Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии icon

Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии



НазваниеГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии
Дата конвертации24.06.2013
Размер229.13 Kb.
ТипТематический план
скачать >>>

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Государственный университет –


Высшая школа экономики


Факультет психологии




Программа дисциплины




Дифференциальная психология




для направления 030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра


Автор: Романов Валерий Яковлевич


Рекомендовано секцией УМЦ Одобрена на заседании каферы «Психология» общей и экспериментальной

Председатель психологии

Зав. кафедрой

________________Штроо В.А.

«__»________________2006 г. _________________Болотова А.К.

«__»___________________2006 г.


Утверждено УС факультета

психологии

Ученый секретарь


_____________Старовойтенко Е.Б.

«__»__________________2006 г.


Москва 2006




Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Всего часов по

дисциплине

Ауд. часы


Аудит. часы


Самостоят.

работа

лекции

сем. и практ. зан.

1.

Общие представления

об индивидуальности

5

2

1

2

2.

Методы изучения

индивидуальности

6

2

1

3

3.

История возникновения

дифференциальной

психологии

12

3

3

6

4.

Способности как мера

успешности и

эффективности

индивидуальности

12

3

3

6

5.


Темперамент как

природная основа

индивидуальности

11

2

3

6

6.

Характер как основная

определяющая тактики

поведения человека

8

2

3

3




Итого:

54

14

14

26


Базовые учебники


1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

2. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: 1999.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С. – Петербург: 2000.


Формы контроля:


Текущий контроль: работа на практических занятиях, эссе.

Итоговый контроль: зачет.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения)

Домашнее эссе (3-4 тыс. слов)

Зачет.

Содержание программы


Тема 1. Общие представления об индивидуальности.


Анализ понятий "индивид", "социальный индивид", "субъект", "субъект познания", "субъект деятельности", "личность", "индивидуальность".

Традиции понимания "индивидуальности" в психологии: как единичности, как дополнения, как целостности.

Представления об индивидуальности и обсуждение основных проблем ее изучения в работах Штерна, Лазурского, Адлера, Ананьева, Мерлина, Олпорта, Леонтьева, Рубинштейна и др.

Различные аспекты изучения индивидуальности. Феноменология индивидуальности и анализ ее проявлений: продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.


Основная литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

2. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: 1999.

3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: 1997.


Дополнительная литература


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1993.

2. Айзенк Г. Ю. Психология (польза, вред, смысл и бессмыслица, факты и вымысел). Минск: 2003.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. М.: 1977.

5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. С. – Петербург: 2001.

6. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. М.: 2001.

7. Бине А. Измерение умственных способностей. С. – Петербург: 1998.

8. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. М.: 1984. Т. 5.

9. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Ростов-на-Дону: 1998.

10. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. М.: 2000.

11. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: 1998.

12. Лейтес И. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: 1997.

13. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: 1997.

14. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: 1993.

15. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: 1996.

16. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: 1969.

17. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.

18. Олпорт Г. Личность в психологии. С. – Петербург: 1998.

19. Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: 2000.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. – Петербург: 2000.

21. Теплов Б. М. Ум полководца / в кн. Избранные труды. Казань: 1985. Т. 1.

22. Фромм Э. Человек для себя. М.: 1997.

23. Юнг К. Г. Психологические типы. С. – Петербург: 2000.


Тема 2. Методы изучения индивидуальности.


Основные подходы к изучению индивидуальности: номотетический и идиографический. "Описательная" и "объяснительная" психология.

Значение идиографических методов при изучении индивидуальности (Штерн, Лазурский, Олпорт, Фрейд, Маслоу, Теплов, Лурия и др.).

Анализ основных научных методов психологического исследования индивидуальности: наблюдения, эксперимента, беседы и психодиагностики.

Анализ основных идиографических методов исследования индивидуальности: исследование профилей личностных черт (Штерн, Кеттел и др.); биографический метод и его разновидности (ретроспективный анализ, лонгитюд, каузометрический анализ); анализ и обобщение документальных материалов (Штерн, Лазурский, Маслоу, Теплов, и др.); этологические исследования (естественный эксперимент Лазурского); феноменологический метод (техника репертуарных решеток Келли) и др.


Основная литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

2. Бине А. Измерение умственных способностей. С. – Петербург: 1998.

3. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: 1999.

4. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: 1997.

5. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: 2000.


Дополнительная литература


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1993.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. М.: 1977.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. С. – Петербург: 2001.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: 2001.

5. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. М.: 2001.

6. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Ростов-на-Дону: 1998.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

8. Лейтес И. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: 1997.

9. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: 1993.

10. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.

11. Олпорт Г. Личность в психологии. С. – Петербург: 1998.

12. Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: 2000.

13. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. – Петербург: 2001.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. – Петербург: 2000.

15. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: 1996.

16. Фромм Э. Человек для себя. М.: 1997.

17. Юнг К. Г. Психологические типы. С. – Петербург: 2000.


Тема 3. История возникновения дифференциальной психологии.


Роль эволюционной теории для понимания видовых и внутривидовых различий. Механизм естественного отбора по Дарвину; основные положения "социального дарвинизма" Спенсера.

Ф. Гальтон как основатель психологии индивидуальных различий и психодиагностики: исследования факторов среды и наследственности в проявлении способностей человека. Разработка методов оценки способностей человека. Создание методов количественной оценки психологических свойств. Метод корреляции. Возникновение и критический анализ особой науки "евгеники", способствующей рождению "высокоодаренных людей". Влияние идей ассоцианизма на понимание Гальтоном структуры интеллекта и методов его исследования.

Развитие Кеттелом идей Гальтона. Введение понятия "тест интеллекта". Создание новых тестов и новых процедур математической обработки (метод ранжирования).

А. Бине - новый этап исследования индивидуальности. Введение термина "индивидуальная психология и формулировка её основных задач. Отказ от ассоцианистского и элементаристского понимания структуры интеллекта. Создание тестов умственных способностей на эмпирической основе (влияние Вюрцбургской школы). Формулировка основных требований к любому тесту: стандартизация, надежность и валидность. Введение понятия "умственного возраста" Подчеркивание важности оценки текущего состояния способностей человека и возможностей их дальнейшего развития. Современная модификация тестов Бине.

У. Штерн - основатель учения об индивидуальности. Формулировка Штерном основных методологических принципов изучения индивидуальности:

1. взаимодополнение номотетического и идиографического подходов и методов; 2. принцип конвергенции как основа причин формирования индивидуальности; 3. сочетание процессов дифференциации и интеграции в процессе развития индивидуальности; 4. целостное представление об индивидуальности.

Основные задачи дифференциальной психологии. Психодиагностика и психотехника. Создание науки о личности - персонологии. Представления Штерна о характере как стержне личности. Исследования интеллекта и проблемы его измерения. Выведение формулы для оценки интеллекта и создание коэффициента интеллекта (IQ). Способы получения IQ. Современные способы оценки интеллекта.

А. Ф. Лазурский - основоположник отечественной дифференциальной психологии.

Проблема внутреннего и внешнего в психике человека. Роль "эндо-" и "экзо"психики в формировании индивидуальности. Представления о целостном подходе к изучению личности. Выявление и изучение ядра личности - темперамента и характера. Проблемы формирования полноценной индивидуальности как гармоничного сочетания эндо- и экзопсихики. Конфликт между эндо- и экзопсихикой - причина "ломки" личности и "уродства индивидуальности". Создание Лазурским "научной характерологии". Проблема классификации характера и объективных методов его изучения. Проблема классификации личности и объективных методов её изучения. Важность изучения индивидуальности в системе её реальных взаимоотношений с миром. Создание естественного эксперимента - исследование индивидуальности в реальных, конкретных условиях жизнедеятельности.


Основная литература


1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

2. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: 1999.

3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: 1997.


Дополнительная литература


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1993.

2. Айзенк Г. Ю. Психология (польза, вред, смысл и бессмыслица, факты и вымысел). Минск: 2003.

3. Бине А. Измерение умственных способностей. С. – Петербург: 1998.

4. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. М.: 2000.

5. Лейтес И. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: 1997.

6. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: 1997.

7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: 1993.

8. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: 1996.

9. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.

10. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: 2000.

11. Олпорт Г. Становление личности. М.: 2002.

12. Олпорт Г. Личность в психологии. С. – Петербург: 1998.

13. Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: 2000.

14. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. – Петербург: 2001.

15. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: 1996.

16. Фромм Э. Человек для себя. М.: 1997.

17. Юнг К. Г. Психологические типы. С. – Петербург: 2000.


Тема 4. Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности.


Анализ понятий "задатки" и "способности". Анализ понятий "разум", "способности", "умственные способности", "интеллект".

Истоки понятия "интеллект". Цицерон, Аристотель, Платон об интеллекте и его разновидностях.

Проблемы изучения способностей человека: детерминанты способностей (наследственность и среда); проблема классификации способностей; взаимосвязь общих и специальных способностей; проблема методов измерения способностей. Развитие способностей и факторы его определяющие.

Основные подходы к изучению способностей: классический - психометрический и современный - когнитивный. Психометрический подход к изучению способностей. Ч. Спирмен и его двухфакторная теория способностей. Проблема общих способностей. Роль факторного анализа для оценки способностей.

Виды способностей по Д. Хеббу.

Многофакторная модель способностей Л. Терстоуна. Структура способностей по Терстоуну. Роль специальных способностей в развитии индивидуальности.

Кубическая модель структуры способностей Дж. Гилфорда. Содержательный, операциональный и продуктивный компоненты способностей.

Современные когнитивные теории способностей:

Уровневая теория интеллектуальных способностей Г. Айзенка. 3 вида интеллекта по Айзенку: биологический, психометрический и социальный, их особенности и способы их изучения.

Теория тройственного интеллекта Р. Стернберга (триархическая модель способностей). Компонентные способности, эмпирический интеллект и ситуативный интеллект. Роль социального контекста в развитии практического и социального интеллекта.

Теория многих интеллектов Г. Гарднера. Роль социальной среды, языкового опыта, культуры и искусства в формировании способностей человека. Основные виды интеллекта по Гарднеру: лингвистический, математический, пространственный, музыкальный, телесно - кинестетический, межличностный, внутриличностный (эмоциональный) и их развитие в зависимости от социально-культурного развития человека. Проблема измерения эмоционального интеллекта. Коэффициент EQ.

Проблема формирования и развития способностей. Способности и характер. Способности и личность. Способности и деятельность. Биологическое и социальное в развитии способностей. Феномен одаренности. Роль сензитивных периодов и мотивации в развитии одаренности. Талант и гений.


Основная литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

2. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: 1999.

3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: 1997.


Дополнительная литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1993.

2. Айзенк Г. Ю. Психология (польза, вред, смысл и бессмыслица, факты и вымысел). Минск: 2003.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. С. – Петербург: 2001.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: 2001.

5. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. М.: 2001.

6. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. М.: 1984. Т. 5.

7. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: 1996.

8. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Ростов-на-Дону: 1998.

9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. С. – Петербург: 2002.

10. Лейтес И. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: 1997.

11. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: 1997.

12. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: 1993.

13. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: 1996.

14. Мелхори Г., Мелхори Х. Гениями не рождаются. М.: 1989.

15. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.

16. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: 2000.

17. Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: 2000.

18. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н. С., М.: Просвещение, 1996.

19. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. – Петербург: 2001.

20. Русалов В. М. Биологические основы социально-психологического развития. М.: 1978.

21. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: 1996.

22. Шадриков В. Д. Способности человека. М.: 2001.

23. Фромм Э. Человек для себя. М.: 1997.

24. Юнг К. Г. Психологические типы. С. – Петербург: 2000.


Тема 5. Темперамент как природная основа индивидуальности.


Происхождение и анализ понятия "темперамент".

Основные проблемы изучения темперамента: раскрытие его биологических основ и установление генетической природы; поиск и измерение психологических составляющих темперамента; проблема оценки и измерения темперамента и др.

Основные характеристики темперамента по Канту и анализ его составляющих. Темперамент чувства и темперамент деятельности. Теория темперамента В. Вундта. Роль силы и скорости эмоции в проявлении и классификации типов темперамента.

Биологические основы темперамента. Роль конституциональных и функциональных теорий темперамента в понимании его механизмов.

Э. Кречмер о механизмах темперамента. Строение тела и темперамент человека. Понятие "типа телосложения" и способы его получения. Основные типы телосложения по Кречмеру: астенический, атлетический и пикнический. Связь типа телосложения с видом психического заболевания. Понятие типа темперамента (характера) и способы его получения. Основные типы темперамента: шизотимический, иксотимический и циклотимический.

Конституциональная теория темперамента У. Шелдона и ее отличие от теории Кречмера. Понятие "компонента телосложения" и способы его получения и описания. 3 основных компонента телосложения: эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного. Понятие "соматотипа" и методы его измерения. Понятие "компонента темперамента" и способы его получения. 3 основных компонента темперамента (висцеротонический, соматотонический и церебротонический). Понятие "индекса темперамента" и способы его оценки. Связь между соматотипом и индексом темперамента. Экспериментальные исследования связи типа телосложения и темперамента. Практическое применение конституциональных теорий темперамента.

Функциональные теории темперамента. Вклад И. П. Павлова в изучение физиологических механизмов психологии индивидуальных различий. Основные свойства нервной системы. Основные типы высшей нервной деятельности и их связь с основными типами темперамента.

Вклад отечественной психологии в создание и развитие дифференциальной психофизиологии. (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. М. Русалов, Э. Голубева, К. М. Гуревич, И. А. Равич-Щербо, С. Мерлин и др.). Создание новых методов объективного изучения темперамента.

Проблема структуры темперамента. Анализ основных психологических составляющих темперамента: общей психической активности, психомоторики и эмоциональности. Основные проявления общей активности и методы их изучения: скорость и темп психической активности, выносливость, разнообразие производимых действий, степень энергичности, стремление п продолжению начатой деятельности и т. д. Основные проявления двигательного компонента (фазического и тонического) и методы его изучения: быстрота, сила, ритм, амплитуда движений. Основные проявления эмоционального компонента: впечатлительности, импульсивности, лабильности.

Исследования структуры темперамента в современной психологии. Применение факторного анализа в исследованиях компонентов темперамента Д. Гилфорда и Лоуэлла: вспыльчивости, эмоциональности, реализма и социальной адаптированности. Исследования основных составляющих темперамента Г. Айзенком: эмоциональной устойчивости (неустойчивости) и экстраверсии (интроверсии).

Пермская школа темперамента (В. С. Мерлин): темперамент как один из уровней индивидуальности. Экспериментальное выявление 8 компонентов темперамента (эмоциональность, возбудимость, сила эмоции, тревожность, импульсивность, целенаправленность, пластичность, резистентность).

Нью-Йоркская школа темперамента (Томас и Чесс). Связь темперамента с поведенческим стилем. Анализ 9 составляющих темперамента (активности, ритмичности поведения, адаптивности, реактивности, интенсивности, качества настроения, отвлекаемости и т. д.).

Регуляторная теория темперамента Стреляу. Влияние идей Павлова и Хебба. 7 составляющих темперамента по Стреляу: сенсорная чувствительность, выносливость, активность, подвижность, устойчивость, живость, эмоциональная реактивность. Проблема

реактивности и активности субъекта и их роль в проявлении темперамента.

Колорадская школа темперамента (Басс и Р. Пломин). Выделение и оценка 4 структурных характеристик темперамента: эмоциональности, активности, социабельности, импульсивности.

Критерии и составляющие темперамента в исследованиях В. М. Русалова. Темперамент как особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты всего поведения человека.

Обобщение различных представлений о структуре темперамента.

Выделение трех относительно независимых его компонентов: эргичности (выносливости), пластичности (гибкости) и скорости психических процессов.

Исследование связи темперамента с деятельностью человека. Индивидуальный стиль деятельности как обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Исследования индивидуального стиля деятельности в работах В. С. Мерлина, Е. А. Климова и др. Методы исследования индивидуального стиля деятельности и исследования его проявления в трудовой и учебной деятельности.


Основная литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

2. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: 1999.

3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: 1997.


Дополнительная литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1993.

2. Айзенк Г. Ю. Психология (польза, вред, смысл и бессмыслица, факты и вымысел). Минск: 2003.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: 2001.

4. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. М.: 2001.

5. Бороздина Л. В. Психология характера. М.: 1997.

6. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. М.: 1984. Т. 5.

7. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Ростов-на-Дону: 1998.

8. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. М.: 2000.

9. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: 1998.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

11. Лейтес И. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: 1997.

12. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: 1995.

13. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: 1997.

14. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: 1993.

15. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: 1996.

16. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: 1969.

17. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.

18. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: 2000.

19. Олпорт Г. Становление личности. М.: 2002.

20. Олпорт Г. Личность в психологии. С. – Петербург: 1998.

21. Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: 2000.

22. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. – Петербург: 2001.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. – Петербург: 2000.

24. Русалов В. М. Биологические основы социально-психологического развития. М.: 1978.

25. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: 1996.

26. Теплов Б. М. Ум полководца / в кн. Избранные труды. Казань: 1985. Т. 1.

27. Фромм Э. Человек для себя. М.: 1997.

28. Юнг К. Г. Психологические типы. С. – Петербург: 2000.


Тема 6. Характер - как основная определяющая тактики поведения человека.


Происхождение и анализ понятия "характер". Соотношение понятий "характер" и "темперамент", "характер" и "личность"; "характер" и "индивидуальность".

Основные проблемы исследования характера: проблема выделения и описания феноменологии характера; проблема типологии характера и выделения оснований для классификации различных его типов; проблема единиц анализа и строения характера; проблема развития, формирования и воспитания характера.

Связь черт характера с волевой, эмоциональной сферой и интеллектом человека. Анализ черт характера в соответствии с направленностью личности, содержание которой проявляется в отношениях человека к окружающему миру, к себе, к деятельности, к различным предметам и вещам.

Проблема "нормального" характера и "нормальной" личности (Ганнушкин, Рибо, Лазурский, Личко). Психопатии и их классификация. Акцентуация характера и методы её выявления. Клинический аспект типологии характера.

Типология акцентуаций характера и сравнительный анализ основных типов акцентуации по Личко и Леонгарду. Факторы, определяющие возникновение акцентуаций характера. Проблема коррекции характера.

Постановка проблемы характера в психоанализе. Учение о характере З. Фрейда. Функциональный аспект типологии характера. Опыт характерологии К. Г. Юнга, основанной на понятии об экстраверсии и интроверсии, и основных функциях психики (мышления, интуиции, ощущения и эмоции). Основные психологические типы по Юнгу и их характеристика. Современные модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бригс и Д. Кейрси. Роль функциональной типологии для практической деятельности человека.

Развитие методов диагностики типов характера.

Проблема развития и воспитания характера. Исследования стиля жизни (А. Адлер). Главные идеи Адлера, связанные с представлением о характере: комплекс неполноценности, стремление к компенсации и социальное чувство. Развитие характера по Фромму. Проблема социального характера. Роль ассимиляции (взаимодействие и отношения с вещами) и социализации (взаимодействие и отношения с людьми) в формировании различных типов характера: рецептивного, эксплуативного, накопительского, рыночного, продуктивного.


Основная литература


1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

2. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: 1999.

3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: 1997.


Дополнительная литература


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1993.

2. Айзенк Г. Ю. Психология (польза, вред, смысл и бессмыслица, факты и вымысел). Минск: 2003.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. С. – Петербург: 2001.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: 2001.

5. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. М.: 2001.

6. Бороздина Л. В. Психология характера. М.: 1997.

7. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. М.: 1984. Т. 5.

8. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Ростов-на-Дону: 1998.

9. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. М.: 2000.

10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. С. – Петербург: 2002.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: 1998.

12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: 1964.

13. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: 1995.

14. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: 1997.

15. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: 1993.

16. Олпорт Г. Становление личности. М.: 2002.

17. Олпорт Г. Личность в психологии. С. – Петербург: 1998.

18. Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: 2000.

19. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. – Петербург: 2001.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. – Петербург: 2000.

21. Русалов В. М. Биологические основы социально-психологического развития. М.: 1978.

22. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: 1996.

23. Теплов Б. М. Ум полководца / в кн. Избранные труды. Казань: 1985. Т. 1.

24. Фрейд З. Психоанализ и учение о характерах. М.: 1993.


Литература по всему курсу


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1993.

2. Айзенк Г. Ю. Психология (польза, вред, смысл и бессмыслица, факты и вымысел). Минск: 2003.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. М.: 1977.

5. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: 2001.

6. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. С. – Петербург: 2001.

7. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: 2001.

8. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. М.: 2001.

9. Бине А. Измерение умственных способностей. С. – Петербург: 1998.

10. Бороздина Л. В. Психология характера. М.: 1997.

11. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. М.: 1984. Т. 5.

12. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: 1996.

13. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Ростов-на-Дону: 1998.

14. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. М.: 2000.

15. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: 1999.

16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. С. – Петербург: 2002.

17. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: 1997.

18. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: 1998.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

20. Лейтес И. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: 1997.

21. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: 1998.

22. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: 1964.

23. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: 1995.

24. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: 1997.

25. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: 1993.

26. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: 1996.

27. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: 1969.

28. Мелхори Г., Мелхори Х. Гениями не рождаются. М.: 1989.

29. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.

30. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: 2000.

31. Олпорт Г. Становление личности. М.: 2002.

32. Олпорт Г. Личность в психологии. С. – Петербург: 1998.

33. Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: 2000.

34. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н. С., М.: Просвещение, 1996.

35. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. – Петербург: 2001.

36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. – Петербург: 2000.

37. Русалов В. М. Биологические основы социально-психологического развития. М.: 1978.

38. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: 1996.

39. Теплов Б. М. Ум полководца / в кн. Избранные труды. Казань: 1985. Т. 1.

40. Шадриков В. Д. Способности человека. М.: 2001.

41. Фрейд З. Психоанализ и учение о характерах. М.: 1993.

42. Фромм Э. Человек для себя. М.: 1997.

48. Юнг К. Г. Психологические типы. С. – Петербург: 2000.


Тематика эссе


  1. Традиции понимания «индивидуальности» в психологии.

  2. Феноменология индивидуальности и анализ ее проявлений.

  3. Идиографические методы исследования индивидуальности.

  4. Номотетические методы исследования индивидуальности.

  5. Внутреннее и внешнее в психике человека.

  6. Факторы среды и наследственности в проявлении способностей человека.

  7. Детерминанты способностей.

  8. Проблема формирования и развития способностей.

  9. Феномен одаренности.

  10. Талант и гений.

  11. Биологические основы темперамента.

  12. Связь темперамента с деятельностью человека.

  13. Проблема развития и воспитания характера.

  14. Социальный характер.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


1. Предмет, метод и задачи дифференциальной психологии .

2. Анализ понятий "индивид", "социальный индивид", "субъект", "субъект познания", "субъект деятельности", "личность", "индивидуальность".

3. Традиции понимания индивидуальности в психологии.

4. Проблема биологического и социального в психологии индивидуальности.

5. Влияние наследственности и среды на индивидуальные различия человека.

6. Представления об индивидуальности в работах Штерна, Лазурского, Адлера, Мерлина, Олпорта,Рубинштейна,Леонтьева, Асмолова и др.

7. Феноменология индивидуальности и анализ её проявлений.

8. Номотетический и идиографический подходы к изучению индивидуальности.

9. Анализ основных методов дифференциальной психологии.

10. Анализ основных идиографических методов.

11. Вклад Ф. Гальтона, А. Бине, и Штерна в создание дифференциальной психологии.

12. Вклад А. Ф. Лазурского в создание отечественной психологии индивидуальности.

13. Общая характеристика способностей.

14. Виды способностей и их изучение.

15. Проблема измерения способностей. Коэффициент интеллекта и способы его получения.

16. Тестирование в психологии. Надежность, стандартизированность, валидность психологических тестов.

17. Пршблема структуры способностей.

18. Психометрический подход к изучению способностей.

19. Когнитивный подход изучению способностей.

20. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена.

21. Многофакторные теории способностей (Терстоун, Гилфорд).

22. Уровневая теория интеллекта (Айзенк).

23. Теория тройственного интеллекта (Стернберг).

24. Теория множественного интеллекта (Гарднер).

25. Основные детерминанты способностей. Роль наследственных механизмов. Задатки и способности.

26. Проблема формирования и развития способностей.

27. Роль среды и социального окружения в развитии способности.

28. Феномен одаренности. Талант и гениальность.

29. Происхождение и анализ понятия "темперамент".

30. Основные проблемы изучения темперамента.

31. Психологические описания темперамента.

32. Структура темперамента по Канту и анализ его составляющих.

33. Теория темперамента по Вундту.

34. Э. Кречмер о механизмах темперамента. Основные конституциональные типы и их характеристики.

35. Конституциональная теория темперамента У. Шелдона и ее отличие от теории Кречмера.

36. Понятие соматотипа и методы его измерения.

37. Понятие индекса темперамента и методы его измерения.

38. Практическое применение конституциональных теорий.

39.Свойства нервной системы,общие типы ВНД и темперамент (Павлов, Теплов, Небылицын, Мерлин и др.)

40. Вклад идей Теплова и Небылицына в создание и развитие дифференциальной психофизиологии.

41. Методы объективного изучения темперамента.

42. Проблема структуры темперамента и анализ её основных составляющих.

43. Исследование структуры темперамента в современной зарубежной психологии (Стреляу, Айзенк, Томас и Чосс и др.).

44. Пермская школа темперамента (В. С. Мерлин).

45. Критерии и составляющие темперамента (В. М. Русалов).

46. Связь темперамента и деятельности. Индивидуальный стиль деятельности и его исследования (В. С. Мерлин, Е. А. Климов).

47. Характер и темперамент, характер и личность.

48. Происхождение и анализ понятия "характер".

49. Проблема строения характера.

50. Основные проблемы исследования характера.

51. Проблема нормального характера.

52. Психопатия: определение, критерии и их классификация (П. Б. Ганнушкин).

53. Акцентуации характера. Определения. Методы исследования.

54. Сравнительный анализ типологии акцентуаций характера (Леонгард и Личко).

55. Анализ основных психологических типов по К. Юнгу.

56. Современные модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бриггс и Д. Кейрси.

57. Роль функциональных типологий характера в практической жизни человека.

58. Психоанализ и учение о характере.

59. Индивидуальная психология А. Адлера.

60. Проблема социального характера. Классификация характера по Э. Фромму.

61. Проблема развития и воспитания характера.

62. Проблема методов диагностики типов характера.


Автор программы: В.Я. Романов




Похожие:

Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии icon«Государственный университет Высшая школа экономики» Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии Программа дисциплины Экономическая теория
Курс состоит из 39 часов лекций, 20 часов семинаров и 52 часов самостоятельной работы студентов, которая включает подготовку к семинарским...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии iconГосударственный университет- высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины Психология для направления 040200 «Социология»
Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер, способности
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии iconГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей»
Целью данного курса является формирование у студентов профессиональных компетенций, выражающихся в возможности на основе знаний и...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии iconГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей»
Целью данного курса является формирование у студентов профессиональных компетенций, выражающихся в возможности на основе знаний и...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии iconГосударственный университет – Высшая школа экономики
Требования к студентам: Дисциплина «Психологии развития и возрастная психология» рассчитана на студентов второго курса факультета...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии iconА. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики»
К. Юнг), когнитивной психологии (Л. Фестингер), социальной психологии (К. Левин, Дж. Миллер, А. И. Шипилов), экзистенциально-гуманистической...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии iconА. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики»
К. Юнг), когнитивной психологии (Л. Фестингер), социальной психологии (К. Левин, Дж. Миллер, А. И. Шипилов), экзистенциально-гуманистической...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии icon«Государственный университет Высшая школа экономики»
Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психодиагностика личности»
Учебная дисциплина «Психодиагностика личности» нацелена на ознакомление студентов с
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психодиагностика личности»
Учебная дисциплина «Психодиагностика личности» нацелена на ознакомление студентов с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы