Название темы Всего часов по дисциплине icon

Название темы Всего часов по дисциплине



НазваниеНазвание темы Всего часов по дисциплине
М.Д. Предводителева
Дата конвертации25.06.2013
Размер125.9 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет менеджмента


Программа дисциплины

Менеджмент

для факультета Государственного и муниципального управления

Автор доцент, к.э.н. М.Д. Предводителева,

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_________________________ ____________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ____________________________

«___» _____________ _ 200 г. «____»________________ 200 г


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва







^ Название темы



Всего часов

по дисциплине



Аудиторные часы

Самосто-ятельная

работа



Лекции

Сем. и

практ. занятия

1

Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.


24

4

6

14

2

Подходы в менеджменте

18

4

2

12

3

Планирование в организации

24

4

6

14

4

Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.

24

4

6

14

5

Трансформация подходов к трудовой мотивации

20

2

4

14

6

Контроль в организации

16

2

2

12

7

Связующие процессы в менеджменте: коммуникации


22

2

6

14

8

Связующие процессы в менеджменте: принятие решений





22

2

6

14

9

Лидерство в организации


22

4

4

14

10

Организационная культура

24

4

6

14




Итого:

216

32

48

136


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК



Дафт, Р. Л. Менеджмент. 08-е издание. СПб.: Питер , 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2007

  2. Виханский О. С., Наумов Л. П. Менеджмент. М.: Издательство Магистр, 2010

  3. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 20111

  4. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2005

  5. Стив Джобс. От первого лица. Составитель Д.Бим. М.: Олимп-Бизнес, 2012

  6. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес букс, 2001

  7. Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

  8. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: Российская история. СПб.: Питер, 1999

  9. Якокка Ли. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2011

  10. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  11. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера/ Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», М.: Инфра-М., 2000

  12. Роббинз С.П., Коултер М. Менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2010.

  13. Томпсон-мл., А.А., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  14. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2009.

  15. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.

  16. Публикации ведущих отечественных и зарубежных бизнес- и научных периодических изданий.



^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ



Проведение семинаров предполагает работу на практических занятиях (обсуждения, учебные ситуации, презентации).

Текущий контроль: контрольные работы №1 и №2.

Итоговый контроль: экзамен – письменное задание (80 мин.).

Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%) контрольную работу №1 (20%), контрольную работу №2 (30%) и итоговое письменное задание (40%).


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




Тема 1. Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.



Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Объект и субъект менеджмента. Функции менеджмента. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса.

Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. Вклад российских ученых в НОТ. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Основные направления развития менеджмента как научного направления в начале XXI века.

Проблемы и задачи практического менеджмента на современном этапе.


^ Базовый учебник:

Глава 2, стр. 63-80, 84-93.


Тема 2. Подходы в менеджменте.

Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент.


^ Базовый учебник:

Глава 2, стр. 81-83.


Тема 3. Планирование в организации.



Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели организации. Стейкхолдеры организации. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. Понятие конкурентного преимущества. Планирование в условиях глобализации.


^ Базовый учебник:

Глава 3, стр. 99-114, Глава 4, стр. 142-152, Глава 8, стр. 267-302.


Тема 4. Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.



Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы).

^ Базовый учебник:

Глава 10, стр.339-382.


Тема 5. Трансформация подходов к трудовой мотивации.



Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивациию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций.


^ Базовый учебник:

Глава 16, стр.567-604.


Тема 6. Контроль в организации.



Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации.


^ Базовый учебник:

Глава 19, стр. 679-694.


Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации.



Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения)


^ Базовый учебник:

Глава 17, стр.605-640.


Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений



Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: пределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа).


^ Базовый учебник:

Глава 9, стр.303-338.


Тема 9. Лидерство в организации


Понятие власти и лидерства. Эволюция взглядов на лидерств с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве.


^ Базовый учебник:

Глава 15, стр.533-567.

Тема 10. Организационная культура



Понятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. Организационная культура в глобальных корпорациях.


Базовый учебник:

Стр. 115-132, 296-297, 394-400, 468-475

^ ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ




Изучение курса предполагает проведение двух контрольных работ, которые проводятся согласно списку вопросов для оценки качества освоения дисциплины.

Экзаменационная работа проводится в письменной форме по всем темам курса и, соответственно, по всем вопросам из списка вопросов для оценки качества освоения дисциплины.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





  1. Объект и субъект управления.

  2. Функции управления и связующие процессы.

  3. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора.

  4. Административная школа А.Файоля.

  5. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера.

  6. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.

  7. Количественные подхододы в менедмженте.

  8. Модель «7С».

  9. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.

  10. Навыки менеджера и уровни управления (Р. Дафт).

  11. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

  12. Подходы в менеджменте.

  13. Миссия, видение, цели организации.

  14. Стайкхолдеры организации.

  15. PEST анализ.

  16. Анализ конкуренции в отрасли на основании пяти сил М. Портера.

  17. Централизация и децентрализация полномочий, преимущества и недостатки.

  18. Норма управляемости в организации.

  19. Специализация труда, преимущества и недостатки.

  20. Линейно-функциональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  21. Дивизиональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  22. Матричная организационная структура, преимущества и недостатки.

  23. Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации.

  24. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.

  25. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум).

  26. Типы контроля.

  27. Цикл контроля: построение и применение.

  28. Этапы контроля.

  29. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену.

  30. Виды и роли организационных коммуникаций.

  31. Коммуникационные каналы, их емкость.

  32. Коммуникационные сети.

  33. Преграды при коммуникациях и их преодоление (Р. Дафт).

  34. Этапы рационального принятия решений.

  35. Методы принятия решений.

  36. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену.

  37. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго).

  38. Теория «Х» и теория «Y» (Д. МакГрегор).

  39. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту.

  40. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла.

  41. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.

  42. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла.

  43. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).

  44. Уровни организационной культуры (Э. Шайн).

  45. Характеристики организационной культуры (П. Харрис и Р. Моран).

  46. Анализ организационной культуры на основании методики OCAI (К. Камерон и Р. Куинн).

  47. Модель Г. Хофштеде.



Авторы программы: _____________________________/ М.Д. Предводителева/




Похожие:

Название темы Всего часов по дисциплине iconНазвание темы Всего часов по дисцип-лине
Председатель Зав кафедрой Аньшин В. М
Название темы Всего часов по дисциплине iconТемы по дисциплине
Прошу Вас закрепить за мной тему курсовой работы «название темы» по дисциплине
Название темы Всего часов по дисциплине iconПрограмма по дисциплине педагогика (Введение в профессию) 050711. 65 Социальная педагогика
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа, из которых: 20 часов отводится на лекционный курс; 18 часов – на семинарские занятия;...
Название темы Всего часов по дисциплине iconТематический план (темы/часы) Учебный план Сахгу названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий

Название темы Всего часов по дисциплине iconМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «Название дисциплины» на практическое занятие по теме «Название темы»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет...
Название темы Всего часов по дисциплине iconРабочая программа для иностранных студентов, обучающихся по бакалаврским программам гуманитарных и экономических направлений
Распределение учебного времени Лекции 34 часов (ауд.) Практические (семинарские) занятия 36 часов (ауд.) Всего аудиторных занятий...
Название темы Всего часов по дисциплине iconПланирование учебного материала по математике 5 класс (5 часов в неделю, всего 160 часов)

Название темы Всего часов по дисциплине iconРабочая программа по дисциплине для специальности «060000 (название)»
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования часов
Название темы Всего часов по дисциплине iconРабочая программа по дисциплине для специальности «060000 (название)»
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования часов
Название темы Всего часов по дисциплине iconПояснительная записка программа элективного курса рассчитана на 17 часов, она разработана для учащихся 11 класса
Кулярная биология» и «Генетика» наиболее интересные и сложные темы в общей биологии. Эти темы изучается и в 9, и в 11 классах, но...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы