Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» icon

Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология»



НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Сравнительная политология»
Дата конвертации22.04.2013
Размер258.7 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>





1Область применения и нормативные ссылки


Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Настоящая программа предназначена для студентов 1 курса магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению 030200.68 «Политология», изучающих дисциплину «Сравнительная политология».

Начиная изучение данного курса, студенты должны обладать знаниями, полученными в объеме программ бакалавриата. От студентов требуются: навыки активного восприятия и обсуждения лекционного материала, умение аналитически работать с литературой, в том числе – на иностранных (английском) языках, навыки письменного изложения своей точки зрения, устойчивый интерес к углубленному изучению проблем политического управления и готовность применить полученные знания на практике.

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm542-1.pdf;

Образовательной программой подготовки магистров по направлению 030200.68 «Политология»

Рабочим учебным планом университета подготовки магистра магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению 030200.68 «Политология», утвержденным в 2010г.

Учебная программа курса разработана с учетом опыта преподавания автором дисциплины «Политология» в Оренбургском филиале Московской государственной юридической академии.

^

2Цели освоения дисциплины


Дисциплина «Сравнительная политология» имеет как теоретический, так и прикладной характер. Основными целями курса являются:

  • освоение студентами принятого в современной политической науке теоретического инструментария, позволяющего в рамках сравнительно-политологического исследования объяснить логику политичекого развития в современном мире;

  • знакомство с основными институциональными и социокультурными аспектами политического процесса в современном мире;

  • анализ и изучение проблем современной общественно-политической институциональной и социокультурной эволюции.


В результате освоения дисциплины «Сравнительная политология» студент должен:

Знать:

  • понятийный аппарат в области сравнительно-политологического исследования;

  • содержание основных теорий и концепций, позволяющих рационализировать политику в современном мире;

  • институциональную структуру и социокультурный контекст современной политики.



Уметь

  • применять теоретические знания для анализа, а также сценарного прогнозирования текущих политических процессов в России и мире;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу в данной области;

  • теоретически обобщать эмпирические материалы;


Иметь навыки (приобрести опыт)

  • работы со справочной литературой, аналитическими и научными публикациями, базами данных;

  • поиска, обработки и анализа информации, необходимой для анализа и сценарного прогнозирования современного политического процесса.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

^ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность совершенствовать и развивать свой общекультурный уровень

ОК-1

Демонстрирует

  • понимание необходимости совершенствовать и развивать свой общекультурный уровень

  • способность самостоятельно выстраивать собственную жизненную стратегию;

  • готовность к непрерывному самосовершенствованию

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии.

Критически оценивает достигнутые в личном развитии результаты.

Семинарские занятия, проектная деятельность, реферирование, дискуссионные технологии

Компетенция активного общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности

ОК-3

Демонстрирует

  • понимание важности активного общения в общем контексте общественного развития;

  • понимание задачи и возможности диалогов, как способа согласования интересов;

  • готовность к конструктивному взаимодействию;

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими;

  • принятию другого;

  • готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим;

  • готовность к рефлексивной деятельности;

  • понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций, деятельности;

  • готовность к компромиссам для достижения результата.

Семинарские занятия, технология критического мышления, дискуссионные технологии

Компетенция практического использования навыков и умений в организации научно-исследовательских работ

ОК-5

Демонстрирует способность встраивать знания и навыки в научно-исследовательскую работу, умение взаимодействовать с коллективом, оценивать качество проведенных работ.

Демонстрирует логическое мышление, коммуникабельность.

Семинарские занятия, проектная деятельность,

Компетенция разрешения проблем, принятия ответственности, принятия нестандартных решений,

ОК-6

Демонстрирует умение структурировать проблемное пространство. Оценивает и выбирает альтернативы.

Демонстрирует умение управлять собой, своими эмоциями и поступками.

Проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение.

Семинарские занятия, проведение ролевых игр, дискуссионные технологии

Компетенция применения информационных технологий для самостоятельного приобретения знаний

ОК-11

Использует современные технические средства и информационные технологии.

Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Компетенция применения этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности

ОК-12

Демонстрирует знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями.


Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Компетенция анализа, синтеза и критического резюмирования информации

ОК-18

Владеет:

  • методами реферирования текстов;

  • текстологическими методами извлечения знаний.

Применяет методологию системного анализа.

Демонстрирует умение:

  • слушать и задавать вопросы,

  • структурировать информацию;

  • формировать ресурсно-информационную базу для решения поставленных задач;

  • формировать экспертную оценку реальных управленческих ситуаций.

Критически оценивает информацию и конструктивно принимает решение на основе анализа информации.

  • Критически анализирует свои возможности.

Семинарские занятия, технология критического мышления, реферирование, дискуссионные технологии

Компетенция профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов

ОК-19

Демонстрирует умение профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов


Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Компетенция оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы

ОК-20

Демонстрирует умение оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы

Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Компетенция экспертной, консалтинговой деятельности, в области политических технологий

ОК-21

Демонстрирует умение экспертной, консалтинговой деятельности, в области политических технологий

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии













Обладать способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области исследований современной российской политики, использовать их в анализе и интерпретации представлений о политике, власти, государстве.

ПК-1

Демонстрирует знание:

  • современных теорий в данной области исследования;

  • структуры современной политики;

  • оценки перспектив общественно-политического развития в современном мире.

Семинарские занятия, анализ деловых ситуаций, дискуссионные технологии

Обладать способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области современной российской политики и решать их с помощью современной аппаратуры

ПК-2

Демонстрирует навык постановки задач научных исследований в данной области. Демонстрирует знание:

  • современного оборудования, информационных технологий

  • новейшего отечественного и зарубежного опыта

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Обладать способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию

ПК-3

Демонстрирует навык

  • оформления научного реферата, научного отчета, обзора и доклада

Семинарские занятия, проектная деятельность

Обладать способностью и умением использовать полученные знания в преподавании политологических дисциплин

ПК-4

Демонстрирует

  • углубленное знание основных теорий и концепций в области сравнительной политологии.

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Уметь осмысливать проблемы и направленность современной российской политики

ПК-5

Демонстрирует

  • углубленное знание современных научных исследований в области сравнительной политологии;

  • специфики подходов к анализу проблем современного политического развития политики;

  • умение участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам современной политики.

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Обладать способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации

ПК-8

Владеет и умеет пользоваться для решения поставленных задач

  • современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации




Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Обладает способностью и готовностью к проектированию работ по организации избирательных и иных общественно-политических кампаний в контексте современного российского политического процесса управления

ПК-12

  • разрабатывать аналитическую стратегию, адекватную целям и задачам политических кампаний в контексте современного российского политического процесса, внутренним и внешним условиям деятельности центра публичной политики и/или органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями.

Семинарские занятия, проектная деятельность, проведение ролевых игр



  1. ^

    Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к общенаучному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку магистра программы "Политические институты и политические инновации" по направлению 030200.68 «Политология».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах ГОС ВПО: «Политология», «Политические отношения и политический процесс в современной России», «Политическая теория».

Данная дисциплина будет использоваться при изучении дисциплины «Политическое управление».стории организаций, ть курса одавания.
  1. ^

    Тематический план учебной дисциплины







^ Наименование тем

Аудиторные часы

Самостоят.

работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

11

Теоретические основания политологического анализа

4

4

8

10

18

22

Политическое развитие в современном мире

4

4

8

10

18

33

Социально-экономический контекст политического развития

2

2

4

5

9

34

Политическая культура и развитие

2

2

4

5

9

55

Гражданское общество и политическое развитие

2

2

4

5

9

66

Институты и политическое развитие

4

4

8

10

18

67

Политическое развитие в посткоммунистическом мире

4

4

8

10

18

88

Перспективы современной политики: дискуссия

2

2

4

5

9

ИТОГО


28


20

48

60

108



  1. ^

    Формы контроля знаний студентов





^ Тип

контроля

Форма

контроля

Второй модуль


Параметры

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Текущий


Коллоквиум




*

























Работа на семинарских (лекционных) занятиях




























В течение учебного процесса




Реферат













*
















Итоговый

Зачет

























*

Включает оценку за устный ответ на 2 вопроса.

Время подготовки к ответу - до 30 минут.




    1. ^

      Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки работы на семинарах (лекциях) и домашних заданий

Уровень владения знаниями:

  • понятийного аппарата в области в области сравнительной политологии;

  • содержания основных теорий, концепций и современных подходов в области сравнительной политологии;

  • структуры, оснований и направленности политического процесса в современном мире.

Умение:

  • применять теоретические знания для решения конкретных задач в области анализа современной политики;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу в данной области;

  • оценить перспективы современного общественно-политического развития;

  • теоретически обобщать эмпирические материалы;

Готовность к:

  • гибкому тактичному взаимодействию с другими студентами;

  • рефлексивной деятельности;

  • готовность к компромиссам для достижения результата.

Понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций.

Проявление самостоятельности в ситуации выбора и умение нести ответственность за принятое решение.


Критерии оценки участия в работе коллоквиума

  • Умение структурировать проблемное пространство, структурная упорядоченность.

  • Глубина и полнота раскрытия сущности темы.

  • Стиль и грамотность изложения.

  • Доступность, ясность излагаемого материала.

  • Логичность, связность изложения.

  • Культура речи, четкость дикции, темп изложения.

  • Логическая завершённость.



  1. ^

    Содержание дисциплины


Тема 1. Теоретические основания политологического анализа (4 часа).

Феномен политики. Политическое сообщество. Институт правительства. Политическая власть. Государство. Традиции в дискуссии о государстве: этатизм, либерализм, анархизм. Имперские системы. Нации и национализм. Политическая система и политический режим. Сравнительная политология: проблематика и методы.


Тема 2. Политическое развитие в современном мире (4 часа).

Концепции модернизации. Стадии исторического развития: традиционное и современное общества. Демократизация в современном мире. Типология политических режимов в современном мире. Современная демократия (концепция либеральной демократии). Альтернативы демократии: формы авторитарной политики. Тоталитаризм. Феномен и концепции поставторитарных переходов (поставторитарного развития).


Тема 3. Социально-экономический контекст политического развития (2часа).

Социально-экономические основания демократии. Демократия и развитие. Феномен отсталости. Теории отсталости: империализм, теории зависимости. Модель авторитарной модернизации.


Тема 4. Политическая культура и развитие (2 часа).

Концепция политической культуры. Политическая социализация. Каналы политической социализации. Структура и динамика политической культуры в условиях модернизации. Религия и развитие. Идеологии и политическая культура.


Тема 5. Гражданское общество и политическое развитие (2 часа).

Группы интересов в системе современной политики. Концепция гражданского общества. Социальные движения в современном мире. Гражданское общество и политика. Феномен негражданственности в современном обществе. Патронаж и коррупция.

.

Тема 6. Институты и политическое развитие (4 часа).

Что такое институты? Институты и культура. Институты и развитие. Концепция «институциональной ловушки».

Структура современной системы политического участия. Институты и детерминанты политического участия. Структура и динамика электоральных систем. Элиты в системе политического участия.

Политические партии в современной политике. Партийные системы. Партийная система и выборы.

Современный конституционализм. Теория разделения властей в современной политике. Президентские и парламентские системы.

Функции судебной власти в условиях современной политики. Теория политической юриспруденции. Концепция верховенства права (правового государства). Верховенство права, развитие и демократия.


Тема 7. Общественно-политическое развитие в посткоммунистическом мире (4 часа).

Коммунистический тоталитарный проект. Коммунистические политические системы. Крах коммунизма и феномен посткоммунизма. Особенности посткоммунистического развития. Программа посткоммунистического развития. Разнообразие траекторий посткоммунистического развития.


Тема 8. Перспективы современной политики: дискуссия (2 часа).

Конец истории или очередной виток авторитарных откатов? Способствует ли демократия экономическому развитию? Проблема несостоятельности государства: институциональные и культурные измерения.


^ ТЕМЫ СЕМИНАРОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Тематика семинарских занятий соответствует лекционным темам, предполагает плановое обсуждение соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения магистрантами вопросов/тем, рассмотренных на лекции, а также изученных в ходе самостоятельного ознакомления с предложенной литературой.


СЕМИНАР 1: Теоретические основания политологического анализа (4 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Феномен политики.

  2. Политическая власть.

  3. Государство.

  4. Традиции в дискуссии о государстве: этатизм, либерализм, анархизм.

  5. Концепция политической системы (структурно-функциональная парадигма).

  6. Сравнительная политология.


СЕМИНАР 2. Политическое развитие в современном мире (4 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Концепции модернизации.

  2. Стадии исторического развития: традиционное и современное общества.

  3. Современная демократия и ее альтернативы.

  4. Демократизация в современном мире.

  5. Феномен и концепции поставторитарных переходов (поставторитарного развития).



СЕМИНАР 3: Социально-экономический контекст политического развития (2часа).

Вопросы к семинару:

  1. Социально-экономические основания демократии.

  2. Демократия и развитие.

  3. Феномен отсталости и теории отсталости.


СЕМИНАР 4: Политическая культура и развитие (2 часа).


Вопросы к семинару:

  1. Концепция политической культуры.

  2. Структура и динамика политической культуры в условиях модернизации.

  3. Религия и развитие.

  4. Идеологии и политическая культура.


СЕМИНАР 5: Гражданское общество и политическое развитие (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Группы интересов в системе современной политики.

  2. Концепция гражданского общества.

  3. Феномен негражданственности в современном обществе. Патронаж и коррупция.


СЕМИНАР 6: Институты и политическое развитие (4 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Что такое институты?

  2. Структура современной системы политического участия.

  3. Политические партии в современной политике.

  4. Современный конституционализм.

  5. Президентские и парламентские системы.

  6. Концепция верховенства права (правового государства).


СЕМИНАР 7: Общественно-политическое развитие в посткоммунистическом мире (4 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Коммунистические политические системы.

  2. Крах коммунизма и феномен посткоммунизма.

  3. Программа посткоммунистического развития.

  4. Разнообразие траекторий посткоммунистического развития.


СЕМИНАР 8: Перспективы современной политики: дискуссия (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Конец истории или очередной виток авторитарных откатов?

  2. Способствует ли демократия экономическому развитию?

  3. Проблема несостоятельности государства: институциональные и культурные измерения.


Программа дисциплины «^ Прикладная политология» предусматривает самостоятельную работу студентов в объеме 60 часов. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по политическому управлению, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, выполнение домашнего задания, написание эссе и подготовка к экзамену.


8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

    1. ^

      Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (вопросы к зачету).


  1. Понятие политики и политического.

  2. Понятие политического сообщества.

  3. Понятие государства.

  4. Традиции в дискуссии о государстве: этатизм, либерализм, этатизм.

  5. Понятие политической системы.

  6. Понятие политического режима.

  7. Имперские системы.

  8. Нации и национализм.

  9. Стадии исторического развития: традиционное и современное общества.

  10. Концепции модернизации.

  11. Демократизация в современном мире.

  12. Формы авторитарной политики.

  13. Современная демократия (концепция либеральной демократии).

  14. Концепция тоталитаризма.

  15. Феномен и концепции поставторитарных переходов (поставторитарного развития).

  16. Социально-экономические предпосылки демократии.

  17. Теории отсталости.

  18. Концепция политической культуры.

  19. Политическая социализация.

  20. Концепция гражданского общества.

  21. Феномен негражданственности.

  22. Коррупция.

  23. Что такое институты?

  24. Структура политического участия.

  25. Понятие современного конституционализма.

  26. Президенты и парламенты в структуре современной политики.

  27. Концепция верховенства права.

  28. Феномен посткоммунизма.

  29. Перспективы демократизации и развитие.

  30. Проблема несостоятельности государства в современном мире.


^ 8. 2. Примерна тематика для проведения коллоквиума.


  1. Как изучать политику?

  2. Судьба государства в современном мире.

  3. Концепция волн демократизации.

  4. Развитие транзитологии.

  5. Как соотносятся демократия и развитие.

  6. Марксизм об отсталости.

  7. Теория зависимости и глобализация.

  8. Религия в современной политике.

  9. Концепция гражданского общества.

  10. Динамика социальных движений в 20 веке.

  11. Феномен негражданственности в современном мире.

  12. Патронаж в современном мире.

  13. Коррупция в современном мире.

  14. Что такое институты?

  15. Институты и культура.

  16. Концепция «институциональной ловушки».

  17. Концепция верховенства права.

  18. Посткоммунизм.

  19. Нелиберальная демократия.

  20. Проблема несостоятельности государств.

^ 8. 3. Примерные темы рефератов.


  1. Как изучать политику?

  2. Судьба государства в современном мире.

  3. Концепция волн демократизации.

  4. Развитие транзитологии.

  5. Как соотносятся демократия и развитие.

  6. Марксизм об отсталости.

  7. Теория зависимости и глобализация.

  8. Религия в современной политике.

  9. Концепция гражданского общества.

  10. Динамика социальных движений в 20 веке.

  11. Феномен негражданственности в современном мире.

  12. Патронаж в современном мире.

  13. Коррупция в современном мире.

  14. Что такое институты?

  15. Институты и культура.

  16. Концепция «институциональной ловушки».

  17. Концепция верховенства права.

  18. Посткоммунизм.

  19. Нелиберальная демократия.

  20. Проблема несостоятельности государств.



  1. ^

    Порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка выставляется с применением 10-бальной системы и формируется путем суммирования накопленной оценки и оценки, полученной на экзамене. При этом вес накопленной оценки – 0,6, полученной на зачете – 0,4.

Орезульт = 0,6·Онакопл + 0,4·Озачет,


где Орезульт - результирующая оценка;

Онакопленная - накопленная оценка;

Озачет - оценка, полученная за зачет.


Накопленная оценка получается путем сложения произведений баллов, полученных по всем текущим формам контроля, умноженных на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля: работа на семинаре/лекции – 0,4; коллоквиум– 0,6.

Онакопл = 0,4·Осемин. + 0,3·Околл. + 0,3·Ореф

где Онакопл - накопленная оценка;

Осем. - оценка за работу на семинарах (лекциях);

Околл. - оценка за коллоквиум

Ореф - оценка за реферат

На зачете пользоваться какими-либо источниками при подготовке к ответу запрещено.

  1. ^

    Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


10.1. Учебник.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М.: Аспект Пресс, 2002.


^ 10.2. Основная литература:

Голосов Г. Сравнительная политология. 3-е изд., перераб. и доп. СПб: Изд-во ЕУСПб, 2001.

Мельвиль А., ред. Политология. М.: Проспект, 2009.

Хейвуд Э. Политология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.

Чилкот Р. Теории сравнительной политологии. М.: «Весь мир», 2001..


^ 10.3. Дополнительная литература:

Тема 1.

Кревельд ван М. Расцвет и упадок государства. М.: ИРИСЭН, 2006.

Вебер М. Основные социологические понятия. Гл. 5 и 6 – Вебер М. Избранное. М.: «Прогресс», 1990.

Mann M. The Autonomous Power of the State: Its Origins, Mechanisms and Results, European Journal of Sociology. V. 25: 185-213, 1984.


Тема 2.

Вельцель К., Ингелхарт Р. Как развитие ведет к демократии. Россия в глобальной политике. 2009, 3.

А.Мельвиль. Демократические транзиты: теоретико-методологические и прикладные аспекты. М.: МОНФ, 1999.

Растоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели. Полис, 1996, 5.

Carothers Th. The End of Transition Paradigm. Journal of Democracy. V.13, #1, 2002.

Huntington S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. Norman: University of Oklahoma Press, 1991.

Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996.

O’Donnel G. Delegative Democracy. Journal of Democracy. V.5, #1, 1994.

Schmitter Ph. and Karl T. What Democracy Is…And Is Not, in Larry Diamond and Marc F. Plattner, eds., Democracy: A Reader. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2009.


Тема 3.

Bartels L. Economic Inequality and Political Representation, in Lawrence Jacobs and Desmond King, eds., The Unsustainable American State. New York: Oxford University Press, 2009.

Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996.

Lipset S. Some Social Requisites of Democracy: Economic Development and Political Legitimacy. American Political Science Review, V.53 (March), 1959.

McFaul M., Stoner-Weiss K. The Myth of the Authoritarian Model. Foreign Affairs, 2008, vol.87, N1.

Sachs I. Revisiting Development in the Twenty-First Century, International Journal of Political Economy, V. 38, # 3, 2009.


Тема 4.

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. Полис, 1992, №4.

Вебер М. Протестантизм и дух капитализма. – Вебер М. Избранное. М.: «Прогресс», 1990.

Токвиль де А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992.


Тема 5.

Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь Мир, 2003.

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Москва: Ad Marginem, 1996.

Putnam R.. “Bowling Alone: Americas Declining Social Capital,” Journal of Democracy V.6, #1, 1995.

Zakaria F. The Rise of Illiberal Democracy. Foreign Affairs, November/December 1987.


Тема 6.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

Bermeo N.. The Import of Institutions, Journal of Democracy, V. 13, #2, 2002.

M. Steven Fish, “Stronger Legislatures, Stronger Democracies,” in Larry Diamond and Marc F. Plattner, eds., Democracy: A Reader. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2009.

Linz J.. The Perils of Presidentialism, in Larry Diamnond and Marc F. Plattner, eds. The Global Resurgence of Democracy. Baltimore: Johns Hopkins University Press1993.

Shugart M., Carry J. Presidents and Assemblies: Constitutional Design and Electoral Dynamics. New York: Cambridge University Press. 1992.


Тема 7.

Гельман В. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории. Полис, 2001, № 1.

Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия. Pro et Contra. Т.12, №1. 2008.

Balzer H. Russia and China in the Global Economy. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. V.16, #1, 2008.

Dallin A. Causes of the Collapse of the USSR. Post-Soviet Affairs, 1992, vol.8, N4.

Frye T. A Politics of Institutional Choice: Post-Communist Presidencies. Comparative Political Studies, 1997, vol.30, N5.

Howard M. The Weakness of Civil Society in Post-Communist Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

Sakwa R. Postcommunism. Buckingham [England]; Philadelphia: Open University Press, 1999.

Shugart M. Executive-Legislative Relations in Post-Communist Europe. Transition, 1996, vol.2, №25.


Тема 8.

Карозерс Т. Ошибка теории поэтапной демократизации. – Pro et Contra, Т.11, №1, 2007.

Bunce V. Rethinking Recent Democratization: Lessons from the Postcommunist Experience. World Politics, V.55, #1, 2003.

Bates, Robert, 2008. When Things Fell Apart: State Failure in Late-Century Africa,” New York: Cambridge University Press, 2008.

Mcnulty M.. “The Collapse of Zaire: Implosion, Revolution or External Sabotage?” The Journal of Modern African Studies, V. 37, #1, 1999.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации студентами результатов работы используется ноутбук (или ПК) и мультимедийный проектор.





Похожие:

Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» iconПрограмма учебной дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
Программа предназначена для студентов 1 курса магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению...
Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» iconПрограмма курса «введение в специальность (сравнительная политология)» для студентов 1 курса отделения Сравнительной политологии
Программа дисциплины «Введение в специальность (Сравнительная политология)» цикла опд
Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» iconПрограмма дисциплины "Сравнительная политология/Comparative Politics" для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра (опд. Ф. 00, 3 курс)

Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» iconПрограмма дисциплины "Сравнительная политология/Comparative Politics" для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра (опд. Ф. 00, 3 курс)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» iconПрограмма дисциплины «Политология» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» iconI. Пояснительная записка Требования к студентам: Учебная программа по курсу «Политология»
Учебная программа по курсу «Политология» предназначено для подготовки студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» факультета менеджмента....
Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» iconПрограмма дисциплины Сравнительная политология для направления 030200. 62 «Политология»
Курс сравнительной политологии призван, таким образом, сыграть решающую роль в профессиональном самоопределении студентов, продемонстрировав...
Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» icon” 2008 г. Программа курса введение в специальность
Программа дисциплины «Введение в специальность (Сравнительная политология)» цикла опд
Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для студентов 1 курса магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению...
Программа учебной дисциплины «Сравнительная политология» iconПрограмма дисциплины «Политология» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы