Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» icon

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом»



НазваниеМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом»
Дата конвертации24.06.2013
Размер216.53 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет –


Высшая школа экономики


Факультет ГиМУ


Программа дисциплины


«Управление персоналом»

для направления Государственного и муниципального управления

подготовки бакалавра


Автор: профессор Скосарев Сергей Алексеевич


Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


Секция «Менеджмент» Управления человеческими ресурсами

Председатель Зав. кафедрой

Н.Б.Филинов В.И.Кабалина

«___» __________________ 2010 г. «22» января 2010 г.


Утверждено УС факультета

бизнес-информатики

Ученый секретарь

«___» __________________ 2009 г.


Москва

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Эволюция теорий управления персоналом. Системный подход к управления персоналом организации

21

2

4

15

2

Стратегия управления персоналом организации.
Планирование персонала

21

2

4

15

3

Набор, отбор и прием персонала

14

2

2

10

4

Адаптация персонала

12

2

0

10

5

Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала

14

2

2

10

6

Развитие персонала

12

2




10

7

Оценка персонала

14

2

2

10




Зачет, домашнее задание













Итого

108

14

14

80


Формы контроля

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях и оценку выполнения домашнего задания. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется по 10 балльной шкале, в зависимости от степени участия студента в подготовке и обсуждении заданий, кейсов.

Домашнее задание представляет собой письменную работу по комплексной оценке системы управления персоналом на одном из конкретных предприятий или (по согласованию с преподавателем) изложение собственных взглядов студента на один из аспектов работы с персоналом в его взаимосвязи с другими аспектами. Домашнее задание оценивается по 10 балльной шкале.

Итоговый контроль – письменный зачет. Зачет проводится в форме теста. Тест включает две группы вопросов: открытые вопросы (оцениваются в 2 балла каждый), предполагающие самостоятельную формулировку ответа студентом, и закрытые вопросы (оцениваются в 1 балл каждый) с множественным выбором. Зачетный тест оценивается по 10 балльной шкале.

Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки выполнения домашнего задания, работы на семинарских занятиях и оценки итогового зачетного теста как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wсем. = 0,3; Wд/з = 0,2; Wз = 0,5

Оср.(окр.) = Осем. * Wсем.(0,3) + Од/з * Wд/з(0,2) + Оз * Wэ(0,5)


Базовые учебники

1. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – М.: ПИТЕР, 2004.

4. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998.


Содержание программы


Тема 1. Эволюция теорий управления персоналом. Системный подход к управления персоналом организации


Связь управления персоналом с научным менеджментом. Эволюция взглядов на управление персоналом. Теории управления персоналом: классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль), теории человеческих отношений (Э. Мэйо, Д.Макгрегор), теории человеческих ресурсов (школа поведенческих наук). Современные теории управления персоналом: теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц), теории наилучших практик (best practices) и наилучшего соответствия (best fit). Стратегическое управление человеческими ресурсами (С. Фомбрун, М. Бир, П. Боксалл). Глобализация и кросскультурные различия в менеджменте. Унитаристский, культуралистский и институциональный подходы.

Понятия «персонал» и «человеческие ресурсы»: основные признаки. Человеческий, интеллектуальный и социальный капитал. Инвестиционный и компетентностный подходы к управлению человеческими ресурсами. Понятие компетенции. Основные цели и задачи управления персоналом современной организации. Система управления персоналом организации и ее основные функции (подсистемы). Организационная структура системы управления персоналом компании: уровни управления и основные функции. Виды кадровых служб. Взаимодействие менеджеров по персоналу и линейных менеджеров.


Основная литература

1. Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление человеческими ресурсами. Учебник. – М.:ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2005. – глава 2.

2. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – глава 3, параграф 3.1.

3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 4.

Дополнительная литература

1. Андреева В.И. Делопроизводство: Практическое пособие. Издание 10-е. - М.: ИД «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005.

2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2004.

4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Практикум. – М.: ЮНИТИ, 2009.

5. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: Учебное пособие. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.

6. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

7. Лобанова Т.Н. Построение модели ключевых компетенций. //Справочник по управлению персоналом, 2002, № 11.

8. Миллс Р. Компетенции. – М.: HIPPO, 2005.

9. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

12. Нормирование труда. /Под ред. Генкина Б.М. – М., 1985.

13. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: Дело, 1995.

14. Саруханов Э., Сотникова С. Маркетинг персонала на предприятии. //Проблемы теории и практики управления. – 1996, № 1.

15. Спенсер Л.М. - мл., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М.: HIPPO, 2005.

16. Справочник кадровика: Должности руководителей и служащих, квалификационные характеристики, тарифные разряды. – М.: ИНФРА-М, 2002.

17. Справочник кадровика: Профессии рабочих, квалификационные характеристики, тарифные разряды (ОКПДТР, ЕТКС, ОКЗ). – М.: ИНФРА-М, 2002.

18. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы. – СПб., 1997.

19. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. – М.: HIPPO, 2003.

20. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997.

21. Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. – М., 1997.

22. Ульрих Д. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR- менеджера в организации. – ОМ.: ООО ИД «Вильямс», 2007.

23. Ульрих Д., Брокбэнк У. HR в борьбе за конкурентное преимущество. – М.: Претекст, 2007.

^

Тема 2. Стратегический подход к управлению персоналом организации. Планирование персонала



Понятия «стратегия управления персоналом» и «политика управления персоналом (кадровая политика)» организации. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом: варианты взаимосвязи. Внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс разработки стратегии и политики управления персоналом организации. Основные подходы к классификации стратегий управления персоналом. Характеристика основных типов стратегий, используемых организациями на российском рынке. Миссия организации и особенности практики. Особенности стратегии и политики управления персоналом в зависимости от стадии развития (этапа жизненного цикла) организации (классификация Л.Грейнера. Основные этапы и особенности разработки стратегии управления персоналом организации. Понятие «планирование персонала». Качественная и количественная потребность в персонале. Подход к планированию на основе компетенций. Основные этапы процесса планирования персонала. Разработка требований к должности (job design, job description). Исследование рынков труда. Оценка наличных трудовых ресурсов организации (кадровый аудит). Анализ текучести персонала. Направления изучения внешнего рынка труда. Основные методы проектирования работ и проектирования рабочего места. Принципы планирования рабочего места. Затраты, связанные с удовлетворением потребности в персонале. Пути покрытия потребности в персонале. Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности в персонале организации.

Основная литература


1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – часть II

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2004.

3. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.

4. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – главы 4, 19

Дополнительная литература


1. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Практикум. – М.: ЮНИТИ, 2009.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

4. Лобанова Т.Н. Построение модели ключевых компетенций. //Справочник по управлению персоналом, 2002, № 11.

5. Миллс Р. Компетенции. – М.: HIPPO, 2005.

6. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

7. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: Дело, 1995.

8. Спенсер Л.М. - мл., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М.: HIPPO, 2005.

9. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Добрая книга, 2006.

10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

11. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997. – часть 3, глава IV

12. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть II

13. Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. – М., 1997.

16.Ульрих Д. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR- менеджера в организации. – ОМ.: ООО ИД «Вильямс», 2007.

17. Ульрих Д., Брокбэнк У. HR в борьбе за конкурентное преимущество. – М.: Претекст, 2007.

18. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Добрая книга, 2006.

19. Price A. Human Resource in a Business Context. Thomson Learning, London, 2007.

20. Pinnington A., Edwards T. Introduction to Human Resource Management. Oxford University Press, 2007.

21. Marchington M., Wilkinson A. Core Personnel and Development. – Institute of Personnel and Development, London, 1996.

22. Wood R., Payne T. Competency-based Recruitment and Selection. – Wiley, Chichester, 1998.
^

Тема 3. Набор, отбор и прием персонала



Понятие «набор персонала». Внешние и внутренние источники набора персонала. Маркетинг персонала. Гибкие стратегии занятости и аутсорсинг . Современные технологии подбора персонала: скрининг, рекрутинг, executive search. Процедура отбора персонала в организации: основные этапы. Заочное знакомство с кандидатом. Анализ анкетных данных. Проверка рекомендаций и опыта работы. Собеседование (оценочное интервью): основные виды и типы. Оценка компетенций (профессиональные методы оценки требуемых качеств кандидатов. Система принятия решения о приеме на работу. Оформление приема на работу. Испытательный срок.


Основная литература


1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – глава 3, параграфы 3.2.-3.4.

2. Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR-практика. Управление персоналом как это есть на самом деле. – М.: Питер, 2005.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998. – глава 2.

4. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – главы 5, 6.

Дополнительная литература

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – глава 13.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2004. – часть VII.

3. Беленко П.В. Хедхантинг: принципы и технологии. – СПб.: Питер, 2005.

4. Берк Д. Подготовка к собеседованию: как получить желанную работу. – М.: КОНЭСКО, 1994.

5. Венсон С. Как успешно пройти тестирование при приеме на работу. Практические тесты на интерпретацию данных. – М.: HIPPO, 2005.

6. Дуракова И.Б. Управление персоналом: Отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – М.: Центр, 1999.

7. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала. – СПб.: Нева, 2003.

8. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: как узнать человека за час. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

9. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг в рекрутменте. – СПб.: ПИТЕР, 2002.

10. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002.

11. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.

12. Таунзенд Д. Проведение интервью. – М.: HIPPO, 2004.

13. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть III.

14. Cook M. Personnel Selection and Productivity. – Wiley, Chichester, 1993.

15. Price A. Human Resource in a Business Context. Thomson Learning, London, 2007.

16. Pinnington A., Edwards T. Introduction to Human Resource Management. Oxford University Press, 2007.


Тема 4. Адаптация персонала


Понятие «адаптация персонала». Основные цели и задачи адаптации. Виды адаптации. Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Продолжительность адаптационного периода. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Адаптация и типы организационной культуры. Психологические типы организаций. Основные этапы процесса адаптации. Традиционные методы адаптации персонала. Программа (система) адаптации персонала организации: основные направления и мероприятия. «Симптомы» психологической дезадаптации работника.

Основная литература

1. Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR-практика. Управление персоналом как это есть на самом деле. – М.: Питер, 2005.

2. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998. – глава 2 (параграф 2.5).

Дополнительная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2004.

2. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: Дело, 2002. – глава 4, пункт 4.4.

3. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1993.

4. Лучшие HR-решения. Сборник статей. – М.: Вершина, 2006.

5. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – глава VI, параграф 5.

7. Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М., 1998.

8. Хант Д.У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. – М.: Олимп-бизнес, 1999.

9. Черкасова В. Система адаптации нового работника. //Кадровик, 2002, № 8.

10. Чижов Н.А. Кадровые технологии. – М.: Экзамен, 2000. – глава 2.

^

Тема 5. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала



Понятия «мотивация труда» и «стимулирование». Основные виды мотивов к труду. Типы мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова). Классические исовременные теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Основные виды и формы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала. Оплата труда. Структура компенсационного пакета организации. Постоянная часть денежного вознаграждения работника. Базовый должностной оклад. Основные факторы определения должностного оклада. Надбавки и доплаты. Роль переменной части денежного вознаграждения работника. Нематериальная мотивация. Важные кластеры факторов мотивации: психологическая защищенность и значимость работы. Социальный пакет.

Основная литература

1. Ветлужских Е.Мотивация и оплата труда: Инструменты, методжика, прктика. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – главы 7, 8.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998. – глава 4.

4. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

Дополнительная литература

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2004.

3. Баткаева И.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. – М.: ГАУ, 1999.

4. Баттерис М. Корпоративные бриллианты: как удержать талантливых сотрудников в компании. – М.: ГроссМедиа, 2005.

5. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – часть III.

6. Иванова С.В. Мотивация на 100%: а где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

7. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: ИП РАН, 1998.

8. Клегг Б. Как мотивировать людей. – СПб.: Нева, 2003.

9. Кобьёлл К. Мотивация в стиле ЭКШН: восторг заразителен. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

10. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002.

11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

12. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – главы 6, 7.

13. Новикова М. Компенсации и льготы. Выпуск III. Серия «Путеводитель по кадровому менеджменту». – М.: Begin Group, 2005.

14. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997. – часть 3, глава III.

15. Хагеманн Г. Руководство по мотивации. – М.: HIPPO, 2003.

16. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть VI.

17. Эггерт М. А. Мотивация. – М.: HIPPO, 2003.

18. Armstrong M. Employee Reward, 2nd edn. - Institute of Personnel and Development, London, 1999.

^

Тема 6. Развитие персонала организации


Традиционный и современный подходы к развитию персонала. Основные направления развития персонала современной организации. От обучения персонала к созданию системы корпоративного университета. Концепция обучающейся организации (Learning Organization). Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Определение затрат на обучение. Основные формы и методы обучения персонала. Оценка результатов обучения. Методы оценки эффективности программ обучения. Управление карьерой как одно из ведущих направлений программы развития персонала организации. Виды карьеры. Формирование кадрового резерва организации. Преемники и дублеры. Процедура формирования и организации работы с кадровым резервом. Зависимость развития персонала от существующей в организации корпоративной культуры. Наставничество и коучинг. Методы привлечения молодых специалистов в компанию.

Основная литература

1. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. Учебник. . – М.: ИНФРА-М, 2007 – глава 4. .

2. Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – глава 7 (параграфы 7.2, 7.4 – 7.6).

2. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – главы 4, 5.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998. – глава 3.

4. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Добрая книга, 2006. – модуль 15.


Дополнительная литература

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2004.

3. Берч П. Тренинг. – М.: Олма-Пресс, 2003.

4. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – часть II.

5. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. – М.: Дело, 2000.

6. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002.

7. Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR-практика. Управление персоналом как это есть на самом деле. – М.: Питер, 2005.

8. Майклз Э., Хэндфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.

9. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – главы 9, 11.

10. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

11. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М., 2000.

13. Сенге П.М. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. – М., 1999.

14. Сенге П., Клейнер А., Робертс Ш. и др. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

16. Флеминг И., Тейлор А.Дж. Коучинг. – М.: HIPPO, 2004.

17. Argyris С. Organizational Learning: A theory of action perspective. – Addison-Wesley, Reading, Mass, 1996.

18. Argyris С., Schon D.A. On Organizational Learning. – Blackwell, Cambridge, Mass, 1992.

19. Kirkpatrick D.L. Evaluating Training Programs. – Berret-Koehler, San Francisco, 1994.

^

Тема 7. Оценка персонала


Место оценки персонала в системе управления персоналом организации. Основные цели и формы оценки персонала. Кто проводит оценку персонала. Основные группы методов оценки персонала. Аттестация персонала и ее виды. Участники процесса аттестации и их основные функции. Обязательные условия проведения аттестации. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия. Метод ассесмента (assessment center). Стратегический ассесмент. Принятие решений по результатам аттестации.

Основная литература

1. Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – глава 6, параграф 6.3.; глава 7, параграф 7.3.; глава 9, параграф 9.2.

2. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – глава 6.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998. – глава 6.

4. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 10.

Дополнительная литература

1. Аксенова Е.А. Стратегический ассесмент: как сформировать стратегический ресурс организационных изменений.м Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,2008.

2. Баллантайн И., Пова Н. Центры оценки и развития. – М.: HIPPO, 2003.

3. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2002.

3. Васькин А.А. Оценка менеджеров: Учебно-практическое пособие. - М.: Спутник +, 2000.

4. Вязигин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. – М.Вершина, 2006.

5. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

6. Иванова С.В. Методы оценки профильных компетенций. //Справочник по управлению персоналом, 2002, № 12.

7. Иванцевич Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993.

8. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях. – М.: ООО «Вершина», 2004.

9. Лучшие HR-решения. Сборник статей. – М.: Вершина, 2006.

10. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

11. Малиновский П. Методы оценки персонала. //Кадровик, 2002, № 6.

12. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – глава 11.

13. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

14. Одегов Ю.Г. Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002.

15. Полетаев Ю.Н. Аттестация работников: правовое регулирование, организационные вопросы. - М.: Проспект, 2000.

16. Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. – М.: Прогресс, 1993.

17. Страдвик Л. Центры оценки и развития. – М.: HIPPO, 2003.

18. Травин В.В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. – М., 1995.

19. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть III.

20. Щекин Г.В. Аттестация и резерв кадров. – Киев, 1992.

21. Dale E., Michelon L.C. Modern Management Methods. – Pelican Books, 1993.

22. Druker P. The Practice of Management. – London, Pan Books LTD, 1970.

23. Edenborough R. Using Psychometrics. A Practical Guide to Testing and Assessment. - London, Kogan Page Limited, 1994.

24. Ivancevich I.M., Matteson M.T. Organizational Behavior and Management, 2 ed. – Richard D. Irwin, Inc., 1990.

25. Heriot P. Assessment and Selection in Organizations. Ed. Wiley and Sons, 1989.

26. Nyfield G. Assessing Skills for Office Work. Recruitment Report. //Personnel Management, 1985, 2.

27. Odiorne G.S. The Human Side of Management. – D.C. Heath and Company, 1987.

28. Smith M., Gregg M., Andrews D. Selection and Assessment: A New Appraisal. Pitman Publishing, 1989.

29. Smith M., Robertson I.T. Advances in Selection and Assessment. Ed. Wiley and Sons, 1989.


Специализированные Интернет - сайты по управлению персоналом

www.hrm.ru (Журнал «Кадровый менеджмент»)

www.hr-journal.ru (Электронный журнал для специалистов по управлению персоналом)

www.hrc.ru (Кадровый клуб)

www.uhr.ru (Человеческие ресурсы Урала)

www.apsc.ru (Ассоциация консультантов по подбору персонала)

www.superclub.ru (HR Клуб СУПЕР)

www.hr-zone.net

www.hrdigest.ru

www.e-xecutive.ru

www.msk.treko.ru (Электронный словарь тренера и консультанта)

www.distance-learning.ru (Информационный портал «Дистанционное обучение»)

http://planetaedu.ru/vacancies/ (Портал «Планета образования» - объявления о вакансиях для студентов и молодых специалистов в компаниях)


Тематика домашнего задания

Домашнее задание выполняется по теме «Стратегия и политика управления персоналом организации». Представляет собой анализ стратегии и основных направлений политики управления персоналом конкретной российской или зарубежной компании.

^ Основные требования: Задание должно продемонстрировать умение студентами применять полученные теоретические знания при анализе практической ситуации (кейса). Работа должна быть представлена в печатном виде, объемом 10-15 страниц.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Теории управления персоналом (основные постулаты, представители).

  2. «Персонал» и «человеческие ресурсы»: понятие, основные признаки.

  3. Системный подход к управлению персоналом.

  4. Система управления персоналом организации и ее основные функции (подсистемы).

  5. Основные функции системы управления персоналом и взаимодействие специалистов по управлению персоналом с линейными руководителями.

  6. Основные виды деятельности кадровых служб и их руководителей в зависимости от их роли и места в системе управления персоналом организации.

  7. Характер взаимосвязей службы управления персоналом с другими структурными подразделениями организации.

  8. Определение численности сотрудников службы управления персоналом.

  9. Понятия «стратегия управления персоналом» и «политика управления персоналом» организации.

  10. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом: варианты взаимосвязи.

  11. Внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс разработки стратегии управления персоналом организации.

  12. Основные подходы к классификации стратегий управления персоналом.

  13. Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от типа общей стратегии организации.

  14. Миссия организации и особенности политики управления персоналом.

  15. Влияние стадии жизненного цикла организации на стратегию и политику управления персоналом.

  16. Планирование персонала: характеристика понятия и содержание деятельности.

  17. Основные этапы планирования персонала.

  18. Основные формы разработки требований к должности.

  19. Оценка наличных трудовых ресурсов организации.

  20. Текучесть персонала.

  21. Направления изучения внешнего рынка труда.

  22. Пути покрытия потребности в персонале.

  23. Компетентностный подход к управлению персоналом. .

  24. Инвестиционный подход к управлению человеческими ресурсами.

  25. Виды мероприятий по удовлетворению потребности в персонале организации.

  26. Источники привлечения персонала в организацию.

  27. Варианты гибких стратегий занятости.

  28. Современные технологии подбора персонала

  29. Основные этапы процесса отбора персонала в организации: характеристика, кто проводит.

  30. Основные виды и типы проведения собеседования при приеме на работу.

  31. Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов.

  32. Анализ результатов испытаний и принятие решения о найме.

  33. Основные направления адаптации персонала и факторы, влияющие на ее процесс.

  34. Профессиональная и социально-психологическая адаптация: основные особенности.

  35. Психологические типы организаций и организационные культуры. Влияние на процесс адаптации персонала в организации.

  36. Основные этапы процесса адаптации персонала.

  37. Программа адаптации персонала организации и ее основные направления.

  38. Понятие «мотивация труда». Основные теории мотивации.

  39. Типы трудовой мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова).

  40. Стимулирование труда: основные виды и формы стимулирования.

  41. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала.

  42. Компенсационный пакет организации и его составляющие.

  43. Постоянная часть денежного вознаграждения работника и ее основные элементы.

  44. Факторы определения уровня базового должностного оклада по системе Хэй.

  45. Переменная часть денежного вознаграждения работника.

  46. Социальный пакет организации и его составляющие.

  47. Традиционный и современный подходы к развитию персонала.

  48. Концепция обучающейся организации: представители, основные постулаты.

  49. Корпоративный университет.

  50. Основные направления развития персонала современной организации.

  51. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала.

  52. Основные формы обучения персонала.

  53. Методы обучения персонала: на рабочем месте, вне рабочего места.

  54. Карьера: характеристика понятия и основные виды.

  55. Формирование кадрового резерва организации: цели и специфика деятельности.

  56. Наставничество и коучинг в современной организации.

  57. Особенности организации работы с молодыми сотрудниками с высоким потенциалом. .

  58. Основные цели и формы оценки персонала.

  59. Кто может проводить оценку персонала?

  60. Основные группы методов оценки персонала.

  61. Аттестация персонала и ее основные виды.

  62. Основные различия между оценкой и аттестацией персонала.

  63. Этапы процесса проведения аттестации персонала: основные мероприятия.

  64. Принятие решений по результатам аттестации.


Автор программы С.А.Скосарев




Похожие:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Управление проектами
Управление проектами для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Этнополитическая конфликтология»

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет-Высшая школа экономики Факультет Менеджмент Программа дисциплины Корпоративные системы управления проектами

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет-Высшая школа экономики Факультет Менеджмент Программа дисциплины Корпоративные системы управления проектами

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет менеджмент Программа дисциплины
«Менеджмент организации» испециальности 080506. 65 «Логистика и управление цепями поставок» подготовки специалиста
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Моделирование реальных инвестиций и рисков проекта
...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Моделирование реальных инвестиций и рисков проекта
...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Управление ресурсами проекта
Правовые аспекты управления ресурсами проекта (кафедра предпринимательского права)
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Управление проектами
«Менеджмент» подготовки бакалавра, специальности 080507. 65 – «Менеджмент организации» подготовки специалиста
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины «Управление персоналом» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Управление проектами
«Менеджмент» подготовки бакалавра, специальности 080507. 65 – «Менеджмент организации» подготовки специалиста
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы