Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» icon

Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\"Наука логики\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели»



НазваниеРеферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\"Наука логики\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели»
Дата конвертации21.11.2012
Размер276.23 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


Московский Государственный Институт Электроники и Математики (Технический университет) Кафедра Философии


Реферат

по дисциплине: «Философия»

На тему: «”Наука логики” Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели»


Выполнила: студентка группы С-85

Кудряшова Е.Н

Проверил: преподаватель

Скляренко С.А


Москва

2006 г

Содержание

  1. Введение.................................................................................3

  2. Биография...............................................................................4-5

  3. Социальная структура общества..........................................5-6

  4. Формирование понятия «драматический конфликт».
    Теория конфликта Гегеля......................................................6-10

  5. Государство и индивид в философии Гегеля......................10-15

  6. Вопросы субъекта и объекта

в «Феноменологии духа» Гегеля.........................................15-18

  1. Гегель о религии.....................................................................18-20

  2. Историческая судьба философии Гегеля..........................20



Введение

Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Человек всегда испытывал и испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознанны. Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков. Философия же даёт систему знания о мире как целом. Иными словами можно сказать так, что предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего. А всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.


Мы можем с уверенностью сказать, что основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Но что есть бытие? Что содержит в себе данное понятие? Нельзя не заметить, что во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одарённости начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своём бесконечном многообразии явления. Так сформировался ключевой вопрос философии о бытии, и так же сформировалось относительно устойчивое понятие того, чем является бытие. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее о существовании, о сущем вообще. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация факта бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

Впервые этот термин-термин «Бытие» - ввёл античный философ Парменид ( V-|V вв. до н.э.). Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Вообще же для античной философии в той или иной мере свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах; гносеологическом, онтологическом и этическом.

Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным богопознанием, соотношение Бога и бытия подвергалось тщательному продумыванию.

В средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия мыслительного.

В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время происходит секуляризация философии. Для данной эпохи характерна «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.

Здесь следует подробнее остановиться на неком «революционном» этапе формирования философской мысли и связанном с этим решении проблем бытия.

Для Европы, её культуры и европейского сознания, XIX век-век классический. Таковым он стал и для европейской философии. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма: И. Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Огромным открытием в немецкой классической философии, неким поворотным пунктом в мышлении, как способе познать вещи, сущность бытия и окружающего мира, осознании роли и места индивидуума во всемирно-историческом процессе, как процессе становлении бытия является создание диалектики, как науки, как системы, как логики. Заслуга эта принадлежит Г. Гегелю, на философской системе познания бытия которой и хотелось бы подробнее остановиться.


Биография


Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в квартале Бад-Вюртенберг (Bad Würtenberg) города Штутгарта в семье юриста. После окончания местной гимназии он поступил на богословский факультет Тюбингенского университета, где два года (1788-1790 г.г.) изучал философию и три года (1790-1793 г.г.) – богословие. Здесь молчаливый Георг Вильгельм Фридрих очень близко сошёлся с будущим классиком немецкой литературы, поэтом Гольдерингом (Höldering) и будущим классиком мировой философии Шеллингом. После окончания университета Гегель в 1793 году отправился в Берн и, как это было тогда заведено, нанялся воспитателем детей семьи местного аристократа. Попутно он принимал посильное участие в политической жизнь, выполнял отдельные поручения городских властей. В 1797 году он переезжает во Франкфурт, поближе к своему, уже ставшему широко известному университетскому другу, Гольдерингу, и опять занимается воспитанием детей местного аристократа.

Здесь, подзадориваемый успехами Гольдеринга, Гегель написал и опубликовал несколько невразумительных статей, о содержании которых никогда позже сам лично не вспоминал.

В 1801 году он переезжает в Иену, где, после изгнания Фихте, кафедрой философии заведовал Шеллинг. При поддержке своего близкого однокашника и друга, Шеллинга, Гегель был прикреплен к кафедре философии для «габилитации» (повышения квалификации и получения права на преподавательскую работу в Университете), которую, габилитацию», вскоре получил и стал приват-доцентом (приват-доценты оплачивались исключительно студентами, которые выражали желание учиться у данного преподавателя). В 1802 году Гегель публикует свою первую философскую работу под названием «Различие между системой философии Фихте и Шеллинга», в которой всячески превозносит своего заведующего кафедрой.

В Иене, Шеллинг и Гегель на протяжении 1802-1806 года совместно издают “Критический философский журнал” (Kritische Journal der Philosophie). Исследователи потом установили, что в журнале все статьи, пропагандирующие философию Шеллинга, были, в основном, написаны Гегелем. В 1803 году Шеллинг оставляет Иену, а Гегель становится его признанным приемником на кафедре и профессором Иенского университета. После оккупации Иены «Мировым Духом», то есть Наполеоном, и немедленно последовавшим закрытием Иенского Университета, Гегель перебирается в Бамберг, где издает газету. Здесь же Гегель закончил написание, тщательно отредактировал и в 1807 году опубликовал свой заглавный философский труд - «Феноменология Духа» (Phanomenologie des Gesites).

В 1808 году, ставшего известным Гегеля, приглашают в Нюрнберг на должность директора женской гимназии и профессора философии в ней. Для благородных девочек 13-16 лет Гегель читает свою знаменитую «Философскую пропедевтику». Здесь, в Нюрнберге Гегель женился.

В 1816 году Гегеля приглашают ординарным (полным) профессором философии в Гельдербергский Университет, а в 1818 году – в Берлинский Университет.

Осенью 1831 года в Берлине разразилась эпидемия холеры. Пропагандист оптимизма, детерминизма и жизнелюбия Гегель не дерзнул бросать вызов неумолимой судьбе и остался в Берлине. Через три дня после заражения холерой, 14 ноября 1831 года, на 62 году своей жизни великого философа не стало.[4]


«Наука логики» Гегеля и её основные идеи

Логическое учение излагается Гегелем в «Науке логики» (так называемая «Большая логика»), первой части «Энциклопедии философских наук» (так называемая «Малая логика») и популярно в «Философской пропедевтике» (лекционный курс Гегеля, который он читал для гимназистов в Нюрнберге). «В обычной энциклопедии науки эмпирически, в том виде, каком они существуют…Философская же энциклопедия есть наука, раскрывающая необходимую, определённую понятием взаимосвязь и философское происхождение основных понятий и принципов наук. Наука в целом делится, по мысли Гегеля, на три части-логику, науку о природе, науку о духе – три ступени системы Гегеля упоминавшиеся выше. Логика – наука о чистом понятии и абстрактной идее; природа представляет собой внешнюю реальность идеи, её экстериоризацию, дух – снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе.

Логика в системе Гегеля занимает центральное место. И это понятно: её предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий, составляющая основу всей действительности. Согласно Гегелю, система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения, есть форма, в которой понятие обретает конкретность. Простой механический набор понятий не передаёт всей сложности реальных отношений, их взаимообусловленности и взаимопереходов. Задача Логики – обнаружить эту реально существующую систему отношений, лежащую в основе, как бытия, так и тождественного с ним сознания.

Система категорий даёт возможность понять не только мир как целое, но и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией. Но категории, не имеющие род или видовое отличие, можно осмыслить только в сопоставлении друг с другом, во взаимных переходах, т.е. в определённой системе, каждое звено которого связанно с остальными. И поскольку в этом диалектическом развитии категорий «угадывается» действительная диалектика вещей, то идеалистическая диалектика Гегеля, систематически изложенная в логическом учении в виде саморазвития понятий, приобретает глубокий рациональный смысл.

Логика Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и учение, о понятии. Изложение приобрело строгую последовательность потому, что Гегель не только высказал идею субординации категорий, но и правильно указал на общий её принцип – движение мысли от абстрактного к конкретному, т.е. от многостороннего к многостороннему, от пустоты к полноте содержания.

Логика, таким образом, начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия. Вначале предмет, если мы отвлечёмся от всех его определений, только есть, и мы знаем о нём только то, что он есть. Поэтому началом движения всех логических категорий будет чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. « Чистое бытие образует начало потому, что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределённая непосредственность, а первое начало не может быть чем-то опосредованным и определённым». Речь здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию - утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не определённое бытие того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.

Гегель высказывает бытие как предикат абсолютного, т.е. получает первую дефиницию абсолютного: абсолютное есть бытие. Но чистое бытие есть чистая абстракция, есть ничто. Из этого вытекает вторая дефиниция абсолютного, где последнее является ничто. Если есть противоположность в этой непосредственности как бытие и ничто, то кажется очень странным, что эта противоположность уничтожается, и поэтому существуют попытки фиксировать бытие и предохранить его от перехода. Таким образом размышляя, приходят к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше, Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге, или в становлении. «Истину, как бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих, это единство есть становление». Таким образом, имеются три необходимых момента бытия: бытие – тезис, ничто – антитезис, становление – их синтез. В становлении бытие и ничто сняты (упразднены и сохранены). Обе эти категории – бытие и ничто, стало быть, содержатся в становлении как снятые моменты. Снятие – важнейшая категория гегелевской философии. В связи с характеристикой становления Гегель даёт разъяснение категории «снятие». «Оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец». Гегель, следовательно, пытается сформулировать мысль о диалектическом характере отрицания, являющегося, по его мнению, моментом связи, моментом развития. Отрицание отрицания – один из важнейших законов диалектики Гегеля, который используется при построении всей его системы.

Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как бытие с некой определённостью. Гегель развивает свою мысль следующим образом: « Становление – вот истинное выражение результата бытия и ничто, так как оно есть их единство; оно есть единство не только бытия и ничто, но и беспокойство в самом себе – единство, которое не только неподвижно, как отношение с собой, но благодаря различию бытия и ничто, которое заключено в нём, противопоставляется в себе самому себе. Наличное бытие – есть это единство, или становление в этой форме единства; наличное бытие, поэтому, односторонне и конечно…» Определённость то же самое, что и односторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая тождественна с бытием. «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определённость…». Нечто есть то, что оно есть, благодаря своему качеству, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть. Качественная определённость, по Гегелю, «едина со всем бытием, она не выходит за свои пределы и не находится также внутри его, а есть его непосредственная ограниченность». Гегель придает большое значение категории качества. Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественные изменения в мире.

Итак, наличное бытие есть определённое бытие. Основа же всякой определённости есть отрицание. Утверждая одно, мы отрицаем другое. Выходя за пределы нечто, мы получаем другое, и так без конца. Гегель называет подобную бесконечность дурной бесконечностью. Обнаруживается множество бытий с присущими каждому индивидуальностями, внутренними характеристиками. Эту внутреннюю характеристику Гегель называет в – себе –бытием. « Бытие качества как таковое противоположность этому отношению с другим есть в – себе – бытие». В каждом наличном бытии или нечто заключены два момента: момент в - себе – бытия и момент бытия для другого, поскольку данное нечто раскрывается, обнаруживается лишь в соотношении с другими нечто. Быть для другого, по Гегелю, означает выявлять себя в связи и отношении с другим. Например, А определяется через Б, Б через В. Здесь А выступает как нечто, Б – как другое. Но Б есть не только другое, а и нечто, определяемым чем-то третьим. Следовательно, нечто определяется через нечто, т.е. само через себя. Вот это соотношение с самим собой Гегель называет истинной бесконечностью в противоположность дурной или неистинной бесконечности.

Таким образом, следующей категорией качества является для – себя – бытие. Но здесь существует противоречие. Для-себя-бытие возникает следующим образом: нечто определяется другим, но последнее само есть нечто. Следовательно, нечто приходит к себе, достигает своего конца и цели и посему становится законченным. Законченное наличное бытие ограничивается уже не другим, а собою и в себе. Вот это соотношение с собой, которое опосредуется через отрицательное отношение к другому, есть для – себя – бытие, и выступает как идеальное. Для-себя-бытие есть одно, другое исчезло. Категории для – себя – бытия, по Гегелю, соответствуют монады Лейбница и атомы Демокрита.

Из понятия для–себя–бытия Гегель дедуцирует категории притяжения и отталкивания. Для-себя-бытие, как одно, отрицательно относится к себе, т.е. отталкивается от себя и тем самым порождает множество. « Для-себя-сущее одно как таковое не есть безотносительное подобно бытию, а есть отношение подобно наличному бытию; но оно соотносится не с другим, подобно нечто, а как единство нечто и другого он есть отношение с самим собой, и это отношение есть именно отрицательное отношение». Таким образом, одно оказывается совершенно несовместимым с собой, что и порождает многое. Этот процесс для-себя-бытия условно называется отталкиванием. Но множество представляет собой тождество единых, здесь происходит как бы притяжение единых в одно целое. « Единое исключает себя из самого себя и полагает себя как многое, но каждое из многих само есть единое, и поскольку оно ведёт себя как таковое, то это всесторонне отталкивание переходит в свою противоположность – в притяжение. Через понятие для-себя бытия Гегель переходит в категории количества. Сконструировав данную категорию, Гегель пытается показать, как оно, становясь всё более конкретным, получает качественную характеристику и, наконец, возвращается к качеству. Качество, по Гегелю, есть первая непосредственная определённость, тождественная с бытиём. Количество же есть тоже определённость, но ставшее безразличным к бытию. Количество меняется, а бытие остаётся тем же. С изменением количества деревьев участок остаётся лесом, а не становится лугом или прудом. Количественная граница, таким образом, есть и не есть граница, поскольку она свободно переступается. «Количество есть чистое бытие, в котором определённость положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая им безразличная». Весь дальнейший логический анализ количества осуществляется Гегелем таким образом, чтобы показать, что количество получает всё больше и больше качественные оттенки. Для примера Гегель приводит древний софизм «Лысый». Если выдернуть один волос головы, два, три – станет ли человек лысым? Разумеется, нет. Но если продолжать выдёргивать из головы по волосу, то рано или поздно наступит момент, когда появится лысина. Изменение чисто количественное переходит в качественное.

Гегель рассматривает три группы количественных отношений: прямое, обратное и степенное. Разбирая прямое количественное отношение, Гегель говорит, что определённость одного определённого количества заключается в определённости другого определённого количества. Эта определённость есть само определённое количество – показатель отношения. Например, 2 есть показатель отношения 16 к 8. Стороны отношения здесь могут бесконечно меняться; только их отношение остаётся постоянным: вместо 16 к 8 можно взять отношения 4 к 2, 8 к 4 и т.д. Здесь, таким образом, качественная сторона количества ещё не выступает чётко, т.к. стороны отношения бесконечно варьируются. В обратном количественном отношении его сторонами являются множители постоянного произведения, например 16*2=32. Здесь качественный момент выявляется более определённо, в том смысле, что постоянное произведение (32), хотя и может быть выражено через другие множители (8 *4), но вариации этих множителей строго определена произведением (32). Здесь связанность количественных отношений проявляется более жёстко.

В степенном количественном отношении, по Гегелю, качественное различие количества обнаруживается более полно. Стороны отношения здесь уже не могут меняться, они абсолютно скованы, например 42=4*4. «Это отношение, - говорит Гегель, - есть изображение того, что определённое количество есть в себе, и выражает ту его определённость, или то его качество, которым оно отличается от другого». Более обстоятельно Гегель рассматривает и обосновывает своё положение о качественных различиях в количестве, когда рассматривает категорию меры.

Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его мнению, мера есть истина количества и качества. “Качество, - пишет Гегель, - есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определённость. Так, например, дом остаётся тем, что он есть, будет ли он больше или меньше, и красное остаётся красным, будет ли оно светлее или темнее. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество”. Мера, по Гегелю, есть качественное количество, единство качества и количества. Эти две категории суть моменты единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично-сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества. Поскольку количество и качество связаны, то количественные изменения приводят к изменениям качества. Будучи моментом меры, качество и количество до некоторой степени сохраняют свою природу. Так, количество до поры до времени может изменяться, не затрагивая качества. Однако это равнодушное возрастание и уменьшение количества имеет свою границу, переход которой изменяет качество.

Гегель приводит ряд примеров из «предметного мира», для пояснения закона перехода количественных изменений в качественные, а это арифметические отношения, химические соединения, агрегатные состояния воды в зависимости от температуры и т.д. Так, например, соединение кислорода и азота даёт ряд окислов азота, появляющихся лишь при определённых количественных отношениях и обладающих вследствие этого качественными различиями.

Движение от одного качества к другому совершается при непрерывном постепенном изменении количества. Переход в новое качество совершается посредством скачка, после накопления количественных изменений. Каждый пункт, где происходит взаимное изменение качества и количества, образует узел.

Процесс меры, который попеременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество, Гегель образно называет узловой линией отношения меры.

Следует также упомянуть, что мера как единство количества и качества есть, по Гегелю, вместе с тем завершённое бытие. Когда мы говорим о бытии, оно является сначала как что–то совершенно абстрактное и лишённое определений, но бытие существенно есть то, что состоит в самоопределении, и своей завершенной определённости бытие достигает в мере. Гегель также рассматривает меру как дефиницию абсолюта, и, согласно этому способу рассмотрения, было сказано, что Бог есть мера всех вещей. Ведь прославление Бога состоит главным образом в провозглашении, что именно Он положил всему границы: морю и суше, рекам и горам, а также различным видам растений и животных. В подобном представлении заключена, кроме того, мысль, что всё человеческое: богатство, честь, могущество и точно также радость, печаль и т.д.- имеет свою определённую меру, превышение которой ведёт к разрушению, к гибели.

В своих рассуждениях «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Качество, количество, мера, согласно Гегелю, не представляет собой чего-то самостоятельного, а суть состояние некоторого субстрата, например, лёд, вода, пар, суть различные состояния одного и того же вещества. Ряды отношения меры, говорит Гегель, должны быть мыслимы, как состояния, в основе которых лежит нечто пребывающее, субстрат, как их носитель. «Теперь такие отношения, - пишет Гегель, - определены лишь как узлы одного и того же субстрата. Тем самым меры и положенные с ними самостоятельности низводятся до состояний. Изменение есть лишь изменение некоторого состояния и переходящее в положенно как остающееся в этом изменении тем же самым». Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.


Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе

Гегель признавал существование вне и независимо от нашего сознания Природы, материи. Наше познание, говорил философ, начинается из чувственного восприятия (А) этой независимой от нашего сознания действительности. В чувствах предмет представляется нам «как непосредственный, сущий, данный»; «непосредственно-единичный»; как «голая достоверность», «представляет собой материал сознания». Но в этом восприятии предмет представляется нам только в явлении, поверхностно. «Философия, напротив, - пишет Гегель, - должна по существу различать понятие истины от голой достоверности, ибо достоверность есть ещё нечто неистинное». Чувства дают возможность нашему рассудку составить представление о предмете. Истинное же познание воспринимающего чувствами предмета может быть достигнуто только на уровне разума: «Эта цель уже предчувствуется верящим в себя самого разумом, но достигается она только знанием разума, познаванием в понятиях» (Энциклопедия философских наук, том 2, §414-421).

Путь от конкретно-чувственного представления о предметах к знанию истины обо всей действительности идёт сначала, говорит Гегель, через рассудок. Оперируя конкретно-чувственными представлениями, разум создаёт о них понятия . Но рассудочные понятия – это не вся истина, а только путь к ней. “Мышление как рассудок, - пишет он, - не идёт дальше неподвижной определённости и отличия от других определённостей; такую ограниченную абстракцию это, рассудочное, мышление считает обладающей самостоятельным существованием. Прибавление: Когда речь идёт о мышлении вообще или, точнее, о постижении в понятиях, то часто имеют при этом в виду лишь деятельность рассудка. Но хотя мышление есть непосредственно (zunächst) рассудочное мышление, оно, однако, на этом не останавливается, и понятие уже не есть определение рассудка. Деятельность рассудка состоит вообще в том, чтобы сообщать содержанию форму всеобщности; правда, всеобщее, полагаемое рассудком, есть некоторое абстрактное всеобщее, которое как таковое фиксируется в противоположность особенному и благодаря этому самому в свою очередь также оказывается особенным» (том 1, §80).

Поскольку понятие является продуктом рефлектирующего рассудка, рефлектирующего по законам метафизической, формальной, логики, то она не может дать нам знания подлинной истины. В связи с этим Гегель подвергает уничтожающей критики логику метафизики, показывает несостоятельность, пустоту, ее основных законов. Для адекватного отражения в сознании, в духе, диалектической, противоречивой, действительности нужна принципиально новая Логика и новый метод исследования. И Гегель создаёт такую логику, которая, по его мнению, только и может постичь, «схватить» истину во всей её полноте и конкретности. И здесь следует сказать, что Гегель впервые в истории философской мысли попытался исследовать «самодвижение духа» в процессе приближения к истине. Он показывает, что не только действительность развивается диалектически, но что эта диалектичность присуща самой мысли. Причём, поскольку только в мысли постигается истина, то Гегель в совокупном процессе постижения истины предпочтение отдает мысли, сознанию, духу, логике, а не внешней действительности, материи. «Поскольку логическое есть абсолютная форма истины, поскольку оно, больше того, само есть чистая истина, оно представляет собой нечто совершенно иное, чем только полезное. Но так как самое лучшее, наиболее свободное и самостоятельное есть одновременно и наиболее полезное, то можно рассматривать логику также и с этой стороны», - писал он (том 1, §19). Такое отношение к проблеме соотношения духа и материи даёт основание считать Гегеля идеалистом. А поскольку дух, идеи для него существуют в самой действительности и не зависят от субъективности человека, его называют идеалистом объективным. Сам Гегель свою философию называл философией Абсолютного идеализма.

Понять и принять действительность в совокупности всей ее противоречивости и конкретности может только разум, который охватывает ее, действительность уже не в понятиях, а в идеях. В идее совпадает дух и материя, мир представлен в тождестве бытия и сознания. «Идея, - пишет Гегель, - есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности Её идеальное содержание есть не что иное, как понятие в определениях Её реальное содержание есть лишь раскрытие самого понятия в форме внешнего наличного бытия, и, замыкая эту форму (Gestalt – завешенная, целостная форма) в своей идеальности, идея удерживает её в своей власти, сохраняя, таким образом, себя в ней. Примечание: Дефиниция абсолютного, согласно которой оно есть идея, сама абсолютна, Идея есть истина, ибо истина состоит в соответствии объективности понятию, а не в соответствии внешних предметов моим представлениям; последнее есть лишь правильное представление, которое я, данное лицо, составляю себе. В идее не идёт дело ни об «этом», ни о представлениях, ни о внешних предметах. Но также все действительное, поскольку оно есть истинное, есть идея и обладает своей истинностью посредством и в силу идеи. «…Единичное, взятое для себя, не соответствует своему понятию; эта ограниченность его наличного бытия составляет его конечность и ведёт к его гибели» (том 1, §213).

Утверждение Гегеля о тождестве духа и материи, сознания и бытия основывается на том, что в правильных философских идеях отражается то, что есть закономерным и всеобщим в вещах и явлениях действительности. Когда Гегелю сделали замечание о том, что система его Абсолютного идеализма противоречит некоторым фактам, он ответил: «Тем хуже для фактов». И в самом деле, так. Факты и явления в природе и в жизни общества или человека, которые не идут в русле всеобщности и закономерности, осуждены на гибель. В этом плане Гегель в своей «Философии права» писал: «Все, что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» (Гегель. Сочинения, том VII, стр. 15-16. См. также «Энциклопедия философских наук», том 1, стр. 89-90). Под разумным он в обоих случаях понимал правильно, философски постигнутую истину.

Знакомясь с гносеологической концепцией Гегеля можно подумать, что он выдумывает или, другими словами, логически извлекает содержание своих идей. В этом есть доля правды, но только доля. Свои философские идеи Гегель пытался органически связать с объективной и субъективной действительностью. Субъективное и объективное в философии Гегеля выступает в органическом единстве, которое он называет тождественностью. «Идея как единство субъективной и объективной идеи, - пишет он, - есть понятие идеи, для которой идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий собой все определения. Это единство есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея, и именно мыслящая себя в качестве мыслящей, логической идеи. Прибавление: Абсолютная идея есть, прежде всего, единство практической и теоретической идеи и, следовательно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи познания. В познании перед нами выступала идея в форме различия, и процесс познания, как мы узнали, представляет собой преодоление этого различия и восстановление вышеуказанного единства, которое как таковое и в своей непосредственности есть ближайшим образом идея жизни. Недостаток жизни состоит в том, что она пока есть только в себе сущая идея; познание, напротив, есть столь же односторонне лишь для себя сущая идея. Единство и истина их обоих есть в себе и для себя сущая, следовательно, абсолютная идея».

Гегель считал, что только в его философии Абсолютная идея впервые за две с половиною тысяч лет нашла свое тождественное, адекватное своей сути, выражение.. “До этого пункта дошел мировой дух; каждая ступень имеет свою особую форму в истинной системе философии: ничто не потеряно, все принципы сохранены, так последняя философия есть совокупность всех форм. Эта конкретная идея как результат усилий духа сделаться объектом для самого себя, познать самого себя путем самого серьезного труда, продолжавшегося почти две с половиной тысячи лет: столько труда было разуму познать самого себя”.

В философской системе Гегеля, а значит и в его взглядах на познание, первенствующее место занимает его диалектический метод решения философских проблем. «Метод, - писал он, - есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания, от которого он отличается лишь постольку, поскольку моменты понятия также и в себе самих приходят в своей определенности к тому, чтобы обнаружиться как тотальность понятия», то есть, поскольку помимо метода важны еще и промежуточные результаты, полученные с его помощью (том 1, §243).

В целом, метод философствования Гегеля строго дедуктивный. Он берёт понятие, категорию, «разворачивает» её таким образом, чтобы из нёе дедуктивным методом идти дальше и приходить к новым истинам. У него одни понятия порождают другие более содержательные понятия. Но здесь перед ним возникает проблема: с чего же такого несомненного и логически доказательного начать, чтобы все последующие строго дедуктивные выводы были достоверно истинными. Очевидно, оно для него должно существовать некое первичное понятие, категория, из которой можно было бы последовательно вывести все прочие категории, и которая в то же время сама уже не была бы опосредована, определена ничем другим. Такой категорией для Гегеля является бытие. Ни достоверность, ни абсолютная истина и никакие другие подобные «формы» не могут выступать в качестве начала философии, поскольку они предполагают сопоставление чего-то с чем-то другим, в то время как начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Начало не может иметь определений, так как еще нет ничего, через что его можно было бы определить, нет никакого другого. Это полное отсутствие определений, «чистая мысль» — абсолютная абстракция, «совокупность всех реальностей», абстрагирование от всего, с потерей всяческого конкретного, особенного — это и есть то, что понимается под чистым бытием (§86). С чистого бытия, фактически с пустоты (первое же движение мысли обнаруживает, что чистое бытие есть ничто) Гегель начинает движение своего метода, в процессе которого будет последовательно порождено все богатство философской теории и, шире, цветущее многообразие всего универсума.

Как вам уже известно, дедуктивные умозаключения сужают объём и разбавляют, разжижают, содержание исходных логических посылок. Но у Гегеля все идет наоборот: начиная с пустых, хотя и всеобъемлющих, понятий/категорий содержание философской мысли все более и более обогащается содержанием, истина становится все более и более конкретной. Это достигается благодаря методу диалектической логики, которая, практически, создана Гегелем. Он говорит, что диалектика — это часть (точнее, момент) логики, который заключается в «снятии... конечными определениями самих себя и их переходе в свою противоположность» (§81). В этом качестве диалектика Гегеля противопоставляется рассудочному мышлению, основанному на формальной, аристотелевской, логике, но результаты этого отрицания закрепляются все же спекуляцией; именно спекуляция «постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе» (§82). Несмотря на это, гегелевский метод может быть назван и диалектическим методом, как это обычно и делается, потому что диалектика является ядром спекуляции, тем, что составляет в ней шаг вперед по сравнению с формальной логикой.

Первоисточник гегелевской диалектики — бытие — абсолютно чисто от каких-либо определений. Однако, оно же в силу свой природы содержит в себе неявно все возможные определения. Выявление, раскрытие отдельных моментов бытия, а затем и тех категорий, которые будут из него получены, полагание этих моментов в качестве самостоятельных понятий составляет движущую пружину гегелевского метода: «Все движение философии как методическое, т.е. необходимое, движение, есть не что иное, как полагание того, что уже содержится в понятии»(§88). Не только любой реально существующий предмет, но и практически любое логическое понятие представляет собой тотальность, то, что может быть адекватно выражено только суммой бесконечного числа определений, и как таковое оно способно, раскрывая свое содержание, самоуглубляясь, породить бесконечное многообразие других понятий.

Своей Логике, диалектическому методу философствования, Гегель придает четкую систематическую форму, определяя, что порождение понятий должно строится по принципу триады. В каждом предмете выделяются три момента: первый — непосредственное, сплошное единство рассматриваемого объекта (предмет в себе); второй - объект как сложность, как множество, расчлененность, как рефлексия (предмет для себя); третий — воссозданное единство, в котором не теряются внутренние различия, выявленная истина (предмет в себе и для себя). Каждый из этих моментов (тезис – анализ – синтез) полагается в качестве самостоятельного понятия (предмет в себе), в процессе «диалектического движения» проходит через результат промежуточного анализа (предмет для себя) и завершается результатом завершающим (предмет в себе и для себя, синтез). Затем этот же предмет в себе и для себя, синтез, полагается предметом в себе (тезисом) и опять подвергается триадическому исследованию и обогащению содержанием.

В ходе своего исследования Гегель открывает ряд основополагающих принципов (соотношение сущности и явления, формы и содержания, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, возможности и действительности, исторического и логического и другие) и законов диалектики, среди которых последующей философской мыслью выделили три:

1. Закон единства и борьбы противоположностей;

2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот;

3. Закон отрицания - отрицания.

Гегель показал, что эти принципы и законы действуют во всех сферах действительности: в природе, в обществе и в мысли.

Кроме первого раздела, посвященного проблемам Логики, в систему "Энциклопедии философских наук", входит второй раздел, который Гегель посвятил рассмотрению философии природы, так и назвав его - "Философия природы". Он подходит к Природе не как естествоиспытатель, а как философ, и пытается охватить всю ее в системе, обнаружить в ней наиболее общие признаки и закономерности. Для него природа есть, прежде всего "идея в форме инобытия". Иными словами, для идеалиста Гегеля Природа является антитезисом (отчуждением и противопоставлением) Духа. Дух - идеален, а Природа - материальна. Не смотря на такую противоположность Духа и Природы, между ними существует диалектическое взаимодействие. Дух проявляется и познает Природу, а "предметы природы не мыслят и не являются представлениями или мыслями". В этом понимании Дух для нас является реальным, а Природа - потусторонней.

Рассмотрение природы Гегель начинает с определения наиболее абстрактных её категорий - Пространства, Времени и Движения.

В соответствии со своими "Триадами", Гегель в природе усматривает три ее стороны: Механику, Физику и Органику. Любой из этих разделов работы имеет тройственную структуру. Так, органическая жизнь (у Гегеля - "Органическая физика") включает в себя: Геологическую природу, Растительный мир и Животный мир.

С точки зрения научного уровня современного естествознания (и уровня современных философских знаний - тоже!) взгляды Гегеля - это взгляды высокообразованного человека начала 19 века. Во многих отношениях они устарели. Но нельзя умолчать о том, что Гегель в своей работе высказал ряд гениальных догадок, справедливость которых была подтверждена последующим развитием научных знаний. И что наиболее важно - для будущего естествознания Гегель предложил диалектический метод исследования предметов и явлений Природы, тот метод, без которого была бы невозможная современная наука и научный анализ общественных явлений.


^ Философия истории Гегеля


Прогресс во всемирной истории осуществляется всегда каким-либо одним народом, дух которого является носителем Мирового Духа на данном этапе развития (в этой связи Гегель говорит о народном духе). Другие народы или изжили себя, или еще не дошли до необходимой стадии развития, поэтому они играют подчиненную роль. Цель мировой истории - познание Мировым Разумом себя. Мировой Разум воплощается на том или ином этапе в культуре того или иного народа - становится его народным духом. Осуществление этой цели означает начало упадка: познавая себя, народ видит свою конечность, ограниченность и открывает дорогу другим, более высоким принципам. «Зрелость народа превращается в старость, но, созданные им плоды не пропадают - дают семена другого народа, которому время зреть». Т.о. каждый народ - определенное звено в цепи развития Мирового Разума, двигающегося к осуществлению своей цели. Критерий общественного прогресса - прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы.



Рис.1


Так, в Восточном мире (рис.1) люди абсолютно несвободны (отсутствует само понятие свободы): все - рабы, рабовладельцев нет; ибо даже деспот (фараон или император Поднебесной) также несвободен - он является рабом условностей. У эллинов свободы больше, часть из них даже юридически свободна. Еще больше степень свободы у римлян - у них уже несвобода становится формальной (de jure). И, наконец, в Христиано-германском мире свобода находит свое полное завершение: «лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек, как таковой свободен, что свобода духа есть самое основное свойство его природы».

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что история - непрерывный процесс изменения состояния людей, и изменение это фиксируется по степени осознания свободы. Поскольку у Гегеля речь идет о формальных (юридических) свободах, то мы можем сравнивать различные общества по степени развития свободы, в этом смысле гегелевская схема обладает достаточной долей «инструментализма» и ею (схемой) можно пользоваться для объяснения исторических событий, если учесть, что каждый народ не детерминирован «хитростью Мирового Разума». Например, Китай сошел с линии мирового развития и «дрейфовал» вдоль оси времени более 5 тысяч лет, а в середине нашего века перешел скачком сразу в христиано-германский мир (рис.2), а Россия постоянно пыталась «улизнуть» с линии мирового развития.



Рис.2


Если рассматривать схему Гегеля вне телеологического контекста, то становится возможной замена его концепции истории концепцией социального эволюционизма. В этой связи интересно рассмотреть марксистскую схему философии истории, поскольку Маркс de facto заимствует схему истории Гегеля, разбивая четыре этапа развития мира на семь общественно-экономических формаций (ОЭФ), заменив критерий прогресса (свободу) на рост производительных сил общества (рис.3):




Рис.3

  1. родовая ОЭФ (отсутствуют классы и собственность);

  2. азиатская формация (государство и классы есть, но нет частной собственности);

  3. рабовладельческая;

  4. феодализм;

  5. капитализм;

  6. социализм и

  7. коммунизм (на рисунке эта формация не изображена).



Историческая судьба философии Гегеля


Гегель был авторитарным человеком в философии. Вокруг него не было ни учеников, ни последователей, ни единомышленников. Философ разрабатывал и распространял свое учение сам. Окружение же верноподданно слушало и неуклонно воспринимало учение своего Мудреца.

После внезапной смерти Гегеля его почитатели объявили себя его учениками и стражами его философской мысли. Одна часть таких почитателей старалась не только на века законсервировать учение Гегеля, но также полностью приспособить его к будничной жизни Прусской монархии, к христианской религии, отрицанию материализма. Среди таковых были Гинрихс, Габлер, Гершель и прочие, которые назвали себя старогегельянцами. Заслуга последних состоит в том, что они издали полные собрания произведений Гегеля, включив в них рукописное наследие философа и конспекты прочитанных им лекций. Старогегельянцам противостояли младогегельянцы, которые пытались развить учение Гегеля дальше - к атеизму, революционному демократизму. Среди таковых были известные критики библейского текста и исследователи первоначального христианства (Бруно Бауер), мифа об Иисусе Христе (Давид Штраус), родоначальники анархизма (Макс Штирнер). К ним также в молодые годы принадлежали Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

В скором времени гегельянство сошло с арены философской мысли 19 века и в начале 20 века возродилось в искаженном виде под названием неогегельянства.

Используемые источники

  1. «Энциклопедия философских наук»

  2. http://lib.ru/FILOSOF/GEGEL/fenomen.txt

3.http://mirmax.chat.ru/pages/person/gegel.html


2






Похожие:

Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconКонтрольная работа по курсу «Философии» на тему: «Диалектика и метафизика»
Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля
Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconРеферат по философии на тему Философские взгляды Георга Гегеля
Гегеля и его предшественников было идеа­листическое решение вопроса о соотношении сознания и природы, материи. Различия между ними...
Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» icon1. Философия, её роль в жизни человека
Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную...
Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconФилософия государства и права Гегеля

Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconФилософия г. Гегеля и л. Фейербаха. План. I. Вступление. Немецкий идеализм в первой половине XIX века
Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав его...
Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconКонтрольная работа по дисциплине «Философия» на тему «Философия эпохи Просвещения»
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы
Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconI. Представление Гегеля о государстве Роль народных масс
Аристотеля; однако схема выполнения значительно приближает Гегеля затруднениям платоновского дуализма; то и другие, конечно, с сохранением...
Реферат по дисциплине: «Философия» На тему: «\\\"Наука логики\\\" Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики Гегеля для понимания развития в природе и обществе. Философия истории Гегели» iconРеферат по дисциплине "Социальная Философия" на тему: «Наука и техника»
Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы