Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) icon

Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год)



НазваниеВопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год)
Дата конвертации13.02.2013
Размер39.9 Kb.
ТипВопросы к экзамену
скачать >>>

Вопросы к экзамену

по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем

(2009-2010 учебный год).


  1. Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Практическое значение физиологии высшей нервной деятельности и ее связь с другими гуманитарными и естественными науками.

  2. Поведение как результат деятельности нервной системы. Целенаправленность и адаптивность поведения. Основные элементарные компоненты поведения Л.В.Крушинскому.

  3. Механическая концепция рефлекса (Р.Декарт, Ж.О. де Ламетри и др.). Биологическая концепция рефлекса (Й.Прохазка). Анатомическая концепция рефлекса (Ч.Белл, Ф.Мажанди, И.Мюллер).

  4. Научная деятельность И.М.Сеченова и его представления о рефлекторном характере психики. Открытие центрального торможения, понятие о функциональном состоянии нервных центров.

  5. Концепция условного рефлекса. Научная деятельность И.П.Павлова. Развитие концепции условного рефлекса в XX в.

  6. Бихевиоризм и его развитие (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др.).

  7. Основные методы изучения высшей нервной деятельности и нейрофизиологии поведения.

  8. Генетика поведения. Основные способы изучения генетики поведения. Нервно-психические заболевания генетической природы. Генетика инстинктов. Генетическая детерминация особенностей поведения и психики.

  9. Формирование поведения в онтогенезе. Зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные. Гетерохронное созревание систем. Ювенильное поведение.

  10. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Поддержание гомеостаза и физиологические потребности. Нейрофизиология мотиваций.

  11. Роль эмоций в организации поведения. Эмоции и мотивации. Функции эмоций.

  12. Этология: предмет, основные понятия, методы исследования. Структура поведенческого акта. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных и человека.

  13. Поведение как фактор эволюции. Естественный отбор и приспособленность. Поведение как фактор репродуктивной изоляции. Ритуализация. Половой отбор.

  14. Анонимные и индивидуализированные сообщества. Агрессия и территориальное поведение, их роль в сообществах животных и человеческом обществе. Конфликтное поведение.

  15. Классификация форм безусловных рефлексов (инстинктов) по П.В.Симонову. Инстинкты в психике человека.

  16. Классификация форм индивидуального обучения.

  17. Неассоциативное обучение: привыкание, сенситизация. Суммационная реакция.

  18. Импринтинг (запечатление). Подражание.

  19. Общие свойства ассоциативного обучения. Классические и инструментальные условные рефлексы.

  20. Правила образования классических условных рефлексов. Общие свойства условных рефлексов.

  21. Виды торможения условных рефлексов по И.П.
    Павлову: внешнее, запредельное, внутреннее. Современные представления о причинах внутреннего торможения.

  22. Инструментальное обучение. Законы обучения по Э.Торндайку. S-R связь в представлениях бихевиористов. Понятие драйва по Ю.Конорскому. Двухфакторная теория обучения Х.Маурера.

  23. Роль подкрепления в инструментальном обучении; режимы и схемы подкрепления. Положительное и отрицательное подкрепление, суеверное поведение, взятка, наказание.

  24. Молекулярный и молярный ответы в инструментальном обучении. Когнитивная трактовка инструментального обучения. Теоретические представления Б.Скиннера и Э.Толмена.

  25. Условные рефлексы на комплексные раздражители. Условнорефлекторное переключение. Рефлексы n-го порядка. Цепные условные рефлексы. Динамические стереотипы.

  26. Роль условных рефлексов в психике человека. Экспериментальное изучение причин возникновения фобий у человека. Принципы поведенческой психотерапии.

  27. Филогенетические уровни высшей нервной деятельности по Л.Г.Воронину. Значение условных рефлексов в поведении животных и человека.

  28. Доминанта и ее свойства по А.А.Ухтомскому. Принцип активности по Н.А.Бернштейну. Функциональная система по П.К.Анохину.

  29. Типы высшей нервной деятельности (темпераменты) животных и человека по И.П.Павлову.

  30. Патология высшей нервной деятельности. Понятие о неврозе по И.П.Павлову. Классификация неврозов.

  31. Гипноз и внушение. Физиологические и психологические причины гипноза. Типы воздействия при гипнозе. Условия формирования гипнотического состояния.

  32. Виды и формы памяти. Процессы, связанные с памятью: кодирование, консолидация, хранение, воспроизведение, забывание. Виды амнезии. Локализация поражений мозга у больных с амнезией.

  33. Локализация психических функций в коре больших полушарий мозга человека. История представлений о локализации функций: локализационизм и эквипотенциальность. Современный взгляд на проблему локализации функций в мозге.

  34. Межполушарная асимметрия. Исследования на больных с расщепленным мозгом. Проблема доминантности полушарий. Функции правого и левого полушарий.

  35. Физиологические механизмы речи. Основные речевые центры, связи между ними. Основные формы нарушения речи (афазии, алексия).

  36. Структура сна человека: медленноволновый и парадоксальный сон. Энцефалограмма при сне и бодрствовании; основные ритмы ЭЭГ человека. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

  37. Основные понятия физиологии сенсорных систем: рецептор, рецептивное поле, адекватный стимул, орган чувств, анализатор, сенсорная система. Общие принципы трансдукции и разнообразие рецепторов. Виды кодирования сенсорного сигнала в ЦНС.

  38. Организация обработки сенсорной информации в ЦНС. Проблема связывания и восприятие.

  39. Нейрофизиология внимания. Классификация видов внимания. Нервные сети внимания по М.Познеру.

  40. Психофизическая проблема. Нейрофизиологические подходы к изучению сознания человека. Проблема связывания и восприятие. Синхронизация в нейронных сетях. Теория «глобального рабочего пространства» Б.Дж.Баарса и ее развитие.










Похожие:

Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconПрограмма дисциплины Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: Б. В. Чернышев Рекомендована секцией умс одобрена на заседании кафедры «Психология»
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconФизиология (основы физиологии высшей нервной деятельности)

Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconЗаседание Комиссии по биоэтике Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова 17 февраля 2009 г., Биофак мгу, ауд. 462, (4-е заседание, 2009-2010 учебный год). Повестка дня
Отчёт кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета мгу по итогам самообследования учебного процесса на предмет анализа...
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconВопросы для самостоятельной подготовки по физиологии высшей нервной деятельности
Данный перечень вопросов несколько уже, чем соответствующие разделы программы, и включает лишь те подразделы, которые были с достаточной...
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconВопросы для самостоятельной подготовки к контрольной работе по физиологии высшей нервной деятельности
Данный перечень вопросов несколько уже, чем соответствующие разделы программы, и включает лишь те подразделы, которые были с достаточной...
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconРабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности: "Клиническая психология"
Предлагаемая программа по физиологии высшей нервной деятельности для студентов факультета клинической психологии мгмсу содержит необхо­димый...
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconОсобенности высшей нервной деятельности у лиц с разными типами информационного метаболизма и дифференциальная диагностика между ними
Исходя из выявленных особенностей высшей нервной деятельности у лиц с разными типами информационного метаболизма рассмотрены вопросы...
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconВопросы к экзамену по курсу «управленческий анализ в отраслях» 2010-2011 учебный год Преподаватель: О. Р. Пронина
Особенности сельскохозяйственного производства и анализа хозяйственной деятельности на предприятиях апк
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconПриказ от 21. 09. 2009 г. №31-04/1062
О подготовке сводного отчета по учебно-методической деятельности Государственного университета – Высшей школы экономики за 2008/2009...
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год) iconЛитература по физиологии высшей нервной деятельности (Расширенный список)
Анохин П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. // Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы