Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» icon

Реферат по дисциплине "Социальная Философия" на тему: «Наука и техника»



НазваниеРеферат по дисциплине "Социальная Философия" на тему: «Наука и техника»
страница1/2
Дата конвертации22.11.2012
Размер0.5 Mb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)





Реферат по дисциплине “Социальная Философия”

на тему:

«Наука и техника»


Выполнил:

Студент группы С-85

Бармаков Геннадий


2012 г.


^ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ


Философия науки


1. Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

2. Характерные черты и многообразие научного знания.

3. Средства и методы эмпирического и теоретического познания.

4. Формы организации науки. Наука в системе культуры.

5. Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки. Критика европоцентизма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

6. Позитивизм.

7. Неопозивизм.

8. Концепции развития научного знания К.Поппера и И.Лакатоса.

9. Концепция смены научных парадигм Т.Куна.

10.Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки П.Фейерабендом.

11 .Тематический анализ науки Дж.Холтона.

12. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки.

13. Компьютеризация и информационные технологии как фактор развития современной науки.

14.Язык науки. Понятия и виды описания. Принцип дополнительности описаний.

15. Предсказание (ретросказание) и прогнозирование. Особенности: прогнозирования социальных явлений.

16. Проблема математизации науки.

17.Проблема редукционизма в науке.

18.Эволюционизм в современной науке.

19.Проблема аксиологической суверенности науки. Значимость критической традиции внутри научного сообщества как основания научной объективности.

20. Многообразие ценностных ориентации науки как социального института. Сциентизм и антисциентизм.

21. Классическая и неклассическая наука. Особенности стиля мышления в науке XX века.


Философия техники


1. Искусственное и естественное. Понятие техники. Техническая реальность.


2. Предмет и специфика технических наук. Их место в системе наук.

3.Технический прогресс и технические революции. Критерии технического прогресса. Основные этапы развития техники.

4. Социальные и антропологические последствия технического прогресса.

5. Техника и глобальные проблемы современности. Концепции Римского клуба.

6. Взаимодействие науки и техники на различных этапах исторического процесса. Современная НТР, ее основные направления.

7. Научные и технические предпосылки перехода к информационному, обществу. Основные характеристики информационного общества.

8. Техника и духовная культура. Культ техники, технократизм, их связь со сциентизмом. Технофобия, ее связь с антисциентизмом.


^ НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ.


  1. Наука и вненаучное знание. Специфика научных знаний

  2. Многообразие научного знания: а)классификация наук б)уровень и формы научного знания.

1. Первую классификацию знаний дал Парменид: 1) мнение – это знание полученное из чувств, оно иллюзорно. 2) истина – знание о сущности, которая дает разум. Классификация Платона: 1) истина – это знание о мире идей через анамнезис. 2) мнение – это знание о мире вещей, оно иллюзорно. 3) незаконное умозаключение – математическое знание и геометрия. Классификация Аристотеля: 1)чувственные впечатления (то же само что и мнение) 2) опыт – знание о единичном. 3) искусство – знание об общих причинах (врач, ремесленник). 4) мудрость – высшее знание ради знания.

В современной Ф. стала проблема о демаркации науки и не науки в следствии усиления науки в жизни общества. Наука несет как положительные так и отрицательные черты. Точки зрения на роль науки: 1) СЦИЕНТИЗМ – наука может все, поэтому другие элементы она может вытеснить. 2) АНТИСЦИЕНТИЗМ – наука несет только зло, это злой джин выпущенный из бутылки, которого человек не в силах удержать.

Вопросом о роли науки в обществе заняты ряд философских направлений:

Неопозитивизм (Шлик): науку можно отличить от других форм не научного знания с помощью принципа ВЕРИФИКАЦИИ – все что проверяемо на опыте, то есть наука. Следовательно, Ф. и религиозные положения бессмысленны и не научны. К.Поппер – принцип ФАЛЬСИФИКАЦИИ – если теорию нельзя опровергнуть, то она не является научной => научно только то что можно опровергнуть опытом. Феерабен – принцип все дозволено – никакого принципиального различия между видами знания не существует, следовательно наука ни чем не ценнее другого знания (антисциентизм), поэтому любые взгляды должны сохраняться в культуре как равноценные. Существует ряд околонаучных видов знания, н.п. Холтен выделил: 1.псевдонаука – альтернативная наука служащая для определенных политических целей. 2. патологическая наука – знание людей убежденных, что они творят науку, но на самом деле, это лишь фантазия (н.п. Лысенко). 3.сциентизм – чрезмерный энтузиазм в навязывании науки в ненаучных областях. 4.антинаука – заявка на четкое понимание в рамках которой декларируются возможности науки, очень отличающиеся от настоящей науки.

Лишкевич об околонаучном знании: 1. Ненаучные знания – разрозненные и неоформленные, они могут быть антинаучными. 2. Донаучные знания – база собственно научного знания. 3. Паранаучные знания – несовместимые со стандартами науки. 4. Лженаучные знания – сознательно искаженные. 5.Квазинаучное знание – принятое с помощью насилия. 6. и др.

^ НЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ:

  1. Мифологическое – начальная форма мышления, когда мысль еще не может выразить себя в адекватном виде, поэтому начинает фантазировать. Аристотель: кто сочиняет мифы – тот немножко ф-ф, так как в них он пытается найти причины. Мифологичное знание отличает наглядность образов, антропоморфизм (анимализм), человек не выделяет себя из среды, вымысел и действительность не разделены. Миф определенным образом обобщает знания, но это связано с эмоционально чувственным переживанием. Случайное и необходимое тождественны – все есть фатум, рок. Миф – это способ соединения человека с миром.

  2. Степин выделяет преднаучное знание. Это знания выработанные непосредственно из обыденной практики. Человек фиксирует из в форме идеальных объектов с которыми мышление обращается как с реально существующими. Например в Др. Египте счет был не абстрактный, а конкретный, т.е считали быками, овцами, а не цифрами.

Научное знание начинается с того, что реальные объекты отрываются от практики и появляется возможность строить их с верху из уже сформировавшихся вещей. Первый шаг сделали пифагорейцы когда занялись изучением чисел как таковых. В знания входит категория возможного и необходимого. То есть знание может выходиь за рамки практических знаний, например космологические модели. Знания преднауки – это рецепты, а знания науки – это знание само по себе. Знания ориентированы на поиск новых знаний и новой практики.

Специфика научного знания:

  1. Обоснованное, доказательное и проверяемое

  2. Систематичность в форме законов, гипотез, теорий, классификаций. Но не всякая систематизация является научной, например телефонный справочник. Иногда классификация ведет к открытию новых законов н.п. у Менделеева.

  3. Универсальность – знание не об одном явлении, а обо всем классе явлений.

  4. Общезначимость – устранение личной точки зрения в отличии от искусства. Наука может вырабатывать свой язык – язык точных и объективных знаний.

  5. Объективность – знания, максимально исключающие субъективный момент. Бэкон 17в призывал избавиться науку от идолов (заблуждений).

  6. Критичность. С 17в Декарт – нужно все подвергать сомнению, все доказывать.

  7. Фрагментарность. Наука в отличии от Ф и Рел. делит мир. Эйнштейн: современная физика – это хор глухонемых» (физик стало так много, что физики перестали друг друга понимать).

  8. Незавершенность.

  9. Внеморальность. Этот критерий с 17в., а до этого Сократ считал нравственного человека – познающим человеком.

  10. Самоценность.

  11. Рационализм.

2/многообразие научного знания: а)классификация наук б)уровень и формы научного знания.

Наука делится на специальные области знания. Теоретическое и практическое знание в античности уже б. разделено (от социальной структуры античного общества). Высшее знание – теоретическое.

Первое деление наук – по объекту познания: 1) гуманитарные – об обществе 2) естествознание – о природе. Позднее выделились науки, изучающие человека – АНТРОПОЛОГИЯ. Еще позднее – технические.

По глубине проникновения в явление: 1) фундаментальные – глубокие закономерности природы (12 – 13 процентов финансовых средств) 2) прикладные – более частные закономерности ( до 30 процентов) 3)научно – практические разработки (около 60 процентов).

Функции науки: 1)гносеологические: описание, объяснение, предсказание. 2)социальные: ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция – усиление возможностей человеческой деятельности.

Уровни науки:

1)эмпирический – объектом является реальная вещь. Это познание связано с чувственным восприятием объекта ( а не идеализирований формы). Результат – получение различных фактов и статистики, которые подлежат первичной обработке. Это приводит к установлению ЭМПИРИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ – фиксирует связи, но не объясняет их (Менделеев, квантовый закон). Происходит отбор необходимой информации и ее систематизация в виде диаграмм, таблиц, эмпирических законов, Позволяет выявить динамику объекта. Нацелено в основном на описание. Методологические принципы эмпирического знания: 1)объективность – наиболее полно осветить объект и связи, получить знание не основе обширной базы 2)проверяемость – везде и всеми. 3)теоретическое обоснование. Роль и значение эмпирического познания осознали в ХV11 в. – возник философский эмпиризм Ф.Бэкон – любое знание д. н-ся с опыта (ЭМПИРИИ) – цветоносный (главный) и плодоносный. ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАТОР – Г.ГАЛИЛЕЙ. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Основные формы эмпирического знания: научный факт, эмпирический закон, эмпирические гипотезы (о существовании каких-то фактов, например, что на обратной стороне Луны)

2)теоретический – объект задается как целое в процессе движения и формирования.

Определяются причинно – следственные связи, выделяются главные. Задача теоретического уровня – раскрытие и обоснование наиболее глубоких и существенных сторон. Именно на теоретическом уровне наука занимается объяснением и предсказанием. Знание – в форме теории – строго логической системы знаний. Требования к теоретическому знанию: логическая непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описания и объяснения известных явлений и предсказаний новых. Теоретическое знание ф-ет т. в абстрактно – понятийной форме, допускается наглядность. Рационализм – преувеличение теоретического знания – Декарт, Спиноза. Третий вариант – интуиция – ни теория, ни практика. Формы теоретического знания: 1)закон – форма знания, которая устанавливает внутренние связи, обеспечивает ф-е и развитие объекта. Эмпирический закон – прямое обобщение эмпирического материала с помощью, например, индукции, Теоретические законы – ядро научной теории, изучают сущность. 2)Гипотеза – метод и форма. Как форма – всегда еще вероятностное знание, которое н. доказать. Гипотезы м.б. эмпирическими (Менделеев) и теоретическими, которые н. доказать. Чем дальше за границы чувственного мира – тем больше гипотез. Научные теории: 1)феноменологические – описательные (кванты) и объяснительные (Дарвин). 2)качественные и количественные. 3)теория д. отражать предмет, б. адекватной полной и проверяемой. 4)интерпретация – объяснение смысла теории. В современной науке требование экспериментальной проверки дополняется специальными критериями: простота, красота. Теоретический и эмпирический уровни взаимосвязаны (это – один из источников развития науки): 1)эмпирический факт наполнен теоретическим содержанием. Неопозитивизм исходил из того, что теоретическое знание отличается от эмпирического т. языком. Поэтому м. знание с языка теории перевести на язык эмпирии и подвергнуть его опытной проверке. На самом деле, эмпирический язык наполнен теоретическим содержанием – экспериментатор увидим то, что увидел теоретик – не колебание стрелки, а силу тока. 2)теоретическое знание обязательно д. базироваться на всех эмпирических фактах.

3)в современной Ф. – уровень научной картины мира (ввели физики) – результат синтеза Ф. и частнонаучного знания, целостный образ мира, выработанный на основе Ф-го обобщения и синтеза частнонаучного знания. В основу положена одна из естественнонаучных теорий. Этот уровень возник как ответ на процесс дифференциации науки. Есть физическая КМ, биологическая, химическая, техническая. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КМ – целостный образ всей природы, ОБЩЕНАУЧНАЯ КМ - целостный образ всей природы + общество = образ мира как целого: 1)задает образ элементарного объекта – из чего все состоит. 2)выделение основных типов взаимодействий, определяющих единство мира. 3)определенный тип детерминации – Лаплас – жесткий, сейчас – вероятностный. 4)образ пространства и времени. 5)развитие эмпирических и теоретических работ. В периоды научных революций происходит выработка новой НКМ – Эйнштейн: «История – это не драма людей, а драма идей».

Стадии научного познания: 1)развитие эмпирических исследований и накопление эмпирических фактов. 2)формирование НКМ. 3)построение научных теорий на НКМ.

Ф-и НКМ: 1)вырабатывается образ самой науки. 2)определяется горизонт научного познания.

^ НАУКА КАК ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Специфика научной деятельности.

Формой существования человека является ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – социальнообусловленная активность людей, направленная на освоение действительности. Деятельность характеризуется:1)субъектом – человек, обладающий определенными знаниями и навыками («действующая причина» Аристотеля). 2)средства деятельности. 3)цель. 4)результат. Научная деятельность характеризуется наличием: 1) определенных качеств субъекта. 2)наличием и использованием специальных материально – технических средств. 3)языковых средств и специализированных методов. 4)определение познавательных процедур. Совокупность средств и методов в их функционировании образуют ТЕХНОЛОГИЮ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. 5)Цель научной деятельности – получение нового знания (бытовая деятельность – другие результаты). 6)научное знание влияет на саму научную деятельность, ее технологию. Однажды полученное знание – это рубеж, определяющий дальнейшую научную деятельность (Эйнштейн: «Каждая научная проблема…формирует новые проблемы»). Само знание выступает некоторой «призмой», через которую ученый рассматривает и оценивает деятельность и результат. Научная деятельность постоянно преобразуется под влиянием своего собственного продукта – знания. Внутренний источник развития научной деятельности – противоречие между эмпирией и теорией, конкуренция различных т.з.

Субъект научной деятельности (СНД)

Ранее под «СНД» понимался индивид (Декарт, Кант). В современной Ф. выделяются различные уровни субъектов:

^ 1 уровень – индивидуальный ученый – индивид, обладающий определенными профессиональными качествами, специально образованный, носитель комплекса свойств и потенций, включающих его в науку. Пуанкаре выделяет два вида ученых: 1)аналитики, логики. 2)интуитивисты, геометры. Освальд: 1)классики, работающие медленно, закрыто, но глубоко. 2)романтики – быстро, активно, популярно, но более поверхностно. Другие авторы: 1)рядовые труженики - около 50% ученых, восновном подготовительная работа. 2)классификаторы – систематизация знаний. 3)диагносты, критики – не творцы. 4)Прометеи – творцы – ок. 3%. Образ ученого в современной социологии науки: 1)он д. доказать свою респектабельность как ученого, и в то же время, ученый – это матрица для подражания (как носитель ценностей), он не д.б. конформистом. 2)социальные качества: бескорыстие, скромность, великодушие, честность и др. 3)профессиональные качества: упорство, гибкость ума и т.д. 4)психологические качества: гениальность, овладание интуицией.

^ 2 уровень – научные коллективы. Формы развивались исторически: при дворах восточных монархов (универсалы), в Древней Греции, в средневековье – университеты ХII – ХIII вв., Оксфорд. Первая ступень – философский или артистический факультет, вторая – богословский, право и медицинский (специализация). Академии наук – для работы ученых 1603 Рим – академия рыси («разумное и быстрейшее», въедливое и зоркое). Парижская АН – монах Мерсен был связующим звеном в переписке. Лондонская академия «Общество для развития знания», девиз: «Ничего из слов» (эмпиризм). 1665 – первый журнал в Англии «Философские труды», Франция – «Журнал ученых». Задачи журнала: составлять перечень книг, новых экспериментов, хвалебные некрологи, освещать основные решения церковных кругов. Сейчас научные коллективы разнообразны.

^ 3 уровень – «научные сообщества» (ввел Полани) – совокупность всех ученых мира, не организованно, этот коллектив принимает существующую парадигму и отвергает все остальные. Характеристика научного сообщества: 1)связь основана на понятии общности целей. 2)отсутствуют механизмы власти, нет фиксации членства. 3)есть ориентиры, нет жесткого кодекса правил. Главная задача научного сообщества – увеличивать масштаб знания, интенсификация. Ученых одиночек нет.

Методы и средства научной деятельности.

МЕТОД – определенная система познавательной деятельности, с помощью которой идет процесс формирования и анализа знаний, это система нормативных положений, а не однозначных предписаний. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение. Теоретические методы: формализация, логический и исторический, идеализация. Общенаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция.

Эмпирическое исследование ставит целью отражение объективных свойств явлений. Осуществляется практическая материальная связь объекта с субъектом. Стадии эмпирического исследования: 1)план. 2)проведение опыта – чувственное отражение объекта, осознание и понятийное выражения данных опыта – ОПИСАНИЕ. 3)предварительная проверка истинности результата. Особенность эмпирического исследования – разработка и использование приборной техники: 1)измерение – определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик изучаемого объекта: выбор эталона, единиц измерения, приборов. Измерение м.б. прямым и опосредованным (температура звезд), точность измерения – максимальное исключение влияния субъекта. 2)наблюдение – определенная система фиксации и регистрации свойств объектов и связей в естественный условиях, прямое и косвенное: четкая цель, правильный метод, выбор средств фиксации. Уровень организации наблюдения зависит от степени теоретической обоснованности и выбора приборов. Ограниченность наблюдения – субъект м. выявить лишь внешние свойства, а не суть, но есть то, что м.т. наблюдать – космические объекты. ЭКСПЕРЕМЕНТ - ХVII в. (первый - Леонардо, но прочитали т. после наполеоновских войн, п.э. ПЕРВЫМ, КТО ПРЕДЛОЖИЛ МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА, СЧИТАЕТСЯ ГАЛИЛЕЙ) это определенная система познавательных операций для исследования объекта, находящегося в специально созданных для этого условиях, способствующих обнаружению и сравнению объективных свойств и проверки на истинность знаний (наблюдение, измерение и фиксация). Отличительное свойство эксперимента – субъект активно воздействует на объект с целью выявления его свойств, особо созданная приборная обстановка для постоянства характеристик. Виды экспериментов: поисковый, проверочный, лабораторный, производственный; химический, биологический, психологический и др. Плюсы эксперимента: 1)м. проводиться многократно (повышается объективность). 2)м. проводиться в экстремальных условиях, в которые объект в естественных условиях м. и не попадать, и обнаружить новые свойства (сверхнизкие температуры – сверхпроводимость). 3)возможность вычленения т. интересующего свойства. 4)субъект м. вмешиваться в ход явления, заставляя обнаружить нужное.

Метод индукции (Бэкон «Новый органон») – выявляет причинно-следственные связи: Новая логика – «ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА»,( до этого была «Дедуктивная логика» Аристотеля. Бэкон критиковал логику Аристотеля) Его логика – путь от эмпирического к теоретическому, от фактов эмпирических к теоретическим воплощениям законов. Он разрабатывает логич. таблицы, с помощью которых он изучает свойства тел.

1. Таблица присутствия - инстанции со свойствами теплоты. По его мнению, чтобы причина изучаемого свойства ему сопутствовала и была чувственно обнаружена:

а)Костер б)Солнце в)Внутренности животных

ABCDa ABCEa ABGQa

Где А – движение мельчайших частиц в теле; B – механическое перемещение тел; C – яркость; D – пламя; E – лучи; G – темнота; Q – жизнь; a – сама теплота.

2.Таблица отсутствия – инстанции, где св-ва теплоты отсутствуют.

а)Болотные огни б)Луна в)внутренности растений

ВСД ВСЕ ВGO

=>А есть причина а (молекулярная т-я теплоты)

^ Таблица степеней – А не м. б. причиной а, если: 1)А возрастает, а а уменьш. 2)наоборот. 3)а неизменно, А изм-ся. 4)наоборот.

Он формулирует правило «АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ДИЗЪЮНКЦИИ» - из всех членов все д.б. исключены кроме искомого В логике Миллья этот метод будет называться метод сопутствующих изменений. Правила научной индукции: методы сходства, различия, сопутствующих изменений, остатка.

Метод дедукции (АКСИОМАТИЧЕСКИЙ) – Аристотель, Декарт «Размышления о методе» - формулировка аксиом (геометрия Евклида), из которых выводится новое знание. Уровни: содержательный и формальный. Во 2 п. ХХ в. – абстрагирование от конкретного содержания, формируются строгоопределенные правила. ГИПОТЕТИКО – ДЕДУКТИВНЫЙ метод – из общих положений выводятся единичные следствия, которые сопоставляются с единичными фактами. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ – изучение объекта на основе замены его другим – МОДЕЛЬЮ – материальный объект, который заменяет исследуемый объект в процессе познания и позволяет полученные знания с ним соотнести. Основой моделирования является аналогия. Модели: естественные (животные) и искусственные, материальные и идеальные (модель атома). Процедура моделирования: 1)получение первичной информации об объекте. 2)выбор модели (аналогия, простота, нравственность). 3)изучение самой модели. 4)перенос полученной информации с модели на оригинал по аналогии. Моделирование – на эмпирическом и на теоретическом уровнях. МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ – оперирование идеальными объектами. Галилей – первый мысленный эксперимент (если понизить сопротивление, то м. увеличить преодолеваемое расстояние).

Теоретические методы: идеализация, формализация, историческое и логическое, восхождение от абстрактного к конкретному.

Метод абстрагирования. Исследование чел. начинает с выделения чего-то, которое он противопоставляет всему остальному. Под АБСТРАГИРОВАНИЕМ в прошлом понималось выделение существенных признаков и отличие их от всех прочих. Виды абстрагирования: 1)отождествление – выделение тождественных свойств у объектов (треугольник вообще). 2)изолирующая – выделение одного свойства. Абстрагирование приводит к методу ИДЕАЛИЗАЦИИ – мысленное вынесение определенных свойств и изменений в отдельный объект, который подлежит изучению. К идеализации прибегают если объект очень сложен или н. исключить некоторые свойства и связи, которые мешают высвечиванию сущности процесса, но не д.б. искажений. Идеальные образцы исторически изменяются – Евклид – Эйнштейн. ФОРМАЛИЗАЦИЯ – отображение результата мышления в точных понятиях, в знаковой форме. Формализация противостоит интуитивному мышлению, использование математического языка (см. контент – анализ). Обязательное условие формализации – использование аксиоматического метода – формулирование аксиом и выведение из них новых теорий (неевклидовая геометрия). Плюсы формализации: 1)позволяет получить новую информацию об объекте, не прибегая к интуиции. 2)движение мысли в форме последовательного логического процесса, который м. передать машине. Минусы формализации: 1)всегда неполная система, особенно в социальных науках. 2)при большом количестве эмпирических данных играет т. вспомогательную роль. Компоненты формализованной системы: 1)исходный базис (совокупность знаков). 2)грамматика (правила связи знаков). 3)тело системы (результат). Условия формализации: 1)язык – система точно и однозначно определяемых терминов. 2)перевод этого языка на символы. 3)интерпретация.

Роль приборов в научном познании. Долгое время серьезного Ф-го анализа не б., т.к. считалось, что роль приборов м.б. исключена. Вещь раскрывает свои свойства челу т. ч/з взаимодействие - с помощью органов чувств (Фок – «первые приборы»). Органы чувств возникли как механизм приспособления, сенсорная информация поступает в мозг, не требуя интерпретации. Язык восприятия – это средство, позволяющее челу получать информацию. С развитием познавательной деятельности эти «первичные приборы» оказываются недостаточными, п.э. ввели приборы: 1)стремление преодолеть ограниченность органов чувств. 2)преобразование информации в форму, доступную чувствам. 3)создание таких экспериментальных условий, которые позволяют обнаружить ранее неизвестное. 4)получение точных количественных характеристик предмета. ПРИБОР – это познавательное средство, предоставляющее собой устройство (искусственное или нет), которое чел в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с объектом для получения информации. Условия использования приборов: 1)д.б. предварительное знание об объекте, проборе и их взаимодействии, т.к. данные прибора м.б. расшифрованы т. на основе имеющихся данных о связях, лежащих в основе прибора, взаимодействие дает информацию, которая регистрируется прибором. 2)техническая исправность прибора. Функции прибора: 1)расширение горизонта восприимчивости мира. 2)заменяет естественные условия на искусственные. 3)вызывает новые явления и свойства. Классификация приборов: 1)усилители. 2) измерители. 3)детекторы, индикаторы – изучение таких объектов, информация о которых не м.б. получена с помощью органов чувств (радиация). 4)анализаторы – связаны с использованием эталонов, которые переводят чувственные данные на язык теории (градусник). 5)регистраторы – амперметр. Как правило, из приборов создается экспериментальная установка, не все элементы которой являются приборами. Блоки экспериментальной установки: 1)источник процесса (соли урана у Кюри). 2)фильтр – выделение. 3)рабочая часть – где происходит взаимодействие. 4)анализаторы и регистраторы.


^ НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Социокультурный контур науки.

Наука – элемент социальной структуры общества. КУЛЬТУРА – это совокупность обособившихся от своих творцов продуктов чел деятельности, система того, что чел создает и как в своей сознательной направленной и свободной творческий деятельности, культура – это способ чел деятельности, закрепленной в продуктах и определяющий силы и способности чела через эти продукты присваивать себе богатства, выработанные другими. Сущность объекта дана челу не непосредственно, а через СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ (КОГНИТИВНЫЙ) КОНТУР – знание, социальные ценности, практика. Знание оценивается через смысловую доминанту (установку). Для античности настоящее знание – это бесполезное знание – установка на теоретичность, т.е. объяснить, а не преобразовать мир – требование логичности, стройности знания. Механика – это средство перехитрить природу. С/В – главный вектор – раскрыть сакральный смысл, книжники (теоретики) и алхимики (практики). Новое время – объективность знания и связь его с практикой – «Знание – сила», преобразование мира, раскрытие тайн (эксперимент).

Наука и производство, Ф., религия, нравственность, искусство, политика.

Наука и производство.

Считается, что на науку определяющее влияние оказывает развитие производства, но эта связь не однозначно, практическая деятельность определяла, какие элементы знания приобретает чел. В древнем мире – астрономия (связь с богами), охота – о живой природе, медицина, математика и т.д. В античности – разделение на теорию и практику (социальные условия). С/В – теоретическая мысль б. оторвана от практики, технический прогресс идет в монастырях (чем больше производительность труда, тем больше времени на молитву). В Новое время – пром. революция (введение машин), которая стала подталкивать развитие науки – возникает теория механики, термодинамика. В ХХ в. науку т. толкала практическая потребность – создание ядерного оружия. НТР – теперь производство развивается под действием развития науки.

Наука и Ф.

Изменяется исторически. В античности Ф. б. теоретической формой освоения мира и включала в себя все частнонаучное знание (до 17 в.) – Аристотель. В александрийский период – разделение на ф-ф (Афины) и ученых (Александрия при Птолемеях). В С/В – задача Ф. – истолкование смысла божественного творения, б. разработаны теоретические проблемы логики, составления энциклопедий, в позднее с/в Р.Бэкон – роль опыта. В Новое время задача Ф. – разработка методов научного познания. Декарт: Ф. – это все знание (дерево), метафизика – собственно Ф. (корни), ствол – физика, ветви – этика, медицина, механика. Отделить науку от религии с позиции деизма (Декарт) – раз бог не вмешивается, то чел д. самостоятельно постигать мир. В 19 в. – позитивизм – н. создать научную Ф. – на основе методов анализа и обобщения. В 20 в. – неопозитивизм – научная Ф. д. заниматься анализом языка науки. Экзистенциализм – Ф. и наука не связаны, т.к. наука изучает мир вещей, это всегда частичное знание, сущность мира м. познать т. Ф. Неотомизм – Ф. и наука изучают совершенно разное – нравственный мир и частные вопросы. Марксизм – Ф. – это особый тип мировоззрения, который нельзя свести к совокупности частнонаучного знания. Функции Ф. для науки: 1)мировоззренческая – целостный образ мира. 2)вырабатывает общие методы движения мысли – познаваем ли мир. 3)разрабатывает инструменты познания. 4)систематизация знаний – научная картина мира. Влияние наук на Ф. Маркс – пока Ч. науки не б. развиты – б. цельные взгляд на мир – диалектика в Ф. Когда эмпирические исследования расчленили мир на части – метафизика. Когда наука вышла на теоретическое осмысление – потребовалась диалектика (для связей), противоречие Гегеля между системой и методом. Ф. развивается вместе с наукой – Эйнштейн изучал развитие представлений о времени и пространстве. Для разработки теории необходима определенная Ф-я установка. Н.Бор – ему н.б. осознать, что такое микромир.

Наука и религия.

В древности (период протонауки) знание и религиозное мировоззрение не б. разделены. В античности выделяется теоретическая Ф-я мысль – чел разум д. постичь космос («порядок»), который есть выражение божественности мира (астрономия). В с/в церковная практика (учение н.б. донести до масс – логика, диспуты) потребовала образованных – появились университеты, монастыри оказались центрами науки и образования. В с/в б вынуждены использовать античную систему Птолемея вместо библейской (воды небесные и др.) – сфера – предел совершенства. В ХХ в. Ц. не м. отрицать значимость науки – энциклика папы Пия 12 1950 г. подтвердила способность науки к получению истинного знания, но наука не м. противоречить религии, т.к. чел разум идет к постижению божественной истины. Папская АН в Риме – с помощью науки давать подтверждение бож. истинам. В 1984 Иоанн Павел 2 – наука не м. дать ответ на фундаментальные проблемы чела (религия, как и Ф. - это мировоззрение, в отличие от науки). Др. т.з. Тертуллиан: «Верую, ибо нелепо», т.е. разум и бож. откровения несовместимы.


^ НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ.

1)глобальный уровень – оценка науки обществом. 2)макроуровень – оценка науки внутри науки. 3)микроуровень – образ ученого. ЭТОС НАУКИ – комплекс нормативных предписаний, ценностей, которые определяют отношение к науке.

Наука – благо или зло?

1)Бэкон – знание – сила, наука – т.добро. До ХХ в. наука оценивается как общее благо, после IIWW появился антисциентизм. Т.з. нейтрального характера науки ведет к конформизму ученых – в ядерный век усилилась ответственность ученых за свои разработки.

2)Мертон «Нормативная наука» (1942) – система ценностей, которая определяет деятельность ученого: 1)универсальность – независимость личности ученого на его результаты. 2)коммунизм – ученый д. работать как член научного коллектива. 3)незаинтересованность = бескорыстность. 4)организованный скептицизм – любая научная идея не д. приниматься на веру. Малвей - принципы Мертона часто не работают, нравственные нормы – не юридические законы.

3)Власть организационная и власть авторитете, но д.б. демократия.

^ НАУКА В ЕЕ ИСТОРИИ

И. науки как научной дисциплина складывается лишь в 19 в. (Аристотель). До 19 в. И.науки – это т. особый раздел той или иной науки. Уэвелл «И. индуктивных наук». Бокль в «И. цивилизаций в Англии» включил обзор важнейших физических и геологических воззрений. 1892 г. – первая специализированная кафедра во Франции. Трудности изучения И. науки: 1)сложность эмпирического материала – готовые научные труды не раскрывают всей И. науки + черновики, переписку, воспоминания и т.д. 2)научный текст по-разному воспринимается современниками и историками. Подходы в И. науки: 1)интерналистский – н. открывать т. внутринаучные причины развития и составлять хронологию. 2)энтерналистский – наука развивается под влиянием внешних факторов. 3)персонализированный – н. изучать творцов. 4)кейс стадис – это набор фактов. Позитивисты выделили Ф. науки как отдельную дисциплину – н. разработать НАУЧНУЮ Ф. – предметом Ф-го анализа д.б.т. наука, сама Ф. д. использовать строгие методы Ч-х наук. Во 2 п. ХХ в. постпозитивизм в центр поставил анализ И. науки и выяснение механизмов и з/мерностей развития науки. Концепция И. науки 2 п. ХХ в. связана с двумя традициями Ф.: 1)картезианство – развитие науки – это процесс накопления доказанных знаний, отрицание предшествующей традиции, наука н-ся с 17 в., прогресс – суммирование знаний. 2)Лейбниц – наука имеет прошлое, которое направляет развитие науки, принцип непрерывности, кумулятивные модели – непрерывность развития научного знания, нет качественных изменений научного знания. Версии кумулятивной модели 19 в.: 1) Эмпиристская - рост научного знания – на основе получения новых фактов (факты). 2)рационалистическая – развитие знания – дедуктивный процесс (теории). Например, прирост числа видов в биологии.

Неопозитивизм ХХ в. – обобщенная кумулятивная модель – И. науки – это накопление и фактов и теорий. Позитивизм 40-х гг. 19 в. О.Конттеория трех стадий человеческой И. и науки (по различию мышления): 1)теологическая или религиозная – чел дух пытался познать внутреннюю природу вещей и считал их причиной сверхъестественное. 2)метафизическая (Ф-я) – чел дух также ищет внутренние причины, и сверхъестественные факторы заменяет на абстрактные силы. 3)ПОЗИТИВНАЯ – отказ от внутренних причин явления, н. описывать факты наблюдений и формулировать законы – линейная классификация наук Конта: математика (дедукция), астрономия (наблюдение), физика и химия (эксперимент), биология (сравнение), социальная физика (социология, И-й метод) – в такой последовательности и развиваются науки, наиболее простые науки – самые общие. Плюс Конта – прогресс – это рождение нового знания, а не просто суммирование. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – науки д. заниматься анализом ощущения и восприятия. Неопозитивизм – анализ науки – это анализ суждений. Неопозитивистская кумулятивная модель: 1)И. науки – накопление твердо установленных истин, центральная проблема – обоснование. 2)проблема демаркации науки. 3)наука – это нечто статичное, старое знание не пересматривается, а т. добавляется новое, И-зм – это псевдонаучный метод.

К.Поппер «Логика и рост научного знания»1983 г. (постпозитивист) – И. науки – эволюционный процесс, происходит смена одного знания другим. Проверка – ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ – проверка опровержением, в результате одна теория сменяется другой, более правдоподобной. Этапы научной деятельности по Попперу: 1)выдвижение гипотез. 2)их дедуктивное развитие. 3)критическое обсуждение и эмпирическое опровержение. 4)выбор. Предположение и опровержение – это средство движения научного знания. Его оппоненты:

^ Томас Кун «Структура научной революции» - две формы развития научного знания: 1)нормальная наука. 2)научная революция. Вводит понятие: «ПАРАДИГМА» - признанные всеми научные достижения, которые дают модель постановки вопроса и его решения. Работа ученых в парадигме – это разгадка кроссворда (узнать в рамках нормы). Существует очаг возмущения – «АНОМАЛИИ» - факты, не укладывающиеся в парадигму, со временем они перерастают в пересмотр парадигмы – НАУЧНУЮ РЕВОЛЮЦИЮ. В парадигме – экземпляры (конкретные образцы разрешения проблем) и дисциплинарная матрица (совокупность фундаментальных представлений).

ЛакатосИ. – это модель научно – исследовательских программ – в один и тот же И. период в науке существует несколько конкурирующих программ: 1)прогрессивные – ведут к открытию новых фактов. 2)вырожденные – включают в себя т. известные факты, не новые. Научно – исследовательская программа: 1)твердое ядро – совокупность законов, аксиом. 2)защитный пояс – гипотезы, позволяющие сохранить ядро программы, небольшой для прогрессивной программы, а для вырожденной – большой.

Д.Холтон «Тематический анализ науки» - тематическая модель науки - найти инварианты, которые существуют даже в периоды научных революций. «ТЕМЫ» – общие руководящие идеи (не знание), например, тема происхождения мира – тема одна, а решается по-разному, темы м. конкурировать – идея дискретности и континуальности физической реальности. Варианты тем: 1)на уровне индивидуальной деятельности. 2)как состояние публичного научного знания. 3)как наличие социальных факторов в развитии науки.

С.Тулмин «Человеческое сознание» - тип РАЦИОНАЛЬНОСТИ – определенное соответствие научного знания стандартам ПОНИМАНИЯ – соответствие утверждений теории принятым в научном сообществе стандартам, которые И-ки изменяется, а то, что не укладывается - аномалии. Типы научной рациональности: 1)классический тип (от Декарта, ведущий тип рациональности 17 – 19 вв.) – три аксиомы: признание естественного устойчивого порядка мира (природу создал бог); материя инертна, активная - внешняя рациональная сила; идеал научного знания – геометрическое знание. 2)от Дарвина – три аксиомы: признание долгосрочного исторического изменения живого мира; учет краткосрочного давления окружающей среды на организм; наличие устойчивых условий, которые обеспечивают необходимые рычаги – «наследственность» и «естественный отбор». Тезисы теории Дарвина: 1)трудно понять, почему имеются именно эти виды и почему они развиваются так, а не иначе. 2)эволюционный процесс идет на основе преемственности и способности к изменениям – это единый двусторонний процесс. Каждое поколение содержит больше особей, чем их выживает. 3)совокупное действие изменчивости и естественного отбора приводят к возникновению т. тех видов, которые соответствуют следующим условиям: есть серьезная конкуренция, не д.б. свободного скрещивания. 4)применение терминов «отбор» и «преимущества» включают в себя выбор. Тулмин говорит не о научных революциях, а об эволюции, научная теория – это не система высказываний, а некоторая концептуальная популяция, которая и является элементом эволюции. Эволюция науки – это долгосрочное крупномасштабное изменение вследствие накопления мелких изменений. Заметные изменения происходят когда интеллектуальная среда позволяет выжить т.тем популяциям, которые м. к ней адоптироваться, в устойчивую объяснительную схему вводятся инновации, которые пройдут отбор. Эволюцию н. изучать с двух сторон: интеллектуальные дисциплины (научное знание) и интеллектуальные профессии (научные институты). Т.о., Тулмин пытается установить связи между внутренними (ИНТЕРНАЛИСТЫ – И науки – процесс строго логический) и внешними (экстерналисты) факторами развития науки.

Фейерабенд – эпистологический (гносеологический) анархизм, ссылается на Кропоткина. Никакая теория не м.б. однозначно и полностью доказана экспериментально, т.к. эксперимент м. встраиваться и подтверждать разные теории, =>, наука не является наилучшим способом познать мир, она не м. развиваться автоматически, ей присущ комплекс культурных условий. Оригинальную идею м. высказать не т. ученый. ПРОЛИФИКАЦИЯ – размножение конкурирующих теорий, дозволено все. ПРИНЦИП ТЕОРЕТИЧЕСОГО УПОРСТВА – ученые стараются сохранить приобретенные знания. АНТИКУМУЛЯТИВИЗМ – теории, сменяющие друг друга не совместимы.

Полани «Личностное знание»: науке нельзя научиться по учебнику – н. мастерство, общение с ученым. Ученого нельзя отделить от его теории, чрезвычайно важными оказываются личная заинтересованность и ответственность ученого: «В процессе открытия вспыхивают эмоции – почему считается, что они не отражаются на результате?» Интеллектуальная страстность ученого оказывает стимулирующее действие на поиск и является неотъемлемым элементом самого научного знания. Полани разработал концепцию НЕЯВНОГО (ПЕРЕФЕРИЧЕСКОГО) ЗНАНИЯ – неформализированный избыток информации, которая является необходимым основанием логической формы знания, например, опыт, который приобретается учеником у учителя. Единственная категория – вера.

^ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

C 17 в. – понятие о решительных и радикальных изменениях в науке: Гильберт «О магните. Новая физиология» 1600, Кеплер «Новая астрономия» 1609, Бэкон «Новый органон» «новый» - т.е. изменение. Противоположная модель – кумулятивная модель позитивизма (простое накопление знания). С начала ХХ в. – вновь разговор о НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЯХ – качественное изменение каких-то существующих параметров науки (Ленин «Материализм и эмпириокритицизм» - о революции в физике на рубеже 19-20 вв.) Виды научных революций: 1)в отдельных областях науки (внегалактическая астрономия). 2)глобальные изменения. 3)междисциплинарные связи (микромир). Что меняется: 1)теоретические концепции (т-я относительности). 2)научные методы и средства деятельности (17 в. – методологическая революция – экспериментальный метод Галилея, Декарт, Бэкон). 3)объект исследования (микромир, генетика). 4)новая картина мира (Коперник – чел – не центр Вселенной). Научные революции Нового времени: 1)разрушение различия между искусственной и естественной природой (основа – познание законов природы) позволило Галилею использовать эксперимент (искусственную природу) как метод научного познания. 2)Возникает математическо - экспериментальное познание – соединение орудийно - предметного звена с идеально - логическим. Пифагорейцы применяли математику т. к небесной гармонии, как самой совершенной. 3)разрушение античного космоса – мир не имеет завершенной структуры, он бесконечен и открыт. 4)все природные явления подчиняются механическим законам, которые н. открыть. 5)изучать количественно измеримые параметры явлений, устанавливать функциональную зависимость между ними и выразить ее на языке математики. 6)идея вероятностного знания, но стремление к абсолютному. 7)материя – это не потенциальная возможность (Аристотель), а самостоятельная субстанция, неизменная в своей основе (Декарт – протяженность). 8)Декарт – теория вихрей (идея атомизма).

Традиции и новаторство в науке

На роль традиции стали обращать внимание с н. ХХ в. (ПАРАДИГМА Куна - признанные всеми научные достижения, которые дают модель постановки вопроса и его решения, ПРИНЦИП ТЕОРИТИЧЕСКОГО УПОРСТВА Фейерабенда ученые стараются сохранить приобретенные знания). Гейзенберг – научные революции происходят когда стремятся как м. больше сохранить старые теории. Бор – традиции – это тормоз. ТРАДИЦИИ – это определенные нормы, которые передаются из поколения в поколение, играет стабилизирующую роль, является необходимой предпосылкой научного творчества. В науке власть авторитета базируется на научном превосходстве, признание авторитета не означает отказ от собственной т.з. НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – движение науки, связанное с деятельностью какого-то ученого без личного с ним контакта (Гумилева). НАУЧНАЯ ШКОЛА – более тесная кооперация ученых (1825 – первая научная школа Либиха), она обладает программой исследования, единой теорией, объединяет усилия различных исследователей. Структура научной школы: лидер (автор научной программы, генератор идей) и сотрудники, которые разрабатывают идеи лидера. Плюсы научной школы: 1)управляют развитием науки. 2)определяют формы фиксации знаний (доклад, статья). 3)образцы для решения научных проблем. 4)подготовка новых научных кадров. Традиции м.б. неявные (Полани) – менталитет, п.э. творчество ученого нельзя рассматривать в рамках т. одной традиции – метод эксперимента Галилея – рационализм + эмпиризм (эксперименту д. предшествовать теоретическое обоснование). Т.О., наука – это единство традиций и новаций. Новации связаны с наличием неизученного, чаще на уровне эмпирии, но и на теоретическом тоже – открытие Диротоком позитрона («дырка»). Творческое мышление АМБВИВАЛЕНТНО (двусторонне): новаторство – это компонент свободы, традиции – это границы, в результате – движение по грани.


^ ЛЕКЦИЯ 20.03.03(ЧТ).


25.03.03(Вт).Редукционизм. РЕДУКЦИЯ – сведение простого к сложному (АНАЛИЗ – разложение). Пифагор – к числам, Демокрит – к атомам и пустоте. Редукционизм как методологическая установка сформировался в классической науке, он позволяет отыскать простейшее и изучить более сложное. Редукционизм объединил небесную и земную механику, электричество и магнетизм. Основание редукционизма – иерархическая структура мира – высшее не существует без низшего. Познание сложного предполагает разложение на части. Системный характер мира – целое нельзя свести к сумме составляющих его частей. В науке идет вначале познание простого, а потом – синтез. Минусы редукционизма: 1)упрощает, не учитывает многие важные характеристики действительности. 2)неполно решает вопрос о соотношении части и целого. Редукция как особый тип связи между теориями: 1)ГОМОГЕННАЯ РЕДУКЦИЯ – связь между фундаментальной и производной теориями, обе они обладают одними и теми же понятиями. 2)ГЕТЕРОГЕННАЯ – в производной теории присутствует ряд понятий, не имеющихся в фундаментальной теории (химию сводят к квантовой механике), берутся связывающие факты и понятия.

^ Ф. ТЕХНИКИ (Ф.Т.)

Ф.Т. – возникновение и предмет.

Первые работы написаны не философами, а инженерно-техническими работниками, само понятие «Ф.Т.» ввел профессор географии Гюссельдорф в1877, в русский язык термин ввел ученый Энгельмейер. Одним из первых Ф.Т. исследовал К.Маркс. В ХХ в. – экзистенциалисты Ясперс, Ортега-и-Гассет, Бердяев и др. Предмет Ф.Т. – искусственные системы и их закономерности, анализ понятия «техника», закономерности развития техники, связь техники с другими областями культуры, исследование специфики технического знания и его связи с другими науками, техника и социальный прогресс. Направления в Ф.Т.: 1)ТЕХНИЦИЗМ (СЦИЕНТИЗМ) – гносеологически и логико-методологическое исследование техники. Техническая интеллигенция, Рело 19 в. – задача Ф.Т. – учение об общих свойствах машин, их конструирования. 2)ХХ в. – ТЕХНОФОБИЯ – у технического прогресса есть и минусы: порождая все новые потребности, чел становится все более обездоленным (К.Д.Ушинский о капиталистическом обществе), Бердяев: техника делает чела т. исполнителем, ограничивая его творчество.

Понятия «техники» и основные этапы ее развития

Ортега-и-Гассет - ТЕХНИКА – это следствие специфического отношения чела с миром. Животное удовлетворяет свои естественные потребности, а чел временно отвлекается от них (внеситуативное существо) и посвящает себя другим занятиям. Чел м. с/углубляться – в этот сверхприродный момент чел осуществляет действия второго порядка – изобретает устройства, с помощью которых он получает то, чего нет в природе – ТЕХНИКА, это производство избыточного, т.к. челу характерны избыточные потребности для увеличения комфорта, п.э «техника» и «благосостояние» - это синонимы, техника постоянно изменяется вслед за потребностями, это – усилия для сбережения усилий, двигатель прогресса – лень. Х.Закссе – техника – это средство для более легкого достижения цели, это путь к усилению дифференциации человеческой деятельности. ТЕХНИКА (от «техне» - мастерство, искусство) - 1)в широком смысле - средство и способ осуществления задач. 2)в узком смысле – материальные средства труда (АРТЕФАКТЫ); совокупность навыков; всеобщее средство и способ ж. в окружающей среде, сущностная, родовая характеристика чела для преодоления природы. Классификации техники: 1)горизонтальная (по функциям): производственная, военная, управленческая и т.д. 2)пассивная (Маркс - ….) – производственные помещения, средства связи; активная – ЭВМ. Теории развития техники (стадии): 1)Бердяев «Человек – машина» (в журнале «Вопросы философии» 1988 или1989 г.) 1стадия – природно-органическая – чел погружен в природу, находится под ее властью, огромная роль мистики. 2стадия – культурная – чел живет в окультуренной природе (архитектура, породы животных). Культура полна символов. Чел попадает под власть государства и социально-классовых отношений. 3стадия – технически-машинная – создается новая действительность, отличная от природы, чел попадает под власть машин, становится менее духовным. 2)Ортега-и-Гассет: 1«техника случая» - существует небольшая совокупность технических актов, неотделимая от чела, простота и скудность техники, м. делать все члены О, открытие рассматривается как чисто случайное или веление богов. 2«техника ремесла» - рост технических достижений, но не они определяют ж. (Др. Рим), основное условие ж. – не техника, а природа. Выделяется особый профессиональный слой – ремесленники – «человек–техник»(создатель) и «человек-работник»(исполнитель) в одном лице , изобретаются т. отдельные орудия, а не машины, техника не обособляется от чела – это лишь его придаток. 3 «человек-техника» - произошло разделение на изобретателя и исполнителя, последний превращается в придаток машины. Чел привязан к технике – родилась сверхприрода – ТЕХНОСФЕРА, чел прямее не включен в естественную природу и возникает иллюзия, что техносфера существует сама по себе. Этапы развития техники (материальных средств труда) в отечественной литературе: 1)техника ручного труда, основа технического процесса – чел, а орудия – лишь усиливают его естественные органы. 2)машинное производство, основа технического процесса – машина (конвейер), а чел – т. элемент технического процесса, труд механизирован. 3)автоматизированный тип производства – свободная связь, чел перестает б. придатком производства и м. исполнять творческие работы, п.э. техника не ограничивается физиологическими возможностями чела.

Специфика технических наук, их связи с другими науками.

Причины возникновения технических наук: 1)расширение применения научных знаний в процессе производства, возникает посредник между производством и фундаментальной наукой. 2)возникновение экспериментальной науки, требующей новых технических средств для научных опытов, это позволяет переносить средства и методы из фундаментальных наук в технические науки. 3)для решения конкретных практических задач. Познание законов природы – это основание, связывающее естественное и искусственное между собой. Первая техническая работа – 6 в. до н.э. Метаген, в которой он описывает новый метод транспортировки колонн. Рождение технических наук – в индустриальном производстве – тиражирование и модификация различных технических устройств, конструирование новых типов и видов машин, инженерная деятельность , ориентированная на систематическое применение знаний. Отличия технических наук от естественных: 1)предмет технических наук – не сама природа, а искусственные системы. 2)технические науки всегда учитывают социальные условия, п.э. их истина не однозначна. Классификация технических наук: 1)общетехнические (черчение, металловедение). 2)науки о структуре и функциях технических систем (техническая механика). 3)о ф-х техники (технологическая, транспортная). 4)связь с информацией (автоматика). 5)специальные технические науки (аэродинамика, электротехника). Связи технических наук с естественными: 1)Историко – генетические – вначале возникла механика, потом из нее – баллистика. 2)технические науки м. возникнуть на стыке старых и новых знаний - БИОНИКА (изучает особенности строения и ж/деятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем и совершенствования существующих). 3)технические науки т. изучают з/мерности природы. 4)технические науки изучают взаимодействие технических систем с природой. 5)естественные науки м. предсказать что случится при определенных обстоятельствах, технические науки – как повлиять на эти обстоятельства.

18 в. – промышленная революция, 19 в. – приходят машины, основанные на энергии пара, электричестве, один вид энергии превращается в другой, изменение внутренней структуры материала (химия). ХХ в. – научно – технический прогресс, т.к. наука опережает развитие техники. Середина ХХ в. – НТР – коренные качественные изменения в технике на основе использования революционных изменений в науке, наука проникла в микромир и поставила задачу использования ядерной энергии, использование ЭВМ, создание новых материалов и технологий, космическое пространство. Глобальный характер, ускорение темпов развития (Максвелл и радиосвязь – 50 лет, цепная реакция и первая атомная бомба – 9 лет). Особенности научно-технического прогресса: 1)изменилось место чела в производстве, выросли его возможности. 2)с одной стороны, чел замещается техникой, с другой – новая технология включает его в новые связи, сокращает одни формы деятельности и расширяет другие, увеличивается свободное время. 3)защита окружающей среды. 4)глобализация технических систем (Интернет). 5)формирование единого экономически-социального пространства. БИОЦЕНОЗ – гомеостаз в природе. КИБОРГИЗАЦИЯ – вживление микротехники в живой организм. Минусы НТР: возможность манипулировать челом, виртуальный мир отрывает от действительности, несовпадение рационального и гуманистического (современный гуманизм приобретает иррациональные черты).

^ Интеграция. Дифференциация и специализация науки.

Дифференциация знаний еще в античности у Аристотеля. В эллинизме в александрийский период, появляется специализированные ученые. В средние века изучение грамматики, риторики, диалектики, геометрии, риторики, музыки (трилиум квадрилиум). Самостоятельность науки получили в новое время. Философская мысль изменяется. Классификация наук. Бэкон – по способностям человеческой души: память, воображение, разум. Из памяти – история, как описание единичных фактов и событий. (естественная и гражданская). Из поэзии – искусство; из разума – философия, состоит из есественной теологии, натур Ф., теоретической Ф, которая связана с светоносными опытами, с выяснением причин); практическая, плодоносная Ф.

Отдельная форма наук, научн области: физика, причины метафизика глубокая причина, учение о человеке (антропология и психология), логика.

То есть в 17 веке дифференциация наук.

Кедров: по объекту: физика, химия, биология, астрономия (сами они тоже дифференцированы). Физика – молекулярная, оптика. К 20 столетию наук стало больше, бесконечность научных дисциплин – пограничные дисциплины – астрофизика, биохимия. Основа для Д. научного знания – качественное многообразие мира и наличие разных уровней его организации. Д. наук положительна – позволяет сконцентрировать работу ученого на ограниченной области. Д. наук отрицательна – 1)распыление объекта науки, теряется связь. 2) разделение труда в науке ограничивает возможность творчества. 3) утрата общенаучного языка, появление специализированных языков. 4) быстрый рост количества информации.

Вместе с Д. идет интеграция наук – основа:

1)общность свойств и состава разнородных явлений (уровень атомов, уровень живой природы) (?).

2) сходство структур различных объектов

3) в мире – процесс взаимного превращения знания об одних объектах можно переложить на другие.

4) Общность происхождения генетическая общность.


В иерархии мира существование взаимосвязанных взаимопереходы (?) из 1 уровня в другой.

Направление интеграции научного знания:

  1. появление пограничных наук

  2. рождение синтетических наук (кибернетика, экология)

  3. перенос одних методов в другие науки.

  4. перенос новых идей (закон сохранения энергии и пр)

  5. использование одних теорий для решения задач в других науках

  6. процесс математизации всех наук


Синтез научного знания – взаимосуществование в следующих формах:

  1. переход от эмпирических фактов к теориям

  2. зарождение НКМ (где синтезируются все научные знания) – основа Ф.


  1   2




Похожие:

Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconРеферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\"Наука логики\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели»
Московский Государственный Институт Электроники и Математики (Технический университет) Кафедра Философии
Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconРеферат по дисциплине Социальная философия на тему: Социально-философские взгляды славянофилов
Основоположники и представители славянофильской теории Error: Reference source not found
Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconРеферат по философии на тему: «Сознание: происхождение и сущность»
Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника...
Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconРеферат по философии на тему: «Сознание: происхождение и сущность»
Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника...
Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconКонтрольная работа по дисциплине «философия» на тему: «Социальная философия о смысле и направленности исторического процесса»
Общество исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в процессах их совместной деятельности. 1
Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему " Марк Аврелий"
Реферат стр. 3-21
Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconРеферат на тему: «Социально-философские взгляды славянофилов» по дисциплине «Социальная философия»
Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществ, проявившееся, например, в учении...
Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconКурсовая работа по дисциплине «Социальная философия» на тему «социально-философские воззрения Ш. Л. Монтескье»

Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconРеферат по дисциплине «Философия» на тему: «Философия и религия»
Философия является совокупностью всех наук и она расматривает мир научным взглядом а религия с другой стороны смотрит на наш мир...
Реферат по дисциплине \"Социальная Философия\" на тему: «Наука и техника» iconРеферат по дисциплине «Философия» на тему: «Философия и религия»
Философия является совокупностью всех наук и она расматривает мир научным взглядом а религия с другой стороны смотрит на наш мир...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы