Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян icon

Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян



НазваниеРоль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян
Дата конвертации30.03.2013
Размер67.09 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян

Ефремова М.В.

Стажер-исследователь лаборатории

социально-психологических исследований

Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ,

аспирантка факультета психологи ГУ-ВШЭ.

E-mail: dulphine@yandex.ru


Современная эпоха модернизации неизбежно сталкивается с трансформацией культурной и социально-экономической системы российского общества. В связи с этим возрастает интерес к культурному наследию россиян. Вопрос взаимосвязи общественного развития и культуры широко обсуждается в последние годы среди специалистов в области экономики, социологии, политологии, психологии. Несмотря на расхождения во мнениях, большинство исследователей указываю на то, что культура и общественное развитие находятся в сложных отношениях взаимного влияния и взаимного изменения. Одним из культурообразующих факторов, оказывающих влияние на экономику, является религия. Не менее важным фактором в экономическом развитии общества, является гражданская идентичность.

Основоположник изучения влияния религиозных ценностей на хозяйственную жизнь общества М. Вебер, подразделяет мировые религии по способу отношения к "миру" на три обобщенных типа. Каждый из этих типов дает свою установку, направление социального действия, образ и стиль хозяйственной жизни верующих. Для буддизма и индуизма характерен отход от мира. Конфуцианство - это религия приспособления к миру. Для иудаизма, христианства и мусульманства характерно стремление к овладению миром (Липов, 2005).

Этносоциолог Сусоколов А.А. выделяет несколько основных направлений возможного влияния религиозных систем на экономическую жизнь (Сусоколов, 2006). Исследователь считает, что религия может определять основные цели деятельности человека, то есть терминальные ценности. Также, религия может предопределять или ограничивать средства достижения экономических целей. Религиозные институты могут являться самостоятельными эко­номическими агентами. Религиозные системы формируют устойчивые социальные сети, которые влияют на экономику.

Экономисты Гарвардского Университета Р.Барро и Р.Мак-Клири в 2003 году опубликовали результаты исследования, посвящённого поиску взаимосвязи между степенью религиозности общества и уровнем развития экономики. Основным результатом оказался вывод: “Важным продуктом религии можно считать религиозные верования, которые прямо влияют на экономическую деятельность”(Barro Robert, J. McCleary, 2003).

Россия как поликонфессиональное государство еще в XVIII-XIX веках использовала свободу вероисповедания как фактор экономического развития.
Введение свободы вероисповедания оказалось возможным после секуляризации Русской православной церкви, что в дальнейшем повлияло на улучшение предпринимательства среди старообрядцев и мусульман (освобождение староверов от двойного налогообложения, прекращение дискриминации мусульманского населения).

Анализ литературы по проблеме взаимосвязи религиозности и экономического развития не дает однозначного ответа о характере взаимосвязи религии с развитием общества. Согласно многим исследованиям религиозный фактор играет роль в социально-экономическом развитии общества. Влияние, оказываемое религией на социально-экономическое развитие общества, носит сложных характер и опосредуется различными факторами, среди которых важное место отводится гражданской идентичности. По справедливому замечанию Н.М.Лебедевой, распад СССР и возникновение новых государств породили новую этнополитическую реальность, характерными признаками которой и стали «процесс поиска новой, адекватной реальности этнической, культурной и конфессиональной идентификации у представителей практически всех этносов» (Лебедева, 2002).

Роль гражданской идентичности в развитии Российской экономики активно изучается историками. Так, историк Ю.Петров указывает, что московское предпринимательство в дореволюционный период являлось «интегральной моделью российской буржуазии в целом, включая в себя главные этноконфессиональные компоненты населения Российской империи». В современных исследованиях гражданская идентичность рассматривается как один из факторов успешного экономического развития общества. В частности Селищев указывает на огромную роль в экономических отношениях стран Восточной Азии чувства национальной гордости и патриотизма (Селищев, 2004).

Развитие социального капитала является еще одним фактором, который принято выделять среди исследователей по проблеме влияния культуры на экономику. В исследованиях Лебедевой Н.М., Татарко А.Н. было выявлено, что гражданская и религиозная идентичности являются компонентами социального капитала. Гражданская идентичность является неким «социальным клеем», который способствует сплочению поликультурного и поликонфессионального общества. (Лебедева, 2006). Также авторами выявлено, что выраженность гражданской идентичности позитивно связана с экономическими установками россиян двух поколений (Лебедева, Татарко, 2007).

В настоящее время существует ряд исследований, указывающих на то, что религиозная идентичность и гражданская идентичность в той или иной степени взаимосвязаны с экономическим поведением. С целью управления процессом общественной модернизации, а также успешного и эффективного внедрения экономических реформ необходимо изучение религиозной идентичности российского общества, как поликонфессионального государства. В нашем исследовании принята попытка изучить характер взаимосвязи гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями россиян на примере представителей двух конфессий российского общества - христианство (православие) и мусульманство (ислам).

^ Участники исследования: в исследовании приняло участие 93 человека, студенты московских вузов - Института современного искусства и студенты Исламского университета.

^ Инструментарий и процедура опроса. Методом сбора информации послужил социально-психологический опрос. Опросник, состоял из двух частей: первая часть - авторская методика измерения выраженности религиозной идентичности Н.М.Лебедевой и М.В.Ефремовой; гражданская идентичность измерялась с помощью методики Н.М.Лебедевой, А.Н. Татарко (Лебедева, Татарко, 2005); во второй части использовалась методика исследования экономико-психологических характеристик личности А.Л Журавлева и Н.А Журавлевой (Журавлев, Купрейченко, 2007).

В качестве основных переменных нашего исследования выступают шкалы выраженности (осознанность своей тождественности той или иной социальной группе) и валентности (отношение к факту этой принадлежности) каждого из двух видов идентичности. Показателями социально-экономических установок являлись ответы на блок вопросов посвященных субъективному экономическому статусу, экономической самоидентификации, экономическим притязаниям, представлениям о возможностях повысить доходы, самооценка деловой активности, отношение к деньгам, отношение к конкуренции, установки на политическую активность и политический авторитаризм.

Данные обрабатывались при помощи регрессионного анализа. Обнаружена взаимосвязь между переменными гражданской и религиозной идентичности и такими экономическими установками и представлениями, как удовлетворение экономических потребностей, самооценка деловой активности, отношение к деньгам. Выраженная и позитивная гражданская идентичность способствует установке на деловую и политическую активности. В целом студенты неудовлетворенны уровнем своего материального благосостояния.

Гражданская и религиозная идентичность взаимосвязана с удовлетворенностью материальным благосостоянием. Выраженность гражданской идентичности и ее валентность связана со стремлением повысить уровень материального благосостояния. Так, выраженное ощущение себя гражданином государства приводит к желанию повысить уровень жизни. Испытывая чувство гордости (позитивная валентность гражданской идентичности) по отношению к своей стране, студенты считают, что в таком государстве они могут жить материально намного лучше. Студенты мусульмане, так же как и православные негативно относятся к деньгам. Также с негативным отношением к деньгам связана выраженность гражданской идентичности, как среди представителей ислама, так и среди представителей православия.

Однако обнаружены достоверные различия в представлении о функциях денег. Среди студентов, относящихся к православной культуре, наиболее выражено представление о том, что деньги это источник самосовершенствования и помощи другим, а также, что деньги это источник удовольствий. Среди представителей мусульманской религии наиболее выражено представление о деньгах как источнике безопасности, уверенности и что деньги создают нормальные условия жизни. Обнаружены значимые различия в выраженности религиозной идентичности. У студентов-мусульман сильнее выражена религиозная идентичность, чем у православных.

^ Список литературы


  1. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования, М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007

  2. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ. Изменяющаяся социальная идентичность на постсоветском пространстве//Идентичность и толерантность. М.: 2002, с.11

  3. Лебедева Н.М, Лимарь Д.В., Татарко А.Н. Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян//Психология индивидуальности/материалы Всероссийской конференции. М., 2-3 ноября 2006

  4. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007

  5. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб.: Изд. Питер, 2004

  6. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006

  7. Липов, 2005 - Липов В.В. Религиозные ценности как фактор формирования социально-экономической модели //Интернет – конференция «20 лет исследования QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития». (http://ecsocman.edu.ru/db/msg/211432.html), 2005

  8. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 2005, с. 10-41

  9. Barro Robert, J. McCleary, Rachel M “Religion and Economic Growth”, April 2003. Available from < http://www.heritage.org/Research/Religion/hl841.cfm




Похожие:

Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconОбщественное движение «поиск» как средство развития гражданской идентичности
В данной статье хотелось бы обобщить опыт работы по формированию национального самосознания и гражданской идентичности
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconСабирова Гюзель Ансаровна
Формирование религиозной идентичности в мегаполисе (на примере женщин-татарок, обучающихся на религозных курсах в Москве) в Институте...
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconСабирова Гюзель Ансаровна
Формирование религиозной идентичности в мегаполисе (на примере женщин-татарок, обучающихся на религозных курсах в Москве) в Институте...
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconПарадоксы политической идентичности россиян в постсоветский период
...
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconЗарождение высшей школы
В общественном сознании россиян укоренилось мнение, что выходить из системного кризиса следует опираясь на собственные силы с использованием...
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconСобственность и богатство как проблема религиозной этики
Религиозные лидеры мира о современном экономическом кризисе. Общий лейтмотив: главная причина в отрыве экономики от этики
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconСимволы как инструмент управления формированием гражданской идентичности: сравнительный анализ России и Китая
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconБадминтон. Игра для отдыха
Если задать вопрос: что нужно для игры в бадминтон, то абсолютное большинство остановятся на ракетке и воланах. В сознании россиян...
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconСергей Викторович Мохов
Мохов С. В. Городские памятники в политике формирования национально-гражданской идентичности: историческая память московских студентов...
Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян iconРоль математических методов в экономическом исследовании

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы