Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра icon

Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра



НазваниеПрограмма дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Дата конвертации23.06.2013
Размер316.72 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>




Правительство

Российской Федерации



Государственный университет-
Высшая школа экономики



Факультет государственного и муниципального управления


Программа

дисциплины

«Конституционно-правовые вопросы государственного управления»


для специальности 080500.68 – «Менеджмент»

подготовки магистра


Автор программы: к.ю.н., профессор Е.К.Глушко


Рекомендовано секцией УМС

«Право»


Председатель

проф. А.С. Шаталов


___________________


«____»___________2008 г.



Одобрено на заседании кафедры конституционного и муниципального права


Зав. кафедрой

проф. М.А. Краснов


_____________________________


«____»_______________2008 г.


Утверждено УС факультета


Ученый секретарь

___________________


«____» ________2008 г.






Москва – 2008


^

1. Пояснительная записка

Требования к магистрантам


Приступая к изучению дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления», магистрант должен владеть основной юридической терминологией, уметь пользоваться компьютерными базами нормативных правовых актов, а также обладать базовыми знаниями о системе российского права, источниках права, основах конституционного строя, федеративного устройства и системы государственных органов в Российской Федерации.
^

Описание курса


«Конституционно-правовые вопросы государственного управления» представляет собой дисциплину, способствующую закреплению базовых знаний об организации публичной администрации.


В ходе занятий углубляются знания о правовых основах современной публичной администрации, особенностях ее функционирования в Российской Федерации и зарубежных странах; вырабатываются навыки анализа процессов, происходящих в сфере публичной власти, выявления теоретических, правовых и практических проблем функционирования публичной администрации в соответствии с целями, ценностями и принципами Конституции РФ и поиска путей их разрешения; формируются практические умения проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, вносящих изменения и дополнения в структуру или порядок деятельности публичной администрации, и прогнозирования последствий их действия на практике.
^

Цели курса


В результате изучения курса магистрант должен:

  • уметь ориентироваться в конституционно-правовых основах государственного управления;

  • знать способы защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей от неправомерных решений, действий (бездействия) публичной администрации;

  • иметь представление о системе и структуре органов исполнительной власти, правовых основах государственной службы в Российской Федерации, правовых актах управления;

  • понимать механизм юридической ответственности в сфере государственного управления;

  • разбираться в сущности и направлениях преобразования публичной администрации в ходе проводимой в Российской Федерации и зарубежных странах административной реформы.
^

Формы обучения


Основными формами обучения, предусмотренными программой курса, являются лекции и семинарские занятия.

При подготовке к лекции магистранты должны предварительно ознакомиться с учебным материалом по данной теме и при конспектировании лекции акцентировать внимание на новых теоретических положениях, правовых и иных данных, не нашедших отражения в учебной литературе.

В процессе семинарских занятий рассматриваются основные теоретические вопросы курса, изучается судебная и административная практика по проблемам государственного управления, предусматривается обсуждение докладов и сообщений магистрантов, решение задач и тестов.

При подготовке к семинарским занятиям магистрантам необходимо изучить лекционный материал, законодательные и иные нормативные правовые акты по данной теме, решения Конституционного Суда Российской Федерации, комментарии федеральных законов, а также рекомендованную основную и дополнительную литературу.
^

Самостоятельная (внеаудиторная) работа магистрантов


Программа курса предполагает также самостоятельную работу магистрантов по изучению законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющихся по данной проблематике, научных исследований, статей, аналитических обзоров, специализированных изданий, периодической печати (рекомендуемая литература по темам спецкурса приведена в программе после каждой темы). Учебный материал следует изучать на основе сравнительно-правового анализа отечественного опыта и практики зарубежных стран.

Накопленные магистрантом знания по теме семинарского занятия могут быть отражены в форме доклада, проблемного сообщения, иного самостоятельного выступления, а также дополнения сообщений магистрантов, выступавших в ходе дискуссии по вопросам семинара.
^

Форма контроля знаний магистрантов


Формой рубежного контроля по курсу «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» является эссе. Примерные темы эссе и методические рекомендации по его написанию приведены в конце настоящего УМК.

Изучение курса «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» завершается сдачей зачета в форме письменного теста.

При выставлении результирующей оценки (РО) учитывается:

  • работа на практических занятиях (участие в обсуждении вопросов, решение задач, тестов);

  • подготовка докладов и сообщений;

  • эссе.

РО выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов и проставляется в зачетную книжку и ведомость.

Вес зачета в результирующей оценке – 0,4.

Вес эссе в результирующей оценке – 0,3.

Вес работы на практических занятиях – 0,3.

Например, оценка за эссе – 10 баллов, оценка за итоговый зачет – 8 баллов, оценка за работу на практических занятиях – 6 баллов, тогда результирующая оценка складывается следующим образом:

РО = 10х0,4+8х0,3+6х0,3 = 8,2. Полученное значение – 8,2 округляем по правилам округления чисел и получаем результирующую оценку – 8 баллов.

В зачетную книжку и ведомость проставляется результирующая оценка – «зачтено» (8).
^

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системам





По десятибалльной

По пятибалльной

1 - неудовлетворительно / незачет

2 - очень плохо / незачет

3 - плохо / незачет

неудовлетворительно - 2 / незачет

4 - удовлетворительно / зачет

5 - весьма удовлетворительно / зачет

удовлетворительно - 3 / зачет

6 - хорошо / зачет

7 - очень хорошо / зачет

хорошо - 4 / зачет

8 - почти отлично / зачет

9 - отлично / зачет

10- блестяще / зачет

отлично - 5 / зачет



^

2. Тематический план





Название темы

Всего часов

^ Аудиторные часы


Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практические занятия

1.

Исполнительная власть и гражданское общество: проблемы взаимодействия

22

6

4

12

2.

Конституционно-правовые основы системы органов исполнительной власти

22

6

4

12

3.

Правовое регулирование публичной службы

14

4

2

8

4.

Правовые акты управления


10

2

2

6

5.

Государственный надзор и контроль


14

4

2

8

6.

Юридическая ответственность в государственном управлении

16

4

4

8

7.

Правовое обеспечение административной реформы

10

2

2

6

Итого:

108

28

20

60



^

3. Темы учебного курса, литература и правовые источники к ним

Базовый учебник.


1. Бахрах Д.Н. Административное право России: 3 изд. М.: Эксмо, 2008.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 4 изд. М.: Проспект, 2008.
^

Содержание программы

Тема 1. Исполнительная власть и гражданское общество: проблемы взаимодействия


Административно-правовой статус гражданина. Права граждан в сфере исполнительной власти. Обращения граждан. Право на судебное обжалование действий (бездействия) органов публичного управления и должностных лиц.

Административно-правовой статус негосударственных организаций. Коммерческие организации. Административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности: проблемы сокращения. Некоммерческие организации. Передача отдельных функций федеральных органов исполнительной власти саморегулируемым организациям.

Взаимодействие органов исполнительной власти и общества. Информационная открытость органов публичной администрации. Публичные обсуждения и общественная экспертиза социально значимых решений органов исполнительной власти. Общественные советы при органах исполнительной власти.

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (гл. 25).

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1 Гл.4

  3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

  4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

  5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

  6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

  7. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

  8. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч.1. Ст. 3431.

10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч.1. Ст. 3436.

11. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений предпринимательской деятельности» // CЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2293.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р <О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах > // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

Основная литература

1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». М.: Юстицинформ, 2007.

2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». М.: Юстицинформ, 2004.

3. Глушко Е.К. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: Постатейный комментарий // Публично-правовые исследования: Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2007. Т.2. М.: ЦППИ. С. 164-218.

4. Гусева Т.А., Чуряев А.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». М.: Юстицинформ, 2008.

5. Комментарий к Федеральному закону «Об автономных учреждениях» / Отв. ред. В.В.Залесский, Т.Я.Хабриева. М.: Инфра-М: Контракт, 2008.

Дополнительная литература

1. Административно-правовой статус гражданина / Отв. ред. Н.Ю.Хаманева. М.: ИГПРАН, 2004.

2. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая правовая культура, 2004.

3. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. М.: Проспект, 2006.

4. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М.: Тихомиров, 2008.

5. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007.

6. Хаманева Н.Ю. Гражданин как субъект административного права: Учебное пособие. М.: Академ. правовой ун-т, 2006.

7. Чиркин В.Е. Публичная власть. М.: Юрист, 2005.

8. Чиркин В.Е. Публичное управление. М.: Юрист, 2004.
^

Тема 2. Конституционно-правовые основы системы органов исполнительной власти.


Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Администрация Президента РФ.

Правительство РФ. Аппарат Правительства.

Взаимоотношения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти. Избыточные и дублирующие функции. Аутсорсинг.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Проблемы и тенденции разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

4. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.

5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // CЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»» // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4933.

Основная литература

1. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации: 3 изд. / Отв. ред. В.В.Лазарев. М.: Спарк, 2004.

Дополнительная литература

1. Игнатюк Н.М. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2003.

2. Глушко Е.К. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти // Исполнительная власть проблемы организации и деятельности. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 21-46.

3. Исполнительная власть: Сравнительно-правовое исследование: Сборник статей и обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2005.

4. Козырин А.Н., Глушко Е.К., Штатина М.А. Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

5. Министерства и ведомства: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Козырина, Е.К. Глушко. М.: Норма, 2008.

6. Правительство Российской Федерации. М.: Норма, 2005.

7. Правительство в зарубежных странах: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Козырина, Е.К.Глушко. М.: Ось-89, 2007.

8. Чесноков А.С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации. М.: Изд-во Рос. гос. торг.-экон. ун-та, 2005.

9. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира: Конституционно-правовое регулирование и практика. М.: Экзамен, 2006.
^

Тема 3. Правовое регулирование публичной службы


Конституционно-правовые основы государственной службы.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы в Российской Федерации. Общая характеристика видов государственной службы. Общие условия государственной службы. Система управления государственной службой.

Государственная гражданская служба. Должности гражданской службы. Классные чины гражданской службы. Статус гражданского служащего. Прохождение гражданской службы.

Правовое регулирование муниципальной службы. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

  2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

  3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.1998. № 22. Ст. 2331.

  4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

  5. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 80-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

  6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

  7. Закон Российской Федерации «О милиции» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

  8. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

  9. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

  10. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 48 (часть 2). Ст. 5949.

  11. Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих // СЗ РФ. 2005. № 30 (2 ч. ). Ст. 3134.

  12. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2242.

  13. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 8. Ст. 629.

  14. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 440.

  15. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. 2005. № 40. Ст. 4017.

  16. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть 1). Ст. 3459.

  17. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительной профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть 1). Ст. 203.

  18. Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть 2). Ст. 3134.

  19. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // СЗ РФ. 2007. № 11. Ст. 1280.

  20. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 438.

  21. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 439.

  22. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 437.

Основная литература

1. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» / Под ред. А.Н.Козырина. М.: Норма, 2007.

2. Комментарий к Федеральному закону «О гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств» / Под ред. В.А. Козбаненко . С.-Пб.: Питер, 2008.

Дополнительная литература

1. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: Учебное пособие. М.: Проспект, 2007;

2. Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. М.: Изд-во РАГС, 2006.

3. Глушко Е.К. Законодательство о государственной службе: Этапы становления и реформы // Реформы и право. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С.110-130.

4. Глушко Е.К. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации // Публично-правовые исследования: Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2007. Т.2. М.: ЦППИ. С.374-393.

5. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: Учебное пособие. М.:Юркнига,2005.

6. Государственная служба / Отв. ред. А.В.Оболонский. М.: Дело, 2000.

7. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2007.

8. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юрист, 2008.

9. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы. М.: Дело, 2002.
^

Тема 4. Правовые акты управления


Понятие и признаки правового акта управления.

Юридическое значение правовых актов управления.

Виды правовых актов управления.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Правовая регламентация управленческих процедур. Административные регламенты.

Административный договор: понятие и признаки.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

4. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» // СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

5. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст.2663.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст.4933.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2005 г. № 514 «Об особенностях статуса и типовом должностном регламенте статс-секретарей – заместителей федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 34. Ст. 3507.

12. Приказ Минобрнауки РФ от 1 сентября 2005 г. № 235 «Об утверждении регламента внутренней организации Министерства образования и науки Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

13. Приказ Минобрнауки РФ от 12 декабря 2007 г. № 346 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности» // Российская газета. 2008. 25 июня.

14. Приказ Минобрнауки РФ от 12 сентября 2007 г. № 252 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством на науке и инновациям государственной функции по ведению реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ // БНА. 2008. № 9.

15. Приказ Минобрнауки РФ от 19 июня 2007 г. № 177 «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» // БНА. 2007. № 44.

16. Приказ Минобрнауки РФ от 8 мая 2007 г. № 136 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по присвоению, лишению, восстановлению ученых званий по кафедре» // БНА. 2007. № 36.

17. Приказ Минобрнауки РФ от 11 января 2007 г. № 5 «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»» // БНА. 2007. № 10.

18. Приказ Минобрнауки РФ от 13 декабря 2006 г. № 313 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по исполнению государственной функции по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» // БНА. 2007. № 10.

19. Приказ Минобрнауки РФ от 8 декабря 2006 г. № 307 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых званиях по кафедре, полученных за рубежом» // БНА. 2007. № 9.

20. Приказ Минобрнауки РФ от 8 декабря 2006 г. № 306 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых степенях и ученых званиях по специальности, полученных за рубежом» // БНА. 2007. № 12.

21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 1.

Основная литература

1. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации: 3 изд. / Отв. ред. В.В.Лазарев. М.: Спарк, 2004.

2. Тихомиров Ю.А. Правовые акты. М.: Тихомиров, 1999.

Дополнительная литература

1. Абдурахманов А.А. Правовые акты в механизме административно-правового регулирования общественных отношений. М.: ВНИИ МВД, 2005.

2. Гончаренко Г.С. Правовые акты органов государственного управления: Курс лекций. Ростов на Дону, 2007.

3. Костенников М.В. Правовые акты органов исполнительной власти: их разработка и принятие. М.: Щит-М, 2000.

4. Правовые акты исполнительной власти: Учебное пособие. М.: Российская правовая академия, 2006.

5. Правовые формы межотраслевого управления / Под ред. Ю.М.Козлова. М.: Изд-во МГУ, 1984.
^

Тема 5. Государственный надзор и контроль


Понятие и субъекты государственного контроля (надзора).

Содержание государственного контроля (надзора). Правовая регламентация государственного контроля (надзора).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения. Государственный пожарный надзор.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Нормативные правовые акты.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации

3. Таможенный кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1).Ст. 3436.

5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14.Ст. 1650.

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. 1994. № 35.Ст. 3649.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 2). Ст. 5491.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе» // СЗ РФ. 2005. № 26. Ст. 2649.

10. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

11. Приказ ФСФР от 13 ноября 2007 г. № 07-107/пз-н «Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции надзора и контроля» // БНА. 2008. № 7.

12. Приказ ФСФР от 13 ноября 2007 г. № 07-108/пз-н «Об утверждении Положения о проведении проверок организаций, осуществление надзора и контроля за которыми возложено на федеральную службу по финансовым рынкам»» // БНА. 2008. № 4.

13. Приказ ФАС от 5 декабря 2007 г. № 415 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)» // БНА. 2008. № 12.

14. Приказ Минфина РФ от 6 ноября 2007 г. № 98н «Об утверждении административного регламента Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля» // БНА. 2008. № 23.

15. Приказ Минфина РФ от 4 сентября 2007 г. № 75н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» // БНА. 2007. № 47.

16. Приказ Минздравсоцразвития от 20 июля 2007 г. № 487 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи и виде предоставления социальных услуг» // БНА. 2007. № 39.

17. Приказ Минздравсоцразвития от 31 декабря 2006 г. № 899 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания» // Российская газета. 2007. 11 апреля.

18. Приказ Минздравсоцразвития от 31 декабря 2006 г. № 905 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов качества медицинской помощи» // Российская газета. 2007. 23 марта.

19. Приказ Минздравсоцразвития от 31 декабря 2006 г. № 893 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» // БНА. 2007. № 9.

20. Приказ Минздравсоцразвития от 31 декабря 2006 г. № 900 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля за порядком производства медицинской экспертизы» // Российская газета. 2007. 10 марта.

Основная литература

1. Зыкова И.В. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». М.: Ось-89, 2006.

Дополнительная литература

1. Иванова Е.И. Государственный финансовый контроль в условиях реформирования бюджетного процесса: Учебно-методическое пособие. М.: Ин-т повышения квалификации гос. служащих, 2007.

2. Пыпин В.В. Государственный и муниципальный контроль: Учебное пособие. С-Пб., 2006.

3. Тарасов А.М. Государственный контроль в России. М.: Континент, 2008.
^

Тема 6. Юридическая ответственность в государственном управлении


Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

Административная ответственность. Понятие, признаки, состав административного правонарушения. Понятие и цели административного наказания. Виды административных наказаний. Общие правила наложение административного наказания.

Дисциплинарная ответственность. Основания дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное производство.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.

  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 12.

  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6.

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» // СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3223.

  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст.4584.

  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 769 «Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны»» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст.4275.

  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче» // СЗ РФ. 2003. № 47. Ст.4545.

Основная литература

1. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях / под ред. Е.Н.Сидоренко. М.: Проспект, 2006.

2. Комментарий к Федеральному закону «О гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств» / Под ред. В.А. Козбаненко . С.-Пб.: Питер, 2008.

Дополнительная литература

1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Эксмо, 2007.

2. Административная ответственность: Вопросы теории и практики. М.:
ИГП РАН, 2004.

3. Беляков Е.Н. Административная ответственность и административная юрисдикция. Москва; Нижний Новгород, 2007.

4. Михайленко О.В. Имущественная ответственность за вред, причиненный осуществлением публичной власти: теоретические аспекты и проблемы ее реализации на практике. М.: Волтерс Клувер, 2007.

5. Поляков С.Б. Юридическая ответственность государства. М.: Юридический мир, 2007.

6. Попов В.И. Юридическая ответственность в системе публичного управления: учебное пособие. Тюмень, 2007.

7. Попов Л.Л., Круглов В.А. Административно-деликтное право: Учебное пособие. М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2005.

8. Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций М.: Норма, 2004.
^

Тема 7. Правовое обеспечение административной реформы


Понятие и виды административных реформ. Функциональные, процедурные и структурные административные реформы. Правовое обеспечение административной реформы.

Основные этапы проведения административной реформы в РФ.

Проблемы реализации административной реформы в РФ. Реформа федеральных органов исполнительной власти. Реформирование административных процедур. Административные регламенты. Правовые основы реформирования публичной службы. Правовые проблемы стандартов публичных услуг.

Административная реформа в субъектах Российской Федерации. Проблемы реализации административной реформы на муниципальном уровне.

^ Нормативные правовые акты

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. № 97 «Об оказании в 2008 г. поддержки федеральным органам исполнительной власти и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении административной реформы» // СЗ РФ. 2008. № 8. Ст.753.

2. Распоряжение Правительства Российской федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р <О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.> // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст.4720.

Основная литература

1. Тихомиров Ю.А.Управление на основе права. М.: Формула права, 207.

Дополнительная литература

1. Административная реформа в России. М.: Контракт-Инфра-М, 2006.

2. Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. М.: ИГП РАН, 2006.

3. Глушко Е.К. Процедурные административные реформы // Правовое регулирование конституционных и административных процедур. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

4. Мокрый В.С., Сапожников А.А., Семкина О.С. Государственное и муниципальное управление: Реализация реформ: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2008.

5. Мэннинг Н, Парисон Н. Реформа государственного управления: Международный опыт (пер. с англ.). М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

^

3. Письменные работы и проверка знаний


Эссе – творческая работа небольшого объема (5–7 страниц через полтора интервала, кегель 12 при шрифте Times New Roman) и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает субъективно окрашенное изложение мысли, позиции и может иметь научный или публицистический характер. Эссеистический стиль отличает образность и установка на разговорную интонацию и лексику.

Широкое использование эссе в учебном процессе – элемент «фирменного стиля» Государственного университета – Высшей школы экономики.
^

Примерные темы эссе


  1. Административная реформа в РФ: ожидаемые результаты

  2. Опыт проведения административных реформ в зарубежных странах.

  3. Административные процедуры: понятие и виды.

  4. Правовое регулирование административных процедур в зарубежных странах.

  5. Административная юстиция в РФ: проблемы и перспективы.

  6. Административная юстиция в США (Германии, Франции, Канаде и в любой другой зарубежной стране по выбору магистранта).

  7. Административные регламенты: правовая природа и виды.

  8. Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы.

  9. Государственная служба и гражданское общество: проблема контроля.

  10. Государственная гражданская служба: проблемы становления.

  11. Государственная служба в США (Германии, Франции, Канаде и в любой другой зарубежной стране по выбору магистранта).

  12. Исполнительная власть и гражданин.

  13. Информационная открытость органов публичной администрации.

  14. Государственные услуги: понятие, основные условие оказания.

  15. Ответственность государственных гражданских служащих.

  16. Коррупция как фактор, тормозящий проведение административной реформы.

    1. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти.

    2. Государственные корпорации.

    3. Автономные учреждения.

    4. Природа государственного надзора (контроля) и его виды.

    5. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

    6. Административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности: проблемы сокращения.
^

Критерии оценки эссе



Качество


Оценка по 10-балльной шкале



^ Оценка по 5-балльной шкале


Работа не представлена

1 – очень плохо



Неудовлетворительно – 2

Очевидный плагиат: работа скачана из Интернета

2 – плохо

Объем слишком мал. Мысли изложены нелогично. Нет сквозной идеи. Небрежное оформление, в т.ч. грамматические и стилистические ошибки

^ 3 – неудовлетворительно

Мысли есть, но изложены примитивным языком. Не чувствуется база знаний. Недостаточное понимание предмета исследования

^ 4 – удовлетворительно



Удовлетворительно – 3

Работа написана поверхностно, но уже есть проблески самостоятельного творчества

^ 5 – весьма удовлетворительно

Мысли изложены довольно логично. Но выводы еще поверхностные. Не очень чувствуется связь аргументов и выводов

^ 6 – хорошо



Хорошо – 4

Работа хорошая, но есть редакционные ошибки

7 – очень хорошо

Чувствуется проникновение в тему, но упущены некоторые основные аспекты темы. Нет привлечения хотя бы некоторых источников

^ 8 – почти отлично



Отлично – 5

Работа написана живым, образным языком и при этом чувствуется биение творческой мысли. Однако есть шероховатости

9 – отлично

Нет никаких претензий ни по форме, ни по содержанию

10 – блестяще
^

Вопросы для подготовки к зачету


1. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации.

2. Право на административную жалобу.

3. Право на судебное обжалование действий (бездействия) органов публичного управления и должностных лиц.

4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

5. Правительство Российской Федерации.

6. Федеральные органы исполнительной власти.

7. Правовые основы системы государственной службы в РФ.

8. Правовое регулирование статуса государственного гражданского служащего.

9. Правовое регулирование порядка прохождения государственной гражданской службы.

10. Правовые основы муниципальной службы в РФ.

11. Понятие и юридическое значение правовых актов управления.

12. Виды правовых актов управления.

13. Административные регламенты: понятие, виды.

14. Правовая природа административных процедур.

15. Понятие и содержание государственного контроля (надзора).

16. Понятие и значение административной ответственности.

17. Административные наказания.

18. Наложение административного наказания.

19. Понятие и основания дисциплинарной ответственности.

20. Виды административных реформ.

21. Проблемы реализации административной реформы в РФ.

22. Общая характеристика целей и задач административных реформ в зарубежных странах.


Автор программы проф. Е.К. Глушко




Похожие:

Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Программа учебного курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»
Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины Технологии государственного управления
«Современное государственное управление и государственная служба» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «стратегический менеджмент» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» подготовки специалиста
Адресность. Учебная программа рассчитана на подготовку бакалавров (направление 080500. 62 «Менеджмент») и специалистов (специальность...
Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Проблемы конституционно-правовой ответственности» для специальности 030500. 68 Юриспруденция подготовки магистра
Базовый учебник (монография), учебные пособия, а также литература и основные правовые акты
Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Стратегии в менеджменте: Стратегия управления человеческими ресурсами» для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра

Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Прямой маркетинг и организация личных продаж» для направления 080500. 68 «Менеджмент», магистерская программа «Инновационный менеджмент» подготовки магистра
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины Государственное пенсионное обеспечение для направления 080500. 68-Менеджмент подготовка магистра
Программа предназначена для магистров факультета государственного и муниципального управления
Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование недропользования» для направления 080500 «Менеджмент»
«Менеджмент» Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» (080500. 68) подготовки магистра
Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Международная торговля в сфере услуг»  для направления 080500. 62 «Менеджмент» для специальности 080507. 65 "Менеджмент организации"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080500. 62...
Программа дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Бизнес и власть: конституционно-правовые аспекты лоббизма и взаимодействия» для специальности 030500. 68 Юриспруденция подготовки магистра
Автор программы: кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права С. В. Васильева
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы