Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» icon

Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике»



НазваниеПрограмма общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике»
Дата конвертации24.03.2013
Размер30.57 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>


Программа общеуниверситетских факультативов ИГИТИ НИУ ВШЭ


Спецкурс

«Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике»

30 часов


Преподаватель: к.ф.-м.н. Д. А. Баюк, Институт истории естествознания и техники РАН


Цель спецкурса -- дать слушателям представление о том, какую роль космос играл в человеческой истории. Серьезные логические основания рассматривать космологию как науку появились только в начале ХХ века, после создания Эйнштейном общей теории относительности, в которой вселенная рассматривается в качестве единого теоретического объекта. Однако и до этого люди проецировали свой различный земной опыт на небо. За пределы земного могли переноситься не только научные теории (например, физике Аристотеля или механике Ньютона), но и гораздо более приземленные идеи (например, небесным телам или небожителям приписывались человеческие качества). Космосу, в свою очередь, приписывалась определяющая роль в жизни Земли и людей - это также выражалось в очень разных формах: мифических, поэтических, религиозных и т.п.


Построение курса фрагментарно, но в нем есть стержневая линия: Аристотель -- Птолемей -- Коперниканская революция -- механистический космос Ньютона--Лапласа -- нестационарная вселенная Эйнштейна--Фридмана -- многомировая вселенная Эверетта. Представление о ней дается через знакомство с некоторыми ключевыми текстами: «О небе» Аристотеля, «Диалог» Галилея, «Математические начала» Ньютона. Их дополняют некоторые лучшие научно-популярные сочинения о космосе: «Структура реальности» Дэвида Дойча, «Краткая история времени» Стивена Хокинга, «Занимательная астрономия» Перельмана... Однако главный объект изучения в ходе спецкурса -- художественные, философские, астрологические, магические, религиозные и мистические тексты, выбираемые в зависимости от личных вкусов и интересов слушателей. При желании возможно дополнить их разбором кинематографических, музыкальных и живописных произведений.


Особое место в курсе занимает тема космонавтики. Сама по себе идея множественности миров (то есть существование иных, независимых от земной и никак не влияющих на нее, форм жизни и/или разума) восходит к Джордано Бруно, а первое космическое путешествие к иному миру описано Иоганном Кеплером. Однако гораздо более конкретные технологические черты она приобрела с развитием механики реактивного движения и возникновением различных сценариев космической колонизации. Оставаясь в своей основе фантастическим проектом, космонавтика уже дала множество очень конкретных и в высшей степени полезных практических результатов.


В конце слушателям предлагается сдать зачет на основе устного собеседования (40%) и реферата (60%).


^ Примерный список тем

  1. Путешествия во времени.
    Наиболее известные художественные описания. Их логическая согласованность. Машина времени Новикова -Торна и виртуальная реальность.

  2. Принцип неопределенности Паули--Гайзенберга. Многомировая интерпретация квантовой механики. Квантовая природа времени, его относительность и путешествия между мирами.

  3. Вселенная как целое. Возможность космологии и ее первые примеры.

  4. Поворотные моменты в истории науки о космосе.

  5. Сотворение мира из ничего: логика мифа и рациональная критика.

  6. Мифологический космос: всеобщая взаимосвязь и вечное возвращение.

  7. Все есть число? Нумерологический платонизм.

  8. История астрологической литературы.

  9. НЛО и пришельцы. Поиски внеземного разума.

  10. Выход в космос: технологические и политические аспекты.



Ориентировочный список текстов

Дэвид Дойч. Структура реальности.

^ Ричард Фейнман. Характер физических законов.

Бернар Ле Бовье Фонтенель. О множественности миров.

Иоганн Кеплер. Сон.

Жюль Верн. Путешествие с Земли на Луну.

^ Камиль Фламмарион. Популярная астрономия.

Станислав Лем. Звездные дневники Иона Тихого.

Стивен Хокинг. Черные дыры и ранние вселенные.

Уильям Дж. Кауфманн. Звездные рубежи общей теории относительности.

Стивен Вейнберг. Первые три минуты.

Платон. Государство.

Галилео Галилей. Диалоги о двух главнейших системах мира.

Пьер-СимонЛаплас. Система мира.

Исаак Ньютон. Математические начала натуральной философии. Общее поучение.

Джордано Бруно. О бесконечности вселенной.

Борис Черток. Люди и ракеты.

Леон Брильюэн. Критический анализ общей теории относительности (Relativity revisited).

Пьер Дюэм. Система мира от Платона до Коперника.






Похожие:

Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconРегламент планирования и организации дисциплин по выбору и факультативов
«Высшая школа экономики» (далее по тексту – ниу вшэ). Настоящий Регламент устанавливает порядок планирования и утверждения дисциплин...
Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconПриказ №18. 1-12/2202-01 от 22. 02. 2012 г
Об организации и проведении общеуниверситетских факультативов Институтом статистических исследований и экономики знаний ниу вшэ в...
Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconЮ. В. Иванова (Москва, игити ниу вшэ) Инверсия этико-риторической аргументации и рождение Raggione di Stato
«Категория raggione di Stato в историографии и политико-философской литературе XVI первой половины XVII вв.» Программы «Научный фонд»...
Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconЮ. В. Иванова (Москва, игити ниу вшэ) Инверсия этико-риторической аргументации и рождение Raggione di Stato
«Категория raggione di Stato в историографии и политико-философской литературе XVI первой половины XVII вв.» Программы «Научный фонд»...
Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconСводная справка о количестве студентов и сотрудников научных и образовательных учреждений г. Москвы, участвовавших в работе программы общеуниверситетских факультативов гу-вшэ

Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconП. В. Соколов (Москва, игити ниу вшэ) Статус исторического аргумента в науке раннего Нового времени
Цель нашего исследования — хотя бы отчасти восполнить этот пробел, сделав предметом рассмотрения рефлексию об историческом методе...
Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconП. В. Соколов (Москва, игити ниу вшэ) Статус исторического аргумента в науке раннего Нового времени
Цель нашего исследования — хотя бы отчасти восполнить этот пробел, сделав предметом рассмотрения рефлексию об историческом методе...
Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconПрограмма модульного курса для 6-ых классов с углубленным изучением истории
А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа...
Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconМинистерство образования РФ
А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа...
Программа общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике» iconПрограмма модульного курса, для дополнительной подготовки 8-ых классов с углубленным изучением истории
А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы