Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» icon

Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки»



НазваниеФакультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки»
Дата конвертации19.02.2013
Размер251.13 Kb.
ТипТематический план
скачать >>>


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет экономики


Программа дисциплины

«Экономика отраслей социальной сферы и науки»


для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра


Авторы: проф., к.э.н. Шейман И.М.,

ст. преп. Аносов В.В.,

проф., д.э.н. Киселёва В.В.



Рекомендовано секцией УМС «Конкретная экономика»


Председатель


________________________

Смирнов С.Н.

Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора


Зав. кафедрой, проф., д.э.н.


______________________

(Л.И.Якобсон)


Утверждено УС факультета экономики


Ученый секретарь

________________________ (Т.А.Протасевич)


« _____» _______________200 _г.

Москва, 2009
^

Тематический план учебной дисциплины




Тематический план раздела «Экономика здравоохранения»







п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы


Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары





^ А. Экономика здравоохранения (И.М.
Шейман)

1

Особенности экономических отношений в здравоохранении

8

4

-

4

2

Системы и функции финансирования здравоохранения

10

4

-

6

3

Квазирыночные отношения в здравоохранении

14

4

-

10

4

Экономическая мотивация в здравоохранении

11

4

-

7

5

Экономические реформы в российском здравоохранении

11

4




7




Всего раздел А

54

20

0

34




^ Б. Экономика образования (В.В.Аносов)

6

Общая характеристика образования России

8

4




4

7

Финансирование образования

12

4




8

8

Налогообложение в сфере образования. Отношения собственности в системе образования

10

4




6

9

Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма сферы образования

24

8




16




Всего раздел Б

54

20




34




^ В. Регулирование инновационной сферы (В.В.Киселёва)

10

Наука как экономическая категория и ее роль в экономике знаний. Новые явления в регулировании экономики знаний.

12

4




8

11

Государственная политика в сфере науки: Финансирование и другие виды поддержки науки и инноваций. Национальные инновационные системы

12

4




8

12

Варианты стратегии перехода РФ к инновационному развитию.

12

4




8

13

Обобщение опыта создания инновационной системы РФ. Актуальные направления реформирования инновационной сферы (2002-2009)

18

8




10




Всего раздел В

54

20

-

34




ИТОГО

162

60




102



^ Пояснительная записка


Требования к студентам:

Предварительно студенты должны освоить курсы по микроэкономике и макроэкономике промежуточного уровня, экономике общественного сектора и экономической статистике.

Аннотация:

Данный курс дает студентам магистратуры знания в области теоретических основ, результатов эмпирических исследований и их использования в практике экономики здравоохранения, экономике образования и науки, и в вопросах регулирования инновационной сферы.

Курс предполагает чтение лекций, точное распределение часов по темам представлено в описании курса.


^ Базовые учебники:


1. Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009

2. Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией И.М. Шеймана, - М.: ТЕИС, 2001.

3. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2002. (Серия: Библиотека развития образования).

4. Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы, ИД ГУ-ВШЭ, 2008.

6. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы М.: Наука, 2002.


Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Формы контроля:

Промежуточный контроль:

Разделы А и Б курса заканчиваются написанием контрольной работы.


Итоговый контроль:

Письменный экзамен по окончании курса (тест) (1 час 20 мин ).


Итоговая оценка складывается из:

- оценки за контрольную работу по разделу А – 30%

- оценки за контрольную работу по разделу Б – 30%

- оценки на письменном экзамене (раздел В) – 40%


^

Содержание программы


Раздел А. Экономика здравоохранения

Тема 1. Особенности экономических отношений в здравоохранении



Провалы рынка медицинских услуг.

Характеристики спроса на медицинские услуги

Экономическое поведение поставщиков медицинских услуг

Экономическая роль медицинского страхования, его главные виды, формы и механизмы влияния на систему здравоохранения

Роль государства в организации и финансировании здравоохранения

Механизмы смягчения провалов рынка

Обеспечение макроравновесия в системе здравоохранения: регулирование спроса и предложения

^ Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, главы 2-4.

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией Шеймана И.М. М.: ТЕИС, 2001. Глава 1.
^

Дополнительная литература:


Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, глава 1.

Тема 2. Системы и функции финансирования здравоохранения




^
Типология систем и функций финансирования

Механизмы формирования средств в системах финансирования здравоохранения

Механизмы объединения средств

Механизмы покупки медицинской помощи

Роль частного финансирования здравоохранения

Альтернативные варианты привлечения личных средств населения

Накопительные медицинские счета


^ Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, глава 8.


^ Дополнительная литература:

Шейман И.М. Анализ зарубежного опыта развития экономических моделей здравоохранения и их воспроизводимости для России. Центр стратегических разработок. Отчет по НИР «Разработка мер по комплексной модернизации здравоохранения России» 2008 (материал представлен в электронной форме).

Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы./Ред. Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж., Кутцин Д./ Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2002. С. 1-33. (http://www.who.dk/observatory/Publications/20020524_21)


Тема 3. Квазирыночные отношения в здравоохранении


Характеристики квазирыночных отношений

Потребительский выбор: возможности и ограничения

Модель регулируемой конкуренции

Модель внутреннего рынка

Зарубежный опыт реализации квазирыночных отношений

Условия реализации моделей квазирыночных отношений

Сетевая модель отношений в здравоохранении

Роль планирования и договорных отношений


^ Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, главы 9-10.

^

Дополнительная литература:


Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, главы 2-9.

Шейман И.М. Теоретические аспекты проблемы конкуренции в здравоохранении. СПЭРО № 7 2007.


Тема 4. Экономическая мотивация в здравоохранении

^
Теоретические аспекты формирования мотивации медицинских учреждений и оплаты труда персонала
Классификация методов оплаты медицинской помощи

Методы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи: достоинства, недостатки, как нейтрализовать недостатки

Методы оплаты стационарной помощи: достоинства, недостатки, как нейтрализовать недостатки

Приоритетные задачи и требования к построению системы оплаты медицинской помощи

Технология выбора методов оплаты медицинской помощи

Региональные эксперименты по внедрению новых методов оплаты медицинской помощи


^ Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией Шеймана И.М. М.: ТЕИС, 2001. Глава 5.


Дополнительная литература:

Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность. Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики, 2008.

Реформирование системы оплаты медицинской помощи. В двух томах. Под редакцией Шеймана И.М. и Исаковой Л.Е. СибформС, 2002. Главы 2-5.

Maynard A. Payment for Performance (P4P): International experience and a cautionary proposal for Estonia. Health Financing Policy Paper, Division of Country Health Systems, 2008.


Тема 5. Экономические реформы в российском здравоохранении

^
Переход на обязательное медицинское страхование: ожидания и реальность

Экономические проблемы государственных гарантий медицинской помощи

Формирование конкурентной модели ОМС и системы оказания медицинской помощи

Экономические аспекты реструктуризации системы оказания медицинской помощи

Препятствия и перспективы продолжения реформ


^ Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, глава 8.


^ Дополнительная литература

Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления. Отв. ред. Шишкин С.В. Независимый институт социальной политики, 2006, глава 1.

Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. Под ред. Т.М. Малеевой. Независимый институт социальной политики, 2007, глава 2.


Раздел Б. Экономика образования


Тема 6. Общая характеристика сферы образования России

^
Законодательные основы функционирования сферы образования Российской Федерации. Направления развития законодательной базы сферы образования.
Понятия системы образования, образовательного процесса, образовательной организации.
^
Некоммерческая организация, ее черты и отличительные особенности. Образовательное учреждение как вид некоммерческой организации.
Автономия образовательного учреждения: понятие, исторические корни, экономическое содержание, конкретная реализация.
Количественные параметры системы образования Российской Федерации. Организация управления в сфере образования: структура управления, соотношение федеральных и региональных органов управления образованием, распределение функций управления между уровнями. Образовательные округа, университетские округа.


Основная литература

Закон Российской Федерации «Об образовании» - ст. 1 – 38.

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002. С. 9 -76.


Дополнительная литература:

Абанкина И., Домненко Б., Осовецкая Н. Экономические реформы в сфере образования: автономность, самостоятельность, ответственность// Народное образование, № 10, 2006, стр. 68-78.

Абанкина И.В. Пространственная организация сетей образовательных учреждений в современной России. // М.: Вопросы образования, №1, 2007, с. 166-174.

Абанкина И., Абанкина Т., Осовецкая Н. Доступность качественного общего образования // М: Народное образование, №1, 2009, стр. 24-31.

Валиев Ш.З., Добрынин А.И. Образовательная услуга в рыночной экономике // Экономика образования. 2001. № 2. С. 30-35.

Днепров Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Том 1, 2. М., 2006.

Запесоцкий А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 48-50 .

Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования / Под науч. ред. П.Ф.Анисимова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004. С. 26 – 30.

Клячко Т. Тенденции изменений в российской системе образования// Народное образование, № 10, 2006, стр. 31-38.

Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад. М.: Аспект Пресс, 2003.

Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 50, 120.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г.Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.


Тема 7. Финансирования образования

^
Понятие финансирования образования.
Бюджетный процесс в сфере образования: действующая схема бюджетного финансирования образования, бюджетная классификация, бюджетная смета.
^
Расчет потребности в бюджетных средствах.
Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Направления расходования внебюджетных средств.
^
Основные направления, перспективы и проблемы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России.


Основная литература

Закон Российской Федерации «Об образовании» - ст. 41 – 49.

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002. С. 77 – 196.

Беляков, С.А., Дмитриева В.А., Дудников В.В., Фильчагина Т.Н., Мусарский М.М. Экономика и финансы образования (учебное пособие)./Под ред. С.А. Белякова, М.М. Мусарского. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 19 – 139.


Дополнительная литература:

Абанкина И.В. Внедрение новых моделей финансирования образования // М: ИРОФ, серия «Общественные финансы», выпуск 3 (17) «Новые подходы к финансированию государственных услуг в социальной сфере», 2008, стр.108-130.

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. С.А.Белякова. М.: Технопечать, 2003.

Арженовский С. Об оценке стоимости подготовки специалиста в вузе // Вестник высшей школы. 2002. № 10. С. 59-60.

Клячко Т. Социальная политика и финансирование образования// Народное образование, № 10, 2007, стр. 26-36.

Методические рекомендации по расчету потребности учреждения высшего профессионального образования в бюджетных средствах // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 3(22). С. 63-112.

Мусарский М.М. Нормативная модель финансирования // М: Народное образование, №1, 2009, стр. 38-46.

Репина О.В. Финансовое планирование и формирование бюджета на университетском уровне // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4(15). С. 46-49.

Типенко, Н.Г. Международный опыт организации и финансирования общего образования. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.

Типенко Н.Г. Механизмы сочетания нормативного бюджетного финансирования и финансирования с учетом качества работы образовательных учреждений. – М.: 2005.

Якушева К.Е. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995.

Титова Л.Н., Синельникова О.П. Экономика образования в период его модернизации: состояние и проблемы // Экономика образования. 2005. № 4. С. 78-80.

Школа и внебюджетные средства: экономико-правовые основы и описание практики. М.: Логос, 2006.


Тема 8. Налогообложение в сфере образования

^
Действующая налоговая система и ее положения, особо важные для системы образования.
Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы и особенности их применения.
^
Изменения, произошедшие в налоговой системе по отношению к системе образования.
Направления развития налоговой системы для сферы образования.
Объекты собственности в образовательном учреждении.
^
Права образовательных учреждений в отношении объектов собственности. Содержание понятия «оперативное управление имуществом».
Содержание понятия «самостоятельное распоряжение имуществом». Приватизация в системе образования: понятие, развитие идеи приватизации, оценка возможных последствий для системы образования.



Основная литература

Закон Российской Федерации «Об образовании» Ст. 39, 43, 47.

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002. С. 197 – 294.

Беляков, С.А., Дмитриева В.А., Дудников В.В., Фильчагина Т.Н., Мусарский М.М. Экономика и финансы образования (учебное пособие) / Под ред. С.А. Белякова, М.М. Мусарского. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 147 – 160.


Дополнительная литература:

Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999. С. 170 - 237.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 296, 298.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. Учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 1998.


Тема 9. Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма сферы образования

^
Проблемы функционирования сферы образования в условиях переходной экономики.
Основные направления модернизации образования.
Придание образовательным учреждениям статуса юридического лица. Изменение организационно-правовой формы образовательных учреждений.
Новые формы финансового обеспечения системы образования: нормативное подушевое финансирование, государственные именные финансовые обязательства, образовательный кредит, государственные возвратные субсидии, государственная поддержка ведущих вузов, программы развития образования, бюджет развития образования.

Внедрение схем бюджетирования, ориентированного на результат. Индикаторы результативности?
^
Направления развития приносящей доходы деятельности.
Проблемы повышения эффективности использования ресурсов, направляемых в систему образования: ассигнований из федерального бюджета, субвенций регионам для финансирования региональных систем образования.

Приоритетный национальный проект «Образование».


^ Основная литература

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002. С. 295 – 333.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005г. № 803.

Модернизация российского образования: документы и материалы / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002.

Приоритетный национальный проект «Образование» (http://rost.ru/projects/education/education_main.shtml )


^ Дополнительная литература:

Абанкина И., Домненко Б., Осовецкая Н. Экономические реформы в сфере образования: автономность, самостоятельность, ответственность// Народное образование, № 10, 2006, стр. 68-78.

Абанкина И.В. Внедрение новых моделей финансирования образования // М: ИРОФ, серия «Общественные финансы», выпуск 3 (17) «Новые подходы к финансированию государственных услуг в социальной сфере», 2008, стр.108-130.

Андреева Е.И., Сучкова А.А., Богданов Л.Н., Чесноков А.А. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Доклад Центра фискальной политики – М.: Academia, 2002.

Вифлеемский А. Куда ведут российское образование новые законопроекты по реформированию бюджетной сферы// Народное образование, № 10, 2006, стр. 50-60.

Доступность высшего образования в России / Под ред. С.В.Шишкина. M.: Независимый институт социальной политики, 2004.

Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1995.

Кузьминов Я.И. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. № 2. С. 7-28.

Правовые проблемы модернизации образования / Под ред. И.А.Рожкова. М.: ГУ - ВШЭ, 2002.

Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров /Под ред. Т.Л. Клячко. М.: ГУ - ВШЭ, 2002.

Солянникова С.П. Проблемы разработки и использования нормативов подушевого финансирования в сфере высшего профессионального образования // Журнал «Финансы и кредит», 3(291), 2008.

Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат. – Институт экономики переходного периода – М.: 2008.

Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты. / Под ред. Т.Л..Клячко. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002.

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2003.


Раздел В. Регулирование инновационной сферы


Тема 10. Наука как экономическая категория и ее роль в экономике знаний. Новые явления в регулировании экономики знаний.


Особенности инноваций в экономике знаний.

Организационная структура науки в экономике знаний (сети и инновации).

Государственное партнерство с бизнесом в инновационной деятельности.

Теоретические принципы анализа процессов регулирования науки и инноваций.


^ Основная литература

Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 48-111, 113-120.

Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М.: Институт экономики переходного периода, 2008. С.24-26, 71-128.

Kesting P. (2005). Vision, revolution, and classical situation: Schumpeter \'s theory of scientific development // History of economics rev. - Sydney,. - № 41, p.77-95).


^ Дополнительная литература

Иванов В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний. Экономическая наука современной России, 2006. № 1 (весна). С. 46-58 (http://elibrary.ru/item.asp?id=9196588)

Stiglitz, J. ed. (2006), Knowledge creation diffusion and use in innovation networks and knowledge clusters. Westport Praeger.

Stephan P. (1996) The Economics of Science. Journal of Economic Literature vol. XXXIV September, pp. 1199-1235

Leyden Н.(1992). Government's role in innovation. Dordrecht Kluwer Academic Publishers.

Poole (2004), Handbook of organizational change and innovation, Oxford University Press.

National Innovation, Indicators and Policy, (2006). Cheltenham; Northampton Edward Elgar.

Casper S. van Waarden F. (2005), Innovation and Institutions, Northampton Edward Elgar.


Тема 11. Национальные инновационные системы. Государственная политика в сфере науки: Финансирование, и другие виды поддержки науки и инноваций.


Типы инновационных систем

Методы государственной поддержки науки и инноваций

Критерии выбор государством приоритетных направлений и критических технологий

Финансирование науки

Финансирование из федерального бюджета - базовое финансирование

Внебюджетные источники финансирования

Основные направления регулирования инновационной деятельности государством. Законодательная деятельность.

Патентная деятельность и защита интеллектуальной собственности.

Прогнозирование развития технологий.

Инновационная инфраструктура


^ Основная литература

Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 179-227.

Davenport Wiley (2006), Strategic Management in the Innovation Economy: Strategic Approaches and Tools for Dynamic Innovation Capabilities, Davenport

Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. С. 126-148.

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Становление российской национальной инновационной системы и развитие малого бизнеса// Проблемы прогнозирования. 2005. № 2. С.122-140.


Дополнительная литература

Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.

Проект Методологиии формирования, корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и отбора Перечня критических технологий Российской Федерации (проект).

Stiglitz J. Defense and Technology // Economics of the Public Sector. W.W. Norton &Company New York/ London, pp.342-350.


Тема 12. Варианты стратегии перехода РФ к инновационном развитию


Особенности инновационных стратегий стран с переходной экономикой

Кристаллы технологического самообучения

Основные направления регулирования инновационной деятельности государством.

Параметры научной системы СССР и РФ

Рыночные и административно командные системы

Глобализация науки и инновационной деятельности

Государственная активная политика развития науки и инноваций:


^ Основная литература

Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 232-327.

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок, М.: ИЭПП Научные труды N72Р, 2004. С.6 -44.

Воткинс А., Дежина И.Г., Фрумин И.Д. Коммерциализация ИС: опыт США. // От знаний к благосостоянию: преобразование сферы науки и технологических разработок в России с целью создания современной экономики, основанной на знаниях. М., 2006.

Салтыков Б.Г. Реформирование российской науки: анализ и перспективы http://www.strana-oz.ru/?article=79&numid=8

Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулировании инновационного экономического роста» //ред. А.А. Яковлев // Препринт ГУ-ВШЭ, WP (7), 2004.


^ Дополнительная литература

Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Михаил С. Роль образования в области прикладных наук, инженерии и технологий (ПНИТ) в национальной инновационной системе (НИС): сравнительный анализ некоторых национальных систем.// От знаний к благосостоянию: Интеграция науки и высшего образования для развития России. М.: Всемирный банк и Национальный фонд подготовки кадров, 2006. С.181-243.

Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» //Вопросы экономики. 2005. №.3.

Ferdinand Jaspers, Jan van den Ende (2006), The organization form of vertical relationship Dimensions of integration //Industrial Marketing Management 35, p. 819–828.

Ergas H. (1998), Does technology the matter of politics? // Economics of the Science and Technology, Vol.2, Paris p. 283-326

Carlsson B. (2005), Internationalization of innovation systems: A survey of the literature. //Research Policy 34(5)

Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации: анализ «цепочек» приращения стоимости. // Вопросы экономики. 2003. .№ 10. С.4-21.

Antonelli C., Foray D., Hall B., Steinmueller H. (2006), New Frontiers in the Economics of Innovation and New Technology , W.E Edward Elgar.


Тема 13. Обобщение опыта создания инновационной системы РФ. Актуальные направления реформирования инновационной сферы (2002-2009)


Обобщение опыта создания инновационной системы РФ.

Цели реформирования и последствия проводимых реформ для экономики России. Стратегия преобразований сферы НИОКР, их соответствие рекомендациям теории инноваций.

Особенности современной НИС России.

Совершенствование законодательной базы: Закон о науке,

Интеграция науки и образования

Государственно-частные партнерства. Мегапроекты.

Региональная инновационная политика.

Направления модернизации академического сектора.

Кадровая политика в области науки

«Утечка умов» - масштаб, анализ, проблемы.

Поддержка ведущих научных школ

Привлечение и закрепление в науке молодых специалистов

Программа поддержки научных и научно-педагогических кадров


^ Основная литература

Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 369-401

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Экономика и математические методы. 2005. № 12. С. 178 -205.

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Становление российской национальной инновационной системы и развитие малого бизнеса./ Проблемы прогнозирования. 2005. № 2. С.118-128.


Дополнительная литература

Jeffrey L., Fueman Michael T., Porter Scott Stern (2002), The determinants of national innovation Capacity //Research Policy 31, p.899-933.

Daniele Archibugi Alberto Coco (2005), Measuring technological capabilities at the country level: A survey and a menu for choice Research Policy 34, p. 175–194.

Дежина И.Г., Егерев С.В. Падение продолжается. Реформа науки или реформа концепций? //НГ-Наука» (НГН), электронная версия приложения к «НГ» (ЭВНГН). Номер 006 (10) от 03 июня 1998 г. http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=333031

Инновационные приоритеты государства // Отв. ред. А.А.Дынкин, Н.И.Иванова. М.: Наука, 2005. С.60-74.

Дежина И.Г., Егерев С.В. Как помочь кадровой реабилитации российской науки // Россия: Новая стратегия развития. Под ред. А.Владиславлева, В.Никонова. M.: Фонд «Единство во имя России», 2006. С.32-47.

European Trend Chart on Innovation // European Innovation Scoreboard// 2005// Comparative Analysis Of Innovation Perfomance, (http//www.trendchart.org/scoreboards/scoreboard2005/scoreboard_papers.cfm)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

А.Пожаров. Сценарий на полвека вперед //Экономические стратегии, 2005. №37, С. 18-25.

Юревич А. Неравное равенство расслоение российского научного сообщества // Науковедение, 2002. № 3 С. 56-70.

План мероприятий по реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период 2006-2008 годы.

Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года

Проект Методологиии формирования, корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и отбора Перечня критических технологий Российской Федерации (проект)

Монитор реформ российской науки (http://www.scientific.ru/monitor/monitoractions.html)


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

(итоговый контроль)


  1. Характеристики рынка инноваций.

  2. Типы провалов рынка и государства в инновационной сфере.

  3. Механизмы государственной поддержки инновационной сферы: преимущества и недостатки прямого и косвенного регулирования.

  4. Преимущества и недостатки различных систем оплаты труда ученых.

  5. Антимонопольное законодательство и защита интеллектуальной собственности.

  6. Основные факторы, учтенные в моделях на основе разных подходов к объяснению инноваций.

  7. Недостатки и достоинства альтернативных теорий в объяснении инновационной деятельности в переходных экономиках.

  8. Как страна может перейти от одной стратегии развития НИС к другой?

  9. Стратегии развитых стран в поддержке науки и инноваций

  10. Особенности страновых НИС

  11. Стратегии «догоняющих стран» и цели имитационных стратегий: перегнать или следовать в фарватере?

  12. Новые возможности регулирования инноваций в глобальной экономике.

  13. Заимствование опыта и мероприятий инновационной и технологической политики развитых стран.

  14. Перспективы развития инновационной системы России.

  15. Примерные параметры научного потенциала РФ

  16. Основные тенденции изменения параметров бюджета науки

  17. Динамика гражданских и оборонных НИОКР

  18. Государственная поддержка науки и инноваций

  19. Расходы бизнеса на инновационную деятельность

  20. Государственное стимулирование расходов на науку и инновации в частном секторе

  21. Государственный и предпринимательский сектора науки в РФ

  22. Особенности функционирования вузовского сектора науки


Авторы:

_____________________________ (И.М.Шейман)


______________________________ (В.В.Аносов)


______________________________ (В.В.Киселёва)





Похожие:

Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconФакультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки»
Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»...
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»...
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconНациональный исследовательский томский государственный университет экономический факультет кафедра мировой экономики и налогообложения развернутая аннотация магистерской программы «стратегическое планирование» направление – «экономика» Научные руководители
Данная магистерская программа призвана сформировать исследовательские и технологические компетенции выпускников для кадрового обеспечения...
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины «Экономика социально-культурной сферы и науки» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины Управление и экономика социальной сферы Для специальности 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины «Экономика социально-культурной сферы и науки» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины Экономика и управление в отраслях социальной сферы Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины Экономика и управление в отраслях социальной сферы Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconРабочая программа дисциплины экономика нефтегазовых отраслей
В результате освоения дисциплины «Экономика нефтегазовых отраслей» бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы