|
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет социологииПрограмма дисциплины «Социология общественного мнения» Для направления 040200.62 «Социология» подготовка бакалавра Авторы: к.т.н. Косова Л.Б. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва, 2008 г. ^ Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами процессов изучения общественного мнения, дать обзор принятых методологий и методик, сформировать общие представления об истории изучения общественного мнения, о процедурах накопления и дистрибуции исследовательского материала. ^
^ а) Связь курса с дисциплинами, читаемыми в течение первых двух лет обучения Курс опирается на знания, полученные в рамках дисциплин «Общая социология». В нем, в частности, затрагиваются такие социологические понятия как «общественное мнение», «социальный институты», «структура массового сознания», «нормативно-ценностная система» и пр. Важным элементом успешного усвоения данного курса являются знания, полученные в рамках курса «История социологии», которые позволят встроить новый материал в уже имеющиеся систему «исторических» координат. Необходимой базой для понимания служит также дисциплины «Теоретико-вероятностные модели в социологии» и «Методы социологических исследований», поскольку в курсе затрагиваются вопросы различных подходов к сбору социологической информации и методов ее анализа. ^
Формы контроля Дисциплина оценивается зачетом с оценкой по десятибалльной системе. Результирующая оценка слагается из оценок:
Алгоритм формирования оценки следующий:
Результирующая оценка в десятибалльной шкале Орез есть сумма трех оценок за посещаемость лекций (О посещаемость лекций.), посещаемость семинаров и активное участие в дискуссиях (О п.с.+ выступлений) и ответ на зачете (О ответ на зачете): Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W п.с.+ выступлений х О п.с.+ выступлений) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете) Зачет получают студенты, набравшие четыре или более четырех баллов (Орез ≥ 4) ^
Необходимое чтение:
^ Тема 1. Общественное мнение: социальный феномен, социальный институт, социальный процесс. Исторические и временные границы возникновения феномена общественного мнения. Динамика понимания и употребления теоретического концепта «общественное мнение» в исследовательском и экспертном сообществе. Модернизация как рамка анализа. Буржуазные революции XVII-XVIII вв., становление национального государства и гражданского общества. Общественное мнение как социальный институт: механизмы нормативного регулирования, ролевые взаимодействия, функциональные особенности. Место в общей структуре социальных институтов. Специфика взаимодействия с другими социальными институтами. Проблема идентификации агентов общественного мнения. Многообразие подходов. Толпа, публика, масса, народ, электорат, группа, интеллигенция, интеллектуалы, элита. Лидеры мнений и носители мнений. Традиционные и модерные общества: особенности процессов создания, трансляции, репродукции, консервации образца. Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т.3. 2. Мор Т. Утопия. М., 1978. 3. Кампанелла Т. Город солнца. М., 1954. 4. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 5. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М.,1964. Т. 2. 6. Кант И. Критика чистого разума. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant_chr/index.php 7. Гегель Г. Ф.-В. Философия права. М., 1990. Тема 2. Структура общественного мнения. Общественное мнение и массовое сознание. Некоторые подходы к структуризации общественного мнения. Статическая структура. Уровни, виды и формы массового сознания. Многомерность общественного мнения: массовые настроения, оценки, стереотипы, установки и т.д. Соотношение социального центра и периферии. Место и значение рациональности, критического анализа, автономной субъективности. Общественное мнение и традиции, нормы, ценности. Динамическая структура общественного мнения. Единицы измерения социальных процессов (циклы и ритмы). Жизненный цикл. Деятельностный подход в социологии общественного мнения. Действие и его аналитические типы (аффективное, традиционное, ценностно-рациональное, целерациональное). Система действия и механизмы ее социокультурной репродукции. Групповые и индивидуальные субъекты действия. Жизненные практики как социологический конструкт. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Факторы трансформации общественного мнения. Общественное мнение и социальный контроль. Общественное мнение и СМИ. Процессы формирования общественного мнения: факторы и механизмы. Потребности, ценности, интересы как факторы формирования общественного мнения. Проблема культурного авторитета (классика) и влияния ("звезда"). Механизмы формального и неформального контроля. Каналы циркуляции общественного мнения. Роль СМИ в процессах циркуляции общественного мнения. Актуализация социальной проблематики посредством СМИ, механизмы воздействия. Основные понятия теории коммуникации. Роль слухов в процессе формирования, распространения и функционирования общественного мнения. Опросы общественного мнения. Общественное мнение и управленческая деятельность. ПР-деятельность. Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Андриянов В.И. Слухи как социальный феномен // Социс. 1993. №1. С.82-88. 2. Дубин Б.В., Толстых А.В. Слухи как социально-психологический феномен // Вопр. психологии. 1993. №3. С. 77-81. 3. Засурский Я.Н. Роль СМИ в обществе // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. 1995.№2. С. 45-49. 4. Мейнард Д. Язык и средства массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000. С..54-63. Тема 4. Общественное мнение как фактор социальных трансформаций. Общественное мнение в системе факторов социальной динамики. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем: политической, социальной, экономической, культурной. Возможности и диапазон влияния. Взаимосвязь и взаимодействие общественного мнения и «власти»: типология отношений, режимы взаимодействия. Общественное мнение как база социальной политики: зло или благо? Общественное мнение и становление демократических институтов. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. История изучения общественного мнения. Место опросных методов в предметном поле социологии. Сферы применения социологических исследований. Адольф Кетле. Лорд Джеймс Брайс. «Соломенные опросы». Середина 1930-х годов – время первых научных опросов общественного мнения. Создатели опросных методов: Джордж Гэллап, Арчибальд Кроссли, Элмо Роупер, Хэдли Кэнтрил. Исследования прессы и рекламы. Электоральные исследования. Выборы 1936 года в США: прогноз Гэллапа – «победа, ставшая триумфом». Появление организаций, профессионально занимающихся изучением общественного мнения. Появление методов «мягкой» социологии. Роберт Мертон и его работы во время Второй мировой войны. Послевоенный потребительский бум и «победное наступление» фокус-групп. Пионеры и отцы-основатели опросных методов в Европе. Первопроходцы изучения общественного мнения в России: Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, Ю.А. Левада, Б.М.Фирсов, В.А.Ядов. Основная литература:
Дополнительная литература:
^ Методология и методика в исследованиях общественного мнения. Классификация исследовательских методов. Нормативная модель «количественного» социологического исследования: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Нормативная модель «качественного» социологического исследования: феноменология, понимающие и прожективные методики, ситуативный анализ как исследовательская стратегия. Работа с существующими источниками – особенности вторичного анализа: государственная статистика, биографические записи, кино/фотодокументы, предметы материальной культуры. Герменевтический круг. Наблюдение. Различия принципов научного наблюдения в естественных и гуманитарных науках. Этические проблемы наблюдения. Выбор метода исследования. Важность и необходимость сочетания различных методов в социологическом исследовании. Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр", ВЦИОМ, ИС РАН, ФОМ, КОМКОН, "ГФК-Русь", TNS. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 7. Сохранение и дистрибуция накопленного знания. Международная система архивов социологических данных Международная система архивов социологических данных: основные функции и задачи. Ведущие принципы хранения и дистрибуции данных. Профили ведущих архивов. Способы и системы поиска релевантной информации. Каталоги основных архивов данных по социологической тематике. Место и роль российских архивов социологических данных в едином информационном пространстве. Системы поиска информации в Едином архиве социологических данных. Оценка редевантности и качества найденных исследований. Заказ данных. Основные подходы ко вторичному анализу данных. Основная литература
Дополнительная литература
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
|
![]() | 1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: 1967 | ![]() | «Социология общественного мнения» Знакомство студентов с теориями формирования и функционирования общественного мнения |
![]() | «Социология общественного мнения» Знакомство студентов с теориями формирования и функционирования общественного мнения | ![]() | «Социологическое изучение общественного мнения» Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения |
![]() | Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Социология» 2011/2012 учебный год Социология как наука. Место социологии в системе наук. Специфика социологического знания Средства массовой информации и формирование общественного мнения. 25. Статусно-ролевая теория. Ролевая теория Р. Мертона | ![]() | Программа дисциплины Коммуникативные технологии формирования общественного мнения для направления 030200. 62 «Политология» Предметом курса является общественное мнение и коммуникативные технологии как сфера деятельности, связанная с анализом и управлением... |
![]() | Влияние сми на формирование общественного мнения | ![]() | Качество образования в петргу: опрос общественного мнения студентов вузов |
![]() | Программа спецкурса " опыт российских реформ в зеркале общественного мнения" для студентов | ![]() | «Медиа-менеджмент» Общественное мнение как инструмент социального управления. Формирование общественного мнения |