§ Сущность и функции финансов icon

§ Сущность и функции финансов



Название§ Сущность и функции финансов
Дата конвертации21.06.2013
Размер133.99 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>



С- 65 01.05.06 Болдырев

Учебник: Экономическая теория

Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства.

§ 1. Сущность и функции финансов

Финансы — это система экономических отношений, кото­рые возникают между государством, юридическими и физичес­кими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денеж­ных средств. Централизованные финансы — это государственная бюджет­ная система, государственный кредит, специальные внебюджет­ные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования нацио­нальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач. Децентрализованные финансы — финансы фирм и пред­приятий различных форм собственности. Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны, что можно было именовать муниципальными финансами. Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. фи­нансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. Каждый элемент финансовой системы особым образом вли­яет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресур­сы в основной централизованный фонд государства, и проис­ходит их распределение и перераспределение между отрасля­ми национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей на­родного хозяйства. Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячей­ки общества. Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и ис­пользуются фонды денежных средств.

§ 2. Фискальная политика государства

Финансовые отношения, сознательно осуществляемые и регу­лируемые с участием государства, формируют финансовую поли­тику. Исходным теоретическим основанием финансовой полити­ки выступает фискальная политика, как совокупность мер по сознательному манипулированию налогами и государственны­ми расходами. В современной экономической теории существуют различ­ные точки зрения на методы проведения фискальной полити­ки государства. Сторонники кейнсианского направления традиционно ори­ентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула

экономического развития. Фискальная политика бывает двух видов:

«дискреционная фискальная политика» и «недискреционная фискальная поли­тика», т. е. политика автоматических стабилизаторов.
Под «дискреционной фискальной политикой» понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложе­ния и государственных расходов с целью воздействия на реаль­ный объем национального производства, занятость, инфляцию. Таким образом, фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышение процентных ставок; 3) появление «эффекта вытеснения» государственными рас­ходами частных плановых инвестиций. Сторонники теории «экономики предложения» рассматри­вают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение на­логового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, а следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности ин­вестиций. Следовательно, в долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к росту цен; 2) усилению «эффекта вытеснения»; 3) возрасту реального объема производства к естественному уровню.

§ 3. Налоги и налоговая политика

Налоги — обя­зательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законода­тельства. Налоги выражают обязанность юридических и физи­ческих лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, нало­ги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе рас­пределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов. К элементам налогов относятся: субъект налога — лицо, которое по закону обязано пла­тить налог; носитель налога — лицо, которое фактически уплачива­ет налог; объект налога — доход или имущество, с которого начис­ляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т. д.); ставка налога — величина налоговых начислений на еди­ницу объекта налога (денежная единица доходов, единица зе­мельной площади, единица измерения товара и т. п.). 1) По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредствен­но и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подо­ходный налог с юридических и физических лиц, налог на опе­рации с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его но­ситель обычно не


совпадают. Косвенные налоги взымаются че­рез надбавку к цене и являются

налогами на потребителей. 2) Налоги по их использованию подразделяются на

общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет

государства для финан­сирования общегосударственных мероприятий.

Специальные налоги имеют строго определенное назначе­ние, например налоги на реализацию горюче-смазочных мате­риалов поступают в дорожные фонды и предназначены для стро­ительства, реконструкции и текущего ремонта дорог. 3) В зависимости от того, в распоряжение какого органа по­ступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными ак­тами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добав­ленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.

К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов. К местным налогам относится налог на недвижимое иму­щество граждан, налог на транспортные средства, регистраци­онный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью, другие сборы. Другой по значимости вид налога, применяемый в большин­стве стран с рыночной экономикой, — это налог на добавлен­ную стоимость (НДС). В среднем ставки этого налога по отдель­ным странам не превышает 25%.НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, по­этому при относительно низких ставках пополняет казну луч­ше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляцион­ном росте цен, их либерализации. Новым элементом налоговой системы РФ, наряду с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик — это в основном избранные това­ры, поэтому у потребителя появляется возможность переори­ентации на замещающие товары и таким образом «ухода» от уплаты этих налогов. Налог на имущество юридических лиц: плательщиками налога являются юридические лица, включая банки и кредит­ные учреждения, филиалы, в том числе с иностранным учас­тием.

§ 4. Бюджетная политика государства

Бюджетная политика — важнейший элемент экономичес­кой политики государства и включает в себя меры, осуществ­ляемые государством, направленные на формирование государ­ственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества


Указанные меры предполагают формирование и управление доходной и расход­ной частями государственного бюджета.

В рыночной экономике госбюджета выполняет важные мак­роэкономические

Функции. Во-первых, обеспечивает создание общественных благ. В этом состоит исходная и основная функция госбюджета. Это базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Во-вторых, создается материальная база для управления ры­ночными процессами с помощью государственного фонда средств. Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономическо­го цикла, а не ежегодно. В-третьих, формируется основа для решения задач роста благосостояния населения, для решения насущных соци­альных вопросов. Бюджетная политика основывается на нескольких теорети­ческих концепциях, которые построены на различных макро­экономических основаниях. Третья концепция ориентируется на идею так называемых «функциональных финансов». В соответствии с этой концеп­цией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом дос­тижение макроэкономической стабильности может сопровож­даться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефи­цитом бюджета. Одним из звеньев финансовой системы государства являет­ся государственный кредит. Главная форма экономических от­ношений в рамках государственного кредита — это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно ныступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение дру­гих обязательств, взятых физическими и юридическими лица­ми, оно является гарантом.

§ 5. Бюджетный дефицит и государственный долг

В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соот­ношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптималь­ным будет такой бюджет, который предполагает равенство до­ходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда дохо­ды превышают расходы (профицит бюджета). Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называе­мым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемле­мыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях. Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефици­тов образует государственный долг. Различают внешний и внут­ренний государственный долг. Внешний государственный долг — это долг данного государ­ства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.


^ Глава 17. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности

§ 1. Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения

Инфляция — макроэкономическое явление, характеризуемое ус­тойчивой тенденцией к росту цен в экономической системе. Именно в росте цен проявляется устойчивое макроэкономичес­кое отклонение между материально-вещественным составом выпускаемого продукта и стоимостной его формой. Рост обще­го уровня цен обусловливает появление излишнего количества денег в обращении. Все это надо рассматривать как внешнее проявление инфляции. Но нам нужно понять и внутренние ме­ханизмы ее возникновения. Глубинной причиной возникнове­ния инфляции является наличие устойчивого макроэкономи­ческого дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляционные тенденции органично присущи функциони­рованию рыночного механизма, сложившегося в индустриаль­но развитых странах к середине XX в. Тому способствовали два основных фактора: принципиальная перестройка финансовой и кредитно-денежной системы и формирование олигополисти-ческой структуры экономики. Можно отметить ряд особенностей современной инфляции. Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не ло­кальный, а всеобщий, мировой характер. Во-вторых, инфляция в разных странах развивается разны­ми темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфля­ционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать, в зави­симости от той или иной фазы цикла, а также степени государ­ственного вмешательства в процесс регулирования экономики. В-третьих, современная инфляция носит не эпизодичес­кий, а непрерывный, хронический характер. В прошлом пери­оды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоя­щее же время цены растут на всех фазах промышленного цик­ла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды лкономических кризисов. В-четвертых, изменился характер инфляции: до середины 80-х годов преобладает уже не «ползучая», а галопирующая инфляция. Особенно широкий размах она получила в странах Латинской Америки. Своего максимума инфляция в этом ре­гионе достигла в 1989 и 1990 гг., когда ее уровень составил 1200% , а в отдельных странах — даже 5000—8000% (Никара­гуа, Перу, Аргентина, Бразилия).

С точки зрения измерения роста цен инфляцию можно рассмотреть как: нормальную инфляцию, которая характери­зуется уровнем роста цен до 10% в

год. Это отвечает в целом относительным нормам устойчивого макроэкономического раз-пития. Но более благополучная характеристика нормальной инфляции составляет 2—2,5% в год. Галопирующая инфляция, когда уровень цен скачет свы­ше 10% в год, на 30, 50,100% и т. д. Такая экономика характе­ризуется крайней неустойчивостью. Гиперинфляция — это такие темпы роста цен, которые пол­ностью разрушают действие рыночного механизма. В этих ус­ловиях рынок находится на грани развала. Деньги уже не сто­ят ничего. Все хотят от них избавиться. Обмен приобретает бартерный характер.

§ 2. Виды инфляции

Открытая инфляция характерна для стран рыночной эко­номики, где взаимодействие спроса и предложения способству­ет открытому неограниченному росту цен. Хотя она и искажа­ет рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сфе­ры выгодного приложения капиталов. Подавленная инфляция — это скрытая инфляция, прису­щая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позво­ляет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситу­ации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит. По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товар­ных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной — цены различных товаров. Несбалансированность инфляции — большая беда для биз­неса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверен­ности хотя бы в том, что товарные группы — лидеры роста цен — останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно ра­ционально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышлен­ность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спе­кулятивно-посреднические операции. С точки зрения четвертого критерия, различают ожидаемую И неожидаемую инфляцию. Под «ожидаемой» инфляцией по­нимается инфляция, которая предсказывается и прогнозиру­ется заранее, «неожидаемая» — наоборот. Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее

двум типам. Во-первых, инфляции спроса, при которой равновесие спро­са и предложения нарушается со стороны спроса. Во-вторых, инфляции предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек про­изводства. Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост


совокуп­ного спроса превышает расширение предложения. Суть инф­ляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком боль­шое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров ». Инфляция предложения означает рост цен, спровоцирован­ный увеличением издержек производства в условиях недоис­пользования производственных ресурсов. Ее иногда так и на­зывают — «инфляцией издержек производства». В последнее время тип

инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Стагфляция — это ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением произ­водства, т. е. цена и объем выпуска изменяются в разных на­правлениях.

§ 3. Социально-экономические последствия инфляции

В мировой практике социально-экономические последствия инфляции выражаются в: перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъекта­ми, между должниками и заемщиками; обесценении денежных накоплений населения, хозяй­ствующих субъектов, средств государственного бюджета; постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особен­но получателями фиксированных денежных доходов; неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях; искажении структуры потребительского спроса из-за «стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту; закреплении стагнации, снижении экономической актив­ности, росте безработицы; обесценении амортизационных фондов; инфляция тормозит инвестиционный процесс, так как она делает невыгодной процедуру предоставления кредитов; активном развитии теневой экономики; снижении покупательной способности национальной ва­люты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам; обострении социальных противоречий в обществе. Остановимся на некоторых из этих последствий более под­робно. Как мы уже отмечали, по мере углубления инфляции уси­ливается социально-экономическая неустойчивость в стране. Гиперинфляция несет в себе огромные социально-экономичес­кие издержки. Инфляция не только подрывает экономичес­кий рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные экономические отношения. Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность эк­спортной продукции. Подрывая конкурентоспособность наци­онального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешне-торгового дефицита, затрудняет уравновешивание пла­тежных балансов. В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют, усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает

несоответствие между официальными и ры­ночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стаби­лизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотр курсовых соотношений.

§ 4. Антиинфляционная политика

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфля­ционной программы

является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфля­цию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Возможны два подхода к управлению хозяйством в услови-нх инфляции: поиск адаптационной по­литики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой — в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе. Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих дей­ствиях учитывают инфляцию прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от сни­жения покупательной способности денег. Наиболее распрост­ранена индексация ставки процента. Как правило, эта опера­ция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции — индексация первоначальной суммы инвестиций, которая пери­одически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса. Цель антиинфляционной политики — удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть пос­ледовательными и выверенными. Третья линия антиинфляционной стратегии — сокращение бюджетного дефицита. Она может достигаться как за счет рос­та налогов, так и за счет сокращения государственных расхо­дов. При этом наиболее перспективным является сокращение государственных расходов.

§ 5. Особенности инфляционных процессов в России

Российский тип инфляции отличается от всех других изве­стных типов, что объясняется условиями ее развития при пе­реходе от плановой экономики к рыночной. Причины инфляции: —структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы. —высокий уровень монополизации экономики, что объяс­няет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены;—глобальная милитаризация экономики, большая ар­мия, гипертрофированный уровень развития ВПК..




Похожие:

§ Сущность и функции финансов iconТема Сущность и функции финансов
С 27. Роль финансов определяется их воздействием на производство. В чем именно она заключается?
§ Сущность и функции финансов icon1. Сущность и функции финансов. Основы теории финансов
Контрольная функция. Благодаря этой функции ф общество знает а как складываются пропорции в распределении денежных средств; б насколько...
§ Сущность и функции финансов iconПетрозаводский государственный университет экономический факультет кафедра «экономической теории и финансов»
Семинар Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. 12
§ Сущность и функции финансов iconСущность финансов и их функции

§ Сущность и функции финансов iconСущность и функции финансов

§ Сущность и функции финансов iconСущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп
Ввп – это рыночная стоимость (текущая цена) всех ТиУ, произведенных в стране за фин-й год как Р, так и Н
§ Сущность и функции финансов iconСущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп
Ввп – это рыночная стоимость (текущая цена) всех ТиУ, произведенных в стране за фин-й год как Р, так и Н
§ Сущность и функции финансов iconВведение Сущность финансов
Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные...
§ Сущность и функции финансов iconСущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансовая политика. Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовая система, ее функции и звенья
Банковская система России: структура, этапы развития. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их функции. Особенность...
§ Сущность и функции финансов icon8c Сущность и функции финансов. Основы теории финансов
При этом избыток продукции оказалось возможным использовать для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Прямой...
§ Сущность и функции финансов icon1. Сущность и функции фо > Принципы организации финансов предприятия
Содержание финансовых отношений предприятия, возникающих в процессе хозяйственной деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы