Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра icon

Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра



НазваниеПрограмма дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Дата конвертации24.06.2013
Размер313.94 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

^ Санкт-Петербургский филиал


Факультет Социологии


Программа дисциплины


Программа дисциплины

«Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях»


для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра


Курс: 4

Автор: Зеликова Юлия Александровна, доцент, к.с.н.


Одобрено на заседании кафедры МиТСИ «__»____________ 201_ г.

Зав. кафедрой Вейхер А.А. _________________


Согласовано УМО «__»____________ 201_ г.

Начальник УМО Шереметова В.В. __________________


Утверждено Советом Факультета «__»_____________ 201_ г.

Председатель Совета факультета _________________


Санкт-Петербург

2012


  1. ^ Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100.62 «Социология»

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ, в отношении которого установлена категория «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ», подготовки бакалавров по направлению 040100.62 «Социология», утвержденным 02.07.2010 г.; http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» для студентов 4 курса.




    2. Цели освоения дисциплины

Курс нацелен на формирование у студентов не только комплексных знаний о теоретических основаниях качественной методологии в социологии, но и практических навыков анализа собранных качественных данных различного типа, а также формирование умений и навыков перехода от неструктурированных данных к социологически значимым обобщениям разного уровня вплоть до построения теории. Предполагается, что студенты не только углубленно изучат специфику качественного исследования, но и научатся видеть всю сложность данной методологии с точки зрения ее эврстических возможностей .


  • Сформировать умения постановки исследовательских вопросов, выбора стратегии исследования, выбора предмета, объекта исследования.

  • Сформировать навыки работы с качественными данными

  • Сформировать у студентов практические навыки формировании дизайна исследования, создания исследовательского инструментария и анализа качественных данных.


Курс состоит из практических занятий и самостоятельной работы студентов. Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.



    ^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные принципы работы социолога с визуальной информацией

  • уметь социологически анализировать фотографии и другие визуальные источники информации.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОК-7

использует

поиск в Интернет, поиск в электронных каталогах, базах данных для нахождения информации, необходимой для успешного решения учебных задач

демонстрирует

умение эффективно пользоваться руководствами к компьютерным программам

владеет

методами работы с информацией, направленными на решение конкретных практических и аналитических задач

применяет

не рассматривавшиеся на аудиторных занятиях методы и приемы работы;

не приведенные в курсе информационные ресурсы

работа с информационными источниками (текстами на бумажных носителях, электронными изданиями на CD, Интернет и пр.), сопровождающая выполнение практических заданий

способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам

ОК-9

использует

поиск в Интернет, поиск в электронных каталогах, базах данных для нахождения информации, необходимой для успешного решения учебных задач

владеет

методами работы с информацией, направленные на решение конкретных практических и аналитических задач

применяет

не рассматривавшиеся на аудиторных занятиях методы и приемы работы;

не приведенные в курсе информационные ресурсы

работа с информационными источниками (текстами на бумажных носителях, электронными изданиями на CD, Интернет и пр.), сопровождающая выполнение практических заданий


способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования

ПК-3

использует

поиск в Интернет, поиск в электронных каталогах, базах данных для нахождения информации, необходимой для успешного решения учебных задач

владеет

методами работы с информацией, направленными на решение конкретных практических и аналитических задач

применяет

не рассматривавшиеся на аудиторных занятиях методы и приемы работы

практическая работа;

самостоятельная работа;

работа с информационными источниками (текстами на бумажных носителях, электронными изданиями на CD, Интернет и пр.), сопровождающая выполнение практических заданий


способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории

ПК-4

использует компьютерные программы для создания презентаций, представления данных;

применяет существующие стандарты оформления документов, отражающих результаты исследования;

обосновывает выбор способов графического и текстового представления результатов исследования, в соответствии с существующими требованиями и стандартами;

оценивает качество представления данных других исследователей в соответствии с требованиями к научным работам

лекция;

рассказ-объяснение с подробным обоснованием, сравнительным анализом, сопровождающийся демонстрацией примеров применения методов и приемов с использованием компьютеров и соответствующих программ, с опорой на имеющийся опыт студентов;

практическая работа;

самостоятельная работа

умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

ПК-9

применяет методы анализа социологических данных в соответствии с их областью применения

распознает данные разного уровня измерения, в целом данные, требующие разных приемов и методов анализа

обосновывает необходимость применения тех или иных методов и технологий анализа данных, выбор компьютерных технологий для анализа данных исходя из исследовательской задачи

применяет методы анализа данных исходя из задач анализа, компьютерные программы для работы с данными,

интерпретирует первичные результаты социологических исследований, полученные самостоятельно и другими исследователями,

оценивает качество социологических исследований, проведенных другими исследователями, выбор ими методов, приемов и технологий анализа и представления данных

лекция;

рассказ-объяснение с подробным обоснованием, сравнительным анализом, сопровождающийся демонстрацией примеров применения методов и приемов с использованием компьютеров и соответствующих программ, с опорой на имеющийся опыт студентов;

практическая работа;

самостоятельная работа

способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем магистерской программы) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности

ПК-12

применяет методы анализа социологических данных в соответствии с их областью применения

распознает данные разного уровня измерения, в целом данные, требующие разных приемов и методов анализа

обосновывает необходимость применения тех или иных методов и технологий анализа данных, выбор компьютерных технологий для анализа данных исходя из исследовательской задачи

применяет методы анализа данных исходя из задач анализа, компьютерные программы для работы с данными,

интерпретирует первичные результаты социологических исследований, полученные самостоятельно и другими исследователями,

оценивает качество социологических исследований, проведенных другими исследователями, выбор ими методов, приемов и технологий анализа и представления данных

лекция;

рассказ-объяснение с подробным обоснованием, сравнительным анализом, сопровождающийся демонстрацией примеров применения методов и приемов с использованием компьютеров и соответствующих программ, с опорой на имеющийся опыт студентов;

практическая работа;

самостоятельная работа




    ^ 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • Визуальная социология.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • Владеют основами социальной теории.

  • Знают основные принципы работы с социологической информацией

    Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Современные методы сбора социологических данных


    ^ 5 Тематический план учебной дисциплины




№№

пп.

Наименование тем

Всего (час.)

^ Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5




1

Исследовательская логика в качественной методологии

12

2

2

10

2

Проектирование качественного исследования

8

2

2

11

3

Методы сбора информации в качественных исследованиях

10

2

2

12

4

Интервью в качественном исследовании

12

2

2

12

5

Биография как социальный феномен. Анализ биографических материалов


10

2

2

10

6

Включенное наблюдение

10

2

2

11

7

Методы и процедуры анализа качественных данных

10

4

4

10




Зачет

4







Итого

108

16

16

76


^ 6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Период проведения

Формат работы **

Объем, длительность

Проверяемые компетенции

Текущий

Контрольная работа

1 модуль

Письменная работа

45 мин.

Знание основные принципы работы социолога с качественной информацией

Итоговый

Зачет


2 модуль

Устная презентация

90 мин.




^ 6.1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = Ок/р


Накопительная оценка учитывает результаты студента следующим образом:

Онакоп = 0,40% Отекущий + 25%·О аудиторная +35%Осамостоятельная;


Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

О итоговый = 0,5Озачет +0,5 Онакоп


^ 7. Содержание дисциплины

Тема 1. Исследовательская логика в качественной методологии

Стратегии качественного исследования. Как выбрать стратегию. Логика проектирования исследования в стратегии кейс-стади, этнографическом исследовании, в феноменологическом исследования и в стратегии обоснованная теория. Определение проблемы исследования. Постановка исследовательских вопросов. Формулировка цели. Выбор исследовательского объекта. Обоснование выбора кейса и количества случаев. Поведение исследователя в поле. Чем заканчивается качественное исследование. Два способа рассуждения в процессе сбора и анализа данных: дедукция и индукция.

Литература:

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.

Штейнберг И., ШанинТ., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Ильин В.И. Драматургия качественного исследования. СПб, 2006.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Robert K. Yin. Case study methods// Complementary Methods for Research in Education, January, 2004.


Тема 2. Проектирование качественного исследования.

Специфика программы качественного исследования. Проблема генерализации данных. Проектирование выборок в качественном исследовании. Единичное и сравнительное исследование.


Ильин В. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. с.56-64.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет. 1998. Глава 4.

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования.- СПб.: Алетейя, 2009. С. 67-79.

Yin R. Case Study Research: Design and Methods / Applied Social Research Methods series. London: Sage Publications, 1994, Vol.5. P.18-38.


Тема 3. Методы сбора информации в качественных исследованиях.

Источники информации в качественном исследовании. Преимущества и недостатки методов сбора. Специфика качественных данных в целом, и отдельных типов источников. Хранение информации. Литература:

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ильин В.И. Драматургия качественного исследования. СПб, 2006.

Квале С. Исследовательское интервью. М: Смысл, 2003.


Тема 4. Интервью в качественном исследовании.

Специфика полуформализованного интервью. Путеводители интервью: виды путеводителей; структура путеводителей. Лейтмотивное интервью. Типы фокусированного интервью. Использование групповых дискуссий в социологических и маркетинговых исследованиях. Методология нарративного (повествовательного) интервью Ф.Шюце (Schutze F.).Понятие нарратива. Общие черты всем типам нарративов, критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также правила, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются. Основные нарративные теории. Ограничения применения нарративистских теорий повествования в анализе повседневности.

Литература:

Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-4. N 3-4. С. 34-43

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории // «НЛО» 2003, №59 Эл.ресурс http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003


^ Тема 5. Биография как социальный феномен. Анализ биографических материалов

Основные типы биографических исследований. Продукт (авто) биографического интервью - нарративная идентичность, возникающая в процессе рассказа, форма самообоснования. Три аспекта нарративной идентичности как эмпирического конструкта. Биография прожитая/биография рассказанная. Типы биографического повествования. Три слоя биографичесекого повествования. Типы биографических источников, их эвристические возможности, способы сбора каждого типа данных.

Литература:

Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.

Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований//Социологический журнал, 1995,N 1, с.71-88.

Мещеркина Е.Ю.Социологические аспекты изучения автобиографий. – В: Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М.: Изд-во УРАО, 2001, с.46-54

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187

Судьбы людей. Россия XX век. (биографии семей как объект социологического исследования). Под ред. Семеновой В.В., Фотеевой К. - Москва: Институт социологии РАН, 1996.

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология 4 М,1993-1994, N 3-4, 34-43.

Биографическое интервью.(Мещеркина Е.Ю. в соавт.с Е.Н.Астафьевой, О.Е.Кошелевой, В.В.Нурковой). М.: Изд-во УРАО, 2001.

Рождественский С. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами // Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии людей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996. С. 412-422.


Тема 6. Включенное наблюдение

Виды наблюдения. Репертуар ролей исследователя (скрытое, открытое, включенное и невключенное наблюдение). Понятие матрицы наблюдения. Включенное наблюдение как исследовательская стратегия. Проблема «входа» и «выхода» из поля. Источники информации. Ключевые информанты. Принцип мультиметодичности. Инструменты обеспечения надежности результатов (понятие триангуляции), виды триангуляции. Виды полевых документов. Требования к ведению записей. Понятие «теоретической чувствительности» и «с

Литература.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Университет, 2002. С.20-62.

Ильин В. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. С.82-146.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет. 1998. Глава 5.

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования.- СПб.: Алетейя, 2009. С. 112-159. (гл.7)


Тема 7-8. Методы и процедуры анализа качественных данных

Логика анализа качественных данных: аналитическая индукция (У. Томас), построение идеальных типов, иллюстративный метод. Общие принципы аналитического описания. Аналитическое «насыщенное» (thick) описание (Гирц К.). Концептуализация данных (Grounded Theory). Процедуры кодирования: открытое, осевое и выборочное кодирование. Возможности квантификации качественных данных. Проблемы генерализации при малом числе случаев. Презентация результатов качественного исследования, как особый жанр написания социологических работ. Исследовательская логика: от реконструкции отдельных случаев к обобщенным высказываниям структурной генерализации с помощью принципа фальсификации (Поппер). Цель генерализации - описание “генеративных правил”, имеющих статус, сравнимый с естественными законами

.Литература:

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. №6. С. 119-129.

Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 110-121.

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187

Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии.// Социологический журнал , 1997, N 3.

Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности // В поисках сексуальности: Сборник статей. СПб.: Изд-во Д. Буланин, 2002. / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. С. 549-558

Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга. 1997.

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. Стр. 186-226.

Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных//Социологические исследования. № 10. 2000. с. 92 - 101.

Козлова Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии //Социс, 2000, № 9, С. 22-32.

Ньюман Л. Полевое исследование//Социологические исследования, 1999, № 4.

Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. 1998. № 12. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214021.html

Miles M. and Huberman A. Qualitative Data Analysis. An Expanded Sourcebook. L., 1994.

Strauss A. Qualitative Analysis For Social Scientists. Cambridge University Press. 1987. P. 215-220.

Yin R. Case Study Research: Design and Methods / Applied Social Research Methods series. London: Sage Publications, 1994, Vol.5. P.102-125.


Темы семинарских занятий

Семинар 1. Исследовательская логика в качественной методологии.

Студенты разбиваются на группы. Каждая группа формулирует тему своего исследовательского проекта. Формулирует проблему исследования и основной исследовательский вопрос.

Литература:

Штейнберг И., ШанинТ., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии». Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.

Волков В. Силовое предпринимательство. СПб., М.: Европейский Ун-т в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002.


Семинар 2. Проектирование качественного исследования.

Каждая группа студентов делает презентацию дизайна своего проекта, обосновывает стратегию исследования, выбор методов сбора информации, формулирует цель и задачи исследования.

Литература:

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.

Штейнберг И., ШанинТ., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.


Семинар 3. Методы сбора информации в качественных исследованиях.

К занятию студенты готовят исследовательский инструментарий по своим проектам. На семинаре проходит обсуждение исследовательского инструментария по группам.

Литература:

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.

Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995. №5-6.

Козлова Н., Сандомирская И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо». Опыт лингво-социологического чтения. М.: «Русское феноменологическое общество», Генезис, 1996.

Козлова Н.Н. Крестьянский сын: Опыт биографического исследования // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 112-123.

Романов П.В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 101-110.

Харвен Т. Время семьи и время промышленности (главы из книги) // Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М.В. Лоскутовой. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петебурге, 2003. С. 146-188.


Семинар 3-4. Результаты полевой работы.

Каждая группа студентов приносит на семинар транскрипты интервью или дневники наблюдений. Проходит обсуждение проблем, которые возникают при проведении полевых работ, возможности для улучшения исследовательского инструментария.

Литература:

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории // «НЛО» 2003, №59 Эл.ресурс http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. Ун-та, 2002

Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью // Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М.В. Лоскутовой. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петебурге, 2003. С. 322-355.

Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С. 129-138.


Семинар 5. Анализ биографических материалов

Чтение рекомендованной литературы. Обсуждение возможностей биографического метода. Сравнение двух биографических интервью.

Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.

Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований//Социологический журнал, 1995,N 1, с.71-88.

Мещеркина Е.Ю.Социологические аспекты изучения автобиографий. – В: Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М.: Изд-во УРАО, 2001, с.46-54

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187

Судьбы людей. Россия XX век. (биографии семей как объект социологического исследования). Под ред. Семеновой В.В., Фотеевой К. - Москва: Институт социологии РАН, 1996.

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология 4 М,1993-1994, N 3-4, 34-43.


Семинар 6. Плотное описание и открытое кодирование текста.

Студенты в группах проводит открытое кодирование текстов интервью по своим проектам. Делают плотное описание интервью.

Литература:

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. №6. С. 119-129.

Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 110-121.

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187

Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии.// Социологический журнал , 1997, N 3.


^ Семинар 7. Категоризация и концептуализация данных.

Выделение основных категорий. Обоснование выборка. Разработка объясняющей теории.

Литература:

Васильева Т.С.Основы качественного исследования : обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996) .-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65.

Ньюман Л. Анализ качественных данных 1998 Эл.ресурс: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214021.html

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001

Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы со-циологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 121-133


Семинар 8. Теоретизирование результатов исследования.

Предоставление аналитических отчетов, сформированных по результатам исследований. Обсуждение по группам.

Литература:

Ньюман Л. Анализ качественных данных 1998 Эл.ресурс: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214021.html

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

^

8.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1.Тематика заданий текущего контроля


Примерная тематика докладов на семинарах.


  1. Основные направления гендерных исследований.

  2. Обоснование использования качественных методов в гендерных исследованиях.

  3. Изучение истории семьи и гендерная проблематика.

  4. Биографический метод в гендерных исследованиях.

  5. Кейс-стади и гендерная проблематика.

  6. Дискурсивные предписания женственности/мужественности.

  7. СМИ, реклама и женские/мужские образы.

  8. Качественные методы в исследованиях девиантного поведения и преступности.
^

8.1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Пример вопросов для контрольной работы:


  1. Стратегия кейс-стади применяется в качественном исследовании для:

          1. Изучения биографии индивидуума.

          2. Изучения культурных явлений и уникального опыта индивидуума.

          3. Для определения мотиваций и ожиданий индивидуума.

Ответ: 2.


  1. Включенное наблюдение – это:

          1. Участие исследователя в изучаемом процессе.

          2. Наблюдение за изучаемым процессом вместе с участниками взаимодействия.

          3. Построение эксперимента, имитирующего изучаемый процесс.

Ответ: 2.


  1. В ходе включенного наблюдения исследователь заполняет:

          1. Анкеты.

          2. Дневник.

          3. Транскрипт .

Ответ: 2.


  1. Биографический метод – это:

          1. Метод изучения биографии индивидуума.

          2. Метод изучения историй жизни.

          3. Метод изучения социальной группы.

Ответ 2.



  1. Единицей отбора в типологической выборке является:

          1. Индивид

          2. Случай

          3. Место действия

Ответ 2.


  1. Анализ данных в качественных исследованиях представляет собой:

          1. Проверку гипотез.

          2. Интерпретацию данных.

          3. Описание данных.

Ответ 2.


  1. Выборка в качественных исследованиях проверяется на репрезентативность:

          1. Всегда.

          2. В случаях, когда качественное исследование проводится после количественного исследования.

          3. Никогда

Ответ 3.



  1. Типичные исследовательские вопросы в стратегии кейс-стади это:

          1. Вопросы «почему» и «как»?

          2. Вопросы «Зависит или не зависит?»

          3. Вопросы «Сколько» и «в следствие чего?».

Ответ 1.



  1. Установите соответствие между типами интервью и сферой их применения.







Виды интервью




Применение

1

Нарративное интервью

A

Для получения подробного рассказа о разных этапах жизни человека

2

Лейтмотивное интервью

Б

Для анализа восприятия человеком конкретного события в своей жизни

3

Биографическое интервью

В

Для анализа одного и того же явления на протяжении жизни человека



Ответ: 1Б, 2В, 3А.



  1. Качественное интервью направлено на:

          1. Интерпретацию смысла жизненного мира респондента

          2. Получение обобщенного мнения респондентов

          3. Получение количественных оценок о действиях респондентов.

Ответ 1.


  1. Вставьте пропущенные 2 слова.

_______________ особенно ценно при изучении повседневности, перепол­ненной явлениями, действиями, которые воспринимаются участниками как «само собой разумеющиеся», «естественные».


Ответ. Включенное наблюдение



  1. Какой тип выборки не относится к стратегии формирования качественной выборки:

        1. Интенсивная выборка.

        2. Гомогенная выборка

        3. Механическая выборка

Ответ 3.


  1. Выберите тему исследования, которое может быть реализовано в рамках стратегии кейс стади:

          1. Изучение отношения населения Петербурга к бездомным.

          2. Изучение взаимодействия власти Петербурга с бездомными.

          3. Изучение способов выживания среди бездомных, на примере приюта «Ночлежка».

Ответ 3.


  1. История семьи – это:

          1. Частный случай стратегии кейс стади

          2. Частный случай стратегии биографического исследования.

          3. Самостоятельная исследовательская стратегия.

Ответ 2.


  1. Включенное наблюдение позволяет понять:

          1. Что люди чувствуют

          2. Что люди думают

          3. Что люди делают.

Ответ 3.

Ответ 1.


  1. Какие вопросы нельзя включать в сценарий для проведения интервью:

          1. Наводящие.

          2. Закрытые

          3. Открытые.


Ответ 2.


  1. В правом столбце написаны стадии проведения исследования методом интервью. Выберите правильную последовательность этих стадий.




А

Валидизация

1

Б

Планирование

2

В

Выбор темы

3

Г

Транскрибирование

4

Д

Интервьюирование

5

Е

Отчет

6

Ж

Анализ

7


Ответ: 1 В, 2Б, 3Д, 4Г, 5А, 6Ж, 7Е


  1. Вопросы в интервью:

          1. Должны содержать скрытый смысл

          2. Должны относиться к одной теме.

          3. Должны выражать отношение интервьюера к теме беседы.


Ответ: 2.


  1. Биографическая ситуация

  1. Совокупность событий в жизни индивида.

  2. Ситуация, которая определяет возможность изменений в жизни человека.

  3. Условия, которые индивид может изменить

Ответ: 3.


  1. Вставьте пропущенное слово.

___________ метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания


Ответ: Биографический.

^

8.3. Примеры заданий итогового контроля


1. Дайте развернутый ответ на вопрос: В чем суть и принципиальное отличие двух стратегий проведения качественного исследования: стратегии Кейс-стадии и этнографического исследования.


  1. Объясните, какую последовательность вопросов лучше использовать в вопроснике

  2. В рамках стратегии «Обоснованная теория» исследователь составляет теоретическую выборку. Объясните, что означает это понятие и в чем ее отличие от других типов выборки, которые используются в качественных исследованиях.




  1. В чем суть, особенности и преимущества метода включенного наблюдения. Для изучения каких объектов исследования его целесообразно применять.




  1. Предложите дизайн исследования методом фокус-групп для изучения отношения населения к пенсионной реформе. Выделите критерии формирования групп. Опишите число и состав групп для проведения фокус-групп.




  1. Опишите цель и преимущества исследования проведенного методом наблюдения.




  1. Напишите, какие вам известны методы проверки достоверности данных в качественных исследованиях. В чем заключается каждый метод
^

9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1 Базовый учебник


Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., Добросвет. 1998.

Ильин В. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования.- СПб.: Алетейя, 2009.

^

9.2 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование. Познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-Группа, 2004.

Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.

Качественные методы в социологии /Социология. Учеб. пособие. Казань. Изд-во Казанского университета, 2001. С. 134-166.

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.

Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. Т.С.Васильевой. Москва.: Эдиториал УРСС, 2001.

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев У., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования.- СПб.: Алтея, 2009.

Miles M., Huberman A. Qualitative Data Analysis. An Expanded Sourcebook. L., 1994.

Yin R. Case Study Research: Design and Methods / Applied Social Research Methods series. London: Sage Publications, 1994, Vol.5.


^ 9.3 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1, №1. С. 114-138.

  2. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о "качественной социологии" // Социологический журнал. 1994. N.2. С.28-42.

  3. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования //Социология: 4 М. 1991. N 2. С.5-19.

  4. Биографический метод: история, методология, практика / Под. ред. Е. Мещеркиной и В.Семеновой. – М.: ИСАН, 1994.

  5. Борисов В. Социология для самых маленьких // Рубеж 1996. № 8-9.

  6. Буравой М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж. № 10 – 11, 1997. С.154-176.

  7. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованных интервью //Социология: 4 М. 1995. № 5-6. С.28-48.

  8. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. №3. С.103-110.

  9. Гиртц К.С точки зрения туземца // Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М. Ин-т социологии РАН. 1996. С.89-94.

  10. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга. 1997.

  11. Гладарев Б., Цинман Ж. Милиционеры и гастарбайтеры: уличные практики перераспределения ресурсов // Социологический журнал, 2010, 1, С. 37-63.

  12. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-4. N 3-4. С. 34-43

  13. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных//Социологические исследования. № 10. 2000. с. 92 - 101.

  14. Козина И. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1995. N5-6, c.65-90.

  15. Козлова Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии //Социс, 2000, № 9, С. 22-32.

  16. Маслова О.М. Качественная и количественная социология // Социология 4М.1995. № 5-6. С.5-15.

  17. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи, 1992.

  18. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций) // Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 61-67.  

  19. Миллс Ч. Социологическое воображение. М.: Стратегия, 1998.

  20. Невидимые грани социальной реальности. Сборник статей по материалам полевых исследований / Под ред. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Труды ЦНСИ, Вып. 9. СПб. 2001.

  21. Ньюман Л. Полевое исследование//Социологические исследования, 1999, № 4. С. 110-121.

  22. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. 1998. № 12. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214021.html

  23. Полевая кузня: как провести исследование. Под ред. Н.Гончаровой. Ульяновск. Изд-во сибирская книга. 2004

  24. Романов П.В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии"//Социологический журнал. №3/4, 1996. С.138-149.

  25. Романов П.В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб // Социальная политика и социальная работа в меняющейся России / под.ред.
    Е.Ярской-Смирновой и П.Романова, М.: ИНИОН РАН, 2002. с.237-252.

  26. Савинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы// Социологические исследования, №10, 2007. стр. 122-131.

  27. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки / Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 333-355.

  28. Уйти, чтобы остаться: Социолог в поле. Сб. статей / Под ред. В.ВоронковаЮ Е.Чикадзе.-СПб.: Алетейя, 2009.

  29. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. № 2. 1988. С. 129 – 138.

  30. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология:4М. 1991.№1. с.14-31.

  31. Becker H.S. Social Observation and Social Case Studies /International Encyclopaedia of the Social Sciences. The Macmillan Company & The Free Press, 1968. Vol.11. P.232-238.

  32. Burgess R. In the field: an introduction to field research. London: Routledge, 1993.

  33. Hamel J. New Theoretical and Methodological Issues. The Case Study Method in Sociology // Current Sociology. 1992. Vol. 40. No.1. P.1-7.

  34. Case study method. Ed. R.Gomm, M.Hammersley. L: Sage Publications, 2000.

  35. Platt J. Cases of cases ... of cases / What is a case: Exploring the foundations of social inquiry. Ed. by Ch. Ragin and H. Becker. Cambridge: Cambridge University Press 1992. P.14-23.

  36. Platt J. "Case study" in American Methodological Thought // Current Sociology. 1992. Vol. 40. No 1. P.18-47.

  37. Platt J. What can case study do? / Studies in Qualitative Methodology. Ed. by R.Burgess. No.1.1988. P.1-23.

  38. Stake R. The Art of Case Study Research. London: Sage Publications, 1995.


    ^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • Компьютеры

  • Проэктор

  • Переносной экран

  • Видеофильмы по курсу, видеоматериалы для анализа на семинарах, раздаточные материалы для обсуждения на семинарах, интернет-сайты.


Дистанционная поддержка курса осуществляется с помощью электронной почты, по которой студенты могут получить консультацию по подготовке заданий и сдают выполненные работы. Порядок доступа к электронной почте – свободный, электронный адрес преподавателя имеется на личной странице сайта НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.




Похожие:

Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины "Анализ социологических данных 1" для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «История и методология экономической социологии»  для направления/ специальности 040200. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы