Теория и история менеджмента icon

Теория и история менеджмента



НазваниеТеория и история менеджмента
М.Д. Предводителева
Дата конвертации07.04.2013
Размер140.92 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет менеджмента


Программа дисциплины

Теория и история менеджмента

для направления 080500.62 – Менеджмент

подготовки бакалавра

Автор доцент, к.э.н. М.Д. Предводителева,

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_________________________ ____________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ____________________________

«___» _____________ _ 200 г. «____»________________ 200 г


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва







^ Название темы



Всего часов

по дисциплине



Аудиторные часы

Самосто-ятельная

работа



Лекции

Сем. и

практ. занятия

1

Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.


24

4

4

16

2

Подходы в менеджменте

20

2

4

14

3

Планирование в организации

24

4

4

16

4

Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.

24

4

4

16

5

Трансформация подходов к трудовой мотивации

20

2

4

14

6

Контроль в организации

20

2

4

14

7
^

Связующие процессы в менеджменте: коммуникации


20

2

4

14

8
^

Связующие процессы в менеджменте: принятие решений





20

2

4

14

9
^

Лидерство в организации


20

2

4

14

10

Организационная культура

24

4

4

16




Итого:

216

28

40

148


^

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК



Дафт, Р. Л. Менеджмент. 8-е издание. СПб.: Питер , 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2007

  2. Виханский О. С., Наумов Л. П. Менеджмент. М.: Издательство Магистр, 2010

  3. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 20111

  4. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2005

  5. Стив Джобс. От первого лица. Составитель Д.Бим. М.: Олимп-Бизнес, 2012

  6. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес букс, 2001

  7. Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

  8. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: Российская история. СПб.: Питер, 1999

  9. Якокка Ли. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2011

  10. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  11. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера/ Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», М.: Инфра-М., 2000

  12. Роббинз С.П., Коултер М. Менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2010.

  13. Томпсон-мл., А.А., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  14. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2009.

  15. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.

  16. Публикации ведущих отечественных и зарубежных бизнес- и научных периодических изданий.



^

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ



Проведение семинаров предполагает работу на практических занятиях (обсуждения, учебные ситуации, презентации).

Текущий контроль: контрольные работы №1 и №2.

Итоговый контроль: экзамен – письменное задание (80 мин.).

Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%) контрольная работа №1 (20%), контрольная работа №2 (30%) и итоговое письменное задание (40%).


^

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




Тема 1. Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.



Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Объект и субъект менеджмента. Функции менеджмента. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса.

Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. Вклад российских ученых в НОТ. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Основные направления развития менеджмента как научного направления в начале XXI века.

Проблемы и задачи практического менеджмента на современном этапе.


^ Базовый учебник:

Глава 2, стр. 63-80, 84-93.


Тема 2. Подходы в менеджменте.

Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент.


Базовый учебник:

Глава 2, стр. 81-83.


^

Тема 3. Планирование в организации.



Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели организации. Стейкхолдеры организации. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. Понятие конкурентного преимущества. Планирование в условиях глобализации.


Базовый учебник:

Глава 3, стр. 99-114, Глава 4, стр. 142-152, Глава 8, стр. 267-302.


^

Тема 4. Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.



Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы).

Базовый учебник:

Глава 10, стр.339-382.


^

Тема 5. Трансформация подходов к трудовой мотивации.



Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивациию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций.


Базовый учебник:

Глава 16, стр.567-604.


^

Тема 6. Контроль в организации.



Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации.


Базовый учебник:

Глава 19, стр. 679-694.


^

Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации.



Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения)


Базовый учебник:

Глава 17, стр.605-640.


^

Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений



Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: пределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа).


Базовый учебник:

Глава 9, стр.303-338.


^

Тема 9. Лидерство в организации


Понятие власти и лидерства. Эволюция взглядов на лидерств с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве.


Базовый учебник:

Глава 15, стр.533-567.

^

Тема 10. Организационная культура



Понятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. Организационная культура в глобальных корпорациях.


Базовый учебник:

Стр. 115-132, 296-297, 394-400, 468-475
^

ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ




Изучение курса предполагает проведение двух контрольных работ, которые проводятся согласно списку вопросов для оценки качества освоения дисциплины.

Экзаменационная работа проводится в письменной форме по всем темам курса и, соответственно, по всем вопросам из списка вопросов для оценки качества освоения дисциплины.


^

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





  1. Объект и субъект управления.

  2. Функции управления и связующие процессы.

  3. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора.

  4. Административная школа А.Файоля.

  5. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера.

  6. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.

  7. Количественные подхододы в менедмженте.

  8. Модель «7С».

  9. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.

  10. Навыки менеджера и уровни управления (Р. Дафт).

  11. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

  12. Подходы в менеджменте.

  13. Миссия, видение, цели организации.

  14. Стайкхолдеры организации.

  15. PEST анализ.

  16. Анализ конкуренции в отрасли на основании пяти сил М. Портера.

  17. Централизация и децентрализация полномочий, преимущества и недостатки.

  18. Норма управляемости в организации.

  19. Специализация труда, преимущества и недостатки.

  20. Линейно-функциональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  21. Дивизиональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  22. Матричная организационная структура, преимущества и недостатки.

  23. Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации.

  24. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.

  25. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум).

  26. Типы контроля.

  27. Цикл контроля: построение и применение.

  28. Этапы контроля.

  29. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену.

  30. Виды и роли организационных коммуникаций.

  31. Коммуникационные каналы, их емкость.

  32. Коммуникационные сети.

  33. Преграды при коммуникациях и их преодоление (Р. Дафт).

  34. Этапы рационального принятия решений.

  35. Методы принятия решений.

  36. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену.

  37. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго).

  38. Теория «Х» и теория «Y» (Д. МакГрегор).

  39. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту.

  40. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла.

  41. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.

  42. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла.

  43. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).

  44. Уровни организационной культуры (Э. Шайн).

  45. Характеристики организационной культуры (П. Харрис и Р. Моран).

  46. Анализ организационной культуры на основании методики OCAI (К. Камерон и Р. Куинн).

  47. Модель Г. Хофштеде.



^ ТЕМАТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В процессе изучения дисциплины предполагается выполнение курсовой работы. Тема курсовой выбирается в процессе консультаций с научным руководителем в рамках основных тематических направлений.


  1. Возможность использования положений школ научного управления и административной школы для управления современной организацией.

  2. Разработка миссии конкретной организации.

  3. Сравнительная характеристика миссий организаций (на примере российских или зарубежных организаций).

  4. Анализ факторов макро и микроокружения организации.

  5. Анализ структуры управления конкретной организации.

  6. Сравнительная характеристика способов (теорий) мотивации.

  7. Возможность использования процессуальных (содержательных) теорий для мотивации сотрудников организации (подразделения)

  8. Разработка процедуры контроля в организации.

  9. Типология конфликта и его разрешение (на примере организации, отдела и пр.).

  10. Разработка коммуникационного процесса (на примере организации, отдела, группы и пр.).

  11. Диагностика причин (анализ возможностей преодоления) шума (барьеров) при коммуникациях.

  12. Взаимодействие руководителей высшего, среднего и низового уровней управления при принятии организационных решений.

  13. Сравнительный анализ групповых методов принятия решений в организации (подразделении).

  14. Диагностика проблем при принятии решения.

  15. Составление списка альтернативных решений, их оценка и выбор альтернативы.

  16. Практическое использование теорий лидерского поведения для определения стиля лидерства.

  17. Практическое использование ситуационных теорий лидерства для определения стиля лидерства.

  18. Национальные черты российской (европейской, американской и пр.) организационной культуры на примере конкретной организации.

  19. Характеристика организационной культуры организации по Харрису и Морану (на конкретном примере).

  20. Характеристика организационной культуры организации по Камерону и Куинну (на конкретном примере).



Авторы программы: _____________________________/ М.Д. Предводителева/




Похожие:

Теория и история менеджмента iconТеория и история менеджмента
Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте...
Теория и история менеджмента iconРуководитель филиала фгбоу впо тюмгу в г. Ноябрьск Е. В. Шаповалова 2011г
Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)
Теория и история менеджмента iconДисциплины, изучаемые при подготовке бакалавров по направлению «Менеджмент» профиль «Управленческий и финансовый учет»
Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)
Теория и история менеджмента iconПрограмма дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Теория и история менеджмента iconПрограмма дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Теория и история менеджмента iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология»
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
Теория и история менеджмента iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «национальный исследовательский томский политехнический университет»
Пререквизиты «Экономическая теория», «Теория статистики», «Теория менеджмента», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Теория антикризисного...
Теория и история менеджмента icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» Факультет общеэкономический Кафедра истории экономической науки рабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история управленческой мысли
...
Теория и история менеджмента iconПрограмма дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Теория и история менеджмента iconПрограмма дисциплины «Основы менеджмента исполнительских искусств»
«Основы менеджмента исполнительских искусств» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы