Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» icon

Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования»



НазваниеФакультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования»
Дата конвертации13.04.2013
Размер187.93 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики




Факультет менеджмента


Программа дисциплины


«Конфликты в системе управления и методы их урегулирования»


для направления 080500.62 - «Менеджмент»

подготовки бакалавра


Автор: к.э.н., доцент Решетникова Кира Викторовна


Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

Секция «Менеджмент» Управления человеческими ресурсами

Председатель Зав. кафедрой

С.Р Филонович А.Г.Эфендиев


«_______»_________________2009 г. «22» декабря 2009 г.


Утверждено УС факультета

менеджмента

Ученый секретарь

О.Н.Балаева


«_______»_________________2009 г.


Москва

^

Тематический план учебной дисциплины







п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа





Лекции

Сем. и практ.занятия




1.

Определение предметного поля конфликтологии

7

2




5

2.

Накопление знаний о конфликтах и становление конфликтологии

14

2

2

10

3.

Системные характеристики конфликтов

22

4

4

14

4.


Типологии конфликтов

7

2




5

5.

Методы исследования конфликтов в системе управления

18

4

4

10

6.

Методы управле-ния конфликтами

24

4

4

16

7.

Социальные технологии управления конфликтами

16

4

2

10

Итого

Зачет;

Домашнее задание

108

22

16

70



Формы контроля:


Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки активности студентов в ходе групповой и индивидуальной работы.

Промежуточный контроль осуществляется на основе выполнения домашней работы.

Итоговый контроль: зачет.

Итоговая оценка формируется исходя из результатов работы студентов на семинарских занятиях, по результатам выполнения домашнего задания и экзаменационного теста (зачета) по 10-ти балльной системе следующим образом:

Оценки относительной важности текущего и итогового контроля:

Wсз=0,4, Wдз=0,3, Wзач.=0,3

Оср.(окр.) = Осз * Wсз(0,4) + Од.з* Wд.з(0,3) + Озач. * Wзач.(0,3)


Базовые учебники


  1. Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. / Пер. с немецкого. – Калуга, «Духовное познание», 2002.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 2002.



Содержание программы


Раздел 1. Методология анализа конфликтов в системе управления


Тема 1. Определение предметного поля конфликтологии.

Основные подходы к понятию «конфликт». Природа социального конфликта. Конфликтная природа управленческих отношений.

Определение конфликта в системе управления. Соотношение понятий социального конфликта и конфликта в системе управления. Классификация конфликтов в системе управления.


Основная литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел 1., гл.5

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000.Введение.

  3. Общая социология. Учебное пособие / Под общей ред. Проф. Эфендиева А.Г. – М.ИНФРА-М, 2000 г. Раздел III, глава VIII.Социальные взаимодействия: средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий.


Дополнительная литература:

  1. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.,Academia, 2000.

  2. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И.Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

  3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Аспект Пресс, 1996.

  4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989



Тема 2. Накопление знаний о конфликтах и становление конфликтологии.

Природа конфликтов в системе управления с точки зрения классиков конфликтологии и представителей современных концепций.

Конфликт как «социальная аномалия» в структурном функционализме. Формирование «конфликтной модели» в социологии К.Маркса, Г.Зиммеля, «конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа, концепция «позитивно-функционального конфликта» Л.Козера.

Психологическая традиция в изучении конфликтов: интрапсихическая интерпретация конфликтов, ситуационный подход, когнитивные модели.

Становление отечественной конфликтологии – конец 80-х – 90-е годы. Основные направления исследований.


Основная литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел 1., гл.2, 4.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000. Часть 1, гл. 1, 2

  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.,Academia, 2000. Гл. 1.



Дополнительная литература:

  1. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И.Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Аспект Пресс, 1996.

  3. Козер Л. Функции социального конфликта. Пер. с анл. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

  4. Левин К. Разрешение социальных конфликтов./ Пер. с англ. СПб: Изд-во «Речь», 2000.

  5. Левин К. Типы конфликтов.// Психология личности / Под ред. Ю.Б.Гипенрейтер, А.А.Пузырея. – М., 1982.

  6. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994, № 5.

  7. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

  8. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002.

  9. Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социологии // Философская и социологическая мысль, 1993, 6. – С.81-98.



Тема 3. Системные характеристики конфликтов.

Структурные характеристики конфликта. Основные субъекты и участники конфликтного процесса. Виды объектов. Структура предметов конфликта: ресурсы, статус, ценности, нормы. Внешняя среда конфликта.

Динамические показатели конфликта: стадии и фазы процесса конфликта. Конфликтная ситуация как первая стадия конфликта. Понятие социальной напряженности. Признаки социальной напряженности. Показатели напряженности. Конфликтное взаимодействие: процессы эскалации и деэскалации конфликта. Поведение в конфликте. Завершение конфликта и его основные формы.

Функции и последствия конфликтов в системе управления.


Основная литература:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000. Часть 2.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел IV, гл.17, 18, 19.

  3. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И.Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. Глава III.


Дополнительная литература:

  1. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.,Academia, 2000.

  2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989.

  3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002.

  4. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: МГУ, 1992.

  5. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.:изд-во МГУ, 1977.

  6. Рубин Дж. Пруйт Д., Ким Хе, Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  7. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.



Тема 4. Типология конфликтов.

Существующие подходы к разработке типологии конфликтов: проблемы и ограничения. Необходимость создания типологии конфликтов. Различные основания для типологии конфликтов.


Основная литература:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000. Часть 1, гл. 3.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел VI.

  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.,Academia, 2000. Глава 3.


Дополнительная литература:

  1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Аспект Пресс, 1996.

  2. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ., М. 1996.

  3. В контексте конфликтологии: диагностика и методология управления конфликтной ситуацией// Отв. ред. Т.М.Дридзе, Л.Н.Цой. – М., 2001, №3.

  4. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002.



Тема 5. Методы исследования конфликтов в системе управления.

Проблемы исследования конфликтов в системе управления. Исследование и диагностика конфликтов.

Описательные и аналитические методы изучения конфликтов.

Методики исследования разных типов конфликтов в системе управления. Особенности их использования.

Игровые методы.


Основная литература:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000. Часть 1, гл. 4.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел III.


Дополнительная литература:

    1. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002.

    2. Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. – М., 1992.

    3. Рукавишников В.О., Иванов В.Н. Социальная напряженность: опыт измерения. // Социологические исследования, 1992, 7.

    4. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методическая разработка./ Сост. Б.И.хасан. – Красноярск, 1990.

    5. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал, 1992. – Т. 13. - № 4. – С. 107 – 117.

    6. Хасан Б.И. Война с конфликтом. Критика методологических оснований психологических исследований и разработок / Прикладная психология: опыт и перспективы. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. – С. 52 – 73.


Тема 6. Методы управления конфликтами.

Неизбежность возникновения конфликтов и необходимость управления ими. Возможности и ограничения в управлении конфликтами.

Основные стратегии управления конфликтами. Особенности и проблемы применения при работе с конфликтами стратегий регулирования, решения и разрешения конфликтов.

Игровые методы управления конфликтами.


Основная литература:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000. Часть 3, гл. 9, 10.

  2. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.,Academia, 2000. Глава 6.

  3. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И.Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. Глава X.



Дополнительная литература:

  1. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002.

  2. Рубин Дж. Пруйт Д., Ким Хе, Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.

  4. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. // Социологические исследования, 1995, 3. – С.52 – 57.

  5. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.: Сокр. Пер. с нем./ Науч. ред. и авт. предисл. А.Л.Журавлев. – М.: Экономика, 1990

  6. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. Методические рекомендации для руководителей. М.: РАН. Институт психологии. Международный институт психологии, социологии и экономики труда, 1994.

  7. Дудченко В. С. Инновационные игры: методология, теория, практика. – Таллинн : "Валгус" - 1989. – 102с. - Программа инновационной игры. – Таллинн : "Валгус" - 1989.



Тема 7. Социальные технологии управления конфликтами.

Использование деловых переговоров и посредничества при управлении конфликтами. Примеры использования этих технологий в практике управленческого консультирования по разрешению конфликтов.


Основная литература:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000. Часть 3, гл. 11.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел VIII, гл. 37, 38.

  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.,Academia, 2000. Гл. 9, 10, 11.


Дополнительная литература:

  1. Рубин Дж. Пруйт Д., Ким Хе, Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Учеб.пособие. – Мн.: Университетское, 2002.

  3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.

  4. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ., М. 1996.

  5. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993

  6. Мастенбрук У. Переговоры. – Калуга: Издание КаИС, 1994.

  7. Социальное партнерство: словарь-справочник. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.

  8. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология разрешения социальных конфликтов. // Социологические исследования, 1993, 9. – С.103 – 112.

  9. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука. - 1990.


Планы семинарских занятий


Семинарское занятие 1, 2. Определение понятия «социальный конфликт». Основные подходы к исследованию феномена социального конфликта. (4 ч.)

Цель занятия: ориентация студентов в предметном и проблемном поле конфликтологии, формирование базовых знаний основных конфликтлогических концепций и направлений исследований.


Темы докладов :


  1. Различные подходы к определению «социального конфликта».

  2. Понятие социального конфликта в социологии Г.Зиммеля

  3. «Конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа

  4. Концепция «позитивно-функционального конфликта»Л.Козера

  5. Интрапсихическая интерпретация конфликтов

  6. Ситуационный подход в изучении конфликтов

  7. Когнитивные модели в исследовании конфликтов.

  8. Конкуренция и конфликт.



Литература:

1.Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. / Пер. с немецкого. – Калуга, «Духовное познание», 2002.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000.

4. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.,Academia, 2000.

5. Козер Л. Функции социального конфликта. Пер. с анл. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

6. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994, № 5.

7. Левин К. Разрешение социальных конфликтов./ Пер. с англ. СПб: Изд-во «Речь», 2000.

8. Левин К. Типы конфликтов.// Психология личности / Под ред. Ю.Б.Гипенрейтер, А.А.Пузырея. – М., 1982.

9. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

10.Рубин Дж. Пруйт Д., Ким Хе, Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

11. Парк Р. Экология человека. / в кн. Теоретическая социология. Под ред. Баньковской С.П. – М., Книжный дом «Университет», 2002.

12. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический Проект. 2003.


Семинарское занятие 3. Структурные характеристики конфликтов. (2 ч.)

Цель занятия: развитие навыков выявления и анализа основных структурных характеристик конфликтов: субъектов конфликта, отношений конфликтующих сторон, объекта и предмета конфликта, внешних условий конфликта.

Порядок проведения занятия.

За неделю до проведения занятия студенты получают для ознакомления несколько кейсов, содержащих описание конкретных конфликтных ситуаций. В ходе занятия студентам предлагается разделиться на группы по 2-3 человека, каждая группа получает один кейс и задание. В течение 20 минут студенты могут обсудить полученный кейс и проанализировать его, выделив в каждом случае структурные характеристики описанных конфликтов и охарактеризовав более подробно показатели, описывающие эти характеристики.

Каждая группа представляет результаты своей работы. Решения обсуждаются всей группой.


^ Семинарское занятие 4. Динамические характеристики конфликтов. Поведение в конфликте.(2 ч.)

Цель занятия: развитие навыков выявления конфликтных ситуаций и прогнозирования возможности возникновения конфликтов в различных ситуациях, а также вариантов поведения субъектов.

Порядок проведения занятия.

  1. В качестве дидактического материала используются рисунки теста «Деловые ситуации». Для каждого предложенного рисунка студенты должны предложить свои варианты ответов на реплику человека, изображенного на рисунке. Затем происходит обсуждение всех предложенных вариантов с точки зрения развития данной ситуации, перерастания ее в конфликтную и т.д.

  2. Студентам предлагается решить ряд ситуационных задач, ответив на вопрос, какова может быть динамика развития ситуации в каждом конкретном случае. Варианты решения задач обсуждаются в группе.

  3. Студентам предлагается тест К Томаса по определению стратегий поведения в конфликте.


^ Семинарское занятие 5. Методы исследования конфликтов. (2 ч.)

Цель занятия: знакомство с различными методиками диагностики конфликтов.

Порядок проведения занятия:.

Студенты готовят сообщения (5-7 минут) с представлением конкретных методик диагностики конфликтов. Сообщение должно содержать информацию о:

- назначении данной методики;

- описание и порядок проведения исследования;

- возможности и ограничения данной методики.


Литература:

1.Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. / Пер. с немецкого. – Калуга, «Духовное познание», 2002.

2.Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000.

3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел III.

4.Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. – М., 1992.

5.Рукавишников В.О., Иванов В.Н. Социальная напряженность: опыт измерения. // Социологические исследования, 1992, 7.

6.Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методическая разработка./ Сост. Б.И.Хасан. – Красноярск, 1990.

7.Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал, 1992. – Т. 13. - № 4. – С. 107 – 117.

8.Хасан Б.И. Война с конфликтом. Критика методологических оснований психологических исследований и разработок / Прикладная психология: опыт и перспективы. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. – С. 52 – 73.

9.Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М., МЦФЭР, 2003.


Семинарское занятие 6,7. Методы управления конфликтами (4 ч.)

Цель занятия: формирование навыков диагностики конфликта и разработки стратегий и тактики управления данным конфликтом.

Порядок проведения занятия.

Занятие проводится в игровой форме.

Деловая игра «Управление международного развития»

До проведения игры студенты должны распределить роли Сотрудников управления и Консультантов. Сотрудники Управления распределяют роли между собой, получая на руки материалы интервью с каждым сотрудником.

В ходе игры все участники игры знакомятся с игровой ситуацией, получая на руки материалы: информацию об Управлении международного развития, органиграмму.

Студенты, исполняющие роль Консультантов получают на руки только описание ситуации с заданием на игру.


1 этап.

Консультанты проводят предварительный анализ ситуации для формирования методики интервью.

Сотрудники Управления знакомятся со своими ролями индивидуально, затем совместно обсуждают и уточняют игровую ситуацию.


^ 2 этап. Консультанты берут интервью у Сотрудников Управления.


3 этап.

Консультанты анализируют данные в соответствии с полученным заданием, формулируют возможные предварительные решения диагностируемых проблем.

Сотрудники Управления также анализируют ситуацию и формулируют возможные предварительные решения диагностируемых проблем.

4 этап. Презентация результатов обсуждения каждой группы и анализ действий участников.


^ Семинарское занятие 8. Переговоры как технология разрешения конфликтов. (2 ч.)

Цель занятия: отработка навыков делового общения в переговорах.

Порядок проведения занятия.

За неделю до проведения занятия студенты получают описание ситуации и тексты интервью с участниками конфликта ( 3 участника, представляющие 2 стороны конфликта). Заранее должны быть сформированы три группы, каждая из которых получает одно задание:

1 группа: подготовить и представить переговорный процесс между участниками конфликта без участия посредника (3 человека);

2 группа: подготовить и представить переговорный процесс между участниками конфликта с участием посредника (4 человека);

3 группа: подготовить и представить переговорный процесс между участниками конфликта по модели принципиальных переговоров Фишера и Юри ( 3 человека).

В ходе занятия каждая группа представляет свою инсценировку переговорного процесса. Студенты оценивают правильность проведения этой процедуры, результатов переговоров и сравнивают разные технологии проведения переговоров с точки зрения их эффективности.

Тема домашней работы


Структурные и динамические характеристики конфликтов в системе управления, методы исследования и управления.


Студенты получают кейс с вопросами, на которые надо дать письменные ответы. Домашняя работа сдается для проверки за 4 недели до завершения курса в письменном виде. В электронном виде работы не принимаются. Объем работы не должен превышать 6 печатных страниц.

^ Вопросы к кейсу:


  1. Какие можно выделить основные конфликтные зоны в данной ситуации? Какие организационные и социально-психологические причины возникшего конфликта можно выделить в данной ситуации?




  1. Охарактеризуйте структурные составляющие описанного конфликта.




  1. Выделите особенности динамических характеристик конфликта.




  1. Определите тип данного конфликта, обосновав свой ответ.


5.Предложите набор диагностических средств для всестороннего изучения данного конфликта. Обоснуйте применение каждого из них, объяснив, что с помощью этого средства Вы хотите выявить.

6.Какие стратегии и методы управления описанным конфликтом представляются Вам наиболее эффективными и почему? Каковы могут быть последствия применения этих методов?


^ Методические указания для написания домашней работы:

1. Под конфликтными зонами имеются в виду зоны возникновения возможных противоречий. При описании этих конфликтных зон необходимо указать, между кем и кем возможно возникновение конфликта и какого рода противоречие может послужить основой для его возникновения. Надо иметь в виду, что самого актуального конфликта может еще не быть, однако почва для его возникновения (конфликтная ситуация) на той или иной стадии развития уже сформировалась.

При выделении организационных и социально-психологических причин следует разделить все причины на две указанные группы. Организационные причины связаны с противоречиями в структуре организации и внутриорганизационными отношениями, которые могут носить как формальный, так и неформальный характер.

Социально-психологические причины не связаны непосредственно с самой организацией, но могут иметь специфические проявления организационного характера.

2.Структурные составляющие можно выделять в соответствии с любой схемой, описанной на лекциях или в учебниках. Но обязательным является подробная характеристика показателей, раскрывающих каждую структурную характеристику применительно к описываемому конфликту. Если Вы выделяете несколько актуальных конфликтов, то можно или описать их все, или остановиться на каком-либо одном, но тогда обосновав, почему Вы считаете необходимым рассмотреть именно данный конфликт.

3.Динамические характеристики конфликта также могут быть описаны по любой схеме, но должны быть рассмотрены именно с точки зрения того конфликта, который описан в кейсе. Перечисление этапов конфликта и их описание будет оцениваться только в том случае, если оно имеет отношение к приведенному в кейсе конфликту.

Следует обратить внимание на то, что здесь нет необходимости описывать стратегии и тактики поведения в конфликте участников.

4.Ключевым моментом в определении типа конфликта является обоснование Вашего мнения. Типологии могут быть использованы различные, можно определить типы по разным основаниям, важно написать, почему данный конфликт может быть отнесен к тому или иному типу. При описании можно ссылаться на те характеристики конфликта, которые были определены при анализе структурных и динамических характеристик конфликтов в предыдущих вопросах, но ответ должен быть аргументирован.

5.При ответе на данный вопрос необходимо перечислить те методы и методики диагностики конфликта, которые могут быть использованы в данном случае. При перечислении методик важно учесть следующие моменты:

- какие данные Вы хотите получить, используя ту или иную методику (для получения какой информации необходима эта методика?)

- возможно ли получить эти данные с помощью указанной методики;

- ограничения применения данной методики.

Отвечая на данный вопрос нет необходимости указывать и описывать все возможные методы сбора информации, которые Вы знаете, надо перечислять только те из них, которые надо и возможно применить в случае описанного конфликта.

6. Выбирать стратегии и методы управления конфликтами можно по любой существующей классификации, однако выбор этот необходимо обосновать. Для каждой из стратегий необходимо разработать сценарий развития событий с указанием конструктивных и деструктивных последствий данного конфликта и для организации, и для группы, и для самих участников. Кроме того, надо определить возможные ограничения и условия в применении тех или иных стратегий и методов.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Характеристика основных подходов к понятию «социальный конфликт» в социологии и психологии.

  2. Рассмотрение конфликта как «социальной аномалии» в структурном функционализме (Т.Парсонс).

  3. Формирование «конфликтной модели» в социологии К.Маркса, Г.Зиммеля. «конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа, концепция «позитивно-функционального конфликта» Л.Козера.

  4. Психологическая традиция в изучении конфликтов: интрапсихическая интерпретация конфликтов, ситуационный подход, когнитивные модели.

  5. Подходы к выделению структурных характеристик конфликтов в системе управления.

  6. Основные субъекты конфликтов в системе управления, их характеристики.

  7. Виды объектов и структура предметов конфликтов в системе управления.

  8. Особенности внешней среды в разных типах конфликтов в системе управления.

  9. Динамические показатели конфликта: стадии и фазы процесса конфликта.

  10. Конфликтная ситуация как первая стадия конфликта. Понятие социальной напряженности. Признаки и показатели социальной напряженности.

  11. Конфликтное взаимодействие: процессы эскалации и деэскалации конфликта.

  12. Типы индивидуальных стратегий поведения в конфликте. Условия выбора и использования. Оценка эффективности выбранной стратегии.

  13. Завершение конфликта и его основные формы. Функции и последствия конфликтов.

  14. Существующие подходы к разработке типологии конфликтов: проблемы и ограничения. Различные основания для типологии конфликтов в системе управления. Примеры типологий.

  15. Основные методы исследования конфликтов в системе управления. Проблема соотношения исследований и диагностики конфликтов.

  16. Особенности применения различных методов исследования для анализа конфликтов в системе управления.

  17. Основные стратегии управления конфликтами. Различные подходы к классификации стратегий.

  18. Особенности и проблемы применения стратегий регулирования, решения и разрешения конфликтов.

  19. Возможности и проблемы технологизации деятельности по управлению конфликтами в системе управления. Применение технологий переговоров и посредничества при управлении разными типами конфликтов.

  20. Особенности использования технологии переговоров при управлении конфликтами.

  21. Технология посредничества при управлении конфликтами.



Автор программы К.В.Решетникова





Похожие:

Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconПрограмма дисциплины для студентов (Syllabus) Наименование дисциплины: современные конфликты и методы их урегулирования
Рабочая учебная программа (силлабус) составлена на основании Типовой программы мон рк по дисциплине Современные конфликты и методы...
Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconКонфликты и методы их урегулирования

Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconПолитические конфликты и методы их урегулирования

Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconПотребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента
Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление....
Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconПримерная программа курса дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)
«Специальные дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения
Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconПримерная программа курса дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)
«Специальные дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения
Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconФакультет менеджмента Программа дисциплины Логистика производства для специальности 080506. 65 «Логистика и управление цепями поставок»
Тема Объект, предмет, сущность и место логистики производственных процессов в системе логистического менеджмента
Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconФакультет менеджмента Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» Направление 080500. 68 «Менеджмент»
Программа курса «Правовые основы управления персоналом» разработана для студентов факультета менеджмента, обучающихся по направлению...
Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» iconРабочая программа учебной
Виды менеджмента. Предмет менеджмента. Четыре периода развития теории и практики менеджмента. Методы, законы и принципы менеджмента....
Факультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» icon"Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы