Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков icon

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков



НазваниеСпецифика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков
Уторова Екатерина Анатольевна
Дата конвертации05.02.2013
Размер260.61 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>


На правах рукописи


Уторова Екатерина Анатольевна


СПЕЦИФИКА ВОПЛОЩЕНИЯ АВТОРСКОГО ИДЕАЛА В РУССКОЙ ПРОЗЕ МОРДОВИИ КОНЦА ХХ − НАЧАЛА XXI ВЕКОВ


Специальность 10.01.01 – Русская литература


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


САРАНСК 2009

Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»


^ Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент

Жиндеева Елена Александровна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Шустов Михаил Парфенович


кандидат филологических наук, доцент

^ Дубровская Светлана Анатольевна

Ведущая организация: Государственное учреждение

«Научно-исследовательский институт

гуманитарных наук при Правительстве

Республики Мордовия»


Защита состоится « » __________ 2009 года в _________ часов на заседании диссертационного совета Д 212.118.02 при ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по адресу: 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, 13 б.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Ев-севьева».


Автореферат разослан « » __________ 2009 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук, доцент Е. А. Жиндеева

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Идеал, как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные оценки, сквозь призму вкусов и мировоззрение людей. Важной задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности осознания подлинной ценности идеала. Именно через идеальное человек материально и духовно утверждает себя в мире.

Воспитательная и гедонистическая функции литературы реализуются в художественном произведении только в том случае, если писатель точно передает идеал эпохи и раскрывает наиболее острые проблемы современности.
В русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков писатели решают нравственные проблемы общества, что находит свое отражение в поиске эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов. Причем решение данной проблемы выходит за рамки словесного искусства и приобретает общечеловеческий характер в связи с тем, что исследуемая нами категория идеала представляет собой объективное обобщение эстетической практики человека. Поэтому в связи с изменением сознания человека трансформируется и идеал. Нельзя сказать, что прежде существовавший идеал отрицается, он приобретает новую форму, уточняются его параметры, аксиологическая канва которых остается неизменной.

В литературе идеал обусловлен правдивым отношением к жизни (красота истины), выражением истинных ценностей, а также мастерством писателей, создающих форму, гармонически соответствующую содержанию.

В художественной практике существует несколько способов выражения идеала. Во-первых, носителем идеальных качеств является положительный герой, который не отождествляется полностью с понятием автора о совершенстве. Во-вторых, идеал отражается в самой структуре текста, образном строе. Художественное произведение, по мнению П. Кропоткина, «неизбежно носит личный характер; как бы ни старался автор, но его симпатии отразятся на его творчестве, и он будет идеализировать то, что совпадает с его симпатиями»1. В-третьих, выражением идеального могут быть и отрицательные персонажи. Л. Гинзбург, говоря о литературном герое, утверждает: «Литература всегда имела дело с ценностями и оценками (и с антиценностями) <…> Недаром разделение героев на положительных и отрицательных явилось этическим фактом столь большого и длительного значения»2. Таким образом, идеал – это представление о совершенном обществе, человеке и его поведении. Само построение концепции идеала предполагает либо противопоставление его реальной действительности, либо адаптацию, приспособление его к действительному положению вещей.

В идеалах люди проецируют перспективные социальные отношения, которые могут быть навязаны извне. Поэтому идеал − это всегда и оценка, и элемент ценностной ориентации. Именно этим объясняется его притягательная сила, порождающая вдохновение и энергию. Идеал выступает как цель, к достижению которой стремится человек. По существу, идеал представляет собой синтетическую конструкцию. С одной стороны, в художественном творчестве воссоздается реальный человек, а с другой, относительный − это то, что мы воспринимаем сквозь призму мировоззрения. С точки зрения аксиологии идеал всегда актуален, его способы выражения и структура во многом зависят от ракурса общественной жизни человека: нравственной, духовной, социальной, политической, экономической доминант эпохи.

Наше обращение к разработке заявленной темы обусловлено необходимостью проанализировать современную картину идейно-эстетического и аксиологического развития русской прозы Мордовии конца ХХ − начала XXI веков, научно обосновать представления о религиозном, эстетическом, женском, риторическом идеалах, отображенных в художественном творчестве современных прозаиков Мордовии.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена, таким образом, несколькими значимыми факторами:

− проблема выявления авторского идеала тесным образом связана с антропоцентрическими, философскими, культурологическими представлениями современников о положительном образце, недостаточно изученна в отечественном литературоведении и нуждается во всестороннем объективном исследовании;

− имеется необходимость в научном осмыслении творчества прозаиков Мордовии конца ХХ − начала XXI веков В. Косыркина, Г. Петелина, Н. Рузанкиной, А. и К. Смородиных (Ю. Самарина) и др.), для которых наличие идеала в творческой концепции художественного текста является неотъемлемой частью изображения действительности.

^ Объект исследования: специфика воплощения авторского идеала в художественных произведениях современных русских писателей Мордовии.

Предмет исследования: авторское представление о женском, религиозном, риторическом, эстетическом идеале в системе мировоззрения писателя.

^ Материал исследования: произведения современных прозаиков Мордовии, таких как В. Косыркин, Г. Петелин, В. Петрухин, Н. Рузанкина, А. и К. Смородины (Ю. Самарин) и другие.

^ Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы заключается в выявлении художественно-эстетического своеобразия авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков.            Достижение цели обусловлено решением следующих задач:

– рассмотреть специфику авторского идеала в контексте аксиологических теорий второй половины ХХ века;

– определить особенности изображения личности через идеальное представление о человеке (на примере прозаических образцов современной русской литературы Мордовии);

– выявить специфику эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов на примере произведений русской прозы Мордовии;

– определить средства создания авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков.

^ Теоретико-методологической основой исследования послужили важнейшие достижения отечественного и зарубежного литературоведения, философии, культурологии.

Сущность и структура идеала в контексте художественного творчества представлена в работах А. П. Белик, А. В. Дремова, Е. С. Неживой, Г. Б. Курляндской, в диссертационных исследованиях В. Д. Золотавкина, Ю. Д. Климова, С. В. Мясниковой, В. М. Савельевой, О. А. Салтаевой, В. А. Славиной, В. Н. Хмара, А. П. Юловой3.

Ведущее место в работе занимают следующие методы исследования:     сравнительно-исторический,        историко-генетический, герменевтический; гендерный и аксиологический подходы использованы в анализе как конкретных явлений литературы Мордовии, так и отдельных ее образцов.

^ Научная новизна исследования состоит в том, что работа является первым опытом изучения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков. В работе представлен целостный и концептуальный анализ художественных образов, воплощающих авторский идеал и олицетворяющих различные эстетические категории – добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, милосердия и жестокости, верности и предательства и др.

Впервые описываются и подробно анализируются представления об идеале ряда современных прозаиков Мордовии, таких как В. Косыркин, К. Смородин, А. Смородина, Н. Рузанкина, С. Новокрещенова и др.; вводятся новые сведения, связанные с осмыслением религиозных истин современными прозаиками Мордовии, общие представления о женском и риторическом идеале, отмечена роль личных номинаций в свете авторского представления об идеальном.

^ Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты дополняют и уточняют представления об авторском идеале и способах его выражения в художественных образцах русской прозы Мордовии конца ХХ − начала XXI веков. Анализ произведений раскрывает художественные искания и эстетические принципы выражения авторского идеала, сочетающего традиции русской культуры с современным представлением писателей об окружающем мире.

^ Практическая значимость работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов на лекциях и практических занятиях по «Истории русской литературы», курсах по выбору и дисциплинах национально-регионального компонента; при разработке факультативных курсов, при написании учебных пособий и учебников для вузов и общеобразовательных школ Мордовии, а также учителями-словесниками в общеобразовательных школах республики, студентами при написании курсовых и дипломных работ.

^ Апробация результатов. Материалы диссертации обсуждались на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Основные положения излагались на конференциях различного уровня, в том числе на Международной научно-практической конференции «Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (Саранск, 2008), Международной научно-практической конференции «Осовские педагогические чтения: педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития» (Саранск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), региональной научно-практической конференции «Методология гуманитарного знания» (Саранск, 2007), региональной научно-практической конференции «М. И. Безбородов и современность» (Саранск, 2007) и др.

Материалы исследования нашли отражение в публикациях, в том числе и в издании, рекомендованном ВАК РФ («Авторский идеал как эквивалент мировоззренческой позиции писателя (на примере романа В. Н. Косыркина «Похищение орла») // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. − 2007. − №3).

С марта 2009 года часть материала используется в реализации исследовательского проекта № 09-04-23406 а/В, поддерживаемого РГНФ («Волжские земли: Республика Мордовия»).

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. В контексте аксиологических теорий второй половины ХХ века авторский идеал выступает как эквивалент этико-эстетического представления писателя о нормативности, образце, сложившейся и передаваемой морали. Концепция писателя формируется при решении проблемы соотношения реального и идеального, прекрасного и нравственного; взаимосвязи мировоззрения и метода, сознания и творчества. В художественной литературе авторский идеал выражает эмоциональный философский заряд, способствующий отражению духовного потенциала писателя и совершенствованию мира читателя.

2. Авторский идеал – сложная синтетическая конструкция, обладающая рядом специфических черт и характеристик, которые проявляются в специфике взглядов автора на действительность, его политических, общественных пристрастиях, этическом комплексе, индивидуальном эстетическом вкусе. В основе проявления идеала в художественном тексте лежит авторское представление о совершенстве, служащее отправной точкой для последующей интерпретации произведения. Другими словами, авторский идеал − это репрезентативное представление писателя о совершенстве, где сочетаются точка зрения на объективные явления действительности, их свойства и признаки с субъективным пониманием способов отражения и достижения образца в зависимости от саморефлекции автора.

3. Своеобразие творчества В. Косыркина проявляется в обращении к исторической тематике. Именно переломная эпоха рождает новые идеалы и ценности. Идеал патриотизма, воплощенный в образе Владимира Леонтьева, с одной стороны, вбирает в себя мысли, волю и патриотизм многих, с другой – остается выразителем авторского «я». Проявление четкой позиции В. Косыркина в анализируемом цикле романов позволяет сделать вывод о своеобразии идеала как эквивалента мировоззренческой позиции писателя.

4. В литературном процессе Мордовии можно выделить несколько способов создания образа идеальной женщины: исключительность женских образов заключается в движении героинь к реализации схемы отношений женщина – любовь – семья (В. Косыркин); создание реалистичных женских образов путем соединения положительных и отрицательных качеств характера, в результате чего намечается слом характерного для советского периода деления на положительных и отрицательных героев в пользу изображения нюансов чувств, мотивации поступков (Г. Петелин, Д. Гурьянов).

5. Движение к религиозному идеалу в прозе Мордовии идет от постановки проблемы веры и безверия к созданию идеального мира и появлению Богочеловека, использованию библейских мотивов в ряде рассказов и повестей конца ХХ − начала XXI веков.

6. Эстетический идеал Н. Рузанкиной рассматривается на основе выявления нравственно-эмоциональных проблем современного мира, близкого к духовной катастрофе. Приобщение к прекрасному, культивирование общечеловеческих ценностей (Любовь, Добро, Красота, Истина) является, по замыслу прозаика, единственным путем к духовному очищению, к гармонии чувств и отношений.

8. В представлении авторского идеала в индивидуально-стилевом многообразии прозаического искусства Мордовии конца ХХ − начала XXI веков ведущую роль играют риторический идеал, личные номинации. Имена собственные, или онимы, выполняют несколько функций: номинативную, стилистическую, эстетическую, эмоционально-оценочную. Выявление авторской предпочтительности номинирования позволяет распознать замысел, следовательно, и движение к описанию авторского идеала.

В художественной литературе риторический идеал отражает культурные традиции и реалии современного исторического периода, либо воссоздаваемой художником слова исторической эпохи. Образец прекрасной речи представляет собой иерархию ценностей, изменчивой в зависимости от культурной ситуации.

^ Структура и объем диссертации определены спецификой выдвинутых в исследовании задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем диссертационного исследования составляет 193 страницы. Список использованных источников включает 130 наименований.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во Введении обосновываются актуальность и научная новизна избранной темы, устанавливается степень ее изученности, определяются цель и задачи работы, указывается материал исследования, определяется методологическая основа, устанавливается практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации результатов работы, раскрывается структура диссертации.

Первая глава «Современное представление об авторском идеале в художественной литературе» посвящена разработке понятийного аппарата исследования, выявляет наиболее значимые особенности термина «идеал» в системе аксиологических теорий второй половины ХХ века, а так же в современном литературном процессе Мордовии, для чего исследуются основные теоретические работы по теме исследования, отражающие эстетические принципы в культурно-историческом контексте эпохи.

В первом параграфе «Проблема авторского идеала в контексте аксиологических теорий второй половины ХХ века» представлены теоретические и практические основы авторского идеала в аспекте литературоведения, философии, психологии, педагогики (А. П. Белик (1974), В. Д. Золотавкин (1968), Г. Б. Курляндская (1988), В. А. Славина (2005) и др.). Идеал нами трактуется как сложная синтетическая конструкция, обладающая рядом специфических черт и характеристик, к которым можно отнести: специфику взглядов автора на действительность, его политические, общественные пристрастия, этический комплекс, индивидуально-эстетический вкус.

Отметим, что понятие авторского идеала не исчерпывается эстетическими характеристиками, поскольку исследуемая категория, с одной стороны − художественный образ определенного индивидуума, с другой − воплощение черт, характерных для той или иной группы, класса. Вместе с этим обе стороны составляют органическое единство. Идеал автора полифункционален, поскольку он зависит от личного авторского мировосприятия и его индивидуального стиля, а так же стиля эпохи. Идеал носит универсальный характер.

Следовательно, авторский идеал – это репрезентативное представление писателя о совершенстве, где сочетаются точка зрения на объективные явления действительности и признаки с субъективным пониманием способов отражения и достижения образца в зависимости от саморефлекции автора.

Во втором параграфе «Особенности изображения личности через идеальное представление о человеке (на примере прозаических образцов современной литературы Мордовии)» исследованы особенности изображения человека в художественном тексте с учетом жанрово-стилевых особенностей прозы. Русская проза Мордовии вливается в общий литературный процесс страны и становится его важной составной частью. В современной русской прозе Мордовии наметился сдвиг, который позволяет констатировать отказ от изображения исключительно положительного героя, как схемы безупречного поведения, в пользу многогранности личности, мотивировки сомнений человека, где идеальное представление писателя не ассоциируется с обязательной безупречностью героя.

Во второй главе «^ Художественная практика изображения авторского идеала в русской прозе Мордовии второй половины ХХ – начала ХХI веков» исследована типология авторских идеалов на примере конкретных художественных произведений русской прозы Мордовии.

В работе выделено несколько видов авторского идеала в соответствии с философской, общественной и эстетической мыслью. Основанием для выделения служат произведения прозаиков Мордовии конца ХХ − начала XXI веков, которые по содержанию отражают современное состояние действительности, где переплетаются религиозные и нравственные искания героев, их желание исправить мир.

В первом параграфе «Авторский идеал как эквивалент мировоззренческой позиции писателя (на примере трилогии В. Косыркина «Похищение орла», «Крестьяне», «Мужики»)» понятие автора о совершенстве актуализировано в образе Владимира Леонтьева, который приобретает героическое наполнение, не зависящее от общественных и моральных пристрастий окружающей действительности. Писатель намеренно наделяет героя свойственными представителю современности рассуждениями. Ум, ответственность Владимира, а также вера в будущее, обостренное чувство справедливости, понятия долга и чести в своей совокупности отражают авторское мировоззрение. Образ Повелия Овчарова, последователя идей В. Леонтьева, представляет собой некий эталон, который по своей сущности, служит критерием оценки представленной писателем эпохи и социальной среды. Образы героев, показанные в рамках авторского представления об идеальном человеке, имеют обобщенный характер, представляющий собой эстетическую оценку эпохи В. Косыркиным.

Трилогия привлекает внимание тем, что ее автор обратился к исследованию внутренних истоков морального выбора. Ему важно было показать внутренний конфликт, столкновение различных моральных позиций, в которых выявляется истинная сущность героев. Смерть В. Леонтьева не является логическим завершением его моральной и нравственной жизненной позиции. С появлением образа Повелия Овчарова происходит углубление социального значения нравственного конфликта. На примере В. Леонтьева и П. Овчарова ярко показана тесная взаимосвязь индивидуального и общественного в характере людей.

Второй параграф «Соотношение внешнего облика и внутреннего мира героини в системе авторских представлений о женском идеале» посвящен выявлению особенностей изображения женских образов в прозаических произведениях Мордовии конца ХХ − начала XXI веков.

Ни одна литература не ставит перед собой задачу создавать только положительные и идеальные образы. Цель литературы – отражение реальной действительности во всем ее многообразии. Женский идеал в связи с этим может рассматриваться не только как проявление авторских пристрастий, результат жизненного опыта, дело вкуса и отражение модных тенденций, но и как следствие системного поиска прозаиком совершенства, соответствия внешнего и внутреннего мира современницы. Идеал женщины показывается не только через набор качеств и черт характера, но и через взаимоотношения с людьми. Вероятно, этим можно объяснить общие закономерности создания женского идеала, отличительными чертами которого стали: сила характера, крепкий нравственный стержень, любовь, которая размывает эгоистическое начало и открывает путь к совершенствованию. В русской прозе Мордовии наблюдается эволюция ракурса изображения женского вопроса: от позиции «женщина – общество» к принципиально иному − «женщина – любовь – семья».

Поиски образа идеальной женщины представлены в творчестве Г. Петелина (Маруся Заозерная «На отшибе»), В. Петрухина (Вероника Пустихина «Там, за горизонтом»), Д. Гурьянова (Анна Безбабнова «Чужое место), А. Зевайкина (Лана «Магия жизни»). В обозначенных произведениях созданные женские образы отражают авторское представление о совершенстве, сочетающем внутреннюю и внешнюю красоту, женственность и индивидуальность.

В третьем параграфе второй главы «Авторский идеал и поиски себя в системе религиозного воззрения (на примере произведений Г. Петелина, А. и К. Смородиных /Ю. Самарина/» выявлены особенности религиозного мировоззрения современных прозаиков.

В современной прозе Мордовии ХХ − начала XXI веков религиозный идеал находит свое воплощение, реализуясь в православных ценностях, таких как Добро, Милосердие, Сострадание, Раскаяние, Любовь. Но религиозный идеал рассматривается нами не как сумма ценностей, а как поиск добродетели внутри себя. Религиозный идеал – это не идеализированная действительность, это путь к духовному очищению, к признанию истинных христианских добродетелей, направленных на познание духовного мира, лежащего вне границ материальной реальности.

Г. Петелин и А. и К. Смородины на новом уровне исследуют морально-эстетические стороны человеческой жизни, творчески обобщая и развивая традиции русской классической литературы. Истинные человеческие ценности раскрываются в произведениях прозаиков через эстетический и религиозный ракурсы. Трагическое двоемирие героев Г. Петелина и Ю. Самарина проявляется в осознании несовершенства мира и людей. Внутренний мир персонажей полностью отражает мировоззрение писателей. Религиозный идеал представляет рождение качественно нового отношения к жизни. Движение к религиозному осознанию действительности в прозе Мордовии идет от постановки проблемы веры и безверия Г. Петелиным к созданию идеального мира и появлению праведного человека (Иван «Остров») и Богочеловека («Творец») в творчестве Ю. Самарина.

Формированию целостного представления о религиозном идеале способствуют представления писателей об истинных ценностях православной культуры. В христианстве − душа, а в литературе – внутренний мир героя, на наш взгляд, соотносятся с понятиями Истина, Добро, Красота. Реализация человеческой сущности, связанная с обретением Бога внутри каждого индивида, свидетельствует о сближении его с гармонией жизни.

Выявление индивидуально-авторского понимания о совершенстве отражено в четвертом параграфе второй главы «Самосознание героев повествования в контексте эстетического идеала в прозе Н. Рузанкиной».

К эстетическому идеалу мы относим все, что связано с понятием нравственности, прекрасного. Эстетический идеал представляет духовно-практическое осмысление мира и рассматривается в связи с общечеловеческими ценностями. В художественных произведениях эстетическая концепция писателя обращена в будущее. Она предупреждает человека о приближении всемирной катастрофы, потере истинных ценностей. Приобщение к прекрасному и возвышенному гарантирует достижение гармонии жизни всего человечества. Прекрасное понимается нами как единство Истины, Добра и Красоты и выступает как объединяющее начало между чувством и разумом.

Эстетический идеал Н. Рузанкиной связан со стремлением прозаика гармонизировать реальность. Индивидуальность писательницы проявляется в обращении к внутреннему миру героев, в попытке создать особый мир, где полностью реализуются законы нравственности и морали.

В творчестве Н. Рузанкиной мы выделили несколько способов движения героев к идеальному:

- наличие двоемирия в сознании героев («Время заката», «Белая птица», «То, что звалось тобой», «Люська», «Девочка и слово»);

- использование мотива сна, как способа связи между мирами, в качестве символического послания, созданного бессознательным («Люська», «Возвращение»);

- появление образа Дьявола, как предвестника конца жизни («Время заката», «Возвращение»);

- использование магической силы слова, способной изменить существующую действительность («Девочка и слово», «То, что звалось тобой»);

- использование символики, как способа передачи авторского представления о совершенстве (во всех произведениях писательницы);

- преодоление испытаний, препятствующих обретению покоя и гармонии («Возвращение»);

- дидактичность повествования, основанная на предупреждении о приближающейся всемирной катастрофе, отказе от истинных ценностей и идеалов.

В третьей главе «Функциональный аспект представления авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» наряду с литературоведческим комментарием художественных произведений введены элементы лингвистического анализа. Это помогло рассмотреть авторский идеал как структурный компонент художественного текста. Учитывая, что «интерпретация художественного текста, свободного от жестких функциональных ограничений, остается на сегодняшний день открытой проблемой»4, мы с позиций лингво-литературоведческого подхода (термин Л. В. Поповской (Лисоченко) произвели анализ способов представления авторского идеала в индивидуально-стилевом многообразии прозаического искусства Мордовии конца ХХ − начала XXI веков. При этом основной акцент делается на личные номинации и риторический идеал, как наиболее концентрированные, с точки зрения выявления авторского идеала, элементы художественного повествования.

В первом параграфе «Художественные функции личных номинаций как способ введения авторского представления об идеале» представлен анализ имен собственных в структуре художественного текста.

Одним из основных способов речевого воплощения смысловой категории «персонаж» в художественном тексте являются номинации персонажа. Для обозначения исследуемых лингвистических единиц использован термин «номинация персонажа» (Б. Ю. Хигир). Это связано с тем, что в работе исследуются не только имена собственные, но и нарицательные, представляющие собой дополнительную семантизацию онима.

Художественное произведение является особой сферой функционирования имен собственных. В тексте произведения личные номинации соотнесены, с одной стороны, с реальной действительностью, с современным литературным языком, с другой, − с изображаемым миром и языком художественного текста. Функции личных номинаций, как способ сведения авторских представлений о картине мира, позволяют говорить о специфике их индивидуального набора в творчестве писателя в целом и в конкретном литературном образце, в частности.

Так, в романе В. Косыркина «Похищение орла» при номинации главного героя Владимира Леонтьева не сохранилось авторской версии выбора имени персонажа. Нами сделано несколько предположений. Во-первых, прототипом главного героя мог послужить сам автор. Это связано с тем, что герой передает мысли и взгляды автора на действительность. Во-вторых, свое символическое значение имеет славянское имя Владимир – «владеющий миром».5 В-третьих, прообразом может служить князь Владимир Святославович, именуемый в фольклоре Владимир Красно Солнышко, чьи прогрессивные взгляды вполне сопоставимы с мнением Владимира Леонтьева об окружающей его действительности.

На наш взгляд, интересен и факт номинации героя с точки зрения введения имени главного персонажа в сильную позицию – в название произведения. Так, в рассказе Н. Рузанкиной «Люська» слово-название служит ярким примером отражения внутреннего мира героя и идеи произведения в целом.

Внимание к слову наблюдается и в рассказе писательницы «То, что звалось тобой». Слово в произведении приобретает магическое свойство. Так, сказанное героиней по отношению к любимому человеку: «Животное!», «Тварь!» «Идиот!»6 полностью реализуется, превращая его в существо. Значение слова приобретает символическое значение, все дальше удаляет героя от идеала, от любимого героиней человека.

В рассказе Анны и Константина Смородиных «Золотой для адвоката» в имени персонажа передается не только информация о герое, но и его социальное положение, род занятий: Витек очкастый, Жорик-Ушан, Леха-Говорун. Помимо имен-прозвищ, в текст вводится и краткая характеристика, например, «Витек очкастый – воротила финансовый, Виктор Иванович; Жорик-Ушан – полгорода крылом серым покрыл, рынки держит и контролирует».7 В рассказе мы выделяем несколько типов антропологического наименования:

- однословные единицы, включающие имена и прозвища (Леша, Лялечка, Защитник, Расслабленный, Мытарь, Блудница, Разбойник);

- двучленная модель именования : «имя + прозвище»: Леша-Говорун, Жорик-Ушан, а также «имя + отчество»: Виктор Иванович, Алексей Петрович. К двучленной структуре можно отнести меткие характеристики, представленные в виде словосочетаний: радушный хозяин8, «девочка бывшая».9

Использование Анной и Константином Смородиными имен-прозвищ обусловлено отсутствием подробной характеристики персонажей. Имена-прозвища выполняют в тексте важную функцию, восполняя информационную недостаточность.

Таким образом, в результате анализа личных наименований в структуре художественного текста мы пришли к выводу о том, что мир собственных имен важен для выявления авторской позиции, восприятия читателя, анализа исследователя. В художественном тексте имя персонажа выполняет стилистическую, информативную, семантическую, эстетическую функции.

Второй параграф третьей главы «Роль риторического идеала в формировании общего представления о позиции писателя» представляет собой анализ исследуемой категории в произведениях В. Косыркина, В. Юрченкова, Н. Рузанкиной и С. Новокрещеновой дается анализ исследуемой категории.

Как отмечает А. К. Михальская, «речевой или риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, сложившаяся в культуре и отражающая систему ее этических (нравственных) ценностей»10. С одной стороны, риторический идеал тесно связан с этическим комплексом определенного общества, с другой – с языковой личностью, выражающей основную систему ценностей этого общества. Подтверждение выдвинутому положению находим в романе В. Косыркина «Похищение орла».

Основная особенность риторического идеала В. Леонтьева заключается в его способности выражать действительность, общественно-политическую ситуацию и иерархию ценностей. Демонстрируя свою позицию относительно сложившейся ситуации в России, молодой князь делает это открыто, правдиво и честно. С точки зрения риторики, он проявляет себя как сильная языковая личность. Приведем перечень нравственных и мировоззренческих категорий, входящих в лексикон героя: честь, долг, справедливость, патриотизм, достоинство. Понятие чести имеет ценность не только для героя, но и для всего общества, что тесно связано с высоким чувством, патриотизмом.

Риторический идеал Андрея Рублева (В. Юрченков «Лики») проявляется в мире особой, вечной, богоподобной любви к красоте, сокрытой в глубинах народной души. Рублев не терпит бессмысленности, он ищет в жизни разумную цель, достижению которой можно было бы посвятить свои силы и внутренние дарования. Стилизация речи героя происходит за счет инверсии, использования свойственной тому времени и сообразной образу жизни героя лексики.

В современной русской прозе Мордовии есть примеры художественных образцов, которые позволяют писателю прибегнуть к приему лишения героя речевых возможностей при полном сохранении процесса эмпатии. Такие тексты единичны, но их присутствие позволяет полнее понять суть и роль риторического идеала (Н. Рузанкина «Девочка и слово», С. Новокрещенова «Кукла Саша»).

В повести Н. Рузанкиной «Девочка и слово» главная героиня Юля лишена речевых возможностей, но риторический идеал находит свое выражение через творчество, в котором отражены представления о совершенстве не только Юли, но и автора. Произносимые девочкой-инвалидом слова дают ключ к пониманию внутренней сущности героини: ее стремление к созиданию, добру и красоте помогают победить болезнь.

В рассказе «Кукла Саша» С. Новокрещеновой творчество раскрывает риторические возможности девочки Аси. Открывшиеся способности помогли изменить героиню, сделать ее более самостоятельной, настойчивой. Причем риторический идеал здесь представлен не в образе главной героини. Саша − это тот человек, который словом мог излечить больные души, подсказать героям возможность самореализации.

Таким образом, речь персонажей выполняет не только информативную, коммуникативную функцию, но и эстетическую, то есть служит основным средством отражения авторской позиции, и следовательно, позволяет говорить о риторическом идеале как способе проявления идеала авторского.

В Заключении подводятся итоги исследования, актуализированные в положениях, выносимых на защиту, и содержатся выводы, вытекающие из анализа специфики воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков.

Основные положения и выводы исследования нашли отражение в 11 публикациях по избранной теме:

I. Публикация в научном журнале, рекомендованном ВАК РФ.

  1. Уторова, Е. А. Авторский идеал как эквивалент мировоззренческой позиции писателя (на примере романа В. Н. Косыркина «Похищение орла») / Е.А. Уторова // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. – 2007. − №3. – С. 318 – 325 (0,5 п.л).

II. Список публикаций в других изданиях.

    1. Уторова, Е. А. Авторский идеал как синтетическая конструкция / Е. А. Уторова // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы VII Всеросс. науч.-практич. конф., посвященной памяти Алексея Федоровича Лосева.– М. : МПГУ, 2007. – С. 70-74 (0,3 п. л.).

    2. Уторова, Е. А. Эмотивные смыслы в описании героя в рассказе Г. Петелина «Белый снег» / Е. А. Уторова // М. И. Безбородов и современность : материалы региональной науч.-практич. конф.; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – С. 104-108 (0,3 п.л.).

    3. Уторова, Е. А. Индивидуальность писателя как первооснова создания авторского идеала в представлении П. Н. Сакулина / Е. А. Уторова // Региональная науч.-практич. конф. «Методология гуманитарного знания», 18-19 мая 2007 г. [посвящ. 60-летию со дня рождения профессора В. И. Кемкина: материалы] : в 3 ч. Ч. 2 / отв. ред. Е. А. Мартынова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – С. 151-154 (0,25 п.л.).

    4. Уторова, Е. А. Портрет как средство идеализации героя (на примере повести «Целительница Люба» Г. Петелина) / Е. А. Уторова // Актуальные вопросы мордовской филологии : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Водясовой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – С. 66-71 (0,3 п.л.)

    5. Уторова, Е. А. Понятия «автор», «авторское сознание» в контексте представления о писательском идеале в русском литературоведении 1960-70 годов (на примере концепций М. М. Бахтина и Б. О. Кормана) / Е. А. Уторова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы : сб. науч. тр. / редкол. : Т. А. Наумова [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – С. 112-116 (0,3 п.л.).

    6. Уторова, Е. А. Изучение авторского сознания в контексте идеализации детства в повествовательном пространстве Мордовии (на примере рассказа С. Новокрещеновой «Кукла Саша») / Е. А. Уторова // «Осовские педагогические чтения : педагогическая наука и практика : мировые, российские и региональные тенденции развития» : материалы междунар. науч.-практич. конф. (14 - 15 октября 2008 г., г. Саранск); Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – С. 157-160 (0,25 п.л.).

    7. Уторова, Е. А. Особенности религиозного идеала А. и К. Смородиных (на примере рассказа-притчи «Остров») / Е.А. Уторова // Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития : материалы междунар. науч.-практич. конф. (9- 11 декабря 2008 г., г. Саранск) / под ред. Н. Ф. Беляевой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – С. 377 – 379 (0,1 п.л.).

    8. Уторова Е. А. Самосознание героини как воплощение эстетического идеала (на примере романа Н. Рузанкиной «Возвращение») / Е.А. Уторова // Межкультурные связи в системе литературного образования: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. (19 - 20 ноября 2008 г.) / под ред. В. В.Кадакина. − Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – С. 164-167 (0,25 п.л.).

    9. Уторова, Е. А. Виртуальное как способ представления об авторском идеале в художественном тексте (на примере повести Ю. Самарина «Творец») / Е. А. Уторова, Е. А. Жиндеева // Генезис категории виртуальная реальность: материалы II Междунар. науч. конф. (25-26 июня 2009 г.) / под ред. А. В. Захряпина и др. − Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. − С. 94-97 (0,25 п.л.).

    10. Уторова, Е. А. Православный культурный код в современной повести Мордовии (на примере произведения Г. Петелина «Ему же холодно» / Е. А. Уторова, Е. А. Жиндеева // Культурные этнические и религиозные традиции и инновации мира : сравнительный дискурс : материалы Всеросс. науч. конф. – Пятигорск : ПГЛУ, 2009. – С. 128-132 (0,3 п.л.).




1 Кропоткин, П. Русская литература. Идеал и действительность: курс лекций / П. Кропоткин. – М., 2003. – С. 247.


2 Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л., 1979. – С. 131.


3 Белик, А. П. Художественные образы Ф. М. Достоевского. (Эстетические очерки) / А. П. Белик. – М., 1974; Дремов, А. Действительность – идеал – идеализация / А. Дремов // Октябрь. – № 1. – 1964; Неживой, Е. С. Александр Воронский. Идеал. Типология. Индивидуальность / Е. С. Неживой. – М., 1989.; Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: / Г. Б. Курляндская. – М., 1988; Золотавкин, В. Д. Эстетический идеал и особенности советской художественной фантастики: автореф. дис. … к. филол. н. / В. Д. Золотавкин. – М., 1968; Климов, Ю. Д. Проблема эстетического идеала в раннем творчестве К. А. Федина (1919 – 1924): автореф. дис. … к. филол. н. / Ю. Д. Климов. – Иркутск, 1966; Мясникова, С. В. Проблема социального идеала в философско-литературных произведениях А. А. Богданова, Е. И. Замятина, А. П. Платонова: дис. ... к. филос. н. / С. В. Мясникова. – Нижневартовск, 2005; Салтаева, О. А. Эстетический идеал в романах М. А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина»: автореф. дис.… к. филол. н. / О. А. Салтаева. – Йошкар-ола, 1963; Славина, В. А. Проблема идеала в русской литературе, критике, публицистике первой половины XX века : дис. ... д. филол. н. / В. А. Славина. – М., 2005; Хмара, В. Н. Эстетический идеал и индивидуальный стиль художника : автореф. дис… к. филол. н. / В. Н. Хмара. − М., 1968; Юлова, А. П. Идеал и «повседневность» в лирике А. Блока периода первой русской революции): автореф. дис. … к. филол. н. / А. П. Юлова. − Тарту, 1987.



4 Лукин, В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В. А. Лукин. – 2-е изд. – М., 2005. – С. 359.


5 Хигир, Б. Ю. Имя. Отчество. Фамилия / Б. Ю. Хигир. – М., 2004. – С. 42.

6 Рузанкина, Н. То, что звалось тобой / Н. Рузанкина // Возраст, которого не было: повести, рассказы. – Саранск, 2005. – С. 156.

7 Смородин, К. В. Золотой для адвоката / К. В. Смородин, А. И. Смородина // К. В. Смородин, А. И. Смородина. Русский костер. – Саранск, 2000. – С.77.

8 Там же. С. 82.

9 Там же. С. 77.

10 Михальская, А. К. Основы риторики / А. К. Михальская. − М.,1996. − С. 379.





Похожие:

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconФилософская культура России конца XX начала XXI веков Отношение к философам: юродивые учителя Неоднократно, и в отечестве и за рубежом, приходилось быть свидетелем и участником довольно типичной сценки: «а вы кто будете?»
Фiлософська культура Россii кiнця XX – початку XXI сторiч. // Фiлософська думка, 2011, №6, с. 245-61. (1,15 а л.)
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconЭкономический подъем США конца 19 начала 20 веков

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconАнализ живописных произведений флорентийской школы конца XV начала XVI веков

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconПримерная программа дисциплины «Основы режиссуры»
Анализ основных этапов истории режиссерского театра конца XIX – начала XXI века
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconКпк «Тенденции языкового развития начала XXI века»
Фгосы нового поколения, новые организационные формы занятий и образовательные технологии, специфика лингвокультурологического и различные...
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconКпк «Тенденции языкового развития начала XXI века»
Фгосы нового поколения, новые организационные формы занятий и образовательные технологии, специфика лингвокультурологического и различные...
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconЛитература конца XIX начала XX веков. (Общий обзор) Серебряный век. Историческая ситуация
Три революции (1905-07 Февральская, которая привела к безвластию в стране и Октябрьская 1917 года)
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconИскусство Кубани конца 19-начала 20 веков
Взаимодействие национальных культур местных народов с культурой запорожского казачества, соединение русских, украинских, а также...
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История Сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.)» Специальности
Охватывает период с древнейших времен до начала XXI в. В рамках данного курса выделяются следующие крупные разделы
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История Сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.)» Специальности
Охватывает период с древнейших времен до начала XXI в. В рамках данного курса выделяются следующие крупные разделы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы