В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п icon

В научной литературе "Культурного нигилизма". Сам термин "нигилизм" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п



НазваниеВ научной литературе "Культурного нигилизма". Сам термин "нигилизм" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п
Дата конвертации22.11.2012
Размер80.8 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

"Культурный нигилизм" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени


В ХХ столетии в лоне буржуазной культуры явственно проявилась кризисная тенденция, получившая название в научной литературе "Культурного нигилизма". Сам термин "нигилизм" (от лат. – nihil - ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п.

В западной культуре, в особенности философии, “нигилизм” понимался прежде всего в социально-культурном значении. Так, Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение "эстетического" мироощущения. У Шпенглера нигилизм обозначал черту современной европейской культуры, переживающей период "заката" и "старческих" форм сознания, который и в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего развития. Хайдеггер считал нигилизм магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу. Камю нигилизм рассматривал как проявление абсурдности существования.

Пожалуй, тема нигилизма с особой силой прозвучала в различных сочинениях Ф. Ницше. Именно он поставил под сомнение основополагающие гуманистические ценности европейской культуры Нового времени. Он утверждал, что все это – смердящая ложь. Прежним культурным ценностям Ницше противопоставил "активный нигилизм", идеи "сверхчеловека", "волю к власти", мораль, гласящую: "падающего толкни".

Человеку, не читавшему философских сочинений Ницше, весьма трудно понять смысл его "культурного нигилизма". В этом весьма существенно помогают многочисленные афоризмы, разбросанные там и сям по страницам его книг. Вот некоторые их них:


"сверхчеловек – смысл земли";

"мораль – самая опасная из всех опасностей";

"наша старая мораль – просто комедия";

"делайте что хотите, но умейте хотеть";

"мудрость – женщина, она любит только воина";

"не умеющие повелевать, должны повиноваться";

"восстание – это доблесть рабов. Вашей доблестью путь будет послушание";

"счастье мужчины – "Я хочу". Счастье женщины – "Он хочет";

"все создающие жестоки и беспощадны";

"любите мир как средство к новым войнам";

"если идешь к женщине – не забудь захватить плетку";

"война и мужество совершали больше великих дел, чем любовь к ближнему";

"только там, где есть жизнь, есть и воля, стремление не к жизни, а к власти";

"людям не достает кулаков, пальцы не умеют складываться в кулак";

"что падает, то надо еще и подтолкнуть"…;

"более высокая культура сможет возникнуть лишь там, где существуют две различные общественные касты: каста работающих и каста праздных, способных к истинному досугу; или, выражаясь сильнее: каста принудительного труда и каста свободного труда";

"такое высокоразвитое и потому неизбежно вялое человечество, как современное европейское человечество, нуждается не только вообще в войне, но даже в величайшей и ужаснейшей войне – т.е. во временном возврате к варварству, - чтобы не потерять из-за средств к культуре самой своей культуры и жизни".

В соответствии с трактовкой Ницше "философии жизни" главным проявлением воли к жизни является "воля к власти", и все, что мешает ее свободному развитию, ведет к деградации, но прежде всего христианская мораль сострадания, искупления, любви к ближнему. А потому ницшеанство нигилистически относилось к существующей морали, оно стремилось взорвать ее в интересах некоего "будущего", - "тысячелетнего царства Заратустры", которое мыслилось как строго иерархическое общество с четким делением на новую аристократию и рабов.

В книге "По ту сторону добра и зла" Ницше утверждает, что "независимость – это удел очень немногих, это преимущественное право сильных…". Он убежден, что "в наш слишком народный, или лучше сказать, простонародный век "воспитание" и "образование" по самой сущности своей должны быть искусством обманывать – обманывать относительно ее происхождения чернь, унаследовавшую от предков свои телесные и душевные свойства". В этой связи стало возможным рассматривать культуру со знаком "минус", как опыт ложный, подавляющий и закрепляющий человека. Да и "преодоление морали, в известном смысле даже самопреодоление морали – пусть это будет названием той долгой тайной работы, которая представлена самой тонкой, самой честной и вместе с тем злобной современной совести как живому пробному камню души".

Эти идеи "культурного нигилизма" нашли своеобразное отражение в концепциях Зигмунда Фрейда (1856-1936). Идеи фрейдизма глубоко проникли в различные культурологические учения, теории психологии масс, в философию, социологию, эстетику, они широко использовались и используются для объяснения эволюции формы, содержания, тем, образов и словаря современного как элитарного, так и массового искусства. Утверждение решающего значения бессознательных, иррациональных влечений сближает психоанализ Фрейда с философским иррационализмом.

Солидаризуясь с французским психологом Г. Лебоном, Фрейд считал главной особенностью находящегося в массе индивида ориентацию мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие "внушения и заражения". В массе индивид не является самим собой – он становится "безвольным автоматом, обладающим спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также энтузиазмом и героизмом примитивных существ". Масса, утверждал Фрейд в работе "Психология масс и анализ человеческого "Я", импульсивна, изменчива, возбудима, легко поддается влиянию. Массы никогда не жаждут истины, а требуют иллюзий. Ирреальное для них всегда имеет приоритет над реальным.

Примечательно, что люди, хотя и не могут существовать разобщено, писал Фрейд в другой работе "Будущность одной иллюзии", в то же время ощущают как тяжелое бремя те жертвы, которые требует от них приобщение к культуре, которая только и делает возможной их совместную жизнь.

Усматривая зло преимущественно в самом человеке, разделяя в нем "природное" (естественное) и "культурное" (привнесенное). Фрейд сделал вывод, что культура есть нечто, навязанное сопротивлявшемуся большинству меньшинством, которое сумело присвоить себе средства принуждения к власти. Культура создается принуждением и подавлением "первичных порывов"; при отсутствии принуждения большинство человеческих индивидов вряд ли будет осуществлять свою деятельность. Итак, "всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений" (З.Фрейд).

Важно подчеркнуть, что фрейдистский анализ культуры не является разрушительным, т.е. нигилистическим в том смысле, в каком это формулировал Ф. Ницше. Это – совершенно иная концепция, иной тип подхода, иная оценка традиционных ценностей культуры. Однако и он смотрит на культуру как мыслитель, скептически оценивающий природу человека и культурные способы ее возвышения, взращивания.

"Культурный нигилизм" вновь активизировался в 50-60-е годы ХХ столетия, прежде всего в молодежных движениях. В частности, Герберт Маркузе (1892-1979) – немецко-американский философ и социолог (формировался под влиянием идей Хайдеггера, но особенно Гегеля и Фрейда), который разрабатывал тему "одномерного человека". В своей книге "Одномерный человек. Очерки идеологии высокоразвитого общества" он прямо заявлял, что "одномерный человек" – это загубленный телевидением, рекламой, комиксами и живущий в грезах индивид. Он лишен способности самостоятельно оценивать свое бытие, оценивать, "кто я", "зачем я", что есть "вера", "цель" для меня (еще один пример мифологизации сознания!). Если высокая культура прошлого содержала истинные духовные ценности, то в постиндустриальном (буржуазном) обществе массовая, телевизионная культура насаждает стандартное сознание.

Из сказанного становится очевидным, что философия "культурного нигилизма" ХХ века на самом деле имеет разные повороты, акценты. От тотального отказа, содержащегося у Ницше, к созданию глубинной противоположности культуры и человека у Фрейда, к поискам доступных форм гашения агрессивности "одномерного человека" у Маркузе. Но все это подходы, задавшие основные направления "культурного нигилизма", есть выражение кризиса буржуазной культуры конца XIX-XX столетий.

В 60-е-начале 70-х годов на Западе возникает мощное движение "контркультуры", опиравшееся на взгляды Ж.-Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейда. Особенной популярностью пользовалась концепция Г.Маркузе, изложенная им в книге "Эрос и цивилизация". Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и буржуазной культуры. Американский социолог Д.Янкелович в работе "Новая мораль: профиль американской юности 70-х" писал: "Именно в настоящее время наши исследования общества показывают, что "гигантские пласты" американской культуры неумолимо сдвигаются под нашими ногами. Эти сдвиги создают крупные смещения в нашей жизни. Те, кто находится ближе всего к ошибкам общества, первыми попадают в новые затруднения. Но даже те, кто отстоит от них достаточно далеко, чувствует дрожь".

Контркультура выступила от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее "царство свободы".

Контркультура провозглашала новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений "новая чувственность", "свобода самовыражения", игра, воображение и фантазии", "невербальные" способы общения. Особая роль отводилась "сексуальной революции", которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Одним из феноменов контркультуры стали "хиппи", которые весьма своеобразно выражали протест против существующего общества и культуры: нарочито небрежная одежда и длинные волосы у молодежи, эпатирующее поведение хиппи и битников, бурные уличные демонстрации и бои в студенческих городках. Хиппи в качестве примеров для подражания избрали Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского. Они уходили из городов, жили коммунами, демонстрируя таким образом бегство от жизни буржуазного общества и его культуры.

Из сказанного следует вывод, что "контрарный" характер контркультуры имеет двойной смысл: она "отворачивается от традиционныхисточников европейской культуры и прямо отвергает дегуманизирующие ценности технократии" – писал в 1971 г. священник из университета Северной Каролины США Р.Джонсон в своей книге "Контркультура и видение бога". По его наблюдениям, контркультура современного буржуазного общества – ее особенности, статус и социальные функции – напоминает раннее христианство. На это сходство обратил внимание и другой американский исследователь Т.Розак в работе "Как делается контркультура". "Безнадежно отчужденные этосом (от греч. – обычай, нрав, характер. Термин древнегреч. философии, совокупность стабильных черт индивидуального характера. Свойственные античности представления о неизменности человеческого характера … В.С.) и социальным положением от официальной культуры, раннехристианское сообщество неуклюже слепило из иудаизма и мистических культов культуру меньшинства, которая не могла не показаться абсурдом для греко-римской ортодоксии. Но абсурдность (которая вовсе не воспринималась как неблаговидность) стала знаменем общины".

Однако сходство было не просто внешним – контркультуре действительно присущ религиозный элемент. Это движение представлялось многим молодым людям суррогатной формой религии, верой, которая помогала преодолевать социальное, духовное отчаяние. Контркультура имеет очень широкую духовную базу и обладает новыми средствами восприятия мира. Ее последователи научились уважать "святое безумие", "второе зрение", "интенсивное персональное видение", в котором возможны чудеса и откровения, посредством чего сокрушаются старые авторитеты.

Контркультура вбирает в себя и использует творения разных стилей. Так, битлы вобрали в свои песни и христианские, и индуистские элементы, которые соотносятся с иллюзорным характером объективного мира, игрой фантазии и т.д. Певцы в народном стиле использовали в песнях Иисуса как метафору, образец, противостоящий смерти. Так, рожденная в те годы рок-опера "Иисус Христос -суперзвезда""дает представление о месте, которое контркультура отвела Христу. Иначе говоря, Иисус не оказался за бортом движения к "новой культуре". Он был востребован – в музыке, иконах, вере контркультуры. Но это не традиционный Иисус, а скорее Христос Толстого и Достоевского. Пожалуй, здесь надо подчеркнуть важную особенность данного процесса: происходит размывание, падение авторитета традиционной религиозности и рост новой, для Запада нетрадиционной: "дзэнбуддизма", "сознания Кришны", "медитации", "нации Ислама" и других восточных культов.

В начале 70-х годов движение контркультуры переживает кризис и постепенно сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. Однако кризисные явления буржуазного общества не исчезают, а наоборот, углубляются, приобретая поистине глобальный характер.




Похожие:

В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconКлассный час Тема: «Милосердие. Нужно ли оно в наше время?»
Цель: Формирование у обучающихся способности сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к обществу, государству, миру...
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconУрок №1 Тема: «Буддизм Махаяны»
Обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей,...
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconСлово «нигилизм» в литературной критике в россии слово «нигилизм»
Пушкина и его литературной группы. Сам Надеждин употреблял слово «нигилизм» в смысле «ничтожество». Такое же содержание вкладывал...
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconТермин «маркетинг» от английского слова marketing торговля, продажа, сбыт, который в свою очередь является производным от market и означает рынок, базар, а в более широком современном значении рыночная деятельность
Термин «маркетинг» от английского слова marketing торговля, продажа, сбыт, который в свою очередь является производным от market...
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconТест: Общество-форма и способ взаимодействия людей 9 класс часть а а-1 Общество, в самом широком смысле слова, означает
А-3 ниже переведен перечень общеcтвоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее общее, наиболее широкое по смыслу
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconЗдоровый образ жизни
Развитие физической культуры и спор­та — одно из важнейших слагаемых сильной социальной полити­ки, которая может обеспечить реальное...
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconВопрос Понятие, признаки и функции государства. Термин «государство»
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая...
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconТема 16. Методология и организация социологических исследований
Это собирательный термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее...
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п iconЭссе об Алистере Кроули
Разбирать слова способны и того меньше. А о глубинной подоплеке рок культуры в более широком смысле, о странных мистических теориях,...
В научной литературе \"Культурного нигилизма\". Сам термин \"нигилизм\" (от лат nihil ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т п icon1 Педагогика наука о воспитании (от греч. «детовождение»). Она включает: Воспитание
Воспитание – 1) (в широком смысле) передача опыта общечеловеческой культуры след поколению 2) (в узком смысле) целенаправленный процесс...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы