Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления icon

Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления



НазваниеМотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления
страница1/3
Патоша Ольга Ивановна
Дата конвертации25.06.2013
Размер428.35 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>
  1   2   3

На правах рукописи




Патоша Ольга Ивановна


МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

НА РЫНКЕ ТОВАРОВ БЫТОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ


Специальность 19.00.01 

общая психология, психология личности, история психологии


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва  2008

Работа выполнена на кафедре общей и экспериментальной психологии Государственного Университета – Высшей Школы Экономики


Научный руководитель: академик РАО, доктор психологических наук,

профессор ^ Шадриков В.Д.


Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

профессор Позняков В.П.


кандидат психологических наук,

доцент ^ Зотова Т.В.


Ведущая организация: Ярославский Государственный Университет

им. Демидова


Защита диссертации состоится 22 апреля 2008 года в «1530» часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.048.03

в Государственном Университете Высшая Школа Экономики

по адресу: 109316, г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 46б, ауд. 210


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Государственного Университета Высшая Школа Экономики по адресу: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.


Автореферат разослан «___» марта 2008 года


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Молчанова О.Н.

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Изменение общественной парадигмы, развитие рыночных отношений диктует высокие требования к поведению личности по отношению к товарам и услугам, заключающиеся в способности делать выбор, принимать решения, нести ответственность, противостоять влиянию рекламных сообщений и т.п. Изучение психологических детерминант активности человека на рынке играет важную роль в повышении личностной результативности жизнедеятельности субъекта в условиях рыночной экономики.

Исследования мотивации поведения потребителей необходимы при оказании помощи бизнес-организациям, производящим и реализующим товары и услуги, в расширении клиентской базы, развитии принципов работы с потребителями и т.п. В связи с этим возрастает важность комплексных психологических исследований поведения потребителей.


Для проведения комплексных исследований поведения потребителей в маркетинге были созданы многофакторные модели, направленные на объяснение и предсказание поведения человека на рынке, а также обеспечение методологической структуры всестороннего исследования. Они объединили в себе прежде разрозненные частные концепции потребительского поведения. Большой вклад в разработку многофакторных моделей поведения потребителей внесли американские исследователи А. Андреасен, Р. Блэкуэл, Д. П. Миниард, Ф. Никосиа, Дж. Ховард, Дж. Шет, Энджелл и др. Несмотря на преимущества данных моделей, связанных с комплексным подходом к изучению поведения потребителей, в настоящее время они широко подвергаются критике, поскольку уже не отвечают растущим требованиям конкурентной среды рынка товаров и услуг, а также в них игнорируется активность потребителей по отношению к экономическим стимулам (Г. Фоксолл, А.Л. Лукьянова и др.).

Как показывает анализ литературы, мотивация поведения потребителей на рынке товаров и услуг преимущественно является предметом изучения маркетинга, причём эти исследования тесно связаны с практикой, и в зависимости от целей специалисты заимствуют различные теоретические и методологические конструкты из психологии (И.В. Алёшина, А.А. Козырев, Ф. Коттлер, М. Соломон, Д. Статт и др).

В психологической науке работы по изучению мотивации поведения потребителей наиболее широко представлены в области психологии рекламы (А.Н. Лебедев-Любимов, О.Л. Перлина, К. Ротцолл, Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и др.). Также данная проблема рассматривается в рамках зарубежной экономической психологии (Corneo, Jeanne, 1997). Но как отмечается в литературе, в большинстве случаев подобные исследования ограничиваются индивидуальным практическим опытом авторов и попытками переноса общих закономерностей психологии на сферу потребительского поведения (Мельникова, 2002).

Данная ситуация свидетельствует об отсутствии теоретической концепции, позволяющей проводить целостный анализ поведения человека на рынке, в его контексте изучать взаимосвязи детерминирующих этот процесс факторов. Для её разработки целесообразно обратиться к психологической теории деятельности.

В отечественной психологии накоплен обширный материал по проблеме деятельности и поведения: разработан ряд концепций деятельности, а также методических приёмов к её изучению. Это работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Е.Б. Старовойтенко, К.А. Абульхановой, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина и др. Большое внимание отечественных психологов уделяется исследованию отдельных компонентов деятельности. Проблема мотивации различных видов поведения и деятельности разработана в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Асеева, В.К. Вилюнаса, Л.И. Божович, А.К. Марковой, С.Б. Каверина, К.В. Судакова, П.М. Якобсона и др. Большой вклад в разработку проблемы принятия решения в процессе деятельности внесли работы А.В. Карпова (1999, 1985). Проблеме целеполагания как регуляционного механизма деятельности и поведения посвящены работы О.К. Тихомирова, Е.В. Шороховой, В.Г. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и т.д. Особенности отражения информации в ходе деятельности и поведения были описаны в концепции оперативного образа Д.А. Ошаниным.

В отечественной психологии постулируются такие значимые характеристики деятельности как активность и целенаправленность. В качестве методологического основания изучения деятельности признаётся необходимость системного подхода (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн, О.К. Тихомиров и др.).

Вышеизложенные основания к рассмотрению деятельности отражены в концепции системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова, в рамках которой была разработана функциональная система деятельности. В данной работе функциональная система используется в качестве теоретического основания для разработки психологической модели поведения потребителей.

^ Объект исследования – поведение потребителей на рынке товаров бытового потребления.

Предмет исследования – мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование мотивации поведения потребителей, выявление взаимосвязей между потребностями и параметрами цели покупки.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ основных подходов к исследованию мотивации поведения потребителей, сделать обзор отечественных и зарубежных работ.

  2. На основании результатов теоретических и эмпирических исследований по проблеме деятельности и поведения разработать психологическую модель поведения потребителей.

  3. Разработать методику, позволяющую исследовать мотивацию поведения потребителей в системе модели поведения потребителей.

  4. Эмпирически выявить компоненты мотивации потребителей, их содержание и взаимосвязь.

  5. Исследовать различия в выраженности компонентов мотивации от социально-демографических характеристик потребителей и условий осуществления покупки.

^ Теоретико – методологической основой исследования являются принципы функциональности, системности, активности и целенаправленности по отношению к исследованию деятельности (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков), концепция системогенеза деятельности (В.Д. Шадриков), детерминистский подход единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) концепции мотивации деятельности (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, П.В. Симонов, П.М. Ершов, Д.Н. Узнадзе, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон), принципы проективного подхода и качественных методов к исследованию мотивации (С.А. Белановский, О.А. Громова, С. Елшанский, О.Т. Мельникова, В.В. Семёнова, Е.Т. Соколова).

^ Гипотеза исследования:

В мотивации поведения потребителей выделяются потребности покупки и параметры цели, которые образуют связи между собой.

^ Методы исследования. Для выявления параметров, значимых при покупке, апробации разработанной функциональной модели поведения потребителей, качественного наполнения её образующих компонентов было использовано глубинное неформализованное интервью. Содержание мотивационных компонентов поведения потребителей мы выявляли при помощи ассоциативных проективных методик: «Словарные ассоциации», «Завершение предложения», «5 причин покупки товара». На основании качественного описания процесса покупки и полученных индикаторов нами была разработана методика, направленная на выявление мотивации поведения потребителей на рынке товаров на основании описания совершённой покупки.

Для обработки результатов исследования применялись статистические методы (корреляционный, факторный, однофакторный дисперсионный анализ, анализ достоверности различий) с использованием пакета «SPSS for Windows 11.5».


^ Положения, выносимые на защиту:

  1. Функциональная модель поведения потребителей позволяет проводить психологический анализ поведения потребителей, а также представляет собой теоретическую основу для проведения комплексного исследования мотивации потребителей в контексте целостного поведения.

  2. В мотивации поведения потребителей выделяются взаимосвязанные комплексы потребностей покупки и параметров цели, в которых отражаются признаки товара и условия покупки.

  3. Существуют различия в выраженности потребности покупки и параметров цели, связанные с социально-демографическими характеристиками потребителя (возраст, пол, семейное положение), предметом покупки и условиями совершения покупки.

^ Научная новизна исследования характеризует как теоретический, так и эмпирический план работы. В теоретическом плане проведён анализ работ различных областей научного знания (экономического, психологического). Поставлена новая задача в разработке психологической модели для комплексного исследования мотивации поведения потребителей, предложена функциональная модель поведения потребителей, предполагающая активность личности по отношению к экономическим стимулам, позволяющая описывать поведение в целом, и рассматривать отдельные компоненты. В эмпирическом плане с помощью использования качественных и количественных методов, применения глубинного интервью создана и апробирована методика, способствующая изучению мотивации поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления в контексте целостного поведения.

^ Теоретическое значение представляемой диссертационной работы заключается в обобщении результатов исследований отечественных и зарубежных авторов, выполненных в русле экономики, маркетинга, экономической психологии, затрагивающих проблему поведения потребителей. В работе показана возможность использования функциональной системы, описывающей деятельность, для изучения поведения потребителей на рынке товаров, таким образом, внесён вклад в разработку теории деятельности и поведения человека, а также расширена теоретическая основа для построения различных маркетинговых исследований.

^ Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной модели поведения потребителей для проведения эмпирических исследований поведения потребителей в едином теоретическом контексте. Разработанная методика может служить инструментом для проведения маркетинговых исследований различных товаров, продукций фирм, товаров – новинок и т.п. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы в курсах по экономической психологии, а также по дисциплине «Поведение потребителей», возможно использование результатов исследования в практике продвижения товаров.

^ Достоверность и обоснованность положений, результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные теории психологической науки, использованием адекватным целям и задачам исследования методов и специально выработанных для реализации целей и задач исследования конкретных методик, объёмом и репрезентативностью выборки, применением современных методов статистической обработки экспериментальных данных.

^ Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на всероссийских конференциях:

  1. «Психология индивидуальности» (Москва, 2006),

  2. «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль, 2007).

Теоретические и эмпирические материалы исследования были использованы при разработке комплекса занятий по дисциплине «Психология экономического поведения».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

^ Структура и содержание диссертации. Представляемая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст сопровождается таблицами и рисунками.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цели, задачи и гипотезы, указываются методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту.

^ В главе 1 «Теоретический анализ проблемы исследования мотивации поведения потребителей» представлен анализ теоретических разработок и эмпирических исследований в области поведения потребителей.

В разделе 1.1 рассматриваются основные подходы к исследованию мотивации поведения потребителей – экономический, маркетинговый и экономико-психологический (Рябинский, 1991).

Экономический подход предполагает изучение потребителя как человека рационального, экономического, основным побудителем активности которого является максимизация прибыли и полезности. В настоящее время данный подход подвергается критике со стороны многих исследователей, поскольку не отражает реальных причин потребительского поведения (О.С. Дейнека, С.В. Малахов, G. Katona, H. Leibenstein и др.).

Исследования поведения потребителей в маркетинге направлены на решение практических задач наращивания сбыта конкретных товаров с использованием для этого различных методов и способов психологического воздействия. Анализ истории маркетингового подхода показывает, что в качестве объяснительного принципа при изучении детерминант активности потребителей используется психологическая теория: проведение мотивационных исследований поведения потребителей в рамках психоанализа, исследования поведения потребителей как информационного процесса с позиции необихевиоризма.

Большой вклад в разработку проблемы поведения потребителей в маркетинге внесли американские исследователи Дж. Энджелл, Д. Блэкуэл, П. Миниард, Дж. Ховард, Дж. Шет, Ф. Никосиа, А. Андреасен, и др. Созданные ими многофакторные модели потребительского поведения, были призваны объяснять и предсказывать поведение человека на рынке товаров и услуг, а также обеспечивать теоретическую структуру комплексных исследований (Handbook of Economic Psychology, 1988). Значение многофакторных моделей состоит в том, что в них впервые потребительское поведение рассматривается как процесс, в котором сам акт покупки является лишь одним из элементов. Другие элементы поведения включают в себя когнитивные процессы, эмоциональ­ные и поведенческие реакции. Несмотря на преимущества, маркетинговые модели подвергаются критике за формальность, абстрагированность от реальности, громоздкость - что ведёт к ограничению практической ценности, а также трудностям эмпирической проверки (Фоксолл, 2000). В моделях не учитывается активность человека по отношению к рынку, тем самым детерминанты поведения представлены в них неоднозначно.

Анализ современных маркетинговых работ показывает, что изучение мотивации поведения потребителей идет по двум направлениям: во-первых, исследуются об­щие закономерности мотивационных комплексов, не зависящие от особенностей отдельных людей, во-вторых, изучаются индивидуальные различия в мотивации и факторы, обуславливающие эти различия. Маркетинговые исследования мотивации поведения потребителей характеризуются практическим характером и узкой направленностью исследований. Для объяснения поведения потребителей в настоящее время используются теории мотивации А. Маслоу, Д. МакКлеланда, В. Мак Гира, И. Аткинсона, Л. Фестингера, психоаналитические теории (Ф. Коттлер, Г.Д. Костина, А.А. Козырев, В.Н. Наумов, И.В. Алёшина, М. Соломон, Д. Статт и др.).

Изучение поведения потребителей является одним из центральных направлений эмпирических исследований в зарубежной экономической психологии. В качестве основных можно выделить исследования «нерационального» поведения при покупке (H. Leibenstein, G. Corneo, O. Jeanne, и др.); изучения особенностей стилей принятия решения при покупке («shopping styles») (C. Bakewell, S.H.C. Tai и др.); выявление природы вовлечённости потребителей (C. Park, M. Bergadaa, P. Bloch) и т.д.

Проведённый анализ теоретических и эмпирических работ в области мотивации поведения потребителей показал, что исследования характеризуются следующим: жёсткая привязка к практике, использование различных психологических конструктов в зависимости от целей исследования, игнорирование активности потребителя по отношению к товарам и услугам, разнообразие побудителей поведения потребителей и их изолированное изучение в отрыве от поведения в целом. Данное положение вызвано тем, что поведение потребителей является междисциплинарной областью исследования, и на сегодняшний день не существует единой универсальной и общепризнанной теории, которая служила бы теоретической основой исследований. Для проведения комплексного исследования мотивации в контексте целостного поведения потребителей необходима разработка теоретической модели, в основу которой положены результаты теоретических и эмпирических исследований отечественных авторов по проблеме деятельности и поведения.

В разделе 1.2 рассматриваются основные проблемы исследования деятельности и поведения в отечественной психологии, описывается функциональная модель поведения потребителей, разработанная на основе функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова, а также производится содержательное наполнение её блоков путём качественного анализа потребительского поведения.

В отечественной психологии при изучении деятельности постулируются такие её значимые характеристики как активность и целенаправленность, а в качестве методологического основания изучения деятельности отечественными исследователями признаётся необходимость системного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, О.К. Тихомиров, В.А. Барабанщиков и др.). Вышеперечисленные основания к рассмотрению деятельности отражены в концепции системогенеза деятельности, в рамках которой В.Д. Шадриков (1979) разработал функциональную систему деятельности.

Функциональная система деятельности представляет собой взаимосвязанную систему функциональных блоков. Отражаемые в данных блоках структуры являются основными компонентами реальной деятельности. Разнесенность отдельных блоков произведена исключительно для исследовательских целей и вовсе не означает их онтологическую автономность. Функциональная система деятельности была успешно апробирована при исследовании различных видов профессиональной и учебной деятельностей.

На основе функциональной системы деятельности была разработана функциональная модель поведения потребителей, представленная на рисунке 1.



^ Рис.1. Функциональная модель поведения потребителей

Основными компонентами модели являются - мотивация поведения потребителя, целеполагание в процессе приобретения товара, программа поведения, связанного с покупкой, информационная основа поведения потребителей, принятие решения о покупке, индивидуальные качества потребителя. Данная модель позволяет рассматривать потребителя как субъекта деятельности, принимающего решения, вырабатывающего программы поведения, способного к отражению результата деятельности и корректировке поведения на основе вектора «мотив – цель».

Далее в тексте рассматривается содержание отдельных компонентов модели.

Мотивация поведения потребителей как компонент функциональной модели выступает в качестве побуждения поведения, как система факторов, вызывающих активность организма и определяющих её направленность. В качестве такой системы факторов вслед за отечественными исследователями (А.Н. Леонтьев, В.П. Симонов, В.Д. Шадриков, В.Г. Асеев, Л.И. Божович и др.) в данной работе рассматриваются потребности личности, которые могут осознаваться или не осознаваться в процессе потребительского поведения.

Регулирующим механизмом поведения потребителей является целеполагание (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, О.К. Тихомиров, В.Г. Леонтьев), при котором потребности человека посредством личностного смысла связываются с целью, организуя всю психологическую систему поведения. В результате процесса целеполагания при приобретении товара происходит формирование представления о характеристиках товара и о программе его приобретения.

Информационная основа поведения потребителей представляет собой совокупность информации, необходимой для совершения покупки. Исследования информационной основы широко представлены в маркетинге и психологии рекламы: разрабатываются классификации существующих источников информации (Дж. Ховард, Дж. Шет, А. Андреасен, Ф. Котлер), проводятся исследования эффективности, особенностей восприятия, воздействия различных источников информации (О.Л. Перлина, Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и др.). Анализ информационной основы поведения потребителей предполагает изучение объективных и субъективных условий покупки и характеристик товара и процесса их отражения. Согласно концепции оперативного образа, складывающегося в процессе психического отражения (Ошанин, 1969), отражение покупателем информации о товарах, местах покупки пристрастно и зависит от его потребностей и целей.

Важным компонентом функциональной модели поведения потребителей выступает процесс принятия решения. Принятие решения о покупке товара сводится к освое­нию и (или) выработке решающего правила и критериев достижения цели и предпочтительности. При совершении повторных покупок происходит постоянное совершенствование решающего правила и критериев в тесном единстве с другими компонентами психологи­ческой системы деятельности.

При рассмотрении поведения потребителей как сознательного процесса необходимо встает вопрос о выработке программы поведения, связанного с покупкой, которая представляет собой конкретный план, определяющий место, время, обстоятельства определённых действий, который отвечает на вопросы что, где, когда и как покупать.

При психологическом исследовании деятельности необходимо изучать психологические характеристи субъекта, которые способствуют или препятствуют достижению необходимого результата в процессе поведения, связанного с покупкой.

В разделе 1.3 сопоставляются многофакторные маркетинговые и функциональная модель поведения потребителей, рассматриваются соотношения между компонентами и их взаимосвязями.

  1   2   3




Похожие:

Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconМотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления
Работа выполнена на кафедре общей и экспериментальной психологии Государственного Университета – Высшей Школы Экономики
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconПрограмма дисциплины «Поведение потребителей»
Целью курса является изучение теоретико-методологических оснований поведения потребителей, методов управления поведением потребителей...
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconАннотация учебной дисциплины «Поведение потребителей»
Целью курса является изучение теоретико-методологических оснований поведения потребителей, методов управления поведением потребителей...
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления icon1. особенности спроса и поведения организованных потребителей в процессе закупки
Прежде чем разрабатывать маркетинговые планы, необходимо разобраться в рынках. На потребительском рынке покупают товары и услуги...
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconСтатистика вариант 8 Задача 4
...
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconЛичностная мотивация корпоративных клиентов
Области B2B. Более того, мотивация покупателей B2B гораздо сложнее, чем мотивация обычного сотрудника или рядового customer – частного...
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconОграмма дисциплины «безопасность непродовольственных товаров»
Расширение рынка непродовольственных товаров привело к появлению новых видов товаров, новых, ранее не используемых материалов, внедрению...
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconМетризация объектов маркетингового аудита промышленного предприятия на рынке товаров народного потребления
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconЛичностная мотивация корпоративных клиентов Илья Алексеев
Области B2B. Более того, мотивация покупателей B2B гораздо сложнее, чем мотивация обычного сотрудника или рядового customer – частного...
Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления iconВлияние рыночно-ориентированного поведения компаний на результативность бизнеса
Рыночном интеллекте, т е знании о рынке. Рыночный (маркетинговый) интеллект компании в широком смысле включает знания не только о...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы