Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования icon

Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования



НазваниеЗнание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования
Дата конвертации01.04.2013
Размер91,62 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Экзамен/10Инфляция.doc
2. /Экзамен/11Виды пред деят, агенты.doc
3. /Экзамен/12Формирование, Зп.doc
4. /Экзамен/13Ценообразование на факторы производства.doc
5. /Экзамен/14Эк прибыль, дисконт.doc
6. /Экзамен/15Рента, ставка процента.doc
7. /Экзамен/16Неравенство,Ленц.doc
8. /Экзамен/17Б-п,планирование.doc
9. /Экзамен/18Экономические издержки.doc
10. /Экзамен/19Издержки.doc
11. /Экзамен/1Предме метод этапы эк теории.doc
12. /Экзамен/20Издерж долгие.doc
13. /Экзамен/21Потребление.doc
14. /Экзамен/22Конкуренция.doc
15. /Экзамен/23Спрос, ден рынок.doc
16. /Экзамен/24ВВП,ВНП.doc
17. /Экзамен/25Валютная система.doc
18. /Экзамен/26Фискальная политика.doc
19. /Экзамен/27Коммерческий банк.doc
20. /Экзамен/28Банковский системы.doc
21. /Экзамен/29Эффект масштаба производства.doc
22. /Экзамен/2Хоз д произ продукт.doc
23. /Экзамен/3теория полезность кривые.doc
24. /Экзамен/4Субъекты и закон стоимости.doc
25. /Экзамен/5Общ хо-во товарное про-во.doc
26. /Экзамен/6Собственность.doc
27. /Экзамен/7Крива?я произво?дственных возмо?жностей.doc
28. /Экзамен/8товар теория.doc
29. /Экзамен/9рынок, спрос, паутин.doc
Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, и следует искать ее причины. Рассмотрим их
Его участников
Формирование цен на ресурсы
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования
Прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством
Что такое рента?
Неравенство доходов и его причины. Показатели дифференциации доходов
Объем резюме не должен составлять более четырех машино­писных страниц
Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль как элемент издержек
Издержки производства в краткосрочном периоде
Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории
Издержки производства в долгосрочном периоде
С это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода. Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного
Виды конкуренции
Де́нежный ры́нок
Сущность и структура Системы национальных счетов
Различают национальные, региональные и мировые валютные системы
Фискальная политика, ее цели и инструменты
1) аккумуляцию (привлечение) временно свободных денежных средств в депозиты
Представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом
Эффе́кт масшта́ба
Хоз-ая деятельность представляет процесс, в котором выделяются 4 стадии
Потребительское поведение
Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики
Основные формы ведения общественного хозяйства
Сущность собственности как экономической категории
Крива́я произво́дственных возмо́жностей
Товар и его свойства
Сущность и функции рынка

Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования. Процесс формирования, установления и применения рыночной цены товара происходит по-разному, в зависимости от того, каковы условия функционирования покупателей и продавцов на данном рынке. Вид рыночной структуры определяет возможности предприятия с точки зрения свободы формирования цен и их уровня. 

В условиях, близких к совершенной конкуренции, цена определяется рынком как равновесная между объемом спроса и предложения. Таким образом, ни одна из фирм не играет заметной роли в установлении цен. Предприятие в этом случае принимает цену как данность, заботясь только о том, чтобы эта цена не оказалась выше затрат, и направляя усилия главным образом на их снижение. Для фирмы в этих условиях спрос полностью зависит от цены. При этом цены на одинаковую продукцию, произведенную различными предприятиями, практически одинаковы, а возможности для проведения активной ценовой политики и ценовой дискриминации отсутствуют. Резкое изменение цены отдельным производителем или самостоятельное установление им цены значительно отличающейся по уровню от предлагаемой другими предприятиями, действующими на данном рынке, невозможно. Только воздействие каких-то общих для данного рынка факторов (изменение ставки налога, введение или отмена таможенных пошлин, ускорение инфляции) может привести к изменению рыночной цены. Максимизация прибыли предприятием в условиях совершенной конкуренции достигается за счет изменения объема выпускаемой продукции, который фирма увеличивает до тех пор, пока не достигнет равенства цены и предельных затрат (Р = МС). В этом случае линия предельных затрат определяет кривую предложения предприятия, а линия спроса является горизонтальной линией и определяется уровнем цены. Вследствие того что рынок открыт для входа всех желающих, получение экономической прибыли предприятием возможно только в рамках короткого периода, а в длительном периоде обеспечивается получение только нормальной прибыли. 

В условиях монополии предприятие, наоборот, может устанавливать цену по своему усмотрению, ориентируясь на функцию спроса. При этом линия рыночного спроса одновременно и является линией спроса данной фирмы, и имеет, следовательно, отрицательный наклон. Предприятие максимизирует прибыль, меняя не только объем, но и цену. Таким образом, состояние равновесия определяется равенством предельной выручки и предельных затрат (МR = МС), а цена, определяемая при данном объеме выпуска, в соответствии с функцией спроса всегда выше предельных затрат. Последнее означает, что монополия получает экономическую прибыль не только в коротком, но и в длительном периодах. Следует отметить, что в условиях монополии цена всегда выше, чем на конкурентном рынке. Одновременно монополия может осуществлять ценовую дискриминацию всех видов, активно использовать цены для достижения целей фирмы. 

Абсолютное большинство современных рынков — несовершенные рынки, на которых идет острая конкурентная борьба, поддерживаемая антимонопольной политикой государства. И в то же время они имеют ярко выраженные элементы рыночной власти, дающие фирмам возможность проведения самостоятельной ценовой политики. 

В теории несовершенные рынки рассматриваются с точки зрения форм их структуры. Как правило, выделяют рынки монополистической конкуренции, главной характерной чертой которых является неоднородность продукта, и рынки олигополии, выделение которых обусловлено наличием ограниченного количества основных участников, находящихся в тесной взаимозависимости друг от друга. 

Основные модели ценообразования различаются по двум указанным формам организации рынка. 

При монополистической конкуренции возможности ценообразования ограничены существованием достаточно большого количества предприятий, производящих взаимозаменяемую продукцию. Причем чем меньше конкурентов — производителей данной продукции, тем больше монопольная власть фирмы и тем больше свободы в формировании цены она имеет, и наоборот. Предприятие максимизирует прибыль, исходя из равенства предельной выручки и предельных затрат, как при монополии. Однако получение экономической прибыли возможно только в рамках короткого периода, а в длительном, как и при совершенной конкуренции, предприятие может получать только нормальную прибыль. 

На олигопольном рынке существует тесная взаимосвязь нескольких крупных производителей, которые могут вести себя с точки зрения ценообразования по-разному. В ряде случаев фирма-олигополист, стараясь максимизировать прибыль, будет проводить активную ценовую политику, снижая цену. Однако это может привести к ценовой войне и резкому снижению прибыли всех фирм, действующих в отрасли, чего фирмы стараются избежать. Вместе с тем возможен и сговор между фирмами, что может привести к установлению высокой цены по принципу монопольной и ее поддержанию даже при отсутствии экономических причин для этого. Однако устный сговор ненадежен, а официально оформленное картельное соглашение преследуется по закону. Вследствие этого, опасаясь за свои доходы, олигополисты стараются не менять цены, сохраняя их «жесткость» даже при изменении конъюнктуры рынка. Широкое распространение получил метод «ценообразования за лидером», в рамках которого доминирующий по объему выпуска производитель устанавливает цену, которая максимизирует его прибыль, а остальные фирмы добровольно придерживаются этой цены. В ряде случаев, для того чтобы не допустить появления конкурентов на рынке, фирмы применяют метод, при котором цена устанавливается на уровне, равном или ниже минимума средних издержек потенциального нового производителя. В любом случае предприятие-олигополист максимизирует прибыль при таком объеме, когда предельная выручка равна предельным затратам, и имеет экономическую прибыль в коротком и длительном периодах. 

Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

На рис. 12.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 12.6,а), другая - минимизирует убытки (рис. 12.6,б).



Рис. 12.6. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):D - спрос: MR- предельный доход; МС - предельные издержки: AVC - средние переменные издержки; АТС - средние валовые издержки

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 12.7.



Рис. 12.7. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D - спрос; MR- предельный доход; МС - предельные издержки; АТС - средние валовые издержки

 

Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным? С точки зрения использования ресурсов - нет, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками (см. рис. 12.7): производство Q0 не достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

Ломанная кривая спроса

Предположим, что три крупных фирмы А, В и С производят практически однородный товар и владеют каждая 1/3 рынка. Все три фирмы продают свою продукцию по общей цене P*. Объем продаж фирмы А при данной цене составляет Q*. Как отреагируют олигополисты В и С, если фирма А в одностороннем порядке решит изменить цены на свою продукцию?

Если фирма А понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты скорее всего последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы А за их счет.

Если фирма А повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены Р*, то скорее всего фирмы В и С не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы А.

Можно предположить, что если на олигопольном рынке конкуренты игнорируют повышение цен, но реагируют соответствующим образом на понижение цен, то кривая спроса фирмы А будет иметь различный наклон выше и ниже уровня преобладающей цены. Перегиб кривой спроса в точке преобладающей цены имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рис. 7.2.

7.2 Модель ломаной кривой спроса (рост издержек)



Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из приведенного рисунка, оптимальный объем производства равен Q*, а оптимальная цена Р*. Если по каким-то причинам издержки возрастают и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.

Аналогичным образом можно рассмотреть ситуацию, когда меняется рыночный спрос. Как видно из рис. 7.3, увеличение рыночного спроса и соответствующее смещение кривой предельного дохода вызовут прирост оптимального объема, но сохранят неизменной рыночную цену.

7.3 Модель ломаной кривой спроса (рост спроса)



Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистов существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет олигополистов продавать свою продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам. Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара.

Практические наблюдения не противоречат выводам из данной модели. Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

Вместе с тем допущение о возможной реакции конкурентов не всегда справедливо.

  • Понижение цены одним из олигополистов может быть расценено не как попытка ценовой конкуренции, а следствием того, что:

    • товар устарел и возникли проблемы с его сбытом;

    • фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. Соответственно и реакции конкурентов будут зависеть от их видения ситуации.

  • С другой стороны, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции, когда в течение некоторого периода наблюдается повышение общего уровня цен в экономике.

  • Или когда в отрасли имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconТехнология принятия управленческих решений
Впервые в одной книге в комплексе рассмотрены все важнейшие теоретико-методологические и практические вопросы принятия управленческих...
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconТехнология принятия управленческих решений
Впервые в одной книге в комплексе рассмотрены все важнейшие теоретико-методологические и практические вопросы принятия управленческих...
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования icon1. Технология подготовки и принятия управленческих решений, ее элементы
Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. В процессе принятия управленческих...
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconКонтрольная работа на тему: " Понятие и квалификация управленческих решений " Саргсян Т. Н г. Волгоград содержание
Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой...
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconКонтрольная работа по дисциплине «менеджмент» на тему «Процессы принятия решений в организации»
Сущность принятия решений в процессе управления. Классификация управленческих решений стр. 3
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconКонтрольная работа по дисциплине «Менеджмент» на тему «Процессы принятия решений в организации»
Что бы в этом убедиться, ниже мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, критерии принятия решений, используемые способы,...
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconАннотация учебной дисциплины «Принятие управленческих решений»
Цель курса – рассмотреть методы, инструментарий (математический, информационный), процедуры, индивидуальные и групповые технологии...
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconАннотация учебной дисциплины «Технологии принятия управленческих решений» Краткая характеристика учебной дисциплины (курса) Данный курс предназначен для программы мва «Политические и бизнес-коммуникации»
Основной упор сделан на анализ ситуаций, требующих принятия решений, соответствующих методов, активно используемых управленцами,...
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconСодержание. Введение Повышение эффективности принятия и реализации управленческих решений Принятие и реализации управленческих решений на практике Выводы Список использованной литературы Введение
Проблема, затронутая в данной контрольной работе, представляется весьма актуальной
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconУправления как система принятия решений, роль принятия решений в системе управления 4
Понятие о схеме принятия решений и ее значение для эффективного функционирования подразделений 9
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования iconРеферат по курсу: "управление временем" на тему: "совершенствование процесса принятия управленческих решений с точки зрения экономии времени"
Совершенствование процесса принятия управленческих решений с точки зрения экономии времени”
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы