О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 icon

О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2



НазваниеО. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2
Дата конвертации13.11.2012
Размер141.75 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

О.В. Коршунова,

ВятГГУ, г. Киров


Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2

М 2. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Углубленный модуль. 3 уровень (продвинутый).

ЭУ 0. ИДЦ (интегративная дидактическая цель): Рассмотрение внутренней энергии как физической величины при опоре на обобщенный план ответа о физической величине; раскрытие и отработка понятия на уровне оценки работы и теплопередачи, а также видов последней (теплопроводимости, конвекции, излучения); рассмотрение факта необратимости процесса теплопередачи (второе начало термодинамики)

УЭ № 4. Изучение теоретического материала. ЧДЦ: Получить первоначальное представление о теплопроводимости как виде теплопередачи, воспроизводить основной признак теплопроводимости и её определение

1. Найдите минимум 2 определения теплопроводимости в учебниках § 4 [Перышкин А. В., с. 10, 13] или § 3.3 [Разумовский В. Г., с. 98] или в других доступных источниках информации, запишите их в тетрадь (2 б).

2. Внимательно рассмотрите рисунок. Вспомните процесс приготовления компота в домашних условиях. Известно, что металлическая ложка, помещенная в стеклянную банку с ягодами, после заполнения банки горячим сахарным раствором становится горячей. Причем вся: и та часть ложки, которая находится в растворе, и та часть, которая с раствором не соприкасается (верхняя). Здесь как раз происходит явление … (дополните фразу). Проанализируйте ситуацию и дайте её объяснение с точки зрения физики, опираясь на МКТ-представления (2 б)

ИТ ИЭ ИД

1. Определение теплопроводимости





2.



ДТ ДЭ ДД

1. При варке компота, прежде чем залить кипящим сахарным раствором ягоды в стеклянной трехлитровой банке, мама кладет в неё металлическую ложку, которая быстро становится горячей при заполнении сиропом. Причем нагревается не только часть ложки, находящейся внутри сиропа, но верхняя часть, не погруженная в горячий раствор. Температура металлической ложки повышается вследствие …. Следовательно, здесь происходит явление теплопроводимости.


^ 2. Определение теплопроводимости



1.
Прочтите описание явления в окне «Содержание», постарайтесь вместо многоточия в тексте дать объяснение происходящему (2 б) и сформулировать определение теплопроводимости.


2. Найдите минимум 2 определения теплопроводимости в учебниках § 4 [Перышкин А. В., с. 10, 13] или § 3.3 [Разумовский В. Г., с. 98] или в других доступных источниках информации, запишите их в тетрадь (2 б)



Дайте ответы на вопросы (1 б и 2 б)

ИТ

1. Какое явление наблюдается при нагревании металлической ложки в стакане с горячим чаем?

2. Может ли тело потерять всю свою внутреннюю энергию тело в результате теплопередачи путем теплопроводимости?

ДТ

1. Металлическая ложка нагревается в стакане с горячим чаем. Какое явление здесь наблюдается?

2. Может ли тело в результате теплопередачи путем теплопроводимости потерять всю свою внутреннюю энергию? (Ответ: Нет, не может.)

Дайте ответы на вопросы (1 б и 2 б)

1. Сочините определение теплопроводимости в стихах (1 б).

2. Решите веселую задачу (3 б)

(Ответ: Ручка утюга обладает по сравнению с металлической частью плохой теплопроводимостью.)

ИЭ ДЭ

1. Определение теплопроводимости в стихах.

2. Больной с обожженными ушами пришел к врачу.

– Что случилось с вашими ушами? – спрашивает врач.

– Понимаете, я смотрел по телевизору футбол, а жена гладила белье. Она поставила утюг возле телефона, и, когда он зазвонил, я схватил утюг вместо телефонной трубки…

Доктор с пониманием качает головой.

– Ну, а что случилось с другим ухом?

– Так это приятель перезвонил снова…

Почему же больной не обжег руки?

1. Сочините определение теплопроводимости в стихах (1 б).

2. Решите веселую задачу (3 б)

Нарисуйте модель теплопроводности (За каждый вариант – 1 б)

^ ИД

Образ явления

теплопроводности

ДД

Образ явления

теплопроводности

Нарисуйте модель теплопроводности (За каждый вариант – 1 б)




^ Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 3

М 4. «Конвекция и излучение». Углубленный модуль. 3 уровень (продвинутый).

ЭУ 0. ИДЦ (интегративная дидактическая цель): Изучить конвекцию и излучение как физические явления при опоре на соответствующий обобщенный план ответа (раскрытие механизма конвекции и излучения, их учет в технике, строительстве, сельском хозяйстве, быту); применить знания для объяснения нестандартных практических ситуаций

УЭ № 2. Изучение теоретического материала. ЧДЦ: Рассмотреть лучистый теплообмен как физическое явление в соответствии с обобщенным планом ответа

Используя материал доступных источников информации и опираясь на схему, составьте рассказ и подготовьтесь к ответу товарищу о лучистом теплообмене как физическом явлении и виде теплопередачи (7 б)



ИТ ИЭ ИД



ДТ ДЭ ДД


План ответа о физическом явлении

1. Внешние признаки явления.

2. Условия, при которых протекает явление.

3. Сущность явления и механизма его протекания.

4. Определение явления.

5. Связь данного явления с другими.

6. Использование явления на практике.

7. Способы предупреждения вредного действия явления



Используя материал доступных источников информации и опираясь на план ответа, составьте рассказ для товарища о лучистом теплообмене как физическом явлении и виде теплопередачи (7 б)


(за каждый ответ – по 1 б)

(Ответы:

1. Между Солнцем и Землей имеется вакуум. В вакууме же перенос теплоты возможен лишь путем электромагнитных волн, так как о конвекции говорить не приходится: где в космическом пространстве «низ» или «верх»?; теплопроводность тоже не возможна: очень разрежено вещество, частицы – редко расположены, почти вакуум.)

ИТ

1. Докажите рассуждением, что теплопередача от Солнца на Землю осуществляется только путем излучения.

2. Излучение какого из утюгов больше, если один из них нагрет до 200 ˚С, а другой – до 400 ˚С?

3. В каком из чайников кипяток остынет быстрее? Почему?



4. В каком из сосудов вода нагреется до более высокой температуры при падении солнечных лучей, если стаканы одинаковые, и в них имеется одинаковые порции воды?



ДТ

1. Теплопередача от Солнца на Землю осуществляется только путем излучения. Докажите это утверждение, опираясь на знания о видах теплопередачи.

2. Один утюг нагрет до 200 ˚С, а другой – до 400 ˚С. Излучение какого из них больше?

3. Имеется чайник, окрашенный в белый цвет, и чайник, поверхность которого темная. В каком из чайников кипяток остынет быстрее? Почему?

4. Два одинаковых стакана наполнили поровну водой и, накрыв один стакан стеклом, выставили их на место, хорошо освещаемое Солнцем. В каком из сосудов вода нагреется до более высокой температуры?


(за каждый ответ – по 1 б)

(Ответы:

2. Больше излучение утюга с температурой 400 ˚С, здесь проявляется зависимость излучения от температуры тела.

3. В чайнике с темной поверхностью, здесь проявляется зависимость скорости излучения от цвета тел.

4. В стакане, закрытом стеклом. Здесь получается своеобразный парник.)



Объясните с точки зрения физики пословицу (За ответ – 1 б).

Отгадайте загадку, и объясните, какой вид теплопередачи отвечает за нагревание тел вблизи огня (1 б)?

ИЭ

1. Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

(Ответ представлен в виде рисунков: тела с темной поверхностью поглощают больше энергии и нагреваются сильнее.)



2. Не солнце, а в холод согреет (Ответ: огонь.)

ДЭ

1. Мир обогревает, совсем усталости не знает.

(Ответ. Солнце. От него к Земле энергия (в том числе и тепло) передается путем излучения.)

2. Под окошком гармонь горяча, как огонь. Отдает ли данный объект энергию путем излучения?

(Ответ: батарея отопления. Частично отдает энергию и путем излучения, преимущественно – конвекцией.)

Отгадайте загадки, объясните, каким образом объект, о котором идет речь в первой загадке «мир согревает» (За ответы – по 1 б)


Проведите опыт по доказательству зависимости мощности излучения (поглощения) от цвета поверхностей объектов (1 б).

При проведении опыта осторожнее обращайтесь с кипятком и не касайтесь стенок прибора руками после того, как в куб нальете горячей воды, а располагайте их на небольшом равном расстоянии от граней.

Сделайте вывод о том, грань какого цвета наиболее интенсивно излучает тепло, а какого – слабее. ^ Запишите последний вывод в тетрадь (1 б)

ИД

Опыт с «кубом Лесли»

Доказательство факта, что тела с темной поверхностью отражают и поглощают излучение с большей мощностью, чем тела со светлыми поверхностями

Опыт проводится по рисунку. Оборудование: металлический куб, одна грань куба покрашена черной краской, вторая – белой, третья – отполирована до зеркального блеска; горячая вода (кипяток) в сосуде, руки экспериментатора.



^ ДД

Опыт с «кубом Лесли»

Доказательство факта, что тела с темной поверхностью отражают и поглощают излучение с большей мощностью, чем тела со светлыми поверхностями

Опыт проводится по описанию [учебник Пурышевой Н. С. Физика, 8  кл., М.: Дрофа, 2002, с. 86–87].

1. Возьмите «куб Лесли»: прямоугольную металлическую коробку, одна грань которой покрашена черной краской, вторая – белой, третья – отполирована до зеркального блеска. Налейте в неё кипятка.

2. Расположите темную сторону коробочки теплоприемника, соединенного с жидкостным манометром, так, чтобы она была параллельна белой грани куба на равной высоте с ней. Расстояние между гранями куба и теплоприемника примерно 10 см.

3. Заметьте показания манометра.

4. Теперь поверните куб черной стороной к теплоприемнику, и вновь пронаблюдайте показания манометра.

5. Сравните разность уровней жидкости в манометрах в двух рассмотренных случаях. Дайте объяснение происходящему, запишите последний вывод в тетрадь (1 б)


Проведите опыт по доказательству зависимости мощности излучения (поглощения) от цвета поверхностей объектов (1 б).


УЭ № 3. Изучение теоретического материала. ЧДЦ: На практических примерах рассмотреть использование конвекции и излучения в технике, строительстве, сельском хозяйстве, быту

Внимательно изучите рисунки-примеры использования конвекции и излучения в различных областях деятельности человека, запишите в тетрадь примеры с указанием явления – конвекция или излучение используются или проявляются в данном примере (за каждый пример – 1 б)

ИТ ИЭ ИД



Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3




Рис. 4 Рис. 5



Рис. 6 Рис. 7




1. – зеркальные двойные стенки стеклянного сосуда; 2 – безвоздушный промежуток между стенками; 3 – внешний корпус термоса; 4 – пространство между корпусом и баллоном термоса; 5 – пробка, закрывающая отверстие сосуда; 6 – навинчивающаяся крышка (и одновременно чашка) термоса

Рис. 8


Рис. 9







Рис. 10
Рис. 11



Рис. 12 Рис. 13

ДТ ДЭ ДД

^ Пример использования в технике и строительстве:

конвекции

– тяга в промышленных трубах (тепловых и атомных электростанциях);

– вентиляторы (использование принудительной конвекции);

– водяное охлаждение двигателей автомобилей, тракторов (радиатор);

излучения;

– окрашивание самолетов (для уменьшения их нагревания Солнечным излучением) окрашивают в серебристые цвета;

– окрашивание некоторых элементов искусственных спутников Земли в темные цвета для сбора энергии солнечного излучения;

– окрашивание домов на юге в светлые тона.

^ Пример использования в природе:

конвекции

– ветры-бризы;

– атмосферные ветры (пассаты);

Излучения

– нагревание поверхности Земли солнечным излучением, неравномерное в зависимости от её цвета: снежный покров, посыпанный золой снег, зеленая растительность, песок, чернозем.

^ Пример использования и в сельском хозяйстве:

конвекции

– резервуары-охладители молока на фермах, основанные на явлении конвекции;

– вентилирование воздуха на молочно-товарных фермах (принудительная конвекция);

– устройство парников и теплиц (конвективные потоки внутри парника под пленкой или стеклом);

излучения

– роль излучения и других видов теплопередачи в жизни растений и животных: наличие или отсутствие шерсти, участков тела, способных изменять окраску для регулирования теплообмена, и т. д.;

– обмазывание известковым молоком или белой глиной стволов деревьев для уберегания их от солнечных ожогов;

– ускорение процесса таяния снега на полях путем разбрасывания перегноя, навоза, золы;

– водяное охлаждение двигателей автомобилей, тракторов (радиатор);

^ Пример использования в быту:

конвекции

– устройство термоса;

– тяга в печке;

– устройство парников (конвективные потоки внутри парника под пленкой или стеклом);

– водяное отопление и охлаждение (принудительная конвекция);

– приготовление супа в миске на газу (электрической плитке, костре);

излучения

– устройство термоса;

– блестящая металлическая посуда для приготовления пиши (долго не остывает);

– устройство парников: стекла и полиэтиленовая пленка пропускают извне излучение Солнца и задерживают тепловое излучение поверхности Земли;

– одежда различного цвета в жаркую и прохладную погоду;

– светлые стенки холодильников

Внимательно изучите текст о примерах использования конвекции и излучения в различных областях деятельности человека, запишите в тетрадь примеры с указанием явления – конвекция или излучение используются или проявляются в данном примере (1 б)

Ответьте на вопросы (2 б: по 1 б за каждую из двух ситуаций)

^ ИТ

1. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску?

(Ответ: лучше прогреваются черноземные почвы, так как поверхности с темной окраской лучше поглощают солнечное излучение.)

2. ^ В какой кастрюле жидкое содержимое охладится быстрее (см. рис.)?

(

Ответ: во второй, так как потоки холодного вещества, охлажденные льдом, расположенным на крышке кастрюли, будут опускаться вниз, а теплые снизу кастрюли будут всплывать (конвекция) и содержимое кастрюли охладится быстрее по сравнению со случаем, когда на лед ставят кастрюлю. Так происходит потому, что во втором случае охлажденные льдом слои содержимого будут покоиться внизу, так как они тяжелее теплых слоев, расположенных выше. Содержимое кастрюли, конечно остынет за счет теплопроводимости и излучения от стенок и вверху кастрюли, но на это потребуется более длительное время.)

ДТ

1. Черноземные или подзолистые почвы (они имеют более светлую окраску по сравнению с черноземными) будут лучше прогреваться солнечным излучением?

2. В кастрюле сварили суп. Для более быстрого охлаждения содержимого кастрюли мама и сын предлагают два различных способа. Мама говорит, что кусочки льда нужно положит в широкое блюдо, а сверху поместить кастрюлю. Сын говорит, что хорошо знает физику, и кусочки льда нужно положить на крышку кастрюли. Кто из них прав?

(Ответ: прав сын.)


Ответьте на вопросы (2 б: по 1 б за каждую из двух ситуаций)

1. Отгадайте загадку, выполните задание по ней.



ИЭ ДЭ

1. Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю (1 б)? Расскажите о данном устройстве в соответствии с планом-характеристикой физического устройства (2 б):

План ответа об устройстве

1. Название и назначение прибора (устройства).

2. Особенности конструкции, принцип действия.

3. Правила пользования устройством.

4. Конкретные примеры использования.

(Ответ: Термос. Пробка – запрещает конвекцию; вакуум между двойными стенками сосуда – уменьшает теплопроводность; зеркальность стенок – ослабляет излучение! Термос уменьшает практически все известные виды теплообмена, тем самым позволяя сохранять продукты горячими или, наоборот, холодными.)

1. Отгадайте загадку, выполните задание по ней



Соберите модель термоса (3 б)

И

Д ДД


Изготовление модели термоса

Для сборки модели вам потребуется оборудование: пробирка с тубулусом, пробирка диаметром 14 мм с каучуковой пробкой, трубочка из станиолевой фольги, надетая на пробирку малого диаметра, насос ручной, зажим.

Соберите модель термоса (вернее, модель колбы термоса по рисунку.)

На пробирку меньшего диаметра наденьте станиолевую трубочку (таким образом вы смоделировали серебрение стенок), затем с помощью разрежающего насоса выкачайте воздух из пространства между пробирками. С помощью крана или зажима перекройте шланг насоса. Модель готова!

С ней можно провести контрольный эксперимент, взяв пробирку, одинаковую внутренней, налив в обе пробирки горячей воды (равной массы и температуры), и измерив термометрами температуру через одинаковое время в той и другой пробирках.

На рис. 1 – внутренняя пробирка, 2 – внешняя



Соберите модель термоса (3 б)










Похожие:

О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconТепловые явления, тепловые двигатели, охрана окружающей среды

О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconУроки физики по интегральной технологии Исполнитель: Игнатьева Людмила Геннадьевна
Методические рекомендации по проведению уроков физики по теме «Тепловые явления» 8 класс
О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconМетодическая разработка урока собеседования по физике в 8 классе по теме: «Тепловые явления»
Скорректировать знания учащихся при обнаружении неточностей или пробелов в их усвоении. Привести знания в систему
О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconПрограмма по теме «Тепловые явления», 8 -й класс. Умк : Гутник Е. М., Пёрышкин А. В. «Физика 7-9»
Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., г. Киреевск, Тульская обл
О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconПрограмма предпрофильного курса по выбору для учащихся 9-х классов по теме: «Тепловые явления»
Основная функция данного курса по физике – выявление средствами предмета направленности личности, её интересов, предварительного...
О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconАвтор: Кострулева Надежда Сергеевна
Игра проводится в третьем триместре (в четвёртой четверти) с целью повторить наиболее важные моменты программы физики в 8 классе....
О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconВ. е харитонова, моу гимназия №80, г. Челябинск Тепловые процессы Повторительно-обобщающий урок
Цель урока: формировать умение обобщать и систематизировать изученный материал по теме «Тепловые процессы», умение использовать при...
О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconГимназия №127, г. Снежинск, Челябинская обл физический бой Цель физического боя Углубить и расширить знания по теме «Тепловые явления»
В противном случае побеждает команда, которая по окончании боя набирает больше баллов. Если же по условиям боя он не может закончиться...
О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconДокументи
1. /Киров/Введение.doc
2. /Киров/Глава I.doc
О. В. Коршунова, Вятггу, г. Киров Модули по теме «Тепловые явления» Табл. 2 iconТест на тему «Тепловые явления»
В один стакан налили холодную воду, а в другой – горячую в том же количестве. При этом …
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы