Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»



НазваниеПрограмма дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Дата конвертации15.04.2013
Размер342.49 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Санкт-Петербургский филиал


Кафедра прикладной политологии

Факультета менеджмента


Программа дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

для направления 030200.62 подготовки бакалавра

Курс 1


Авторы программы:

Барандова Т.Л., магистр политологии Европейского университета в СПб (валидация университета Хельсинки), старший преподаватель, tbarandova@yandex.ru


Одобрена на заседании кафедры прикладной политологии « 28 » августа 2012 г

Зав. кафедрой Сунгуров А.Ю. ______________________


Согласована УМО «___»_____________ 201 г

Начальник _______________________


Утверждена УМС «___»_____________ 201 г

Председатель Учебно-методического совета ____________________


Санкт-Петербург, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


^

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200. 62 «Политология».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО Высшей школы экономики (в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет») по направлению подготовки ____________________).

  • Протоколом совещания по вопросам психологического воспитания и поддержки студентов, проведенного 6 февраля 2012 г. первым проректором Радаевым В.В.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров специальности _________________________.




^

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:

- содействовать овладению студентами основных концепций и методов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;

- сформировать у студентов целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни;

- способствовать получению практических навыков в аспектах обеспечения безопасности студентов в рамках жизнедеятельности в университете, в большом городе (Санкт-Петербург), а также навыков соблюдения личной безопасности в информационной и психологической сферах;

- приобретение студентами знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности, необходимых для профессиональной деятельности.

^

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные подходы к определению, изучению и пониманию содержания, роли и значения безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни, способах обеспечения информационной и психологической безопасности личности; государственной системе защиты населения и её правовых рамках; об обязанностях, правах и возможностях студентов в процессе обучения в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ, вкл. нормативные акты, регулирующие учебный процесс, основные бизнес-процессы студента и учебной части

  • Уметь выявлять важные компоненты и сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности; формулировать требования, предъявляемые к безопасности общества и среды обучения/проживания в большом городе; участвовать в образовательном и исследовательском процессах, безопасно используя ресурсы НИУ ВШЭ и личные ресурсы (вкл. психологические); осуществлять отбор источников информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее, комплексно оценивая проблемные ситуации или процессы, соблюдать адекватные нормы и правила безопасности при осуществлении последующей профессиональной деятельности; распознавать и оценивать опасные для жизни и общества ситуации и риски; действовать и использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказать первую помощь пострадавшим.

  • ^ Владеть навыками (приобрести опыт) применения научно-обоснованных технологий соблюдения информационной безопасности; использования психологических техник релаксации и построения безопасных отношений в учебном заведении; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения, как в чрезвычайных ситуациях, так и повседневной жизни в большом городе; соблюдения здорового образа жизни.


В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

- Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОНК–1

- готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях

- участвует в обсуждении докладов и сообщений

- готовится к зачету и сдает зачет



- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении докладов и сообщений

- подготовка «Портфолио личной безопасности студента» (Далее – Портфолио) и сдача зачета

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОНК-2

- демонстрирует способность формулировать и отстаивать определенные точки зрения

- владеет навыками публичной и письменной аргументации, анализа и интерпретации

- подготовка сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении сообщений

- кейсы, мастер классы

- подготовка Портфолио и сдача зачета

-использование основных положений и методов соблюдения безопасности при решении профессиональных задач, способность анализировать

социально-значимые проблемы и процессы

ОНК-4

- демонстрирует понимание роли и значения безопасности в образовательной и повседневной жизни

- владеет представлениями о содержании и роли норм.

- оценивает соотношение экономических и социально-культурных факторов в процессах жизнедеятельности

- подготовка сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении сообщений и кейсов

- подготовка Портфолио и сдача зачета

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления

информацией

ИК-1

- использует различные электронные ресурсы для подготовки сообщений и Портфолио

- демонстрирует умение и навыки безопасного использования современных информационных технологий в сборе необходимой информации, ее переработке и презентации полученных результатов

- демонстрирует умения пользоваться ЛМС

- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях, в т.ч. с использование Power Point

- создание Портфолио, в т.ч. в среде ЛМС

- ориентирование в информационной среде университета


- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ИК-2

- использует различные электронные ресурсы для подготовки сообщений и эссе

- демонстрирует умение и навыки использования современных информационных технологий в сборе необходимой информации, ее переработке и презентации полученных результатов

- распознает ведущие электронные ресурсы, экспертные системы

- представляет связи между ними

- подготовка Портфолио

- работа с информацией, представленной в сети Интернет


- знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать

правовые документы в своей деятельности,

готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах

гуманизма, свободы и демократии

СЛК-1

- знает нормативные акты для регулирования деятельности как профессионала и студента НИУ ВШЭ

- демонстрирует понимание роли, значения и содержания по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности


- подготовка Портфолио (раздел по правовым нормам)

- подготовка и сдача зачета

- знание культурных традиций, готовность толерантно воспринимать социальные и

культурные различия

СЛК-2

- распознает роль и значение культурных традиций в общественной жизни

- представляет связи и соотношение методов реализации аспектов безопасности жизнедеятельности для развития толерантности, культуры ненасилия в развитии общества

- подготовка сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении сообщений

- участие в мастер-классах и тематических тренингах в рамках курса


- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

СЛК-4

- демонстрирует готовность и способность к коллективному и личному образовательному взаимодействию, интеллектуальному поиску, аналитической обработке материалов


- подготовка совместных докладов (в т.ч. содокладов) и сообщений на семинарских занятиях

- групповые формы работы (в т.ч. тренинговые)

- владение основными теоретико-методологическими подходами в сферер обеспечения безопасности жизнедеятельности, знание современных школ и концепций

ПК-6

- использует концептуальное и методологическое содержание основных доктрин и теорий, относящихся к изучению дисциплины

- демонстрирует способность их реализации на практике в рамках конкретных направлений обеспечения безопасности

- подготовка сообщений на семинарских занятиях

- кейсы, мастер классы

- подготовка Портфолио

- подготовка и сдача зачета

- способность осуществлять отбор источников достоверной информации, верифицировать

полученную информацию и обрабатывать ее


ПК-16

- демонстрирует знание основных источников, способность к отбору значимой информации, ее критическому анализу

- распознает наиболее релевантные, существенные идеи и аргументы, факторы и условия

- обосновывает и интерпретирует результаты проведенного анализа, применяет их к оценке актуальных тем и проблем

- подготовка сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении сообщений

- подготовка Портфолио

- подготовка и сдача зачета

- способность комплексной оценки проблемной ситуации или процесса


ПК-17

- распознает проблемы и перспективы модернизации российского общества, внедрения и развития социальных инноваций

- демонстрирует понимание значимости соблюдения безопасности,


- подготовка сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении сообщений

- подготовка Портфолио

- кейсы, мастер классы

- подготовка и сдача зачета



^

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общую и профессиональную подготовку.

Для направлений: подготовки 030200. 62 «Политология» настоящая дисциплина является обязательной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Основы безопасности жизнедеятельности,

  • философия,

  • психология,

  • культурология,

  • обществознание,

  • а также стандартные курсы по информационным технологиям.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание основ безопасности жизнедеятельности (школьная программа)

  • знание основ отечественной и мировой философии и культурологии

  • способность грамотно и внятно излагать мысли в устной и письменной форме

  • владение основами компьютерной грамотности

  • навыки работы с электронными поисковыми системами

  • умение работы с проекционной аппаратурой, другими техническими средствами обучения

  • умение работать в образовательном коллективе


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Конфликтология

  • Теория государства и права

  • Государственная политика и управление

  • анализ и прогнозирование

  • Этнополитология (этносоциология)
^

5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Целевые установки дисциплины, критерии оценивания, ожидания от студентов, краткий обзор модулей дисциплины.

«Учебная» безопасность студента НИУ ВШЭ в СПб

10

4

2




4

2

Правила выживания в университете, как сложном организме. Психологическая безопасность студента НИУ ВШЭ в СПб

10

2

4




4

3

Безопасность жизни студента, как жителя России и Санкт-Петербурга

10

4

2




4

4

Информационная среда НИУ ВШЭ в СПб

12

2

2

2

6

5

Безопасность жизни студента, как жителя России (в профессиональной деятельности)

8

2

4




2

6

Зачет

4
















Итого:

54

14

14

2

20



^

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Домашнее задание (Портфолио)

1










Ежедневно: Согласно методическому заданию

Итоговый

Зачет













Зачет (в системе ЛМС, в виде компетентностного теста); Собеседование с предъявлением Портфолио подготовленного по предварительной структуре домашней (самостоятельной) работы



^

6.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

При необходимости осуществляется дистанционная поддержка контроля (выдача заданий, проверка работ и др.) с помощью электронных ресурсов кафедры и филиала (ЛМС).
^

7Содержание дисциплины



Раздел (Модуль) 1. Содержание разделов дисциплины

1.1.Целевые установки дисциплины, критерии оценивания, ожидания от студентов, краткий обзор модулей дисциплины.

^ 1.2. «Учебная» безопасность студента НИУ ВШЭ

1.2.1. Особенности обучения в НИУ ВШЭ

  • Чем отличается НИУ от вуза.

  • Болонская система образования.

  • Модули. Зачетные недели.

  • Кредиты.

  • 10 балльная система оценивания.

  • Рейтинговая система.

  • Образовательные стандарты.

1.2.2 Нормативно-правовая база студента НИУ-ВШЭ:

  • Правила внутреннего распорядка.

  • Положение о контроле знаний.

  • Положение о рейтинговой системе.

  • Положение о стипендиальном обеспечении.

  • Положение об организации международной академической мобильности

Студентов.

1.2.3. Индивидуальный учебный план.

1.2.4. Расписание занятий.

1.2.5. Правила заполнения зачетных книжек.

1.2.6 Правила делового письма (заявления, объяснительные записки).


Аудиторная работа - 6 часов, в т.ч. 2 часа – семинар:

  1. Что студенты узнают об особенностях учебы в НИУ ВШЭ?

  2. Какие есть возможные варианты индивидуальных траекторий?

  3. Алгоритмы действий в проблемных случаях, к кому и куда обращаться в НИУ ВШЭ – СПб?


Самостоятельная работа – 4 часа, в т.ч.:

- для выполнения заданий по текущему контролю – 1 час;

- выполнения домашней работы (Портфолио) – 3 часа.


^ Литература по разделу:

  1. Сайт НИУ ВШЭ


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Лекция проходит в виде общей встречи с деканатом и ППС факультета. Семинар проходит (желательно) в компьютерном классе. Д/з: Домашнюю (самостоятельную работу) студент начинает выполнять по принципу индивидуальной аналитической работы. Предварительно студентам предлагается ознакомиться со структурой «Портфолио личной безопасности студента» (шаблон включается в электронный пакет и в LMS) и начать заполнять первую часть по блоку, касающемуся жизнедеятельности в стенах университета и общежития.


Раздел (Модуль) 2. Правила выживания в университете, как сложном организме. Психологическая безопасность студента НИУ ВШЭ


2.1. Структура НИУ ВШЭ.

2.2. Структура НИУ ВШЭ - СПБ.

2.3. Структура факультета НИУ ВШЭ - СПБ.

2.4. Особенности проживания в общежитии.

2.5. Пропускная система. Система выходов и входов в учебное здание (в т.ч. запасных на случай экстремальных ситуаций)

2.6. Приемы восстановления при интенсивных учебных и эмоциональных нагрузках

2.7. Варианты решения личных проблем

2.8. Тренинг по развитию коммуникативных качеств.

2.9. Мастер-класс по Тайм-менеджменту.


Аудиторная работа - 6 часов, в т.ч. 4 часа – семинар/тренинг/мастер-класс:

  1. Какую структуру имеют НИУ ВШЭ, НИУ ВШЭ-СПб, факультет обучения?

  2. Какие существуют психологические техники, с помощью которых студенты могут справиться с трудной жизненной ситуацией?

  3. К кому/ в какую структуру можно обратиться за помощью в случае необходимости?

  4. Какие коммуникативные качества нужны современному студенту НИУ ВШЭ – СПб?

  5. Как организовывать ресурс времени в образовательной деятельности?


^ Самостоятельная работа – 4 часа, в т.ч.:

- для выполнения заданий по текущему контролю – 2 часа;

- выполнения домашней работы – 2 часа.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Лекция проходит в интерактивной форме. Семинар проходит (желательно) в специализированном классе с привлечением психолога, в тренинговой форме и в виде мастер-класса. Д/з: Домашнюю (самостоятельную работу) студент продолжает выполнять по принципу индивидуальной аналитической работы, заполняя тематический раздел «Портфолио личной безопасности студента», касающийся внесение контактов служб социальной и психологической поддержки студентов в стенах университета, а так же (по возможности) на территории проживания (возле общежития). В структуру Портфолио включен раздел для помещения в нем собранных студентом и предложенных преподавателем базовых материалов по методам самопомощи в сложных жизненных обстоятельствах.


Литература по разделу:

  1. Альтшуллер А.А. Стрессоустойчивый менеджер. – Ростов н /Д : Феникс, 2004. - 143 c. (Серия: Бизнес-технологии).

  2. Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех (Kommunikationstraining. Zwischenmenschliche Beziehuncen Erfolgreich gestalten). - Издательство: ФАИР – ПРЕСС. – 2002.

  3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – Изд.-во «Речь». – 2007ю – 174 с.

  4. Любимова Н.В. Самоисцеление творчеством и адаптацией к жизни. Методы психологической самопомощи. – Издательство «Феникс». Серия: Психологический практикум. – 2006. – 64 с.

  5. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. Самоучитель по искусству виртуозной коммуникации (How to Get Your Message Across). - Издательство: Эксмо-Пресс. – 2002. – 220 с.

  6. Психология и лечение зависимого поведения. (The Psychology and Treatment of Addictive Behavior) – Под ред. С.Даулинг, пер. С англ. Р.Муртазин. – Издательство «Независимая фиома «Класс». Серия: Библиотека психологии и психотерапии.- 2000.

  7. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС. - 2006. - 248 с.

  8. Толерантность: введение в понятие. Учебное пособие / Под. Ред. Сунгурова А.Ю. – СПб.: Изд-во Ютас, 2007. – 208 с. (особенно - главы 3, 4, 5, 6, 7)

  9. Царенко Н. Антистресс в большом городе. – Издательство «Феникс». Серия: Психологический практикум. – 2011. – 128 с.

  10. Эксакусто Т.В. Тренинг позитивного мышления. Коррекция счастья и благополучия. – Издательство «Феникс». Серия: Психологический практикум. - Ростов н /Д : Феникс, 2012.

  11. Материалы психологического центра поддержки студентов (Москва) – при наличии на сайте НИУ ВШЭ.






    Раздел (Модуль) 3. Безопасность жизни студента, как жителя России и Санкт-Петербурга


3.1. Безопасное поведение в большом городе: Опасность похищений и методы предупреждения. Правила поведения с собаками.

3.2. Безопасность на транспорте. Основные правила безопасности в общественном транспорте и на метрополитене. Меры реагирования и предотвращения карманных краж и иных эксцессов.

3.3. Безопасность в быту: Правила поведения и действия населения при пожаре; Аварии;

Правила обращения с газовыми приборами; Бытовые электроприборы; Правила безопасности в квартире и закрытых помещениях. Безопасность в лифте. Основы медицинских знаний и навыков оказания первой помощи, профилактика болезней, здоровый образ жизни.

3.4. Безопасность в местах массового скопления людей. Меры безопасности при уличных беспорядках. Правила общения с сотрудниками полиции и иных официальных структур. Самооборона, её правовые основы и пределы.

3.5. Криминогенные факторы опасности: ксенофобия, экстремизм, терроризм как факторы риска и методы противостояния им (вкл. элементы мини-тренинга)

  • Характеристика терроризма и вопросы обеспечения безопасности населения.

  • Общая характеристика, цели и задачи терроризма.

  • Методы террористической деятельности.

  • Силы и средства террористической деятельности.

  • Профилактические меры антитеррористической направленности

  • Особенности и правила поведения в ситуации жертв терроризма, захвата заложников.


Аудиторная работа - 6 часов, в т.ч. 2 часа – семинар:

  1. Как действовать в случае пожара?

  2. Как действовать при нападении на Вас в лифте?

  3. Какие должны быть действия человека при нападении собаки?

  4. Первая помощь человеку, пораженному электротоком.

  5. Как себя вести в ситуации жертвы захвата заложников или террористов?


Самостоятельная работа – 4 часа, в т.ч.:

- подготовки к семинарским занятиям – 4 часа;


^ Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Занятия по данному модулю проводит ППС военной кафедры в виде лекций и мини-тренинговых частей. Д/з: Домашнюю (самостоятельную работу) студент продолжает выполнять по принципу индивидуальной аналитической работы, заполняя тематический раздел «Портфолио личной безопасности студента». В структуре «Портфолио» предусмотрены для заполнения студентом разделы по: 1) составлению маршрута от общежития до всех учебных корпусов филиала НИУ ВШЭ, 2) маршрутов до крупных библиотек, театров и музеев, вокзалов и центральных улиц/площадей в Санкт-Петербурге наземным и подземным транспортом, 3) определение и занесение в список контактов и адресов институций/организаций, куда следует обращаться за экстренной помощью в ситуации возникновения опасных ситуаций (ответственные за противопожарную ситуацию зданий, пожарные службы, МЧС, медицинские учреждения срочной помощи, участковые и отделы полиции, газовая служба, энергетики и т.п.)


^ Литература по разделу:

        1. Воронков В. Этнические общины в большом городе и гражданское общество // Гражданское общество на Европейском Севере: понятие и контекст. Материалы международного семинара.- СПб., 1996.- С. 53-57.

        2. ГОСТ 12.1.О33 - 81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

        3. ФЗ РФ № 68 от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

        4. ФЗ РФ № 130 от 25.07.98 «О борьбе с терроризмом» (с изменениями)

        5. Постановление Правительства РФ от 15.09.99 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»

        6. ФЗ РФ № 151 от 22.08.96 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

        7. Закон РФ № 1026-1 от 18.04.91 «О милиции» (с изменениями)

        8. Сайты государственных служб



Раздел (Модуль) 4. Информационная среда НИУ ВШЭ

  • Структура и правила пользования библиотекой. Справочно-поисковый аппарат библиотеки: формирование поискового запроса, заказ литературы, электронная читательская карточка.

  • Сайт.

  • Компьютерные классы.

  • Электронная почта.

  • ЛМС (ознакомиться с работой и зарегистрироваться)

  • Электронные ресурсы: журналы и книги с онлайн-доступом, специализированные базы данных.

  • Медиатека и удаленный доступ к электронным информационным ресурсам, лицензионные ограничения использования ресурсов.



Аудиторная работа - 6 часов, в т.ч. 4 часа – семинар в компьютерном классе:

  • Завершается ознакомление с сайтом, заведение аккаунтов, регистрация в системах и т.п.

  • Выберите из приведенного списка базу данных архивных номеров журналов.

  • Выберите из приведенного списка действия, запрещенные лицензионными соглашениями с производителями электронных ресурсов.

  • Зарегистрируйтесь и начните работу в ЛМС



^ Самостоятельная работа – 6 часов, в т.ч.:

- для выполнения заданий по текущему контролю – 2 часа;

- подготовки к семинарским занятиям (квест-игре) – 4 часа;


^ Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Занятия по данному модулю проводится в виде лекций и практикумов с привлечением специалистов по ИТ филиала (в компьютерном классе). Д/з: Домашнюю (самостоятельную работу) студент выполняет на основе индивидуальной аналитической работы: на основе предложенной в ЛМС презентации и материалов по теме предстоящего заключительного занятия, студент составляет список угроз безопасности для территории своего проживания (СПб – для иногородних – общежития).


    ^ Раздел (Модуль) 5. Безопасность жизни студента, как жителя России (факультетский компонент – безопасность в профессиональной деятельности)


Факультет комплектует проблематику модуля для проведения квеста или деловой игры.


^ ПРИМЕР (факультет политологии): Разработка тематических блоков в рамках подготовки условной Концепции безопасности страны (государство – общество – личность).


NB: Темы для выполнения заданий квеста формируются в соответствии со спецификой профессиональной проблематики. Разработка деловой игры проводится в рамках следующих тем:

5.1. Представления о безопасности в эпоху постмодерна и «общества риска» (вкл. концепты «мягкой безопасности», устойчивого развития, социальной безопасности, human security)

5.2. Комплекс проблем безопасности современности: угрозы и дестабилизирующие факторы, причины их возникновения, превентивные меры;

5.3. Основы международного правового/политического поля предотвращения глобальных катастроф, а так же основы безопасности человека (права человека).

5.4. Политические институты и направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

5.5. Чрезвычайные ситуации социального характера (вкл. их гендерное измерение):

  • Классификация, характеристика, закономерности проявления и меры предупреждения чрезвычайных ситуаций социального характера

  • Внутригосударственные угрозы социальной безопасности (пытки, репрессии, протесты, экономическая дифференциация, социальное расслоение, маргинализация, качество жизни и т.п.)

  • Тоталитарные и деструктивные (суб)культурные группы, как источник опасности – меры предосторожности, методы распознавания и помощи жертвам

  • Информационно-идеологическая безопасность в обществе постмодерна: методы противостояния манипуляции


Аудиторная работа - 6 часов, в т.ч. 2 часа – итоговая игра:

  1. Перспективы внесения в подходы безопасности гуманитарных ценностных представлений

  2. Представления о безопасности в эпоху постмодерна и «общества риска»

  3. Глобальные «вызовы» человечеству и локальные «ответы» на них

  4. Коллективное действие, как ресурс предотвращения угроз безопасности.


Самостоятельная работа – 6 часов, в т.ч.:

- для выполнения заданий по подготовке к квесту/деловой игре – 6 часов;


Литература по разделу:

  1. Балуев Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности: Монография. - Нижний Новгород, 2002. - 208 с.

  2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /пер. с нем. В.Седельникова и Н.Федоровой – М.: «Прогресс-Традиция», 2000. – 384 с. (Предисловие, главы: 1, 2, 8)

  3. Бек У. От индустриального общества к обществу риска / пер. А.Д.Ковалева // THESIS. 1994. № 5. С.161-168.

  4. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность / пер. С.П.Баньковской // THESIS. 1994. № 5.

  5. Луман Н. Понятие риска / Пер. А.Ф.Филиппова // THESIS. 1994. № 5.

  6. Фененко Ю.В. Евразийское пространство: управленческо-правовое обеспечение социальной безопасности: монографии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. с.328


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

на основе предварительного чтения текстов «консультантов» (У.Бека, Э.Гидденса, Н.Лумана, Ф.Найта, О.Янитского, С.Макарычева, Д.Балуева) студенты, разделенные на малые группы, в рамках прохождения нескольких этапов квеста вырабатывают комплексное групповой видение проблем безопасности, анализируют ситуацию и предлагают проекты концепции (плана действий) для противодействия основным угрозам безопасности человека в РФ. Представление результатов происходит в виде общего для всех малых групп имитированного заседания представительного органа власти (вариант: экспертно-совещательной структуры при нём). Модератор дискуссии согласно озвученному регламенту - преподаватель курса.

^

8Образовательные технологии


При реализации различных видов учебной работы в рамках дисциплины используются различные образовательные технологии:

- активные и интерактивные формы проведения занятий – семинары, дискуссии, мастер-классы, рассмотрение кейсов, квест, деловая игра;

- самостоятельная работа, поиск необходимых материалов, подготовка сообщений, подготовка и заполнение Портфолио;

- индивидуальная и групповая работа.

^

8.1Методические рекомендации преподавателю


В области умений, приобретаемых студентом в процессе изучения дисциплины, студент должен уметь:

- характеризовать основные объекты безопасности, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию, выявляя общие черты и различия, устанавливать соответствия между событиями и явлениями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных явлений, включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия ;

- осуществлять поиск информации в различных информационных системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм и рациональности;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по Портфолио;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам безопасности.

В связи с тем, что требования к предметным умениям выступают конкретизацией, применительно к материалу общеучебных умений, целесообразно осуществлять анализ уровня умений студентов по следующим основным направлениям:

  • анализ мыслительных умений: выделение главной мысли, идеи в лекции либо в письменном тексте, умение анализировать явление, сравнивать, обобщать, делать выводы, осуществлять перенос знаний (внутрипредметные и межпредметные связи, связь с современностью, с личным жизненным опытом и т.д.), умение определять собственную позицию по отношению к получаемым на занятии сведениям, четко формулировать ее, аргументировать свою точку зрения, высказывать оценочные суждения, осуществлять самоанализ;

  • анализ коммуникативных умений: владение устной и письменной речью, умение вести диалог, участвовать в дискуссии; в развернутой монологической речи раскрывать содержание изучаемой проблемы, выступать с сообщениями и докладами;

  • анализ информационных умений: воспринимать сведения на слух, фиксировать их в виде записей; умения работать с письменными текстами, самостоятельно извлекая из них информацию и оформляя ее в виде цитат, извлечений, тезисов, конспектов и др.; умение систематизировать информацию в виде составления и заполнения таблиц, графиков, схем и др.;

  • анализ умений самоорганизации: умение планировать самостоятельную работу в процессе внеурочной деятельности по подготовке к семинару, коллоквиуму, диспуту; умение работать на занятии в группах сменного состава, участвовать в групповых формах деятельности; умение определять задачи самообразования и реализовывать их.
^

8.2Методические указания студентам


В качестве важного практического результата изучения курса могут быть следующие требования, согласно которым студенты должны быть способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях;

- предвидения возможных последствий определенных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения безопасности;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни в процессе изучения студентами данного курса может быть обеспечено на занятиях лишь частично (например, при проведении деловых игр, моделирующих жизненные ситуации, выполнении практических заданий и др.). Наиболее полный результат может быть достигнут лишь на основе их активного участия в жизни вуза, местного сообщества, общественной и политической деятельности в целом. Одной из форм учета этой стороны подготовки студентов может стать создание индивидуальных портфолио.

^

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля – домашнее задание (Портфолио)




9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (вопросы для подготовки к итоговому контролю)


  1. Понятие и терминология. Безопасность в системе “Природа – Общество – Человек”.

  2. Объекты, субъекты, предмет, методы, теория, практика и системы безопасности.

  3. Дестабилизирующие факторы современности, причины их возникновения, характеристика, превентивные меры.

  4. Источники опасности, причины их возникновения, детерминизм опасностей.

  5. Функционирование органов системы безопасности, принципы их построения

  6. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них

  7. Опасные чрезвычайные ситуации в природе: классификация и характеристика, закономерности проявления.

  8. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, их характеристика, закономерности проявления.

  9. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации техногенного происхождения.

  10. Чрезвычайные ситуации на системах жизнеобеспечения, чрезвычайные ситуации, связанные с внезапным обрушением сооружений.

  11. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

  12. Пожары и взрывы. Аварии

  13. Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.

  14. Организационные основы оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений и катастрофах техногенного характера.

  15. Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них, классификация и характеристика, закономерности проявления.

  16. Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций социального происхождения.

  17. Психологический аспект безопасности.

  18. Противостояние психологическим манипуляциям.

  19. Личность безопасного типа. Социальная и психологическая характеристика личности безопасного типа. Толерантная личность.

  20. Характеристика среды обитания. Понятие, виды и формы толерантности.

  21. Безопасность в квартире и других закрытых помещениях.

  22. Зоны повышенной криминогенной опасности. Нападения на улице, опасность толпы, кражи, взаимоотношение с полицией.

  23. Самооборона и ее правовые основы.

  24. Терроризм, массовые беспорядки. Причины их возникновения и защита от них.

  25. Поведение в качестве жертвы террористических действий, при взятии «заложников».

  26. Безопасность на улицах и дорогах. Безопасность в общественном транспорте.

  27. Пожарная безопасность. Газ и обращение с ним.

  28. Правовые, нормативно-технические и организационные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  29. Законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

  30. Профессиональная деятельность и безопасность человека (в создании материальных и духовных ценностей).

  31. Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда. Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена.

  32. Техника безопасности на производстве, ее задачи и значение. Основы охраны труда. Образовательный, трудовой коллектив

  33. Основы медицинских знаний и профилактика болезней. Понятие о неотложных состояниях и оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

  34. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Человек и окружающая среда. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.

  35. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Характеристика соматических и инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.



^

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает аудиторную и самостоятельную работу студентов, осуществляя текущий и итоговый контроль.

  • Текущий контроль включает: домашнее задание.

  • Итоговый контроль – зачет. Форма зачета – тестирование (ЛМС).

^ При работе в аудитории на семинарских и практических занятиях преподаватель оценивает в работе студентов:

- активность и самостоятельность в сообщениях по проблематике модулей курса;

- качество (полноту и содержательность) подготовленного сообщения;

- форму подачи (внятность изложения, владение материалом, возможные эл. презентации)

- убедительность ответов на вопросы;

- количество сделанных сообщений за время прохождения курса;

- активность в обсуждении докладов других студентов;

.- активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на семинаре и т.д.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

В самостоятельной работе студентов преподаватель оценивает:

- качество подготовленного Портфолио (содержательность, структурированность работы, полноту раскрытия темы, представительность использованных материалов, источников, оформление работы, своевременность выполнения);

- правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях;

- полноту освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии.

Оценки за аудиторную и самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – ^ Осам. работа.

Оценивание знаний и работы студентов проводится по десятибалльной шкале и по накопительной системе.

В накопительной системе накопленная оценка может быть получена накоплением баллов за все формы текущего контроля, а также ответа на зачете.


Накопительная результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,50* Отекущий + O, 20* Оауд + 0,30* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = Ок/р;


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

^ Орезульт = 0,80* Онакопл + 0,20*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.

^

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник

Базового учебника по данной дисциплине нет. За основу берутся материалы лекций и семинаров, помещаемые в систему ЛМС.




^

11.2Основная литература


Тема 1.

Нормативные документы НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ в СПб.


Тема 2.

Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС. - 2006. - 248 с.

Толерантность: введение в понятие. Учебное пособие / Под. Ред. Сунгурова А.Ю. – СПб.: Изд-во Ютас, 2007. – 208 с. (главы 3, 4, 5, 6, 7)

Царенко Н. Антистресс в большом городе. – Издательство «Феникс». Серия: Психологический практикум. – 2011. – 128 с.


Тема 3.

ГОСТ 12.1.О33 - 81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

ФЗ РФ № 68 от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

ФЗ РФ № 130 от 25.07.98 «О борьбе с терроризмом» (с изменениями)

Постановление Правительства РФ от 15.09.99 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»


Тема 4.

Балуев Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности: Монография. - Нижний Новгород, 2002. - 208 с.

Фененко Ю.В. Евразийское пространство: управленческо-правовое обеспечение социальной безопасности: монографии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. с.328


Тема 5.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /пер. с нем. В.Седельникова и Н.Федоровой – М.: «Прогресс-Традиция», 2000. – 384 с. (Предисловие, главы: 1, 2, 8)

Бек У. От индустриального общества к обществу риска / пер. А.Д.Ковалева // THESIS. 1994. № 5. С.161-168.

^

11.3Дополнительная литература


Альтшуллер А.А. Стрессоустойчивый менеджер. – Ростов н /Д : Феникс, 2004. - 143 c. (Серия: Бизнес-технологии).

Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех (Kommunikationstraining. Zwischenmenschliche Beziehuncen Erfolgreich gestalten). - Издательство: ФАИР – ПРЕСС. – 2002.

Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – Изд.-во «Речь». – 2007ю – 174 с.

Воронков В. Этнические общины в большом городе и гражданское общество // Гражданское общество на Европейском Севере: понятие и контекст. Материалы международного семинара.- СПб., 1996.- С. 53-57.

Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность / пер. С.П.Баньковской // THESIS. 1994. № 5.

Луман Н. Понятие риска / Пер. А.Ф.Филиппова // THESIS. 1994. № 5.

Любимова Н.В. Самоисцеление творчеством и адаптацией к жизни. Методы психологической самопомощи. – Издательство «Феникс». Серия: Психологический практикум. – 2006. – 64 с.

Льюис Д. Тренинг эффективного общения. Самоучитель по искусству виртуозной коммуникации (How to Get Your Message Across). - Издательство: Эксмо-Пресс. – 2002. – 220 с.

Психология и лечение зависимого поведения. (The Psychology and Treatment of Addictive Behavior) – Под ред. С.Даулинг, пер. С англ. Р.Муртазин. – Издательство «Независимая фирма «Класс». Серия: Библиотека психологии и психотерапии.- 2000.

Эксакусто Т.В. Тренинг позитивного мышления. Коррекция счастья и благополучия. – Издательство «Феникс». Серия: Психологический практикум. - Ростов н /Д : Феникс, 2012.
^

11.4Дистанционная поддержка дисциплины


Система ЛМС НИУ ВШЭ

Периодика:

Для подготовки к занятиям, в первую очередь – к семинарам, при подготовке эссе, в режиме самостоятельного поиска студенты пользуются основными периодическими изданиями, затрагивающими тематику политологии, безопасности, социальной безопасности, психологии.


^ Источники в Интернете:

При подготовке к занятиям, в первую очередь – к семинарам, при подготовке эссе, в режиме самостоятельного поиска студенты пользуются поисковыми системами google, yandex. При наличии кода доступа (желательно) используются тексты из полнотекстовой базы Jstore.

^

11.5Справочники, словари, энциклопедии



Программные средства.

При подготовке и проведении занятий используются программные продукты Microsoft Office, PowerPoint.
^

11.6Дистанционная поддержка дисциплины


Используются электронные ресурсы ГУ-ВШЭ (hse.ru) и СПб филиала (hse.spb.ru), кафедры (politpriklad.net.ru), и, в случае необходимости, сетевой ресурс vkonakte.

Система ЛМС.

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для практических занятий или других занятий используются профессиональная аудио и видео аппаратура, проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы.

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя также наличие доступного для самостоятельной работы студента выхода в Интернет в компьютерном классе, учебном кабинете кафедры, а также (по возможности) по месту проживания.

Компьютерный класс.






Похожие:

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности
Обеспечивающее подразделение: кафедра ”Экологии и безопасности жизнедеятельности “ инк
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности направление ооп: 280700 «техносферная безопасность»

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconПримерная программа дисциплины пожарная безопасность электроустановок Рекомендуется Минобразованием России по направлению подготовки 656500 «Безопасность жизнедеятельности»
Цель дисциплины «Пожарная безопасность электроустановок» дать слушателям знания и умения, необходимые для решения вопросов, связанных...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения: очная
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы