциплины заканчивается письменным зачетом, который (с учетом ответов студента на заданные преподавателем дополнительные вопросы по тематике изучаемой дисциплины) оценивается 10-балльной оценкой. Итоговая оценка рассчитывается по формуле:

^ Оитоговый = k1·Озачет+ k2к/р + Ок/раудиторная+ Осам. работа )/4


где k1 = 0,6; k2 = 0,4


^

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.7Базовый учебник


  1. Стоцкий Ю., Васильев А., Телина И. Office 2007. Изучаем самостоятельно. - СПб.: Питер, 2008. - 524 c.

  2. Дьяконов В.П. Интернет. Настольная книга пользователя. - М.: СОЛОН-Р, 2002.-
^

1.8Основная литература


  1. Долженков, В.А., Стученков А.Б. Microsoft Office 2007.- СПб.:БХВ-Петербург, 2007.-1200с

  2. Когаловский М. Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: «Финансы и статистика», 2008.

  3. Королева В.А.  Подготовка к сдаче экзамена на сертификат Microsoft Office Specialist Word (Базовый уровень). Учебное пособие.-СПб:Издательство "Ютас", 2008.-108 с.

  4. Королева В.А. Инновационные технологии современного офиса (Облачные вычисления). Учебное пособие – СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург, 2011.-100 с.

  5. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернета 2010. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640 с

  6. Уэйн Л. Винстон Microsoft Office Excel 2007 Анализа данных и бизнес-моделирование Пер. с англ. - М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция"; СПб.: БХВ – Петербург, 2008.-608с

  7. Шапорев С.Д. Информатика: Теоретический курс и практические занятия. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008

  8. Фингар П. DOT.CLOUD: бизнес-платформа XXI века. - Аквамариновая Книга; 2011.- 256 с.
^

1.9Дополнительная литература





  1. Барсегян А., Куприянов М., Холод И., Степаненко В. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining. - БХВ – Петербург, 2004. -13-26 с.

  2. Дж Макленнен. Чж Танг Б. Криват Microsoft SQL Server 2008: Data Mining - интеллектуальный анализ данных. Пер. с англ.СПб.: БХВ – Петербург, 2009. -720 с.

  3. Дюк В.А., Самойленко А.П. Data Mining: учебный курс. — СПб.: Питер, 2001.

  4. Диго С. М. Базы данных. Проектирование и создание.Учебно-методический комплекс. М.:Изд. Центр УАОИ, 2008

  5. Роберт Э.Уолтерс, М.Коулс, Р.Рей, Ф.Феррачати, Д.Фармер SQL Server 2008: ускоренный курс для профессионалов -Apress, 2009

  6. Информатика. 7-8 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 368 с.

  7. Информатика. 9 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.

  8. Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.



^

1.10Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует такие программные средства как комплекса Microsoft Office

1.11 Дистанционная поддержка дисциплины



Для данной дисциплины разработан электронный конспект лекций и используются электронные курсы, предоставляемые фирмой Microsoft в Online-режиме, при наличии Internet.

Все занятия проходят в компьютерном классе, информационный материал по темам берется из Internet-сайта Microsoft и по локальной сети с преподавательского компьютера.


Приложение 1
^

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ



Лекционные занятия проводятся с использованием педагогической технологии продукционного обучения.

Используя проектор на большой экран или систему сетевого отображения VNC (Virtual Network Computing), преподаватель демонстрирует студентам вид экрана своего компьютера и выполняет операции по решению задачи изучаемой темы, объясняя суть выполняемой работы.

Наблюдая за действиями преподавателя, студент повторяет их, самостоятельно решая задачу изучаемой темы.

В результате студент приобретает не только знания, но и практические навыки по решению задач на компьютере.

Альтернативным вариантом проведения лекционного занятия является демонстрация слайдов лекционного материала с подробным объяснением излагаемого учебного материала. Это занимает примерно половину лекционного занятия. Затем студентам предлагается воспроизвести на своих компьютерах решение тех задач, которые перед этим объяснял преподаватель. При этом преподаватель оказывает индивидуальную помощь тем студентами, у которых возникают затруднения при выполнении задания.


Приложение 2
^

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Практическое занятие предназначено для выработки практических навыков решения задач изучаемой темы. Каждый из студентов учебной группы выполняет свою собственную работу. Текущая задача ставится преподавателем на занятии и выполняется студентом на текущем практическом занятии. На практическом занятии студент может получить помощь преподавателя по тем вопросам, которые вызвали у него затруднения.

Преподаватель проверяет эти материалы и выставляет оценку в зачетную ведомость преподавателя как оценку практической (лабораторной) работы. Средняя оценка по всем практическим заданиям (в том числе и тестам), является оценкой текущей работы студента.


Приложение 3
^

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Для обеспечения самостоятельной работы студентов используются электронное учебное пособие и Web-сайт информационной поддержки программы из учаемой дисциплины, которые содержат конспекты лекций, контрольный вопросы и задания для практикумов.

Информационное обеспечение дисциплины также включает ряд книг, которые студенты могут взять в библиотеке университета.

При выполнении самостоятельной работы (дома или в компьютерном классе) студент более детально знакомится с теоретическим материалом пройденных тем, используя Web-сайт информационной поддержки программы изучаемой дисциплины, проверяют уровень понимания учебного материала с помощью контрольных вопросов, и вырабатывает практические умения, решая задачи для практикумов.

Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет — Высшая школа экономики»


Факультет социологии

Кафедра гуманитарных наук


Программа дисциплины
«Прикладное программное обеспечение»
  1   2   3




Похожие:

«Прикладное программное обеспечение» icon«Прикладное программное обеспечение»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
«Прикладное программное обеспечение» icon«Прикладное программное обеспечение»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
«Прикладное программное обеспечение» iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
«Прикладное программное обеспечение» iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
«Прикладное программное обеспечение» iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
«Прикладное программное обеспечение» iconСистемное и прикладное программное обеспечение Теоретический коллоквиум

«Прикладное программное обеспечение» icon19. Прикладное программное обеспечение как инструментарий решения функциональных задач. Классификация, особенности построения и область применения
Прикладное программное обеспечение как инструментарий решения функциональных задач. Классификация, особенности построения и область...
«Прикладное программное обеспечение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Системное и прикладное программное обеспечение (название) Специальность
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (опд ф. 6) и является обязательной для изучения
«Прикладное программное обеспечение» iconТабличные процессы ms excel Основные понятия
Табличные процессоры это прикладное программное обеспечение, предназначенное для обработки различных данных, представляемых в табличной...
«Прикладное программное обеспечение» iconПрограммное обеспечение вычислительной системы
Уровни программного обеспечения (ПО) представляют собой пирамидальную конструкцию. Каждый следующий уровень опирается на программное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы