Менеджмент Цель (назначение) курса icon

Менеджмент Цель (назначение) курса



НазваниеМенеджмент Цель (назначение) курса
Дата конвертации17.04.2013
Размер83.62 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Менеджмент


Цель (назначение) курса

Базовый курс Программы нацеленный на формирование практических компетенций менеджера, связанных с выполнением им ключевых функций и ролей в современной организации. Основная цель этого базового курса - сформировать общее системное представление о современной организации, основных функциях и компетенциях современного менеджера, сформировать особую позицию рефлектирующего практика, необходимую для развития компетенций в рамках всей программы MBA, а также сформировать высокую мотивацию на практическое освоение системы компетенций современного менеджера в сфере бизнес-информатики в процессе всего обучения. При этом ставится особая цель, связанная с уникальным подходом ВШБИ к развитию компетенций современного ИТ менеджера нового типа: не преимущественно инфраструктурного (обслуживающего) менеджера, но проактивного ИТ менеджера-предпринимателя, имеющего развитое стратегическое мышление и стратегические компетенции, способного обеспечить новые уровни конкурентоспособности и качества деятельности своей организации


^ Ожидаемые результаты:

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

иметь представление о сущности, содержании и основных концепциях современного менеджмента, широко применяемых подходах современной экономики, психологии, социологии и теории управления;

понимать основные тенденции развития современных организаций в связи с ключевыми трендами в важнейших факторах внешнего оружения и способах развития и применения их материальных и нематериальных активов (компетенций)

знать, сущность, содержание и основные концепции современного менеджмента, основные подходы к описанию и организации стратегического процесса и операционной деятельности в современной организации, особенности современной экономической ситуации и соответствующие изменения в деятельности менеджеров, в частности ИТ менеджеров, понимать причины и следствия определенного поведения людей в организации, основные способы решения проблем в команде

уметь исследовать содержание основных проблем управления организацией, анализировать влияние основных факторов внешнего окружения и внутренние возможности, а также особенности поведенческих процессов в организации, описывать стратегические решения и направления их внедрения в организации, организовывать команды и работать в межфункциональных командах, концептуализировать идеи по развитию бизнеса и решению проблем организации

приобрести навыки рефлексивного практика, проактивного менеджера-предпринимателя, анализа факторов внешнего окружения и внутренних компетенций организации

развить навыки эффективных коммуникаций, формирования и проектирования эффективных команд, управления временем и стрессоустойчивости

получить опыт проведения самостоятельных исследований в реальной организации с целью усовершенствования своей дейятельности на основе применения изучаемых концепций в рамках программы MBA, а также анализа кейс-стади и участия в интерактивной дискуссии на их основе.


Аннотация курса:
Раздел 1 Современная организация и современный менеджер
^

Тема 1. Введение. Компетенции менеджера и организации в эволюционном развитии


Эволюция основных подходов к исследованию оганизаций (М. Вебер, А. Чандлер, Г. Саймон, Д. Гэлбрейт, Дж. Лорш, П. Лоуренс, Т. Питерс, Дж. Коллинз, Г. Левит, М. Ташмен, Дж. Надлер, П. Друкер). Ресурсная теория организации (модели Гранта и Кая). Отличительные способности и компетенции ядра бизнеса. Формирование компетенций ядра бизнеса. Модель университета Карнеги-Меллона.

Эволюция функций менеджера. Научный менеджмент Ф. У. Тейлора. Принципы и концепция управления А. Файоля. Ховторнские эксперименты Э. Майо. Х и Y теории Д. МакГрегора. Изменение функций менеджера по Г. Минцбергу (ролевая модель). Функции менеджера по П. Друкеру. Компетенции и компетентностный подход в менеджменте.

Концепция обучающейся организации. Новые роли лидера в обучающейся организации (К. Аргирис, П. Сенге).

^ Тема 2 Современная бизнес- среда и организация: системный подход

Современная бизнес-среда и современные организации. Базовые понятия общей теории управления. Адаптивное и генеративное управление. Основные подходы к исследованию организаций и систем менеджмента.

Диагностическая модель Надлера-Ташмена. Механистические и организмические формы. Ключевые метафоры «Организация – машина» и «Организация – организм». Функциональная и процессная организация. Матричные структуры.

Системный подход в менеджменте. Организация в контексте факторов внешнего окружения. Новые факторы, определяющие деятельность современных организаций.

^ Раздел 2 Индивидуальные компетенции и стили менеджмента

Тема 3 Метакомпетенции, креативность и индивидуальные стили менеджмента

Компетенции менеджера. Типология компетенций. Оценка и описание кометенций. Функционально-аналитические подходы. Подход Р. Бояциса. Модель развития компетенций.

Метакомпетенции менеджера. Управление собой. Стресс и управление стрессом. Управление временем. Конфликты и стратегии поведения в конфликте. Навыки высокоэффективных менеджеров (С. Кови).

Роль эмоций в процессах управления. Теория эмоционального интеллекта (Бар-Он, Майер-Салоуэй, Гоулман). Эмоциональная компетентность.

Фундаментальная роль обучения (модель Колба). Организационное научение. Компетенции рефлектирующего практика (Д. Шон).

Креативность: эволюция представлений и современная парадигма. Латеральное мышление Э. Де Боно. Индивидуальные стили менеджмента. Типологии и системы тестов (Big5, Neo, MBTI). Стили креативности по М. Киртону.

^ Раздел 3 Коммуникации и решение проблем

Тема 4 Коммуникации и работа в команде

Коммуникации в менеджменте. Типология коммуникаций. Вербальные коммуникации. Невербальные коммуникации. Слушание, чтение, письмо, речь. Концепция активного слушания. Типологии личностей и коммуникации. Модальности в коммуникации. Эго-стостояния и трансактный анализ Берна.

Группа и команда. Лица команды. Роли в команде (М. Белбин). Построение эффективной команды (модель Катценбаха). Теория руководства Адэра. Процесс формирования эффективной команды.

Проектирование команды. Теория социального обмена. Действенность в распределении ролей. Центральность роли в команде. Team-building или Team-design: основные подходы к формированию команд.

^ Тема 5 Проблема: восприятие и решение

Рамки восприятия и ментальные модели. Восприятие проблемы (Ж. Пиаже). Рефрейминг. Интуиция. Индивидуальное и групповое решение проблемы (модель Врума-Йеттона). Неограниченная проблема («беспорядок»). Креативное решение неограниченной проблемы: парадигма, методы, принципы и техники. Метод Акоффа. Гибкая системная методология Чекланда.

^ Раздел 4 Люди в организации: власть и лидерство

Тема 6 Люди в организации: потребности и ценности

«Жесткий» и «мягкий» подходы в менеджменте. Внешние и внутренние мотиваторы. Потребности человека и теории мотивации (модели Маслоу и Альтдерфера). Бихейвиористсткие теории (теория Скиннера). Эффект Торндайка. «Человек-знак» Берна. Двухфакторная модель Герцберга. Концепция обогащения работы. Модель Олдхэма-Хэкмана. Теории ожидания Врума и Лоулера. Этика в менеджменте. Этическая организация. Теория справедливости Адамса. Теория МакКлеланда. Мотивация и стимулы в менеджменте (теория Герчикова).

Роль неформальных сетей в организации. Формирование интерактивных неформальных сетей (Симонс). Политические структуры и неформальные сети. Организационная культура. Модель Шейна. Типологии организационных культур (Хенди, Дил-Кеннеди). Понятие организационного климата (Эквалл).

^ Тема 7 Власть и влияние. Стили руководства

Власть и влияние. Использование власти и влияния (Дж. Пфеффер). Неформальные сети связей. Политическая структура организации. Политический анализ МакМиллана. Стили руководства. Психологический контракт. Модель Блейка – Моутон. Ситуационная теория Танненбаума – Шмидта. Менеджмент и лидерство.

Менеджмент и лидерство. Типологии лидерства. Уровни лидерства по Дж. Коллинзу. Компетенции лидеров (Р. Мосс Кантер, Г. Морган). Эмоциональное лидерство и резонансное лидерство (Бояцис-Гоулман-Макки).

^ Раздел 5 Стратегический процесс в современной организации

Тема 8 Стратегический процесс: уровни и механизмы

Сущность стратегии. Школы стратегий и основные подходы. Стратегический процесс в организации. Уровни стратегического процесса. Стратегическое мышление (К. Омае). Запланированные и эмерджентные стратегии. Понимание стратегии в узком и широком смысле (позиции М. Портера и Г. Минцберга). Реалистичная модель стратегического процесса Джонсона – Шоулза. Роль механизмов планирования и обучения в стратегии. Стратегический и операционный процесс в организациях разного масштаба. Стратегическая система современной организации. Понятие стратегической архитектуры.

Миссия, видение и ценности организации. Стратегическая риторика. Система заинтересованных сторон и ее анализ. Система целей организации. SMART-форма. Управление по целям. Стратегическое намерение. Стратегическое напряжение и ресурсный левераж (концепция Хамела-Прахалада). Формализация целей. Сбалансированная система показателей Каплана. Стратегическая карта. Системы KPI.

^ Тема 9 Стратегический анализ и формирование стратегии: основы

Стратегический анализ. Система заинтересованных сторон (стейкхолдеров) и ее анализ. Анализ макрофакторов.

Анализ портфеля бизнесов или продуктов. Сегментирование рынка и нацеливание. Анализ конкурентов и конкурентных предложений. Ключевые факторы успеха. Источники конкурентного преимущества. Стратегическое позиционирование. SWOT – анализ. LCOR-анализ.

^ Тема 10 Внедрение стратегии и организационное проектирование

Внедрение стратегии и организационное проектирование. Структурная теория организации Минцберга. Эволюционные теории организации. Теория Грейнера. Теория Адизеса. Современные стратегии развития организации. Аутсорсинг. Альянсы и партнерство.

Динамика бизнес-среды. Концепция стратегического смещения Джонсона. Инкрементальные и радикальные изменения в организации. Типология изменений. Понятия о методологиях радикальных изменений: реинжиниринге бизнес-процессов и организационном развитии.

Понятие инновации (в узком и широком смысле). Подрывные и поддерживающие инновации. Системная модель инновационного процесса. Стратегические, процессные и продуктовые инновации.

Менеджмент-администратор и менеджер- предприниматель. Современная парадигма предпринимательства.


^ Вид, форма и содержание аттестации

Итоговая оценка по учебной дисциплине (курсу) складывается из следующих

элементов (с указанием количества баллов, кредитов):

- работа на практических занятиях (доклады, обсуждения) – 25%;

- отчет по самостоятельному исследованию на основе задания преподавателя (см. образец задания) – 50%

- экзамен – 25%

Устный экзамен проводится в заключение курса и заключается в развернутом ответе слушателя на 2 вопроса из приведенного выше списка. На экзамене обсуждаются и результаты самостоятельного исследования слушателя


Основная литература

Учебники

  1. Дафт Р. Менеджмент/ серия «Классика MBA»,СПб: Питер 2005

  2. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.

  3. Поршнев А.Г. и др. Управление организацией. Учебник. - М.: Э, 2000.

Монографии

  1. Грант Р. Современный стратегический анализ. (серия «Классика MBA») СПб: Питер, 2008

  2. Джонсон Дж., Шоулз К. Уиттингтон Р. Корпоративная стратегия: теория и практика – М: Вильямс, 2007

  3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации – Питер: СПб, 2001, 512с.

  4. Хамел Г. Прахалад К.К. Конкурируя за будущее, Москва: Олимп-Бизнес, 2002

  5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование – Питер, СПб, 2002, 336с. – перевод классической работы 1992 г.

  6. Стратегический процесс / ред. Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гхошал, СПб: Питер, 2000

  7. Каплан Р. Нортон Д. Сбалансированная система показателей, Москва: Олимп-Бизнес, 2003

  8. Хаммер М. Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации – манифест революции в бизнесе, СПб: Изд-во СПб университета, 1999

  9. Армстронг М. Управление человеческими ресурсами, (серия «Классика MBA»), СПб: Питер, 2004

  10. Weick K. Making Sense of the Organization – Oxford, Blackwell, 2005, 483p.

  11. Simons R. Levels of Organization Design – HBS, 2005, 290p.


Дополнительная литература

  1. Byers P. Organizational Communication. Theory and Behavior – Boston: A/B 1997.

  2. Глущенко В.В. Исследование систем управления.- См.: Крылья, 2000.

  3. Гуняр Франсис Ж. Преобразование организации. – М.: Дело, 2000.

  4. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФА, 1999.

  5. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы.М.: Инфра-М, 1999.

  6. Скрипник К. Управленческая деятельность: Структура, функции, навыки. М.: И, 1999.




Похожие:

Менеджмент Цель (назначение) курса iconУправление знаниями, креативностью и инновациями Цель (назначение) курса
Инновационный процесс, как системное обновление бизнеса на всех уровнях, основа конкурентоспособности современных организаций
Менеджмент Цель (назначение) курса iconДинамика бизнеса и стратегическое управление компанией Цель (назначение) курса
Тема 1 Введение. Экономическая динамика Шумпетера. Особенности современной экономической ситуации
Менеджмент Цель (назначение) курса icon«Менеджмент»
Программа курса «Налогообложение и налоговая политика» предназначена для студентов 2 курса очного отделения факультета «Менеджмент»...
Менеджмент Цель (назначение) курса iconУчебной дисциплины «Финансовый менеджмент» для специальности 080105. 65 «Менеджмент организации»
Цель курса расширить знания в области управления финансами, обучить технике расчета основных показателей финансового менеджмента...
Менеджмент Цель (назначение) курса iconМаркетинг Цель (назначение) курса
Ит инфраструктуры, но важных «ит элементов» маркетинговой программы. Фактически речь идет о переходе от нацеленности ит менеджера...
Менеджмент Цель (назначение) курса icon1 курса, направление «менеджмент»
Распределение руководства курсовыми работами по предмету «Экономическая теория» студентов 1 курса, направление «менеджмент», 2011—2012...
Менеджмент Цель (назначение) курса icon1 курса, направление «менеджмент»
Распределение руководства курсовыми работами по предмету «Экономическая теория» студентов 1 курса, направление «менеджмент», 2011—2012...
Менеджмент Цель (назначение) курса icon«Менеджмент»
Цель данного курса получение теоретических знаний и практических навыков стратегического управления портфелем проектов и программами...
Менеджмент Цель (назначение) курса iconАннотация магистерской программы «Общий и стратегический менеджмент» по направлению «Менеджмент» Цель программы
Цель программы: Сформировать комплекс современных гуманитарных знаний по управлению долгосрочным развитием организации, направленных...
Менеджмент Цель (назначение) курса iconТемы презентаций по разделу пользовательского курса «Служебные программы» и фамилии учащихся, которые готовят эти презентации
Разновидности служебных (сервисных) программ компьютера. Назначение каждой из перечисленных программ (основное назначение этой программы)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы