Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



НазваниеДовузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
КРАСИЛЬНИКОВА Наталья Владимировна
Дата конвертации05.02.2013
Размер295.99 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>


На правах рукописи


КРАСИЛЬНИКОВА Наталья Владимировна


ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Саранск 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики с курсом методики преподавания математики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет

имени Н. П. Огарева»






Научный руководитель:





доктор педагогических наук, доцент

^ Шабанов Геннадий Иванович



Официальные оппоненты:




доктор педагогических наук, профессор

^ Шукшина Татьяна Ивановна


кандидат педагогических наук, доцент

Землянский Валентин Валентинович




















Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Нижегородский

государственный педагогический университет»


Защита состоится « » ________ 2010 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.118.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по адресу: 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11а, ауд. 321.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».


Автореферат разослан и размещен на сайте www.mordgpi.ru

« » _________ 2010 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета


Л. С. Капкаева



^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Образование в Российской Федерации находится на этапе модернизации, главной целью которой «является создание механизма устойчивого развития системы образования». Современные тенденции находят свое отражение не только в изменении характера отношений внутри традиционных образовательных институтов, но и в предоставлении человеку широких и разнообразных путей самообразования. В этой связи новое развитие получила задача рассмотрения сферы дополнительного образования как целостного педагогического явления, где важным компонентом выступает довузовская подготовка как допрофессиональная или предпрофессиональная подготовка, которая позволяет наиболее полно, адекватно решать задачи непрерывного образования, связанные с переходом с одной его ступени – общее (полное) среднее на другую – высшее профессиональное.

Довузовская подготовка как образовательная деятельность существует, однако правового статуса и своих образовательных учреждений не имеет, не разработаны нормативная база этой подготовки, ее содержательное ядро, не сформирован целостный учебно-методический комплекс, сориентированный на специфические формы работы с абитуриентами. До сих пор не осуществлена обстоятельная концептуально-теоретическая проработка функций этой образовательной структуры, возможностей ее включения в существующую региональную систему непрерывного образования. Увязка целей, содержания учебной информации, методов, организационных средств с тестовой системой контроля в единую технологическую цепочку, то есть разработка технологий подготовки абитуриентов в условиях региональной системы непрерывного образования, является важнейшей научно-педагогической задачей, стоящей перед всей системой образования.

В последнее десятилетие комплексного изучения основных тенденций, приоритетных направлений и педагогических условий становления и развития дополнительного образования, с учетом решения проблемы поиска оптимальных путей организации довузовской подготовки учащихся как средства развития региональной системы непрерывного образования, проводилось недостаточно. В настоящее время состояние и развитие дополнительного образования в России и ее регионах обнаруживает, по нашему мнению, серьезные противоречия:

– между новыми тенденциями развития дополнительного образования и особенностями организации довузовской подготовки;

– между недостаточной преемственностью подготовки выпускников в общеобразовательных школах и требованиями, предъявляемыми вузами к будущим студентам;

– между объективной необходимостью создания региональной системы непрерывного образования, где немаловажное значение отводится довузовской подготовке, и стихийностью процессов интеграции учебных заведений общего и профессионального образования различных ступеней на региональном уровне;

– между возросшей потребностью общества в подготовке всесторонне образованных людей, способных к профессиональному выбору, и серьезным, узкоспециализированным характером новых образовательных структур.

Данные противоречия актуализируют организацию дополнительного образования и нацеливают на решение проблемы поиска оптимальных путей организации довузовской подготовки в рамках региональной системы непрерывного образования, а выбранная тема диссертации является весьма актуальной, так как происходит модернизация образования, в связи с чем формируются новые социальные заказы на специалистов-профессионалов, при изменении цели и приоритетов высшего образования.

^ Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность предложенной системы довузовской подготовки учащихся как средства развития региональной системы образования.

^ Объект исследования: учебный процесс в региональной сети учреждений средней и высшей школы.

Предмет исследования: довузовская подготовка учащихся в условиях высшей школы.

^ Гипотеза исследования состоит в том, что довузовская подготовка учащихся может быть эффективно реализована в региональной системе непрерывного образования, если:

− спроектировать и реализовать систему довузовской подготовки учащихся, сориентировав ее на подготовку не только к поступлению в вуз, но и к успешному обучению в нем и правильному выбору будущей профессиональной деятельности;

− определить важнейшие направления повышения эффективности довузовской подготовки учащихся и организационно-педагогические условия, оказывающие наибольшее влияние на активизацию и усиление мотивации к будущей профессиональной деятельности;

− уточнить содержание и структуру системы довузовской подготовки учащихся, а в качестве цели принять готовность абитуриентов к учебной деятельности в вузе;

− этот вид образовательной деятельности должен выступать системообразующим звеном региональной системы непрерывного образования, быть непротиворечивым на всех его уровнях и приниматься всеми участниками региональной системы непрерывного образования.

В соответствии с поставленной проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1) охарактеризовать довузовскую подготовку учащихся как неотъемлемую часть региональной системы непрерывного образования;

2) разработать и экспериментально проверить педагогические условия организации довузовской подготовки абитуриентов, обеспечивающие эффективность функционирования системы на уровне целей, содержания, форм и методов работы;

3) выявить сущность понятия «готовность абитуриентов к учебной деятельности в вузе» как цели социально и профессионально ориентированного процесса довузовской подготовки, ее состав и качественные характеристики;

4) разработать направления совершенствования системы довузовской подготовки учащихся, выявить ее основные структурные элементы и приоритетные функции.

^ Методологическая база исследования. В своем исследовании мы опирались на теорию системного подхода (А. И. Субетто, Г. П. Щедровицкий, В. А. Якунин), на концепцию моделирования и конструирования педагогического процесса (В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Чернова), на теорию творческого развития личности и деятельностного подхода к обучению (В. И. Андреев, В. И. Щеголь, А. Н. Ярыгин), на теорию отбора содержания (В. В. Давыдов, Г. П. Корнев, Ю. А. Кустов) и на концепции профессионального самоопределения и непрерывного образования (И. В. Бестужев-Лада, Е. П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, А. В. Даринский, В. Н. Турченко).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической и психолого - педагогической литературы по теме исследования; учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования; изучение и обобщение существующего опыта по организации довузовской подготовки абитуриентов в вузе; наблюдение; устный опрос абитуриентов; анкетирование; методы статистической обработки полученных материалов; педагогический эксперимент; математическая обработка полученных данных; моделирование образовательной среды.

В опытно-экспериментальном исследовании на разных этапах приняло участие более 4 тысяч абитуриентов, преподавателей системы довузовской подготовки и учителей общеобразовательных школ. Тема диссертации входит в Координационный план исследований проблем региональной системы непрерывного профессионального образования Поволжского отделения РАО (г. Казань).

^ Научная новизна исследования заключаются в том, что довузовская подготовка рассматривается как неотъемлемая часть региональной системы непрерывного образования, направленная на подготовку не только к поступлению в вуз, но и к успешному обучению в нем и правильному выбору будущей профессиональной деятельности.

Такой подход позволил:

− обосновать эффективность предложенной и реализованной региональной системы довузовской подготовки учащихся (в виде факультета довузовской подготовки), охватывающей широкую сеть учреждений среднего (полного), дополнительного и профессионального (начального) образования, что дало возможность реализовать его основные функции (обучающая, диагностическая, профориентационная, адаптационная, развивающая, фильтрующая) и способствовало динамичному сопряжению всей системы непрерывного образования;

− разработать и экспериментально проверить педагогические условия организации довузовской подготовки учащихся в региональной системе непрерывного образования (включение довузовской подготовки учащихся в систему высшего образования, совершенствование содержания общего (полного) среднего образования, увеличение доли самостоятельной работы учащихся, использование современных технологий обучения, реализация субъект-субъектных отношений, социализация выпускников школ к условиям вуза);

− выявить эффективность разных форм довузовской подготовки, удачно дополняющих друг друга и как единое целое (факультет довузовской подготовки) выступающее средством развития региональной системы непрерывного образования.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

− в определении сущности понятия «готовность абитуриентов к учебной деятельности в вузе», его состава и структуры;

− в разработке и апробации системы педагогических методов и приемов работы в структуре довузовской подготовки учащихся на материале общеобразовательных предметов, основных принципов и критериев отбора содержания учебного материала, системы условий, повышающих эффективность учебных занятий;

− в выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности организации довузовской подготовки как средства развития региональной системы непрерывного образования;

− в разработке педагогических основ организации довузовской подготовки учащихся в высшей школе в условиях модернизации образования.

^ Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют реализовать эффективный процесс довузовской подготовки учащихся как неотъемлемой части региональной системы непрерывного образования. Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, носят универсальный характер и позволяют определить общую стратегию и конкретную тактику функционирования довузовской подготовки и профориентации в высших учебных заведениях, эффективно проводить политику формирования контингента абитуриентов, а разработанная система довузовской подготовки учащихся может успешно использоваться в других вузах. Разработаны и внедрены в практику деятельности подготовительных курсов (ПК) и подготовительных отделений (ПО) новые подходы к составлению учебных планов и графиков учебного процесса. Конкретные рекомендации были широко использованы при разработке программ и учебно-методических комплексов для различных форм и видов довузовской подготовки, а также для углубленного изучения общеобразовательных предметов и факультативных курсов. Полученные результаты позволяют улучшить качество подготовки учащихся и студентов вузов.

^ В разработке проблемы исследования можно выделить четыре этапа.

Первый этап (1998−2001 гг.) – изучение методологической, психолого-педагогической и методической литературы для выявления проблемы исследования, а также осмысления его методологических основ, уточнение основных понятий, определение объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, разработка плана исследования, определение его экспериментальной базы.

Второй этап (2001−2004 гг.) – анализ и систематизация учебно - методической документации, обобщение опыта работы школ, подготовительных отделений и подготовительных курсов при вузах, выявление противоречий и особенностей обучения в школе и в вузе и на этой основе разработка концепции довузовской подготовки учащихся в региональной системе непрерывного образования. Обобщение теоретического и накопленного эмпирического материала.

Третий этап (2004−2007 гг.) – экспериментальная проверка рабочей гипотезы, формирование теоретических положений, определяющих принципы организации системы довузовской подготовки. Установлено, что с появлением новых образовательных учреждений при вузах (лицеев, колледжей, профильных классов) перед довузовской подготовкой были поставлены новые задачи, потребовавшие реорганизации учебного процесса, изменений в содержании обучения, поиска, разработки и создания эффективной системы подготовки учащихся, основными функциями которой становятся обучающая, профориентационная, адаптационная, фильтрующая и развивающая.

Четвертый этап (2007–2009 гг.) – анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, их количественная и качественная обработка, дополнение и корректирование практических и теоретических выводов. Определение логики изложения материалов, оформление результатов диссертационного исследования.

^ На защиту выносятся следующие положения.

1. Довузовская подготовка учащихся − это пропедевтический этап профессионального становления личности, имеющий целью развитие личностных познавательных интересов старшеклассников, коррекцию уровня образованности и адаптацию к условиям учреждений высшего профессионального образования.

2. Разные формы довузовской подготовки (подготовительное отделение, подготовительные курсы, профильные классы) являются интеграционной структурой высшей школы в региональной системе непрерывного образования.

3. Педагогические условия организации системы довузовской подготовки абитуриентов (включение довузовской подготовки учащихся в систему высшего образования, совершенствование содержания общего образования, увеличение доли самостоятельной работы учащихся, реализация субъект-субъектных отношений, социализация к условиям вуза, использование современных технологий обучения) актуализируют ее значение для региональной системы непрерывного образования и способствуют повышению качества подготовки специалистов в высшей школе.

4. Эффективность предложенной системы довузовской подготовки обеспечивается единством и взаимосвязью целей, содержания и технологии, используемых в различных организационно-педагогических формах подготовки старшеклассников к поступлению в вуз и обучению в нем.

^ Достоверность результатов исследования обусловлена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, связью теоретических исследований с практикой обучения слушателей в системе довузовской подготовки, внесением необходимых корректив в гипотезу, содержание, организацию опытной и экспериментальной работы, репрезентативностью выборки для проверки достоверности полученных результатов.

^ Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования докладывались на Международной научной конференции «Филологическая подготовка преподавателя-словесника в университете» (Саранск, 2001 г.); Всероссийской научной конференции «Научное наследие М. Е. Евсевьева в контексте национального просветительства» (Саранск, 2004 г.); Международной научной конференции «Интеграция региональных систем образования» (Саранск, 2006 г.); республиканской научно-практической конференции «Наука и инновации в Республике Мордовия» (Саранск, 2007 г.), «Деятельность структур довузовского образования в условиях проведения эксперимента по ЕГЭ» (Саранск, 1999 г.) и ежегодных «Огаревских чтениях», проводимых в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. По итогам выступлений опубликованы тезисы. Результаты исследования, соответствующие основному содержанию диссертации, нашли отражение в 12 публикациях объемом 4 печатных листа.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены его проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, показаны научная новизна, практическая и теоретическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы организации и функционирования довузовской подготовки учащихся в региональной системе непрерывного образования» рассматривается разработанность проблемы в философской, психологической и педагогической литературе, раскрываются цели, задачи, принципы и основные звенья системы непрерывного образования (дошкольное, общее (полное) среднее, среднее и высшее профессиональное), рассмотрены возможности довузовской подготовки в развитии региональной системы непрерывного образования.

Проведенный нами анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемы организации и функционирования системы довузовской подготовки уже были предметом исследования ученых (Е. П. Белозерцев, Л. П. Буева, С. М. Годник, Б. С. Гершунский, А. В. Даринский, Ю. А. Андриенко, А. Г. Камышева, О. И. Коломок, Н. М. Лукашенко, А. П. Назаретова). Большое значение для рассмотрения проблем региональной системы непрерывного образования имели научные публикации, посвященные проблемам его регионализации (П. Ф. Анисимов, С. Д. Бородина, О. Н. Морева и др.). Над интеграцией всех уровней и ступеней в единое образовательное пространство в Мордовии в середине 1990-х гг. трудились и трудятся такие ученые, как И. Л. Наумченко, Н. П. Макаркин, А. И. Сухарев. В конце 1990-х гг. они обосновали концепцию региональной системы непрерывного образования, предлагая исходить из идеи единства «конвертируемых» общечеловеческих основ образования и его национальных особенностей как в содержании, так и формах деятельности учебных заведений всех уровней. Центральной идеей, по их мнению, является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Однако авторы, подчеркивая большое самостоятельное значение дополнительного образования, не обсуждают необходимость формирования его в целостную педагогическую систему и возможность выделения в ней, как в системе более высокого порядка, самоценной подсистемы довузовской подготовки. В ряде работ анализируются проблемы подготовки школьников к поступлению в вуз через ПО или ПК, при этом за рамками исследования остаются вопросы довузовской подготовки учащихся как средства развития региональной системы непрерывного образования.

На основе анализа научно-педагогической литературы, исследований в экспериментальных школах, опроса слушателей системы довузовской подготовки в работе выделены основные факторы, влияющие на качество подготовки школьников к поступлению в вуз и обучению в нем.

Во-первых, школьная практика обучения не формирует системность знаний учащихся. К тому же выпускники сельских и городских школ имеют резко дифференцированную подготовку по объему знаний, сформированности необходимых навыков и умений, уровню общего развития. Система образования в настоящее время обогатилась новыми образовательными учреждениями: гимназиями, лицеями, колледжами, в которых обучение ведется по программам, отличающимся от тех, что рекомендованы для общеобразовательной школы. Существенные различия в уровне знаний выпускников ставят их в неравные условия при поступлении в вуз. Контроль знаний у выпускников различных общеобразовательных учреждений, их коррекцию и обновление, обобщение и систематизацию лучше всего осуществлять в процессе обучения на ПК.

Во-вторых, большинство первокурстников оказываются неготовыми к особенностям учебы в вузе. У них слабо сформированы навыки самоорганизации, самообучения, самовоспитания, умения работать с учебной и научной литературой, приемы межличностного общения, а также не совсем благополучно обстоит дело с мотивацией выбора профессии; они не имеют опыта конспектирования, не могут рационально использовать учебное и свободное время.

В-третьих, в условиях введения единого государственного экзамена довузовская подготовка приняла на себя ранее не свойственные ей функции, связанные с профориентационной работой.

Чтобы иметь представление о том, как молодые люди решают проблему выбора профессии, каковы их профессиональные намерения и предпочтения, мы провели выборочное анкетирование учащихся 9-х (3 629 человек) и 11-х классов (3 949 человек) городов и районов Республики Мордовия. Всего нами было опрошено 7 578 школьников.

Определенную тревогу вызывает то обстоятельство, что из всех принявших участие в анкетировании только 60,8 % выпускников сделали окончательный выбор профессии. Это предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования не только методов профориентационной работы с учащимися, но и довузовской подготовки. Раскрывая свое видение перспектив развития республики, 40 % выпускников ведущими сферами деятельности называют экономику и правоведение, около 22 %  вычислительную технику и автоматизированные системы, 18 %  коммерческую деятельность.

Проведенный анализ противоречий и проблем, реально существующих в системе образования, позволяет утверждать, что довузовская подготовка учащихся как образовательная деятельность стала средством развития региональной системы непрерывного образования. Ее роль в современных социально-экономических условиях возросла, цели изменились, а задачи существенно расширились. Прежде всего это диагностика знаний как необходимое условие их коррекции и обновления; систематизация и обобщение знаний; организация обучения, направленного на предупреждение затруднений и оказание индивидуальной помощи слушателям; подготовка к сдаче вступительных испытаний в вуз; профессиональное самоопределение и психологическая адаптация абитуриентов; развитие познавательной самостоятельности, выявление и развитие творческого потенциала, качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

В свою очередь новые задачи требуют переработки целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Их увязка с эффективной системой контроля в единую технологическую цепочку является важнейшей научно-педагогической проблемой, стоящей перед всей системой образования, а особенно перед системой довузовской подготовки.

Рассмотрев проблемы довузовской подготовки как педагогическую проблему в региональной системе непрерывного образования, мы пришли к следующим выводам:

 анализ теоретических источников и личный опыт работы по организации довузовской подготовки позволяет нам выделить ее как неотъемлемую часть целостной региональной системы непрерывного образования, что будет способствовать совершенствованию всей системы образования;

 довузовская подготовка как одна из форм интеграции общего среднего и высшего профессионального образования структурно и организационно обеспечивает региональную систему непрерывного образования;

 система довузовской подготовки обеспечивает необходимую связь между этапом формирования контингента абитуриентов и этапом непосредственной подготовки в вузе, решает проблему качественной подготовки абитуриентов как условия обеспечения их умственной деятельности на последующих этапах – отбора в вуз и обучение в нем.

Таким образом, довузовская подготовка учащихся – пропедевтический этап становления личности в системе непрерывного образования, имеющий целью развитие личностных познавательных интересов старшеклассников, коррекцию уровня их образованности и адаптацию к условиям обучения в высшей школе.

Во второй главе «Совершенствование организационно - педагогических форм довузовской подготовки учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования» дается подробная характеристика сущности организационно-педагогических форм довузовской подготовки, предложен механизм совершенствования содержания образования как необходимое условие улучшения качества подготовки специалистов.

Организация факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования (ФДП и СПО) в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева стала целесообразной формой интеграции общеобразовательной школы и вуза. Десятилетний опыт его работы позволяет утверждать, что эта форма связи учебных заведений представляется наиболее рациональной. Основные этапы в развитии организационной структуры системы довузовской подготовки  это подготовительные курсы, госбюджетное подготовительное отделение, профильные классы, хозрасчетное подготовительное отделение и, наконец, становление и развитие ФДП и СПО. Переход от одного этапа к другому обеспечивал новое содержательное наполнение данных структур, постепенное существенное расширение их функций и задач. ФДП и СПО – это модель реализации принципа преемственности образовательных программ довузовской подготовки, среднего и высшего профессионального образования.

Проверка первого условия гипотезы показала, что включение школьников в образовательный процесс именно на базе вуза повышает их собственную продуктивность, так как комплекс условий для развития личности направлен на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Как показали наши исследования, совершенствование организационно-педагогических форм довузовской подготовки должно быть связано с созданием гибких образовательных структур, включающих общеобразовательные и профессиональные учебные заведения с различными уровнями и ступенями обучения, чему в немалой степени должна способствовать многоуровневая региональная система непрерывного образования. Структурными подразделениями ФДП и СПО должны стать гимназии, лицеи, колледжи, региональные образовательные центры, подготовительные отделения, курсы по подготовке к поступлению в вузы, профильные классы, школы углубленного изучения общеобразовательных предметов и др. (схема 1).

Любой образовательный проект, действуя в конкретных региональных условиях, должен ориентироваться на запросы регионального сообщества, обязательно сохраняя государственные стандарты образования. Это условие распространяется и на довузовскую подготовку. Так, при МГУ им. Н. П. Огарева в течение ряда лет функционируют два образовательных учреждения – Республиканская многопрофильная академическая гимназия и Саранский естественно-технический лицей. Основная задача гимназии, осуществляющей обучение по экономико-правовому, медико-биологическому и национально - культурологическому направлениям, – дать учащимся общее (полное) среднее образование, подготовить к поступлению в вуз и обучению в нем, помочь в профессиональной ориентации, всемерно способствовать развитию познавательных и коммуникационных возможностей, формированию творческого и научного мышления. Необходимо провести работу по реализации новой концепции развития гимназии, пересмотреть ее структуру с целью открытия прогимназических классов (5−9-е), где обучение будет носить базовый характер. Их главная задача  формирование наклонностей и интересов учащихся, развитие их способностей. При этом предусматривается новая стратегия обучения: ускорение, обогащение и группировка дисциплин учебного плана, введение в учебный процесс наставничества.

Совершенно новой образовательной структурой в рамках системы довузовской подготовки стали региональные научно-образовательные центры. Они призваны способствовать выявлению одаренных детей в сельской местности; созданию условий для развития индивидуальных способностей каждой личности; формированию потребностей к саморазвитию и самообучению; подготовке сельской молодежи к получению высшего образования, творческому труду; обучению навыкам научно-исследовательской работы. Центры призваны организовать маркетинговые исследования в области образовательных услуг, проводить работу по укреплению деловых связей с будущими работодателями. В региональных научно-образовательных центрах осуществляется довузовская подготовка через лицеи, гимназии и подготовительные курсы по заочной форме обучения. Здесь апробируются разработки ученых вузов, проводятся научные и научно-практические конференции, консультации специалистов.

Проверка второго условия гипотезы показала, что в современных условиях неоспорима приоритетность экономического образования, подготовки управленческих кадров с новым экономическим мышлением, что полностью отвечает запросам регионального сообщества. В этой связи в диссертации предлагается создание таких организационно-педагогических форм довузовской подготовки, как академия юных менеджеров и академия юных предпринимателей. Структурно академии должны состоять из предакадемических классов (с 5-го по 8-й) и собственно академических (с 9-го по 11-й). Авторские учебно-методические программы преподавателей академий позволят апробировать новые методы и технологии образования. Интеграция образования с производительным трудом станет основой и содержательной частью подготовки будущих абитуриентов. Под руководством опытных педагогов учащиеся будут осваивать естественные науки, экономику, менеджмент, предпринимательство, правоведение, финансовое дело и иностранные языки.

Уникальную возможность для получения глубоких знаний представляют также школы углубленного изучения общеобразовательных предметов. Согласованные программы, современные педагогические технологии позволят построить обучение так, чтобы любой ученик, независимо от уровня первоначальной подготовки, мог успешно освоить программы и впоследствии не менее успешно обучаться в вузе. Содержание и формы работы этих школ могут быть разнообразными (вечерние, заочные, очно-заочные). Эта организационно - педагогическая форма призвана выявлять наиболее способных в той или иной области учащихся, развивать их способности, ориентировать на ту или иную специальность. Главными целями школ являются освоение общеобразовательных предметов, систематизация знаний школьников и формирование умения применять их в практической деятельности. Реализация этой формы позволит внести преемственность, целостность и согласованность в систему непрерывного образования.

В работе подготовительных курсов следует использовать новые подходы в подготовке будущих абитуриентов. Так, если раньше они ограничивались только массовой формой подготовки слушателей, то теперь шире внедряют индивидуальные формы работы. В зависимости от уровня и качества их школьной подготовки разработаны репетиторские программы по всем предметам, рассчитанные на интенсивное обучение.В перспективе представляется возможной организация обзорных лекций по общеобразовательным предметам продолжительностью не менее 12 часов.


Схема 1. Схема функционирования региональной системы довузовской подготовки абитуриентов.



Нами доказана эффективность использования возможностей подготовительных курсов при подготовке учащихся к предметным олимпиадам различного уровня, а также предложено активнее использовать заочные подготовительные курсы с введением дистанционных технологий.

Доказали свою эффективность очно-заочные школы для одаренных детей, лекторий довузовской подготовки, кружки, студии и клубы по интересам. Общение в них носит клубный характер, а обучение – практический. Как правило, такие систематические формы работы включают два процесса − обучение по углубленной программе и творческую деятельность школьника в выбранном направлении. Особое место в системе работы с абитуриентами занимают олимпиады, тестирование и конкурсы научно-исследовательских работ.

Для формирования доказательной базы нами была проведена экспериментальная работа, состоящая из: входного контроля знаний, который проводился с целью диагностики уровня подготовки слушателей, определения технологии и методики преподавания; двух промежуточных контролирующих мероприятий, проводимых как в виде контрольной работы, так и в форме теста; итоговой контрольной работы, формой проведения которой был избран тест с проверкой независимыми экспертами по ключам. Свыше 40 % учащихся, по данным входного контроля имели серьезные пробелы в знаниях. Статистический анализ данных входного тестирования свидетельствует о том, что только по трем предметам (обществознанию, русскому языку  подготовка к ЕГЭ и к сочинению) средний балл в группе больше «3» (соответственно 3,20, 3,40, 3,46). Очень слабые знания слушатели показали по английскому языку – 2,0; физике – 2,23; истории России – 2,50; химии – 2,25; географии – 2,35; математике – 2,75. Следует отметить бессистемный характер знаний слушателей. Практически не вызывает затруднений только что изученный в школе материал по предмету, а разделы, пройденные в 79-м классах, практически забыты. Результаты показали, что на этом этапе 50 % слушателей были не готовы к поступлению в университет.

В соответствии с задачами исследования формирующий этап эксперимента был сориентирован на реализацию организационно-педагогических условий, оказывающих наибольшее влияние на активизацию учебной деятельности абитуриентов. Анализ изменения качества знаний слушателей свидетельствует, что по всем предметам, кроме математики, отмечается повышение оценки на итоговой контрольной работе по сравнению с входным контролем в среднем на 11,5 балла.

Опытно-экспериментальное исследование способствовало внедрению предложенных педагогических условий в образовательный процесс ФДП и СПО, что положительно сказалось на динамике становления устойчивых знаний по общеобразовательным дисциплинам. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют, что в целях качественной подготовки будущих абитуриентов необходимо совершенствовать не только организационно - педагогические формы довузовской подготовки, но и содержание образования. При его отборе мы придерживались педагогических принципов, обеспечивающих успех организации подготовки учащихся, такие, как: принцип соответствия содержания профессиональной подготовки ее целям; принцип изоморфности содержания довузовского образования учащихся содержанию соответствующих дисциплин вуза; принцип внутри- и междисциплинарной интеграции знаний будущего студента, обусловленный психологическими закономерностями развития индивидуальности школьника как целостности, то есть единством и взаимосвязью всех сторон личности; принцип прогностического подхода к отбору содержания образования; принцип выделения ведущих идей и понятий в содержании профессиональной подготовки будущих студентов.

Нам представляется оптимальным такой способ проектирования и организации образовательного процесса в системе довузовского образования в университете, при котором основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучающихся; организацию самостоятельной работы, где преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и «режиссера», а обучающийся – в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его личностное развитие является одной из главных образовательных целей.

Сравнительно высокий процент поступления слушателей, прошедших подготовку на ФДП и СПО, подтверждает эффективность региональной системы довузовской подготовки (рис.).



Рис. Данные по итогам зачисления на  курс абитуриентов,

прошедших довузовскую подготовку


В основу инновационных методов довузовского образования нами были положены принципы проблематизации содержания, диалогизации общения, организации самостоятельной работы: поиск нетрадиционных решений; коллекционирование различных парадоксов; проведение «сократовских» бесед; эвристические приемы активизации творческого мышления.

Совершенствование системы довузовской подготовки слушателей требует совершенствования проверки и учета результатов обучения. Одним из объективных способов выявления уровня подготовленности будущих абитуриентов должна стать система тестирования. Для оценки фонового уровня знаний, как показали результаты исследования, следует применять два вида тестов: тематический и функциональный. Первый предназначен для проверки усвоения отдельной крупной темы и используется в целях периодического или итогового контроля, а в случае особой важности данной темы  и в целях предварительного контроля. Функциональный тест является инструментом проверки блоков сложных тем и предназначен для периодического, итогового и предварительного контроля. Такого рода тесты дают возможность проверить прочность усвоения долговременного знания при использовании предварительной подготовки и без нее.

Обобщив результаты исследования, мы проверили третье условие гипотезы. На основе новых подходов к определению готовности абитуриента к поступлению в вуз и обучению в нем, мы выделили четыре ее уровня: теоретическийпредставления о естественно-научных предметах как о научных дисциплинах; методах и системе обучения в вузе; формах организации учебного процесса в высшей школе; педагогических и информационных технологиях; будущей профессии и специальности; умения правильно конспектировать источники, выявлять при изучении материала базовые знания; использовать его для решения задач предстоящей профессиональной деятельности; знания - научно-теоретических основ общеобразовательных дисциплин; иностранного языка; основ информатики и компьютерной грамотности; практический умения, необходимые для продолжения обучения в вузе; основные предметные умения; гностические умения; проектировочные умения; конструктивные умения; организаторские способности; коммуникативные умения; психологиче- ский – интеллектуальная сфера (сообразительность, гибкость, самокритичность); мотивационная сфера (мотивация достижения успеха); предметно-практическая сфера и сфера саморегуляции (правильная оценка своих действий, адаптация к новым информационным средствам, самоанализ); личност-ный – готовность к социально-принятым нормам поведения; ценностные ориентации; мировоззрение; «Я»-концепция личности

Проверка четвертого условия гипотезы показала, что реализованная система довузовской подготовки в региональной системе непрерывного образования предполагает новый этап сотрудничества Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева и Министерства образования Республики Мордовия в области дополнительного образования и довузовской подготовки учащихся. Необходимость такого сотрудничества очевидна, так как Министерство образования разрабатывает и реализует стратегию развития образования в республике, в свою очередь университет, будучи научным и образовательным центром региона, обеспечивает развитие научной и учебно-методической деятельности в организации довузовской подготовки школьников. Подобное объединение можно отнести к проявлению региональной особенности в реализации проекта довузовской подготовки школьников, где она выступает системообразующим звеном целостной региональной системы непрерывного образования.

Сформулированы основные выводы по результатам исследования:

1. Довузовская подготовка как целостная развивающая система, основана на личностно ориентированном подходе к учащемуся, это интегрированный процесс, связанный с саморазвитием личности, формированием самооценки, навыков самопознания, адаптацией к будущей профессиональной деятельности; это результат, способствующий успешному личностному и профессиональному самоопределению благодаря педагогическим условиям, созданным в этом образовательном пространстве. Эта система, с одной стороны, определяет направленность целей и задач обучения, воспитания и развития, с другой - она наполнена адекватным содержанием, формами, методами и средствами образования. Главными ее функциями являются обучающая, диагностическая, профориентационная, адаптационная, развивающая, фильтрующая и способствующая повышению уровня зрелости школьников.

2. Избранные стратегия и тактика формирования контингента будущих студентов являются целесообразными, продуктивными и позволяют достичь желаемого результата в современных условиях, когда происходят реформирование и модернизация системы образования.

3. Проведенный теоретический анализ широкого круга публикаций и существующей практики выявил необходимость разработки новых организационно-педагогических форм довузовской подготовки (региональные образовательные центры, академии юных математиков, физиков, химиков и т.д., научно-образовательные комплексы, гимназии, лицеи в структуре вуза и другие).

4. В настоящее время недооценивается значение довузовской подготовки, призванной обеспечить абитуриентам возможность максимально успешно пройти конкурсные экзамены, объективно оценить свои интеллектуальные возможности, укрепиться в осмыслении своих желаний и способностей в будущей профессиональной деятельности, от чего изначально зависит качество подготовки выпускников вуза.

5. Разнообразные формы довузовской подготовки (подготовительное отделение, подготовительные курсы, профильные классы) удачно дополняют друг друга, образуя единую, целостную, полноценную систему.

6. Тенденции, связанные с перестройкой принципов формирования контингента студентов вузов и переходом на систему единой государственной аттестации выпускников школ, будут способствовать существенному изменению условий профориентационной работы и потребуют дополнительных научно-педагогических исследований по организации и модернизации системы довузовской подготовки и профессиональной ориентации в вузе.


Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

^ I. Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК

1. Моисеева Н. В. Формирование профессионально-педагогического интереса у старшеклассников как элемент интеграции вузовского и школьного образования / М. И. Ломшин, Н. Б. Назарова, Н. В. Моисеева // Интеграция образования. − 2001.− № 4. – С. 55–58.

2. Моисеева Н. В. Довузовское образование как связующее звено системы «школа − вуз» // Интеграция образования. − 2006.− №4 (45). – С. 251–253.

II. Список публикаций в других сборниках

1. Моисеева Н. В. Профориентационная работа – как составная часть довузовской подготовки школьников в условиях модернизации системы образования // Материалы VIII научной конференции молодых ученых Мордовского государственного университета им. Н. П.Огарева : в 3 ч. Ч. 1. Гуманитарные науки. Саранск, 2003.− С. 217–225.

2. Моисеева Н. В. Основные направления реализации довузовского образования в университете / М. И. Ломшин, Н. В. Моисеева, Н. Н. Колесникова // Нар. образование Респ. Мордовия.− 2003.− № 6.− С. 3339.

3. Моисеева Н. В. Пути совершенствования организационных форм довузовской подготовки школьников в университете в условиях проведения эксперимента по ЕГЭ / М. И. Ломшин, Н. В. Моисеева, Н. Н. Колесникова // Довузовская подготовка школьников и качество образования. Вып. 1 : Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена : сб. ст. – Саранск, 2004.− С. 21–29.

4. Моисеева Н. В. Довузовское образование как необходимое условие в подготовке к единому государственному экзамену // Довузовская подготовка школьников и качество образования. Вып. 1 : Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена : сб. ст. – Саранск, 2004.− С. 54–59.

5. Моисеева Н. В. Довузовская подготовка учащихся, как необходимая ступень интеграции школьного и вузовского обучения на современном этапе модернизации системы образования // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 5.− Саранск, 2005.− С. 214−216.

6. Моисеева Н. В. Профессионально-предметная направленность довузовской подготовки школьников в системе высшего профессионального образования // XXXIV Огаревские чтения : материалы науч. конф. : в 2 ч. Ч. I : Гуманитарные науки.− Саранск, 2006.− С. 330–332.

7. Моисеева Н. В. Довузовское образование как связующее звено непрерывного образования в системе «школа−вуз» // Интеграция региональных систем образования : материалы V Междунар. конф.− Вып. 5 ч. 1.– Саранск, 2006. С. 57–60.

8. Моисеева Н. В. Основные направления реализации образовательных программ системы довузовского образования в вузе в условиях модернизации системы высшего профессионального образования / М. И. Ломшин, Моисее- ва Н. В., Н. Н. Колесникова // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 8 – Саранск, 2008. – С. 177–181.

9. Моисеева Н. В. Роль довузовской подготовки школьников в условиях дифференциации системы общего образования // XXXVII Огаревские чтения : материалы науч. конф. : в 3 ч. Ч. 1 : Гуманитарные науки. – Саранск, 2009. – С. 279−280.

10. Моисеева Н. В. Самостоятельная работа как одна из форм активизации познавательной деятельности слушателей в системе довузовской подготовки // XXXVIII Огаревские чтения : материалы науч. конф. : в 3 ч. Ч. 1 : Гуманитарные науки. – Саранск, 2010.– С. 106–109.





Похожие:

Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconВопрос ы к кандидатскому экзамену по педагогике для специальностей: «13. 00. 01-Общая педагогика, история педагогики и образования»
Проблема развития личности в педагогике. Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon«Кандидатский экзамен по общей педагогике, истории педагогики и образования» Индекс
Рабочая программа предназначена для аспирантов третьего, четвертого курса обучения по основной образовательной программе послевузовского...
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПродуктивность деятельности детей в летнем оздоровительном лагере как условие их самореализации 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена на кафедре общей педагогики и теории и методики обучения математике гоу впо «Арзамасский государственный педагогический...
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconОсновные этапы развития медиаобразования в россии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Защита состоялась на заседании диссертационного совета Воронежского государственного педагогического университета в декабре 2002
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПедагогический потенциал медиаобразования как фактора становления гражданского общества 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена в фгбоу впо «нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconОсобенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
...
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 07 История педагогики и образования ( указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью изучения курса «История педагогики и образования»
Целью изучения курса «История педагогики и образования» является формирование профессиональной компетентности педагога в вопросах...
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История педагогики и образования Специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программой по специальности...
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconФедорцова светлана сергеевна педагогическое наследие ю. Н. Усова в контексте развития медиаобразования в россии специальность 13. 00. 01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки) автореферат
Педагогическое наследие ю. Н. Усова в контексте развития медиаобразования в россии
Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconВопросы к зачету по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» для студентов 2 курса фмф, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение»
Педагогика как отрасль научного знания: ее объект, предмет, задачи и функции. Этапы и основные развития педагогики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы