Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов icon

Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов



НазваниеКареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов
страница1/4
Дата конвертации05.02.2013
Размер439.34 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>
  1   2   3   4


На правах рукописи


Кареев Вадим Викторович


ВОСПИТАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Саранск 2011

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»




Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Аксёнова Галина Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ^ Варданян Юлия Владимировна




кандидат педагогических наук, доцент Кирдяшова Евгения Васильевна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет»




Защита состоится «____» _____________ 2011 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.118.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по адресу: 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а, ауд. 320.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».


Автореферат разослан и размещен на сайте www.mordgpi.ru

«____» ___________ 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Л.С. Капкаева

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. В настоящее время уголовно-исполнительная система (УИС) России находится на новом этапе реформирования, который связан с утверждением концепции ее развития на период до 2020 г.
В концепции важная роль отводится оптимизации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений. Такой подход предполагает привлечение к исправительному процессу сотрудников УИС, способных эффективно, соблюдая права осужденных, противодействовать противоправному поведению с их стороны и владеющих новейшими психологическими, педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества.

К сожалению, уровень личностного и профессионального развития сотрудников УИС не в полной мере оправдывает ожидания Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Перед образовательными учреждениями ФСИН России стоит задача создания эффективной системы воспитательной работы с курсантами, основанной на современных психолого-педагогических и социологических подходах, учитывающей позитивный отечественный и зарубежный опыт, нацеленной, в общем, на всестороннее и гармоничное развитие личности курсантов, и в частности – на воспитание профессиональной направленности личности будущих специалистов УИС новой формации.

В изучении направленности личности сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев), теория значимости (Н.Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн).

Теория профессиональной направленности личности представлена в работах Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, А.П. Сейтешева и др. Вопросы профессиональной направленности личности в соответствии со спецификой профессиональной деятельности подробно освещены А.Л. Журавлевым.

Проблема профессионально-педагогической направленности личности рассматривается в трудах С.А. Асадуллиной, А.М. Ахмедханова, Н.Ф. Гоноболина, Т.С. Деркач, Т.В. Ермолаевой, Т.В. Зобниной, А.И. Кочетова, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Е.М. Никиреева, П.А. Просецкого, В.А. Сластенина, Г.А. Томиловой, Р.М. Фатыховой, А.П. Черных, А.И. Щербакова и др. В исследованиях этих авторов раскрываются особенности профессионально-педагогической направленности личности, методы ее изучения и формирования, факторы, влияющие на ее ста­новление и развитие.

Военно-профессиональная направленность личности исследуется в работах В.И. Хальзова (как синтез потребностей, профессиональных интересов, склонностей, идеалов и убеждений), В.П. Жуковского (как интегральное динамическое свойство личности, характеризующее доминирующие осознаваемые отношения человека к избранной профессии офицера), Ю.Д. Менжеги (как система отношений и мотивов по успешному овладению военной профессией, самосовершенствованию и самореализации в ней), А.Н. Лосева (как динамическое личностное образование, характеризующееся устойчивым интересом к военной специальности под воздействием учебно-воспитательного процесса) и др.

В контексте нашего исследования особый интерес представляют работы, посвященные изучению профессиональной направленности личности сотрудников органов внутренних дел. Так, М.Б. Ивановой она понимается как устойчивая готовность к мотивированному, с полной отдачей сил выполнению сотрудниками учебных, служебно-боевых, общественно-трудовых обязанностей с высоким осознанием общественного долга; А.Б. Марковой – как система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность сотрудника в определенных профессиональных ситуациях деятельности и др.

Отдельные аспекты профессионального развития сотрудников УИС рассматриваются в работах В.Н. Котляра, С.А. Лузгина, Г.В. Протасовой (профессиональное самовоспитание, развитие профессиональных и личностных качеств сотрудников и курсантов); А.М. Киселева, М.В. Киселева, А.В. Логвинова, Р.В. Пузыревского, Ю.Н. Соболева (профессиональная, физическая подготовка сотрудников и курсантов); С.В. Горностаева, Е.А. Кузиной, И.И. Соколова, А.М. Сысоева (предупреждение профессиональной деформации личности сотрудников и курсантов); М.И. Кузнецова (адаптация выпускников специализированных вузов к воспитательной деятельности в колонии); И.Л. Кашинцевой (формирование умений педагогического общения курсантов); Б.Б. Казака, А.И. Ушатикова (психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений ), Н.Н. Ивашко (адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России) и др.

При несомненной важности отмеченных исследований степень разработанности проблемы воспитания профессионально-пенитенциарной направленности (направленности на профессиональную деятельность по исправлению, в соответствии с европейскими стандартами обращения, лиц, осужденных к лишению свободы) личности курсантов является явно недостаточной. Вне поля зрения исследователей остается процесс воспитания профессионально-пенитенциарной направленности (ППН) личности курсантов в условиях вузовского обучения. Отсутствуют исследования, посвященные обоснованию педагогических моделей и систем воспитания профессионально-пенитен-циарной направленности личности курсантов.

Таким образом, проведенный нами анализ научной и нормативной литературы, педагогической практики позволил выявить ряд противоречий:

– между современным требованием по повышению эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и готовностью вузов ФСИН России воспитывать специалистов УИС новой формации;


– между имеющимися знаниями в области воспитания профессиональной направленности личности и неизученностью вопросов воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов в образовательном процессе специализированного вуза;

– между необходимостью разработки системы воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов вузов ФСИН России и фактическим отсутствием исследований по данной тематике.

С учетом указанных противоречий проблема исследования состоит в следующем: каковы теоретические основы и технология воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов вузов ФСИН России?

^ Объектом исследования выступает процесс воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов.

Предмет исследования – содержание и технология воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов во внеучебной деятельности.

^ Цель исследования заключается в выявлении теоретических основ воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов, разработке и экспериментальной проверке технологии их реализации в условиях внеучебной деятельности.

^ Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если в процессе воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов раскрыть его содержание и наполнить новым профессионально актуальным содержанием традиционные формы внеучебной деятельности, то реализация соответствующей технологии воспитания будет способствовать достижению целей педагогической системы специализированного вуза.

Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить взаимосвязь направленности и профессиональной направленности личности.

2. Раскрыть понятие, содержание и структуру профессионально-пенитенциарной направленности личности как динамического личностного образования.

3. Определить уровни сформированности, критерии и показатели профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов.

4. Разработать модель воспитания профессионально-пенитенциар­ной направленности личности курсантов во внеучебной деятельности.

5. Разработать и экспериментально обосновать технологию воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов во внеучебной деятельности.

6. Опираясь на результаты исследования, разработать предложения и рекомендации по воспитанию профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов.


^ Методологическую основу исследования составили современные теории личности: социальное направление поведенческой теории (А. Бандура, Дж. Роттер), мотивационное направление гуманистической теории (А. Маслоу), деятельностная теория (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова); системный, личностный и деятельностный подходы.

^ Методы исследования:

– на общенаучном уровне – анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, дедукции, аналогии, наблюдения, эксперимента, описательной и математической статистики, моделирования;

– на конкретно-научном уровне – контент-анализа психолого-педаго­гической литературы, тестирования, беседы, интервью, опроса (в том числе психодиагностики), оценивания;

– на технологическом уровне – лист оценки результатов индивидуальной беседы на тему «Осведомленность о профессии» (авторская методика), опросник «Осознание общественной и государственной значимости профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы» (авторская методика), дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов), методики «Карта склонностей» (Е.Е. Смирнова), «Я через 10 лет» (В.Б. Успенский, А.П. Чернявская), служебные карточки курсантов. Для статистического анализа экспериментальных данных использовалась компьютерная программа «Статистика в педагогике».

^ Организация исследования. Базовым вузом для проведения исследования стала Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России). Некоторые аспекты проблемы также изучались во Владимирском и Самарском юридических институтах ФСИН России, в учреждениях УФСИН России по Рязанской области.

Решение задач исследования осуществлялось с 2005 по 2010 год последовательно в три этапа.

^ Первый этап (2005–2006 гг.) – теоретический. На основе анализа научной, учебной, учебно-методической литературы, нормативных правовых документов и других источников, педагогической практики исследована взаимосвязь направленности личности и профессиональной направленности личности. Изучено состояние проблемы профессиональной направленности личности в системе высшего образования. Раскрыты понятие, содержание и структура профессионально-пенитенциарной направленности личности. Определены уровни сформированности, критерии и показатели профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов. Разработана модель воспитания профессионально-пенитенциар­ной направленности личности курсантов во внеучебной деятельности.

^ Второй этап (2006–2008 гг.) – экспериментальный. Были осуществлены подготовка (разработка программы, планирование, организация) и проведение экспериментальной работы по реализации технологии воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов. Статистически были обработаны, проанализированы, обобщены и интерпретированы полученные экспериментальные данные.

Для проведения эксперимента в Академии ФСИН России были отобраны две группы курсантов первого курса юридического факультета (57 человек), впоследствии ставшие контрольной и экспериментальной.

^ Третий этап (2008–2010 гг.) – систематизирующий. На этом этапе проведена систематизация, сформулированы и апробированы выводы исследования, опубликованы основные научные результаты, материалы по результатам исследования внедрены в практическую деятельность, завершено оформление диссертации.

^ Научная новизна исследования состоит в том, что:

– уточнено содержание понятий направленности и профессиональной направленности личности;

– раскрыты содержание и структура профессионально-пени­тенциарной направленности личности;

– введен в диагностический инструментарий педагогического исследования опросник «Осознание общественной и государственной значимости профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы»;

– обоснована программа воспитания профессионально-пенитенци­арной направленности личности курсантов во внеучебной деятельности.

^ Теоретическая значимость исследования:

– расширены представления о применении личностного и деятельностного подходов в реализации концепции системного построения процесса воспитания;

– введено и адаптировано для педагогики понятие профессионально-пенитенциарной направленности личности;

– созданы предпосылки для решения проблемы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации осужденных.

^ Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы, ре­зультаты экспериментальной работы позволили разработать научно-методи­ческие рекомендации для начальствующего состава учебно-строевых подразделений и кураторов учебных групп по формированию профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов.

Предложения и рекомендации, сформулированные в исследовании, могут найти широкое применение во всех образовательных учреждениях ФСИН России и дают возможность педагогам-организаторам разработать комплексную программу воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности старшеклассников профильных классов средних школ и курсантов 1–3-го курсов.

Предложенный диагностический инструментарий может использоваться в повседневной практике кадровых и воспитательных служб учреждений и органов УИС, начальствующего состава учебно-строевых подразделений и кураторов учебных групп образовательных учреждений ФСИН России.


^ Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-пенитенциарная направленность личности курсантов – системное свойство психики, формирующееся в процессе воспитания на основе общечеловеческих ценностей в контексте жизнедеятельности конкретного курсанта.

2. Профессионально-пенитенциарная направленность личности курсантов – решающий признак пригодности к профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы, показывающий на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии, влияющий на подготовку к профессиональной деятельности, ведущей особенностью которой является социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными.

3. Профессионально-пенитенциарная направленность личности курсантов есть системное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, которые функционируют во взаимодействии друг с другом. Она определяется через следующие критерии и показатели:

– когнитивный – отражает состояние всей системы профессионально значимых знаний о профессии, которая является мотивационной базой поведения курсантов. Основные показатели данного критерия: осведомленность о профессии, осознание общественной и государственной значимости избранной профессии, профессиональный план;

– эмоциональный – отражает особенности эмоциональной сферы курсантов, которая формируется в процессе развития личности и становится мотивационной базой ее поведения. Содержит три показателя: профессиональные интересы, профессиональные склонности, удовлетворенность профессией;

– поведенческий – выступает внешним критерием оценки уровня развития профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов в контексте основных видов их деятельности в вузе (учебной, научной, служебной, хозяйственной, общественной, спортивной). Содержит один показатель: профессиональную ответственность поведения.

4. Программа воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов  – описание алгоритма взаимодействия субъекта и объекта педагогической системы с целью положительного и устойчивого изменения отношения курсантов к учебной, научной, служебной, хозяйственной и другим видам деятельности, находящего свое выражение в достижении более высокого, по сравнению с наличным, уровня сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, нашли свое отражение в научных статьях, докладах, тезисах.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались: на межвузовской научно-практической конференции вузов МВД Республики Беларусь и России «Вопросы права в третьем тысячелетии» (Брянск, 2003), Международной научно-практической конференции «Криминологи-ческие и психолого-педагогические проблемы правового воспитания» (Брянск, 2003), научно-практических конференциях «Деевские чтения» (Рязань, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008), Международной научно-практической конференции «Проблемы преступления и наказания в праве, философии и культуре» (Самара, 2007), Всероссийской научно-практической заочной конференции «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения» (Саранск, 2007), Международной научно-практической конференции «Роль образовательных учреждений ФСИН России в обеспечении эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы» (Владимир, 2008), Международной научно-практической конференции «Обеспечение прав человека в условиях современного государства» (Владимир, 2009).

На основе результатов исследования разработаны научно-методические рекомендации для начальствующего состава учебно-строевых подразделений и кураторов учебных групп, которые внедрены в практическую деятельность Академии ФСИН России, Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, учреждений УФСИН России по Рязанской области.

^ Достоверность результатов исследования определяется его исходными методологическими основами, использованием комплекса методов исследования и диагностических методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборки.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и 11 приложений. Общий объем работы с приложениями составляет 241 страницу печатного текста.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, освещены состояние и степень разработанности проблемы. Определены объект, предмет, гипотеза исследования, его цель и задачи, указаны ее методологические основы и методы исследования, изложен порядок организации исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации, внедрении и достоверности результатов исследования; дана информация об объеме диссертационного исследования.


^ Первая глава «Теоретические основы воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов» включает в себя четыре параграфа. В ней проводится анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой тематике, обосновываются исходные теоретико-методологические подходы к проблеме исследования. Раскрываются понятие, содержание и структура направленности личности, профессиональной направленности личности, специфика профессиональной направленности личности курсантов вузов ФСИН России, понятие, содержание, структура, уровни сформированности профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов.

В фундаментальных трудах Л.И. Божович, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, К.К. Платонова убедительно показано, что системообразующим свойством личности является направленность. Г.Д. Луков, Н.И. Макаров и К.К. Платонов считают, что в направленности надо различать следующие качества: уровень, широту, устойчивость, интенсивность и действенность. Многие ученые (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, А.Т. Куракин, В.С. Мерлин, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.) подчеркивают такие качества направленности личности, как избирательность и побудительная активность. И.Д. Егорычева и Д.И. Фельдштейн полагают, что направленность личности (гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная), включающая два системообразующих фактора – отношение личности к самой себе и ее отношение к обществу – обладает довольно высокой устойчивостью, но может быть подвергнута коррекции через специально задаваемую личностно значимую деятельность. В настоящее время чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации (Г.И. Аксенова, В.Г. Деев, М.И. Еникеев, Э.Ф. Зеер, Б.Б. Казак, А.Г. Маклаков, Е.М. Никиреев, А.И. Ушатиков и др.). Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания, причем в основе всех видов направленности личности лежат мотивы деятельности.

Таким образом, направленность личности – это совокупность ведущих устойчивых осознаваемых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности и придающих им личностное значение – смысл.

^ Внешними формами проявления направленности личности являются: желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения.

В психолого-педагогической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространено мнение, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность (Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.).

Проведенное исследование позволило диссертанту определить, что решающим признаком пригодности к профессии является профессиональная направленность личности (В.А. Сластенин). Первоначально профессиональная направленность личности проявляется в мотивах выбора профессии, и именно она является ведущим мотивом учения и самовоспитания (А.И. Кочетов, А.П. Черных).

Профессиональная направленность характеризует ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии, влияющие на подготовку к профессиональной деятельности и ее успешность (В.П. Жуковский). Специфика профессиональной направленности личности (профессиональная направленность руководителей, профессионально-педагогическая, профессиональная направленность сотрудника ОВД, военно-профессиональная и др.) обусловлена спецификой профессиональной деятельности, особенностями личности субъекта и объекта профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная направленность личности – это решающий признак пригодности к профессии, показывающий на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии и обусловленный спецификой, особенностями личности субъекта и объекта профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной направленности личности курсантов вузов ФСИН России как будущих специалистов уголовно-исполнительной системы обусловлена спецификой профессиональной деятельности сотрудников УИС, особенностями личности субъекта и объекта предстоящей профессиональной деятельности, а они, в свою очередь, спецификой УИС в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Специфику УИС определяют основные принципы Европейских пенитенциарных правил, цели (исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами) и задачи (регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации) уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а также основные задачи, возложенные на уголовно-исполнительную систему в лице Федеральной службы исполнения наказаний.

Известно, что выпускники вузов ФСИН России предназначены в основном для работы в исправительных, то есть пенитенциарных, учреждениях. Следовательно, специфика профессиональной направленности личности курсантов вузов ФСИН России заключается прежде всего в том, что она является профессионально-пенитенциарной.

Мы полагаем, что профессионально-пенитенциарная направленность личности имеет в своей структуре когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (рис. 1) и является универсальной для всех сотрудников уголовно-исполнительной системы.





Рис. 1. Структура профессионально-пенитенциарной

направленности личности


Таким образом, профессионально-пенитенциарная направленность личности – это решающий признак пригодности к профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы, показывающий на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии, ведущей особенностью которой является социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными.

Для курсантов необходимо уточнить: профессионально-пенитенциар­ная направленность личности курсантов – это решающий признак пригодности к профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы, показывающий на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии, влияющий на подготовку к профессиональной деятельности, ведущей особенностью которой является социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными.

Для повышения эффективности процесса воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов автором разработана модель воспитания профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов во внеучебной деятельности, включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты (рис. 2). Оптимальными педагогическими условиями протекания данного процесса являются: формирование у старшеклассников профильных классов средних школ ценностных отношений к профессиональной деятельности в исправительных учреждениях; профессионализация обучения курсантов; вовлечение курсантов в деятельность, которая требует наличия профессионально важных качеств, умений и навыков; привлечение к воспитательной работе с курсантами сотрудников и ветеранов УИС с высоким уровнем развития профессионально-пенитенциарной направленности личности.



^ Целевой компонент


Цель: воспитание профессионально-пенитенциарной направленности

личности курсантов


Задачи

Принципы

Содержательный

компонент

^ Профессионально-пенитенциарная направленность личности курсантов

Курсант должен знать: предметы формы одежды сотрудников УИС и правила ее ношения; официальные символы ФСИН России; профессиональные традиции и торжественные ритуалы; правовую основу, условия и порядок прохождения службы в УИС; государственные гарантии, компенсации и льготы сотрудников УИС; знаменательные и памятные даты УИС; цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; основные задачи ФСИН России; характеристику УИС; специфику профессиональной деятельности, личностные качества и профессиональную этику сотрудника УИС; квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений ФСИН России; квалификационные требования к сотрудникам основных служб УИС; ведомственные награды ФСИН России; историю УИС. Курсант должен быть убежден в общественной и государственной значимости профессии сотрудника УИС, профессиональный план должен быть связан со службой в УИС. Курсант должен иметь интересы и склонности соответствующие типу профессий «Человек-человек», устойчивую привычку поведения в соответствии с нормами профессии.

Уровни сформированности ППН личности курсантов

1. Неудовлетворительный. 2. Удовлетворительный. 3. Хороший. 4. Отличный

Процессуальный

компонент

Методы формирования сфер сознания

Словесные

(когнитивная сфера)

Наглядные

(эмоциональная сфера)

Практические

(поведенческая сфера)

Средства

Слово

Образ

Поступок

Формы

Диспуты, конференции, встречи, олимпиады, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы, обсуждение новинок литературы и др.

Посещения театров, кинотеатров, музеев, выставочных залов, концертов, тематических вечеров, фестивалей, конкурсов и др.

Принятие профессиональных традиций и ритуалов, участие в предметных олимпиадах, соревнованиях, в несении службы и др.

Оценочно-результатаивный

компонент


Критерии

1. Когнитивный

2. Эмоциональный

3. Поведенческий

Показатели

1. Осведомленность о профессии.

2. Осознание общественной и государственной значимости профессии.

3. Профессиональный план

1. Профессиональные

интересы.

2. Профессиональные склонности


1. Профессиональная

ответственность поведения

Средства диагностики

1. Лист оценки результатов индивидуальной беседы «Осведомленность о профессии» (авторская методика).

2. Опросник «Осознание общественной и государственной значимости профессии сотрудника УИС» (авторская методика).

3. Методика «Я через 10 лет»

(В.Б. Успенский, А.П. Чернявская)

1. Дифференциально-диагностический опросник

(Е.А. Климов).

2. Методика «Карта склонностей» (Е.Е. Смирнова)

1. Служебные карточки

курсантов.


Система комплексной оценки уровней сформированности ППН личности курсантов

Результат: сформированность профессионально-пенитенциарной направленности

личности курсантов
  1   2   3   4




Похожие:

Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов iconСПбГУ, Петергоф, ул. Ульяновская, д. 1 24 – 27 сентября
Борзов Вадим Васильевич (СПбгут, спб); Дамаскинский Евгений Викторович (виту, спб)
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов iconТема: Личность педагога и его профессионально значимые качества
Цель: Сформировать у студентов представление о личности педагога и его профессионально-значимых качествах
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов iconНиколай Иванович Кареев
Н. И. Кареев выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один...
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов iconУсловия психологической подготовки курсантов специализированных учебных центров
Поэтому в современных условиях все более значимую роль приобретает проблема формирования психологической готовности курсантов к деятельности...
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов icon«Воспитание: его сущность и содержание»
Воспитание растущего человека как формирование разви­той личности составляет одну из главных задач современно­го общества
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов iconЛитература Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь.
Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев...
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов iconСистема воспитания как условие становления личности
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов iconА. В. Федоров Федоров Алексанр Викторович, доктор педагогических наук, профессор, Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, зав кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государ
Федоров Алексанр Викторович, доктор педагогических наук, профессор, Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России,...
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов icon1 Педагогика наука о воспитании (от греч. «детовождение»). Она включает: Воспитание
Воспитание – 1) (в широком смысле) передача опыта общечеловеческой культуры след поколению 2) (в узком смысле) целенаправленный процесс...
Кареев Вадим Викторович воспитание профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов iconГ. И. Давыдова, И. Н. Семенов
Рефлексивно-диалогический подход к развитию направленности личности ребенка как субъекта общества
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы