|
Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный технический университет Кафедра "Управление качеством" Дипломная работа Тема: Разработка предложений по эффективному внедрению системы менеджмента качества на примере ГОУ ВПО Ульяновский государственный технический университет Дипломник: KD11 Руководитель Содержание Введение 2 Во многом, возникновение данных проблем связано с несовершенством проекта по внедрению СМК в УлГТУ. Блок-схема процесса внедрения СМК в «Университете» приведена на рисунке 1. 5 6 7 8 Рисунок 1. Процесс внедрения СМК в УлГТУ 8 Рисунок 2. Анализ проблем внедрения СМК в УлГТУ 10 Разработка методологии внедрения СМК в вузе 10 Таблица 6.Оценка вовлеченности руководства в процесс формирования СМК 26 Выводы 32 Заключение 33 Список использованных источников 34 ВведениеРоль высшего образования в современном информационном обществе очень велика. Так как знания стали главным ресурсом, который используют предприятия и организации для усиления своих конкурентных преимуществ, потребители (студенты, работодатели, общество) предъявляют новые требования к высшему учебному заведению и уровню знаний современного квалифицированного специалиста. Для адекватного механизма реагирования на изменения требований потребителей необходима система управления качеством, основной целью которой является ориентация на потребителей: выявление их требований и оценка степени соответствия качества образовательных услуг этим требованиям. Система менеджмента качества, основываясь на системном подходе к управлению, позволяет добиваться постоянного совершенствования процесса предоставления образовательных услуг, достигать современного уровня подготовки специалистов посредством обеспечения качества самого образовательного процесса, а также более эффективно использовать имеющиеся ресурсы вуза (кадровые, материально-технические, информационные, финансовые). Причиной внедрения систем качества в вузах является также присоединение России к Болонскому процессу и связанная с этим необходимость реформирования системы образования. Кроме того, формирование системы менеджмента качества в вузе уже фактически стало необходимостью, так как ее наличие в вузе является одним из критериев аккредитации. Однако, несмотря на все условия, диктующие необходимость создания системы менеджмента качества в вузе, процесс создания таких систем идет очень медленно. Это связано с тем, что нет опыта построения таких систем в образовательных учреждениях, следовательно, не выработаны эффективные и проверенные инструменты внедрения, нет четких критериев измерения качества образования, не всегда потребители могут сформулировать свои требования к продукции вуза. Именно поэтому теоретические и методологические исследования в области разработки систем менеджмента качества в вузе представляются актуальными в настоящее время. Это и повлияло на выбор темы исследования. Целью дипломной работы является разработка методологии формирования системы менеджмента качества в вузе. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования систем управления качеством в высших учебных заведениях. Объектом исследования является высшее учебное заведение Ульяновский государственный технический университет. Теоретической основой исследования послужили концепции и методологии менеджмента качества в сфере высшего образования, представленные в работах Качалова В.А., Левшиной В.М., Миллера А.Е., Поташника М.Н. Селезневой Н.А., Соколова В.М., Субетто А.И., Шадрикова В.Д., Полховской Т. Проблемы качества образования представлены в работах Беляевой М., Гаффоровой Е., Никитиной Н.Ш. и других. Также в качестве информационных источников использовались законы и законодательные акты, принятые в образовании, в том числе Закон об образовании, Федеральная программа развития образования, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы и нормативной документации, анкетирование. ^ Внедрение стандартов ИСО является достаточно сложным, трудоемким и длительным процессом, требует личного участия руководителя предприятия и всего персонала в разработке СМК. Практика внедрения стандартов ИСО серии 9000 на предприятиях показала, что наибольшее количество проблем связано с социально-психологическими аспектами этой работы, поскольку отношение персонала предприятия к идее повышения эффективности деятельности предприятия на основе стандартов ИСО колеблется от энергичной поддержки до упорного сопротивления переменам. УлГТУ также как и многие другие вузы столкнулся с проблемами внедрения системы качества (Таблица 1). Таблица 1. Проблемы внедрения СМК в вузе
|