Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» icon

Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва»



НазваниеФорма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва»
страница1/6
Дата конвертации06.02.2013
Размер0.62 Mb.
ТипАнализ
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6


Форма 2

Анализ эффективности функционирования системы менеджмента

качества на ОАО «НВА»

План

ВВЕДЕНИЕ

1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ СМК ОАО «НВА»

1.1. Процесс «Общее руководство А1»

1.2. Процесс «Управление системой менеджмента качества А2»

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМК ОАО «НВА»

2.1. Анализ выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 к процессу «Анализ со стороны руководства»

2.2. Введение единой формы отчетности о функционировании процессов СМК

2.3. Способ усовершенствования проведения внутренних аудитов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время поле конкуренции для российских товаропроизводителей значительно расширилось. Сегодня отечественным предприятиям приходится конкурировать с зарубежными компаниями уже не только на внешнем, но и на внутреннем российском рынке. Как показывает практика, многие российские предприятия не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. Одной из основных причин этого является непроработанность теоретических и методологических основ построения систем обеспечения конкурентоспособности, а также отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия.

Последние десятилетия в России для повышения конкурентоспособности продукции и предприятий на них внедряют системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ИСО 9000.

ОАО «НВА» сертифицировало систему менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 в 2002 году. За пять лет функционирования СМК предприятие добилось немалых результатов в области качества, не раз прошло ресертифицикацию, в данный момент поставлена цель получить сертификат на соответствие МС ИСО 9001:2000.

И сейчас перед руководством предприятия встал вопрос о том, насколько эффективна внедренная система менеджмента качества, какие реальные результаты она дает. Исследовать эту проблему в своей дипломной работе мне было предложено техническим директором предприятия.

Следует отметить, что в настоящее время не разработано общей методики оценки эффективности функционирования СМК, поэтому каждое предприятие решает эту проблему по-своему.

Существует несколько подходов, которые применяются для оценки и анализа СМК. Широко известным инструментом является аудит. Несомненными достоинствами аудита являются его формализованность, систематизированность и независимость. Результаты аудита основываются на фактах, что полностью согласуется с принципами стандартов серии ИСО 9000. Однако этот подход имеет ряд недостатков.
Проводимые на предприятиях проверки не обеспечивают постоянной, системной оценки элементов СМК и всей системы в целом. Эффективность и полнота аудита в значительной мере зависят от квалификации и опыта аудиторов. Проверки носят «статический» характер, т.к. аудитор лишь фиксирует ошибки и недостатки, но не дает сведений о том, что стало причиной ошибки. В то же время выполнение минимальных требований стандарта не может служить полноценным свидетельством эффективности функционирования СМК. В результатах проверок, как правило, практически отсутствуют количественные показатели оценки эффективности СМК. Безусловным недостатком аудита является отсутствие оценки экономической составляющей обеспечения качества, которая во многом определяет эффективность СМК [1].

Другим часто применяемым подходом к оценке эффективности функционирования СМК предприятия является оценка затрат на качество и прибыли, как важнейшего элемента СМК. Отправной точкой в определении затрат на качество является их классификация, т.е. определение состава и структуры затрат, сгруппированных по определенному признаку. От правильности классификации зависит правильность определения состава затрат и требований к организации их учета, анализа и оценки. Необходимо отметить отсутствие общепринятой классификации затрат на качество и методов их определения, что является основной проблемой при применении данного подхода. Анализ показывает, что данный подход учитывает только экономическую составляющую оценки и не рассматривает оценку СМК в целом, а также плохо согласуется с управленческим учетом затрат, который осуществляется при внедрении корпоративных информационных систем класса MRPII и ERP [1].

Таким образом, анализ применяемых в настоящее время подходов к анализу и оценке СМК показывает, что каждый из них лишь частично оценивает эффективность функционирования СМК.

В дипломной работе мы подойдем к проблеме эффективности СМК с другой стороны. На наш взгляд, в том, насколько эффективно работает СМК на предприятии, прежде всего, должно быть заинтересовано руководство. Часто основной причиной неудачной работы СМК на предприятиях является непонимание высшим руководством своей важнейшей роли при создании, функционировании и постоянном улучшении системы менеджмента качества.

Эффективность процесса Анализа СМК со стороны руководства, на наш взгляд, является показателем эффективности функционирования всей СМК предприятия.

В п. 5.7 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 говориться о том, что высшее руководство должно контролировать и анализировать деятельность предприятия в области качества через запланированные интервалы времени с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Исследовав процесс Анализ СМК со стороны руководства, мы видим, что выходом этого процесса являются управленческие решения и действия, обеспечивающие повышение эффективности функционирования СМК. К тому же высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности и эффективности СМК.

На основе чего же руководство должно принимать эти решения, а, следовательно, анализировать эффективность СМК?

Процесс «Анализ со стороны руководства» является потребителем информации о состоянии всех процессов на предприятии, от эффективности которых зависит эффективность функционирования всей СМК в целом.

Таким образом, проанализировав поступающую от этих процессов информацию, можно судить о всей СМК.

При этом если высшее руководство не будет получать именно ту информацию, которая ему нужна, в удобной форме и с удобной периодичностью, оно не сможет своевременно реагировать на изменения в процессах СМК и принимать соответствующие решения, рационально распределять ресурсы, необходимые для эффективного функционирования процессов и всей СМК.


^ 1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ СМК ОАО «НВА»
Применение процессного подхода в деятельности ОАО «НВА» обеспечивает непрерывность управления процессами жизненного цикла продукции, процессами управления и обеспечивающими процессами, соответствие их установленными в ГОСТ Р ИСО 9001 и потребителями требованиями, а также Политике и целям предприятия в области качества.
^
Применение процессного подхода на предприятии предусматривает:

  • определение процессов СМК;

  • классификацию процессов;

  • идентификацию процессов;

  • документирование процессов;

  • планирование процессов;

  • обеспечение процессов ресурсами и информацией;

  • измерение и улучшение процессов.
^
Процедура определения процесса включает в себя:

  • определение назначения данного процесса;

  • описание границ (рамок) процесса, то есть входов и выходов процесса;

  • назначение руководителя процесса;

  • определение участников процесса;

  • описание процесса и его составных частей (подпроцессов);

  • определение взаимосвязи процесса с другими процессами СМК.
^
Классификация процессов заключается в отнесении процессов к той или иной категории в зависимости от решаемых ими задач.
В ОАО «НВА» принята следующая классификация процессов:

А – процессы управления;

Б – основные процессы (процессы жизненного цикла продукции);

В – обеспечивающие процессы.
^
Идентификация процессов СМК осуществляется:

  • уникальным наименованием каждого процесса;

  • индивидуальным шифром процесса;

  • присвоением уникального идентификационного номера документам, описывающим данный процесс.

Документирование процедур реализации процессов осуществляется в виде стандартов предприятий, положений о подразделениях, должностных инструкций, технологической документации и других документов СМК предприятия.
Ответственность за определение того, каким образом должно осуществляться документирование процессов, вид и объем документации возложена на Руководителя Службы качества.
Планирование процессов заключается в постановке измеримых целей для процесса и подразделений-участников процесса, составления программ реализации этих целей, назначении ответственных, обеспечении контроля со стороны руководителей процесса и предприятия за реализацией плановых показателей и анализа их выполнения.
Деятельность по обеспечению процессов ресурсами заключается в определении руководителем и исполнителями процессов потребности в ресурсах, планировании и реализации руководством предприятия удовлетворения потребности в ресурсах, анализа эффективности их использования.
Деятельность по измерению и улучшения процессов заключается в организации их мониторинга и измерений целевых показателей процессов, анализе выполнения установленных к ним требований и разработке необходимых корректирующих и предупреждающих действий. Руководители процессов должны быть наделены полномочиями, управлять, отслеживать, оценивать и координировать деятельность по процессам СМК.
^
Руководители процессов обеспечивают, чтобы по закрепленным за ними процессам были:

  • определены все входные и выходные данные процесса;

  • определены и выделены все необходимые ресурсы, необходимые для результативного функционирования процесса и управления процессом;

  • определены критерии оценки и установлены целевые показатели процесса;

  • разработаны мероприятия по достижению поставленных целевых показателей;

  • обеспечены необходимые управляющие воздействия на процесс;

  • организованы мониторинг и измерения процессов;

  • обеспечены планирование и постоянное улучшение процесса.
Руководители процесса должны обеспечивать взаимодействие всех участников процесса, а также взаимодействие с подразделениями-поставщиками и подразделениями-потребителями процесса.
Мониторинг функционирования процесса проводится его руководителем и руководителями подразделений – участников процесса путем постоянного отслеживания проводимой в рамках процесса деятельности с учетом достижения целевых показателей процесса.
Для каждого процесса в Карте процесса устанавливаются критерии оценки процесса. Критерии оценки процесса должны соответствовать Политике в области качества и учитывать специфические особенности каждого процесса в целом и различных видов деятельности, реализуемых в рамках процесса.
Целевые показатели процессов на основании предложений руководителей процессов ежегодно устанавливаются приказом Генерального директора по результатам проведения анализа системы менеджмента качества со стороны руководства и на основании принятых целей в области качества предприятия.

Целевые показатели определяются исходя из критериев оценки каждого процесса и фактических результатов достижения процессами целевых показателей, установленных на предыдущий период.

Целевые показатели процессов должны быть выражены в конкретных числовых значениях, которых необходимо достичь по каждому критерию оценки процесса [12].
Для обеспечения достижения целевых показателей процессов руководители процессов совместно с руководителями подразделений – участников процесса разрабатывают планы необходимых мероприятий.
Для проведения анализа системы менеджмента качества со стороны руководства и установления целевых показателей процессов ежегодно руководители процессов с помощью участников процесса оформляют отчеты по реализации процесса, в котором дают следующую информацию:

  • степень достижения установленных целевых показателей;

  • анализ причин невыполнения установленных показателей;

  • предложения по установлению новых целевых показателей;

  • предложения по внесению изменений в документацию СК, описывающую порядок проведения деятельности в рамках процесса;

  • предложения по изменению или уточнению критериев оценки процесса;

  • предложения по улучшению процесса;

  • заявку на обеспечение процесса ресурсами [12].

1.1 Процесс общего руководства А1

Процессы управления (А) представлены двумя процессами:
^
- А1 – Процесс общего руководства;
- А2 – Управление системой менеджмента качества.

Рассмотрим подробно процесс А1 – Процесс общего руководства, составляющей которого является интересующий нас «Анализ СМК со стороны руководства»

- владельцем этого процесса является Генеральный директор;

- составляющие процесса:

  1. Стратегическое планирование развития предприятия;

  2. Определение Политики и формирование Целей в области качества;

  3. Анализ СМК со стороны руководства;

  4. Распределение ответственности и полномочий персонала;

  5. Обеспечение ресурсами;

- входы процесса:

  1. Требования рынка, потребителя, общества, персонала;

  2. Организационная структура управления;

  3. Финансовые отчёты предприятия;

  4. Отчёты о маркетинговых исследованиях рынка;

  5. Отчёты о функционировании СМК;

- выходы процесса:

  1. Планы развития предприятия;

  2. Политика и Цели предприятия в области качества;

  3. Оценка результативности СМК предприятия;

- управляющее воздействие:

  1. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность;

  2. Устав предприятия;

  3. Руководство по качеству (РД СМК 01-2006).

- основные ресурсы:

  1. Материальные и финансовые ресурсы;

  2. Инфраструктура предприятия;

  3. Компетентный и подготовленный персонал;

  4. Производственная среда.

- критерии оценки процесса:

  1. Выполнение требований документов СМК предприятия;

  2. Прибыльность предприятия.

Рассмотрим составляющие процесса А1:

1) Стратегическое планирование развития предприятия осуществляется Генеральным директором акционерного общества. Он устанавливает численные значения нормы прибыли, уровня рентабельности, увеличения средней заработной платы и т. д., которые должны быть достигнуты в процессе деятельности организации в текущем году.

2) Определение Политики и формирование Целей в области качества. Политика предприятия в области качества см. Приложение В.

Для обеспечения реализации стратегических задач, установленных Политикой в области качества, на ОАО «НВА» высшим руководством предприятия формируются цели в области качества. Цели в области качества определяются как для предприятия в целом, так и для всех подразделений (отделов, служб, цехов).

Цели в области качества излагаются в формулировках, которые по истечении установленного срока подвергаются конкретной оценке (измерению).

3) Руководство ОАО «НВА» проводит анализ системы менеджмента качества для обеспечения постоянной пригодности, адекватности, результативности и поддержания её в рабочем состоянии.

Анализ СМК охватывает все виды деятельности и процессы системы менеджмента качества предприятия.
  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconСтатья методология реализации системного подхода к обеспечению эффективности менеджмента качества на промышленном предприятии
Приятий с позиций системного подхода. Представлена общая схема и содержание методологических уровней исследования системы менеджмента...
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconТема «Анализ и совершенствование управления документацией системы менеджмента качества ОАО «русал красноярск»
«Анализ и совершенствование управления документацией системы менеджмента качества ОАО «русал красноярск»
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconМодель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества
Анализируя проблематику совершенствования систем управления в вузах на базе принципов менеджмента качества или иначе проблематику...
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconВведение 1 описание предприятия 2 стандарт на системы менеджмента качества 3 анализ внутренней и внешней среды предприятия
«ммд» является успешно действующим и динамично развивающимся предприятием. Она функционирует самостоятельно и как филиал компании...
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconРоль системного анализа в осуществлении эффективного менеджмента качества на предприятии
В статье рассматриваются отдельные вопросы разработки эффективной системы менеджмента качества. Обоснована необходимость проведения...
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconПотребность в человеческих ресурсах при формировании системы менеджмента качества вуза
Структурных подразделений, ответственных за формирование системы менеджмента качества в Сибирском государственном технологическом...
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconКонтрольные вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям по теме «Создание системы менеджмента качества в организации»
Назвать и привести примеры основных элементов системы менеджмента качества в организации
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconП. М. Елизаров, ниц cals-технологий «Прикладная логистика»
Система менеджмента качества и концепция сбалансированной системы показателей эффективности
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconИнтеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом
Понятие и особенности менеджмента качества и процессов в образовательном учреждении
Форма 2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества на ОАО «нва» iconМетодические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза
В статье рассмотрены подходы к построению процессной модели системы менеджмента качества вуза, применяемые в Сибирском государственном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы