Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» icon

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»



НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Дата конвертации23.06.2013
Размер120.95 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.

«Государственный университет –


Высшая школа экономики»

Факультет бизнес-информатики


Отделение программной инженерии

Программа дисциплины

Русский язык и культура речи

для направления 231000.62 «Программная инженерия»

подготовки бакалавра


Авторы: Добрушина Н.Р., к.ф.н., Кувшинская Ю.М., к.ф.н.


^

 Рекомендовано секцией УМС


Секция «Журналистика»

Председатель

«__» Е.Н. Пенская 20 г.

Одобрено на заседании


кафедры словесности

Зав. кафедрой

«__» Е.Н. Пенская 20 г.
^

Утверждено УС факультета

Бизнес-информатики

Ученый секретарь


_________________

«__» ____________ 20 г.





Москва


Аннотация Основная задача курса «Русский язык и культура речи» - развивать навыки создания грамотных, связных текстов на актуальную тему, умение учитывать коммуникативную цель текста, особенности его адресатов и ситуацию общения. Полноценное владение устным и письменным языком предполагает способность определить набор языковых средств, подходящих для текста данного типа. В центре обучения, таким образом, находится овладение процессом самостоятельного создания текстов разных типов, а не нормативная оценка языковых явлений. Навыки и умения отрабатываются, с одной стороны, на текстах, принадлежащих к повседневному опыту (публицистика, реклама), а с другой – на деловых и научных текстах, близких по тематике специальности студентов. Тематический план учебной дисциплины


Название темы

^ Всего часов

Аудиторные

часы

Самост.
работа


Лекции

Сем. и практич. занятия

1

Введение. Понятие литературного языка. Норма как выбор из ряда вариантов. Природа языковой вариативности. Источники вариативности. Роль литературного языка в современном обществе.

8

2

2

6

2

История русского литературного языка. Славянская письменность. Старославянский язык. Диглоссия.

8

6

3

Различие письменной и устной речи. Спонтанность разговорной речи и подготовленность ораторской речи.

8

2

2

4

4

Особенности естественного языка: вариативность способов выражения, синонимия, многозначность, контекстная связанность, метафоричность. Языковая картина мира. Метафора как инструмент мышления. Другие виды тропов.

12

2

2

8

5

Функции языка: информация и воздействие. Коммуникативная цель. Средства языкового манипулирования.

8

2

2

4

6

Зависимость текста от его коммуникативной цели. Роль адресата для структуры текста. Авторизованность текста.

10

2

2

6

7.

Речевые жанры

8

2

2

4

8.

Функциональные стили речи. Научный стиль. Деловой стиль. Публицистический стиль.

10

2

2

6



^
Всего часов

72

14

14

44


Базовый учебник

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.


Формы рубежного контроля

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

  • посещаемость (20%)

  • участие в работе семинаров: выполнение домашних заданий, работа на занятиях, выступление с докладами (20%)

  • домашнее задание (30%)

  • зачет (30%)

 


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение. Понятие литературного языка. Норма как свойство литературного языка. Причины возникновения литературного языка. Норма как выбор из ряда вариантов. Природа языковой вариативности. Источники вариативности. Диалекты, исторические изменения в языке, жаргон, заимствования, ситуация общения. Формирование и фиксация литературной нормы. Словари и нормативные справочники. Роль литературного языка в современном обществе.

^ Обязательная литература

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001 .

^ Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Литературный язык, Норма языковая, Просторечие

2. История русского литературного языка. Возникновение славянской письменности. Старославянский язык как первый письменный язык славян. Диглоссия в отличие от многоязычия. Эпоха становления русского литературного языка.

^ Обязательная литература:

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Глаголица и кириллица, Церковнославянский язык

3. Различие письменной и устной речи. Спонтанность разговорной речи и подготовленность ораторской речи. Переход от письменного текста к устному: выступление на защите диплома, инструкция, речь-биография на мемориальном собрании, личное резюме и собеседование при поступлении на работу.

^ Обязательная литература

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Разговорная речь

4. Особенности естественного языка: вариативность способов выражения, синонимия, многозначность, контекстная связанность, метафоричность. Языковая картина мира. Проблема перевода. Роль метафоры в создании наивной картины мира. Метафора как инструмент мышления. Внутриязыковые метафоры. Индивидуальные метафоры как средство выразительности. Метафоры как публицистические штампы. Другие виды тропов: метонимия, синекдоха, перифраза, эвфемизм. Эвфемизм как социальный механизм. Многозначность. Игра с многозначностью: каламбур. Контекстная связанность как свойство естественного языка. Сочетаемость: нормы и нарушения. Штампы. Игра с сочетаемостью как средство выразительности. Эпитеты.

^ Обязательная литература

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

^ Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Антропоморфизм, Метафора, Метонимия, Полисемия, Разговорная речь, Синонимия, Тропы, Эпитет, Языковая игра, Языковая картина мира

5. Функции языка: информация и воздействие. Понятие коммуникативной цели. Виды коммуникативных целей, способы их выражения. Причины коммуникативных неудач. Средства языкового манипулирования: эмоционально окрашенная лексика, сравнения, эвфемизмы, пресуппозиция, вариативность синтаксических конструкций.

Обязательная литература:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005.

^ Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Речевое воздействие, Эвфемизм, Экспрессивность

6. Зависимость текста от его коммуникативной цели. Роль адресата для структуры текста. Способы выражения адресованности: второе лицо, обращения, императивы, риторические вопросы и восклицания, цитаты. Субъектная структура текста (голос автора, привлечение других мнений, мимезис). Авторизованность текста. Степень авторизованности текста в зависимости от стиля, жанра, коммуникативной цели. Способы выражения авторизованности: первое лицо, вводные слова, выражение эмоций, оценка, обращение к личному опыту. Оценка в тексте и способы ее выражения.

^ Обязательная литература:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001

^ Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Экспрессивность

8. Речевые жанры. Жанры-побуждения: приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация. Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров. Жанры-ретроспекции: отчет, обзор. Обзор рынка, обзор прессы (устный и письменный). Отчет о командировке, отчет о социологическом опросе (тесте, проверке), о проделанной работе. Языковые средства и специальные приемы жанров-ретроспекций. Жанры-полилоги: собрание, совещание, переговоры, интервью. Тактика и стратегия научной и деловой дискуссии. Приемы выражения критических замечаний. Жанры-описания. Повествовательные жанры. Жанры-рассуждения: обоснование (темы, проекта, предложения), аргументация, мотивация, обобщения, выводы. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Причинно-следственные связи между словами, предложениями, частями текста. Вводно-модальные слова и конструкции. Рекламные жанры: презентация, реклама. Языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров. Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспект, аннотация, сокращение текста или распространение подробностями. Трансформация невербальных средств подачи информации в вербальные.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Жанр

8. Функциональные стили речи. Научный стиль. Деловой стиль. Публицистический стиль.

Обязательная литература:

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. . С. 7-73

^ Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Стиль, Стилистика


Домашнее задание по русскому языку и культуре речи

1. Эссе на заданную тему.

2. Полный анализ данного текста с точки зрения его коммуникативных целей и способов их реализации в данном тексте (объемом 1-1,5 стр.) по заданной схеме.


Анализ текста (примерная схема)

  1. Охарактеризуйте специфику издания и роль данного текста в этом издании.

  2. Исходя из этого, сформулируйте основные цели текста.

  3. Адресат. Как проявляется скрытый учет адресата? Какому адресату предназначен текст, каков уровень его знаний и знакомства с темой, как это отражается на тексте: на выборе лексики, на синтаксисе, на содержании? Есть ли проявления явного учета адресата? Если есть, укажите их.

  4. Субъектная структура текста:

    • Авторское начало: в какой степени автор присутствует в тексте, почему? Как выражена позиция автора текста?

    • Отражение других точек зрения (прямая речь, цитаты, пересказ чужих слов со ссылкой, ссылка на общее мнение (говорят, считается), аллюзии на известные тексты и ситуации), «чужие голоса».

  1. Лексико-стилистические особенности данного текста. Приводите примеры всех средств, которые вы находите, а по возможности перечисляйте их все.

    • Стандартные речевые обороты, смешение слов разной стилистической окраски (жаргон, просторечие, архаизмы, канцеляризмы и т.д.), экспрессивная лексика, нестандартная сочетаемость и редкие слова, количество заимствованных слов. Какие приемы речевой выразительности употребляются и с какой целью (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраза, олицетворение, гипербола, литота, а также каламбур, разрушение фразеологизма, игра с паронимами, оксюморон, аллюзия, ирония)? Какова насыщенность текста этими приемами? Есть ли цитаты, афоризмы, реминисценции? Для чего они введены в текст? Есть ли нарушения лексических норм – неправильное, избыточное или неоправданное употребление слов?

  1. Синтаксические особенности данного текста: сложные/простые, распространенные/нераспространенные предложения, использование причастных и деепричастных оборотов, вводных слов и предложений, перечисления (ряды однородных членов), прямая речь и цитаты, другие особенности. Какие средства синтаксической выразительности использованы (инверсия, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, градация)? Объясните их назначение. Как используются формы глагольного времени для передачи непосредственного наблюдения /обобщения, абстрактного изложения / последовательного хода событий.

  2. Тема и композиция текста. Как тема влияет на выбор лексики, синтаксических конструкций. С чего начинается текст, чем он заканчивается? Как начало и конец текста способствуют раскрытию темы; каков порядок смысловых частей? Есть ли особые свойства структуры текста: развернутая метафора, антитеза, кольцевая композиция?

  3. Ваши впечатления от текста. Ваша оценка текста: насколько текст достигает своей коммуникативной цели?


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

    1. Какой язык называется литературным?

    2. Для чего обществу литературная норма?

    3. На каком этапе развития общества появляется потребность в литературной норме?

    4. Когда сформировался русский литературный язык? С какими именами связано его формирование?

    5. Что такое кириллица и глаголица и с чем связано их возникновение?

    6. Что такое старославянский язык и какова его роль в славянском мире?

    7. Что такое старославянизмы и какова их роль в современной речи?

    8. Назовите основные черты южных, центральных и северных русских диалектов.

    9. Что такое социальное варьирование языка, какие социальные варианты вам известны?

    10. В чем принципиальные отличия устной и письменной форм речи?

    11. Что такое: многозначность, вариативность способов выражения, синонимия, метафоричность, контекстная связанность.

    12. Что такое языковая картина мира и какова роль метафоры в создании языковой картины мира?

    13. В чем отличие внутриязыковой метафоры от авторской?

    14. Другие виды тропов: метонимия, синекдоха, перифраза, эвфемизм. Что такое эвфемизм и в чем его социальная роль?

    15. Каковы основные функции языка?

    16. Что такое коммуникативная цель; примеры коммуникативных целей, способы их выражения.

    17. Каковы средства языкового манипулирования?

    18. Как влияет адресат текста на его структуру?

    19. Каковы способы выражения адресованности?

    20. Что такое субъектная структура текста?

    21. Как выражается авторизованность текста?

    22. Что такое речевые жанры и на каких основаниях они выделяются?

    23. Назовите основные речевые жанры и охарактеризуйте каждый.

    24. Каковы приметы научного стиля?

    25. Каковы приметы делового стиля?

    26. Каковы приметы публицистического стиля?



Авторы программы Н.Р. Добрушина, Ю.М. Кувшинская





Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет- высшая школа экономики Факультет прикладной политологии
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет –Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы