Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации icon

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации



НазваниеПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации
Дата конвертации19.04.2013
Размер313.97 Kb.
ТипПрограмма
источник

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ


Факультет Менеджмента

Кафедра стратегического менеджмента



Одобрена и рекомендована

на заседании кафедры

стратегического менеджмента

«»____________ 2010 г.

Зав. кафедрой _______ Е.И. Бабенко






Утверждена решением

Ученого Совета ПФ ГУ-ВШЭ


«_____»______________2010 г.

Председатель _________Г.Е. Володина




ПРОГРАММА


ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
^

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080507.65


«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

«Стратегический менеджмент»

вечерне-заочного факультета «Экономики и управления»


Пермь 2010

^ Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»


Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в ПФ ГУ-ВШЭ по каждой основной профессиональной образовательной программе.

  1. Итоговый междисциплинарный экзамен на факультете менеджмента ПФ ГУ-ВШЭ является составной частью государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе подготовки специалистов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

  2. К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом.

  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования, предусмотренные государственным образовательным стандартом и необходимые для получения квалификации специалиста.
1. Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» включает тематику общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации: общий менеджмент, организационное поведение, управление персоналом, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, управление качеством, управление проектами.
2. Требования к профессиональной подготовки специалиста, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

2.1 Специалист должен:

  • знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлении, владеть методами анализа экономических и социальных процессов,

  • понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента,

  • владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.)

2.2 Специалист должен уметь решать проблемы, соответствующие его степени.

Специалист:

  • должен быть знаком с основными положениями экономической теории, а также учениями в области управленческих и социальных наук, способен анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, а также уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности,

  • должен иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик,

  • должен владеть методами инструментального анализа, необходимыми для выполнения профессиональных функций,

  • должен владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента,

  • должен быть способен пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках,

  • должен быть подготовлен к продолжению образования, уметь приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.
^ 3. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена

Итоговый экзамен осуществляется в письменной форме. Экзаменационный билет включает: теоретический вопрос, тест и практическое задание, решение которого предполагает использование соответствующего инструментария, сформулированные в соответствии с программой междисциплинарного экзамена.

Экзаменационные билеты подписываются председателем экзаменационной комиссии и утверждаются деканом факультета, на подпись которого ставится печать факультета. На итоговый междисциплинарный экзамен в письменной форме выделяется до четырех академических часов. Оценки формируются на основе ответов на поставленные в билете вопросы (задачи) по методике, утвержденной в программе экзамена

По завершении итогового междисциплинарного экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает согласованную итоговую оценку. В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке, решение экзаменационной комиссии в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов РФ «принимается на закрытом заседании простым большинством голосов: при равном числе голосов голос председателя является решающим».

Итоговая оценка по экзамену сообщается студенту, проставляется в протокол экзамена и зачетную книжку студента где, также как и в протоколе, расписывается председатель и члены экзаменационной комиссии. В протоколе экзамена фиксируются также номер и вопросы экзаменационного билета, по которым проводился экзамен.

Протоколы итогового междисциплинарного экзамена утверждаются председателем ГАК или его заместителем, подшиваются в отдельную папку и хранятся в учебной части факультета. Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы, письменные работы копии протоколов экзамена подшиваются в личные дела студентов.

В период подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по направлению студентам должны предоставляться необходимые консультации по дисциплинам, вошедшим в программу итогового экзамена.

^ 4. Порядок повторной сдачи государственного междисциплинарного экзамена по специальности «Менеджмент организации»

Студенту предоставляется одна попытка пересдачи неудовлетворительной оценки, полученной по итоговой государственной аттестации, не ранее чем через год действующему составу ГАК. Студентам, не проходившим аттестационные испытания по уважительной причине, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию через 3 месяца, осенью текущего года или через год.

^ 5. Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

При проведении итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» устанавливаются следующие оценки знаний выпускников:

^ Оценка «отлично» - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета, грамотное изложение и чёткое изображение схем и графиков; использование, в необходимой мере, в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.

^ Оценка «хорошо» - твёрдые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы в экзаменационном билете при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; грамотное изложение и чёткое изображение схем и графиков.

^ Оценка «удовлетворительно» - твёрдое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений; наличие ошибок в изложении и изображении схем и графиков; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно.

^ Оценка «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неточные и непоследовательные ответы, представление разрозненной информации при ответе на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете.

Оценивание знаний студентов по государственному междисциплинарному экзамену проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов Российской Федерации. Методика выставления оценки базируется на совокупной оценке ответа экзаменуемого, сформированной на основе независимых оценок поставленных каждым членом комиссии.


Утверждена на заседании кафедры

стратегического менеджмента

Протокол № __от «__» _______2010 г.

Зав. кафедрой стратегического менеджмента ___________________ Е.И. Бабенко


^ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080507.65 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»


Общий менеджмент

Эволюция управления как научной дисциплины. Возникновение менеджмента как естественное следствие социально экономического развития общества. Парадигма современного менеджмента. Подходы к управлению на основе выделения различных школ: классическая школа менеджмента: научное управление: административная школа, концепция бюрократии; школа человеческих отношений; поведенческие науки; наука управления или количественный подход; процессный подход: функции процесса управления; системный подход; ситуационный подход.

Системный подход. Ситуационный подход. История развития системного подхода в менеджменте. Открытые и закрытые системы. Понятие системы как целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, влияющих на свойства целого (Людвиг фон Берталанфи). Организация как открытая система, функционирующая в изменяющейся среде. Основные свойства организации: общественный инструмент, человеческая общность, безличная структура норм и связей. Подсистемы организации по Дж. Клоусону. Модель шести систем по Адамс и Адамс. Ситуационный подход: идеи уникальности и идеи универсальности; четырехшаговый процесс. Внутренние и внешние ситуационные переменные. Этапы жизненного пути организации по Лари Грейнеру. Теория жизненных циклов организации по Ицхаку Адизесу. «Болезни роста» организации по С.Р. Филоновичу. Модель 7-S (Том Питерс, Роберт Уотерман, Джульен Филипс). Модель шести ячеек Марвина Вайсборда. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами.

Цели и миссия организации. Цели организации. Принципы целеполагания. Диагностика целей. SMARTER анализ. Миссия как основная цель организации, поясняющая причину ее существования. Иерархия целеполагания и миссия организации. Миссия, видение, политика, стратегия.

Основы стратегического менеджмента. Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Глобальная стратегия: стратегия глобализации, мультирегиональная стратегия, стратегия экспорта, транснациональная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегия функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению, SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии.

Внешняя и внутренняя организационные среды. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация - внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда.

Человек в организации. Основные положения психологического подхода к управлению. Личность как субъект и объект управления. Роль и задачи менеджера в организации. Власть и проблемы лидерства в организации. Разновидности стиля руководства. Человеческие отношения и человеческие ресурсы. Задачи и методы оценки деловых и личных качеств работников.

Конфликты и стрессы в деятельности организации. Конфликт. Конфликтная ситуация. Участники конфликта. Объект конфликта. Ранг оппонента. Внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой конфликты. Конструктивный и деструктивный конфликт. Стратегия управления конфликтами. Тактика управления конфликтами. Управление стрессами. Механизм стресса. Механизм возникновения дистресса. Источники возникновения стрессов в окружающей среде.


Коммуникации в организации. Коммуникации и управленческая деятельность. Уровни менеджмента. Внешние коммуникации. Внутренние коммуникации: вертикальные, горизонтальные, неформальные. Коммуникативный процесс: основные этапы. Управленческая внутриорганизационная информационная система: цели, функции. Формирование имиджа организации. Первичные информационные сети: «звезда», «шпора», «круг». Вторичные информационные сети: «тент», «палатка», «дом». Коммуникативные барьеры. Преодоление коммуникативных барьеров. Командный труд. Различные типы команд. Формальные команды. Самоуправляемые команды. Характеристики рабочих команд. Размер. Роли участников. Командные процессы. Стадии развития команды. Сплоченность команды. Командные нормы. Потенциальные выгоды командной работы. Потенциальные издержки.

Мотивация. Смысл и эволюция понятия мотивация. Первоначальные концепции: политика кнута и пряника, использование в управлении методов психологии. Мотивация деятельности в менеджменте. Понятие о психоанализе, теории драйвов, гедонической теории. Первичные и вторичные потребности. Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивация и компенсация.

Влияние, власть, лидерство. Природа лидерства. Лидерство в современных условиях. Лидерство 5-го уровня. Лидерство и менеджмент. Характерные черты лидера. Поведенческие подходы к лидерству: исследования университета штата Огайо; исследования Мичиганского университета; сетка лидерства Блейка-Моутона. Ситуационные подходы: теория Херси и Бланшара, теория Ф Фидлера теория «путь-цель». Власть и влияние. Пять форм власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену. Понятие влияния.

Структура организации. Определение понятия «организационная структура». Сфера контроля: широкая и узкая. Структура управления: плоская и высокая (многоуровневая). Базисные части организации: операционное ядро, стратегический апекс, серединная линия, техноструктура, вспомогательный персонал, идеология. Основные параметры организационной структуры: сложность, формализация, централизация. Децентрализация: формы, преимущества и недостатки. Механические и органические структуры. Линейно-функциональные, дивизиональные и матричные организационные структуры. Связь между структурой, стратегией и эффективностью организации. Основные сведения об управлении в организациях. Основные понятия. Специализация. Координация деятельности сотрудников. Понятие делегирования. Изменение организационной структуры (реорганизация). Необходимость и виды изменений. Типичные причины сопротивления изменениям. Управление организационными изменениями. Процесс организационного развития. Мероприятия, способствующие успеху изменений. Методы успешного проведения изменений.

Разработка и принятие управленческих решений. Природа процесса принятия решений. Управленческое (организационное) решение. Лидерское решение. Запрограммированные и незапрограммированные решения. Компромиссы. Подходы к принятию решений: интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, рациональные решения. Этапы рационального решения проблем. Диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявление альтернатив, окончательный выбор. Дополнительные факторы, влияющие на процесс принятия решений. Воздействие управленческого решения. Личностные оценки руководителя. Среда принятия решений: определенность, риск, неопределенность. Технологии принятия решений. Методы и модели науки управления. Понятия модели. Необходимость моделирования ситуаций и разработка решений. Типы моделей: физическая модель, аналоговая модель, математическая модель. Процесс построения модели.

Организационная культура. Концепция организационной культуры: определение понятия «организационная культура», предпосылки зарождения, основные элементы. Влияние организационной культуры на результаты организационной деятельности. Соответствие организационной культуры принятой стратегии. Управление организационной культурой. Трехуровневая модель культуры Э.Шайна. Функции корпоративной культуры. Типы организационных культур В.В. Радаев. Национальное в организационной культуре. Система ценностей личности. Модель Хофштеда. Модель Оучи. Сильные и слабые стороны организационной культуры. Характеристики организационной культуры. Реформирование организационной культуры и типы организационных изменений.

Контроль в организации. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Сущность и смысл контроля. Почему необходим контроль: неопределенность, предупреждение возникновения кризисных ситуаций, поддержание успеха, другие факторы. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Системы с обратной связью. Процесс контроля. Установление стандартов. Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики постоянного контроля, ориентированного на достижение результатов в соответствие с запланированными показателями.

Литература:
^

Базовый учебник


1. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – МПб.: Питер, 2009. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика МВА»);

Основная литература


2. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии.: Учебник/А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.;

3. Армстронг М. Менеджмент: методы и приемы: Пер. с 3-го англ. изд. – К.: Знания-Прес, 2006. – 876 с. – (Европейский менеджмент).
^

Дополнительная литература


  1. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. – М., 2003.

  2. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2003.

  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.

  4. Щербина В.В. Социальные теории организаций: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  5. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. привалова. – М.: Журнал Эксперт: ЭКСМО, 2001.

9. Колман Р., Барри Г. 525 способов стать лучшим менеджером. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000

^

Организационное поведение


Природа и характеристика организации. Понятие «организационного поведения». Междисциплинарный подход к изучению поведения людей в организации. Факторы организационного поведения: человеческий фактор, организационная структура, технология, внешняя среда. Диверсификация рабочей силы в организации. Управление диверсификацией в организации. Теоретические основы организационного поведения: когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Методы изучения организационного поведения. Критерии научности организационного поведения. Системный подход к изучению организационного поведения. Закрытые и открытые системы. Равновесные и неравновесные системы. Элементы организационного поведения с точки зрения системного подхода.

Личность и ее развитие в организации. Человеческий фактор в социально-экономических системах. Восприятие. Избирательность восприятия. Искажения восприятия. Социальное и межличностное восприятие. Ошибки атрибуции. Управление впечатлением. Стратегии поведения для управления впечатлением. Особенности взаимодействия человека в организации. Теории формирования группового поведения в организации. Современные теории личности и поведения человека в организации. Структура личности. Базовые теории групп: теория близости; теория взаимодействия; теория равновесия; теория обмена. Этапы формирования групп. Типы групп. Характеристика групп. Стадии групповой динамики. Формальные и неформальные группы. Ролевые представления членов команды. Трансакционный анализ. Комплементарные и некомплементарные трансакции. Статус. Иерархия статусов. Сплоченность группы. Факторы, влияющие на сплоченность. Групповые нормы. Конформизм. Параметры, обуславливающие степень конформности. Адаптация сотрудника в группе. Методы психологического воздействия на членов группы. Природа, виды и формирование установок. Последствия установок в отношении труда. Функции и изменения установок.

Подходы к научению: бихевиористский, социального научения, когнитивный. Одинарная и двойная петля научения по К. Арджирису. Принципы научения. Метод модификации поведения. Основные этапы модификации поведения. Научение и система вознаграждения. Конфиденциальность выплат. Управление вознаграждением. Понятие об организационном научении. Научающиеся организации. Теория и практика модификации в организационном поведении.

Информация как фактор экономической деятельности. Теоретические основы изучения коммуникаций в организации (А.Файоль, Ч.Бернард). Типы коммуникаций. Основные элементы процесса коммуникаций. Психология общения и эффективные коммуникации. Информационная структура организации. Коммуникативные каналы и коммуникационные сети. Личностные сети и типы коммуникационных связей. Этапы коммуникативного процесса. Коммуникативные помехи и барьеры. Методы их преодоления. Вербальные и невербальные формы межличностного взаимодействия. Язык жестов и проблемы интерпретации интерперсональных коммуникативных актов. Коммуникативная функция руководства.

Социально-психологические регуляторы поведения человека. Элементы мотивационной сферы: мотивация, мотив, потребности, цель. Типы мотивов. Виды потребностей. Избегательная и достижительная мотивация. Мотивационные типы сотрудников. Мотивационный профиль. Формы и методы стимулирования. Подкрепление - как важный мотивационный фактор. Типы, характеристика подкреплений. Графики подкреплений. Влияние системы мотивации на результативность и эффективность организации. Проектирование рабочего места.

Лидерство. Теории лидерства: теории черт; ситуационная теория; системная теория. Качество и черты личности лидера. Лидерство и власть. Источники власти. Властные отношения в организации. Процессы реализации власти в организации. Руководство. Отличие лидерства и руководства. Стили управления. Функции руководителя. Классификация руководителей. Нейтрализаторы, субституты и усилители руководства. Организационная сущность управления. Типы управленческих отношений в организации. Ориентации руководителя: формализованные и персонализованные. Участие сотрудников в управлении. Наделение властью. Факторы, способствующие расширению практики участия в управлении.

Стадии разработки и принятия управленческого решения. Ловушки, связанные с принятием решений. Стили принятия решений. Критерии выбора стиля при принятии решений. Методы принятия групповых решений. Причины приверженности первоначальному решению.

Понятие организационной культуры. Структура организационной культуры по Э.Шейну. Классификация организационной культуры: доминирующая и субкультуры, сильные и слабые культуры, стихийные и моделируемые организационные культуры. Меры поддержания организационной культуры. Национальная культура. Исследование национальной культуры Г.Ховстеде.

Проблема универсальности методов организационного поведения применительно к различным национальным культурам. Результаты кросскультурных исследований организационного поведения. Организационное поведение и национальная культура. Перспективы развития организационного поведения.

Организационные изменения: типы, характеристика. Политические, экономические, технологические, социальные и психологические источники организационных изменений. Управление нововведениями в организации. Сопротивление организационным изменениям: логическое, психологическое и социологическое. Механизмы психологической самозащиты в сохранении личностной определенности. Концепции организационного развития. Промежуточные и результирующие переменные. Классификация сотрудников по их отношению к изменениям. Персональное развитие в организации. Агенты перемен. Типовые программы организационного развития. Положительные и отрицательные стороны организационного развития.

Литература:

Базовый учебник

1. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: Инфра-М, 1999.

Основная литература

2. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация = Organisational behavioun: учебник /Я. Брукс ; пер. с англ. В.Л. Доблаев . - М.: Дело и Сервис , 2008. - 452 с.

3. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике = Behavior in organizations /Д. Гринберг; Р. Бэйрон; пер. с англ. О.В. Бредихина. - М.: Вершина , 2004. - 878 с.

4. Громкова Т.В. Организационное поведение: учеб. пособие /М.Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ , 1999. - 207 с.

5. Джоржд Дж.М. Организационное поведение. Основы управления = Organizational behavior: учеб. пособие: пер. с англ. /Дж.М. Джордж; Г.Р. Джоунс . - М.: ЮНИТИ, 2003. - 447 с.

6. Доблаев В.Л. Организационное поведение /В.Л. Доблаев. - М.: Эксмос, 2002. - 318 с.

7. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. - М.: Вече-Персей-АСТ, 1997.

8. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.:Дело, 2003

9. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие /Ю.Д. Красовский. - М. : ЮНИТИ , 1999. - 472 с.

10. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение : учеб. пособие / Е.Г. Молл . - М.: Финансы и статистика , 2000. - 156 с.

11. Ньюстром Дж.В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте = Organizational Behavior. Human Behavior at Work: пер. с англ. /Дж.В. Ньюстром ; К. Дэвис. - СПб.: ПИТЕР , 2000. - 447 с. (Теория и практика менеджмента)

12. Организационное поведение в таблицах и схемах: учеб. пособие / ред. Г.Р. Латфуллин; ред. О.Н. Громова. - М. : Айрис-Пресс , 2002. - 286 с. (Высшее образование)

13. Плаус С. Психология оценки и принятия решения. – М.: Филинъ, 1998.

14. Резник С.Д. Организационное поведение: учебник / С.Д. Резник. - М. : ИНФРА-М , 2009. - 429 с. (Высшее образование)

15. Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя : учеб. пособие / В.Л. Семиков. - М.: Академический Проект; М.: Гаудеамус, 2004. - 219 с. (Gaudeamus)

16. Смирнова В.Г. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Г. Смирнова. - М. : Центр маркетинговых исслед. и менеджмента, 2007. - 127 с. (Маркетинг)

17. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом : учеб. пособие / В.А. Спивак . - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 412 с. (Учебники для вузов)

18. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.: ИНФРА-М, 1999.

19. Шорохов Ю.И. Организационное поведение: учеб. пособие / Ю.И. Шорохов; А.В. Глушкова; Д.И. Мамагулашвили . - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 126 с. (Современное образование)

Дополнительная литература

20. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики: почему мы ведем себя именно так. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

21. Анастази Ф., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е межд. изд.– СПб.: Питер, 2001

22. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.

23. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2002

24. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2001

25. Будон Г. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. – М.: Аспект-Пресс, 1998

26. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2001

27. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001

28. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002

29. Менегетти А. Психология лидера. 3-е изд. – М.: Онтопсихология, 2001

30. Мильграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.

31. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – Москва:КСП+; СПб.: Ювента, 1998

32. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000

33. Психология: комплексный подход. Под ред. М.Айзенка. – Минск.: Новое знание, 2002

34. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект-Пресс, 2000

35. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI). – СПб.: Речь, 2001

36. Спицнадель В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. – СПб.: Бизнес-пресса, 2002

37. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002

Иностранная литература (дополнительная)

38. Argiris C. The Applicability of Organizational Sociology. Cambridge, MA: University press, 1972.

39. Austin W.G., Worchel S. The Social Psychology of Intergroup Relations. Belmont, CA: Wadsworth, 1979.

40. Bennis W.G., Thomas R.J. Geeks and Geezers: How Era, Values, and Defining Moments Shape Leaders. – Boston: Harvard Business School Press, 2002.

41. Cashman K. Leadership from the Inside Out. - Provo, UT: Executive Excellence Publishing, 2001.

42. Charan R., Drotter S., Noel J. The Leadership Pipeline: How to Build the Leadership-Powered Company. – San Francisco: Jossey-Bass, 2001

43. French W.L., Bell C.H, Jr. Organization Development. 5th ed. – Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1995.

44. Goleman D. Emotional Intelligence. - New York: Bantam Books, 1995.

45. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Primal Leadership: Realizing the Power of Emotional Intelligence. – Boston: Harvard Business school Press, 2002

46. Hughes R.L., Ginnett R.C., Curphy G.J. Leadership: Enhancing the Lessons of Experience. 4th ed. – Boston, etc.: McGraw-Hill – Irwin, 2002

47. Johnson B. Polarity Management: Identifying and Managing Unsolvable Problems. – Amherst: HRD Press, 1996

48. Johnson D.W. Reaching Out: Interpersonal Skills and Self-Actualization. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1991.

49. Kotter J.P. What Leaders Really Do// Harvard Business Review, May-June 1990

50. Kouzes J.M., Posner B.Z. The Leadership Challenge. San Francisco: Jossey-Bass, 1987.

51. Moorhead G., Griffin R.W. Organizational Behavior. Boston: Houghton Mifflin Company, 1989.

52. Teal T. The Human Side of Management// Harvard Business Review, November-December 1996

53. Tichy N. The Leadership Engine. - New York: HarperBusiness, 1997.

54. Tichy N. The Cycle of Leadership. - New York: HarperBusiness, 2002.

55. Zaleznik A. Managers and Leaders: Are They Different? // Harvard Business Review, March-June 1977

56. Yukl G. Leadership in Organizations. 3rd ed. – Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1994

57. Zaleznik A., Kets de Vries M.F. Power and the Corporate Mind. Boston: Houghton Mifflin, 1975.

Управление персоналом

Понятие и классификация персонала. Современные концепции управления персоналом. Современные задачи и функции деятельности служб по персоналу. Система управления персоналом и ее основные элементы. Особенности управления персоналом в США, Японии, Западной Европы.

Кадровая стратегия организации: виды и основные этапы построения, влияние внешних и внутренних факторов. Основные этапы планирования трудовых ресурсов. Источники привлечения персонала: преимущества и недостатки. Определение качественной потребности в персонале. Определение количественной потребности в персонале. Нормирование и основные виды норм. Характеристика основных методов определения численности персонала.

Основные этапы процесса отбора персонала. Заочное знакомство с претендентом. Анализ анкетно-биографических данных, рекомендаций, послужного списка. Собеседование (персональное интервью): характеристика основных типов, этапы, техника проведения. Основные ошибки при проведении интервью. Психодиагностика (тестирование): преимущества и недостатки. Критерии качества тестов. Медицинский контроль. Анализ результатов испытания. Принятие решения о найме. Трудовой договор (контракт).

Задачи руководителя по адаптации и ориентации персонала. Основные направления адаптации (первичная, вторичная). Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Характеристика основных этапов процесса адаптации. Факторы психологической дезадаптации.

Мотивы и их основные виды. Типы мотивированных работников. Основные формы мотивации. Стимулы и их основные формы. Принципы стимулирования труда. Системы оплаты труда персонала. Схема оплаты труда менеджеров и руководителей высшего звена. Поощрения для высококвалифицированных специалистов и профессионалов. Поощрения в масштабе всей организации.

Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Определение потребности в обучении персонала. Определение затрат на обучение. Разработка учебных планов и программ. Характеристика основных форм и методов обучения, их преимущества и недостатки. Оценка результатов обучения.

Основные концепции лидерства. Теория лидерских качеств. Концепция лидерского поведения. Концепция ситуационного лидерства. Коррекция лидерского поведения. Составляющие лидерского поведения. Стилевая гибкость. Диагноз стиля.

Оценка персонала и аттестация. Основные этапы проведения оценки персонала. Основные методы оценивания. Графические шкалы. Альтернативное ранжирование. Попарное сравнение. Принудительное распределение. Метод критического случая. Рейтинговые шкалы и проблемы работы с ними. Анализ результатов аттестации.

Литература:

Базовый учебник

  1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М., 2006

Дополнительная литература

  1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе.- М.:Юристъ, 1998.

  2. Герберт Дж. Круден, Артур У. Шерман. Зарубежный опыт управления персоналом / Пер. с англ. – М.: ИПК-госслужбы, 2001.

  3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.:БИНОМ, 1997.

  4. Друкер П. Эффективное управление. – М.: ФАИТ-ПРЕСС, 1998.

Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 1997.

  1. Модели и методы регулирования персоналом: российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.:ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

  2. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 1999/

  3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  4. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000.

  5. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М., 1998.

  6. Управление персоналом организации. Практикум:Учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  7. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002.


Стратегический менеджмент

Основные задачи стратегического менеджмента. Сущность стратегического управления. Общая концепция стратегического управления. Этапы развития. Объекты стратегического управления. Непрерывность и цикличность процесса стратегического управления. Основные понятия стратегического менеджмента. Стратег. Миссия. Целевые установки. Цели. Основные различия между долгосрочным и стратегическим планированием.

Анализ производства и конкуренции. Роль стратегического анализа в процессе разработки стратегии. Структура анализа (определение главных экономических характеристик промышленного развития; определение и оценка движущих сил; оценка силы конкуренции; оценка конкурентной позиции компании в отрасли; выявление ключевых факторов успеха). Ситуационный анализ организации. Оценка адекватности текущей стратегии. SWOT анализ. Стратегический стоимостной анализ. Оценка силы конкурентной позиции предприятия. Обобщение результатов анализа.

Основные типы конкурентных стратегий. Стратегия дифференциации. Стратегия низких издержек. Стратегия ниши. Стратегия и конкурентное преимущество. Использование наступательных стратегий для закрепления конкурентного преимущества. Выбор конкурента для атаки. Использование стратегий защиты и сохранения конкурентного преимущества. Стратегии вертикальной интеграции.

Концепция General Electric/McKinsey. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели.

Формирование стратегического видения и миссии. Особенности формирования. Заинтересованные стороны. Этапы формирования. Установление целей. Дерево целей. Этапы формулирования целей. Пирамида разработки стратегического плана. Взаимосвязь результатов стратегического анализа, миссии, целей и план мероприятий. Стратегические альтернативы. Идентификация и разработка. Стратегия бизнес-единицы. Стадии разработки стратегии. Стратегия корпорации. Бизнес стратегии. Функциональные стратегии. Особенности разработки и взаимоувязки. Стратегия и техническая политика предприятия. Стратегия и организационная культура.

Общая схема процесса осуществления стратегии. Построение организации способной реализовать принятую стратегию. Привязка бюджетов к стратегии. Разработка политики и процедур поддержания стратегии. Системы поддержки процесса осуществления стратегии. Проектирование систем управления.

Синергизм и деловые способности компании. Концепция синергизма. Начальный и операционный синергизм. Симметрия и совме6стные эффекты. Невидимые активы. Стратегия и текущие ресурсы. Эффективное использование ресурсов. Эффективная аккумуляция ресурсов. Комбинаторные выгоды. Портфельные эффекты.

Литература:

Базовый учебник

1. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006

Дополнительная литература

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 416 с.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 560 с.

5. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство "Финпресс", 2001. – 240 с.

6. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизмЮ 2-е изд. /. – СПб: Питер, - 2004. – 416 с.

7. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива - Спб.: Наука, 1996

8. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. – 288 с.

9. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуневского. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.

10. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 360 с.

11. Фаэй Л., Рэнделл Р. (ред.) Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 608 с.
^

Инновационный менеджмент


Понятие инновации и инновационного процесса. Научно-техническая и инновационная деятельность. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента. Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Виды инноваций и их классификация. Нововведения как объект инновационного управления.

Основные теории и концепции инновационного менеджмента. Эволюция концепций развития. Н.Д. Кондратьев. Длинные волны Н.Д. Кондратьева. Й. Шумпетер. Роль предпринимателя в развитии инновационной деятельности. Вклад Г.С. Альтшулера

Жизненный цикл продукта. Выбор инновационной стратегии. Фазы жизненного цикла продукта. Особенности движения цен и прибыли по фазам жизненного цикла. Особенности инновационного продукта, становящегося товаром. Создание благоприятных условий нововведений. Прогнозирование в инновационном менеджменте. Значение выбора стратегии. Методы выбора инновационной стратегии.

Политика государства в сфере инноваций. Расходы развитых стран на создание знаний, положение России. Зарубежные системы поддержки инноваций. Технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса. Основные проблемы реализации инноваций в России; национальная инновационная система; формы поддержки инноваций российским государством. Принципы классификации инноваций.

Разработка программ и проектов нововведений. Понятие исследовательского проекта и его содержание. Оформление инновационных проектов. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.

Интеллектуальная собственность. Законы РФ, регулирующие рынок интеллектуальной собственности. Особенность времени – рост доли интеллектуальных активов в капитале компаний. Интеллектуальная собственность, её основные компоненты: патенты, лицензии и отражение в них связанных поставок, товарные знаки, ноу-хау. Цены на лицензии, обеспечение безопасности при торговле лицензиями.


Литература:

Базовый учебник

1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2003.

Дополнительная литература

2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.

3. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учебн.-практ. пособие.- М.: Дело, 2001.


Управление качеством

Определение понятия «качество». Сравнительный анализ понятий «качество услуги» и «качество товара». Детерминанты качества услуг. Детерминанты качества товара. Суть модели ценности услуг Зайтамля и ее составляющие. Традиционный и новый взгляды на качество. Результаты повышения качества.

Концепция воспринятого качества. Понятие технического качества. Понятие функционального качества. Суть модели качества К.Гронруза. GAP-модель: пять разрывов между ожидаемым и воспринятым качеством, причины разрывов, ловушки и способы их избегания.

Эволюция развития менеджмента качества: контроль качества готовой продукции (Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер); контроль качества в ходе процесса изготовления продукции и окончательный контроль (В.Шухарт); обеспечение качества (У.Деминг, Дж.Джуран, А.Фейгенбаум); комплексный подход к управлению качеством продукции и услуг (TQM). Спираль качества. Цикл PDCA.

Базовые принципы идеологии TQM. Ориентация на потребителя: старая и новая парадигмы в управлении организацией, действия необходимые для реализации принципа, методы сбора информации о потребителе. Ведущая роль руководства: параметры качества руководителя, действия необходимые для реализации принципа, типы лидеров, элементы системного управления. Вовлечение в работу всех: цикл взаимоотношений руководства и подчиненных, действия необходимые для реализации принципа, трудовые отношения в рамках концепции Форда-Тейлора и TQM, понятие внутреннего рынка, принципы награждения. Ориентация на процессы: понятие процесса, группы процессов, понятие деловой процесс, действия необходимые для реализации принципа. Непрерывное улучшение качества всех процессов: методы Kaizen и Kairyo, их суть. Базирование решений на фактах: определение и этапы процессы принятия решений, действия необходимые для реализации принципа.

Инструментальные средства TQM: контрольный лист, контрольные карты, причинно-следственная диаграмма, диаграмма Парето, диаграмма рассеивания, гистограмма, частота, мозговой штурм, профиль базового качества, наделение работника полномочиями, бенчмаркинг.

Стандартизация и сертификация. Факторы, определившие эволюцию в области стандартизации. Типы международных стандартов. Стандарты серии ISO 9000. Структура базовых стандартов ISO 9000. Причины пересмотра стандартов ISO 9000 в 2000 году. Виды контроля стандартов. Базовые стандарты ISO 9000. Взаимоотношение методов, основанных на ISO 9000 и TQM. Понятие системы менеджмента качества. Составляющие СМК. Иерархия документов СМК.

Модели национальных премий в области качества: Национальная премия Малкольма Болдриджа, Европейская премия в области качества, Японская премия в области качества, Премия правительства РФ. Понятие самооценки.

Литература:
^

Базовый учебник


1. Эванс Дж. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. Короткова – Сп-б., Омега-Л., 2007.

Основная литература

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – СПб. – Омега-Л, 2007.

3. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. – М.: Дело и Сервис, 2007

Дополнительная литература

  1. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Процесс под микроскопом //Методы менеджмента качества. 2002. № 7.

  2. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Чего же мы ждем от системы экономики качества? // Стандарты и качество. 2002. № 1.

  1. Аристов О. В. Управление качеством – М.: "ИНФРА-М", 2007

  2. Бенделл Т. Наставники по качеству: Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества:/Пер. с англ. А. Константинова при участии М. Розно. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. – 48с.

  3. Биктимиров Р. Л., Горохов В. А. и др. Управление качеством и персоналом на промышленных предприятиях. М.: "Глобус", 2004.

  4. Винокуров В.А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия / В.А Винокуров, А.В. Винокуров// Стандарты и качество. 2005. N12.

  5. Горленко О.А., Мирошников В.В. Создание систем менеджмента качества в организации. – М., Машиностроение –1 , 2002.

  6. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 2.

  7. Джордж С., Ваймерских А.. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. СПб: "Виктория плюс", 2002. 256 с.

  8. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития: Пер. с англ. /Под ред. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона. М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. 280 с.

  9. Клячкин В.Н. Статистические методы в управлении качеством. – М.: Финансы и статистика, 2007.

  10. Койдо У. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития. Нижний Новгород, СМЦ "Приоритет", 2002, 252 с.

  11. Конти Т. Качество: Упущенная возможность? – М.: РИА «Стандарты и качество», 2007

  12. Конти Тито. Самооценка в организациях. Пер. с англ. И.Н. Рыбакова/ Научное редактирование: В.А. Лапидус и М. Серов. – М: РИА «Стандарты и качество», 2000. – 328с.

  13. Крейг Роберт Дж. ИСО 9000: Руководство по получению сертификата о регистрации./ Пер. с Англ. Н.П. Плетневой. – М. РИА «Стандарты и качество», 2001. – 184с.

  14. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Изд. 2-е: Н. Новгород, СМЦ «Приоритет» 2001. – 88с.

  15. Нестеров А.В. Философия качества // Компетентность. 2004. N 1.

  16. Никитин В.А.. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. - СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

  17. Огвозин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. –М.: Изд. «Дело и сервис»,1999г. – 160с.

  18. Погорелов Л.В. Качество банковского менеджмента как характеристика эффективности управления рисками. Банковский бизнес. 2007. N 2.

  19. Райнер Лавренц, Норберт Вагнер Управление качеством. Соответствие ожиданиям клиентов // Логинфо. 2007. №5

  20. Робертсон Б.. Лекции об аудите качества: Пер. с Англ. / Под ред. Ю.П. Адлера. – М.: РИА «Стандарты и качество», 1999. – 266с.


Управление проектами

Определение понятия «проект». Основные характеристики проекта. Базовые элементы управления проектом. Классификация проектов. Матрица целей и методов. Определение понятий «портфель» и «программа».

Определение понятия «окружающая среда проекта». Факторы внешней среды проекта. Факторы внутренней среды проекта. Основные участники проекта и их влияние на реализацию проекта.

Определение понятия «жизненный цикл проекта». Двухфазная структура жизненного цикла проекта. Четырехфазная структура жизненного цикла проекта. Пятифазная структура жизненного цикла проекта. Десятифазная структура жизненного цикла проекта. Объединенная схема различных взглядов на жизненный цикл проекта.

Определение понятия «процесс». Типы процессов, выполняемые командой проекта. Сравнительный анализ групп процессов управления проектом и фаз жизненного цикла проекта. Определение основных пяти групп процессов управления проектом.

Определение понятия «инициация проекта». Основные составляющие группы процессов инициации. Способы описания продукта проекта. Составление стратегического плана проекта. Разработка критериев выбора проекта. Основные методы выбора проекта. Способы сбора исторической информации о проекте. Виды формальных результатов процесса инициации проекта. Определение понятия «допущение» и виды допущений в проекте. Определение понятия «ограничение» и виды ограничений в проекте.

Определение понятий «планирование» и «план проекта». Основные уровни планирования. Процессы планирования. Планирование целей и содержания проекта. Определение работ проекта. Календарное планирование. Планирование ресурсов. Планирование затрат и финансирования проекта. Создание плана проекта.

Определение понятия «организация исполнения проекта». Процедуры организации исполнения проекта.

Определение понятия «контроль исполнения проекта». Процедуры контроля реализации проекта. Требования к системе контроля. Принципы построения эффективной системы контроля. Виды процессов контроля проекта. Определение понятия «мониторинг». Определение понятий «корректирующие действия» и «управление изменениями проекта». Метод освоенного объема.

Определение понятия «завершение проекта». Процедуры процесса завершения проекта. Способы окончания проекта.

Определение понятия «система». Основные виды подсистем в управлении проектами. Связи подсистем управления проектами, базовых элементов и управляющих моделей.

Определение понятия «управление содержанием проекта». Дерево целей проекта. Принципы управления организацией проекта. Определение понятия «организационная структура проекта». Типы организационных структур проекта. Виды организационных структур проекта.

Определение понятия «управление продолжительностью проекта». Календарный график. Диаграмма Ганта. Определение понятия «Сетевая модель». Метод СРМ.

Определение понятий «риск» и «неопределенность». Методы определения вероятности наступления события. Классификация рисков. Управление рисками и их оценка. Методы оценки рисков проекта. Вероятностный анализ. Дерево решений. Методы снижения рисков.

Определение понятия «ресурс». Виды ресурсов проекта. Управление материально-техническим обеспечением проекта. Управление коммуникациями проекта. Управление персоналом проекта.

Определение понятия «управление стоимостью проекта». Виды оценок стоимости проекта. Определение понятия «бюджетирование». Виды бюджетов. Оценка выполнения бюджета.

Определение понятия «управление качеством проекта». Четыре ключевых аспекта качества. Три группы процессов управления качеством проекта.

Литература:

Базовый учебник

  1. Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA = The fast forvard MBA in project management / Э. Верзух ; пер. с англ. О.Л. Пелявский . - М.; СПб.; К. : Диалектика , 2007. - 471 с.

Основная литература

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. – 574 с.

3. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. авт.; под ред. проф. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с.

Дополнительная литература

4. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, 528 с.

5. Ковалев А. Управление проектом по созданию интернет-сайта. Перевод с английского. М.: Альпина, 2001. - 337 с.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами./И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие/Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2001. – 875 м.

7. Разу М.Л. и др. Управление программа и проектами.: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. –М.: «ИНФРА-М», 1999г. 392с.

8. Тернер Дж.Родни Руководство по проектно-ориентированному управлению/Пер. с англ. Под общ.ред. Воропаева В.И. – М.: Издательский дои Гребенникова, 2007. 552с.

9. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. -240с.

10. Троцкий М., Груча Б. Управление проектами – М.: «Финансы и статистика», 2006, 301с.

11. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности : практ. пособие / ред. Ю.Н. Лапыгин . - М. : Омега-Л , 2007. - 252 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconПротокол №02 от «12» октября 2011г. Вопросы итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080507
Вопросы итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080507

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconМигку кафедра «Менеджмента» Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации»
Программа предназначена для подготовки студентов к итоговому междисциплинарному экзамену

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500. 62 Менеджмент по профилю «маркетинг»
Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500. 62 Менеджмент

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconТребования к оформлению программы итогового междисциплинарного экзамена
...

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080200-Менеджмент (в объеме итогового междисциплинарного экзамена бакалавра по данному направлению)
Менеджмент (в объеме итогового междисциплинарного экзамена бакалавра по данному направлению)

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Юриспруденция», специализация «Уголовное право»
Программа предназначена для проверки знаний на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности «Юриспруденция», специализации...

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconПрограмма дисциплины стоимость компании: оценка и управление для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»
Дисциплина является обязательной дисциплиной, изучается на 5 курсе студентами, обучающимися по специальности 080507. 65 «Менеджмент...

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации icon«Стратегическое управление человеческими ресурсами» для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» подготовки специалиста
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по специальности...

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconПрограмма дисциплины «стратегический менеджмент» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» подготовки специалиста
Адресность. Учебная программа рассчитана на подготовку бакалавров (направление 080500. 62 «Менеджмент») и специалистов (специальность...

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «менеджмент организации» для специализации iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Юриспруденция», специализация «Гражданское право»
Задачей итогового экзамена является систематизация и закрепление знаний, полученных студентами за весь период обучения в соответствии...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы