Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры icon

Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры



НазваниеViii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры
Дата конвертации21.06.2013
Размер370.54 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Глава VIII. Эпоха Возрождения как начало новой европейской

культуры



Эпоха Возрождения – социальный и культурный переворот средневековых традиций в Европе XIII-XVI вв.
Возрождение, или Ренессанс – одна из самых величайших эпох в духовной жизни человечества. Она возникла в начальной стадии переходного периода от Средневековья к Новому времени, вобрала в себя лучшие традиции отживающего века и античности и дала мощное ускорение развитию европейской и всей мировой культуре.


^ Исторические этапы развития

эпохи Возрождения




Все зарубежные и отечественные мыслители единодушны в оценке эпохи Возрождения. По их мнению, то была величайшая из эпох, прожитых человечеством:

  • немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) говорил: «То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки»1;

  • русский философ и культуролог Н.А. Бердяев (1874-1948) в работе «Смысл истории» писал: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культуру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла децентрализация, были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века. Вся новая история есть ренессансный период истории. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека…»2.

Качественным признаком эпохи Возрождения стал переход от Средневековья, основанного на господстве религиозного сознания и порожденного земледельческим характером производственной и хозяйственной жизни общества, к новому типу культуры. Его ценностным ядром становится индивидуально-личностное, деятельное отношение к жизни, ориентированное на новаторство, поскольку оно уже стимулируется ремесленно-производственной практикой городского бытия европейцев.


^ Отличительные особенности (черты)

культуры эпохи Возрождения


gif">


Свое название Возрождение, или Ренессанс, этот период развития культуры получил благодаря возрождению забытого в Средневековье искусства античности, появлению новых знаний и идейных течений и острому, радикальному, господствовавшему в то время чувству обновления. Ренессанс – явление, безусловно, общеевропейское, но подлинной его родиной была Италия, а в ней – город Флоренция. И это не случайно:

  • во-первых, Италия занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей;

  • во-вторых, в Италии, особенно в ее северной части, к XIII в. появились независимые и процветающие города-государства (Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена и др.) с развитой экономикой, высоким уровнем ремесла и культуры, обладающие республиканской формой правления. Так, еще в 1293 г. во Флоренции были приняты «Установления справедливости», полностью отстранившие дворян-грандов от политической жизни. В итальянских городах происходят качественные сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом и зарождению капиталистического уклада. В результате в XIV-XV вв. Италия по уровню развития вышла на первое место в Европе, что, в частности, и выразилось в том мощном процессе становления новой культуры, которая носит имя «Возрождение».

В XV-XVI вв. явление Ренессанса, обозначенное понятием «Северное Возрождение», охватывает одну за другой государства Европы: Нидерланды, Францию, Германию, Англию, Скандинавские страны. В этих странах наблюдаются общие с итальянскими тенденции культурного развития, которые проявились

  • в растущем самосознании личности;

  • в распространении гуманистической образованности;

  • в сплаве новых итальянских влияний с самобытными готическими традициями в искусстве.

В каждом случае они приобретали особенные для данной культуры характерные черты. В отличие от Италии, где процесс обновления культуры протекал в русле развития элементов светского мировоззрения, в странах Северного Ренессанса, менее знакомых с памятниками античной культуры, возрастает внимание к религиозной морали, делаются попытки обновления старых норм религиозной и церковной жизни.

^ Города-государства Италии стали основой формирования нового мировоззрения и колоссального подъема культуры. Создание первых форм раннекапиталистического производства, развитие торговли и финансового дела привело к появлению в них нового социального слоя (купеческо-бюргерского), состоящего из предпринимателей и дельцов. Молодые буржуа сплачиваются в корпорации, сближаются и частично сливаются с аристократической верхушкой, сосредоточивая в своих руках все виды социальной деятельности от управления производством до управления внешней и внутренней общественной жизнью. На этой почве рождается новый субъект культуры – «европейская интеллигенция». «Герои того времени еще не стали рабами разделения труда… Они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми», – пишет выдающийся западноевропейский мыслитель Ф. Энгельс (1820-1895)3.

Городская культура способствовала формированию сознания свободного ремесленника, становлению и расцвету выдающихся талантов, обладавших высокими индивидуальными качествами: художников, поэтов, ученых и др. деятелей культуры. Им поклонялись, их чтили так, как в античном мире чтили героев, а в Средние века – святых. Особенно растет спрос на образованных людей. Люди, имевшие знания, пользовались в обществе не только почетом и уважением, но и получали определенный доход. Повсюду в Европе появлялись светские школы, что стало также и одним из признаков отхода общества от религиозных, церковных догматов.

Время Ренессанса было окрашено жаждой новизны, которая стимулировала развитие многих направлений в культуре. В эпоху Возрождения разворачивается научное изучение природы – естествознание. Оно становится лидером научной мысли, и вместо теоцентризма – мировоззрения феодального общества – во всех сферах культуры начинает развиваться натуроцентристское сознание. Его импульсами служила производственная и практическая потребность поздне-средневекового города, нуждавшегося в научном подспорье для своего дальнейшего возвышения. Как отмечает известный английский ученый Дж. Бернал, «изменения в технических приемах вели к науке, а наука в свою очередь – к новым и все более быстрым изменениям в технических приемах»; в результате естествознание «обеспечило себе постоянное место в качестве части производительных сил общества… Это была поистине научная революция». По мнению ученых, в Европе между серединой XIV и серединой XVI в. чрезвычайно важное место в обществе начинает занимать техника, а тенденции ее развития стремились к тому, чтобы стать одним из доминирующих факторов человеческой цивилизации. Западная Европа начинает все более осознанно воспринимать как сам технический прогресс, так и его возможности, которые уже в это время многим кажутся безграничными.

Значительным шагом в становлении естествознания было издание в середине XVI столетия двух трактатов ^ Н. Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер» и А. Везалия (1514-1564) «О строении человеческого тела, названных «двумя величайшими победами» Возрождения. Одновременность их появления имела символическое значение для миропонимания людей того времени, поскольку они выявляли два полюса ориентации познавательной деятельности – мироздание и человека как его совершеннейшее явление, то есть космос и микрокосм.

Великие географические открытия эпохи, обоснование гелиоцентрической системы мира и теории о бесконечности Вселенной привели к важнейшему качественному скачку в представлениях людей об окружающем мире. «Мир сразу сделался почти в десять раз больше; вместо четверти одного полушария теперь перед взором западноевропейцев предстал весь Земной шар … Внешнему и внутреннему взору человека открылся бесконечно более широкий горизонт», – писал Ф. Энгельс4.

Весомый вклад в науку Возрождения внесли ученые ^ Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Парацельс, Тарталья, Кардано и др.

Важнейшим компонентом ренессансной культуры стало изобретение в XV в. немецким печатником ^ Гуттенбергом (ок. 1399-1468) книгопечатания. Появление доступных печатных книг, тиражирование произведений изобразительного искусства с помощью гравюры, способствовало масштабной демократизации культуры и, по мнению теоретика культуры М.С. Кагана (1921-2006), позволяет считать Возрождение и в этом отношении «культурной революцией», сопоставимой по значению с возникновением письменности.

^ Богатое содержание новой эпохи – отличительная особенность этого периода истории:

бурный экономический рост,

разложение средневекового уклада жизни,

усложнение классовых отношений феодального общества,

расширение границ познания мира,

развитие технических знаний и опытных наук.

Все это не укладывалось в лоно прежнего богословского учения и разрывало узкие пределы средневекового мировоззрения. Христианская составляющая в культуре перестала быть определяющей. На первое место выдвигается индивидуализм рациональной личности с осознанием собственного могущества и достоинства. Складываются новые нравственные принципы, которые оправдывают «честное обогащение», тягу к мирским благам, что вело к расхождению с церковной аскетической моралью, сковывавшей инициативу и деловую активность. В противовес средневековому пониманию человека лишь как вместилища духа приходит новое убеждение, что человек рожден для счастья на земле и вправе пользоваться всеми радостями, дарованными жизнью.

«…Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты, – пишет об этом времени выдающийся русский ученый А.Ф. Лосев (1893-1988). – Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле!.. Посмотрите, как красиво энергичное мужское тело и как изящны мягкие очертания женской фигуры!.. Даже заправские теисты Возрождения вроде Марсилио Фичино или Николая Кузанского рассуждают о красоте мира и жизни почти в духе пантеизма…»5.

^ Ослабление религиозных и социальных ограничений давало возможность человеку поверить в свои собственные силы, способствовало его духовному раскрепощению.






Проективный

потенциал ренессансной культуры


Преобразование

природы

(инженерно-техническая

практика)
















^ Совершенствование человеческого общества

(создание утопических картин совершенного мира)




Воспитание

нового человека

(теоретическое и практическое в педагогической сфере)




Гуманизм

как идейная

основа эпохи Возрождения
Мощной силой, оказавшей существенное влияние на распад средневековой картины мира в эпоху Возрождения стал гуманизм. Он выступил теоретическим выражением происходивших социально-политических процессов, в которых именно человек, а не Бог, оказывался в центре общественных и политических движений.


Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – в широком смысле – исторически изменяющаяся система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Идеи гуманизма имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов, начиная с глубокой древности. Даже в недрах средневековой культуры, где главной ценностью был Бог, формируются гуманистические идеи. Однако, если гуманизм в широком понимании есть признание высокой ценности человека как родового существа, то, как отмечает М.С. Каган, «ренессансный гуманизм был признанием ценности личности как конкретного индивида, имеющего право на свободный выбор ценностей и способов их воплощения в своей деятельности»6, независимо от того, касается ли это свободы выбора религиозной веры, или политических убеждений, или нравственных принципов, или художественно-творческого метода.

Краеугольный камень нового мировоззрения заложил великий и последний поэт Средневековья ^ Данте Алигьере (1265-1324). В своей гениальной «Божественной комедии» он первый спел гимн достоинству человека. Основоположниками гуманистической культуры считаются флорентийцы – писатель Джованни Боккаччо и поэт Франческо Петрарка, провозгласившие совершенно новый взгляд на человека и окружающий мир. В их произведениях впервые в христианской культуре человек был изображен не как часть божьего мира, а как самоценное существо. «Для чего познавать зверей, птиц, рыб, змей, если не знаешь природы людей: для чего мы существуем, откуда пришли и куда идем», – задавался вопросом Петрарка7.



Гуманизм






  • дал толчок развитию новых философских концепций;

  • способствовал становлению литератур на национальных языках европейских стран;

  • оказал влияние на развитие естественных наук;

  • оставил свой след в зодчестве, дал богатый материал для поисков художников и скульпторов.






В то же время понятие «гуманизм» имело более широкое, чем чисто профессиональное художественно-эстетическое значение. Он сыграл чрезвычайно важную роль в общественно-политической и духовной жизни западноевропейского общества. В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Ренессансные гуманисты, лично не порывая с христианством, привнесли в культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам церкви, смелый критический дух. Развиваясь как мощное течение новых общественных воззрений, гуманистические взгляды захватывают и проникают в купеческие круги; во дворцы и окружение правителей государств; в среду политиков; утверждаются в народных массах; и даже в папскую канцелярию.

С гуманизмом было связано перенесение основного внимания с христианских ценностей на действительный мир, наслаждение земным бытием, жизнерадостность, вера в доброжелательность человеческой натуры, стремление найти в окружающем мире закономерность, подтверждающую его красоту и стройность. В результате «именно в этот период, – пишет выдающийся итальянский историк искусства, философ, художественный критик Джулио Карло Арган,светская культура … заняла место культуры религиозной, теологической, догматической, космополитической и носительницей которой выступала католическая церковь»8.

^ Важнейшее место среди ценностей гуманистической культуры приобретают антропоцентризм и возвращение к идеалам античной культуры.

I. Антропоцентризм (утверждение высшей ценности человека). Мыслителей Ренессанса, в отличие от средневековых философов, человек интересует прежде всего в его земном происхождении. Известный отечественный историк М.А. Барг отмечает, что антропоцентризм – это не только признание ценности «человека вообще». Это совершенно новое, конкретное противопоставление отмирающим безличным духовным ценностям Средневековья идеи «свободной и самоопределяющейся» человеческой личности. Процесс индивидуализации личности, начавшийся в период Возрождения, положил конец анонимности, характерной для средневековой эпохи. Он проявил себя, начиная с форм землепользования и уклада семьи и кончая сферой духовного творчества.

^ Человек в понимании гуманистов – наиболее совершенное творение природы, высшее начало бытия. Реальностью становится новый взгляд на человека как совершенного микрокосма, содержащего в себе и созидающего целый мир. Мыслителей Возрождения он интересует прежде всего в своем земном предназначении. Существенной чертой гуманистического подхода к жизни было введение понятия человеческой деятельности – свободной, инициативной, творческой, которая возвышает человека и уравнивает его в творческих потенциях с Богом, что вело к общему повышению уровня свободы в обществе.


^ Гуманистические открытия культуры

Возрождения




^ Человек как

состоявшаяся и

самодостаточная

личность

Мир – как сфера

приложения

человеческого разума

и воли



Идеалом человека признавалась гармоническая, сильная, свободная, духовно богатая, всесторонне развитая личность (homo universalis – человек владеющий искусствами), причастная к сфере всего гуманитарного знания – studia humanitatis, центром которой было изучение и комментирование древних текстов. Считалось, что человек имеет все возможности, чтобы стать virtuosi, понимая под этим достоинство, связанное с возможностью креативности, художественного творчества, объектом которого становится не только искусство, но и собственная жизнь.


^ Человеческие идеалы Возрождения





Наиболее адекватное выражение гуманистический антропоцентризм нашел в морально-этических рассуждениях, идеях, концепциях философов-гуманистов:


^ Ключевой идеей возрожденческого гуманизма была свобода человека, его право самостоятельно выбирать свой жизненный путь и распоряжаться собой.







^ Ценность человека стала определяться его личными достоинствами и заслугами перед обществом, а не положением в обществе и знатностью происхождения.





Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, творческими дарованиями. Ими был создан образ счастливого человека – свободного, живущего в гармонии с окружающим миром, уверенного в своих силах, получающего удовольствие от собственной индивидуальности.








^ В трудах гуманистов XV в. на первое место выходит культ человеческого разума. (В мировосприятии ренессансного человека Разум уже противопоставлялся Вере, однако противопоставление Разума Чувству произойдет гораздо позднее, в XVII в.). Вера в бесконечные возможности человека породила уверенность в возможности овладения силами природы. Способность человека познавать окружающий мир гуманисты превозносили как высшее благо. Одним из способов достичь морального идеала, помимо деятельной жизни, они считали жизнь созерцательную.











Гуманисты проявляли интерес к общественно-политической жизни. Основополагающим объектом изучения и одновременно инструментом гуманистической мысли была этика. Целью морали, считали гуманисты, является достижение гармонии между личным и общественным. Эта гармония достигается при соблюдении принципов общественного блага, создании равных условий для развития всех членов общества независимо от их рождения и принадлежности к какому-либо сословию.








Гуманисты утверждали красоту и гармонию мира. Важным достижением гуманистической культуры Ренессанса стало выделение в самостоятельную сферу досуга, служащего развитию личности.





Титанизм – это феномен, характеризующий расцвет возрожденческой культуры. Он связан не столько с конкретными личностями великих творцов, чьи таланты были поистине универсальны, сколько с новым восприятием человека в искусстве и в мире.



Таким образом, человек эпохи Возрождения научился ценить себя за почетное место в космосе. Это место он связывал с безграничностью своей свободы, а позднее – с собственной индивидуальностью, которую не сводил к любым внешним привилегиям. Знаменитый гуманист Ульрих фон Гуттен в одном из своих писем утверждал: «Я не хочу, чтобы меня ценили за моих призрачных предков-дворян, я не хочу довольствоваться полученным от них, но думаю, что я кое-что прибавил к их приданому, и это перейдет от меня к потомкам»9.

Смещение системы координат теоцентризма в сторону антропоцентризма происходило в несколько этапов. Первоначально новая идеология распространялась в виде поэтически-художественных произведений, затрагивающих проблемы личности. В них господствовали темы судьбы, любви, счастья и т.д., находившие отклик в душах многих людей.

В первой половине XV в. происходит увеличение числа лиц, имеющих гуманистическое образование, отличное от традиционного, и гуманизм превращается в одно из самых ведущих культурных течений Италии. Во Флоренции, Ферраре, Венеции, Риме и других городах возникают настоящие центры гуманизма. Значительное место в их деятельности занимают вопросы воспитания человека. Целью педагогического искусства объявляется формирование личности полезной в политической сфере. Для этого надо было хорошо знать историю, иностранные языки, обладать красноречием и т.д. «Перемена занятий, – вот что доставляет нам удовольствие, – писал М. Пальмиере. – Поэтому не следует желать сначала стать совершенным грамматиком, потом ... наилучшим музыкантом, затем стремиться стать скульптором или архитектором, потому что ты потерял бы уже первую дисциплину... Посвятить себя многим наилучшим вещам – это и есть та цель, которая заставляет приобретать знания с наслаждением, сделай для себя обычным многое, воспитай себя всесторонне развитым во многих человеческих делах...»10.

Интерес к естественным наукам второй половины XV в. привел гуманистов к новому стилю мышления. Поскольку для полного раскрытия природных задатков и способностей человека следовало иметь точные знания о его естественно-телесном строении, в центр внимания поздних гуманистов попадает медицина, которая расценивалась как основа естествознания, позволяющее приумножить могущество человека. Так, например, возникшую в эпоху Возрождения «перспективную живопись», теоретик живописи XV в. Пьетро делла Франческо возводит в ранг науки, поскольку она, в отличие от архитектуры и пластического искусства, давала зрителю не только объективное видение вещей, но и раскрывала внутренний субъективный мир художника, а Леонардо да Винчи слагает целые гимны человеческому органу зрения. Если глаз – орган познания истины, то ближайшая сфера его применения в искусстве не отличается от философии, считал он. В геометрии, имеющей дело с пространственными отношениями самими по себе, мыслители Возрождения стремились установить соотношения между видимыми предметами и видящим глазом и т.д.


^ Эволюция доминирующих представлений

во взглядах гуманистов на человека


Человек

понимается как

индивид


Человек – существо социальное

(Бруни, Браччолини, Манетте и др.)


Человек – существо природное

(Фичино, Пикко дела Мирандолла и др.)









II. Возвращение к античным истокам культуры. Становление нового исторического типа сознания и деятельности, отвечавшее потребностям ремесленно-торговой практики, нуждалось не только в иных формах политической жизни, социального устройства, экономики, но и в духовном обновлении. Эта новизна закономерно возникла на почве Италии, с ее процветающими городами, достигшей пика исторического прогресса. Неотъемлемой частью национального достояния итальянцев была античная культура. Достаточно продолжительная временная отдаленность сформировала в сознании мыслящих людей ностальгически идеальный образ античности, как «золотого века», противостоящего суровой, аскетической культуре «темных веков». Считая себя наследниками римской культуры, многие мыслители, государственные деятели итальянских городов-государств мечтали о воссоздании федерации итальянских городов во главе с Римом и возрождении былого величия. Благодаря усилиям первых гуманистов в европейскую культуру возвращаются художественный и духовный идеал греков и римлян, античная скульптура, живопись, литературное наследие.

Обращение гуманистов к античности с самого начала противостояло идеям, проповедуемым католической церковью, в первую очередь потому, что «для всех античность была подлинной историей, т.е. историей, совершавшейся по воле человека» (Дж.К. Арган). Поэтому мыслители Возрождения использовали культурное наследие античности и как идейное оружие против средневекового религиозного мировоззрения. Для культуры Ренессанса реанимация античных традиций не являлась главной задачей, а служила лишь существенным подспорьем в становлении нового типа общественного бытия. Свидетельством тому является переход во всех европейских странах с латыни на национальные языки.

Культура Ренессанса в новых исторических условиях не стала простым возвращением к античности. Античность интересовала ренессансных философов как форма перехода к новому идейному – гуманистическому содержанию культуры. В их представлении культура перестает быть элементом мироустройства, сотворенным Богом и пребывающим вне времени и пространства. Подобно античным философам, они рассматривают культуру, как процесс возделывания и обработки самого человека («cultura animi»), только идеалом для них становится иной социальный тип, нежели тот, на который ориентировались мыслители античности. В понятие «культура» они вносят новое содержание, связанное в первую очередь с мыслительной деятельностью – ученостью, склонностью к благородным искусствам, объединением различных сфер духовной деятельности.

Следует заметить, что появление новых нравственных принципов в эпоху Возрождения, провозгласивших свободу и раскрепощение человеческой личности в противовес строгой религиозной аскетической морали, привело в итальянских обществах к всеобщему падению нравов, затронувшему не только мирян, но и духовенство.

^ В конце XV – начале XVI в. гуманистическое движение вышло за пределы итальянских городов-государств и приобрело характер общеевропейского культурного движения.



^ Северное Возрождение

Важную роль в формировании Северного Возрождения сыграли экономические факторы: развитие горного дела, текстильной промышленности, книгопечатания; становление общеевропейских рыночных отношений. Они касались больших масс людей и меняли их сознание

^ Начало Северного Возрождения:


Перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Это положило начало немецкому литературному языку и создало прецедент для перевода ее на другие языки

^ Главные

центры Северного Возрождения:



Амстердам

Антверпен

Аусбург

Галле

Нюрнберг



Расцвет гуманизма совпал с невероятным подъемом в области изобразительного искусства и с оживлением интереса к естественным наукам. В каждой европейской стране гуманистическое движение реализовывалось в соответствии со сложившимися там политическими, социальными и культурными условиями.

По мнению А.Ф. Лосева, ренессансный гуманизм «был периодом детства и юности европейского индивидуализма». Он отличался «глубинной противоречивостью». Прославляя человеческую личность, бурно заявляя о правах человеческого субъекта и требуя его освобождения – и духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального, мыслители Возрождения, тем не менее, прекрасно понимали «всю ограниченность изолированного человеческого субъекта». Однако «Возрождение еще не знало ничтожности такого субъекта, индивидуалиста, как эгоцентрист эпохи Модернизма» (М.С. Каган), который противопоставлял себя другим людям и замыкался в собственном духовном мире.

Обретавшее все большую контрастность единоличие вызывало озабоченность многих мыслящих людей того времени. Великий английский драматург У. Шекспир в своих трагедиях беспощадно критиковал индивидуализм. Осмысливая нравственные, политические и общественные конфликты, он приходит к мысли, «что власть – это всегда источник жажды все большей и большей власти», которая, в конечном счете, ведет к насилию, что высшие человеческие ценности: добро, достоинство, честь, справедливость – неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. Герои его трагедий Король Лир и Гамлет стали знаковыми фигурами культуры наступающей эпохи индивидуализма, начавшей осознавать противоречивость созданного идеала человека и общества.





Искусство

Ренессанса как воплощение реалий универсального типа культуры
В наибольшей степени идеи гуманистов нашли свое воплощение в области художественной деятельности, которая является самой важной частью истории культуры Возрождения. В XIV-XV вв. были заложены основы нового европейского искусства. Самых блистательных высот искусство Возрождения достигло в сферах, которые существовали в античную эпоху и пережили второе рождение в эпоху Ренессанса. К ним относятся:

живопись,

архитектура,

скульптура.

В эпоху Ренессанса искусство стало неотъемлемой частью общественной жизни. Оно выполняло функцию универсального познания. Стремление возрожденческого человека к освоению мира, как арены своей деятельности, рождало потребность в реальном видении действительности, постижении истинной природы вещей, ясном языке искусства. Леонардо да Винчи даже приравнивал живопись к науке. Исходным принципом художников становится изображение мира таким, каким он есть, а необходимым условием творчества – знание и умение передать на плоскости перспективу и объем, пропорции и строение человеческого тела, «механизм» его движения и состояние души.

Искусство Возрождения выражало все: и божественное, и человеческое. В основе творческого метода художников и скульпторов лежала ориентация на осмысление реальности как носительницы идеального. Поэтому характерной особенностью искусства является органическое сочетание в нем реального и идеального. Ренессансные мастера умели адекватно передавать реальное проявление человеческого духа. Они руководствовались и чисто эстетическим стимулом. В их работах природа, человек – как часть природы, предстают перед зрителями не просто как существующие в действительности, но и в своей эстетической ценности, как прекрасные.

^ Основные черты ренессансного искусства носят универсальный характер, т.е. они присущи всем его видам – и живописи, и скульптуре, и архитектуре:

  • в искусстве Возрождения христианская и греко-римская культура слились в единое целое;

  • отличительной особенностью искусства становится его светский и реалистический характер;

  • всем видам искусства присуще благородство форм и красок, единство стиля и равноправное сотрудничество всех его форм.

^ В XIII в. – в период Раннего Возрождения в искусстве начинают развиваться реалистические методы.

В XIV в. начался процесс проникновения художественной культуры во все области Италии. Он совпал с процессом становления общенационального языка. Не только крупные, но и мелкие города и села обогащаются произведениями изобразительного искусства и архитектуры. В основном их ценность не была высокой. Но в своей совокупности они послужили основой культуры, получившей широкое распространение.

На рубеже XIV – XV вв. в Европе распространяется художественное направление, которое из-за общности своих форм и содержания получает название «интернациональной готики». Мировоззрение, выражаемое «интернациональным стилем», прославляет гармонию общества и мира природы. Основным принципом позднеготической эстетики является единство в разнообразии форм.

^ В XV в. искусство становится опорой новой культуры. Оно отделяется от служения только религиозным целям. Происходит слияние искусства со сферой светской жизни. В итальянском обществе появляется стремление к преображению с его помощью интерьеров, мебели, одежды, а также религиозных церемоний, придворных ритуалов, празднеств, танцев, охоты и даже войны, похорон, смертных казней. Правители, наряду с советниками и министрами, окружают себя литераторами, художниками, которые являются специалистами и экспертами по истории древнего времени, оправдывающими и обосновывающим их власть. Культура, отстаиваемая синьорами, является уже не украшением жизни придворных, а символом и орудием их власти и политических действий.

Благодаря трудам Леона Батиста Альберти (1404-1472) искусство приобретает значение самостоятельного учения, сравнимого с мировоззрением. Оно начинает рассматриваться как процесс познания, целью которого является не столько постижение сути вещей, сколько исследование самого человеческого разума, его способности к познанию.

^ В конце XV–начале XVI в. в искусстве находят свое продолжение идеи гуманизма о безусловной ценности человека. Развитие гуманистической мысли вносит глубокие изменения в представления о пространстве и времени. Складывается единая система, связанная с передачей природной действительности в пространстве, – перспектива; с передачей последовательности событий – история (в отличие от библейского историзма, направленного от грехопадения к установлению царства Божьего на Земле, свойственного эпохе Средневековья). Развивается теория пропорций.

На рубеже XV- XVI вв. в итальянском искусстве становится ведущей, наметившаяся еще в конце XV в., тенденция, связанная с основной задачей новой культуры – созданием обобщенного монументального и героического образа человека, стремлением поднять каждый образ до уровня идеала. В искусстве утверждается идеал титанической личности. В XVI в. в искусстве отчетливо проявил себя антропоцентризм. Человеческий образ в живописи занял преобладающее положение, нередко исчерпывая собой содержание и идею произведения.


Маньеризм (ит. manierismo – от maniera) – художественное направление в западноевропейском искусстве, отразившее кризис гуманистической культуры Ренессанса. Для маньеризма характерны восприятие неустойчивости, иррациональности, мистической драматичности бытия в сочетании с профессиональной виртуозностью и академической официальностью.
В эпоху Возрождения начинает меняться отношение образованных слоев общества к искусству. Уже первые гуманисты в XIV в. провозгласили художественную деятельность как один из важнейших видов человеческой деятельности, а «в начале XVI в. совершается переход от понятия ремесла к понятию искусства: вначале спор ведется о превосходстве скульптуры, живописи, архитектуры, а затем начинается поиск обобщения, выходящего за пределы видов искусства»11. Проблемы искусства занимают почетное место в круге интересов философии, откуда берут свои начала эстетическая доктрина Возрождения и Нового времени и вырастает вся современная теория искусства.

Великие мастера XVI столетия дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это были люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры своего времени.

^ Историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) писал о XVI в. как веке безупречного классического искусства, которое делится на два периода. Для первого характерно развитие по восходящей линии с кульминацией духовной жизни и классической культуры, увенчанной фигурой Микеланджело, а для второго – упадок, представленный художниками, которые, будучи не в силах сравниться с «божественным» мастером, повторяют его манеру и формы. Тот, кто подражает искусству, а не природе, по мнению Вазари, является маньеристом.

В творчестве маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека, находящегося во власти непознаваемых сил. Главными идеалами маньеристов становятся искусственность, изощренность формы, изысканность цвета. Искусство маньеризма в XVII в. привело к появлению нового стиля – барокко, отмеченного вычурным, усложненным художественно-образным мышлением.


^ Выдающиеся деятели итальянского искусства


XIII в. –

Раннее

Возрождение

Был заложен фундамент культуры эпохи Возрождения в равной мере светского, пронизанного духом античности и религиозного, христианского.

^ Данте Алигьери (1265-1321) (поэт). Впервые вводит в сюжет произведения новые элементы, часто противоречащие церковным канонам.


«Божественная

комедия»

^ Николо Пизано (ок.1220 -между 1278-1284) (скульптор и архитектор)

Кафедра

баптистерия

в Пизе

Джотто ди Бондоне (1266/1267-1337) (художник). С Джотто фактически началось становление искусства Возрождения.


Фрески Капеллы дель Арена в Падуе, церковь Санта-Кроче во Флоренции



XIV – перв. пол. XV в.

Классическая зрелость

Раннего

Возрождения


Происходят радикальные изменения концепции, методов и роли искусства.


^ Франческо Пертрарка (1304-1374) (поэт, основатель гуманистической культуры). Первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека; популяризатор наследия античных авторов.


Сонеты на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Трактат «О великих мужьях древности»

^ Джованни Боккаччо (1313-1375) (писатель). Создал новый тип героя - «естественного человека», гармоничного и прекрасного от рождения.


Книга новелл

«Декамерон»

^ Филиппо Брунеллески (1377-1446) (архитектор, скульптор, ученый).

Купол Собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции

Донателло (ок. 1386-1466) (скульптор). Создал классические формы и виды ренессансной скульптуры.

Статуя «Давид», конный памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе, величественные надгробия

^ Мазаччо (1401-1428) (живописец) – воплощал гуманистические представления о человеке.

Росписи в капелле Бранкачи во Флоренции

XV в.

Идеальный способ выявления сути вещей художники видят в технике.


Итальянские, французские, немецкие мастера.



Собор в Милане в стиле интернациональной готики

XV- XVI вв.

Главной ценностью искусства становится целенаправленность художественной деятельности.

^ Леон Батист Альберти (1404-1472) (ученый, архитектор, теоретик искусства). Обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия.

Теоретические трактаты по искусству ;

в архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе)



XVI в.


Утверждается идеал

титанической личности.

Леонардо да Винчи (1452-1519) (живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер). Сочетал разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями; подчеркивал решающее значение практики и опыта в познании мира.

«Трактат о живописи»;

Росписи: «Тайная вечерня» – фреска в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане; Портрет «Джоконда» – самый знаменитый портрет эпохи Возрождения и др.



^ Рафаэль Санти (1483-1520) (живописец, архитектор). Воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения.

Росписи парадных залов Ватиканского дворца; «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»; портреты «Б. Кастильоне»), проектировал собор Св. Петра в Риме


^ Микеланджело Буонарроти (1475-1564) (скульптор, живописец, архитектор, поэт). Выразил идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманизма.

Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, статуи «Моисей», «Давид», «Оплакивание Христа» и др.

Руководил строительством собора Св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме

^ Джорджоне (1476 или 1477-1510) (живописец). Воплотил в работах единство человека и природы; влюбленность в красоту земного бытия.

«Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт», «Гроза» и др.

^ Тициан Вечеллио (ок. 1476/77 или 1489/90-1576) (живописец) Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения.


«Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др.





Реформация (от лат. reformation – преобразование, исправление) – широкое, разнородное социально-полити-ческое и идеологическое движение XVI-XVII вв., охватывающее большинство стран Западной и Центральной Европы.
В целом, искусство Ренессанса в лице крупнейших представителей участвовало в преобразовании культуры, состоящего, в общих чертах, в нелегком переходе от замкнутых систем схоластической мысли к гибкой методологии, находящейся в постоянном развитии, от истин, установленных раз и навсегда, к постоянному сомнению и поиску, от подчинения авторитетам к непосредственному опыту, от догматизма к конфронтации.


^ Роль Реформации в становлении буржуазной

культуры
Человечность, провозглашавшаяся гуманистами, была нацелена на некий достаточно размытый идеал. В усложнившихся общественных условиях он не выдержал проверку временем, и на смену восторженности гуманистическими идеями пришло разочарование. Подорвав престиж церкви, ослабив ее контроль над искусством и возвысив светскую ученость, гуманизм расчистил дорогу новому движению, захватившему Европу.

В XVI в. столетии в Европе развернулось народное движение, направленное против католической церкви – Реформация, которая привела к возникновению новой ветви христианства – протестантизма. Вслед за Марксом протестантизм может быть истолкован как «буржуазная разновидность христианства». По мнению М.С. Кагана, «широкий спектр значений – от узко теологического до экономически-политического, включая социально-психологическое с его прямыми нравственными, эстетическими и художественными последствиями, – делают Реформацию подлинно общекультурным по ее масштабу историческим явлением».12


^ Две формы новой культуры Возрождения


КУЛЬТАРА

ВОЗРОЖДЕНИЯ

СВЕТСКАЯ

(гуманизм)

РЕЛИГИОЗНАЯ

(реформация)


Главное отличие нового религиозного движения от католицизма состояло в том, что центр религиозной жизни с церкви переносился в человеческую личность. Каждый человек мог обращаться к Богу непосредственно, минуя церковь. «Храм Господень – не церковь, а внутренний человек», – писал немецкий представитель протестантского движения В. Вайгель.

Реформация и Возрождение, с одной стороны, были религиозным и светским ответом на одну и ту же историческую задачу, вставшую перед средневековой культурой по причине ее естественного роста. Они освобождали человека от церковного порабощения и стремились дать ему право свободно, по собственному усмотрению, выбирать свой образ жизни. Вначале эта тенденция имела отношение к религиозной сфере, однако характер протестантизма объективно подталкивал к расширению поля этого выбора.


Витализм (от лат. vitalis – жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной, непознаваемой силы («жизненная сила», «душа», «энтелехия» и др.), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма.
^ С другой стороны, Реформация и Возрождение имели переходный и потому противоречивый характер и были враждебны друг другу. Камнем преткновения идеологии протестантистского движения и гуманистической философии служило различие в их понимании свободы. Гуманисты провозглашали свободу воли человека, а протестанты – идею всевластия божественной воли.

Реформация осуждала греховное поведение, несдерживаемый индивидуализм и сформировала более совершенное дисциплинарное пространство, обуздавшее витализм естественного человека. В этом состояла цивилизационная значимость реформаторского движения.

^ Лидерами Реформации были Кальвин (1509-1564) в Швейцарии и Лютер в Германии (1483-1546). Они отрицали права на свободомыслие бюргеров и крестьян и были враждебно настроены к интеллектуальной и нравственной свободе гуманизма. Развернувшаяся борьба между католицизмом и Реформацией имела трагические последствия для Ренессанса. Церковь усилила действия инквизиции, ввела жесточайшую цензуру, основала орден иезуитов, который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В условиях религиозной нетерпимости и атакуемая со всех сторон культура Возрождения уступает место новой культуре, возникшей под влиянием Реформации, т.е. культуре буржуазного общества. Идеологическим выражением буржуазных отношений стал ПРОТЕСТАНТИЗМ.


Протестантизм – является одной из 3-х ветвей христианства – наряду с католицизмом и православием. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, а также унитаризм, анабаптизм, меннонитство, англиканство и др. Позднее возникают течения баптистов, методистов, квакеров, адвентистов, свидетелей Иеговы, мормонов, пятидесятников. В настоящее время они широко представлены в странах Скандинавии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Ведущим центром протестантизма является США.
^ Реформация привела к величайшей трансформации всей христианской культуры. Формируется новая социокультурная общность, где человек попадает в прямую зависимость от того, как он строит свои отношения с другими людьми. В обновленной культуре возникает новая трудовая этика. Ее смысловой основой и направляющей силой практического преобразования мира становится христианская духовность. Основными принципами этой духовности стали вера в то, что добросовестный труд имеет религиозное (спасительное) значение, что человек к той или иной форме деятельности призван Богом, а его успехи являются косвенным показателем того, что он «избран» к спасению. Эти принципы послужили мощной внутренней мотивацией для активной экономической и социально-политической деятельности. Возникшая трудовая этика, по мнению М. Вебера, составляла «дух капитализма» и послужила основой для развития буржуазных отношений в Западной Европе и Северной Америке13.

Реформация, как и любое другое явление культуры, была многоаспектным явлением. Ф. Ницше отмечает: «И в реформации индивид стремится к свободе: «всякий сам себе священник» –­ это тоже не более как одна из форм распущенности. И действительно, достаточно было одного слова «евангельская свобода», чтобы все инстинкты, имевшие основание оставаться скрытыми, вырвались наружу, как свора диких псов, грубейшие потребности внезапно обрели смелость, все стало казаться оправданным… Люди остерегались понять, какую свободу они, в сущности, разумели, закрывали на это глаза… Но то, что глаза были прикрыты, уста увлажнены мечтательными речами, не мешало тому, что руки загребали все, что им попадалось, что брюхо стало богом «свободного евангелия» и что все вожделения зависти и мести утолялись с ненасытной яростью»14.

Отвечая интересам развития нового способа производства, активно формировавшегося в новоевропейском городе, протестантизм создавал и новые условия для развития всех сфер духовной и художественной культуры. И это было вполне объяснимо. Протестантская Реформация способствовала:

  1. появлению человека буржуазного общества – автономного индивида;

  2. развитию рыночной экономики;

  3. становлению гражданского общества;

  4. расширению демократических норм и свобод.

Итальянский теоретик культуры Дж.К. Арган делает вывод: «На основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы. Это – век Реформации…»15.


* * *


С эпохи Возрождения началась кардинальная перестройка социокультурной практики и системы ценностей западноевропейской культуры. Это была культура раннебуржуазной эпохи, когда культура частной собственности и производства, по словам известного русского философа В.Н. Лосского, была слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. Ренессансная культура стремилась примирить все противоположности – божественное и человеческое, материальное и духовное, природное и культурное, чувственное и разумное, реальное и идеальное, типизированное и индивидуально-неповторимое, традиционное и современное.

Несмотря на то, что уже к началу XVII столетия была очевидна вся иллюзорность «открытия личности», осуществленного Возрождением, это «открытие» имеет непреходящее значение для европейской культуры. Оно привело к радикальному преобразованию собственной культуры по сравнению со Средневековьем и сохранившимся на Востоке безличностным традиционализмом сознания, поведения и деятельности.

Возрождение – это единственная культура, сумевшая вновь «добыть» эпохальные творения античности. Она создала такие невиданные способы и формы переплавки ценностей античной и средневековой культур, благодаря которым были созданы до сих пор признающиеся великими и значительными художественные творения, открытия и изобретения, достигшие предельной для своей эпохи высоты творчества и глубины мысли. Именно поэтому великие творения Ренессанса не только дожили до наших дней, но и стали лучшей частью всей мировой культуры.


Литература


Андреев М.Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. М., 2005.

Арган Дж. К. История итальянского искусства / Пер. с ит. Г.П. Смирнова. М., 2000.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение как исторический тип культуры. М., 1991.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000.

Каган М.С.Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. Становление, развитие и современное состояние персоналистского типа культуры: Закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема «Запад-Россия-Восток-Юг»; синергетический взгляд на перспективы развития мировой культуры в XXI в. СПб., 2003.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.

Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. М., 2001.

Философская антропология: Учеб. пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005.

Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Т. 20.


1 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Отдел пятый. Признаки высшей и низшей культуры. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1990. С. 366.





2 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 101-102.

3 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 347.

4 Там же. С. 346.

5 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Общая характеристика эстетики Возрождения. Глава первая. Основные принципы. М., 1982. С. 53.

6 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб., 2003. С. 64.

7 Цит. по: Философская антропология: Учебное пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005. С. 366.

8 Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 5.

9 История эстетики. 1962. С. 604.

10 Цит. по: Философская антропология: Учебное пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005. С. 366.

.

11 Арган Дж.К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 340.

12 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб., 2003. С. 87.

13 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма (любой год изд.).

14 Ницше Ф. Воля к власти. Минск, 2003. С. 639.

15 Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 320.







Похожие:

Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconРеферат по истории Ученика 7 класса «А» Воробьева Алексея Эпоха возрождения
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconЭпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры
Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая...
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconЭпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры
Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая...
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconВведение 2 Общая характеристика эпохи 3 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 5 Эпоха Возрождения и Реформация 8
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся раз­ных...
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconЭпоха Возрождения
В эпоху Возрождения возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались...
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры icon2. Эпоха Возрождения в поисках новой личности
В процессе самостоятельной работы по этой теме вам предстоит изучить следующие вопросы
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconДается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация о курсу Россия в мировой истории(Учебно-методическое пособие)
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconЕвро в России: итоги первого года
Состоявшееся 1 января 1999 г введение в ес новой единой европейской валютной единицы ознаменовало начало очередного этапа современной...
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconПрограмма дисциплины греческая архаика как основа европейской культуры
Дисциплина «Греческая архаика как основа европейской культуры» относится к блоку факультативных дисциплин. Общий объем часов 60 ч.,...
Viii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры iconМикенская культура как начало европейской цивилизации

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы